Россия оказалась на третьем месте по затратам на вооружение
В отчете Стокгольмского института исследования проблем мира, который опубликован на сайте института, говорится, что в 2011 году Россия затратила на оборонные нужды 3,9% ВВП. Исследователи подчеркивают, что не имеют точных данных о военных расходах РФ. Однако в соответствии с имеющейся информацией, в прошлом году Россия показала самые большие темпы роста военного бюджета – 9,3%.
Это и дало возможность нашей стране подняться за один год на два пункта. Так, в 2010 году Россия занимала пятое место. В 2012 году ей удалось обогнать Францию и Великобританию.
Лидерами данного рейтинга остаются Соединенные Штаты Америки (711 миллиардов долларов) и Китай (143 миллиарда долларов). Часть стран, которые были в десятке «военного рейтинга», в прошлом году сократили военные расходы. В «плюсе», кроме России, только Саудовская Аравия и КНР. Общемировой прирост расходов на вооружение - 0,3%.
За последние десять лет расходы на оборону в нашей стране увеличились на 79%. Быстрее темпы роста военного бюджета только у КНР (170%) и Саудовской Аравии (90%). Между тем затраты США на оборону с 2002 года увеличились «только» на 59%.
В 2011 году Россия потратила на оборонные нужды 71,9 млрд долларов, благодаря чему оказалась на третьей строчке в рейтинге стран с самым большим военным бюджетом. Об этом говорят данные Стокгольмского института исследования проблем мира
По мнению аналитиков SIPRI, в действительности, в прошлом году не произошло увеличения общемировых расходов на вооружение, положительное значение этого показателя является отражением лишь роста цен на оружие. Таким образом, в 2011 году подошел к концу тринадцатилетний период, который характеризовался постоянным увеличением объемов затрат на вооружение. Если говорить об абсолютном выражении, то в минувшем году в мире военные затраты составили 1,738 трлн долларов.
О дальнейшем росте оборонного бюджета России свидетельствует план российского руководства, предполагающий увеличение финансирования «оборонки», в частности, имеются в виду направления, связанные с перевооружением армии на сумму 20 трлн рублей. Напомним, что соответствующее решение руководства стало причиной конфликта между Дмитрием Рогозиным и главой Минфина Алексеем Кудриным. Этот конфликт привел к отставке Кудрина.
Согласно этому плану, к 2014 году военный бюджет РФ должен возрасти в два раза – на 53%. Однако у экспертов SIPRI есть сомнения, что в реальной действительности стоит ожидать значительного роста расходов на оборону: российский военно-промышленный комплекс, стагнирующий после развала Советского Союза, вряд ли сможет освоить такие средства.
Аналитики SIPRI также отмечают, что жесткие меры экономии, которые предпринимаются в Европе с 2010 года, не только не дают региону увеличить военные затраты, но и вынуждают властей многих стран сократить эту статью расходов. Среди главных «аутсайдеров» находятся Греция (оборонный бюджет сократился на 26%), Испания (на 18%), Италия (на 16%), Бельгия (на 12%) и Ирландия (на 11%). Такие страны как Великобритания, Франция и Германия – «локомотивы» экономики Европы – смогли продемонстрировать лучшие показатели: сокращение объемов оборонных расходов в этих странах составило примерно 5%. Франция к 2015 году собирается сохранить расходы на том же уровне, Германия и Великобритания намерены и дальше сокращать военные бюджеты – на 4% и на 7,5% соответственно.
За последнее десятилетие Россия увеличила расходы на оборону на 79%. Быстрее рос военный бюджет только у Китая (170%) и Саудовской Аравии (90%). Оборонные затраты США, между тем, с 2002 года выросли "только" на 59%
Однако ряд стран европейского региона, которые в абсолютном выражении тратят на вооружение немного, характеризовались в прошлом году серьезными темпами роста по данному показателю. Возглавил список таких стран Азербайджан (рост 89%). В «плюсе» также оказались такие страны как Кипр, Норвегия, Финляндия, Польша, Мальта, Швеция, Швейцария, Босния и Герцеговина и Армения.
Америке в минувшем году впервые с 1998 года пришлось сократить темпы роста военного бюджета, и если говорить о ближайшем времени, то США ожидает дальнейший спад по данному показателю. Как отмечают эксперты SIPRI, на это могут повлиять планы, связанные с сокращением государственного долга. Помимо этого, расходы могут сократиться, если Америка частично выведет войска из Афганистана и не ввяжется в какую-либо другую войну.
Что касается Азиатско-Тихоокеанского региона, то в минувшем году он показывал прирост объемов общего оборонного бюджета стран на уровне показателя в 2,3%. Главным фактором здесь выступает положение дел в Китае. С 1995 года КНР увеличила расходы на оборону на 500%, но относительно внутреннего валового продукта (ВВП), расходы на вооружение стабильны – примерно 2% ВВП. Увеличение военного бюджета КНР – следствие общего роста экономического развития страны, а не показатель милитаризации, как поясняют эксперты. Тем не менее, некоторые соседи явно опасаются того, что Китай наращивает военную мощь, опасаются не только за собственную национальную безопасность, но и за свои экономические интересы в данном регионе. В связи с этим они стремятся не отставать от главного конкурента: расходы Индии на оборону за десять лет увеличились на 66%, военные затраты Вьетнама – на 82%. Однако в минувшем году обе страны оказались в «минусе» по данному показателю.
В 2011 году Латинская Америка в целом уменьшила расходы на оборону на 3,3%, чем «обязана» Бразилии, которая урезала военный бюджет на четверть. Между тем Мексика показала серьезный рост: в прошлом году 5,7% и за десять лет 52%.
Если говорить о Ближнем Востоке, то общая тенденция изменения объемов расходов на оборону пока сложно понять, поскольку полностью отсутствует информация из Катара, Йемена, Ирана, ОАЭ. Помимо этого, пока невозможно дать оценку последствиям «арабской весны» для тех стран, которой она непосредственно коснулась. Известно только следующее: Ирак (рост 55%), Израиль (6,8%), Кувейт (9,8%), Бахрейн (14%).
Что касается Африки, то здесь тон задает Алжир, который в прошлом году увеличил объем своих затрат на военные нужды на 44%. В целом же регион в этом отношении достаточно стабилен. Между тем, отсутствует соответствующая информация о Ливии, Судане и Эритрее.
Информация