Дракон в Арктике. Новый Шёлковый путь станет полярным

Госсовет КНР обнародовал Белую книгу об арктической политике государства. У Китая нет собственной территории в Арктике, однако Пекин считает себя «заинтересованной стороной» в делах Арктики. Новый Шёлковый путь стал «полярным». Аналитики отмечают, что в рамках китайских инициатив у России есть шанс наладить партнёрские отношения в развитии Севморпути.



Что нужно «дракону» в Арктике? Ведь собственной территории в Арктике у Китая нет. Ответ прост: КНР нужны торговые морские пути. И укрепление через таковые коммерческих отношений с разными странами. Китай много производит и потому хочет много продавать. А чтобы продавать, нужны «пути» по всей планете. И Арктика исключением не станет: ведь маршруты через неё позволят сократить многие традиционные пути доставки грузов.


26 января Пекин вполне открыто и официально объявил о развитии инициативы «Полярного Шёлкового пути». Речь как раз идёт о создании морских торговых пути в Арктике.

Столь громкое начинание можно считать ещё одной экономической ступенью в развитии Поднебесной, итогом которого станет очередная веха в экспансии «дракона» по всему земному шару.

Сообщение о намерении развивать инициативу «Полярного Шёлкового пути» пришло в российские СМИ из пресс-канцелярии китайского Госсовета. Канцелярия проинформировала об обнародовании первой Белой книги, посвящённой политике Китая в Арктике.

Госсовет и не скрывает, что Китай считает себя «важной заинтересованной стороной» в арктических делах. Вопрос с географией «дракон» уладил следующим образом: Госсовет отметил «географическую близость» Китая к областям полюса.

Кроме того, отмечается, что китайский «Полярный Шёлковый путь» станет частью общей программы «Пояс и путь», куда входят проекты «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской Шёлковый путь XXI века».

Экспансионистская стратегия КНР имеет под собой все основания. В рамках прежнего экономического бытия «дракону» давно тесно. Внешняя торговля Китая растёт быстрыми темпами и даже бьёт рекорды. Тому причиной изменения в правительственной финансовой стратегии.

По итогам 2017 года объём внешней торговли Китая вырос на 14,2%. А ведь в течение двух предыдущих лет показатель, наоборот, демонстрировал понижательную тенденцию. По данным Главного таможенного управления КНР, китайские предприятия сэкономили около 53,08 млрд. юаней за год из-за снижения пошлин или освобождения от них. Китай пересмотрел налогообложение и широко сотрудничает с другими странами, используя соглашения о свободной торговле. И вот результат: поступления Китая от таможенных пошлин по итогам минувшего года показали рекорд: 1,89 трлн. юаней (около 300 млрд. долл.). Как сказал глава управления Ю. Гуанчжоу, объём собранных платежей вырос по сравнению показателем 2016 года на 23,26%.

Не только использование морских путей, но и эксплуатация природных ресурсов Арктики может серьёзно повлиять на экономическое развитие Китая. Северный морской путь позволит «дракону» быстрее доставлять грузы в Европу. Сейчас дорога из портов КНР в Роттердам через Суэцкий канал занимает 48 дней. А вот другой пример: арктический танкер «Кристоф де Маржери» дошёл из Норвегии в Южную Корею (без ледокола) и провёл в пути всего полтора десятка дней. Разница более чем втрое!

Китайцы не сидят сложа руки. Как отмечает «Финмаркет», среди китайских грузовых судов Северный морской путь (Северо-Восточный проход) в 2013 году освоил первым «Yong Sheng». Летом минувшего года этим же маршрутом прошли ещё 6 китайских кораблей.

Кроме того, в сентябре 2017 г. исследовательское судно «Xue Long» осуществило рейс по Северо-Западному проходу вдоль северного побережья Канады: время пути из Нью-Йорка в Шанхай сократилось таким образом на 7 суток по сравнению с традиционным маршрутом (через Панамский канал).

Наконец, Китай — одно из тринадцати государств-наблюдателей при Арктическом совете. «Дракон» сегодня активно участвует в решении глобальных и региональных вопросов, связанных с Арктикой: от изменения климата до разведки и эксплуатация природных ресурсов.

В соответствии с новой Белой книгой «дракон» пользуется свободой и правами на судоходство, рыболовство, научные исследования, пролёт самолётов, прокладку кабелей под водой и трубопроводов, на разведку и добычу природных ресурсов в международных районах морского дна и специальных морских акваториях и районах Северного Ледовитого океана. Это право зафиксировано международными договорами и Конвенцией ООН по морскому праву.

За столь расплывчатой формулировкой стоит конкретный интерес Поднебесной: занять если не лидирующие, то ведущие экономические позиции в арктическом регионе. Китайцы напористы, предприимчивы и умеют извлекать прибыль отовсюду, а потому, безусловно, они своего добьются.

«Китаю необходимо искать новые пути развития своей экономики, осваивать новые горизонты, — говорит «Ридусу» ведущий аналитик «Amarkets» Артём Деев. — У Поднебесной всегда большие амбиции. Вероятно, китайцы намереваются занять лидирующие позиции в этом регионе, хотя прямого доступа к Арктике они не имеют и вряд ли получат желаемое в полном объёме. Может, Россия и поддержит стремление Китая, но вот скандинавские страны и Америка, вероятно, не будут рады появлению такого крупного игрока в регионе».

«На шельф Китай покуситься никак не может, — добавляет эксперт, — но может покуситься на международный раздел транспортных арктических коммуникаций: Северный морской путь, Юго-Западный проход, какие-то новые, возможно, будут появляться маршруты. Если лёд будет таять и дальше, возникает много разных вариантов». Вместе с тем арктический «путь» станет для китайцев очень затратным проектом, считает эксперт. Но есть вариант: «путь» станет выгодным для «дракона», если на своей территории опорные пункты предоставит ему «медведь» — Россия. «Арктика для навигации очень трудный регион, но, беря во внимание те проекты, которые реализовывает Китай, есть вероятность, что и этот проект имеет шансы на успех», — говорит Деев.

В итоге, отметим, у Китая и России возникает ещё один повод для того, что разные эксперты называют нынче «партнёрскими отношениями». На сей раз партнёрство будет развиваться вокруг Севморпути. Для этого проекта есть все основания: Москва сама нацелилась на этот маршрут для поставок китайцам того, чем сильна экономика «медведя»: энергоресурсов.

Однако у Москвы ныне худо с деньгами: то нефть в мире недостаточно дорогая, то в бюджете дыра, то западные санкции мешают. Значит, расчёт будет на китайские инвестиции в развитие арктического региона. Эксперты эту мысль подтверждают. «Ряд экспертов считает, что это перспективная тема: совместное освоение Арктики с использованием китайских инвестиционных ресурсов. У них есть свои наработки в области строительства ледоколов и специального оборудования. Другие считают, что это тема очень сложная и не стоит с китайцами сильно интегрироваться в деле освоения Арктики. Но процесс все равно потихонечку идёт», — говорит руководитель российско-китайского центра Финансовой академии при правительстве РФ Николай Котляров. Однако «обойти Россию» у Китая не получится: речь пойдёт, вероятно, только о совместном освоении маршрутов, то есть на взаимовыгодных условиях. Какими могут быть эти условия, пока не ясно.

Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 16

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. EwgenyZ (Евгений) 30 января 2018 06:38
    "У Китая нет собственной территорит а Арктике". Ничего, насыплют архипелаг в нейтральных водах (льдах) и будет!
    1. Гардамир 30 января 2018 08:48
      насыплют архипелаг
      Зачем! Дешевле отсыпать в карманы российским чиновникам и те сами организуют, какую-нибудь "Силу Арктики"
      1. EwgenyZ (Евгений) 30 января 2018 10:37
        Цитата: Гардамир
        Зачем! Дешевле отсыпать в карманы российским чиновникам и те сами организуют, какую-нибудь "Силу Арктики"

        Можно и так, только чиновника можно сместить, политика государства может поменяться и мало ли чего ещё может случиться, а свои острова это уже надежно. Хотя фантастика!
  2. vlad007 (Владимир) 30 января 2018 08:19
    Китай (компания CNPC) является одним из акционеров завода по производству СПГ "Ямал-СПГ" (если не ошибаюсь 20% акций) и имеет соответствующую долю в производимой продукции, т.е. СевМорПуть для Китая уже задействован - есть товар и есть потребители - вся юго-восточная Азия.
    К сказанному в статье надо добавить, что проход через Суэцкий канал стоит денег и не маленьких - от 8 до 12 долларов за тонну водоизмещения судна, т.е. к примеру проход судна водоизмещением 30 000 т стоит 360000 долларов. Кроме того на проход через Суэцкий канал бывают очереди, т.к. пропускная способность не велика и это тоже увеличивает время. Но и ледокольная проводка стоит денег, хотя при наличии танкеров ледового класса Arc7 ледоколы практически не нужны.
    К порту Сабетта сейчас начато строительство жел. дороги в рамках проекта Северный Широтный Ход , этот инфраструктурный проект позволит связать порт с жел. дорожной сетью всей России и таки образом решить проблемы доставки грузов туда и оттуда.
  3. Горный стрелок (Евгений) 30 января 2018 08:21
    Северный морской путь без России эксплуатировать никто не сможет. Вообще. Посему - это хорошая идея, и весьма полезная для нашего Севера. Пусть плывут. Ещё и железные дороги с Урала к побережью здорово сократят транспортное "плечо". Другое дело - о выгоде не забывать. laughing
    1. антивирус 30 января 2018 16:13
      среди китайских грузовых судов Северный морской путь (Северо-Восточный проход) в 2013 году освоил первым «Yong Sheng»

      в 1847 г ушла в небытие Великая экспедиция Британии -искала Сев Зап проход в Тихий океан из Атлантики и к 50 г( нашли погибших) стало ясно --нет условий для мореплавания.
      а опередить РИ в гонке за владение Тихим океаном хотелось.
      случилась Крымская война через 3 года.
      как сейчас списывать атомн крейсеры? лишние они?
    2. tihonmarine ( Влад) 2 февраля 2018 21:18
      Я родился на манголо-китайской границе и у нас тогда жило много китайцев, это после Даманского их убрали. Могу сказать одно, если китаец куда то "влез", то его потом не вытащить, и сегодня был один китаец, а завтра их будет десять. Посмотрите сколько их сейчас на ДВК, и даже в Питере Матвиенко хотела строить China town (не приведи господь !.)
      1. Офицер запаса (Алексей) 2 февраля 2018 21:26
        Влад, я в Питере живу. На Юго-Западе. В Питере China town официального нет, но микрорайон "Балтийская жемчужина" таковым можно назвать. В 10 минутах езды от меня - прямо-таки китайское поселение. И думаю, что это только начало. Как ни печально.
  4. армеец (Солтан Алексей) 30 января 2018 08:54
    Если еще и Арктика пожелтеет)
  5. Житель Урала 30 января 2018 10:33
    Китай как в разведке - паутину по всему миру выстраивает. Сейчас его бурный рост выгоден нам для противостояния с НАТО, но как бы не вышло в будущем, что придется Штаты поддерживать, дабы они Китай ослабили. Ибо если последний получит мировое господство, это будет пострашнее англо-саксов.
    1. tihonmarine ( Влад) 2 февраля 2018 21:23
      Здесь хорошо вспомнить слова генерала Деникина"... Россия сейчас как затравленный зверь стрежёт ушами, но она оправится и будет сильной, но нужно не забывать, что в степях Китая зреет новый Чингиз хан."
  6. Алекс2048 (Юсупов Алексей) 30 января 2018 10:39
    Вопрос не в том придут ли Китайцы или нет, вопрос не в том куда придут. Вопрос в том когда это случится и на каких условиях. Экономика Китая может рухнуть только в одном случае это если в мире, нет прямо реально во всем мире, будут введены огромные пошли на китайский товар. Все остальное Китай переживет. А дружба с Китаем для РФ малопреспективна. На ближайшее будущее да вроде все нормально, но чуть дальше и Китай освоит у себя производство дешёвых ледоколов и зачем ему будет нужна РФ? Ресурсы Китай планирует брать в Африке. Энергоносители по сути РФ через силу Сибири и в дальнейшем через танкеры в Китай поставит, кстати видимо по не очень выгодной цене поскольку китайский капитал будет использоваться при создании логистической системы поставок энергоносителей в Китай.
    1. demo (Ван) 30 января 2018 18:15
      Экономика Китая может рухнуть только в одном случае это если в мире, нет прямо реально во всем мире, будут введены огромные пошли на китайский товар. Все остальное Китай переживет.

      Прежде чем делать безапелляционные заявления надо немного подумать.
      А если, предположим, покупательная способность основных рынков сбыта товара упадет.
      Или вообще застынет на точке "0", тогда как?
      Китай, лет пять тому назад взял курс на создание внутреннего потребления, за счет роста благосостояния своего населения.
      Перекос в торговле, с опорой на сбыт за рубежом - опасное явление.
      Но если судить по приведенным цифрам, то КНР решила еще немного выжать дохода.
      Легче же?
      Так что финансовый "гений" и партийные хотелки оказались не работающими.
  7. Немезида 30 января 2018 12:37
    Да ради бога,но Северный Морской путь открыт русскими и должен полностью принадлежать России ! Хотят им пользоваться,пусть пользуются,но пусть платят России деньги , за его использование ,в качестве транзитных сборов ! Кроме того,Россия имеет на Севере стратегические военные базы и пускать в них чужие корабли,хоть и дружественного,сегодня,государства,не стоит...
  8. Essex62 (Александр) 30 января 2018 15:17
    Цитата: Житель Урала
    Китай как в разведке - паутину по всему миру выстраивает. Сейчас его бурный рост выгоден нам для противостояния с НАТО, но как бы не вышло в будущем, что придется Штаты поддерживать, дабы они Китай ослабили. Ибо если последний получит мировое господство, это будет пострашнее англо-саксов.

    Пока есть огромная , великая и не победимая Россия мирового господства не видать ни кому. А страшнее и уродливей Сакской нелюди на планете нет народов.
  9. NF68 (Николай.) 30 января 2018 16:22
    Скорее уж Китай заинтересовался нефтью и газом которые Россия будет добывать на севере чем Северным Морским путём для доставки товаров в Европу или в западную часть России.
Картина дня