Гонка за Махом

19
О том, что в России ведется разработка гиперзвукового оружия, замминистра обороны России Юрий Борисов сообщил еще в конце ноября прошлого года. Результаты этих усилий могут стать доступными военным в течение ближайших 10 лет, однако уже сегодня эксперты утверждают: два тяжелых атомных ракетных крейсера (ТАРКР) «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов», а также перспективные подводные атомоходы проекта 885М «Ясень-М» и подлодки пятого поколения «Хаски» будут оснащены помимо прочего гиперзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами (ПКР) «Циркон».

Гонка за Махом




По сведениям из открытых источников, ракетный комплекс с «Цирконом» – новейшая разработка АО «Военно-промышленная корпорация «НПО машиностроения» (входит в АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»). Работы по проекту носят закрытый характер. Известно лишь, что ракета, длина которой от 8 до 10 м, будет способна разогнаться до 5–10 Махов и поражать цели на дальностях 300–500 километров.

Сегодня на вооружении ВМФ России стоят ПКР со скоростями максимум 2–2,5 Маха. А скорость 2,5 Маха – предельная для современных средств ПВО вероятного противника. Таким образом, «Циркон» способен беспрепятственно достигать цели, опережая средства ПВО.

Бывший командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Валуев считает, что для нового ракетного оружия необходимо строить новые надводные и подводные корабли или переоборудовать уже имеющиеся. Гиперзвук выгоден и с экономической точки зрения – цена ракеты несопоставимо меньше цены авианосца: 1–2 млн долл. против 5–10 млрд долл. К тому же странам НАТО придется модернизировать противоракетную оборону под огромные скорости нашей ракеты.

Впрочем, немало и скептиков, считающих, что появления массового гиперзвукового вооружения, особенно стратегического, ожидать не стоит. Вот оперативно-тактическое оружие такого рода может появиться в ближайшей перспективе, говорят они, но появятся и достойные средства противоракетной обороны.

Герой Труда России и Герой Социалистического Труда СССР Герберт Ефремов (советник главы ВПК «НПО машиностроения» по науке) делает акцент на двигателе будущей гиперзвуковой ракеты. По его мнению, для длительного движения объекта в атмосфере на гиперзвуке необходимы прямоточные двигатели. В уже существующих не удается обеспечить устойчивую работу камер сгорания. И неизвестно, удастся ли эти проблемы решить в ближайшее время. Другие типы двигателей, в частности турбо-прямоточные, создаются уже более полувека, но безуспешно.

Однако затеплилась надежда. Вице-премьер Дмитрий Рогозин недавно сообщил: в России успешно испытан так называемый детонационный ракетный двигатель (ДРД). Новинка разработана АО «НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко» в рамках программы Фонда перспективных исследований. Детонационный ракетный двигатель – один из путей создания гиперзвуковых летательных аппаратов, способных достигать скорости в 4–6 Махов. На базе таких двигателей возможно создание гиперзвукового оружия. Эффект заключается в том, что детонационный двигатель при значительно меньших габаритах и массе топлива может дать ту же тягу, что огромный современный жидкостной ракетный двигатель.

Проблема в том, как добиться, чтобы горючее и окислитель ракетного двигателя не горели, как сейчас, а взрывались, не разрушая камеру сгорания – сделать взрыв контролируемым и управляемым. В качестве горючего специалисты «Энергомаша» предложили керосин, окислителя – газообразный кислород. Горение такого топлива в детонационном двигателе – сверхзвуковое, речь идет уже не о 5, а о 8 Махах.

В этой тематике работают и за рубежом. Ведущие американские авиастроительные организации предлагают два проекта двигателя для гиперзвуковых летательных аппаратов: SR-72 конструкторов Lockheed Martin и еще без имени – от Boeing. Проект SR-72 уже дошел до летных испытаний макетного образца. У Boeing идет всего лишь проработка общего облика будущего самолета.

Для борьбы с высокими температурными нагрузками будут использоваться теплостойкие материалы, применяющиеся при строительстве межконтинентальных баллистических ракет и космических кораблей «Спейс Шаттл». Lockheed Martin в сотрудничестве с другими организациями изучает тематику гиперзвуковых прямоточных реактивных двигателей, а также комбинированных двигателей с турбореактивной и прямоточной частью.

Перспективный американский гиперзвуковой летательный аппарат сможет развивать скорость около 6 Махов (около 6400 км/ч) и подниматься на высоту до 24–25 км. Такие летные характеристики, как ожидается, сделают его неуязвимым для современных систем противовоздушной обороны. Конечно, даже при столь высокой скорости в полете машина будет обнаружена, но у противника не останется времени для применения зенитного оружия. Представители Lockheed Martin сообщают, что перспективный SR-72 может быть как разведывательным самолетом, так и платформой для ударных вооружений.

Между тем, испытательный пуск российского крылатого «Циркона» в апреле прошлого года показал: скорость звука превышена в восемь раз – до 9800 км/ч. Эксперты утверждают: это не предел, ракета может достичь скорости и М=10. Ракета поражает любую цель в радиусе 500 км, она маневренна, значительно быстрее любой современной американской противоракеты, а для ее пуска используются универсальные корабельные установки вертикального пуска – те же, что и для «Калибров».

«Циркон» может быть готов к установке на корабли уже в нынешнем году. Он заменит тяжелую ПКР П-700 «Гранит».

Соединенные Штаты намереваются противопоставить российскому «Циркону» «маломощную» версию боеголовки для ракеты «Трайдент», разработав для нее новую крылатую ракету морского базирования. Мощность будущей боеголовки, как предполагается, будет в 1 или 2 кт (сейчас боеголовки «Трайдента» имеют мощность от 100 до 450 кт). Бомба, сброшенная на Хиросиму, имела заряд в 15 кт.

Скептикам же, не верящим в достижение гиперзвуковых скоростей, ученые напоминают: первая космическая скорость при выведении объекта на околоземную орбиту – 7,8 км/с. Она в 27 раз превышает скорость звука у земли. В это тоже не верили.
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    3 февраля 2018 15:26
    Статья занимательная. Только автор не знает, что детонационный двигатель указанного предприятия может обеспечивать полет и на дозвуке.
    1. +5
      3 февраля 2018 19:48
      Пока реально не начнут летать о чем спорить? winked
      1. 0
        7 февраля 2018 14:08


        Это как про "Брест"?!)))
  2. 0
    3 февраля 2018 16:24
    Поживем - увидим, как будет выглядеть реальный "Циркон", принятый на вооружение. В любом случае, кроме самой ракеты, нужны носители и целеуказание, так что еще есть над чем работать.
  3. +11
    3 февраля 2018 17:32
    Снова наша постоянная и любимая рубрика "В гостях у сказки".
    1. +4
      3 февраля 2018 18:23
      "Гиперзвук будет" - серия 800ая.
      1. +4
        3 февраля 2018 20:19
        Но без прямоточного двигателя. Небось выстрелят БР в стратосферу, выпустят глайдер.
        Он будет планировать (без движка) , пока не превратится (затормозясь) в обычную КР с обычным движком. Китайский вариант.
  4. +8
    3 февраля 2018 17:33
    Известно лишь, что ракета, длина которой от 8 до 10 м, будет способна разогнаться до 5–10 Махов и поражать цели на дальностях 300–500 километров.

    а на самом деле много громких лозунгов, а результата не видно.
    разброс в ттх ракеты из "независимых источников" от 1 попугая до 300 удавов , зато бюджет освоен по расписанию и распилен на равные части soldier
  5. +4
    3 февраля 2018 18:44
    Детонационный ракетный двигатель – один из путей создания гиперзвуковых летательных аппаратов, способных достигать скорости в 4–6 Махов.
    Детонационный двигатель вроде ракетный, а не воздушно-реактивный? - где-то тут что-то было о нем - т. е. ему окислитель, вроде, нужен, а не воздух из атмосферы. Я думаю, что когда говорят о гиперзвуке, подразумевают воздушно-реактивные двигатели, а не ракетные.
    1. +2
      3 февраля 2018 21:08
      Каким образом тут оказался детонационный двигатель, по сути являющийся чисто ЖРД с другим рабочим циклом? Пока он вообще никак себя не проявил. Гиперзвук - это ГПВРД со сверхзвуковой камерой сгорания, но проблем очень много, хотя за последние 20 лет есть и продвижение в их решении.
      1. +3
        3 февраля 2018 22:27
        Автор намешал кислого с пресным! Детонационный ЖРД замечательно подойдёт для аппарата летящего на высотах свыше 30 км. Там, из за разреженной атмосферы и гиперзвук вполне запросто. И ракеты там разгоняются до первой космической, и их боевые блоки возвращаются назад на скорости дохрена махов!
        А настоящая проблема- гиперзвук здесь, на уровне моря, и чуть выше.
        1. +3
          3 февраля 2018 22:30
          Вот и я о том же. Низкопрофессиональная заметка. Так только начинающие журналюшки пишут.
  6. +1
    3 февраля 2018 20:53
    У США столько разработок, а ещё модернизация старого хлама , и поддержание старого ,хлама ,что о перспективе гипер звука у них говорить ещё рано .Так же как и у Китая Который вместе с Копированием вооружений ,скопировал и хороший пиар )))
  7. +1
    3 февраля 2018 21:02
    Если отвлечься от потомков латиноамериканских индейцев, индусов, ковров-самолетов, то на слуху только Икар, и то сейчас летают уже. Так что будем посмотреть.
    Кто его знает. может еще закрытые институты не совсем исчезли ? Может там очередной Кулибин,Ломоносов , Тесла и т.д. кует гранит науки. А "смежникам" просто техзадания раздают, которые и понятия не имеют, что это может быть.
    А потом как "выстрелят" ноу-хау в действии - мир вздрогнет, и надеюсь Йеллустоун чуть проснется. wink
  8. +3
    3 февраля 2018 22:14
    "Скептикам же, не верящим в достижение гиперзвуковых скоростей, ученые напоминают: первая космическая скорость при выведении объекта на околоземную орбиту – 7,8 км/с. Она в 27 раз превышает скорость звука у земли. В это тоже не верили." Эта фраза сделала мой день! Абсолютно дилетантские статья! Автору следует подучить школьную физику, на какой высоте ракета достигает первой космической, и какая там плотность атмосферы!
    А про испытания Циркона и восемь скоростей звука- все, но... какое расстояние пролетел аппарат на этой скорости? Далее, испытывался аппарат в конфигурации с полной нагрузкой, или облегчённый ( без веса БЧ)? Подозреваю, что максимально облегчённый опытный вариант могли так разогнать, после чего он разрушился пролетев несколько сотен метров...
  9. +1
    4 февраля 2018 13:17
    Ой, по моему гер Капцов уже тему поднимал. Современные элементы американской ПРО (основанные на технологии иджис) способны перехватыват баллистические цели на больших высотах (порядка 100 км) и скоростях (3-5 км/с или 10- 15 М приблизительно). Вопрос публике : что помешает системе ИДЖИС эсминца типа "Арли Берк" перехватить цель, летящую на высоте 25 км со скоростью 3-6М , при наличии соответствующих зенитных ракет в ячейках, коих у него около сотни? Ответ: ничего!
    Вопрос: а может проще пойти по пути звездно-полосатых "партнеров," , сделавших дозвуковую, очень маловысотную ПКР с технологиями стэлс очень умной? И использовать сверхзвук только на фиришных 30-50 км полета? В самом деле , радар с дм длинной волны может засеч цель , выполненную по технологии "стелс", но не на малой высоте и не заооризонтом.
  10. 0
    19 февраля 2018 08:22
    А если вместо теплоизолирующей керамики использовать материал при нагреве испряющися и преобразуюшийся в газообразное топливо. Будет очень серьёзный выигрыш в массе.
  11. 0
    21 февраля 2018 10:56
    А чем плох,китайский вариант?Это так,к слову.Вообщето гиперзвуковая система у нас на вооружениии уже стоит,все про неё знают и почемуто к гиперзвуку не относят.Это один из варианов ракеты для Искандера.В точке выход на цель,имеет скорость 5-6 мах.Гиперзвук начинается с 4х.Большинство зенитных ракет комплекса С-300,С-400 работают в диапазоне от 4х до 8,5 мах.Это например.Так что гиперзвук для нашей оборонки давно не является священной коровой.
  12. 0
    21 февраля 2018 11:05
    На самом деле гиперзвук для нашей оборонки давно не ноухау.Не буду вдаваться в подробности.Тут всплеск ажиотажа и вбросов видимо связан с тем,что наметился прорыв в создании рабочих версий прямоточных гиперзвуковых двигателей применимых в авиции,создании на их основе авиакосмических комплексов.