Military Review

"To pray a man"

8
The death of a tramp who suffered from epilepsy, Konon Matyunin, produced a wide public response. Since the case took place in a remote Udmurt village and was clearly of a ritual nature, the result of all the dogs instantly hung on the local pagans. And in the dock there were seven people.


Horrible find

The end of the nineteenth century turned out to be difficult for the inhabitants of Vyatka province. In the summer of 1891, a terrible epidemic of typhus covered the territory, to which was added a crop failure. By order of St. Petersburg, the entire province was taken in quarantine, and on its borders appeared a kind of “roadblocks”. All people who tried to go beyond the quarantine zone or get there were subjected to the strictest inspection and verification of documents. Since the real threat of mass famine hung over the region, the peasants began to issue "bread loans", that is, a state grain. The authorities and Orthodox priests actively helped, calling on the local people to humility and repentance. Udmurt sorcerers with shamans did not stand aside either. Without fear of reproach and persecution, they began to openly ask their pagan gods for deliverance from contagion and a bountiful harvest.

Inhabitants of Starotryk volost of Malmyzhsky district drank a bitter cup along with their neighbors. Only here, two villages bypassed for some unknown reason. We are talking about the settlements of Old and New Multan, where votyaks mostly lived, as the Russian provinces called Udmurts. But she didn’t pass by the neighboring villages of Anika and Chulya, in which the Russians lived. All this made people talk and think about various udmurts Udmurts.

On May 5, 1892, sixteen-year-old Marfa Golovizin, went from Anik to Chulia to visit her grandmother. To the neighboring village could go in two ways. The first was on a good road, but it took too much time. The second went through the forest and swamp. Marfa decided to close the distance and boldly went to the swamp. Suddenly, on a narrow tropic, she saw a man lying covered by a raincoat. Thinking that she was drunk, she passed by and didn’t even look at him. The very next day, Martha was walking back. This time all the same man interested her. When she came closer, she noticed that the cloak would be thrown off and ... the man had no head. Frightened, Golovizina hurried home. Girl's father after listening historyimmediately summoned the guards.

Anatoly Koni

The police were able to reach the crime scene only on the eighth of May. Another two days it took bailiff Timofeev to initiate a criminal case of murder. Then a doctor came and found that the head was cut off from a still living person, so the trachea was clogged with blood. The search for the missing head did not lead to anything. But in a knapsack the men managed to find a certificate from the hospital. It said that Konon Dmitrievich Matyunin was absolutely healthy.

At the same time, a certain Kobylin from Anyk told the bailiff about the tradition of “praying at people”, that is, about human sacrifices to which the Udmurts sometimes resorted. Timofeev decided to start an investigation with a visit to Old Multan. By the way, the headless corpse was also delivered there. Residents dug a hole, filled it with ice, and then placed the body there. In the self-made morgue, he had to wait for the medical examiner to arrive.

The bailiff's interest was quite explicable. He was well aware of the fact that the vatiaks did not forget the pagan faith of their ancestors, which in no way prevented them from visiting churches and temples. Russian residents of nearby villages now and then talked about how they combined Orthodoxy with animal sacrifices. For example, they cut off their heads, removed hearts, lungs, and livers, and then ate them. And the Russians, who were called to testify, only added fuel to the flames of the burning international conflict. They argued that fearing hunger, vayaks more and more often killed animals for the sake of the pagan gods and looked crookedly at people. Timofeev judged, albeit briefly, but health ritual murder.

At that time, one hundred and seventeen families lived in Old Multan, of which Russians were three times less. As for votyaks, they lived in two tribes - uchurkami and budluk. By the way, they prayed and worshiped various gods. Accordingly, the rituals were held in separate huts intended for adherents of a particular version of the pagan faith.

The assistant district attorney Rajewski soon arrived in Multan. He looked into the hut of Votyak Moses Dmitriev and found in it the dishes stained with dried blood. Dmitriev said that the blood was chicken, and he had not used the dishes since Easter itself.
On June 4, the county doctor Minkevich finally reached the village. He found that the deceased besides his head had no lungs and heart. Doubt that Matyunin was the victim of a ritual murder no longer remains. And Dmitriev was immediately arrested.

Then the witch-hunt began. The constable Rogozin found out that a boy had drowned in one of the neighboring villages two decades ago. His death, too, was considered a sacrifice perfect by the servants, only disguised. Rogozin was not lazy and visited the boy’s mother. After hearing her story, he was convinced that he was right, because the woman was “afraid of reprisal.”

Mikhail Dryagin in court

Meanwhile, the guards decided to interrogate the "village idiot" Mikhail Titov, who lived in Old Multan. Interest in him did not appear from scratch - he was a relative of the chief shaman of the ninety-year-old Andrei Grigoriev, nicknamed grandfather Akmar. After sitting in the basement, Titov recalled that the head of the peasant community, Semyon Krasny-Ivanov, had identified a certain traveler, who had glanced into Old Multan on the night of the fifth of May, for the night to see Vasily Kondratyev. Accordingly, the police have new and suspects, and those arrested. Then we managed to find out that Moses Dmitriev, while hiking in the woods, was accompanied by Kuzma Samsonov, the slaughterman. He was immediately arrested, accusing him of cutting off Matiunin’s head and pulling out his internal organs. There was no evidence against Samsonov, but a person with such a profession could not be beyond suspicion.

After the repeated search of Dmitriev's hut, ritual dishes were nevertheless decided to be attached to the case. It remained the most difficult - to find out whose blood is dried on it? Since at that time the examination could not yet distinguish between animal and human blood, they decided to try the old-fashioned way. Then there was the opinion that in such situations the best expert is a dog. If she starts to lick her, then the blood belongs to the animal. And if he turns away - to a man. They brought the dog and she, to the delight of the guards, just sniffed the bowl. True, during the trial, doctors and veterinarians said that the dog’s disgust for human blood is only fiction, but this argument will not interest anyone.

Soon a new suspect appeared. The contractor Zhukov, who often visited Old Multan, owed the local Vasiliy Kuznetsov a dozen chervonets. Not returning the debt, he asked for loans again, but Kuznetsov refused. Then Zhukov suddenly remembered that it was Vasily who, on the night of May 5, was the guard in the village, and informed the authorities about this. Kuznetsova, of course, was immediately arrested. This detention turned out to be out of the ordinary, since Vasily was not only Russian, but was also a church headman. The local father tried to intercede for him, telling him that for many decades the voyaks had been regularly attending church, having forgotten the rites of their ancestors, but he was not listened to. Moreover, the priest was soon removed from office and was almost accused of complicity with the pagans.

The police decided to help Michael Kobylin, the brother of the already mentioned Sosipatra. Michael became a kind of expert on local religion. He said that once in forty years, warriors offer human sacrifice to the supreme god Kurbon. And it is important that it was a different people and a different faith. In general, the Russian population fit perfectly. Police assistance Kobylin explained the desire for justice, but in fact it was all more prosaic. One day, the policemen accused him of robbery, and he trivially wanted revenge.
By this time, we managed to find out who the late Matyunin was. He turned out to be a peasant from Kazan province, who left his small homeland due to lack of work. The guards found out that he was sick with epilepsy - a "epilepsy".

Gradually, the case began to overgrow with the testimony of new witnesses. So one boy said that he had heard the conversation votyakov. One of them had a terrible dream and that in order for it not to come true, it is necessary to pray the devil. Why the hell, the police did not understand. And the list of the arrested increased by another few people.

In the spring of 1893, the decrepit old man Ivantsov testified (at that time he was already over a hundred years old). He spoke about how votyaki wanted to sacrifice him to his god. The old man was silent about the fact that there was a banal household conflict more than half a century ago between him and Udmurts. This became known already at the trial. Ivantsov just wanted to get even for the old offense.

Vladimir Korolenko

Rajewski, however, was able to "recreate the picture of the crime." According to his version, Red-Ivanov lured Matyunin to the house of Kondratieff. Here he drank it and dragged it into Dmitriev's family hut. After that he was hanged by the legs to the beam, his head was cut off, his internal organs were taken out and blood was collected. When the ritual was completed, the body was thrown into the swamps.

Surprisingly, one more thing: a case that happened several years earlier was attached to the Votyak case on ... New Land! There, a crazy Evenk, in order to appease his god, offered him a girl from his own tribe. All this allegedly proved the bloodthirstiness of the pagans.

There were a few more testimonies and testimonies that unanimously claimed that the men were murderers.

Court sessions

The investigation lasted more than two years. And only at the end of 1894, Rayevsky did prepare the case for transfer to the court. The trial began on December 10th. Since the defendants had no money for defense, they were provided with an appointed attorney, Mikhail Dryagin. Surprisingly, this man took his work seriously. But initially there was almost no chance of a successful outcome for the meeting. The fact is that the president of the court clearly sympathized with the accusation and did not even try to disguise his position. Therefore, the meeting sometimes resembled a performance at the circus. He constantly deprived Dryagin of words, did not pay attention to his requests and comments. But he almost applauded Rajewski’s speech, closing his eyes to numerous violations and inconsistencies. For unknown reasons, many witnesses who could testify in favor of votyaks did not bother to call. Their testimony was read by the prosecutor, while he missed important points and pulled the phrase out of context. In addition, when the word still reached unfortunate Dryagin, the prosecutor now and then interrupted him and tried to confuse the lawyer. But despite the circus, the jury did acquit the three accused. The efforts of the prosecution were not justified, no one understood what the fault of the peasants was. The fourth warrior - the very sorcerer Andrei Grigoriev - did not live to see the court. A ninety-two year old man died in a cell. But the remaining seven defendants were found guilty of the ritual murder of Matyunin. They were sentenced to different terms of penal servitude.

It seemed that the “Multan case” would officially close on this. But indignant Deryagin did not give up. Instead of forgetting about the warriors, he sent a protest to the cassation department of the Governing Senate. In it, the lawyer colorfully painted all the numerous and flagrant violations that took place during the trial. The protest fell into the hands of chief prosecutor Anatoly Kony, a legendary lawyer. He reviewed it and granted Deryagin’s petition. On the recommendation of Kony case sent for new consideration.

Rajewski was frantic. In a short time he had to patch up numerous holes in the indictment, but he did not know where to get the “threads”. Therefore, I decided to go for broke and ordered ethnographic expertise from the professor of Kazan University, Ivan Smirnov. As a result, it turned out on the contrary, the report of Smirnov, albeit unwittingly, but questioned some points of the indictment.

The re-meeting began on September 29, 1895, in Sarapul. Smirnov confirmed that votyaks are really in the habit of human sacrifice. But the discrepancy occurred with the conclusions made by the guardians of order. In his report, Rajewski noted that the pagans paid "executioner Samsonov," and the professor said that the rituals of vatiaks were never connected with money. But Deryagin for some reason did not draw attention. And the second time, seven volunteers were found guilty.

But this time the lawyer of the accused did not give up. He again filed an appeal, stating that he was not allowed to call important witnesses to the meeting - that trinity, justified during the first meeting. The case for the third time was sent for review. Curiously, many years later, Koni confessed that the repeated cancellation of the sentence was greatly displeased and worried by the Chief Prosecutor of the Most Holy Synod, Konstantin Pobedonostsev, an ardent supporter of militant Orthodoxy and the destruction of any manifestation of paganism. But he could not intervene, because the Vityak case was already made public.

This time, among the defenders of the Udmurts, an influential man appeared - journalist and writer Vladimir Korolenko. Moreover, the well-known defender of the humiliated and offended approached the case thoroughly. Vladimir Galaktionovich had previously visited the village, talked to local residents (both Russians and Votyaks), inspected the crime scene. After that, he issued a series of articles on the “Voyatsk sacrifice,” published in the Russian wealth magazine in St. Petersburg. When the “Multan case” acquired a wide public response, he managed to agree with the main star of jurisprudence of that time - Nikolay Karabchevsky. Given the status of a lawyer, his services were fabulous money, but he agreed to protect free of charge votyakov. The benefit for Karabchevsky was obvious - the victory promised to make his star even brighter. And it was a sin not to take advantage.
"To pray a man"

Nikolay Karabchevsky

The third court hearing, held in Mamadysh, Kazan province in June 1896, was completely different from the previous ones. In addition to famous people who took the side of Votyaks, many journalists were present in the hall. The prosecution could not oppose Karabchevsky. An expert attorney ethnographer Grigory Vereshchagin was able to prove that “tempering people” is just a fiction, a horror story for disobedient children.

Step by step, Karabchevsky smashed evidence of the guilt of the soldiers. He reminded the judges of the illness Matyunin and said that he could not drink alcohol because of this. Accordingly, this refuted the version of Rajewski that on the evening of May 4, Matyunin visited the village, which some residents of Old Multan saw while intoxicated. Then Karabchevsky destroyed the version of the murder put forward by Rajewski. It turned out that Matyunina could not be hanged by their feet from the ceiling, since the height of the hut was one hundred sixty-seven centimeters, and the height of the victim was one hundred seventy centimeters.

The lawyer finished his speech with a spectacular point. It turned out that on the night of the fourth to the fifth of May, a bailiff Timofeev spent the night with Moses Dmitriev, the man who began the unraveling of the “Multan case”. And if a ritual murder had actually occurred in the hut, Timofeev, in any case, would notice something amiss. The bailiff did not argue with that.

After the meeting, the court acquitted votyakov. A few weeks later, because of the intense heat, the swamps gradually began to dry out, and we managed to find the skull of Matyunin.

A year later, the crime version of the professor of forensic medicine, Theodosius Patenko, appeared. He stated that Matinin was killed by two Russian peasants living in the village of Anik. According to the professor, they deliberately beat the crime as a ritual murder in order to substitute the hated votyaks. True, the names of Patenko did not name. They became known much later - in 1932. Annyk resident Timofey Vasyukin confessed to the murder during the death confession, and at the same time named his accomplice, Yakov Koneshin. The peasants thought that in this way they would succeed in evicting the heathen from Old Multan. And the vacated lands will be given to the Russian population of the village. But the plan, which seemed perfect, did not work.

Justified Multans and their defenders Stand from left to right VG Korolenko, N.P. Karabchevsky, M.I. Dryagin, P.M. Krasnikov, 4 June 1896 of the year.

By the way, in Soviet times, Old Multan was renamed into the village of Korolenko.
Author:
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. parusnik
    parusnik 13 February 2018 15: 30
    +11
    By the way, in Soviet times, Old Multan was renamed into the village of Korolenko.
    ..And probably right ...
  2. Gardamir
    Gardamir 13 February 2018 16: 54
    +2
    Liko CHO, there’s a like a bytvat. The author is well done, baskonku story told!
    1. Nagaibak
      Nagaibak 13 February 2018 20: 02
      +1
      It’s a pity not about ducklings, pigs and children.))) Samustil on such a Basque.)))
  3. antivirus
    antivirus 13 February 2018 17: 24
    +16
    On June 4, the district doctor Minkevich finally reached the village. He found that the deceased, besides his head, was missing his lungs and heart.
    AFTER 1 MONTH ARRIVED

    THROUGHOUT THE EMPIRE THE BAGUETTE CRUNCH WAS IN HONOR OF SUCH SPEED OF ARRIVAL
    and now they are trying to crunch about the greatness of RI
  4. Dashing
    Dashing 13 February 2018 19: 03
    +3
    So, where did the author of "Pelagia and the White Bulldog" get the storyline from?
  5. Servisinzhener
    Servisinzhener 13 February 2018 21: 52
    +2
    Great article. Very indicative. And then recently, some individuals began to raise the topic of ritual killings ...
  6. Humpty
    Humpty 14 February 2018 07: 40
    0
    Quote: Servisinzhener
    Great article. Very indicative. And then recently, some individuals began to raise the topic of ritual killings ...

    In the sense that an inconceivable amount of ritual killings is actually happening, i.e. religiously motivated killings. But there are very few individuals who claim this.
  7. Sverdlov
    Sverdlov 12 March 2018 23: 23
    0
    Quote: antivirus
    4 June
    and now they are trying to crunch about the greatness of RI

    Then honest people were found and managed to defend the innocent peasants, and now mention the word "Honor" next to the word "judge" is an insult to the word Honor. Ugh!

«Замолить человека»

Гибель бродяги, страдавшего эпилепсией, Конона Матюнина произвела широкий общественный резонанс. Поскольку дело произошло в отдаленном удмуртском селе и носило явно ритуальных характер, следствие всех собак мгновенно повесило на местных язычников. И на скамье подсудимых оказалось семь человек.

Ужасная находка

Конец девятнадцатого столетия для жителей Вятской губернии выдался тяжелым. Летом 1891 года территорию накрыла жуткая эпидемия тифа, к этому добавился неурожай. По распоряжению Петербурга вся губерния была взята в карантин, а на ее границах появились своего рода «блокпосты». Всех людей, которые пытались выйти за пределы карантинной зоны или же туда попасть подвергали строжайшему досмотру и проверке документов. Поскольку над регионом повисла реальная угроза массового голода, крестьянам стали выдавать «хлебные ссуды», то есть, казенное зерно. Активно помогали власти и православные священники, призывавшие местный народ к смирению и покаянию. Не остались в стороне и удмуртские колдуны с шаманами. Они, не боясь упреков и гонений, стали открыто просить у своих языческих богов избавления от заразы и обильного урожая.


Жители Старотрыкской волости Малмыжского уезда хлебнули горькой чаши наравне со своими соседями. Только вот две деревни эпидемия по какой-то неведомой причине обошла стороной. Речь идет о населенных пунктах Старый и Новый Мултан, где преимущественно жили вотяки – так русские губернии называли удмуртов. Зато мимо соседствующих деревень Аныка и Чульи, в которых проживали русские, она не прошла. Все это заставляло людей говорить и думать об удмуртах различные небылицы.

Пятого мая 1892 года шестнадцатилетняя Марфа Головизина направилась из Аныка в Чулью, чтобы проведать бабушку. До соседней деревни можно было пройти двумя путями. Первый пролегал по хорошей дороге, но занимал слишком много времени. Второй – шел через лес и болото. Марфа решила сократить дистанцию и смело направилась в топи. Неожиданно на узкой тропике она увидела лежащего мужчину, укрытого плащом. Подумав, что перед ней пьяница, девушка прошла мимо и даже не глянула на него. Уже на следующий день Марфа шла обратно. На сей раз все тот же мужчина ее заинтересовал. Когда она подошла поближе, заметила, что плащ скинут и… у мужчины не было головы. Испугавшись, Головизина поспешила домой. Отец девушки, выслушав историю, тут же вызвал стражей порядка.

Анатолий Кони

Полицейские смогли добраться до места преступления лишь восьмого мая. Еще два дня потребовалось приставу Тимофееву на то, чтобы возбудить уголовное дело об убийстве. Затем приехал врач и установил, что голова была отрезана у еще живого человека, поэтому трахея оказалась забитой кровью. Поиски пропавшей головы ни к чему не привели. Зато в котомке мужчины удалось обнаружить справку из больницы. В ней говорилось, что Конон Дмитриевич Матюнин был абсолютно здоров.

Тогда же некий Кобылин из Аныка рассказал приставу о традиции вотяков «замаливать людей», то есть, о человеческих жертвоприношениях, к которым иногда прибегали удмурты. Тимофеев решил начать расследование с посещения Старого Мултана. Туда же, к слову, был доставлен и обезглавленный труп. Жители выкопали яму, наполнили ее льдом, после чего поместили туда тело. В самодельном морге ему надлежало ждать приезда судмедэксперта.

Интерес пристава был вполне объясним. Он прекрасно знал о том, что вотяки не забыли языческую веру своих предков, которая никоим образом не мешала им посещать церкви и храмы. Русские жители ближайших деревень то и дело рассказывали о том, как те совмещали православие с жертвоприношениями животных. Например, они отрубали у них головы, извлекали сердца, легкие и печень и затем их съедали. А русские, которых вызывали для дачи показаний, лишь подливали масла в огонь разгоравшегося межнационального конфликта. Они утверждали, что опасаясь голода вотяки все чаще и чаще убивали ради языческих богов животных и криво посматривал на людей. Тимофеев рассудил хотя и скоротечно, но здраво – ритуальное убийство.

В те времена в Старом Мултане проживало сто семнадцать семей, русских из которых было меньше в три раза. Что касается вотяков, то они жили двумя племенами – учурками и будлуками. К слову, молились и поклонялись они разным богам. Соответственно, у ритуалы проводились в отдельных шалашах, предназначенных для приверженцев той или иной версии языческой веры.

В Мултан вскоре прибыл и помощник окружного прокурора Раевский. Он заглянул в шалаш вотяка Моисея Дмитриева и обнаружил в нем посуду, перепачканную засохшей кровью. Дмитриев сказал, что кровь куриная, а посудой он не пользовался с самой Пасхи.
4 июня до деревни наконец-таки добрался уездный врач Минкевич. Он установил, что у покойного помимо головы отсутствовали легкие и сердце. Сомнений в том, что Матюнин стал жертвой ритуального убийства больше не оставалось. А Дмитриев сразу же был арестован.

Дальше началась «охота на ведьм». Урядник Рогозин выяснил, что два десятка лет тому назад в одном из соседних сел утонул мальчик. Его гибель тоже посчитали жертвоприношением, совершенным вотяками, только замаскированным. Рогозин не поленился и наведался к матери мальчика. Выслушав ее рассказ, он убедился в собственной правоте, поскольку женщина «боялась расправы».

Михаил Дрягин в суде

Тем временем стражи порядка решили допросить «деревенского дурачка» Михаила Титова, жившего в Старом Мултане. Интерес к нему появился не на пустом месте – тот являлся родственником главного шамана девяностолетнего Андрея Григорьева по прозвищу дедушка Акмар. Титов, посидев в подвале, вспомнил, что глава крестьянской общины Семен Красный-Иванов определил на ночлег к Василию Кондратьеву некого путника, заглянувшего в Старый Мултан в ночь на пятое мая. Соответственно, у полицейских появились новые и подозреваемые, и арестованные. Затем удалось выяснить, что Моисея Дмитриева во время походов в лес сопровождал Кузьма Самсонов – забойщик скота. Его тут же арестовали, обвинив в том, что это он отрезал голову Матюнину и вытащил его внутренние органы. Никаких улик против Самсонова не было, но человек с такой профессией не мог оказаться вне подозрений.

После повторного обыска шалаша Дмитриева ритуальную посуду все-таки решили приобщить к делу. Оставалось самое сложное – выяснить, чья же кровь на ней засохла? Поскольку в те времена экспертиза еще не могла отличить кровь животного от человеческой, решили попробовать дедовский способ. Тогда бытовало мнение, что в таких ситуациях лучший эксперт – собака. Если она начнет ее лизать, значит, кровь принадлежит животному. А если отвернется – человеку. Привели собаку и она, к радости стражей порядка, миску лишь понюхала. Правда, уже во время суда врачи и ветеринары заявили, что брезгливость собак к человеческой крови – лишь вымысел, однако этот аргумент никого не заинтересует.

Вскоре появился и новый подозреваемый. Урядник Жуков, который частенько бывал в Старом Мултане, был должен местному Василию Кузнецову десяток червонцев. Не вернув долг, он попросил в займы еще, однако Кузнецов отказал. Тогда Жуков вдруг вспомнил, что именно Василий в ночь на пятое мая являлся караульным в деревне и сообщил об этом начальству. Кузнецова, конечно, сразу арестовали. Это задержание оказалось из ряда вон, поскольку Василий не только являлся русским, но и был церковным старостой. Местный батюшка попытался за него вступиться, рассказывая о том, что уже многие десятилетия вотяки исправно посещают церковь, забыв обряды предков, но его не послушали. Более того, вскоре батюшку сняли с должности и едва не обвинили в пособничестве язычникам.

Полицейским решил помочь Михаил Кобылин, брат упоминавшегося уже Сосипатра. Михаил стал своего рода экспертом по местной религии. Он рассказал, что вотяки раз в сорок лет приносят верховному богу Курбону человеческую жертву. Причем важно, чтобы она была иного народа и иной веры. В общем, русское население подходило идеально. Помощь полиции Кобылин объяснял стремлению к справедливости, но на самом деле все было более прозаично. Однажды вотяки уличили его в грабеже, и он банально хотел отомстить.
К этому времени удалось выяснить, кем являлся покойный Матюнин. Он оказался крестьянином из Казанской губернии, который покинул малую родину из-за отсутствия работы. Узнали стражи порядка, что он был болен эпилепсией – «падучей болезнью».

Постепенно дело начало обрастать показаниями новых свидетелей. Так один мальчик рассказал, что слышал разговор вотяков. Одному из них приснился страшный сон и чтобы он не сбылся, необходимо помолиться черту. Почему именно черту, полицейские разбираться не стали. А список арестованный увеличился еще на несколько человек.

Весной 1893 года дал показания дряхлый старик Иванцов (на тот момент ему было уже за сотню лет). Он рассказал о том, как вотяки хотели его принести в жертву своему богу. О том, что между ним и удмуртами произошел банальный бытовой конфликт более полувека назад, старик умолчал. Это стало известно уже на суде. Иванцов просто захотел поквитаться за старую обиду.

Владимир Короленко

Раевский же сумел «воссоздать картину преступления». По его версии Красный-Иванов заманил Матюнина в дом Кондратьева. Здесь напоил его и перетащил в родовой шалаш Дмитриева. После чего его подвесили за ноги к балке, отрезали голову, вынули внутренние органы и собрали кровь. Когда ритуал был завершен, тело выбросили в болота.

Удивительно вот еще что: к делу о вотяках прикрепили случай, произошедший несколькими годами ранее на… Новой земле! Там сумасшедший эвенк, чтобы умилостивить своего бога, принес ему в жертву девочку из своего же племени. Все это якобы доказывало кровожадность язычников.

Было еще несколько свидетельств и показаний, которые единогласно утверждали, что вотяки – убийцы.

Судебные заседания

Расследование длилось более двух лет. И только в конце 1894 года Раевский все-таки подготовил дело для передачи в суд. Процесс над вотяками начался десятого декабря. Поскольку у обвиняемых денег на защиту не было, им предоставили назначенного присяжного поверенного Михаила Дрягина. На удивление, этот человек к своей работе отнесся серьезно. Но изначально шансов на благополучный для вотяков исход заседания практически не было. Дело в том, что председатель суда явно сочувствовал обвинению и даже не старался завуалировать свою позицию. Поэтому заседание порой напоминало выступление на арене цирка. Он постоянно лишал Дрягина слова, не обращал внимания на его просьбы и замечания. Зато чуть ли не аплодировал выступлению Раевского, закрывая глаза на многочисленные нарушения и нестыковки. По непонятным причинам многих свидетелей, которые могли дать показания в пользу вотяков на суд вызвать не удосужились. Их показания зачитывал прокурор, при этом он пропускал важные моменты и вырывал фразы из контекста. К тому же, когда слово все-таки доходило до несчастного Дрягина, прокурор то и дело его перебивал и старался запутать адвоката. Но, несмотря на цирк, присяжные все же оправдали трех обвиняемых. Усилия обвинения не оправдались, никто не понял, в чем была вина крестьян. Четвертый вотяк – тот самый колдун Андрей Григорьев – до суда не дожил. Девяностодвухлетний старик умер в камере. А вот оставшихся семерых подсудимых признали виновными в ритуальном убийстве Матюнина. Их приговорили к разным срокам каторги.

Казалось, что на этом «мултанское дело» официально закроется. Но возмущенный Дерягин не сдался. Вместо того чтобы забыть о вотяках он направил протест в кассационный департамент Правительствующего Сената. В нем адвокат красочно расписал все многочисленные и вопиющие нарушения, которые имели место быть в ходе судебного процесса. Протест попал в руки обер-прокурора Анатолия Кони, легендарного юриста. Он его рассмотрел и удовлетворил прошение Дерягина. По рекомендации Кони дело направили на новое рассмотрение.

Раевский был в бешенстве. Ему в короткий срок предстояло залатать многочисленные дыры в обвинительном заключении, но где взять «нити» он не знал. Поэтому решил пойти ва-банк и заказал у профессора Казанского университета Ивана Смирнова этнографическую экспертизу. В итоге получилось наоборот, доклад Смирнова, пусть и невольно, но ставил под сомнение некоторые пункты обвинительного заключения.

Повторное заседание началось двадцать девятого сентября 1895 года в Сарапуле. Смирнов подтвердил, что у вотяков действительно в ходу обычаи человеческих жертвоприношений. Но расхождение произошло с выводами, сделанными стражами порядка. В своем отчете Раевский отметил, что язычники заплатили «палачу Самсонову», а профессор заявил, что у вотяков ритуалы никогда не были связаны с деньгами. Но Дерягин на этом отчего-то не заострил внимание. И во второй раз семеро вотяков были признаны виновными.

Но и на сей раз адвокат обвиняемых не сдался. Он опять подал апелляцию, заявив, что ему не позволили вызвать на заседание важных свидетелей – ту троицу, оправданную во время первого заседания. Дело в третий раз было направлено на пересмотр. Любопытно, что Кони уже спустя много лет признался, что повторной отменой приговора был сильно недоволен и обеспокоен обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев, ярый приверженец воинствующего православия и уничтожения любого проявления язычества. Но вмешаться он не мог, поскольку дело о вотяках стало уже достоянием общественности.

На сей раз среди защитников удмуртов появился влиятельный человек – журналист и писатель Владимир Короленко. Причем к делу известный защитник униженных и оскорбленных подошел основательно. Владимир Галактионович предварительно побывал в деревне, пообщался с местными жителями (и с русскими, и с вотяками), осмотрел место преступления. После чего выдал серию статей, посвященных «вотяцкому жертвоприношению», опубликованных в петербургском журнале «Русское богатство». Когда «мултанское дело» приобрело широкий общественный резонанс, он сумел договориться с главной звездой юриспруденции того времени – Николаем Карабчевским. Учитывая статус адвоката, его услуги стояли баснословных денег, но он согласился бесплатно защищать вотяков. Выгода для Карабчевского была очевидна – победа обещала сделать его звезду еще ярче. И этим грех было не воспользоваться.
«Замолить человека»

Николай Карабчевский

Третье судебное заседание, проходившее в Мамадыше Казанской губернии июне 1896 года, кардинально отличалось от предыдущих. Помимо известных людей, вставших на сторону вотяков, в зале присутствовало множество журналистов. Обвинение ничего не могло противопоставить Карабчевскому. А эксперт адвоката этнограф Григорий Верещагин сумел доказать, что «замаливание людей» - это всего лишь вымысел, страшилка для непослушных детей.

Шаг за шагом Карабчевский разбивал доказательства вины вотяков. Он напомнил судьям о болезни Матюнина и сообщил, что тот не мог из-за этого употреблять алкоголь. Соответственно, это опровергло версию Раевского о том, что вечером четвертого мая в деревне побывал Матюнин, которого в состоянии алкогольного опьянения видели некоторые жители Старого Мултана. Затем Карабчевский разрушил версию убийства, выдвинутую Раевским. Выяснилось, что Матюнина никак не могли подвесить за ноги к потолку, поскольку высота шалаша составляла сто шестьдесят семь сантиметров, а рост жертвы – сто семьдесят сантиметров.

Свою речь адвокат закончил фееричной точкой. Оказалось, что в ночь с четвертого на пятое мая у Моисея Дмитриева ночевал пристав Тимофеев – тот человек, который и начал распутывание «мултанского дела». И если бы в шалаше действительно происходило ритуальное убийство, Тимофеев в любом случае заметил что-нибудь неладное. Пристав не стал с этим спорить.

После совещания суд оправдал вотяков. А спустя несколько недель из-за сильной жары болота постепенно начали высыхать, и удалось отыскать череп Матюнина.

Спустя год появилась версия преступления профессора судебной медицины Феодосия Патенко. Он заявил, что Матинин был убит двумя русскими крестьянами, живущими в деревне Анык. По утверждению профессора, они специально обыграли преступление как ритуальное убийство, чтобы подставить ненавистных вотяков. Правда, фамилии Патенко не назвал. Они стали известные гораздо позже – в 1932 году. Житель Аныка Тимофей Васюкин во время предсмертной исповеди признался в убийстве, а заодно назвал и подельника – Якова Конешина. Крестьяне думали, что таким образом им удастся добиться выселения язычников из Старого Мултана. А освободившиеся земли передадут русскому населению деревни. Но план, казавшийся идеальным, не сработал.

Оправданные мултанцы и их защитники Стоят слева направо В.Г. Короленко, Н.П. Карабчевский, М.И. Дрягин, П.М. Красников, 4 июня 1896 года.

Кстати, в советское время Старый Мултан был переименован в село Короленко.
Автор: Павел Жуков


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. parusnik 13 февраля 2018 15:30
    Кстати, в советское время Старый Мултан был переименован в село Короленко.
    ..И наверное правильно...
  2. Гардамир 13 февраля 2018 16:54
    Лико чЁ, вона как быват. Автор молодец, басконьку историю рассказал!
    1. Нагайбак 13 февраля 2018 20:02
      Жаль не про утенков,поросенков и ребенков.))) Самустил на таку басконьку.)))
  3. антивирус 13 февраля 2018 17:24
    4 июня до деревни наконец-таки добрался уездный врач Минкевич. Он установил, что у покойного помимо головы отсутствовали легкие и сердце.
    ЧЕРЕЗ 1 МЕСЯЦ ПРИЕХАЛ

    ПО ВСЕЙ ИМПЕРИИ СТОЯЛ ХРУСТ БАГЕТА В ЧЕСТЬ ТАКОЙ СКОРОСТИ ПРИЕЗДА СУДМЕД ЭКСПЕРТА
    и сейчас пробуют хрустеть про величие РИ
  4. ЛИХОй 13 февраля 2018 19:03
    Так вот откуда взял сюжетную канву автор "Пелагии и белого бульдога".
  5. Servisinzhener 13 февраля 2018 21:52
    Отличная статья. Весьма показательная. А то последнее время некоторые личности начали поднимать тему ритуальных убийств...
  6. Шалтай 14 февраля 2018 07:40
    Цитата: Servisinzhener
    Отличная статья. Весьма показательная. А то последнее время некоторые личности начали поднимать тему ритуальных убийств...

    В смысле то , что действительно происходит немыслимое количество ритуальных убийств , т.е. убийств с религиозной мотивировкой . Но личностей , которые об этом заявляют очень мало .
Картина дня