Пулеметы в авиации, бронесилах и на флоте, Первая мировая
В ходе войны появилось два основных типа авиационных пулеметных установок — неподвижные и подвижные турельные или штыревые. Неподвижные пулеметы или выносили за окружность, которую прочерчивал винт, или приспосабливали для осуществления стрельбы через винт — при помощи отсекателей, а позднее синхронизаторов. Если позволяла грузоподъемность авиатехники, ставили спаренные установки, что повышало скорострельность.
Практически все бронепоезда и бронеавтомобили русской постройки были вооружены «Максимами». Часть бронеавтомобилей рубежной поставки также перевооружили ими. К бронеавтомобилям в первую очередь относились как к «ездящим пулеметам». На бронеавтомобилях оснащенных пушками пулемет служил вспомогательным оружием. Как правило пулеметы устанавливались во вращающихся башнях. Существовали вертлюжные, шкворневые и тумбовые установки. На германских, французских и британских танках ставились «тела» штатных пулеметов. Здесь также использовали различные установки — шаровые, вертлюжные и карданные. Кроме того, пулеметы использовали в самокатных частях. Например, ГВТУ на 1916 год включило в потребность 102 «мотоциклета» имеющих пулеметную коляску и 1042 имеющих коляску для патронов.
На флоте пулеметы исполняли роль вспомогательного вооружения кораблей разных классов, среди которых и подводные лодки. Как правило, использовались шкворневые и тумбовые установки. К концу войны больше внимания уделяли зенитной стрельбе с внесением соответствующих изменений в прицелы и установки. Указание «национальной принадлежности» некоторых пулеметов того времени довольно сложно. Так, например, пулемет «Льюис» был разработан и производился в Соединенных Штатах, однако его также производили в Англии, Франции и Бельгии. Пулеметы системы Максима различных производителей были у Русской армии, союзников, и противников. Английский «Виккерс» использовали практически все союзники.
По материалам: С. Федосеев - Пулеметы в Первой Мировой войне
Информация