Истребитель-бомбардировщик Q-6 с крылом изменяемой стреловидности (проект)

История китайского авиастроения – это во многом история заимствований у других стран как легальных, так и не совсем. Особенно это касается военной авиации. До недавнего времени все китайские разработки истребителей были похожи на более или менее модифицированные копии, либо же вариации советской авиатехники. J-6 – был лицензионным МиГ-19, J-7 – китайской вариацией на тему советского же МиГ-21. Еще один китайский истребитель J-10 был создан на основе полученных из Израиля документов по истребителю Lavi, а J-11 является нелицензионной копией российского истребителя Су-27СК. По сути, первой собственной разработкой Китая можно считать наделавший много шума истребитель 5-го поколения J-20, но и тут у ряда экспертов возникли сомнения, так или иначе речь в этой статье пойдет о другой машине.

В середине 1970-х годов в КНР решили создать истребитель-бомбардировщик с изменяющейся стреловидностью крыла. В июне 1976 года ведущие китайские инженеры авиастроители были вызваны в Пекин для проведения совещания, для того чтобы ускорить работы по созданию нового самолета. На совещании были предложены варианты создания ударной версии существующего самолёта J-8II, а также начала проектных работ над ударным самолетом JH-7, который бы стал аналогом машин F-111, Су-24 и «Торнадо» (но данный проект был на достаточно долгую перспективу). Наряду с этим был предложен проект истребителя-бомбардировщика Q-6, который и было решено развивать, как наиболее перспективный.

Как раз в средине 70-х годов Китай купил за границей по 2 истребителя МиГ-21М, МиГ-23С, МиГ-23БН и МиГ-23У, а также 10 крылатых ракет AS-5. Самолеты МиГ-23 были приобретены в Египте. Таким образом, КНР удалось заполучить необходимую для копирования современную авиационную и ракетную технику. Особый интерес для китайской авиационной промышленности представлял турбореактивный двигатель с форсажной камерой (ТРВД), устанавливаемый на советские истребители МиГ-23. Обратили свое внимание конструкторы и на крыло самолета, имеющее изменяемую стреловидность. Реализовать этот технический ход было решено и в самолете Q-6.
Истребитель-бомбардировщик Q-6 с крылом изменяемой стреловидности (проект)
МиГ-23, модель


Перед китайскими конструкторами была поставлена задача по созданию боевого самолета с изменяющейся стреловидностью крыла, главным конструктором проекта был назначен Лу Сяопин. К февралю 1979 года работы над данным проектом были завершены. Первоначально проект базировался на основе советского истребителя МиГ-23БН, но ВВС и ВМС страны требовали от самолета способности к активной самообороне. На самолет требовалось в обязательном порядке установить радар, который на обычной ударной версии не предусматривался. После этого решено было взять за основу МиГ-23МС, использовав авионику американского самолёта F-111 (скорее всего место имел промышленный шпионаж) приспособленную под Q-6. Первоначально размеры самолета были близки советскому истребителю МиГ-23МС, но китайская электронная промышленность тех годов плохо справлялась с минимизацией размеров аппаратуры, поэтому по своим размерам фюзеляж истребителя-бомбардировщика Q-6 приблизился к советскому фронтовому бомбардировщику Су-24.

Хвостовая часть истребителя-бомбардировщика Q-6 повторяла хвостовую часть МиГ-23. При этом, в отличие от последнего, китайский истребитель имел высоко поднятую носовую часть для улучшения обзора пилота и подфюзеляжный воздухозаборник. Исследования продемонстировали, что боковые воздухозаборники будут неэффективны и Q-6 стал первым китайским проектом, на котором были реализован подфюзелляжный воздухозаборник. На самолете должен был быть установлен ТРДФ WS-6, развивающий в режиме форсажа тягу 122,4 кН. Двигатель был скопирован с двигателя советского МиГ-23. Взлетная масса самолета должна была составить 14 500 кг., боевая нагрузка - 4 500 кг. Радиус боевого действия должен был равняться 900 км. По своим основным характеристикам Q-6 должен был превзойти свой советский аналог.

По сравнению с истребителем-бомбардировщиком Q-5, который создавался на базе МиГ-19, новый самолет с индексом Q-6 должен был получить более современное бортовое оборудование. Планировалось, в частности, создать лазерную систему целеуказания, радиовысотомер на основе кольцевого гироскопа, радиолокационную станцию предупреждения о ракетном нападении, а также систему огибания рельефа местности. В кабине пилота планировалось смонтировать «современные плоскопанельные дисплеи». В качестве радара на самолет планировалось использовать аналог американской системы AN/APQ-110, которая применялась на самолете F-111, но скопировать данный радар китайцы не смогли.
Истребитель-бомбардировщик Q6, модель

Главной проблемой для китайской авиационной промышленности стало создание мощного и надежного турбореактивного двигателя с форсажной камерой. В 1983 году был создан прототип такого двигателя, получивший название WS-6G, его тяга на форсаже равнялась 138 кН, но технические характеристики двигателя оставляли желать лучшего. Ресурс двигателя равнялся всего лишь 50 часам. Тогда китайцами было принято решение скопировать советский двигатель Р-29-300 (тяга без форсажа 85,1 кН, на форасже – 125,5 кН). Эту работу поручили КБ завода №410. Новый двигатель получил обозначение WP-15. Но и этот двигатель не смог полностью удовлетворить военных и конструкторов. Данным типом двигателя в последствии не был оснащен ни один из китайских боевых самолетов, а сама разработка была отправлена в «технический резерв».

Создание Q-6 требовало от КНР проведения широких исследований по изучению иностранных технологий. В частности тех, которые касались достижения высокого уровня автоматизации оружия и системы управления самолетом. В Китае была разработана электродистанционная система управления (ЭДСУ), в отличие от двигателей данная разработка оказалась востребованной и впоследствии этой системой оснащались истребители-бомбардировщики JH-7. Так или иначе, Китай смог освоить данную технологию еще до момента поставок из России истребителей Су-27.

Другой очень важной задачей для китайских инженеров стало создание крыла с изменяемой стреловидностью. Техники и инженеры КБ в Нанчане испытывали очень серьезные трудности при его создании, так как вследствие отличной конструкции самолета Q-6 от МиГ-23 они не могли полностью скопировать механизм поворота и крыло. И масса, и размеры, созданного крыла, на 12% превышали массу и размеры аналогичного элемента МиГ-23, сокращая тем самым полезную нагрузку истребителя-бомбардировщика, ёмкость топливных баков и, как следствие, боевой радиус применения истребителя. Фактически было создано лишь «квази-крыло» с изменяемой стреловидностью.
Истребитель-бомбардировщик Q6, модель

В тот период времени Китай рассматривал СССР как одного из своих злейших врагов. Советский Союз достаточно активно наращивал свою обороноспособность на китайской границе. В Сибирском военном округе была развернута мощная система ПВО, которая представляла для КНР серьезную угрозу. На вооружении советских сил ПВО начинали поступать комплексы «Бук» и С-300. Предполагалось, что маловысотные Q-6 будут более уязвимы для огня средств ПВО, чем создаваемый истребитель-бомбардировщик JH-7. Было решено, что ТТХ самолета Q-6 не могут отвечать предъявляемым требованиям, а основные усилия были брошены на создание JH-7 с фиксированным крылом. Данный самолет должен был поступить на вооружение ВВС и ВМС Китая. Самолет JH-7 обладал меньшими размерами, неся при этом больше боевой нагрузки, радиус действия данной машины превышал радиус действия Q-6.

Несмотря на это, после 8 лет ведения разработки КБ под руководством Лу Сяопиня все же удалось добиться кое-каких успехов и прогресс в разработке Q-6 в конце 80-х годов был очевиден, появилась новая версия Q-6B. Данный проект был радикально улучшен, в достаточной степени были проработаны крыло изменяемой стреловидности и воздухозаборник. Одноместную версию самолета было решено оснащать двигателями WS-6, а двухместные WS-6G. Однако к тому моменту, когда китайская авиационная промышленность добилась существенных успехов по данному проекту, время Q-6 ушло и разработку остановили. Успешный испытательный полет самолета JH-7 поставил точку в разработке Q-6.

Использованы источники:
www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/1286-proekt-istrebitelia-.html
www.militaryparitet.com/perevodnie/data/ic_perevodnie/2658/
www.militaryparitet.com/teletype/data/ic_teletype/9636/
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

13 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Dart Weyder Офлайн
    Dart Weyder 17 апреля 2012 07:38
    +7
    опять пёрл - эдакий гибрид МиГа-23 и F-16 wassat laughing
    1. Fidain
      Fidain 17 апреля 2012 14:42
      +2
      Chto s nix brat,im bi tolko kapirovot.Sami ne cho umne predumot ne mogut.Ya ponimayu chto srazu ni odna strana ne mozhet delat xoroshuyu texniku i po etomu nado s cheo to nachenat,tolko kitaici zaigralis im bi tolko kapirovot.Eto tupo!!!
      1. Dart Weyder Офлайн
        Dart Weyder 18 апреля 2012 03:34
        0
        не так строго - ведь эта машина - уже как "креатив", она слеплена из нескольких самолётов laughing кто знает, что будет дальше?????
  2. Братец Сарыч
    Братец Сарыч 17 апреля 2012 07:53
    +9
    Молодцы, конечно, китайцы - очень активно работают во всех отраслях! Где-то скопируют, где-то просто сопрут, но многое при этом приходится и самим делать...
    А в результате вырастает целая школа высококвалифицированных инженеров и рабочих, а заказами и работой они обеспечиваются постоянно...
    1. 755962
      755962 17 апреля 2012 12:53
      +4
      Цитата: Братец Сарыч
      Где-то скопируют, где-то просто сопрут,

      Опыта наберутся,на ус намотают.Без дела не сидят.Молодцы.(Без иронии)
  3. PSih2097 Офлайн
    PSih2097 17 апреля 2012 07:55
    +6
    Миг-23, Су-24 и F-16


    Q-6 является одним из нереализованных проектов ударных самолётов Китайской Народной Республики. Он проектировался фирмой Nanchang Aircraft Factory позже переименованной в Hongdu Aviation Industry Group.Проект развивался довольно долго,но так никогда и не вышел на стадию создания опытных образцов.Программа была начата в середине 70-х годов,на основании опыта участия Китая во вьетнамской войне,а именно на основе боёв у Парасельских островов,когда ВВС Китая оказались неспособоными оказать воздушную поддержку своим войскам.Самолёт также должен был быть способен наносить удары по морским целям.В июне 1976 года ведущие инженеры были вызваны в Пекин на совещание,чтобы ускорить разработку нового самолёта.Были предложены варианты создания ударной версии самолёта J-8II,было также положено начало проектирования низковысотного ударного самолёта JH-7,аналога таких машин как Су-24,F-111 и «Торнадо»(но это был проект на далеко идущую перспективу) и был предложен проект Q-6,который и решили развивать,как наиболее быстро реализуемый.Немного ранее начала этой программы Китай получил самолёты МиГ-23 из Египта и поэтому для нового самолёта было предложено крыло изменяемой стреловидности.К февралю 1979 года общий проект был завершён.Первоначальный проект базировался на основе МиГ-23БН,но и ВВС и ВМС требовали также от самолёта способности к активной самообороне.Нужна была обязательная установка радара,которая не предусматривалась на чисто ударной версии.И тогда решили создавать проект на основе МиГ-23МС.Решено было использовать авионику самолёта F-111(речь вероятно идёт о технологическом шпионаже) приспособленную к Q-6,что в результате привело к длительному развитию и отмене этого проекта.Первоначально размеры самолёта должны были быть близки к МиГ-23МС,но китайская электронная промышленность того времени не могла обеспечить минимизацию размеров аппаратуры и в результате фюзеляж самолёта по размерам стал близок к Су-24.Исследования также показали,что боковые воздухозаборники будут неэффективны и Q-6 стал первым китайским проектом с подфюзелляжным воздухозаборником.Большие трудности вызвало также крыло изменяемой стреловидности и его механизация.Китайская промышленность не справлялась с заказом.И масса,и размеры получались на 12 % больше и тяжелее,чем аналогичные системы на МиГ-23,сокращая тем самым полезную нагрузку,ёмкость топливных баков и боевой радиус действия машины и явившись ещё одним фактором отмены этого проекта.В 1981 году планировалось установить в качестве двигателя WS-6,но стало ясно что тяги 71 кН(122 кН на форсаже) будет недостаточно.В 1983 году был предложен модернизированный вариант WS-6G тягой на форсаже 138 кН,но и этот двигатель был не осилен китайской индустрией.Его ресурс составлял всего 50 часов.В качестве радара должен был использоваться аналог американской системы AN/APQ-110 используемый на F-111 и придающий самолёту способность вести полёт с огибанием рельефа местности.Но и это оказалось китайцам не по зубам.В 1989 году их вообще перестало интересовать крыло переменной стреловидности и это,вместе с трудностями упомянутыми выше,привело к окончательной отмене проекта.
    1. laurbalaur
      laurbalaur 17 апреля 2012 12:37
      0
      PSih2097 если фото модели Ваше , то расскажите ,от кого пластик ? Trumpeter?
    2. PSih2097 Офлайн
      PSih2097 18 апреля 2012 07:29
      0
      Еще одно фото Q-6:
  4. ZUI
    ZUI 17 апреля 2012 09:58
    0
    Чёй-то он мне Ф-16 напоминает, истребитель мне в ангар. belay
  5. igor67 Офлайн
    igor67 17 апреля 2012 10:08
    0
    http://newsru.co.il/world/07jan2007/lavi.html
  6. leon-iv Офлайн
    leon-iv 17 апреля 2012 10:13
    -1
    Миг 23 покрыл Ф-16
    Китайский авиапром рукалитцо я его слепила из того что было.
    Даже новый унтерменш J-20 смесь Миг-1,44 Раптора и кривых китайских рученок.
  7. Num Lock UA
    Num Lock UA 17 апреля 2012 13:11
    +1
    Техники и инженеры КБ в Нанчане испытывали очень серьезные трудности при его создании, так как вследствие отличной конструкции самолета Q-6 от МиГ-23 они не могли полностью скопировать механизм поворота и крыло


    по-моему - ключевая фраза bully
  8. вард Офлайн
    вард 17 апреля 2012 14:13
    +1
    Как то в общении с китайским товарищем попинял ему на откровенное копирование... на что он ответил... мы же с Вас за бумагу и порох лицензионные отчисления не требуем... И еще если бы ты знал сколько народу было уничтожено только за время боксёрских войн... холокост отдыхает... так что его вывод мы им должны....
  9. Tan4ik Офлайн
    Tan4ik 17 апреля 2012 14:45
    +1
    Китайцы конечно молодцы,но нахрена всю технику нашу копировать,если копировать наши технологие,то пусть платят нам.