Дела кавказские
С 16 апреля «Россельхознадзором» введены ограничения на ввоз растительной продукции в ручной клади в багаже азербайджанских, таджикских и узбекских пассажиров. Такая строгая мера (о её введении «Россельхознадзор» предупреждал ещё в марте) принята из-за частого обнаружения в багаже гостей из зарубежья различных вредителей.
«По информации ведомства, с 2011 года по март текущего года при поставках подкарантинной продукции из Азербайджана было выявлено 9 случаев обнаружения карантинных для России объектов, из Узбекистана — 130 случаев, из Таджикистана — 228 случаев.
Вредители выявлялись как в товарных партиях продукции, так и в ручной клади пассажиров. Однако продукция в ручной клади не сопровождается фитосанитарными сертификатами, соответственно и риски ввоза вредителей в таком случае выше» («Вестник Кавказа»).
Российский политолог Олег Кузнецов полагает, что никакой такой фруктовой войны нет и быть не может, и что все возникшие или обострившиеся фруктовые вопросы могут быть решены в бюрократическом порядке: «Для Азербайджана поставка его сельхозпродукции на международный рынок не имеет серьёзного значения. Таким образом, принуждать Баку к каким-либо глобальным уступкам, введя, например, запрет на ввоз на территорию России цитрусовых или гранатов из Азербайджана, по меньшей мере, глупо. Да, это может оказать негативное влияние на положение азербайджанских фермеров или азербайджанской диаспоры в России, половина которой занята в оптовой и розничной торговле сельхозпродукции. Но на экономике Азербайджана или России это никак не отразится. У нас есть, конечно, возможности обострить двусторонние отношения, но в чём их смысл? Поэтому я не думаю, что возможна торговая война между Россией и Азербайджаном» («Вести.az», Бахрам Батыев). Кузнецов считает, что достаточно усиления санитарного контроля со стороны Азербайджана, и проблема будет решена.
Однако вопрос о «фруктовой войне» между Азербайджаном и Россией муссируется в российских и азербайджанских СМИ не случайно. В самом деле, почему речь не идёт заодно о торговых войнах между, скажем, Россией и Таджикистаном: ведь «Россельхознадзором» зарегистрировано максимальное количество случаев ввоза вредителей в ручной клади именно таджикскими гостями?
Дело в том, что в последние годы (а если точнее — в 2009-2012) крепнет дружба Азербайджана с США и Израилем. И подружились эти три страны на милитаристской почве. Отсюда и спекуляции, и слухи по поводу торговой войны.
Израиль и США весьма интересуются Ираном, который реализует программу мирного атома, представляющуюся Тель-Авиву и Вашингтону не вполне мирной. В Израиле давно уже говорят о близкой войне с Ираном: предполагается бомбёжка противобункерными бомбами израильского и американского производства ядерных объектов Ирана — то ли в текущем году, то ли в следующем. Однако, Израиль побаивается действовать в регионе без союзников — и вообще побаивается вступать в такую опасную войну без США. А США находятся накануне выборов и не торопятся воевать. Возможно, Вашингтон, памятуя о Хиросиме и Нагасаки, вообще не заинтересован в войне с Ираном — по крайней мере, в собственном прямом в ней участии, — и поэтому даже отговаривает Тель-Авив лезть в бутылку. Но Тель-Авив страшится того, что Тегеран вот-вот изготовит атомную бомбу. Что делать? Как быть — и кого взять в союзники? Вот взять бы в союзники кого-нибудь такого, за чьей спиной могла бы укрыться маленькая Америка с её противобункерными бомбами, пробивающими 6 метров железобетона!
Политическим актором, подходящим на роль обоюдного союзника, оказался Азербайджан.
Стратегически это идеальный выбор. Просто посмотрите на карту региона. Граница с Ираном, а с другой стороны — с Россией. А рядышком ещё и Грузия — большой друг Америки и НАТО. Выход к Каспийскому морю — и возможность в близкой перспективе (при помощи США и Израиля, конечно) конкурировать с российским флотом, который далеко уже не так силён, как во времена СССР.
Российский военный флот на Каспии «отстаёт от других флотов по некоторым современным видам вооружений и связи. Скажем, как сообщает аналитический сайт StrategyPage, недавний сенсационный оружейный контракт Баку и Тель-Авива на сумму 1,6 млрд. долл. включает закупку Азербайджаном израильских противокорабельных ракет Gabriel с дальностью действия до 36 км. Данные ракеты обладают повышенной точностью, их трудно уничтожить. Для армии Азербайджана у Израиля приобретены ударные беспилотники (БПЛА) Heron и Searcher, а также средства радиотехнической разведки — несколько радиолокационных станций Green Pine. Эти станции входят в состав израильской системы ПРО Arrow-2, которая тоже со временем будет поставлена в Азербайджан. Подобные виды вооружений в России только создаются.
В 2011 году Израилем близ Баку был построен завод по производству БПЛА. Уже налажено производство беспилотников Orbiter (радиус действия до 50 км, стоимость — около 600 тыс. долл.), и готовятся к отверточной сборке дроны Aerostar (200 км, 1,5–2 млн. долл.). Беспилотники Orbiter в составе расчетов с участием израильских специалистов уже ведут наблюдение на Каспии близ спорных с Ираном и Туркменией месторождений нефти, а также на сухопутной границе Азербайджана с Карабахом и Ираном.
Также в мониторинге Каспия и сухопутных границ участвуют БПЛА Hermes-450 UAVs, хорошо себя зарекомендовавшие в разведоперациях накануне агрессии Грузии против Южной Осетии. Азербайджан приобрел 10 таких дронов у израильской фирмы в 2009–2012 годах. На этих беспилотниках может быть установлено ударное оружие типа ракет «воздух–воздух» или «воздух–земля» и «воздух–море», а также средства радиоэлектронной борьбы.
Heron, к примеру, теоретически может пролететь 14,8 тыс. км. Если Баку говорит, что данное оружие не направлено против Ирана, а исключительно готовится для войны за Карабах, то зачем, спрашивается, закупать БПЛА, который летит на расстояние, которое в пять-шесть раз больше, чем до самой отдаленной от Азербайджана точки Армении?» («Независимая газета», Сергей Коновалов).
Сотрудничает Израиль с Азербайджаном и в создании системы электронной разведки на территории последнего, а ещё и в создании спутниковой системы, которая может существенно облегчить военные действия в прикаспийском регионе.
В итоге будто бы вырисовывается мрачный сценарий третьей мировой войны. Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Князев считает, «что возникновение на Каспии боевых конфликтов будет означать «без всякого преувеличения и пафоса, начало очередной мировой войны с вовлечением всего пространства Центральной Евразии» («Независимая газета», Сергей Коновалов).
Ещё одна цитата: «…о подготовке к конкретным военным акциям против Ирана, в том числе нанесении превентивного удара по иранским атомным объектам, свидетельствует, в частности, недавно опубликованное американским изданием Foreign Policy со ссылкой на осведомленные источники в США сообщение о якобы достигнутых договоренностях между Израилем и Азербайджаном. Речь идет о получении Израилем возможности использовать ряд законсервированных азербайджанских военных аэродромов, расположенных вдоль границы с Ираном. Судя по всему, Азербайджан мог разрешить израильским ВВС использовать данные аэродромы для посадки после осуществления бомбардировок иранской территории. Если бы аэродромов в Азербайджане не было, израильтянам пришлось бы полагаться на самолеты-заправщики, которых у них всего несколько единиц. По мнению отставного американского генерала Джо Хоара, это значительно упрощает задачу израильской авиации, поскольку снимается одно из главных препятствий для бомбардировки Ирана – значительное расстояние, разделяющее две страны. Экономия составит при этом примерно 1,5 тыс. км. Несмотря на официальное опровержение этой информации со стороны военного ведомства Азербайджана, она похожа на правду, поскольку многие аналитики при этом отмечают, что даже официальное сотрудничество между Израилем и Азербайджаном бурно развивается: Израиль — второй по объёмам покупатель азербайджанской нефти, а Баку активно закупает израильское военное оборудование» («Независимая газета», Олег Никифоров).
На фоне мрачного сценария о «третьей мировой войне», написанного Израилем в соавторстве с США и поддерживаемого, по-видимому, Азербайджаном, которому ведущие специалисты по геополитическому кастингу отвели одну из главных ролей, Баку чудовищно взвинтил цены на аренду Габалинской радиолокационной станции (арендатор — Россия): с 7 до… 300 миллионов долларов.
Политолог Олег Кузнецов относится к таким экономическим планам Азербайджана довольно спокойно: «Думаю, что после инаугурации Владимира Путина все вопросы аренды Россией военной базы в Габале будут урегулированы. Естественно, не будет заплачена та цена, которая изначально предлагалась Россией, так как она уже неприемлема для Азербайджана. Но и Москва не будет платить ту запредельную сумму, которую запросил Баку. Скорее всего, стороны придут к компромиссному решению. Цена будет установлена на уровне первых запросов Баку, когда он поднял плату на аренду в два раза, по сравнению с нынешней» («Вести.az», Бахрам Батыев).
В данном контексте интересно и мнение известного армянского военного эксперта Арцруна Ованисяна:
«С технической точки зрения, по словам Ованисяна, Габалинская РЛС не приносит уже никакой пользы, станция нуждается если не в замене, то хотя бы в серьёзной модернизации, и предложение армянской стороны дислоцировать на своей территории новую станцию, было сделано весьма своевременно. Он указал на тот факт, что в плане траектории действия РЛС Армения даже имеет преимущество перед Азербайджаном, поскольку охват в этой стране может быть шире.
При этом специалист выразил мнение, что проблема Габалинской РЛС носит не столько военный, сколько политический характер: «Если Азербайджан продолжит настаивать на новой цифре арендной платы, очень возможно, что Россия откажется от РЛС, но я считаю, что проблема носит больше политический характер, и при правильном политическом торге Баку, вероятно, отступит от своей позиции. России не столько нужна устаревшая Габала, сколько этот маленький гарнизон на территории Азербайджана» («Независимая газета» со ссылкой на «REGNUM»).
Взвинчивание цены направлено, таким образом, на политическое ослабление России в прикаспийском регионе — и полное сведение его на нет в Азербайджане. Как представляется, Азербайджан назначил новую цену аренды не из соображений сверхприбыли, а исключительно по политическим мотивам: добиваясь отказа Российской Федерации от аренды Габалинской РЛС. Поэтому вполне вероятно, что Баку, которому активно помогают США и Израиль, на уступки в цене не пойдёт, и Москве придётся от аренды устаревшей РЛС, и от «маленького гарнизона» отказаться.
Кроме того, Азербайджан — партнёр НАТО — расширяет сотрудничество с Североатлантическим альянсом.
На международной конференции «Важность Чикагского саммита НАТО: новые возможности для евроатлантического партнёрства» в Баку глава отдела международного военного сотрудничества Министерства обороны Азербайджана генерал-майор Рамиз Наджафов заявил, что «в рамках сотрудничества с НАТО в Азербайджане реализуются реформы военной сферы, в соответствии со стандартами НАТО проводится обучение азербайджанских военнослужащих, а также военные учения. Азербайджан вносит свой вклад в международные операции Альянса по поддержанию мира в различных регионах мира… Так, азербайджанские военнослужащие принимали участие в миротворческих операциях в Косово и Ираке, и сегодня Азербайджан продолжает вносить свой вклад в обеспечение безопасности и стабильности в Афганистане, оказывая этой стране гуманитарную и финансовую помощь» («1news.az», Расим Бабаев, В. Т.).
По словам Наджафова, «аэродромы, военные корабли Азербайджана приведены в соответствие со стандартами НАТО. Р. Наджафов также сообщил, что в Академии Вооружённых Сил начато преподавание предмета «Политика и стратегия обороны» («Вести.az»).
Понятное дело, Баку преследует и свои интересы — такие же миротворческие, как любые интересы НАТО. На той же конференции замначальника управления по проблемам безопасности министерства иностранных дел Азербайджана Гая Мамедов сказал:
«Азербайджан находится в конфликте с Арменией, и в этом контексте применение стандартов НАТО в Национальной армии Азербайджана сталкивается с определенными проблемами, поэтому Азербайджану необходимо содействие со стороны Альянса»… Как заключил Мамедов, Азербайджан рассчитывает на усиление роли НАТО в установлении мира и стабильности в регионе» (ИА «REGNUM»).
Иран в обмен на Армению?
Таким образом, аренда Габалинской РЛС за бешеные деньги или блокада антисанитарной ручной клади могут оказаться звеном одной цепи: при этом, если у России почти нет возможности влияния на Азербайджан, кроме осложнения жизни частным фруктовым «челнокам», то у Баку — разумеется, через Израиль, США и НАТО, — есть значительный потенциал для ослабления позиции Москвы в прикаспийском регионе.
II. Армения — друг ОДКБ и НАТО. Или НАТО и ОДКБ
На фоне старого армяно-азербайджанского конфликта сближается с НАТО не один Азербайджан. Такое впечатление, что всё бывшее постсоветское пространство устремилось в эту организацию. И от Азербайджана, Грузии или Молдавии не отстаёт и Армения.
12 апреля в Ереване прошла конференция на тему «НАТО и новые тенденции в современном мире». Её организатором выступил Аналитический центр глобализации и регионального сотрудничества. В конференции участвовали председатель правления Аналитического центра Степан Григорян, представитель Министерства иностранных дел Армении Гагик Ованнисян, посол Великобритании в Армении Кэтрин Лич и представители разных стран.
Как сообщает «ArmInfo», конференцию открыл Степан Григорян, который отметил значимость развития отношений Армении и Североатлантического альянса. Он сказал: «Общество и страна в целом должны знать мир лучше, чтоб в будущем при различных задачах делать правильный выбор. В 1949 году членов НАТО было всего 12, на сегодняшний день в НАТО входит 28 стран, и еще многие другие выказывают желание вступить в альянс. Армения предоставляла НАТО свои войска для миротворческой операции в Афганистане, чем доказало свою поддержку и заинтересованность в мировых политических процессах».
Семь лет назад Арменией и НАТО был подписан так называемый «Индивидуальный план действий в рамках сотрудничества между РА и НАТО». Сейчас сотрудничающие стороны реализуют часть этого плана, предусмотренную на 2011-2013 гг.
Зададимся вопросом: зачем Армении НАТО? Тем более что два месяца назад было подписано соглашение России и АР о создании в регионе предприятий ВПК. (Впрочем, ещё, конечно, рановато судить о его эффективности). Премьер-министр республики Армения Тигран Саркисян рассказал корреспонденту «Независимой газеты» Александру Дерябину следующее: «Есть несколько составляющих сотрудничества Армении с НАТО. Это, во-первых, техническая помощь, которую мы получаем со стороны НАТО при модернизации нашей армии, во-вторых, программы обучения наших военнослужащих, в-третьих, участие в совместных проектах — наши врачи, например, были в Косово. Но это незначительное сотрудничество по сравнению с теми программами партнёрства, которые действуют у нас в рамках ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности. — О. Ч.). Взаимодействие Армении с НАТО и ОДКБ — это качественно разные уровни интеграции. Да, мы стремимся установить добрые отношения с НАТО, но у нас нет глубоких и дальних целей в этом сотрудничестве. Наш приоритет — это ОДКБ. Уже то, что на территории Армении есть российская военная база, а в 2010 году мы продлили срок её пребывания, свидетельствует о наших военных предпочтениях».
Напомню, что Договор о коллективной безопасности был подписан 15 мая 1992 года — из-за роста напряжённости на таджикско-афганской границе. В ОДКБ входят сейчас Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Содержание ОДКБ оплачивается Россией. Таким образом, Армения, участвуя и в ОДКБ, и в НАТО, проводит в некотором роде двусмысленную политику, причём, похоже, склоняясь в последнее время к НАТО.
Дело в том, что в своё время «шесть членов ОДКБ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан) под тем или иным предлогом (и, естественно, каждый по своим мотивам) уклонились от формально-правового признания независимости двух бывших грузинских автономий.
С сентября 2008 года многое изменилось и в международной, и в евразийской повестке. Тем не менее, участники ОДКБ так и не продвинулись в деле признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Более того, после августа 2008 года некоторые соседи России откровенно испугались.
Болезни молодых национальных государств? Безусловно. Искусственные фобии и раздуваемые страхи? Присутствует и этот фактор. Не обходится и без стремления национальных элит постсоветских стран лавировать между Москвой и Вашингтоном» (РИА «Новости», Сергей Маркедонов).
Описанное выше «лавирование» есть обыкновенное предпочтение более сильного более слабому. Сильными и Армении, и Азербайджану представляются НАТО и США, а не ОДКБ и Россия.
Информация