Детонационный ракетный двигатель выводит Россию в лидеры

46
Отечественное Научно-производственное объединение "Энергомаш" успешно провело огневые испытания импульсного детонационного ракетного двигателя тягой в 2 тонны. Согласно данным НПО, это стало первым в мире испытанием подобного двигателя с такой относительно высокой тягой.

Главное отличие детонационного ракетного двигателя от привычных нам заключается в том, что сгорание топлива в нем протекает со сверхзвуковой скоростью. Детонационная волна существенно быстрее сжимает горючую смесь, и как следствие, термодинамическая эффективность двигателя повышается в несколько раз. Отпадает необходимость в компрессорах, что положительно сказывается на массе и габаритах двигателя в целом.

Подобные разработки позволят массово внедрить гиперзвуковые технологии, а не ограничиваться лишь военной областью их применения.

При этом, Россия не является единственной страной, где уже проводят испытания детонационных двигателей. Однако, есть все причины говорить, что в этой области мы являемся лидерами.

46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    5 февраля 2018 11:39
    Хорошая новость... по разработкам мы как обычно впереди планеты всей... а вот внедрение всегда хромало... Но будем надеяться что военные продавят это... Всё же гиперзвук сейчас очень актуально...
  2. +12
    5 февраля 2018 11:51
    Если уже для гражданки думают приспособить детонационный двигатель,то можно уверенно говорить о том,что ПКР Циркон на завершающей стадии испытаний находится.
    1. +7
      5 февраля 2018 12:12
      Цитата: НЕКСУС
      Если уже для гражданки думают приспособить детонационный двигатель

      скорее всего просто очередной перл журналистов... Гражданке гиперзвук не нужен, там нужна топливная и эксплуатационная эффективность.
      1. +8
        5 февраля 2018 16:18
        Гражданке гиперзвук не нужен, там нужна топливная и эксплуатационная эффективность.
        Так детонационный РД и позволит сильно повысить топливную эффективность авиации. При этом появится больший простор для повышения скорости полета. Либо при ее сохранении, сильно повысит грузоподъемность лайнеров.
        1. +4
          5 февраля 2018 19:11
          Цитата: abrakadabre
          Так детонационный РД и позволит сильно повысить топливную эффективность авиации.

          Топливную да, скоростную да, эксплуатационную под вопросом, в авиации под множеством гигантских вопросов. Эти двигатели предназначены в первую очередь для ракет, особенно тех что выводят грузы на околоземную орбиту. Проблема кроется в определении параметров топливно-окислительной смеси и процесса её горения и взрыва в режиме реального времени. Теоретически эти проблемы решаются практическими методами(созданием ограничений) по качеству топлива, окислителя и режимов работы двигателя. Но всё это не будет работать в авиации где разные источники топлива, окислителя и режимы полёта, а при использовании в ракетах(ЗУР\РВВ\etc) возникает проблема с долговременным хранением боеприпаса. В итоге даже при удачной реализации двигателя, даже при получении параметров превосходящих другие типы двигателей, даже при отсутствии проблем с эксплуатацией всё равно неполучится внедрить в гражданской авиации. Это изменится только тогда когда сломают выше озвученную проблему, сделать это можно несколькими способами, но пока рано судить применяли ли эти способы в этом двигателе, и если да, то насколько успешно. request
          1. +3
            6 февраля 2018 03:07
            Главное они физику явления реализовали на практике. Эксперимент удался, а дальше будут вариации и с топливом/окислителем и с конструкцией. А на гражданке это может пригодится, например, для сверхзвукового пассажирского самолёта о котором Путин заикнулся давеча. wink
            1. +1
              6 февраля 2018 06:07
              Цитата: faradien
              Главное они физику явления реализовали на практике.

              И что тут такого? это уже было сделано раньше.
              Цитата: faradien
              Эксперимент удался, а дальше будут вариации и с топливом/окислителем и с конструкцией.

              Вот как раз с этим то и проблемы.
              Цитата: faradien
              Путин заикнулся давеча.

              Политики много о чём заикаются, только толку от этого пшик.
              1. +1
                10 февраля 2018 00:51
                [quote=ProkletyiPirat][quote=faradien]Главное они физику явления реализовали на практике.[/quote]
                И что тут такого? это уже было сделано раньше.

                Действительно мелочь какая, просто впервые в мире сделали движок с тягой в 2 тонны, а так ничего особенного lol Это же не так просто взять и отмасштабировать более мелкое изделие. Но это всё ерунда wink
            2. +1
              10 февраля 2018 20:52
              Цитата: faradien
              Главное они физику явления реализовали на практике.


              Тут хоть как , а за барьер химической энергии сгорания топлива не выскочить.
              Топливо может просто гореть. Может мгновенно сгорать ( при детонации ) . А энергетический выход ( баланс ) не меняется.
              -----------------
              Какие нибудь тактические ( частные) преимущества получить можно.
              Но!
              Для того , чтобы рассекать по космосу на ракете , нажимая на газ , Чтобы разгонятся и тормозить , и снова разгонятся , необходим совсем иной источник энергии. Так .. в миллион раз более ёмкий. winked
              И это ещё не всё! Надо уметь кардинально увеличить скорость рабочего тела. Хотя бы до 2000 - 3000 километров в секунду. Поскольку рабочее тело ( расходный материал ) - строго ограничен трюмом ракеты.
              . А это как сделать ? Такие скорости рабочего тела отвечают миллионам градусов температуры рабочего тела.
              -------------
              Так что ... тут мы имеем решительный шлагбаум, барьер , который нам ставят сами законы природы. ( чина естества ).
              Люди тут десятилетиями головы " ломали". Как выбрасывать плазму в 50 миллионов градусов , со скоростью миллион метров в секунду ?
              Пока никаких прорывов не предвидится. -))
          2. 0
            13 февраля 2018 17:05
            В массе своей ПуВРД - атмосферники. В космос на них не слетаешь.
  3. +2
    5 февраля 2018 13:41
    Подобные тематические разработки ведут не только корпорации. Здесь нужно понимать базовые принципы создания практически бестопливного двигателя. Потому , что воздух и вода являются естественной средой полета. Более того создание условий для турбулентных кавитационных потоков даже не нуждаются в околозвуковой скорости . Поэтому технологию создания уже не турбулентных, а сонолюминесцентных состояний гидрогазодинамического потока можно и нужно создавать только на центробежных силах . И если даже будет попытка создания такого, в данном случае командой энергомаша, двигателя без движущихся частей , то можно говорить , что все в этом двигателе не логично , а значит бесперспективно. Более того проблемой является процесс управления частоты детонации, если можно так сказать , а этого на подобной конструкции сделать весьма сложно .Но самое невероятное , что на таком конструктивном решении невозможно перейти на новый уровень полетов без отброса масс, а за счет поляризации внешних поверхностей ЛА
  4. +2
    5 февраля 2018 14:10
    Слово не воробей-вылетит , не поймаешь. Поменьше громких заявлений, а больше дела.
  5. +2
    5 февраля 2018 15:08
    А не про эти ли двигуны говорили в пристёжке к су-57?А вообще новость весьма занимательная.Смысл и главное отличие данного принципа от гп.звуковых систем в том,что для запуска детанационного двигателя не требуется первичный разгон до 3мах.Это совсем другой двигатель.Репульсоры как их иногда ещё обзывают.2тонны,это уже серьёзно.
    1. 0
      5 февраля 2018 19:19
      Цитата: синоби
      А не про эти ли двигуны говорили в пристёжке к су-57?

      Точно нет, они нужны для орбитальных РН.
  6. +3
    5 февраля 2018 16:56
    "Детонационный ракетный двигатель вывел Россию в лидеры" - так было бы гораздо лучше. Между первым и вторым вариантами может быть целая вечность. Успехов в работе нашим производителям.
  7. 0
    5 февраля 2018 17:16
    В производство!
  8. 0
    5 февраля 2018 17:59
    Отпадает необходимость в компрессорах, что положительно сказывается на массе и габаритах двигателя в целом.
    И о каком двигателе идёт речь о ракетном или воздушно-реактивном??? Судя по всему о втором... Тогда очень интересно, на чем "Циркон" летает, если двигатель только что разработали? wink В любом случае поздравления создателям! fellow
    1. 0
      5 февраля 2018 19:21
      разные двигатели....
    2. +3
      5 февраля 2018 20:58
      Цитата: инженер74
      И о каком двигателе идёт речь о ракетном или воздушно-реактивном??? Судя по всему о втором... Тогда очень интересно, на чем "Циркон" летает

      На дровах! - только тсс...никому не слова!
      1. 0
        10 февраля 2018 20:47
        Так и запишем-"на дровах".
    3. 0
      13 февраля 2018 17:19
      Не путайте мух с котлетами. ГПВРД - Гиперзвуковой РД и ПуВРД - пульсирующий РД. Две большие разницы. Если смотреть на график на примере одного буржуйского мотора, то видно, что указанный ПуВРД не летает на гиперскоростях. Утверждать ничего не берусь, т.к. Аргус имел тягу всего около 300кг. Однако тендеция на лицо. Да и рабочий диапазан у него дозвуковой
      1. 0
        14 февраля 2018 10:02
        Стоп, тут Ваша правда. Пришел домой, посмотрел видео, на нем явно не ПуВРД...
  9. 0
    5 февраля 2018 21:54
    Еще Циолковский предлагал ракетный двигатель, который создает тягу "серией взрывов" в камере сжигания....
    1. +2
      5 февраля 2018 23:20
      Одно дело предлагать, другое сделать. Я вам тоже сейчас предложу на антиматерии движок сделать
    2. +2
      6 февраля 2018 03:27
      Циолковский предлагал другой тип детонационного двигателя - импульсный. А тут непрерывный. В нём ударная волна кольцевая, грубо говоря поперёк вектора тяги. Отсюда и непрерывность действия
  10. +2
    5 февраля 2018 23:25
    Цитата: gridasov
    Подобные тематические разработки ведут не только корпорации. Здесь нужно понимать базовые принципы создания практически бестопливного двигателя. Потому , что воздух и вода являются естественной средой полета. Более того создание условий для турбулентных кавитационных потоков даже не нуждаются в околозвуковой скорости . Поэтому технологию создания уже не турбулентных, а сонолюминесцентных состояний гидрогазодинамического потока можно и нужно создавать только на центробежных силах . И если даже будет попытка создания такого, в данном случае командой энергомаша, двигателя без движущихся частей , то можно говорить , что все в этом двигателе не логично , а значит бесперспективно. Более того проблемой является процесс управления частоты детонации, если можно так сказать , а этого на подобной конструкции сделать весьма сложно .Но самое невероятное , что на таком конструктивном решении невозможно перейти на новый уровень полетов без отброса масс, а за счет поляризации внешних поверхностей ЛА

    Как в анекдоте сын неумный человек спрашивает отца профессора пап пап а ты сейчас с кем разговпривал? Ваш бы комментарий да попроще мы же не на защите докторской
    1. 0
      6 февраля 2018 06:11
      Цитата: КОМандирДИВана
      Ваш бы комментарий да попроще мы же не на защите докторской

      Ахххахаа laughing Извечная тема во многих ветках.
    2. 0
      10 февраля 2018 20:51
      Йог - одним словом.
  11. +1
    6 февраля 2018 08:17
    Товарищ Сталин завещал нам: "Летать выше всех! Дальше всех! Быстрее всех!" Весьма отрадно,что не забыты эти заповеди...
  12. 0
    6 февраля 2018 11:52
    Фигня. Я в 6 классе придумал свою гипотезу о возможности перемещения во времени
    1. 0
      9 февраля 2018 18:51
      Во времени определенно возможно перемещаться, мы все постоянно перемещаемся во времени вперед, да.
  13. 0
    6 февраля 2018 12:35
    Прогресс не стоит на месте,а головы у наших изобретателей ...умные.
    1. 0
      12 февраля 2018 18:51
      Главное нам не отставать... имею ввиду в повседневной работе
  14. 0
    6 февраля 2018 15:12
    Цитата: faradien
    Циолковский предлагал другой тип детонационного двигателя - импульсный. А тут непрерывный.

    Но в статье написано все же огневые испытания именно импульсного двигателя:
    Научно-производственное объединение "Энергомаш" успешно провело огневые испытания импульсного детонационного ракетного двигателя тягой в 2 тонны.
    1. 0
      10 февраля 2018 00:22
      Вообще-то автор статьи маленько приврал, что данный агрегат именно импульсный. В ролике никак не оговаривается принцип действия данного образца. А вот в другой статье на эту тему рассказано, что разработки велись в плане непрерывной детонации в ракетном двигателе
      "...Таким образом, в соответствии с основной идеей проекта, ударная волна должна непрерывно перемещаться по кругу внутри камеры сгорания."

      topwar.ru/135362-detonacionnye-dvigateli-uspehi-i
      -perspektivy.html

      (ссылку скопировать построчно и сначала скомпоновать) В статье это четвёртый абзац после первой картинки.
      О том, что это именно непрерывный тип говорит наличие центрально тела в сопле. Его хорошо видно в ролике, 3:18 время
  15. 0
    6 февраля 2018 19:22
    Прекрасно!!! Можно использовав планер и авионику ТУ-160 выйти в стратосферу на детонационных двигателях. О чем возможно и говорил наш президент имея в виду модернизацию ТУ-160 до пассажирского, сверхзвукового. Заодно, как вариант, использовать ТУ-160 для вывода в космос полезной нагрузки в объемных бомболюках. Стоит подумать как применить детонационный двигатель для образования и безпрерывного поддержания локальной области пониженного давления над дискообразным ЛА. Этот способ полета возможно позволит разогнать дискообразный ЛА еще в плотных слоях атмосферы до космической скорости.
    1. +1
      6 февраля 2018 19:25
      Цитата: 89824024836
      Заодно, как вариант, использовать ТУ-160 для вывода в космос полезной нагрузки в объемных бомболюках. Стоит подумать как применить детонационный двигатель для образования и безпрерывного поддержания локальной области пониженного давления над дискообразным ЛА. Этот способ полета возможно позволит разогнать дискообразный ЛА еще в плотных слоях атмосферы до космической скорости.




      Предлагаю рассмотреть данный ЛА с точки зрения использования и под водой в качестве РПКСН.Гулять так гулять
      1. +2
        6 февраля 2018 20:01
        Предлагаю рассмотреть данный ЛА с точки зрения использования и под водой в качестве РПКСН.Гулять так гулять
        Тогда уж и про подземные торпеды не забудьте. А еще выставлять в храмах в качестве детонационных мощей. От сглазу и бесплодия...
  16. 0
    9 февраля 2018 07:08
    у дд нет потери удельного импульса на атмосферном участке траектории
    для ракеты зенит это увеличивает полезную нагрузку на 900 кг
    остальное от лукавага
  17. 0
    9 февраля 2018 17:07
    Так немецкие ФАУ-1 летали на таких двигателях. Что нового в этом?
    1. +5
      9 февраля 2018 19:33
      Во-первых, тут даже в названии двигателя присутствует упоминание детонации, что означает горение смеси топлива и окислителя путём детонации (то есть химические реакции горения инициирует распространение ударной волны по рабочему телу) в отличие от дефлаграции (дозвукового горения, при котором реакции горения инициирует конвективная теплопередача) любых других воздушно-реактивных двигателей (jet): прямоточных (ramjet), пульсирующих (pulsejet; как на Фау-1) и турбореактивных (turbojet). Это уже разница в физическом принципе. Во-вторых, конструктивно классический пульсирующий ВРД (как на Фау-1) содержит воздушный клапан в отличие от всех прочих реактивных двигателей. Да, современный детонационный двигатель основан на пульсирующем ВРД точно так же, как современные самолеты основаны на конструкциях братьев Райт. По своей сути это 4 виток развития пульсирующих двигателей:
      1) собственно пульсирующий ВРД (Фау-1), с воздушным клапаном и дозвуковым горением;
      2) U-образный пульсирующий ВРД, уже без воздушного клапана;
      3) детонационный пульсирующий ВРД, со сверхзвуковым горением;
      3) ротационный детонационный ВРД, с кольцевой камерой сгорания и уже по сути не пульсирующий, а непрерывный (постоянная незатухающая детонация), что опять же не только является новшеством, но и принципиально отличает его от двигателя Фау-1.
      https://pikabu.ru/story/_4614162
      https://fundamental-research.ru/ru/article/view?i
      d=32642
      Крайне глупо все так упрощать, хотя вам таки можно. Даже после того, как в фильме почти все это уже объяснили, ты не понял, не захотел понять, или сделал вид, что не понял, лишь бы демонстративно поддеть свою бывшую родину.
      Опять же новое тут то, что проведено первое в мире испытание подобного двигателя с такой относительно высокой тягой. Наверное, дальше заголовка не читал, не то что фильм не посмотрел.
      1. 0
        15 февраля 2018 16:38
        красиво, прямо капица
  18. 0
    10 февраля 2018 13:34
    Цитата: Vard
    Хорошая новость... по разработкам мы как обычно впереди планеты всей... а вот внедрение всегда хромало... Но будем надеяться что военные продавят это... Всё же гиперзвук сейчас очень актуально...

    Ну за это можно не волноваться,америка внедрит,нам же это неинтересно,а нашим бизнесменам это невыгодно,для них выгодно только сейчас и нахаляву,а перспективы они видят только в откатах,которые им американцы любезно и предоставят,ну как всегда в виде кредитов.
    1. 0
      12 февраля 2018 18:48
      А что делать?
  19. Комментарий был удален.
  20. 0
    11 февраля 2018 22:49
    Класс, теперь мистер шувалов гораздо быстрей сможет возить собачек на отдых в майами. Хотя русские, детанационный двигатель испытывали ещё при Иване Грозном. Изобретателя посадили на бочку с порохом и фьють.
  21. 0
    12 февраля 2018 18:46
    Хорошая работа! Молодцы! Пример всем как нужно работать
  22. 0
    16 февраля 2018 05:38
    бабла разрабам,да побольше и будет нам счастье!А то за кордоном быстренько всё это ноухау внедрят,а мы опять останемся с ........... fellow bully