Блокаду прорвала "неистребимая саранча"

89
Блокаду прорвала "неистребимая саранча"Недавно в архиве бывшего московского танкостроительного предприятия, которому уже 101 год, найдена неопубликованная рукопись конструктора бронетехники, Героя Социалистического Труда, доктора технических наук Николая Астрова, который за две недели в августе 1941 года на столичном танковом заводе № 37 создал в металле первый отечественный орудийный малый танк Т-60. В рукописи конструктор отметил: «С осени 1941 года по март 1942 года было сдано Красной армии более 6 тыс. танков Т-60». Это второй по количеству танк после Т-34, выпущенный в Великую Отечественную войну. «Малютка» и ее конструктор незаслуженно обойдены вниманием в отечественной военной истории, а некоторые специалисты даже критикуют Т-60, прозванный солдатами вермахта «неистребимой саранчой» за якобы низкие боевые качества.

В рукописи Николай Астров пишет, что Т-60 выпускали танковые заводы в Москве, Горьком, Свердловске, Сарепте, Кирове. В Красной армии танк назвали «малюткой». Однако, несмотря на размеры, боевая машина оказалась «зубастой» и эффективной. Он первым из легких и плавающих танков был вооружен автоматической авиационной пушкой ШВАК или ТНШ калибра 20 мм и пулеметом ДТ калибра 7,62 мм, защищен от пуль и осколков катанной, высокой твердости броней. Уже в сентябре 1941 года танк приняли на вооружение и стали серийно выпускать на заводе № 37 (ныне НИИДАР) в Москве. 7 ноября 40 танков Т-60 участвовали в параде на Красной площади. Он хорошо себя зарекомендовал в битве за Москву как танк поддержки пехоты, разведчик. Военный совет Западного фронта объявил благодарность заводу № 37.



В 1942 году Т-60 переправляли по рекам и Ладожскому озеру замаскированными от фашистской авиации на баржах с углем. В блокадном Ленинграде командование фронтом создало 61-ю танковую бригаду полковника В. Хрустицкого. В районе Новосаратовской колонии под Шлиссельбургом, где противник не просматривал нашу оборону, в начале января 1943 года под руководством маршала Климента Ворошилова прошли учения по преодолению по льду широкой Невы. Под лед провалился средний Т-34. Для тяжелого КВ-1 учения отменили. Два Т-60 быстро преодолели водную преграду и без труда вышли на высокий, обледенелый противоположный берег реки. Командующий Ленинградским фронтом генерал-полковник Леонид Говоров приказал 61-й бригаде форсировать Неву, преодолеть специально облитый водой немецкими саперами, покрытый льдом высокий берег и прорвать долговременную оборону вражеских войск.

В ночь на 12 января 1943 года наши войска сосредоточились в районе от Шлиссельбурга до Невской Дубровки. Первыми в атаку на ряде участков прорыва по льду пошли 140 легких Т-60. Немцы не ожидали, что главный удар советские войска нанесут напротив 1-го, 2-го городков, Марьино, под Шлиссельбургом, где их оборона проходила по крутым, облитым водой и замерзшим берегам Невы. Перед батальонами Т-60 немцы поставили заградительный артиллерийско-минометный огонь. Однако «малютки» прорвались через реку и вышли на крутой берег, ведя огонь по вражеским позициям из авиационных пушек и пулеметов. Танкисты 61-й бригады понесли большие потери, но достигли главного: на какое-то время отвлекли силы противника от главной группировки войск, которая под шквальным огнем с большим трудом, но вышла на берег Невы и 12 января захватила два изолированных друг от друга небольших плацдарма. Один на участке 2-й Городок, Марьино по фронту 5 км и в глубину 3 км. Другой – в районе Московской Дубровки по фронту 2,5 км и в глубину 1,5 км. Захват этих плацдармов позволил инженерным войскам 67-й армии с вечера 12 января приступить к созданию ледяной переправы для средних и тяжелых танков. В это время 45-я гвардейская стрелковая дивизия с остатками 118-го отдельного танкового батальона Т-60 стремилась расширить плацдарм напротив Невской Дубровки. На поддержку 941-го стрелкового полка 268-й стрелковой дивизии был направлен 86-й танковый батальон Т-60. К пяти часам вечера 12 января части этой дивизии вместе с танкистами 61-й бригады овладели пунктами Дачи, Гараж и продолжали наступление. Имела успех 136-я стрелковая дивизия, которой был придан 548-й танковый батальон Т-60.

18 января части 86-й стрелковой дивизии и танкисты 61-й танковой бригады освободили Шлиссельбург. За проявленный героизм и успешные боевые действия бригада «малюток» позднее была преобразована в 30-ю гвардейскую танковую бригаду.

Главный конструктор Московского завода № 37 Николай Астров, создавая в октябре 1941 года этот легкий танк, возможно, уже тогда предполагал дальнейшее развитие подобного образца бронетанкового вооружения. На фото военной поры из заводского архива у Т-60 явно просматриваются контуры будущей боевой машины десанта (БМД), которую впоследствии на оборонном предприятии в Мытищах создал конструктор и ученый Николай Астров.

Сегодня единственный в России экземпляр легкого Т-60, произведенного в 1941 году в Москве на заводе № 37 (нынешний НИИДАР), находится в Бронетанковом музее в подмосковной Кубинке. К сожалению, в отечественной военной истории практически не изучены и не освещены по достоинству роль и значение отечественных легких танков в Великой Отечественной войне. На поле боя у подготовленных экипажей Т-60 были эффективными и грозными легкими боевыми машинами для пехоты и техники вермахта.
89 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    27 января 2018 07:11
    Т-60 - танк "эрзац", который смог, на время возместить потери танков и наполнить наши танковые войска техникой, но сразу было понятно, что танк слаб, по всем своим техническим и боевым характеристикам. И можно, лишний раз поразится смелости наших людей, ходивших в бой на "малютках".
    1. +10
      27 января 2018 08:12
      Цитата: svp67
      Т-60 - танк "эрзац", который смог, на время возместить потери танков и наполнить наши танковые войска техникой, но сразу было понятно, что танк слаб, по всем своим техническим и боевым характеристикам.

      Однако такие находили своё место в системе вооружений РККА: В системе вооружения бронетанковых частей Красной Армии всегда предусматривались малые — массой до 6 т — пулеметные танки. Они предназначались в первую очередь для фронтовой разведки с возможностью преодоления встретившихся естественных препятствий, а также для борьбы с десантами, пехотой и кавалерией противника, боевого охранения и сопровождения механизированных колонн, наконец, для осуществления связи. Скромная противопульная бронезащита, слабое вооружение — обычно один пулемет — и малочисленность экипажа компенсировались подвижностью, малыми габаритами, особенно высотой, и хорошей проходимостью, обусловленной низким удельным давлением на грунт, а нередко и способностью плавать.Е.И. Прочко. Легкие танки Т-40 и Т-60
      1. +1
        27 января 2018 21:36
        кавалергардов век недолгий...
      2. +6
        27 января 2018 23:50
        На фото военной поры из заводского архива у Т-60 явно просматриваются контуры будущей боевой машины десанта (БМД), которую впоследствии на оборонном предприятии в Мытищах создал конструктор и ученый Николай Астров.

        почитал мельком про Астрова и про БМД, нигде не нашел взаимосвязи. Домыслы. Николай,
        более того, автор мог бы хоть пример из Википедии привести про Т-60:
        Вырвавшись вперёд, на рассвете 18 января у Рабочего посёлка № 5, они заметили три танка. Волховцы хотели выскочить из машины, бежать навстречу, но увидели, что это гитлеровские танки идут в контратаку. Что делать? Начинать поединок с врагом на своей малютке, имеющей 20-мм пушку, — бессмысленно. Решение созрело мгновенно. Командир танка подал команду механику-водителю: «Отходи к той роще, на опушке которой заняли огневые позиции наши орудия!»

        Танк, маневрируя, делая неожиданные и резкие повороты, ускользал от огня гитлеровских танков, а Осатюк вёл по ним огонь, пытался ослепить, оглушить врага. Дуэль продолжалась несколько минут. Были моменты, когда казалось, что вот-вот бронированные чудовища настигнут, навалятся и раздавят. Когда до рощи оставалось около 200 метров, машина Осатюка резко повернула налево. Головной гитлеровский танк также развернулся, но попал под огонь наших орудий и запылал. Затем был подбит и второй танк, а третий покинул поле боя.

        «Теперь, Ванюша, вперёд!» — приказал командир водителю. Догнав свою роту, они увидели интересную картину — танкисты загнали пехоту противника в огромный котлован. Гитлеровцы упорно сопротивлялись, забрасывали наши танки гранатами. Было ясно, что медлить нельзя, фашисты успеют окопаться. Осатюк приказывает Макаренкову накатать след к обрыву, проложить колею. Затем танк, набирая скорость, устремился к котловану, пролетел в воздухе и врезался в фашистов.

        «Молодец! — крикнул лейтенант — Теперь действуй!». Машина на большой скорости понеслась по дну котлована, уничтожая гитлеровцев огнём и гусеницами. Сделав несколько кругов, танк сбавил ход, вышел на середину котлована и остановился. Всё было кончено. Подошли свои.

        За этот бой экипаж в полном составе был удостоен званий Героя Советского Союза.

        С уважением к администрации! hi
        мне остается побывать в Музее прорыва блокады, и написать свою статью. Она будет, возможно, сильнее. Еще раз, с уважением к администрации! hi да, кстати, экскурсоводы на диораме рассказывают про подвиг Осатюка...
        1. +3
          28 января 2018 18:44
          О танках Т-60 написано в мемуарах мало. Вся информация в основном сводится к Ленинграду и прорыву блокады.
          Но попадаются всё же и сведения с других фронтов Великой Отечественной -
          Т-60 составляли значительную часть боевых машин 1-го танкового корпуса (командир — генерал-майор М. Е. Катуков), совместно с другими соединениями Брянского фронта отражавшего немецкое наступление на Воронежском направлении летом 1942 года. В ходе боевых действий корпус Катукова, составивший единую боевую группу с 16-м танковым корпусом, попал в тяжелое положение. Вот как описывает эту ситуацию и действия танков Т-60 сам М. Е. Катуков:
          «Гитлеровцы, ведя непрерывные атаки, стремились нащупать наиболее уязвимые места в боевых порядках групп. Наконец им удалось это сделать. На участке, где у нас было мало огневых средств, фашистская пехота прорвалась через передний край и вклинилась в нашу оборону. Положение создалось угрожающее. Пробив брешь, гитлеровцы продолжали углублять прорыв, с тем чтобы разобщить войска группы и выйти им в тыл.
          Нужно также учесть, что в этот момент враг наседал по всей линии фронта, а значит, и все наличные силы нашей группы — танки и пехота — были полностью задействованы. В моем резерве находились два легких танка Т-60. Но эти боевые машины-„малютки“ и танками-то можно было назвать лишь условно. Вооружены они были 20-мм пушками ШВАК.
          Читатель, вероятно, представляет себе, что такое двенадцатый калибр охотничьего дробового ружья. Так вот, у пушек, состоящих на вооружении Т-60, калибр тот же самый. Для борьбы против немецких танков Т-60 не годились. Но против живой силы врага „малютки“ действовали превосходно и не раз своим автоматическим огнем наносили громадный урон фашистской пехоте. Так было и под Мценском, и под Москвой.
          И теперь в роковой час немецкого прорыва выручили нас танки-„малютки“. Когда фашистская пехота вклинилась в нашу оборону на полкилометра, если не больше, я бросил в бой последний резерв.
          К счастью, рожь в ту пору поднялась чуть ли не в рост человека, и это помогло „малюткам“, укрываясь во ржи, выйти в тыл гитлеровцам, просочившимся в наши боевые порядки. Т-60 с короткого расстояния шквальным огнем обрушились на немецкую пехоту. Прошло несколько минут, и цепи наступающих фашистов были отброшены».
    2. +16
      27 января 2018 12:40
      Цитата: svp67
      Т-60 - танк "эрзац",

      «И на маленьких танках при желании тоже можно хорошо воевать!»
      И.В.Сталин

      Кто сказал, что песне с шуткой места нету на войне?
      Под гитару с балалайкой, разместившись на броне,
      Про платочек синий пели два танкиста подо Мгой.
      А назавтра им в атаку, может быть – в последний бой…

      Шёл тяжёлый сорок третий, середина января.
      Лёгкий танк, шестидесятка, но, по правде говоря,
      Из достоинств – только скорость. А броня – ядрёна вошь!
      Генерал сказал с досадой «Из рогатки прошибёшь!»

      Но кобриг Хрустицкий знает – дорог золотник, хоть мал -
      Ведь бригаду перед боем лично сам тренировал.
      Экипаж машины лёгкой в совершенстве обучил -
      Командир едва задумал, а механик подхватил…

      У Рабочего посёлка (под «отличной» цифрой «пять»)
      Легкотанковой бригаде цель – пехоту поддержать.
      В экипаже два танкиста – ротный, Дима Осатюк,
      И сидит за рычагами Ваня МакарЕнков – друг.

      Вот пошла вперёд пехота, им задача – прикрывать.
      На поляну вдруг из леса - пара «Тигров»… «Выручать
      Нам пехоту срочно нужно, а иначе - всех побьют!
      На таран идти – без толку, и снаряды не прошьют…

      Отвлекать фашиста надо. Ну-ка, Ваня, потанцуй!»
      Подскочили к «Тигру» лихо – тот повёлся, обалдуй!
      Думал: «Пришибу малявку, и победу запишу…»
      Но «малявка» не сдаётся – «Я ещё не так спляшу!»

      Ваня с рычагами сросся – шаг вперёд, и два назад,
      Лихо вправо, тут же влево, дразнит, «подставляя» зад.
      Немец лупит, что есть дури, но попробуй, попади –
      Из пушчонки несерьёзной льют свинцовые дожди!

      Слепят и прицел сбивают, причинить не в силах вред…
      «Тигр» бросился в погоню, и второй за ним вослед.
      Танк советский лихо мчится, «исполняя номера».
      - «Ваня, жми к опушке леса! Жми! Сейчас! Вот-вот! Пора!»

      Осатюк плеча коснулся – дал условленный сигнал.
      Танк на месте повернулся, к «Тигру» правым боком встал.
      Снова очередь из пушки – бьёт по смотровым щелям,
      Не даёт стрелять прицельно, видимость сводя «к нулям».

      МакарЕнков Ваня с места вдруг рванул, и вдоль опушки,
      Увлекая за собою, немцев «потащил» под пушки.
      Повернувшись к артзасаде боком, тут же получил
      Два снаряда первый «Тигр», и рванул, и задымил!

      Тут нарвался «под раздачу» и второй, что следом шёл.
      - «Ваня, заманили дуру! Тоже смерть свою нашёл!»
      - «Да, не подвела «малютка»! – другу Ваня отвечал.
      А за боем сам Хрустицкий, оказалось, наблюдал.

      Стал Героями Союза экипаж наш боевой…
      Не забыли и сегодня этот подвиг фронтовой.
      Помнит Ленинград спасённый тех, кто, жертвуя собой,
      Здесь блокаду прорывали – шли бесстрашно в страшный бой!
    3. +5
      27 января 2018 16:42
      Цитата: svp67
      эрзац
      не несите чуши пожалуйста. Эрзац - это значить подделка, суррогат, низкокачественная замена оригинала. А это был полноценный лёгкий танк, лёгкий танк.
      1. +2
        27 января 2018 17:37
        Цитата: Cветлейший
        А это был полноценный лёгкий танк, лёгкий танк.

        А можно узнать в чем он был ПОЛНОЦЕННЫМ танком? В том, что создавался на основе АВТОМОБИЛЬНЫХ УЗЛОВ и АГРЕГАТОВ, на автомобильном производстве, вместо, так нужных РККА грузовиков? Отсутствием полноценной пушки, что просто превращало этот танк в подвижную пулеметную точку, не способной ПОЛНОЦЕННО поддерживать пехоту в бою.
        Цитата: Cветлейший
        не несите чуши пожалуйста.
        Это Вы перед тем, чтоб что то сказать, лучше подумайте чем аргументировать будете.
        1. +4
          27 января 2018 17:56
          Сергей,тогда,по вашей логике Шерман тоже недотанк,а имея еще и авиадвигатель,навенное еше хуже,как и БТшки?
          1. +1
            27 января 2018 18:08
            Цитата: zadorin1974
            Сергей,тогда,по вашей логике Шерман тоже недотанк,а имея еще и авиадвигатель,навенное еше хуже,как и БТшки?

            Я на счет двигателя НИ ЧЕГО не говорил, я указал на использование автомобильных УЗЛОВ и АГРЕГАТОВ, а это подразумевает ЗНАЧИТЕЛЬНО больше одного автомобильного двигателя. Т-60, фактически лишил РККА половины грузовых авто, собственного производства. И не напомните мне, а какова броня и пушка была на "автомобиле" "Шерман"?
            1. +3
              27 января 2018 18:33
              Сергей,на шермане так же применялись автомобильные агрегаты.Ну не было у страны другого варианта на тот момент,доходило и до бронированных тракторов.На уровне Т-1 и Т-2 он был и не плох,проблема была в применении.
              1. +1
                27 января 2018 18:45
                Цитата: zadorin1974
                Ну не было у страны другого варианта на тот момент,доходило и до бронированных тракторов

                А я этого и не отрицаю, потому и называю его "эрзац-танком". Были бы чуть иные времена и условия, он бы у нас никогда и не появился.
          2. +1
            28 января 2018 00:30
            Цитата: zadorin1974
            а имея еще и авиадвигатель,наверное еше хуже,как и БТшки?

            Вот здесь Сергей прав: мы молимся на дизель В-2, но до этого и у нас на танках стояли авиамоторы. Авиамоторы М-5, М-17 были конвертированы в танковые двигатели, стояли на серийных танка БТ; Т-28;Т-35. Танковый вариант двигателя М-17 в 1941 пытались ставить на танки Т-34 и КВ. Зубов. "Двигатели танков."
            Теперь по двигателям для танков Т-60 и Т-70. На Газе готовились выпускать новую серию грузовиков и под это построили новое моторное производство, фактически новый завод, но этот завод отдали в НКАП под производство двигателей М-105Р для бомбардировщиков Пе-2. Это первая потеря автомобильной промышленности: не удалось, в нужных количествах, организовать производство шестицилиндровых двигателей Газ-11 и его модификаций. И недостаток алюминия тоже сыграл свою роль: пришлось лепить всяческие спарки типа Газ 202, чтобы получить необходимую мощность. Вот вам и потери не только в двигателях. но приборах питания, электрооборудования и других агрегатах.
            Американцы тоже не от хорошей начали ставить радиальные (звездообраные) моторы на танки. Тут и отсутствие двигателей необходимой мощности, и снабжение топливом, иещё ряд причин. Если танки М-3 средний шли только авиамоторами, то у Шермана несколько модификаций только по двигателям.
            1. +2
              28 января 2018 01:05
              Да уж нед "Шерманами" по экспериментировали в плане двигателей -
              радиальные, спарки дизелей MGM, 8-цилиндровые "Форд", 5 бензиновых "Крайслер Мультибенк" А-57 в едином блоке ... belay , дизель "Катерпиллер" RD1820!!!
        2. +5
          28 января 2018 00:06
          А можно узнать в чем он был ПОЛНОЦЕННЫМ танком?

          военный "эрзац", выпущенный "не от хорошей жизни", чтобы хоть как-то прикрыть пехоту в атаке. hi Т-60 не стал "символом Победы. Но во многом принял на себя тяжесть боев 42-го.. soldier
          1. +3
            28 января 2018 01:08
            Тут или тужься и не произведи навязанный Т-50 или создай и производи то, что реально может помочь в трудную годину...
            Главное не стали заморачиваться и тратить ресурсы на разные "вундервафли" в отличии от соперников, когда их пробили судороги агонии...
            1. +5
              28 января 2018 11:36
              Алексей, я там выше написал, что не нашел взаимосвязи Астрова, Т-60 и создания БМД. Возможно, погорячился. Астров создал первую бронетехнику для ВДВ - "голозадого фердинанда" АСУ-57 (Господи, и тут "голозадые" laughing ). А в ее облике точно просматриваются его наработки по Т-40,60,70. soldier

              Тут или тужься и не произведи навязанный Т-50

              Т-34 тоже планировали перед войной заменить на Т-34М. Но во время войны надо выпускать то, что уже отлажено в производстве. request
              1. +1
                28 января 2018 18:48
                Перед войной планировали и танковые производства в Сталинграде и Челябинске! Но увы так ДО начала войны эти производства не были введены в строй...
                Вот и получается - всего 3 танковых производства! В Москве, Харькове и Ленинграде! Для такой громадной страны...
                1. +2
                  28 января 2018 18:51
                  Цитата: hohol95
                  Москве, Харькове и Ленинграде!

                  Чепуху не пишите то.
                  1. +1
                    28 января 2018 19:48
                    И, где же ещё в СССР до 1941 года производили танки? Просветите, Не дайте помереть неграмотным... crying
                    Может вы причисляете производство МС-1(Т-18) в Перми, в 1925-1926 годах? И производство Т-27 на ГАЗ-е в начале 30-х годов?
                    1. +1
                      28 января 2018 20:51
                      А Челябинск где?
                      1. +1
                        28 января 2018 22:11
                        А когда в Челябинске начали производить танки?
                        Серийный выпуск танков КВ стартовал в феврале 1940 года на Кировском заводе. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 июня 1940 года Челябинскому тракторному заводу (ЧТЗ) предписывалось также начать производство КВ. 31 декабря 1940 года на ЧТЗ построили первый КВ. Одновременно на заводе стартовало строительство специального корпуса для сборки КВ.
                        На 1941 год было запланировано произвести 1200 танков КВ всех модификаций. Из них на Кировском заводе — 1000 шт. (400 КВ-1, 100 КВ-2, 500 КВ-3) и ещё 200 КВ-1 на ЧТЗ. Однако на ЧТЗ до начала войны было построено всего несколько танков.

                        Я думал вы меня Сталинградским тракторным пожурите -
                        Ещё 19 декабря 1939 года постановлением № 442 Комитета Обороны СССР обязал организовать на СТЗ производство танков Т-34 и прекратить подготовку производства танков Т-26. Основные чертежи для производства «тридцатьчетвёрок» должны были быть присланы на СТЗ в феврале 1940 года. Но из-за большой занятости по развёртыванию выпуска Т-34 харьковский завод № 183 не смог прислать документы вплоть до конца апреля 1940 года, да и тогда не в полном объёме — 1400 чертежей из 3500 положенных. Тем не менее работы по изготовлению деталей установочной партии были начаты. 13 мая 1940 года автобронетанковое управление запретило СТЗ производить изменения в деталях, узлах и конструкции танка Т-34 и постановило любые изменения согласовывать с заводом № 183 и АБТУ.
                        Всего же за 1940 год на СТЗ было собрано 23 танка Т-34, из которых приёмку прошли лишь шесть машин.
                        Планом на 1941 год предусматривалось резкое увеличение выпуска Т-34: до конца года завод должен был изготовить 1000 танков. Чтобы обеспечить выполнение этого плана, в Сталинград были доставлены новые полные комплекты чертежей и технологических карт с завода № 183. Кроме того, на завод из Харькова приехали 5 инженеров для оказания помощи в организации производства танка Т-34. Всё это привело к исправлению ситуации: за март 1941 года СТЗ выпустил уже 47 танков, а с начала года — 75 машин. 4 марта 1941 года 30 танков Т-34 были отправлены 12-й танковой дивизии Киевского особого военного округа.

                        Так, что до 1940 года, а фактически до 1941 года танки производились в 3-х городах на 4-х заводах!!!
                      2. +3
                        28 января 2018 22:40
                        не ругайтесь только
        3. +2
          28 января 2018 05:49
          Цитата: svp67
          том, что создавался на основе АВТОМОБИЛЬНЫХ УЗЛОВ и АГРЕГАТОВ

          И как это мешает быть лёгким танком? То если на танк двигатель автомобильный - то это уже не танк, тогда следуя вашей логике, если на автомобиль поставить танковый - то он станет танком? Может у вас и т-80 вертолёт?
          Так вот, того что это ПОЛНОЦЕННЫЙ ЛЁГКИЙ ТАНК, ваша аргументация ни как не отменяет.
          1. +2
            28 января 2018 06:20
            Цитата: Cветлейший
            Может у вас и т-80 вертолёт?

            Ну иногда его так называли, как и "пылесосом"
            Цитата: Cветлейший
            То если на танк двигатель автомобильный - то это уже не танк, тогда следуя вашей логике, если на автомобиль поставить танковый - то он станет танком?

            Это Ваша ЛОГИКА, так как Вы, похоже НЕСПОСОБНЫ понимать аргументы оппонента из-за своей ТЕХНИЧЕСКОЙ БЕЗГРАМОТНОСТИ. Еще раз, лично для Вас повторяю, что АВТОМОБИЛЬНЫЕ УЗЛЫ И АГРЕГАТЫ это больше, значительно больше, чем просто один автомобильный двигатель.
      2. 0
        29 января 2018 13:39
        Цитата: Cветлейший
        не несите чуши пожалуйста. Эрзац - это значить подделка, суррогат, низкокачественная замена оригинала. А это был полноценный лёгкий танк, лёгкий танк.

        Полноценный лёгкий танк - это Т-50. Который завод №37 производить не смог - не было необходимого оборудования.
        И тогда Астров сделал "мобилизационный" танк Т-60 на базе автомобильных агрегатов и плавающего Т-40. И вооружил его 20-мм ТНШ, потому как поставить 45-мм на модифицированное шасси Т-40 сразу не удалось.
        О том, что это был за танк, лучше всего говорят отзывы из Действующий армии:
        Из отчета о действиях танков 1-й ударной армии в условиях зимы.
        На проселочных дорогах вблизи фронта танки Т-34 и КВ проходят без затруднений, Т-60 садятся на днище.
        На поле боя снег от 25 до 50 см. Танки КВ и Т-34 проходят без затруднений, Т-60 при глубине снега больше 25 см. зарываются и садятся.
        ...
        Из опыта действий танков 20-й армии в зимних условиях
        Практика показала: лучше всего Т-60 и Т-40 использовать в зимнее время для охраны и обороны штабов, для преследования противника по дорогам и в населенных пунктах. Т-60 и Т-40 в наступательном бою из-за большого снежного покрова участвовать вне дорог не могут.

        Танковые части 5-й армии.
        Т-60 при подъеме 15-20 градусов со средним обледенением подъема не взяли.

        Из доклада начальнику АБТУ Западного Фронта.
        Легкие танки Т-60, Т-40, Т-30 в условиях снежного покрова 30-40 см. по снегу двигаться не могут. Узкая гусеница прорезает снег до грунта, днищем садится на прессованный снег и буксует. Примеры: 13.1.42 при наступлении на Ильинское 145 Тбр было применено танков Т-60 в количестве 17 штук. Все танки, как только свернули с дороги для развертывания, застряли на опушке леса.
        Экипажам танков Т-60 31-й тбр в количестве 5 штук была поставлена задача овладеть Аксеново. Личный состав принимал все меры для выполнения этой задачи и не смотря на это ни один танк ни дошел до Аксеново. Все танки застряли в снегу в момент развертывания.

        А когда настало лето и растаяли снега, у Т-60 начались массовые отказы ТНШ. Нежная автоматика бывшей авиапушки не выдерживала пыли - и отказывала даже после маршей по просёлку.
    4. +3
      27 января 2018 18:37
      Т-60 танк по подвижности и бронезащите равен Т-26.Конечно этих характеристик недостаточно к 41-42г.Вопрос стоял так, иметь такие танки массово или не иметь вообще легкого танка.
      Танк Т-50 разработанный перед войной не мог выпускаться массово по причинам технологического характера и отсутствию в серийном производстве дизельмотора.(половинка Т-34 6цилиндров).
      1. +3
        27 января 2018 18:46
        Цитата: alekc73
        Вопрос стоял так, иметь такие танки массово или не иметь вообще легкого танка.

        Боюсь, что в то время, вопрос ставился по иному, иметь хоть такой танк, в танковых и механизированных войсках или почти не иметь танковых войск, как таковых
        1. +2
          28 января 2018 08:02
          Цитата: svp67
          Боюсь, что в то время, вопрос ставился по иному, иметь хоть такой танк, в танковых и механизированных войсках

          Вот здесь вы правы. К октябрю 1941 года у нас не осталось танковых заводов выпускающих тяёлые и средние танки, кроме СТЗ но и он испытывал нехватку корпусов. И если уже идти до конца, то есть начать технологическую цепочку с начала мы окажемся в той ситуации что толстый броневой лист могли прокатывать только Мариупольский и Ижорский заводы. Ижорский в эту пору оказался в блокаде, Мариупольский эвакуировали. Это благодаря работникам Магнитогорского металлургического комбината, на блюминге начали прокатывать броню. И книги металлурга В.Е.Емельянова. "С чего начиналось."
          "– Ну, рассказывайте, что у вас делается? Сколько корпусов танков в день изготовляете? – начал было я.
          – А мы ещё и не начинали их производить, – как-то запинаясь и, как мне показалось, словно через силу проговорил Тырышкин.
          – Как не начинали? – Я ожидал всего – и трудностей производства, перебоев в работе, но даже и подумать не мог, что завод ещё не приступил к изготовлению корпусов. – В чем дело?
          – Во-первых, на заводе нет ни одного листа броневой стали, а во-вторых, и это, пожалуй, самое главное – мы только недавно получили штамповочный пресс. Фундамент для пресса соорудили, а к монтажу его ещё не приступили. У нас и специалистов-то такой категории нет – на заводе никогда крупного прессового оборудования не было, и опыта, естественно, никакого." И если бы не смогли органиовать проиводство танков Т-60, тонкобронного, с ненадёжной пушкой ТНШ(ШВАК), но всё-таки танка, у нас действительно ничего бы не было. И здесь вы трижды правы.
      2. 0
        29 января 2018 13:50
        Цитата: alekc73
        Т-60 танк по подвижности и бронезащите равен Т-26.

        Я таки дико извиняюсь, но где на Т-26 в лобовой проекции найти 30-35 мм наклонной брони? wink
        Что же до подвижности... дело в том, что Т-26 последних годов выпуска был крайне перетяжелён. Исходный "Виккерс-6 т" поправился аж до 10-10,5 тонн, а движок удалось форсировать лишь на 15 л.с. Плюс пошли нарекания на перегруженность подвески. Уже в середине 30-х ГАБТУ начало искать танк для замены Т-26 - хотели даже у чехов будущий Pz.35(t) купить или хотя бы посмотреть.
        Цитата: alekc73
        Танк Т-50 разработанный перед войной не мог выпускаться массово по причинам технологического характера и отсутствию в серийном производстве дизельмотора.(половинка Т-34 6цилиндров).

        Для Т-50 был задел на 200 движков В-4. Но тут появился Зальцман - и задела не стало.
        Проблема в том, что В-4 конкурировал в производстве с В-2. И выбор "делать движок для Т-50 или нарастить выпуска движков для Т-34 и КВ" в 1942 был очевиден. Не от хорошей жизни на Т-34 и КВ появились М-17...
  2. +5
    27 января 2018 07:13
    Т-60 строился в таких количествах вынужденно, т.к. средних и тяжелых танков не хватало и они заменялись этими легкими.
    Соотвтсвенно, потери их были очень большими.
    1. +5
      27 января 2018 13:25
      У легких танков строго определенная задача - поддержка пехоты. Когда их не бросают воевать на танки противника, они очень полезны. Т-60, Т-70, Валлентайн танкисты любили БОЛЬШЕ, чем Т-34.
      Потому что Т-34 всегда бросали в бой вперед - на танки , на противотанковые позиции.
      А Т-60 только иногда, по глупости командиров (как под Прохоровкой, например).
      Поэтому шансы на выживание в среднем в Т-60 были выше, чем в Т-34.
      Ведь броня лба Т-34 как была 45 мм в 1941 году, так и осталась 45 мм в 1945 году.
      Короче, ее к 1943 пробивало уже все, что было у немцев.
      1. +2
        27 января 2018 14:15
        Цитата: voyaka uh
        У легких танков строго определенная задача - поддержка пехоты. Когда их не бросают воевать на танки противника, они очень полезны.

        В 1941 и 42 они выполняли задачи именно средних и тяжелых танков, несвойственные легким, и, пожтому, массово гибли.
      2. +1
        27 января 2018 18:41
        Спорно про выживаемость.Горели Т-60 ужасно.Их броню пробивали все БПС немцев.Солдатские поговорки простые и точные"братская могила на двоих"
  3. +6
    27 января 2018 07:14
    Слова "неистребимая саранча" плохо ассоциируются с низкими боевыми качествами, скорей с большим количеством.
    1. +6
      27 января 2018 12:29
      Ну, солдатам вермахта тогда виднее было, чем нам сейчас с диванов.
  4. +7
    27 января 2018 07:29
    У автора ошибка- танк Т-60 НЕбыл 2-м по массовости танком, вторым по массовости танком был Т-70
    1. +15
      27 января 2018 08:07
      У Автора не одна ошибка, а множество!
      К примеру мы из статьи узнаем, что Т-60 являлся плавающим танком?
      Он первым из легких и плавающих танков был вооружен автоматической авиационной пушкой ШВАК или ТНШ калибра 20 мм и пулеметом ДТ калибра 7,62 мм, защищен от пуль и осколков катанной, высокой твердости броней.

      Автор явно путает его с Т-40 в модификации Т-30с. "С" - означает сухопутный.
      Интересно автор про серию ПТ, что-то слышал?
      Второе "адиозное" утверждение Автора, о том что Т-60 - "забыли"? Возможно подтверждает, что Автор в теме "не в зуб ногой"! Т-60 по упоминаемости среди отчественной бронетехники на почетном 5 месте! Именно почетном и именно пятом!
      Выпад в сторону Астрова? Я думаю сторожилы ВО немного удивлены, что за них считают, что мы незнаем кто он и что для страны сделал в годы Великой Отечественной войны.
      Ну последнее, о Т-60 если и писать, то не в таких мизерных объемах. Минимум цикл статей!
      С уважением, Котище!
      1. +1
        27 января 2018 17:18
        Илья Борисович Мощанский
        Легкие танки семейства Т-40. «Красные» разведчики
        Таким образом, выяснилось, что применение плавающих машин, каким являлся Т-40, было ограниченным, а вот легких танков хронически не хватало. Чтобы технологически упростить машину, конструкторы ликвидировали все водоходное оборудование: гребной винт с карданным приводом (валом), коробку отбора мощности, водяные (водоходные) рули, трюмный насос, теплообменник, водоотбойный щит, компас. По возможности отказались и от радиостанции. Начиная с июля, когда было произведено уже 60 машин в новой комплектации, такие танки выпускались под условной маркой 40С («сухопутный» – однако в документах завода № 37 этот индекс не встречается) с использованием большого задела прежних бронекорпусов с нишей винта. Вопреки сложившемуся мнению вооружение не менялось – пушку ШВАК установили только на модифицированном полигонном Т-40С, единственном уцелевшем танке этого типа, ныне хранящемся в музее бронетанковой техники в Кубинке.
        ...Начиная с августа 1941 года кормовой лист корпуса стали делать прямым, без ниши винта, а за счет массы ликвидированных водоходных агрегатов увеличили, хотя и незначительно – до 15 мм, толщину лобового и бортового листов корпуса и до 20 мм – брони подбашенной коробки, бортов башни и маски спаренной установки [* Впоследствии эта модификация танка получила название Т-30.]. На Т-30 облегчили управление бортовыми фрикционами и их обслуживание: вместо кулачковых отводок ввели шариковые – знаменитые «слезки», как на Т-34. На некоторых машинах в ходовой части вместо штампованных дисков опорных катков использовались литые спицованные опорные катки с наружной амортизацией. Близость топливных баков составляла 206 л, запас хода танка по шоссе достигал 300 км.
        По своей бронезащищенности новая модификация не уступала распространенному в РККА 10-тонному Т-26 и имела более высокую среднюю скорость по местности. Так как этот вариант танка носил заводской индекс 030, то его иногда полуофициально именовали Т-30. Такие танки в документах завода № 37 проходили как Т-30, такой же индекс они имели в войсках, хотя популярной эта марка не стала.

    2. +1
      27 января 2018 13:18
      Цитата: sibiryouk
      У автора ошибка- танк Т-60 НЕбыл 2-м по массовости танком, вторым по массовости танком был Т-70
      Не выдумывайте! В тексте такого сказано не было. Речь шла про период Великой Отечественной войны.
      1. +4
        27 января 2018 15:12
        Цитата: Проксима
        Цитата: sibiryouk
        У автора ошибка- танк Т-60 НЕбыл 2-м по массовости танком, вторым по массовости танком был Т-70
        Не выдумывайте! В тексте такого сказано не было. Речь шла про период Великой Отечественной войны.

        Мда.... what
        Читаем статью Автора.
        В рукописи конструктор отметил: «С осени 1941 года по март 1942 года было сдано Красной армии более 6 тыс. танков Т-60». Это второй по количеству танк после Т-34, выпущенный в Великую Отечественную войну.

        То есть конструктор (Астров) говорит о свыше 6 000 танков произведенных в период с 1941 по 1942 год.
        А что говорит Автор?
        Это второй по количеству танк после Т-34, выпущенный в Великую Отечественную войну

        Это выводы не конструктора а Автора!
        Теперь берем справочники и читаем:
        Т-60 в 1941 году произведено - 1818 ед., в 1942 - 4474 ед., всего - 6292 ед.
        Т-70 в 1942 - 4883 ед., в 1943 - 3343 ед., всего - 8226 ед.

        Сравниваем 6292 < 8226! Вывод Т-70 выпустили больше чем Т-60. hi
  5. +17
    27 января 2018 07:51
    Писатель Виктор Потанин в своей книге "Танкисты в сражении за Ленинград", пишет о мужестве экипажа Т-60 в составе командира лейтенанта Д. И. Осатюка и механика-водителя старшины И. М. Макаренкова :"Вырвавшись вперёд, на рассвете 18 января у Рабочего посёлка № 5, они заметили три танка. Волховцы хотели выскочить из машины, бежать навстречу, но увидели, что это гитлеровские танки идут в контратаку. Что делать? Начинать поединок с врагом на своей малютке, имеющей 20-мм пушку, - бессмысленно. Решение созрело мгновенно. Командир танка подал команду механику-водителю: "Отходи к той роще, на опушке которой заняли огневые позиции наши орудия!"Танк, маневрируя, делая неожиданные и резкие повороты, ускользал от огня гитлеровских танков, а Осатюк вёл по ним огонь, пытался ослепить, оглушить врага. Дуэль продолжалась несколько минут. Были моменты, когда казалось, что вот-вот бронированные чудовища настигнут, навалятся и раздавят. Когда до рощи оставалось около 200 метров, машина Осатюка резко повернула налево. Головной гитлеровский танк также развернулся, но попал под огонь наших орудий и запылал. Затем был подбит и второй танк, а третий покинул поле боя."Теперь, Ванюша, вперёд!"- приказал командир водителю. Догнав свою роту, они увидели интересную картину — танкисты загнали пехоту противника в огромный котлован. Гитлеровцы упорно сопротивлялись, забрасывали наши танки гранатами. Было ясно, что медлить нельзя, фашисты успеют окопаться. Осатюк приказывает Макаренкову накатать след к обрыву, проложить колею. Затем танк, набирая скорость, устремился к котловану, пролетел в воздухе и врезался в фашистов."Молодец! - крикнул лейтенант - Теперь действуй!". Машина на большой скорости понеслась по дну котлована, уничтожая гитлеровцев огнём и гусеницами. Сделав несколько кругов, танк сбавил ход, вышел на середину котлована и остановился. Всё было кончено. Подошли свои."И всё таки Т-60 среди лучших образцов, в своём классе,но к 1942 году время таких машин безвозвратно ушло, и только исключительные и трагичные для СССР обстоятельства вызвали его появление к жизни.
  6. avt
    +5
    27 января 2018 09:38
    Слабенькая статья, если не сказать больше. negative Ну была серия Т-60/70 большой . А почему при наличии Т-50 ? Автор не пробовал задуматься ?Ну прежде чем панегирик сей писать .
    Цитата: svp67
    Т-60 - танк "эрзац"

    Да.Оттого и не получил дальнейшего развития.
    1. +1
      27 января 2018 15:17
      Цитата: avt
      Слабенькая статья, если не сказать больше. negative Ну была серия Т-60/70 большой . А почему при наличии Т-50 ? Автор не пробовал задуматься ?Ну прежде чем панегирик сей писать .
      Цитата: svp67
      Т-60 - танк "эрзац"

      Да.Оттого и не получил дальнейшего развития.

      При всем к Вам уважении и абсолютном согласии с первой частью Вашего комментария, категорически не согласен со - второй.
      Т-60 получил свое продолжение и развитие в лице Т-70 и Т-80. А в дальнейшем переродился Су-76.
      1. avt
        +2
        27 января 2018 16:40
        Цитата: Котище
        Т-80.

        bully Сколько их было ? Можно и в граммах. bully
        Цитата: Котище
        А в дальнейшем переродился Су-76.

        bully Про переделку трофейного панцервагена №3 изволите гноворить ?База же самоходки Су-76М -да , была на основе ходовой , однако к ТАНКАМ это не имело вообще никакого отношения , от слова -вообще. Просто примите как данность никто никуда не
        Цитата: Котище
        в дальнейшем переродился
        и танки в самоходки тем более . Читайте Горлицкого в изложении Свирина.Придёт понимание когда и почему взялись в Отечественную клепать самоходы такие какими они были. Как собственно и немцы во второй половине войны.
        1. +2
          27 января 2018 17:46
          Всего за время серийного производства СУ С-1 на заводе 37 было выпущено 201 САУ (в том числе, вероятно, до 20 "командирских").


          Михаил Николаевич Свирин
          Самоходки Сталина. История советской САУ 1919 – 1945
          1. avt
            +2
            27 января 2018 18:05
            Цитата: hohol95
            Михаил Николаевич Свирин
            Самоходки Сталина. История советской САУ 1919 – 1945

            Ну там же у Миши
            ....и 21 марта 1943 г САУ была рекомендована для принятия на вооружение под индексом СУ С-1,СУ-76(С-1) , а производство СУ-76 (СУ-12) остановлено
      2. +2
        27 января 2018 17:34

        Прочтите и узнаете всё о рождении советских самоходных артустановок! В том числе и СУ-76!!! hi
        1. +2
          27 января 2018 18:21
          1. Т-80 произвели в количестве 120 шт. + малой серией к 1945 склепали 12 штук ЗСУ-37.
          2. Печально если указанная Вами книга единственная в библиотеке. У меня есть возможность приобщится к первоисточникам.
          СУ-76 — советская самоходная артиллерийская установка (САУ), применявшаяся в Великой Отечественной войне. Самоходка выполнена на базе лёгких танков Т-60, Т-70 и предназначалась для непосредственного сопровождения пехоты, имела противопульное бронирование.

          На заводе имени Калинина сохранилось много интересного, но производственная и технологическая приемственность Т-70 и СУ-76 очевидна.
          3. Причем здесь СУ-76И?
          1. +2
            27 января 2018 18:55
            И, что глаголят первоисточники по поводу рождения "Сучки" СУ-76?
            Январь 1943 года - СУ-76 (СУ-12);
            Май 1943 года - СУ-76М (СУ-12М);
            Осень 1943 года - СУ-76 (СУ-15М);
            1944 год - СУ-76М.
            Или ваши источники дают другую информацию?
            1. +2
              27 января 2018 19:43
              Еще раз?
              Су-76 и Су-76М исполнены на базе легкого танка Т-70!
              Су-76И - на базе трофейной техники.
              Технологически и идеологически Су-76 и Су-76М приемники Т-60 и Т-70.
              ЗИК готовился к производству Т-70, а Т60 производил в немалом количестве, так что при сравнении чертежей видно примественность идей Т-70 и Т-80 воплощенных в "сушках".
          2. +2
            27 января 2018 19:38
            Вы о моей библиотеке не печальтесь... Всё не купишь и не скачаешь...
            1. +1
              27 января 2018 20:22
              У меня на данный момент 15 000 книг в бумаге, а у Вас?
  7. +7
    27 января 2018 11:21
    Во время Курской битвы экипаж Т-60 записал на свой счет Тигра. Просто подъехали сзади к ехавшему по своим делам монстру из засады и отмороженный командир запулил в открытый люк гранату. После этого доложил, что в бою уничтожен. Приехал весь штаб. Думали из пухи своей уязвимое место новое нашел. Долго ржали в голос, когда увидели. Командира Т-60 представили к ГСС.
    1. +3
      27 января 2018 19:42
      У вас немного не верная информация -
      21 августа 1943 года в 178-й танковой бригаде. При отражении вражеской контратаки командир танка Т-70 лейтенант А. Л. Дмитриенко заметил отступавший немецкий тяжелый танк (возможно, что и средний, что не так уж важно). Догнав врага, лейтенант приказал своему механику-водителю двигаться рядом с ним (по-видимому в «мертвой зоне»). Можно было стрелять в упор, но заметив, что люк в башне немецкого танка открыт (немецкие танкисты почти всегда ходили в бой с открытыми башенными люками. — Прим. автора), Дмитриенко вылез из Т-70, перепрыгнул на броню вражеской машины и бросил в люк гранату. Экипаж немецкого танка был уничтожен, а сам танк отбуксирован в наше расположение и вскоре, после небольшого ремонта, использовался в боях.
  8. +4
    27 января 2018 14:03
    ....Что говорить, танк был хорош...не смотря на некоторую недооценку.....


    вото добротное фото ....правда это 70-ка но суть та же...

    Слава Нашим оружейникам и инженерам!!!!
    1. +7
      27 января 2018 15:24
      Что "60", что "70" находили свое применение даже на последнем этапе Великой Отечественной войны. Часто их использовали в качестве тягачей противотанковых пушек, командирских машин в полках самоходной артиллерии в том числе и попрямому назначению в как для разведки так и для боевого охранения.

    2. +2
      27 января 2018 17:26

      Дело было в способах применения...
      1. +2
        27 января 2018 18:32

        По дурке можно и хрен загнуть? Что дальше!
        Возможно сравнительный анализ "железа" имеет серьезные изъяны по причине разных знаний, навыков и умений "прокладок между баранкой и седушкой"?
        1. +2
          27 января 2018 19:52
          Представленные вами фото Т-60 и Т-70 с орудиями на прицепе при преследовании отступающего противника.
          А моё к боям за Харьков в марте 1943 года!
          Бои в городе против средних и тяжёлых танков немцев были для них смертельны!
          Да и в боях за Сталинград использовалось много лёгких Т-60 и Т-70.
          В летних боях на подступах к Сталинграду практиковали засады из 1 КВ-1 (недвижимого) и одного Т-60.
          Экипаж КВ-1 расстреливал боекомплект и возвращался к свои на Т-60.
          1. +3
            27 января 2018 20:42
            В 1941-1942 в танковых подразделениях практиковалась практика смешенных бригад. 1 и 2 роты комплектовались из КВ-1 и Т-34, 3-я из Т-60 и Т-70. Это на бумаге.
            С появлением гврдейских тяжелых танковых полков в линейные бригады КВ-1 попадали в мизерном количестве, в связи с чем для усиления заведомо слабейших 3 рот "командировались" экипажи на тяжелых и средних танках.
            Это иногда приводило к неоправданым потерям КВ-1, так как при поломке буксировать его мог только другой КВ-1 или два Т-34 и то недалеко.
            К слову, бои в городе смертельны для любого танка.
            1. +1
              27 января 2018 23:52
              Бумага всё терпела и терпит...
  9. +4
    27 января 2018 17:23
    Для дополнения. Уважаемый автор, вы запамятовали об бронеавтомобилях, которых было много в частях Ленинградского фронта! И которые внесли не меньшую лепту в оборону Ленинграда и прорыв блокады!
    ... Например, на 27 июля 1942 года в 61-й танковой бригаде имелось 64 танка в двух танковых батальонах (63 Т-60 и 1 Т-26) и 39 бронемашин в составе отдельного бронебатальона (16 БА-20 и 23 БА-10). При таком раскладе сил БА-10 по вооружению превосходили танки и были основной огневой силой бригады.
    1. +3
      27 января 2018 17:32
      да было много того о чём не "принято" писать и говорить....зато на каждом углу говорят о непобедимости "вермахта".....и как они(т.е. вермахт)учили нас воевать....
    2. +2
      27 января 2018 18:18
      А Вы забыли включить в список бронеавтомобилей едиственный БА-11 и дюжину Бронтозавров - Ижорского завода.
      Статья к слову о Т-60.
      hi
      1. +2
        27 января 2018 18:59
        Вот и блесните познаниями и информацией, и напишите статью о применении БА в боях при прорыве блокады Ленинграда!
        1. +3
          27 января 2018 20:03
          У Автора в статье и так хватает, как бы это мягко сказать "шероховатостей".
          По поводу бронеавтомобилей? Сделайте в инете ссылку на упомянутую Вами бригаду, там прямо указано что БА как правило использовались в обороне на танкоопасных направлениях. Причем приведенная Вами цитата, взята из книги где подробно разобраны события именно Ленинградского фронта.
          К слову к 1942 году комсостав уже разобрался, что в наступлении БА еще тот "козырь". Так что, к 44 все средние БА были в охранении или использовались как мобильные огневые точки.
          1. +4
            27 января 2018 21:14

            Вот к слову, один из примеров "боевого" использования Б-10 в роли "КПП" на Ленинградском фронте в 1944 г.. Без иронии - необходимая и важная работа.
            1. +1
              27 января 2018 23:52
              У вас случайно фотографии БА-10 на шасси ЗИС-5 нет?
              На представленном фото шасси ГАЗ-АА.
              1. +1
                28 января 2018 06:43
                В доме есть несколько книг о бронеавтомобилях. В одной, дай бог мне память "Бронеавтомобили Сталина" Автора к сожалению не помню. Есть фотография Б-10 на шасси ЗИС именно в роли "Передвижного КПП" и вторая в качестве трофея. Имено эти фото я и искал в интернете, но то что нашел у меня ощущение, что немного другое. Если сложится съезжу в дом и пороюсь. После отпишусь.
          2. +2
            27 января 2018 23:47
            К слову к 1942 году комсостав уже разобрался, что в наступлении БА еще тот "козырь". Так что, к 44 все средние БА были в охранении или использовались как мобильные огневые точки.

            К 1942 году средних да и лёгких БА довоенного производства на центральных и южных фронтах остались считанные единицы! Дальний Восток "держал" японцев.
            И только Ленинградский фронт использовал в боях до апреля 1944 года 1-й отдельный автобронебатальон - последний бой этого соединения (первый состоялся ещё 11 февраля 1943 года):
            3 апреля 1944 года в 1.40 1-й отдельный автобронебатальон атаковал деревни Яваново и Павлово и после ожесточенного боя занял их, разгромив до двух рот пехоты с противотанковыми орудиями. Заняв огневые позиции, броневики удержали занятый рубеж до подхода своей пехоты, но предпринятая после этого попытка атаковать немецкие позиции за деревнями Явново и Павлово успеха не имела. Машины попали под артиллерийский огонь в лоб и с флангов и вскоре все были уничтожены. Уцелели только 3 БА-10 1-го взвода 3-й роты, которые курсировали по дороге Олешино – Явново, поддерживая атаку огнем. В 6.30, подобрав всех раненых, взвод отошел в Олешно. В ходе этого боя 1-й оабб понес огромные потери – 15 человек было убито, 22 ранены и 18 пропали без вести, сгорело 15 БА-10. После этого в составе батальона осталось всего 3 бронемашины, его вывели во второй эшелон, и он больше не участвовал в боях.
  10. +2
    27 января 2018 18:13
    1. Т-80 произвели в количестве 120 шт. + малой серией к 1945 склепали 12 штук ЗСУ-37.
    2. Печально если указанная Вами книга единственная в библиотеке. У меня есть возможность приобщится к первоисточникам.
    СУ-76 — советская самоходная артиллерийская установка (САУ), применявшаяся в Великой Отечественной войне. Самоходка выполнена на базе лёгких танков Т-60, Т-70 и предназначалась для непосредственного сопровождения пехоты, имела противопульное бронирование.

    На заводе имени Калинина созранилось много интересного, но производственная и технологическая приемственность Т-70 и СУ-76 очевидна.
    3. Причем здесь СУ-76И?
  11. BAI
    +3
    27 января 2018 22:26
    в отечественной военной истории практически не изучены и не освещены по достоинству роль и значение отечественных легких танков в Великой Отечественной войне.

    Почему не изучена.Изучена, причем в книге с красноречивым названием "Танки -смертники".
    1. 0
      28 января 2018 06:47
      Коллега кроме книги приведенной Вами еще множество книг о танках Которина, Шпаковского и др.
      Причем Шпаковкий - наш "Калибр"!
  12. 0
    28 января 2018 23:26
    Микадо,
    Не, не будем. drinks
  13. 0
    28 января 2018 23:28
    hohol95,
    Ну и ладно, не буду спорить. hi
  14. +1
    29 января 2018 06:42
    В 1941 году границу СССР перешли 410 немецких танков Pz-1 ,вооруженные двумя пулеметами 7,92 мм,746 танков Pz-2,вооруженных 1 пулеметом 7,92 мм и 1 пушкой 20 мм. В 1941 году из за недостатка танков Германия возобновила производство танков Pz-2. В 1941 году было выпущено 233 танка Pz-2. В 1942 году было выпущено 291 танк Pz-2. Основу армии Италии составляли танкетки,которые, в разное время ,выпускались с разным вооружением,от пулеметов винтовочного калибра,до 20 мм пушки. Всего в боях приняли участие более 3000 итальянских танкеток.
    1. 0
      29 января 2018 14:25
      Цитата: Немезида
      В 1941 году границу СССР перешли 410 немецких танков Pz-1 ,вооруженные двумя пулеметами 7,92 мм,746 танков Pz-2,вооруженных 1 пулеметом 7,92 мм и 1 пушкой 20 мм.

      Засада в том, что KwK 30 - это далеко не ТНШ.
      ТНШ, в девичестве - ШВАК - это крупнокалиберный пулемёт-мутант. Не зря же её в документах того времени часто называют 20-мм пулемёт. Дело в том, что для сокращения сроков освоения в производстве и гарантии того, что это производство вообще будет, ШВАК-20 сделали из уже серийного ШВАК-12,7. Но для этого пришлось принять 20-мм выстрел с длиной патрона ДШК - то есть, пожертвовать могуществом снаряда, начальной скоростью и внешней баллистикой. Получили короткий выстрел с коротким снарядом, быстро теряющим начальную скорость и имеющим самую малую массу ВВ.
      1. 0
        29 января 2018 14:58
        Под танк эту пушку капитально переделали,это раз,так что от пулемета в ней ,в итоге,ничего не осталось. Кроме того пушки ставили те,что были под рукой. Даже Т-34 шли на фронт и с 45 мм пушками( трех моделей )и с 57 мм(двух модификаций) и с 76 мм Л-10,Ф-32(двух модификаций,с разным снарядом),КТ-28,КТ-26,а потом и 85 мм...На Т-60 ставили и ШВАК и Б-20 и ВЯ-23 и ДШК и многое другое...Кстати боекомплект Т-60 был больше чем у Pz-2..Хотя,правильнее было бы называть все эти Т-60 и им подобные отечественные и иностранные образцы танкетками...на танки они уже не тянули
        1. 0
          29 января 2018 15:55
          Цитата: Немезида
          Под танк эту пушку капитально переделали,это раз,так что от пулемета в ней ,в итоге,ничего не осталось.

          Поскольку боеприпас у ТНШ остался тем же самым, что и у ШВАК - 20х99R, то капитальных переделок не было. И ТНШ, и ШВАК-20 - это ШВАК-12,7, переделанный под 20 мм.
          Более того, несмотря на все переработки, ТНШ точно так же как и ШВАК не терпела пыли.
          Цитата: Немезида
          Даже Т-34 шли на фронт и с 45 мм пушками( трех моделей )и с 57 мм(двух модификаций) и с 76 мм Л-10,Ф-32(двух модификаций,с разным снарядом),КТ-28,КТ-26,а потом и 85 мм..

          Кхм... а фото Т-34 с 45 мм, Л-10, КТ-28 и Ф-32 есть? А то из-за сложности в освоении и производстве тех же Ф-32, их не хватало даже для КВ - почему, собственно, и пришлось делать для него новую ЗИС-5.
          Цитата: Немезида
          На Т-60 ставили и ШВАК и Б-20 и ВЯ-23 и ДШК и многое другое...

          Опять новости из параллельной реальности... smile
          Б-20 принята на вооружение постановлением ГКО № 6681 «О принятии на вооружение ВВС Красной Армии облегчённой авиационной автоматической пушки Б-20 калибра 20 мм конструкции т. Березина» от 10 октября 1944 года.

          С ВЯ-23 - картина та же, что и с Ф-32: в 1942 их хватало только для Ил-2.
          1. 0
            29 января 2018 16:04
            1) На Ил-2 тоже ставили все,что было под руками...И ШВАК и Б-20 и ВЯ-23. 2) ЗИС-5 Грабин сделал по собственной инициативе,так как все ,что было до нее имело ручки наводки по вертикали и горизонтали с двух сторон ствола,а на ЗИС-5 все переделали на одну сторону,чтобы мог управлять один,а не два наводчика,как на Ф-32 и УСВ...3) Фото Т-34 с разными орудиями,башнями и разной ходовой есть,их достаточно много,хотя и нужно поискать,чтобы найти что то интересное...Например в 1942 году,в Сталинграде,выпускали Т-34 с резиновыми бандажами на катках...
            1. +1
              29 января 2018 18:26
              Цитата: Немезида
              1) На Ил-2 тоже ставили все,что было под руками...И ШВАК и Б-20 и ВЯ-23.

              На Ил-2 нештатно ставили только ШВАК. Потому как гражданин Таубин так и не довёл до ума свою 23-мм авиапушку, под которую уже были поставлены в серию минимум 2 машины. В результате, истребитель и штурмовик оказались без штатного пушечного вооружения - и получили ШВАК. Как только Волков и Ярцев сделали нормально (ну, более-менее) работающую 23-мм авиапушку, Ил-2 тут же обрёл штатное вооружение.
              Цитата: Немезида
              ЗИС-5 Грабин сделал по собственной инициативе,так как все ,что было до нее имело ручки наводки по вертикали и горизонтали с двух сторон ствола,а на ЗИС-5 все переделали на одну сторону,чтобы мог управлять один,а не два наводчика,как на Ф-32 и УСВ...

              ЗИС-5 никогда не была инициативной разработкой. Эта пушка была создана согласно приказу маршала Кулика от 19 февраля 1941 года об установке Ф-34 в башню КВ-1.
              Причина приказа проста - трудности с выпуском Ф-32 даже в мирное время.
              Правда, создавалась ЗИС-5 в три этапа. Поначалу Грабин занимался работами по усиленной Ф-27 (танковая пушка на базе Ф-34 с баллистикой 76-мм зенитного орудия 3-К), работы по которой велись согласно постановлению Совета народных комиссаров Союза ССР и ЦК ВКП(б) №1288–495сс от 17 июля 1940 года. Орудие вскоре переименовали в ЗИС-5, сделали в металле, испытали и... отложили, поскольку исходную зенитку 3-К сняли с производства + обнаружились проблемы с бронепробиваемостью.
              Хорошо, сказал Грабин - и выдвинул на испытания следующую итерацию - ЗИС-5 с 51-калиберным стволом от Ф-22. Испытания система прошла... но уже шла война, и стволов Ф-22 в производстве не было. А запустить серию заново летом 1941 было невозможно.
              Положение усугубляло то, что с началом войны и так невеликий выпуск Ф-32 и её запасы стали стремительно уменьшаться
              По состоянию на 1 сентября 1941 года в наличии имелось всего 13 Ф-32.
              © Пашолок
              И тогда Грабин выдал пушку для КВ согласно тому самому приказу Кулика - люлька Ф-27 + ствол Ф-34. Так получилась известная нам ЗИС-5.
              Цитата: Немезида
              Например в 1942 году,в Сталинграде,выпускали Т-34 с резиновыми бандажами на катках...

              Бандажи - это, конечно, хорошо. Но хотелось бы увидеть пруфы на Т-34 с 45 мм, Л-10, КТ-28 и Ф-32.
              1. 0
                29 января 2018 18:33
                Кулик по определению выступал против всего нового,в том числе против ППД,ПТР,Т-34....Правда в разной литературе пишут по разному,кто заплатил автору,того и (тапки )...А фото есть,но их надо искать...Упоминание о установке на Т-34 45 мм орудий и прочего ,из за нехватки штатных, я встречал в литературе....
                1. 0
                  29 января 2018 18:42
                  Цитата: Немезида
                  Кулик по определению выступал против всего нового,в том числе против ППД,ПТР,Т-34..

                  Кулик в конце 30-х организовал выпуск ППД в строгом соответствии с постановлением правительства. А выступал он против него в те времена, когда ППД стоил 1350 рублей, а ДП - 787 руб. То есть, пистолет-пулемёт стоил как два полноценных ручных пулемёта!
                  Цитата: Немезида
                  ПТР

                  А зачем армии ПТР, которое не пробивает бортовую броню немецких танков? Или Вы забыли, что в 1940 году ПТР Рукавишникова не пробило ББ пулей 30 мм немецкой брони ни с какой дистанции?
                  Цитата: Немезида
                  Т-34

                  Если бы Кулик в начале 1941 не попытался бы дважды остановить приёмку Т-34, Харьков вообще не начал бы доводить танк до требований ТЗ. Ибо то, что производилось в 1940-начале 1941 под названием "Т-34", было хуже, чем даже "сормовские " военного выпуска. А завод все требования военных попросту игнорировал.
                  1. 0
                    29 января 2018 19:45
                    Ну броня немецких танков была в 1941 году доведена до 60 мм ,потому ее и не пробивали 45 мм противотанковые пушки образца 1938 года,способные пробить 47 мм брони с 1000 метров...ПТР Дегтярева и Токарева имели бронепробиваемость не выше ПТР Рукавишникова,а на фронте пригодились. Кстати сами немцы использовали не только трофейные советские ПТР,но и свои,калибра 13 мм и трофейные польские,калибра 7,62 мм...Кулик ,это весьма противоречивая фигура и темная лошадка,а которой написано много чего разного и не однозначного...
                    1. +1
                      29 января 2018 21:20
                      У германцев и своё ПТР было на 7,92мм
                    2. 0
                      29 января 2018 21:22
                      Вот на тему истребления танков пехотой издавалась книга -
                    3. +1
                      30 января 2018 10:40
                      Цитата: Немезида
                      Ну броня немецких танков была в 1941 году доведена до 60 мм ,

                      В лобовой проекции. Борт так и остался 30 мм. И в борт ПТР Рукавишникова пулей Б-32 немецкие танки не пробивало. А БС-41 появилась только в 1941, и даже на начало 1942 была редким зверьком - в некоторых частях их было по 4 патрона на ствол.
                      © драг прер еч Уланов
                      Цитата: Немезида
                      потому ее и не пробивали 45 мм противотанковые пушки образца 1938 года,способные пробить 47 мм брони с 1000 метров...

                      Угу... идеальным снарядом в идеальных условиях. 47 мм на 1000 м - это теория, Жакоб-де-Мар в чистом виде.
                      По факту на начало 1941 года картина была такой:
                      Как Вам должно быть известно, испытания обстрелом нового немецкого танка (Т-3), проведенные осенью 1940 г. показали, что для борьбы с ним 45-мм противотанковая пушка обр. 1937 г. непригодна, так как способна пробить его броню на дистанции не далее 150-300 м ... Проверкой установлено, что для увеличения пробивной способности 45-мм пушки, необходима разработка нового типа боеприпаса, но заказ НКО Наркомату Боеприпасов на проведение данной работы до настоящего времени не поступил...

                      ИЧХ тревогу по поводу недостаточной бронепробиваемости 45-ммм ПТП поднял именно Кулик.
                      Цитата: Немезида
                      Кулик ,это весьма противоречивая фигура и темная лошадка,а которой написано много чего разного и не однозначного...

                      Просто сам Кулик воспоминаний не оставил. Так что знаем мы о нём, по большей части, из воспоминаний тех самых конструкторов и производственников, которых он курощал и низводил, не давая пропихнуть в армию "сырые" образцы вооружения.
                      Тот же Грабин, помница, живописал самодура-Кулика, зарубившего легендарную ЗИС-3. Но при этом ни словом не обмолвился о том, что представленная Кулику пушка первого образца превратилась в ЗИС-3 только после доработок, и что именно Кулик в 1941 дважды подписывал приказ об изготовлении партии ЗИС-3 для войсковых испытаний.
  15. 0
    29 января 2018 21:17
    Микадо,
    Будет исполнено drinks