Military Review

Hydroaviation of the Japanese submarine fleet in World War II. Part X

6
The main goal is the Panama Canal


The first mass-produced shock seaplane M6A1 “Seyran” from the end of November 1944 began to enter service with 631 special-purpose kokuta (air hulls), which organizationally became part of the 1st squadron of Sen-Toku aircraft carrier submarines (I-400, I- 401) and AM (I-13, I-14). The first two submarine aircraft carriers went into operation until the end of 1944 - I-400 and I-13. In January 1945 I-401 entered service with the squadron, and in March I-14. 1st squadron was part of the 6th fleet and could take on board only ten Seyrans. A number of literary sources refer to the created formation as a “flotilla”. The concepts of “squadron” and “flotilla” are largely identical, however, in terms of their operational mission, this formation of submarine aircraft carriers will more correctly be called a “squadron”.

The flight and technical staff for 631 kokuta were selected from marine units aviation taking into account the combat experience of the candidates. The formation of 631 Kokuta ended on December 15, and Tatsunoke Ariizumi, who had previously commanded the I-8 aircraft carrier, was appointed commander.

The retraining and basic flight training of the M6А1 crews was carried out at the 1 aircraft technology arsenal in Yokosuka. In January, 1945, the underwater aircraft carriers I-400 and I-13, embarked on their first training trip with the Seyrans aboard, which made the first ejection takeoffs from submarines in sea conditions. Arizumi at this moment already commanded the entire 1 th squadron of submarines.


On the I-400 submarine, preparations are under way for the launch of the M6-1 “Seyran” seaplane

Most naval exercises were conducted in the Inland Sea, south of Kure. The flight training of the Seyran crews was carried out at the naval aviation base in Fukuyama, where six M6A1 attack seaplanes were permanently based. During the training flights, the lack of technical reliability of the Atsuta-32 liquid-cooled liquid engines was revealed, and they had to be repaired frequently. For the same reason, the similar engines installed on the deck Ykosuka dive bomber D4Y2 "Susi" were replaced by the Mitsubisis X-NNX-shaped air-cooled Kinsei-4 air-cooled engines manufactured by the Mitsubisis engine for the Japanese aircraft manufacturers.


М6А1 "Seyran" carried out an ejection takeoff from a submarine aircraft carrier of type I-400 ("Sen-Toku")

The training took place in the conditions of an acute shortage of aviation gas and fuel for submarines. The planned joint exercises of submarine aircraft carriers and their air groups, scheduled for 2 on April 1945, for this reason were canceled. Instead of training, the submarine I-401 was equipped in Manchuria, in Dairen for aviation gasoline. For an ordinary tanker, due to the high activity of the Allied aviation, this mission would have been impossible. A specially made frigate superstructure was installed on the boat. However, he did not save the boat from the magnetic American mines. After being damaged, I-401 was forced to return and stand up for repair in Kure. Instead of it, I-400 came out on a campaign for aviation fuel, having previously dressed up as a fake superstructure removed from I-401. The submarine I-400 was more successful and returned from Dairen with aviation gas. Flight training was resumed.

11 May 1945 of the year 1-I squadron of submarine aircraft carriers in full force left Kure, entered the Sea of ​​Japan and headed for the port of Maizuru (Kyoto Prefecture, Honshu Island) to the place of its main base. Intensive training for six weeks in an ejection take-off occurred from the boats in the base ("from the pier"). Not enough fuel to go to sea. In the conditions of air supremacy of the American aviation, the boats at the pier carefully masked. Before each launch of the aircraft it was removed and re-restored after the end of the starts.


M6А1 "Seyran" impact seaplane in a training flight, 631 kokutai

As a result of persistent training, technical calculations were able to reduce the time to prepare for takeoff and ejection launch of three “Seyrans” with floats to 30 minutes and to 14.5 minutes without floats.

The initial goal for striking 1-nd squadron of submarine aircraft carriers was to be the locks of the Panama Canal, on which the Allies carried out the transfer of troops and equipment from Europe after defeating Germany in the Pacific theater to fight against Japan. The strike should have been delivered by ten M6А1 “Seyran” (“Mountain Fog”) seaplanes, armed with torpedoes (six aircraft) and 800-kg bombs (the other four).

The squadron of ten "Seyrans", stationed on four submarine aircraft carriers, was appointed 25-year-old lieutenant Atsushi Asamura (Atsushi Asamura). In accordance with the planned route, 1-I squadron of submarine-aircraft carriers had to go to the Hawaiian Islands (as well as Admiral Nagumo to strike Pearl Harbor), then to the shores of South America and along the coast of Colombia to go to the Panama Canal. The duration of the passage of the squadron to the launch point of "Seyran" was about two months. During the march, the submarines I-13 and I-14, which have a shorter navigation range, were supposed to be refueled on the route with fuel from tankers (taking into account ensuring secrecy, these could be transport submarines).


The scheme of the Panama Canal (the actual part of the channel corresponds to the reality of 1945 of the year)

The immediate goal for striking identified the floodgates on Lake Gatun. For working out the route of flight and the skill of striking a target, in conditions close to real, in the north-east of Honshu Island, mock-ups of locks were built with landmarks well visible at night (with a full moon). In order to increase the probability of hitting the target, all ten Seyrans were supposed to strike only at the inner gate of the lock from the side of Lake Gatun. During the elaboration of the details of the operation, the strike with torpedoes was considered inexpedient, and it was decided to arm all the planes with 800-kg bombs. Bombers had to start from submarines without floats, at low altitude and high speed to reach the target and after striking, splash down near their submarines. The leadership of the Japanese fleet also considered the option of attacking the gateways, using kamikaze tactics. The bombing of the mock-up of the locks was conditional - the bombs were not dropped (possibly due to a lack of ammunition, and according to other data, due to the blocking of the mechanisms for dropping bombs). During the exercise, two M6А1 “Seyran” aircraft were lost together with their crews.

By the beginning of July, 1945, the 1-I squadron of submarine-aircraft carriers was to reach alert. However, the military situation was rapidly deteriorating, and the metropolis faced a real threat of Allied invasion of the Japanese islands. The operation to strike at the Panama Canal locks had to be canceled. In pursuance of the order of the Japanese General Staff of Japan No. 95 from 25 June 1945, the 1 squadron of submarines was given a new and more urgent task - to strike at the US aircraft carriers in the Uliti Atoll.

The operation received the code name "Hikari" (Hikari), and 1-I squadron of submarines was renamed the special impact connection "Sinryu" (Shinryu - "Divine Dragon"). In July 1945, the strike force focused on the Ominato Naval Base (the northern tip of Honshu Island).

According to the plan of the operation, the American aircraft carriers who were standing at the anchor at the Uliti Atoll (the Karolinsky Islands) were supposed to strike "Seyrans" from the submarine aircraft carriers I-400 and I-401, using the kamikaze tactics. The planes were supposed to be launched from boats without floats and with a minimum fuel reserve. According to one version of historians, in order to achieve stealth on the approach to the target and surprise during the striking of the Seyrans, the American Air Force insignia and silver color were struck (the MXXUMX6 flying at great speed reminded the American North American fighter P-1 Mustang ).

To provide detailed reconnaissance information in the Uliti area, the I-13 and I-14 boats were to deliver in their aircraft hangars disassembled high-speed reconnaissance ground-based aircraft “Nakajima” С6N1 “Sayun” (Saiun - “Elusive Cloud”) to Truk Island (Caroline Islands). not yet occupied by Americans. In each hangar, they managed to place only one reconnaissance aircraft, which were slightly longer than the Seyrans in size.


Reconnaissance aircraft "Nakajima" С6N1 "Sayun", the maximum speed at an altitude of 6000 meters 610 km per hour

3 and 4 July 1945, the submarines I-13 and I-14 alternately left the Ominato base and headed towards Truk Island. Only the I-4 submarine, which delivered the Xayn X14N6 C1N13, reached the island reached the target of 16 August. The I-1945 57 July 415 submarine east of Yokosuka was discovered and sunk as a result of an attack from deck-based aircraft from the American anti-submarine aircraft carrier CVE-XNUMX Anzio and the escort carrier DE-XNUMX “Laurence S. Telolo” that they had induced.

The main forces of the Sinryu strike connection, the submarine carriers I-400 and I-401, left the naval base at Ominato 26 and 27 in July 1945 and headed for the Uliti atoll. However, there was a fire on the flagship of the compound, the I-401 boat commanded by Captain Arizumi, and she was unable to reach the meeting point with I-400 scheduled for August 15 in time. The strike on American aircraft carriers, which was to take place in two days, was postponed to August 25. But he was never implemented.

15 August 1945 Emperor of Japan announced the surrender. On August 16, the boat commanders of the Shinru compound received radiograms with orders to proceed to the nearest ports of Japan. The next radiogram sent in four days ordered the submarine commanders to get rid of offensive weapons and raise black flags signaling readiness for surrender.

Onboard the I-401, the M6А1 “Seyran” planes without crews ejected with the running engines, having held out for a while in the air, they fell into the sea. On the I-400, the Seyrans were rolled out of the hangar and simply pushed overboard. So ended история unique aircraft that did not commit a single combat departure.


Damaged М6А1 "Seyran" in the territory of the Aichi aircraft factory in Aytoku, September 1945

A number of damaged "Seyrans" (according to various sources from two to four aircraft) found in destroyed factory workshops in Eytoku and in the territory of the arsenal in Ykosuka fell into the hands of Americans. To this day, only one restored copy of the M6А1 has been preserved in the exposition of the National Air and Space Museum in Virginia, USA. Among the captured Japanese aircraft, delivered to North America, there was also at least one copy of the prototype training version with the M6A1-K "Nanzan" wheeled chassis, which at the beginning of the 50s of the last century was apparently scrapped.


Under the black flag of the underwater carrier I-400, to Tokyo Port, Sagami Bay, 28 August 1945

27 and 29 in August 1945, the underwater aircraft carriers I-400 and I-401 going to Japan surrendered to the Americans and were escorted to Tokyo Bay.


I-14, I-401 and I-400 submarines in Tokyo Port, September 1945

31 August Captain I-401 Arizumi could not stand the shame of surrender and shot himself. In September, 1945, the unique submarines shipped to the Hawaiian Islands.


I-401 and I-400 submarine aircraft carriers at the American base at Pearl Harbor, autumn 1945 of the year

The Americans carefully studied captured Japanese submarine aircraft carriers. In all likelihood, the experience of Japanese shipbuilders was taken into account when creating submarines carrying cruise missiles. In the 1953, the Balo SSG-282 Tani (Tunny) diesel submarine was converted into the carrier of Regulus cruise missiles with a nuclear warhead. Prior to combat duty from a boat equipped with an airtight cylindrical hangar container, experimental launches of German V-1 cruise missiles were conducted.


US diesel submarine SSG-282 "Tanya" (Tunny), armed with cruise missiles "Regulus", July 1953 year


Regulus cruise missiles "in the hangar of the SSG-282" Tanya "(Tunny)


Diesel-electric submarine carrier of the Regulus cruise missiles of special construction SSG-574 "Grayback" (Grayback), 1958 year

Not wanting to share with the Soviet Union innovative technologies used by the Japanese to create a unique impact submarine complex, including submarines-aircraft carriers and special impact seaplanes of the type M6А1 "Seyran", the United States destroyed the captured submarines. Boats I-400, I-401 and I-14, filled with explosives, were blown up and flooded around the island of Oahu in May-June 1946 of the year. Underwater tanker I-402, along with other captured Japanese submarines, was blown up and flooded in Sasebo Bay near Goto Island in April1946 as part of Operation Dead End.

]

Underwater tanker I-402 before demolition, Sasebo bay, April 1946


Last minutes of the I-402 submarine leaving the deep sea, April 1946

At the beginning of the 182st century, after the removal of the secrecy label from the archival documents of the US Navy regarding this operation, it became possible to conduct a search expedition in the area by the forces of enthusiasts led by Brad Fanef of Texas A&M University. The exact coordinates were not indicated in the declassified documents. A cemetery for Japanese submarines was discovered at a depth of 200 meters, XNUMX miles northwest of Nagasaki.

In August, the scientists at the University of Hawaii accidentally (just like the I-2013 in 401) accidentally discovered a submarine I-2005 under the control of the seabed around the island of Oahu (Hawaii) using an underwater remote-controlled vehicle. .


The bow of the I-400 case with a destroyed catapult track at a depth of 700 meters, near the west coast of Oahu, August 2013


Aft 140-mm submarine I-400 submarine lying on 700-meter depth, August 2013 year

References:
1. Beshanov V.V. Encyclopedia of aircraft carriers / Under the general editorship of AE Taras - Moscow: AST, Minsk: Harvest, 2002 - (Library of military history).
2. Platonov A.V. Linear forces of the submarine fleet - SPb .: Galeya Print LLC, 1998.
3. Dashyan A.V. Ships of the Second World War. Japanese Navy (part of 2). Maritime collection №7, 2004.
4. Ivanov S.V. Japan submarines 1941-1945. War at sea (№31) - Beloretsk: ARS LLC, 2006.
5. Okolelov N.N., Shumilin S.E., Chechin A.A. Submarine aircraft carriers of the Japanese fleet (history, design, aircraft armament). Maritime collection №7, 2007.
6. Kascheev L.B. Japanese submarines in World War II. Maritime collection №2, 2011.
7. Firsov A. Aviation of Japan in the second world war. Part One: Aichi, Yokosuka, Kawasaki. Aviation collection №4. TsAGI, 1996.
8. Solomonov B., Kulagin K. Submarine aviation of the Yamato country. Aviamaster №3, 2003.
9. Doroshkevich O. Airplanes of Japan of the Second World War - Minsk: Harvest, 2004.
10. Chechin A., Okolelov N. Start from under the water. Model Designer #7,8 -2009.
11. Chechin A., Okolelov N. Ominous "Mountain Fog". Aichi MXNUMHA Seyran seaplane and its predecessors. Aviation and Time Magazine No. 6 - 04, 06.
12. Haruk A.I. Attack aircraft of the Second World War - attack aircraft, bombers, torpedo bombers - M .: Yauza; Eksmo, xnumx.
13. Haruk A.I. All seaplanes of the second world. Illustrated color encyclopedia - M .: Yauza; Eksmo, xnumx.
14. Kotelnikov V. Aviation in the Second World War. Aircraft of France. Part-1 (Aviation collection No. 10) - 1996.
15. Kozyrev M., Kozyrev V. Aviation of Axis Countries in World War II - M .: ZAO Tsentpoligraf, 2010.
16. Bryukhanov A. Deck aircraft in World War II: An Illustrated Collection. Parts I - IV. - Publishing solutions (licensed by Ridero), 2017.
17. Bryukhanov A. Japanese submarine aviation in World War II: Publishing solutions (licensed by Ridero), 2017.
18. Gusev A.N. Submarines for special purposes. Built ships and unrealized projects - M .: MORKNIGA, 2013.
19. RJ Francillon. Japanese Aircraft of the Pacific. Putman & Company. London-1970.
20. Robert C. Mikesh. Aichi M6A1 Seiran, Japan's Submarine-Launched Panama Canal Bomber (Monogram Close-Up 13) - Monogram Aviation Publications. Commonwealth Press Worcester, Massachustts, 1975.
21. Japanese Military Aircraft Illustrated. Vol. 3, Reconnaissance Flying Boat Trainer / Transport - Bunrin-Do Co. Ltd., Tokyo 1983.
22. Robert C. Mikesh & Shorzoe Abe. Japanese Aircraft 1910-1941. Putnam Aeronautical Books, London, 1990.
23. Famous airplanes of the world №47. Imperial Japanese Navy Reconnaissance Seaplane - BUNRINDO Co.Ltd, Tokyo 1994.
24. Tadeusz Januszewski. Japanese Submarine Aircraft - Red Series (No. 5103). Mushroom Model Publications, 2002.
25. Ryusuke Ishiguro, Tadeusz Januszewski. Kugisho E14Y GLEN: The Aircraft that Bombed America (White Series) - MMPBooks, 2012.
26. ER Johnson. United States Naval Aviation, 1919-1941 - Aircraft, Airships and Ships Between the Wars. McFarland, 2011.

Internet resources:
http://www.findmodelkit.com;
http://blogspot.com;
http://wikimedia.org;
http://en.wikipedia.org;
http://www.cieldegloire.fr;
http://www.airandspace.si.edu;
http://airandspace.si.edu;
http://www.stripes.com;
http://www.mn-modelar.cz;
http://cieldegloire.fr;
http://colonelcassad.livejournal.com;
http://www.patriotspoint.org;
http://sfw.so;
http://printshop.stripes.com.
Author:
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. polpot
    polpot 2 February 2018 15: 44
    +3
    Thanks for the article, very interesting material
  2. avt
    avt 2 February 2018 15: 51
    0
    Well, as I understand it - quite a worthy conclusion to the series.
  3. zzdimk
    zzdimk 2 February 2018 17: 19
    0
    Get the article out! Really like it. Thanks for the selection and compilation! It seemed to me? This beast is similar to silt, only on floats? Can I have a separate article about Mtsubishi? They were just fantastic planes ...?
  4. Babalaykin
    Babalaykin 2 February 2018 19: 53
    0
    The Japanese are Japanese, well, they would destroy the floodgates, it only slightly lengthens the supply, but what is the point to all this if there is no gasoline even for training, and you need to reach the canal in an acceptable amount.
  5. smart ass
    smart ass 3 February 2018 07: 15
    0
    Thanks to the author, great photos
  6. Lexus
    Lexus 4 February 2018 01: 12
    +1
    Thank you so much for the whole series! hi
  7. The comment was deleted.

Гидроавиация японского подводного флота во Второй мировой войне. Часть X

Главная цель – Панамский канал

Первые серийные ударные гидросамолёты М6А1 «Сейран» с конца ноября 1944 года стали поступать на вооружение 631 кокутая (авиакорпуса) специального назначения, организационно вошедшего в состав 1-й эскадры подводных лодок-авианосцев типов «Sen-Toku» (I-400, I-401) и «АМ» (I-13, I-14). Первые два подводных авианосца вошли в строй до конца 1944 года - I-400 и I-13. В январе 1945 года на вооружение эскадры поступила I-401, а в марте I-14. 1-я эскадра входила в состав 6-го флота и могла принять на борт всего десять «Сейранов». Ряд литературных источников именует созданное формирование «флотилией». Понятия «эскадра» и «флотилия» во многом тождественны, однако по своему оперативному предназначению данное соединение подводных авианосцев правильнее будет именовать «эскадрой».

Лётный и технический состав для 631 кокутая отбирали из подразделений морской авиации с учётом имеющегося у кандидатов боевого опыта. Формирование 631 кокутая завершилось 15 декабря, командиром его был назначен Татсуноке Аризуми (Tatsunoke Ariizumi), ранее командовавший авианесущим подводным крейсером I-8.


Переучивание и основная лётная подготовка экипажей М6А1 осуществлялась на 1-м авиационном технологическом арсенале в Йокосуке. В январе 1945 года подводные авианосцы I-400 и I-13 вышли в свой первый учебный поход с «Сейранами» на борту, которые произвели первые катапультные взлёты с субмарин в морских условиях. Аризуми на этот момент командовал уже всей 1-й эскадрой подводных лодок.


На субмарине I-400 идёт подготовка к запуску ударного гидросамолёта М6А1 «Сейран»

Большинство морских учений проводилось во Внутреннем море, к югу от Куре. Лётная подготовка экипажей «Сейранов» проходила на базе морской авиации в Фукуяме, где на постоянной основе базировались шесть ударных гидросамолётов М6А1. В ходе учебных полётов выявилась недостаточная техническая надёжность двигателей жидкостного охлаждения «Ацута-32», их приходилось часто ремонтировать. По этой же причине аналогичные двигатели, установленные на палубных пикирующих бомбардировщиках «Йкосука» D4Y2 «Сусей», на следующей модификации D4Y3 заменили традиционными для японских авиастроителей звёздообразными двигателями воздушного охлаждения «Кинсей-62» фирмы «Мицубиси».


М6А1 «Сейран» осуществил катапультный взлёт с подводного авианосца типа I-400 («Sen-Toku»)

Обучение происходило в условиях острой нехватки авиабензина и топлива для субмарин. Плановые совместные учения подводных авианосцев и их авиагрупп, намеченные на 2 апреля 1945 года, по этой причине были отменены. Вместо учений субмарину I-401 снарядили в Маньчжурию, в Дайрен за авиационным бензином. Для обычного танкера, из-за высокой активности авиации союзников, эта миссия была бы невыполнима. На лодку установили специально изготовленный муляж надстройки фрегата. Однако он не спас лодку от магнитной американской мины. Получив повреждения, I-401 вынуждена была вернуться и встать на ремонт в Куре. Вместо неё в поход за авиационным горючим вышла I-400, предварительно приодевшись фальшивой надстройкой, снятой с I-401. Субмарина I-400 оказалась более удачной и вернулась из Дайрена с авиабензином. Лётная подготовка была возобновлена.

11 мая 1945 года 1-я эскадра подводных авианосцев в полном составе покинула Куре, вошла в Японское море и направилась в порт Майдзуру (префектура Киото, остров Хонсю) к месту своего основного базирования. Интенсивные тренировки в течение шести недель по катапультному взлёту происходили с лодок, стоящих в базе («от пирса»). Для выхода в море не хватало топлива. В условиях господства в воздухе американской авиации стоящие у причала лодки тщательно маскировали. Перед каждым запуском самолётов её убирали и вновь восстанавливали после окончания стартов.


Ударный гидросамолёт М6А1 «Сейран» в тренировочном полёте, 631 кокутай

В результате упорных тренировок техническим расчётам удалось сократить время на подготовку к взлёту и катапультный запуск трёх «Сейранов» с поплавками до 30 минут и до 14.5 минут без поплавков.

Первоначальной целью для нанесения удара 1-ой эскадрой подводных авианосцев должны были стать шлюзы Панамского канала, по которому союзники осуществляли переброску войск и техники из Европы после победы над Германией на Тихоокеанский ТВД для ведения боевых действий против Японии. Удар должны были нанести десять ударных гидросамолётов М6А1 «Сейран» («Горный туман»), вооружённые торпедами (шесть самолётов) и 800-кг бомбами (остальные четыре).

Командиром эскадрильи из десяти «Сейранов», размещённых на четырех подводных авианосцах, был назначен 25-летний лейтенант Ацуши Асамура (Atsushi Asamura). В соответствии с намеченным маршрутом 1-я эскадра подводных лодок-авианосцев должна была пройти до Гавайских островов (так же, как и адмирал Нагумо для удара по Пёрл-Харбору), затем к берегам Южной Америки и вдоль побережья Колумбии выйти к Панамскому каналу. Продолжительность перехода эскадры до точки запуска «Сейранов» составляла около двух месяцев. Во время похода субмарины I-13 и I-14, имеющие меньшую дальность плаванья, предполагалось дозаправлять на маршруте топливом с танкеров (с учётом обеспечения режима секретности это могли быть транспортные подводные лодки).


Схема Панамского канала (действующая часть канала соответствует реалиям 1945 года)

Непосредственной целью для удара определили шлюзы на озере Гатун. Для отработки маршрута пролёта и навыков нанесения удара по цели, в условиях, приближенных к реальным, на северо-востоке острова Хонсю были сооружены макеты шлюзов с хорошо видимыми в ночное время (при полной луне) ориентирами. Чтобы повысить вероятность поражения цели все десять «Сейранов» должны были нанести удар только по внутренним воротам шлюза со стороны озера Гатун. В ходе проработки деталей операции удар торпедами сочли нецелесообразным, и все самолёты решено было вооружить 800-кг бомбами. Бомбардировщики должны были стартовать с подводных лодок без поплавков, на малой высоте и большой скорости выйти на цель и после нанесения удара приводниться у своих субмарин. Руководством японского флота рассматривался также вариант нанесения удара по шлюзам, используя тактику камикадзе. Бомбометание по макету шлюзов носило условный характер – бомбы не сбрасывались (возможно, из-за нехватки боеприпасов, а по другим данным, из-за блокировки механизмов сброса бомб). В ходе учений было потеряно два самолёта М6А1 «Сейран» вместе со своими экипажами.

К началу июля 1945 года 1-я эскадра подводных лодок-авианосцев должна была достигнуть боевой готовности. Однако военная обстановка стремительно ухудшалась, и метрополия оказалась перед реальной угрозой вторжения союзников на Японские острова. Операцию по нанесению удара по шлюзам Панамского канала пришлось отменить. Во исполнение приказа Морского генерального штаба Японии № 95 от 25 июня 1945 года 1-й эскадре подводных лодок была поставлена новая и более актуальная задача – нанести удар по американским авианосцам в районе атолла Улити.

Операция получила кодовое наименование «Хикари» (Hikari), а 1-я эскадра подводных лодок была переименована в специальное ударное соединение «Синрю» (Shinryu – «Божественный дракон»). В июле 1945 года ударное соединение сосредоточилось на военно-морской базе в Оминато (северная оконечность острова Хонсю).

По замыслу операции удар по стоящим на якорной стоянке у атолла Улити (Каролинские острова) американским авианосцам должны были нанести «Сейраны» с подводных авианосцев I-400 и I-401, применив тактику камикадзе. Самолёты предполагалось запустить с лодок без поплавков и с минимальным запасом горючего. По одной из версии историков, для достижения скрытности на подлёте к цели и внезапности в ходе нанесения удара на «Сейраны» нанесли опознавательные знаки американских ВВС и серебристую окраску (летящий на большой скорости М6А1 напоминал американский истребитель «Норт Америкэн» P-51 «Мустанг»).

Для обеспечения подробной разведывательной информацией в районе Улити лодкам I-13 и I-14 предстояло доставить в своих авиационных ангарах разобранные скоростные разведывательные самолёты наземного базирования «Накадзима» С6N1 «Саюн» (Saiun – «Неуловимое облако») на остров Трук (Каролинские острова), ещё не занятый американцами. В каждом ангаре удалось разместить только по одному самолёту-разведчику, которые по своим размерам были немного длиннее «Сейранов».


Разведывательный самолёт «Накадзима» С6N1 «Саюн», максимальная скорость на высоте 6000 метров 610 км в час

3 и 4 июля 1945 года субмарины I-13 и I-14 поочерёдно покинули базу Оминато и направились к острову Трук. До намеченной цели 4 августа добралась только лодка I-14, которая доставила на остров разобранный С6N1 «Саюн». Субмарина I-13 16 июля 1945 года к востоку от Йокосуки была обнаружена и потоплена в результате атаки палубных самолётов с американского противолодочного авианосца CVE-57 «Анзио» (Anzio) и наведённого ими эскортного миноносца DE-415 «Лоуренс С. Тейлор».

Основные силы ударного соединения «Синрю», подводные авианосцы I-400 и I-401 покинули военно-морскую базу в Оминато 26 и 27 июля 1945 года и направились к атоллу Улити. Однако на флагмане соединения, лодке I-401 под командованием капитана Аризуми произошёл пожар, и она не смогла вовремя подойти к точке встречи с I-400, намеченной на 15 августа. Удар по американским авианосцам, который должен был состояться через два дня, перенесли на 25 августа. Но он так и не был осуществлён.

15 августа 1945 император Японии объявил о капитуляции. 16 августа командиры лодок соединения «Синрю» получили радиограммы с приказом следовать в ближайшие порты Японии. Отправленная через четыре дня следующая радиограмма предписывала командирам субмарин избавиться от наступательного вооружения и поднять черные флаги, сигнализирующие о готовности к сдаче в плен.

На борту I-401 самолёты М6А1 «Сейран» без экипажей катапультировали с запущенными двигателями, немного продержавшись в воздухе, они упали в море. На I-400 «Сейраны» выкатили из ангара и просто столкнули за борт. Так закончилась история уникальных самолётов, не совершивших ни одного боевого вылета.


Повреждённый М6А1 «Сейран» на территории авиационного завода фирмы «Айчи» в Эйтоку, сентябрь 1945 года

В руки американцев попало некоторое количество повреждённых «Сейранов» (по разным данным от двух до четырёх самолётов), обнаруженных в разрушенных заводских цехах в Эйтоку и на территории арсенала в Йкосуке. До наших дней сохранился только один восстановленный экземпляр М6А1 в экспозиции национального музея авиации и космонавтики в штате Вирджиния, США. Среди трофейной японской авиатехники, доставленной на территорию Северной Америки, был также как минимум один экземпляр учебного варианта прототипа с колесным шасси М6А1-К «Нанзан», в начале 50-х годов прошлого века его, по всей видимости, отправили на слом.


Подводный авианосец I-400 под чёрным флагом следует в Токийский порт, залив Сагами, 28 августа 1945 года

27 и 29 августа 1945 года идущие в Японию подводные авианосцы I-400 и I-401 в открытом море сдались американцам и были отконвоированы в Токийский залив.


Подводные лодки-авианосцы I-14, I-401 и I-400 в порту Токио, сентябрь 1945 года

31 августа капитан I-401 Аризуми не смог вынести позора от сдачи в плен и застрелился. В сентябре 1945 года уникальные субмарины переправили на Гавайские острова.


Подводные авианосцы I-401 и I-400 на американской базе в Пёрл-Харборе, осень 1945 года

Американцы внимательно изучили трофейные японские подводные авианосцы. По всей вероятности, опыт японских кораблестроителей был учтён при создании подводных лодок-носителей крылатых ракет. В 1953 году дизельная подводная лодка типа «Балао» SSG-282 «Тани» (Tunny) была переоборудована в носитель крылатых ракет «Регулус» (Regulus) с ядерной боевой частью. До постановки на боевое дежурство с лодки, оборудованной герметичным цилиндрическим контейнером-ангаром, проводились опытные пуски немецких крылатых ракет ФАУ-1.


Американская дизельная подводная лодка SSG-282 «Тани» (Tunny), вооружённая крылатыми ракетами «Регулус», июль 1953 года


Крылатые ракеты Регулус» в ангаре подводной лодки SSG-282 «Тани» (Tunny)


Дизель-электрическая подводная лодка-носитель крылатых ракет «Регулус» специальной постройки SSG-574 «Грейбэк» (Grayback), 1958 год

Не желая делиться с Советским Союзом инновационными технологиями, применёнными японцами при создании уникального ударного подводного комплекса, включающего подводные лодки-авианосцы и специальные ударные гидросамолёты типа М6А1 «Сейран», США уничтожили захваченные субмарины. Лодки I-400, I-401 и I-14, начинённые взрывчаткой, были взорваны и затоплены в районе острова Оаху в мае-июне 1946 года. Подводный танкер I-402 вместе с другими трофейными японскими субмаринами был подорван и затоплен в заливе Сасебо недалеко от острова Гото в апреле1946 года в рамках операции «Тупик» (Roads end).

]

Подводный танкер I-402 перед подрывом, залив Сасебо, апрель 1946 года


Последние минуты уходящей в морскую пучину субмарины I-402, апрель 1946 года

В начале XXI века после снятии грифа секретности с архивных документов ВМС США, касающихся этой операции, стало возможным произвести поисковую экспедицию в этом районе силами энтузиастов во главе с Бредом Фанефом из Техасского университета A&M. Точных координат в рассекреченных документах указано не было. Кладбище японских субмарин обнаружили на глубине в 182 метра на удалении 200 миль к северо-западу от Нагасаки.

В августе 2013 года с помощью подводного дистанционно-управляемого аппарата при исследовании морского дна в районе острова Оаху (Гавайи) учёными Гавайского университета случайно (так же, как и I-401 в 2005 году) на глубине 700 метров была обнаружена подводная лодка I-400.


Носовая часть корпуса I-400 с разрушенным треком катапульты на глубине 700 метров, недалеко от западного побережья острова Оаху, август 2013


Кормовое 140-мм орудие субмарины I-400 лежащей на 700-метровой глубине, август 2013 года

Литература:
1. Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев/Под обшей редакцией А.Е.Тараса – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002 – (Библиотека военной истории).
2. Платонов А.В. Линейные силы подводного флота – СПб.: ООО «Галея Принт», 1998.
3. Дашьян А.В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (часть 2). Морская коллекция №7, 2004.
4. Иванов С.В. Субмарины Японии 1941-1945. Война на море (№31) - Белорецк: ООО «АРС», 2006.
5. Околелов Н.Н., Шумилин С.Э., Чечин А.А. Подводные авианосцы японского флота (история, конструкция, авиационное вооружение). Морская коллекция №7, 2007.
6. Кащеев Л.Б. Японские субмарины во Второй мировой войне. Морская коллекция №2, 2011.
7. Фирсов А. Авиация Японии во второй мировой войне. Часть первая: Айчи, Йокосука, Кавасаки. Авиационный сборник №4. ЦАГИ,1996.
8. Соломонов Б., Кулагин К. Подводная авиация страны Ямато. Авиамастер №3, 2003.
9. Дорошкевич О. Самолёты Японии Второй мировой войны – Мн.: Харвест, 2004.
10. Чечин А., Околелов Н. Старт из-под воды. Моделист-конструктор№7,8 -2009.
11. Чечин А., Околелов Н. Зловещий «Горный туман». Гидросамолёт Аичи М6А «Сейран» и его предшественники. Журнал «Авиация и Время» № 04 - 06, 2013.
12. Харук А.И. Ударная авиация Второй Мировой – штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы – М.: Яуза; ЭКСМО, 2012.
13. Харук А.И. Все гидросамолёты второй мировой. Иллюстрированная цветная энциклопедия – М.: Яуза; ЭКСМО, 2014.
14. Котельников В. Авиация во Второй Мировой войне. Самолеты Франции. Часть-1(Авиационный сборник №10) – 1996.
15. Козырев М., Козырев В. Авиация стран оси во Второй мировой войне – М.: ЗАО Центрполиграф, 2010.
16. Брюханов А. Палубная авиация во Второй мировой войне: Иллюстрированный сборник. Части I – IV. – Издательские решения (по лицензии Ridero), 2017.
17. Брюханов А. Авиация подводного флота Японии во Второй мировой войне: Издательские решения (по лицензии Ridero), 2017.
18. Гусев А.Н. Подводные лодки специального назначения. Построенные корабли и нереализованные проекты - М.: МОРКНИГА, 2013.
19. R.J. Francillon. Japanese Aircraft of the Pacific. Putman & Company. London-1970.
20. Robert C. Mikesh. Aichi M6A1 Seiran, Japan's Submarine-Launched Panama Canal Bomber (Monogram Close-Up 13) – Monogram Aviation Publications. Commonwealth Press Worcester, Massachustts, 1975.
21. Japanese Military Aircraft Illustrated. Vol. 3, Reconnaissance Flying Boat Trainer/Transport - Bunrin-Do Co. Ltd., Tokyo 1983.
22. Robert C. Mikesh & Shorzoe Abe. Japanese Aircraft 1910-1941. Putnam Aeronautical Books, London, 1990.
23. Famous airplanes of the world №47. Imperial Japanese Navy Reconnaissance Seaplane – BUNRINDO Co.Ltd, Tokyo 1994.
24. Tadeusz Januszewski. Japanese Submarine Aircraft - Red Series (№ 5103). Mushroom Model Publications, 2002.
25. Ryusuke Ishiguro, Tadeusz Januszewski. Kugisho E14Y GLEN: The Aircraft that Bombed America (White Series) – MMPBooks, 2012.
26. E. R. Johnson. United States Naval Aviation, 1919-1941 - Aircraft, Airships and Ships Between the Wars. McFarland, 2011.

Интернет-ресурсы:
http://www.findmodelkit.com;
http://blogspot.com;
http://wikimedia.org;
http://en.wikipedia.org;
http://www.cieldegloire.fr;
http://www.airandspace.si.edu;
http://airandspace.si.edu;
http://www.stripes.com;
http://www.mn-modelar.cz;
http://cieldegloire.fr;
http://colonelcassad.livejournal.com;
http://www.patriotspoint.org;
http://sfw.so;
http://printshop.stripes.com.
Автор: Александр Брюханов


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 6

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. polpot (Andru) 2 февраля 2018 15:44
    Спасибо за статью,очень интересный материал
  2. avt 2 февраля 2018 15:51
    Ну я так понял - вполне себе достойное завершение серии .
    avt
  3. zzdimk 2 февраля 2018 17:19
    Зашибись статьи! Очень нравятся. Спасибо за подбор и компиляцию! Мне показалось? Эта зверюга на ил похожа, только на поплавках? А можно отдельную статью про мцубиши? У них же были просто фантастика самолёты...?
  4. Бабалайкин (Евгений) 2 февраля 2018 19:53
    Японцы такие японцы, ну разрушили бы они шлюзы, это лишь чуть удлинило поставки, но какой в этом всем смысл если нет бензина даже для тренировок, а до канала еще дойти надо в приемлемом количестве.
  5. Умник (Вася) 3 февраля 2018 07:15
    Спасибо автору, отличные фото
  6. Лексус (Алексей) 4 февраля 2018 01:12
    Спасибо огромное за всю серию! hi
Картина дня