Мотоцикл ПМЗ-А-750

Мотоцикл ПМЗ-А-750
Решение об освоении в СССР производства мотоциклов для Красной Армии было принято ВСНХ 5 октября 1931 года. В конце 1931 года группа конструкторов НАТИ приступила к созданию первого советского тяжелого мотоцикла. Работы возглавил Петр Владимирович Можаров, создатель одного из первых отечественных мотоциклов марки ИЖ.

Новый мотоцикл, получивший обозначение НАТИ-А-750, по своим внешним данным был во многом новаторским: в ходовую часть, сделанную по образцу BMW, был вмонтирован V-образный нижнеклапанный 750-кубовый силовой агрегат по образцу американского типа Harley-Davidson, а дуплексная рама из штампованных профилей с вложенным внутрь бензобаком сочеталась с передней рессорной вилкой.

Мотоцикл ПМЗ-А-750



Силовой агрегат рабочим объемом 746 см3 развивал мощность 15 л.с. Система смазки — замкнутая. Масло подавалось непосредственно из картера двигателя шестеренчатым маслонасосом. Привод механизма газораспределения осуществлялся по американскому образцу — набором шестерен, две из которых несли кулачки привода клапанов. Коробка передач размещалась сверху на масляном резервуаре двигателя. Передачи включались ручным рычагом с левой стороны мотоцикла. Силовая передача осуществлялась цепным приводом на заднее колесо.

Первый опытный образец был собран на ОМЗ к февралю 1933 года, но на ход поставлен не был. К 1 мая было собрано еще три мотоцикла, теперь на ходу, после чего мотоциклы прошли испытательный пробег Ижевск — Сарапул — Горький — Москва и армейские полигонные испытания, по результатам которых было принято решение начать серийный выпуск, но инженеры не успели подготовить необходимую для этого документацию. Поэтому производственники, не теряя времени даром, поспешили загрузить мощности ОМЗ массовым изготовлением другой модели мотоцикла. Тогда НКТяжПром принял решение передать всю документацию НАТИ-А-750 на ПМЗ, в цехах которого уже в марте 1934 года начали делать первую десятку тяжелых мотоциклов, которым дали новое название ПМЗ-А-750. В июле девять из них продемонстрировали наркому С. Орджоникидзе. Узнав, что в следующем году работники подольского завода собираются изготовить 500 таких машин, он возразил: «Таких мотоциклов необходимо выпустить не менее полутора тысяч!»

Мотоцикл ПМЗ-А-750



Мотоцикл предполагалось использовать не только в армии, но и на гражданской службе. Часто мотоцикл использовался для перевозки почты, его снимали в кино, например, именно ПМЗ-А-750 под управлением Марины Ладыниной можно увидеть в фильме 1939 года «Трактористы». Это был единственный отечественный довоенный мотоцикл, оснащенный не только приборным щитком, но и замком зажигания. И хотя машина получилась весьма прочной, но оказалась очень ненадежной, капризной. В народе, из-за постоянных проблем с опережением зажигания при запуске, название мотоцикла получило юмористическую расшифровку ПМЗ — Попробуй Меня Заведи. Многочисленный нарекания и рекламации привели к тому, что в 1939 году ПМЗ-А-750 был снят с производства и с вооружения РККА, хотя некоторые свидетельства говорят о том, что в единичных случаях этот мотоцикл применялся советскими войсками на начальных этапах Великой Отечественной войны. Все довоенные мощности мотоциклостроения были брошены на производство лицензионного мотоцикла BMW P-71, выпускавшегося в СССР под обозначением М-72.

Мотоцикл ПМЗ-А-750


За период с 1933 по 1939 гг. советская промышленность выпустила 4 мотоцикла НАТИ-А-750 и 4636 мотоциклов ПМЗ-А-750.

ТТХ мотоцикла ПМЗ-А-750
Двигатель
Тип: четырехтактный, V -образный
Число цилиндров: 2
Диаметр цилиндра: 70 мм
Ход поршня: 97 мм
Рабочий объем: 746 см3
Мощность: 15 л.с. при 3600 об/мин
Степень сжатия: 5,0:1
Расположение клапанов: нижнее
Карбюратор: 1, тип МК-1
Система смазки: циркуляционная
Сцепление: многодисковое, сухое
Передача на заднее колесо: цепью
Число передач: 3, переключение ручное
Передаточные числа коробки передач: 3,03/1,75/1,00
Электрооборудование Магдино: тип ГМН-97
Зажигание: батарейное
Ходовая часть
Рама: дуплексная, штампованная
Передняя подвеска: рессорная, 8 листов с регулирующим демпфером
Задняя подвеска: жесткая
Размеры шин: 4×19дюймов
Передний тормоз: барабанный
Задний тормоз: барабанный
Габариты и вес
Длина — ширина — высота: 2085×890×950 мм
Колесная база - 1395 мм
Клиренс - 115мм
Вес - 206 кг
Емкость топливного бака - 18 л
Расход топлива - 6 л/100 км
Максимальная скорость - 95 км/ч

Источники:
Журнал ‛МОТО“ № 3, 2004 г.
Журнал «Техника-Молодежи» № 5, 1989 г.
Музей техники Вадима Задорожного
Первоисточник: http://www.battlefield.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. david210512 1 декабря 2012 10:58
    спасибо за статью !!!!!!!!
    david210512
  2. omsbon 1 декабря 2012 11:45
    Они были первыми !
    Плохие или хорошие мотоциклы, но они были первопроходцами нового дела в нашей стране. Сейчас к сожалению своего мотоцикла у нас нет, а когда-то на мотоцикл "Урал" была очередь.
    1. евген 2 декабря 2012 22:30
      Как нет?Поинтересуйтесь.
  3. Везучий 1 декабря 2012 12:32
    шикарный, мотоцикл!!)))
    Везучий
    1. Uruska 2 декабря 2012 22:02
      Да, мото классный!
      Но, немцы в то время делали лучше ...
      1. задотов 6 декабря 2012 23:13
        почему в то время и в это тоже
  4. Братец Сарыч 1 декабря 2012 14:16
    Все таки не сравнить его с М-72, хотя все равно молодцы, что пытались сделать свое...
    Братец Сарыч
  5. rennim 1 декабря 2012 20:30
    Зная наших конструкторов...дай им волю...они бы BMW переплюнули..
    1. Громобой 2 декабря 2012 23:35
      а ,зная наших солдат,нам вообще на всех плевать!!! laughing
  6. Громобой 2 декабря 2012 23:59
    и я,даже не про мотоциклы тут говорю wink
  7. механик11 3 декабря 2012 01:09
    Лет 15 наза мне прелагали Харлей военный-и тогда я сравнил его с наши к-750-аналогом бмв.-насколько касик надежнее-на харлее надо было крутить и ручку газа и опереженее зажигания-правдв на касике тоже такая функция была-но на рычаге-самое страшное-цилиндр задний на харлее плохо охлажаеться-опозитный мотор имеет равномерное охлаждение.Цепной привод-не надежный-кадран лучше.Сцеплениена харлее-ножное-а переключение-ручное-т.е. нужно отрывать руку от руля и дергать рычаг переключения переадач.Вообщем харлеи после войны быстро умерли а м -72 уачно воровали кукурузу и буряки с полей.
    механик11
  8. Сирйожа 3 декабря 2012 13:42
    Очень красивая машина, жаль что не получили продолжения!
    Сирйожа
  9. alex86 8 декабря 2012 00:10
    А вот тоже мотоцикл, правда в капсуле для десантирования, использовали союзники в ВМВ
  10. smershspy 16 мая 2013 17:23
    Господа! У моего знакомого в сарае на даче гнил мотоцикл BMW R35 с войны - дед пригнал. Так вот он его продал за 6500 у.е. и сейчас жалеет. Я хочу сказать, что мне бы очень хотелось иметь такой старый мотоцикл! На сегодняшний день каждый из нас не отказался бы от такого подарка! Много легендарных мотоциклов, которыми можно было восхищаться!
    smershspy

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня