F-35 получит систему уклонения от столкновения с землей

69
Управление программы разработки истребителей семейства F-35 Lightning II решило существенно ускорить создание и установку на боевые самолеты этого типа новой системы автоматического уклонения от столкновения с землей (Auto-GCAS).

Как сообщает Defence Talk, поводом для этого стала высокая эффективность системы, устанавливаемой в настоящее время на истребители F-16 Fighting Falcon. С 2014 года, когда система была разработана и установлена на первые F-16, Auto-GCAS спасла жизни семи пилотов на шести истребителях.



F-35 получит систему уклонения от столкновения с землей


Система Auto-GCAS во время полета постоянно отслеживает высоту и направление полета боевого самолета, а также обрабатывает данные с его систем управления.

Если система определяет, что траектория полета истребителя пересекается с поверхностью земли, летчик не реагирует на оповещения о возможном столкновении и не предпринимает никаких действий для изменения траектории полета, она автоматически перехватывает управление. Для уклонения от столкновения с землей Auto-GCAS уводит самолет вверх и немного вправо с максимальной перегрузкой до 5g. После того, как самолет уйдет на безопасную высоту система выровняет полет и отключится.

Изначально разработку системы Auto-GCAS для истребителей F-35 планировалось завершить к 2024 году. Теперь же руководство программы F-35 решило максимально ускорить разработку Auto-GCAS для F-35. Новые сроки начала установки системы на боевые самолеты пока не раскрываются.

В настоящее время для ВВС США ведется разработка усовершенствованной автоматической системы активной безопасности для истребителей — ICAS (Integrated Collision Avoidance System, интегрированная система уклонения от столкновений). Помимо выполнения функции Auto-GCAS новая система будет следить и за воздушной обстановкой. В случае, если она определит, что истребитель может столкнуться с другим самолетом, она автоматически уведет его с пересекающейся траектории. Испытания системы уже начались.
69 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    6 февраля 2018 16:02
    Система Auto-GCAS во время полета постоянно отслеживает высоту и направление полета боевого самолета, а также обрабатывает данные с его систем управления.

    А до этого все 200 Ф-35 как летали то?
    1. +4
      6 февраля 2018 16:08
      А сама земля систему для уклонения от столкновения получит?
      1. +2
        6 февраля 2018 16:15
        Земля - не маяк laughing
        1. +12
          6 февраля 2018 16:18
          А представляете, что будет, если на такой самолёт сядет камикадзе ...
          laughing
          1. +5
            6 февраля 2018 16:25
            если на такой самолёт сядет камикадзе ...

            Так откуда в Сша и их союзников возьмутся "камикадзе". Жертвовать собой ради страны в "демократическом" государстве не предусмотрено. Одно дело безнаказанно бомбить слабых, другое - умереть за страну.
            1. +2
              6 февраля 2018 16:31
              Цитата: rotmistr60
              если на такой самолёт сядет камикадзе ...

              Так откуда в Сша и их союзников возьмутся "камикадзе"

              Ну вот возьмёт какой араб, и угонит самолёт, что бы покарать неверных. Разгонится на цель, а прибор - раз! И перехватил управление ... И так несколько раз.
              1. +2
                6 февраля 2018 16:35
                Так "какие-то арабы" если и угоняют то гражданские и перед этим не забывают оставить свой паспорт в припаркованной рядом с Аэропортом машине с запиской для ФБР.
              2. +5
                6 февраля 2018 16:40
                Да,теперь можно телку в полет брать и не отвлекаться на всякую фигню. laughing Интересно,на сколько еще разжиреет этот пингвин,в гринах? winked
              3. +1
                6 февраля 2018 18:16
                когда-нибудь керосин кончится и... привет земля!
            2. +2
              6 февраля 2018 18:33
              Прямо-таки... англичане и немецкие бомберы таранили, и КР Фау-1
              и объекты на земле, как Талалихин.
            3. 0
              7 февраля 2018 23:53
              Цитата: rotmistr60
              Жертвовать собой ради страны в "демократическом" государстве не предусмотрено.

              да ладно....скока в черных пакетах америкосов вернулось из Афганистана, Ирака, Ливии и т.д и т.п!! не говоря уже о Вьетнаме...не идеализируйте америкосское государство...ради своих циничных выгод, вашингтонское болото отправит в мясорубку стока своих вояк, скока понадобится!!! wink yes request wassat wassat
          2. +4
            6 февраля 2018 18:29
            На гражданских лайнерах собираются ставить ПО, которое
            не позволит пилоту направить самолет резко в землю (сыграть в "камикадзе").
            Это решили после того, как немецкий летчик пару лет назад во время приступа
            болезни-депрессии направил самолет вниз в Альпах.
            Давно пора, между прочим. Из-за пилотов слишком много глупых аварий.
            1. +2
              6 февраля 2018 19:12
              Цитата: voyaka uh
              На гражданских лайнерах собираются ставить ПО, которое
              не позволит пилоту направить самолет резко в землю (сыграть в "камикадзе").
              Это решили после того, как немецкий летчик пару лет назад во время приступа
              болезни-депрессии направил самолет вниз в Альпах.
              Давно пора, между прочим. Из-за пилотов слишком много глупых аварий.

              Вообще, не брать на борт этих неврастеников.
              Пассажиры вперёд смотреть не могут, и беспокоиться не будут. Резко вниз нельзя. Плавно можно.
              1. 0
                6 февраля 2018 21:25
                Тот неврастеник очень плавно, расчётливо сыграл в камикадзе!
                Для вояческих самолётов такая система???? Как ж они фокус Уила Смита из дня независимости повторить смогут??? а вдруг зелёные человечки прилетят???
    2. +3
      6 февраля 2018 16:11
      Цитата: НЕКСУС
      А до этого все 200 Ф-35 как летали то?

      До этого обезьян за штурвал не пускали wink
      1. 0
        6 февраля 2018 18:17
        да ладно! а кто же там?
    3. +11
      6 февраля 2018 16:13
      Читал, во время 2-ой Мировой англичане придумали паровоз, точную копию обычного, но вдвое меньше размером. Для него сделали железную дорогу и вагоны, вдвое меньше размером обычных. Когда немецкие пикировщики его бомбили, то неверно оценивали расстояние, в результате не только бомбы промахивались, но и сами самолёты поздно выходили из пикирования и сталкивались с землёй.
      Вот интересно, а "обновление программного обеспечения" дистанционно на этой американской примочке применять можно?
      bully
      1. +2
        6 февраля 2018 18:24
        Интересный финт! Не знал...
    4. +7
      6 февраля 2018 16:31
      Для Ф-16 эта система очень актуальна - он прорывает ПВО на минимальной высоте.
      Для Ф-35 менее востребована. Он атакует землю с высоты.
      Но лишнее не будет, разумеется. Дополнительные возможности.
      1. +2
        6 февраля 2018 16:58
        А с огибанием рельефа они не умеют? Это больше подходит для прорыва ПВО.
        1. +3
          6 февраля 2018 17:51
          На "минимальной высоте" - не на "постоянной высоте".
          Подразумевает: "в соответствии с рельефом местности"
          1. +2
            6 февраля 2018 18:19
            а как же американцы собираются заменить а-10е Ф-35ми? у штурмовика земля всегда близко!
      2. 0
        6 февраля 2018 18:16
        Цитата: voyaka uh
        Он атакует землю с высоты.

        правильно написали wink
    5. 0
      6 февраля 2018 17:38
      Система Auto-GCAS во время полета постоянно отслеживает высоту и направление полета боевого самолета, а также обрабатывает данные с его систем управления

      а при снижении ниже заданной высоты включает устройство самоуничтожения,
      что и обеспечивает надежное уклонение от столкновения с землей am
    6. 0
      6 февраля 2018 17:56
      Таки пингвин теперь вечно летающим станет???
      1. +1
        6 февраля 2018 18:27
        от воды систему уклонения не ставили laughing
        1. 0
          6 февраля 2018 22:47
          Ну, слава Тебе! Хоть какой то шаньс остался :-)
  2. +1
    6 февраля 2018 16:03
    Такая системы уже есть и называется она катапульта?

    То есть летчик ранен и собирается выпрыгнуть, а самолет его припечатывает к креслу прегрузкой и заносит повыше, откуда больнее падать?
    1. 0
      6 февраля 2018 16:10
      Да нужно бы, чтоб система отслеживала состояние пилота(по возможности) и на основании этого решала уводить самолет или нет.
      Интересно, а у нас есть такие системы....
      1. +1
        6 февраля 2018 16:53
        У нас такая система стоит на Супер Джетах. Когда делали демонстрационный полет в горах ее вsrk.xbkb и самолет врезался в скалу.
        1. +3
          6 февраля 2018 18:27
          Цитата: alex122
          У нас такая система стоит на Супер Джетах. Когда делали демонстрационный полет в горах ее вsrk.xbkb и самолет врезался в скалу.

          На граждансаих самолетах не устанавливаются системы которые сами уводят самолет. Система дает указание, а летчики исполняют, притом gpws имеет приоритет над всеми другими командами.
          в Индонезии летчики проигнорировали команду gpws, раслабились наверное..
      2. 0
        6 февраля 2018 16:53
        ЕМНИП, ещё на Су-27 была, при отсутствии активности пилота переводит самолёт в горизонтальный полет.
      3. 0
        6 февраля 2018 17:31
        Интересно, а у нас есть такие системы....


        С начала 70-х.... На Су-24 стоит станция "Рельеф". (радиолокатор со своей тарелочкой в носу) Обеспечивала автоматический полёт с огибанием рельефа на сверхмалых высотах. Это не совсем то, но именно автоматика по каналу тангажа . Самолет сам держал высоту , поднимался и прижимался к земле, огибая рельеф.
      4. 0
        6 февраля 2018 22:25
        Цитата: bazzbazz
        Интересно, а у нас есть такие системы

        на самолетах семейства Су-27/34 и МИГ-29 есть аналогично работающая система - вывод из штопора и автоматическое приведение к горизонту, так называемая "паническая кнопка", если летчик потерял пространственную ориентацию. Но, если правильно понимаю, пилот должен сам активировать систему.
    2. +10
      7 февраля 2018 19:48
      5 единиц не большая перегрузка....
      Если бы такая система была у нас, то порядка 30 пилотов было бы живы... За крайнии 25 лет..
      При гипоксии....
      На истребителях....
  3. +4
    6 февраля 2018 16:08
    "Помимо выполнения функции Auto-GCAS новая система будет следить и за воздушной обстановкой. В случае, если она определит, что истребитель может столкнуться с другим самолетом, она автоматически уведет его с пересекающейся траектории. "
    Т.е., например, таран они начисто исключают?
    1. +1
      6 февраля 2018 16:14
      Чтоб посадить камикадзе, нужно будет систему взломать))
    2. +1
      6 февраля 2018 16:45
      Цитата: Doliva63
      ,..Т.е., например, таран они начисто исключают?

      hi ...Даже в мыслях.
      what ...А вдруг посадку исключит? belay
  4. 0
    6 февраля 2018 16:11
    и установку на боевые самолеты этого типа новой системы автоматического уклонения от столкновения с землей (Auto-GCAS).
    как в компьютерной игре типа Ил 2 -будет отскакивать от земли и даже на критических углах атаки и штопора будет взлетать от земли как самолет Джеймса бонда в фильме "Золотой глаз" ????
    Что только не придумают , лишь бы продавить свою дорогую игрушку на мировой рынок, не верю,просто хитрый сверхтехнический пиар этого "чуда"....
  5. +5
    6 февраля 2018 16:12
    Элемент беспилотника в пилотируемом самолёте - ещё один шаг к превращению пилота в "принимателя" основных решений . Хороша-ли эта концепция покажет время , мне кажется что 6-ое поколение будет уже беспилотным
    1. +1
      7 февраля 2018 13:49
      Цитата: КВУ-НСвД
      ещё один шаг к превращению пилота в "принимателя" основных решений

      так оно собственно к тому идет, и так и должно, наверное, быть. Освободить пилота от рутинной работы, позволив сосредоточиться на выполнении боевой задачи. Во вторую мировую немецкие "фокке-вульфы" и "худые" имели автомат управления винтомоторной группой, что здорово облегчало действия пилота в бою. "Штуки" - автомат вывода из пикирования (нехай пилот от перегрузки сознание потеряет?) Почему бы и нет? А без электроники (при ее отказе) практически любой современный самолет летает не лучше кирпича. Даже наше семейство Су-27-х. Система УВТ позволяет не сильно заморачиваться над углами атаки и прочим - без фанатизма, конечно - расширяет зону маневрирования и управляемости самолетом. Так что чем больше помощников - тем лучше, считаю. Только все это грамотно должно быть сделано, чтоб "электронный мозг" не отвлекал и "не капал на мозги" поминутно (чтоб делали не программисты Майкрософт ("- Удалить? - Да! - Вы уверены, что хотите совершить это действие? - Да! - Вы точно хорошо подумали? - Да, блин! - Действие будет необратимо! - Да делай уже! - Ну что ж, коль вы желаете..."), а делал свою работу тихо, но эффективно.
      1. +3
        7 февраля 2018 13:57
        Просто иногда нужны нестандартные и немыслимые с точки зрения машинной логики решения , а времени даже на переключение в ручной режим может и не быть . Или с тем же манёвром пикирования - автомат начнёт выводить машину раньше нужного пилоту... Или... Короче время и прогресс покажут.., а пока всё идёт (по моему мнению к беспилотной авиации поля боя )
        1. +1
          7 февраля 2018 14:51
          Цитата: КВУ-НСвД
          Просто иногда нужны нестандартные и немыслимые с точки зрения машинной логики решения

          абсолютно с Вами согласен, ситуации могут быть нестандартными. Система должна быть сложной, многоалгоритмичной и настраиваться на предел прочности аэроплана и пилота. Например, с тем же пикированием. Автомат считает, что уже пора выводить, но если видит, что летчик упорствует, находится в сознании и упрямо держит РУС от себя - то позволит ему идти на риск, до тех самых пор, пока не просчитает, - не начни выводить самолет из пике прямо сейчас, он или гарантированно разобьется, или гарантированно разрушится от перегрузки (летчик потеряет сознание - не критично, автопилот "вывезет"). И смело посылает мнение пилота, беря управление на себя. Вообще, конечно, такие системы должны иметь хотя бы зачатки ИИ, быть вторым электронным пилотом (штурманом), адекватно обучаемым, следящим за стилем работы пилота. По крайней мере без более-менее полноценного ИИ беспилотная авиация невозможна - а самолеты 6-го поколения должны уже уметь летать сами.
  6. +2
    6 февраля 2018 16:16
    У нас тоже приятные новости сегодня озвучили.

    Американский авиастроительный концерн Lockheed Martin сообщил о получении заказа на установку на поставляемых Израилю самолетах пятого F-35 Lightning II Joint Strike Fighter (JSF) модификаций, позволяющих использование израильской авионики и вооружений.
    Контракт стоимостью 148 млн долларов должен быть выполнен до декабря 2021 года.
    Напомним, что Израиль является единственным покупателем F-35, который получил разрешение на установку на самолетах собственных систем.
    На текущий момент самолеты, которые уже поступили на вооружение ВВС Израиля, оснащены так же, как и F-35 других стран мира. После установки израильской авионики и вооружений самолеты получат индекс F-35I.


    1. 0
      6 февраля 2018 18:20
      Исключительные дали поблажку богоизбранным. good

      Цитата: Арон Заави
      самолеты получат индекс F-35I.

      а я думал к F-35 звезду давида пририсуют fellow
    2. +9
      7 февраля 2018 19:53
      А что именно за авионика?
      АЧС 1М?
      Сумма небольшая..
  7. +2
    6 февраля 2018 16:19
    Если не изменяет память, у F35 проблемы с жизнеобеспечением, а конкретно с подачей воздушной смеси, из-за которой наблюдались случаи потери сознания у пилотов. Скорее всего это и было основной причиной внедрения системы уклонения от столкновений.
    1. +3
      6 февраля 2018 16:33
      Эта система была разработана для Ф-16.
      1. +1
        6 февраля 2018 17:43
        Разработали и обкатали на массовых и вполне надёжных F16, после чего внедряют на "бесценных" F35. Если бы её сразу для F35 анонсировали, был бы закономерный вопрос: накой именно для F35?
        1. +1
          6 февраля 2018 17:58
          "массовых и вполне надёжных F16"////

          Насмешили... Ф-16 в начале своей карьеры (когда на них обучались летчики) бились десятками. Была целая эпидемия катапультирований из-за технических отказов
          во время учебных полетов. Пока его отладили...
          По сравнению с ними Ф-35 надежен как автомат Калашников. Ни одного катапультирования
          на 150,000 тыс. налетанных часов.
          1. +9
            7 февраля 2018 19:54
            Не мудрено... При таком налете блинчиком...
            1. +9
              7 февраля 2018 22:46
              Вояка, вы кому втираете про 35?
              Не надоело?
  8. +2
    6 февраля 2018 16:21
    Если он не будет сталкиваться с землей, как же мы получим свой экземпляр для изучения? recourse
  9. 0
    6 февраля 2018 16:29
    Ага! Топливо экономят. Включил систему и летай сколько влезет. wink
  10. 0
    6 февраля 2018 16:35
    типа новой системы автоматического уклонения от столкновения с землей (Auto-GCAS).


    В настоящее время F-35 оснащены более ранней версией программного обеспечения, которое предоставляет пилотам руководство Система предотвращения столкновения с землей (MGCAS). С помощью этой системы пилот может иметь возможность слышать, видеть, обрабатывать и прислушиваться к предупреждению MGCAS и вручную отводить самолёт от земли земли.
    Если пилот становится дезориентированным или недееспособным, он или она не могут реагировать на предупреждения MGCAS, и их шансы на выживание серьезно ухудшаются.

    soldier
    HBB News
    Опубликовано: 31 янв. 2018 г.
  11. +8
    6 февраля 2018 16:37
    "В результате программного сбоя самолет так и не смог приземлиться. Пилот катапультировался" laughing
  12. 0
    6 февраля 2018 16:38
    ну теперь это будет не летающий утюг, а парящий утюг
  13. 0
    6 февраля 2018 16:55
    Зря.Пусть втыкаются.Мала.Как-же всё неправильно сейчас.
  14. +2
    6 февраля 2018 16:58
    Если система определяет, что траектория полета истребителя пересекается с поверхностью земли, летчик не реагирует на оповещения о возможном столкновении - А, если система даст сбой!? Интересно, а что будет? recourse crying
  15. +1
    6 февраля 2018 17:04
    Цитата: КВУ-НСвД
    Элемент беспилотника в пилотируемом самолёте - ещё один шаг к превращению пилота в "принимателя" основных решений . Хороша-ли эта концепция покажет время , мне кажется что 6-ое поколение будет уже беспилотным

    О...о! Это концепция хорошая! Когда "любовно" примет земля самолет с пилотом. laughing .
  16. +1
    6 февраля 2018 17:07
    Цитата: bazzbazz
    Да нужно бы, чтоб система отслеживала состояние пилота(по возможности) и на основании этого решала уводить самолет или нет.
    Интересно, а у нас есть такие системы....

    У нас все есть, вплоть до нормальных пилотов soldier
  17. Прикручивают всякие свистелки и перделки, а сам самолет доводить до ума не собираются?
    1. +2
      6 февраля 2018 18:31
      По моему это самый ёмкий и содержательный коммент к статье!!!)))
  18. 0
    6 февраля 2018 19:00
    Добавят ещё по десяточке лимонов к цене каждого самолёта?
  19. 0
    6 февраля 2018 22:30
    Это будильник, на случай если летун заснет)))
  20. 0
    7 февраля 2018 06:48
    Не хочу обидеть умных американцев)))), но, в случае, отказа ПО, как Auto-GCAS определит когда самолет просто садится, а когда в землю летит??!!)))...И с водой, а также с песком, нифига не понятно)) laughing
  21. 0
    7 февраля 2018 06:56
    В результате, из-за сбоя в ПО случится ситуация: "Зайцы, сбейте меня палкой. Я приземлиться не могу"...
  22. 0
    7 февраля 2018 13:17
    А Ф35 это не из Росии вывозили? Вот и систему там нашли
  23. 0
    7 февраля 2018 15:52
    F-35 получит систему уклонения от столкновения с землей


    теперь хрен приземлится... :)
    мол опять русские хакеры...