Пулеметы в авиации, бронесилах и на флоте, Первая мировая

Хотя предпочтительность пулеметов для вооружения авиатехники была ясна еще до начала войны, русская авиация использовала только доступные «Максимы». На некоторых из них для уменьшения веса кожух укорачивали наполовину. ГВТУ (Главное Военно-техническое Управление) из первой заказанной партии «Льюисов» запросило выдать 234 «чтобы вооружить воздухоплавательные аппараты». Согласно доклада Начальника Управления Полевого Генерал-Инспектора Артиллерии от 19 апреля 1916 года, в авиационных частях состояло 150 пулеметов «Максим», 89 пулеметов «Виккерс», 72 пулемета «Кольт», 20 пулеметов «Льюис», 14 трофейных пулеметов. Поставки зарубежных легких пулеметов позволили снять «авиационные» «Виккерсы» и «Максимы» — из 1069 пулеметов, которые числились в русской авиации на 1 апреля 1917 года, было 479 «Льюисов», 352 «Кольта» и 186 «Виккерсов». «Максимы» также устанавливали на дирижабли. Вооруженность авиации пулеметной техникой не могла быть выше, чем вооруженность в армии. Даже весной 1917 года на один российский самолет приходился всего один пулемет — данный показатель был маловат, если учесть наличие двухпулеметных истребителей и тяжелых воздушных кораблей. Скажем, для вооружения французской авиации было заказано по 10 тыс. пулеметов «Виккерс» и «Кольт» и 7 тыс. пулеметов «Льюис». Пулеметы применялись в штурмовых действиях и в воздушных боях — в течение 10 месяцев 1918 года авиация воюющих сторон использовала против живых наземных целей около 12 миллионов пуль.

Пулеметы в авиации, бронесилах и на флоте, Первая мировая


В ходе войны появилось два основных типа авиационных пулеметных установок — неподвижные и подвижные турельные или штыревые. Неподвижные пулеметы или выносили за окружность, которую прочерчивал винт, или приспосабливали для осуществления стрельбы через винт — при помощи отсекателей, а позднее синхронизаторов. Если позволяла грузоподъемность авиатехники, ставили спаренные установки, что повышало скорострельность.


Практически все бронепоезда и бронеавтомобили русской постройки были вооружены «Максимами». Часть бронеавтомобилей рубежной поставки также перевооружили ими. К бронеавтомобилям в первую очередь относились как к «ездящим пулеметам». На бронеавтомобилях оснащенных пушками пулемет служил вспомогательным оружием. Как правило пулеметы устанавливались во вращающихся башнях. Существовали вертлюжные, шкворневые и тумбовые установки. На германских, французских и британских танках ставились «тела» штатных пулеметов. Здесь также использовали различные установки — шаровые, вертлюжные и карданные. Кроме того, пулеметы использовали в самокатных частях. Например, ГВТУ на 1916 год включило в потребность 102 «мотоциклета» имеющих пулеметную коляску и 1042 имеющих коляску для патронов.

На флоте пулеметы исполняли роль вспомогательного вооружения кораблей разных классов, среди которых и подводные лодки. Как правило, использовались шкворневые и тумбовые установки. К концу войны больше внимания уделяли зенитной стрельбе с внесением соответствующих изменений в прицелы и установки. Указание «национальной принадлежности» некоторых пулеметов того времени довольно сложно. Так, например, пулемет «Льюис» был разработан и производился в Соединенных Штатах, однако его также производили в Англии, Франции и Бельгии. Пулеметы системы Максима различных производителей были у Русской армии, союзников, и противников. Английский «Виккерс» использовали практически все союзники.

По материалам: С. Федосеев - Пулеметы в Первой Мировой войне


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 1
  1. Kibb 19 апреля 2012 10:27
    У кольта крайне оригинальный газовый поршень. При низком станке стрелок весь забрызгивался грязью, за что пулемет прозвали "картофелекопалка"
    Kibb

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня