Иван Никитович Кожедуб и его истребители – Ла-5 и Ла-7

Иван Никитович Кожедуб – прославленный летчик-ас Второй мировой войны, наиболее результативный летчик-истребитель в авиации союзников (64 личных победы). Трижды герой советского союза. Участвовал в боевых действиях с 1943 по 1945 год, все свои боевые вылеты совершал их на истребителях конструкции Лавочкина – Ла-5 и Ла-7. За все время войны ни разу не был сбит. По окончании войны продолжил службу в ВВС, оставаясь действующим пилотом и освоив реактивный истребитель МиГ-15. Окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, в 1985 году летчику было присвоено воинское звание маршала авиации.

Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года в крестьянской семье в небольшом украинском селе Ображиевка Шосткинского района Сумской области. В последствии окончил химико-технологический техникум и Шосткинский аэроклуб. В Красную Армию попал в 1940 году. В 1941 году закончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, где служил инструктором. С началом Великой Отечественной войны Иван Кожедуб вместе с авиашколой был эвакуирован в Среднюю Азию. После подачи многочисленных рапортов с просьбой отправить его на фронт, его желание было удовлетворено. В ноябре 1942 года сержант Иван Кожедуб прибыл в распоряжение 240-го истребительного авиационного полка (ИАП) формирующейся 302-й истребительной авиадивизии. В марте 1943 года части дивизии были отправлены на Воронежский фронт.

Свой первый боевой вылет будущий ас и Герой Советского Союза провел 26 марта, вылет закончился неудачно: его истребитель Ла-5 (бортовой № 75) в бою получил повреждения, а при возвращении на аэродром был вдобавок обстрелян своей зенитной артиллерией. С большим трудом летчик смог довести машину до аэродрома и совершить посадку. После этого примерно месяц летал на старых истребителях, пока вновь не получил новый Ла-5.
Иван Никитович Кожедуб и его истребители – Ла-5 и Ла-7


Боевой счет своим победам летчик-ас открыл 6 июля 1943 года на Курской дуге, сбив пикирующий бомбардировщик Ju-87. Уже на следующий день Кожедуб одержал вторую воздушную победу, сбив еще один Ju-87, а в воздушном бою 9 июля смог сбить сразу 2 немецких истребителя Me-109. Уже в августе 1943 года Иван Кожедуб становится командиром эскадрильи. Первое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи 240-го ИАП старший лейтенант Иван Кожедуб получил 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов, в которых он сбил 20 немецких самолетов.

С мая 1944 года Кожедуб воевал на новой модификации истребителя Лавочкина – Ла-5ФН (бортовой № 14), который был построен на деньги колхозника Сталинградской области В.В. Конева. Уже через несколько дней после получения он сбивает на нём Ju-87. В течение шести последующих дней летчик-ас записывает на свой счет ещё 7 вражеских самолётов. В конце июня он передает свой истребитель К.А. Евстигнееву (впоследствии дважды Герой Советского Союза), а сам переходит в учебный полк. Но уже в августе Иван Кожедуб назначается заместителем командира 176-го гвардейского полка ИАП. В это же время полк проходит процедуру перевооружения, получая новые истребители Ла-7. Летчику-асу достался самолёт с бортовым № 27. Иван Кожедуб будет летать на нем до самого конца войны.

Второй медалью «Золотая Звезда» гвардии капитан Иван Кожедуб был награжден 19 августа 1944 года за 256 совершенных боевых вылетов, в которых он лично сбил 48 немецких самолетов. Однажды во время воздушного боя на истребителе Ла-7, который проходил над территорией противника, самолет Кожедуба был подбит. На машине заглох двигатель и Иван Кожедуб, чтобы не сдаваться в плен немцам, выбрал для себя на земле цель и начал на нее пикировать. Когда до земли оставалось совсем немного, двигатель истребителя неожиданно снова заработал и Кожедуб смог вывести машину из пикирования и благополучно вернулся на аэродром.

12 февраля 1945 года Иван Кожедуб в паре со своим ведомым лейтенантом В.А. Громаковским патрулировали пространство над передним краем, находясь в режиме «свободной охоты». Обнаружив группу из 13 истребителей FW-190, советские летчики немедленно атаковали их, сбив при этом 5 немецких истребителей. Три из них записал на свой счет Иван Кожедуб, два – Громаковский. 15 февраля 1945 года в полете на Одером Кожедуб смог сбить немецкий реактивный истребитель Me-262, которым управлял унтер-офицера К. Лянге из I./KG(J)54.
Иван Никитович Кожедуб и его истребители – Ла-5 и Ла-7

К концу Великой Отечественной войны гвардии майор Иван Кожедуб выполнил 330 боевых вылетов и провел 120 воздушных боев, сбив при этом 64 самолета противника. В это число не входят 2 американских истребителя P-51 «Мустанг», которые советский ас сбил весной 1945 года. При этом американцы первыми напали на истребитель Ла-7, которым и управлял советский летчик. По словам выжившего в этом воздушном бою американского пилота, они перепутали Ла-7 Кожедуба с немецким истребителем FW-190 и напали на него. Третью «Золотую Звезду» Иван Никитович Кожедуб получил уже после войны за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу.

Среди сбитых Иваном Кожедубом вражеских самолетов были:

21 истребитель FW-190;
18 истребителей Ме-109;
18 бомбардировщиков Ju-87;
3 штурмовика Hs-129;
2 бомбардировщика He-111;
1 истребитель PZL P-24 (румынский );
1 реактивный самолёт Ме-262.

Ла-5 и Ла-5ФН

Ла-5 – это одномоторный деревянный низкоплан. Как и у истребителя ЛаГГ-3, основным конструкционным материалом используемым в планере самолета была сосна. Для производства некоторых шпангоутов и лонжеронов крыла применяли дельта-древесину. Деревянные детали обшивки самолета склеивались при помощи специального карбамидного КМ-1 или смоляного клея ВИАМ-Б-3.

Крыло самолета, набранное из профилей NACA-23016 и NACA-23010, технологически подразделялось на центроплан и 2-е двухлонжеронные консоли, которые имели фанерную работающую обшивку. К металлической трубе при помощи торцевой нервюры присоединялись основные стойки шасси. Между лонжеронами центроплана находились кессоны для бензобаков, выклеенные из фанеры, а в носовой части размещались купола для колес шасси.
Лонжероны самолета были деревянными со специальными полками из дельта-древесины (на истребителях модификации Ла-5ФН, начиная с 1944 года, монтировались металлические лонжероны.) К консолям с фанерной обшивкой присоединялись автоматические предкрылки, элероны типа «Фрайз» с дюралевым каркасом, обшитые перкалью и щитки-закрылки типа «Шренк». Левый элерон имел триммер.
Иван Никитович Кожедуб и его истребители – Ла-5 и Ла-7

Фюзеляж истребителя состоял из деревянного монокока выполненного как одно целое с килем и передней металлической фермы. Каркас состоял из 15 шпангоутов и 4 лонжеронов. Фюзеляж истребителя был наглухо скреплен с центропланом 4-я стальными узлами. Кабина летчика закрывалась плексигласовым сдвижным фонарем, который мог стопориться в закрытом и открытом положениях. На шпангоуте за спинкой сидения летчика находилась бронеплита толщиной в 8,5 мм.

Стабилизатор – двухлонжеронный, полностью деревянный с фанерной работающей обшивкой, оперение – свободнонесущее. Стабилизатор машины состоят из 2-х половинок, которые крепились к силовым элементам хвостовой части машины. Руль высоты с триммером обладал дюралевым каркасом, который обшивался полотном и также как стабилизатор состоял из двух половинок. Управление истребителем было смешанным: рулями высоты и поворота с помощью тросов, элеронами при помощи жестких тяг. Выпуск и уборка шитков-закрылков происходили при помощи гидропривода.

Шасси истребителя было убирающимся, двухопорным с хвостовым колесом. Основные опоры шасси обладали масляно-пневматическими амортизаторами. Основные колеса Ла-5 имели размеры 650x200 мм и оснащались воздушнокамерными тормозами. Хвостовая свободно ориентирующаяся опора также убиралась в фюзеляж и имела колесо размером 300 на 125 мм.

Силовая установка истребителя состояла из звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-82, который обладал максимальной мощностью в 1850 л.с. и трехлопастного винта изменяемого шага ВИШ-105В с диаметром 3,1 метра. Выхлопные патрубки объединялись в 2 коллектора реактивного типа. Для регулирования температурой двигателя использовались лобовые жалюзи, которые находились на переднем кольце капота, а также 2 створки по бокам капота за мотором. Двигатель самолета запускался при помощи сжатого воздуха. Масляный бак емкостью в 59 литров находился на месте стыка металлической фермы и деревянной части фюзеляжа. Топливо объемом в 539 литров находилось в 5 баках: 3-х центропланных и 2-х консольных.
Иван Никитович Кожедуб и его истребители – Ла-5 и Ла-7

Вооружение истребителя состояло из 2-х синхронных пушек ШВАК калибра 20-мм с пневматическим и механическим перезаряжанием. Общий боезапас равнялся 340 снарядам. Для наводки на цель использовался коллиматорный прицел ПБП-la. На самолетах модели Ла-5ФН дополнительно устанавливались крыльевые бомбодержатели, которые были рассчитаны на подвеску бомб массой до 100 кг.

В состав оборудования истребителя помимо стандартного набора контролирующих и пилотажно-навигационных приборов включались кислородный прибор, коротковолновая радиостанция РСИ-4 и посадочная фара. Запаса кислорода хватало на 1,5 часа полета на высоте 8000 м.

Буквы ФН в маркировке Ла-5ФН расшифровывались как Форсированный Непосредственного впрыска топлива и относились к двигателю. Данный самолет начала поступать в войска с марта 1943 года. Его двигатель АШ-82ФН развивал максимальную мощность в 1850 л.с. и мог выдерживать форсированный режим в течение 10 минут полета. Данная версия истребителя Ла-5 была наиболее скоростной. У земли машина разгонялась до 593 км/ч, а на высоте в 6250 метров могла развить скорость в 648 км/ч. В апреле 1943 года в подмосковных Люберцах состоялась серия воздушных боёв между Ла-5ФН и трофейным истребителем Bf.109G-2. Учебные бои продемонстрировали подавляющее превосходство Ла-5 в скорости на малых и средних высотах, которые являлись основными для воздушных сражений Восточного фронта.

Ла-7

Ла-7 стал дальнейшей модернизацией истребителя Ла-5 и одной из лучших серийных машин конца Второй мировой войны. Данный истребитель обладал отличными летными качествами, высокой маневренностью и хорошим вооружением. На малых и средних высотах он имел преимущество над последними поршневыми истребителями Германии и стран антигитлеровской коалиции. Ла-7, на котором заканчивал войну Кожедуб, в настоящее время находится в Центральном музее ВВС России в поселке Монино.
Иван Никитович Кожедуб и его истребители – Ла-5 и Ла-7

По своему внешнему виду и размерам истребитель очень незначительно отличался от Ла-5. Одним из существенных отличий были лонжероны, которые, как и на последних сериях Ла-5ФН, были выполнены из металла. При этом обшивка и нервюры самолета остались без изменений. Размеры сечения лонжеронов были сокращены, что позволило освободить дополнительное пространство для топливных баков. Масса лонжеронов истребителя снизилась на 100 кг. Аэродинамика истребителя значительно улучшилось, достигалось это, в частности, путем переноса и улучшения формы радиатора. Также подверглась улучшениям внутренняя герметизация самолёта путем полной ликвидации просветов между трубами и отверстиями для них в противопожарной переборке и щелей в капоте. Все эти улучшения позволили Ла-7 получить над Ла-5 преимущество в скорости полета, скороподъемности и максимальном потолке. Максимальная скорость Ла-7 составляла 680 км/ч.

В качестве вооружения на Ла-7 могли быть установлены две 20-мм пушки ШВАК или 3 20-мм пушки Б-20. Пушки имели гидромеханические синхронизаторы, которые препятствовали попаданию снарядов в лопасти винта. Большая часть Ла-7, как и Ла-5, вооружалась двумя пушками ШВАК, которые обладали боезапасом по 200 патронов на ствол. В состав боекомплекта истребителя входили бронебойно-зажигательные и осколочно-зажигательные снаряды массой в 96 грамм. Бронебойно-зажигательные снаряды на дистанции в 100 метров пробивали по нормали броню толщиной до 20 мм. на двух подкрыльевых узлах истребителя можно было подвесить бомбы массой до 100 кг.

Использованы источники:
www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=403
www.airwar.ru/enc/fww2/la5.html
www.airwar.ru/enc/fww2/la7.html
Материалы свободной интернет-энциклопедии «Википедия»
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему



Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба

Читайте также
Комментарии 33
  1. ФРЕГАТЕНКАПИТАН 18 апреля 2012 08:30
    Герой летчик,... героические легендарные машины....есть на кого равняться молодежи и нашим конструкторам!
  2. Скоробей 18 апреля 2012 08:39
    В статье ни слова про Корею.... Так что американцев он по боле сбил...
    1. nok01 18 апреля 2012 10:18
      И еще два Р-51 в 1945, которые его за немца приняли : )
      nok01
      1. Narkom 21 апреля 2012 09:07
        нефиг было атаковать зама ком.дивизии по летной. при заходе последнего на посадку.
    2. Kibb 18 апреля 2012 10:19
      Он в Корее не летал - запретили
      Kibb
      1. Доброход Сергей 18 апреля 2012 17:36
        Ну, да попробуй такому запретить! Разве можно удержаться боевому летуну от соблазна на реактивном по-воевать! Ни-зи-щоооо!!!
        1. Kibb 18 апреля 2012 21:05
          И тем не мене - не летал
          Kibb
          1. Доктор Пилюлькин 19 апреля 2012 11:05
            Летал или не летал - никто не знает. Доподлинно известно, что запрет летать от высшего руководства страны был и официально он не вылетал на боевые вылеты. Но ходят слухи, что боевые вылеты все-таки были и приводятся цифры: до 17 побед. Доказать этот факт никто не может. И опровергнуть тоже. Данных нет.
            Я читал мемуары Кожедуба и других летчиков, которые прошли с ними и ВОВ и Корею. Великий человек и великий боец. В слухи верю.
  3. Доброход Сергей 18 апреля 2012 09:33
    В отличие от немцев нашим записывались только ПОДТВЕРЖДЁННЫЕ победы. Немцам же записывались победы и в составе группы, а также им верили "на слово".
    1. 755962 18 апреля 2012 11:06
      Кожедуб редко возвращался из боевого вылета без победы. Но, будучи ярко одаренным, талантливым человеком, в то же время неизменно проявлял великую скромность. Он, например, никогда не записывал на свой счет сбитый самолет противника, если сам не видел, как тот упал на землю. Даже не докладывал.
      - Ведь загорелся же немец ! Все видели, - говорили летчики после возвращения на свой аэродром.
      - А вдруг он до своих дотянет, - возражал в ответ Кожедуб.
      755962
    2. Lazer 18 апреля 2012 14:03
      И еще, у "фрицев", зачет шел по моторам, 1мотор =1 самолет.
  4. schta 18 апреля 2012 09:33
    Что-то подозрительно много "фоккеров" настрелял... (фоккевульфов точнее). laughing

    Мне Кожедуб нравится тем, что он буквально жил небом, это его стихия. Вся его жизнь связана с небом. Уважаю. Горжусь.

    Лавочка, особенно с форсированным движком (фн и ла7) - вполне себе достойный самолет, несмотря на дешевизну и излишнюю массу деревянных элементов. Аэрокобра товарища Покрышкина и рядом не стояла. Пушки это сила!

    А мустанги, сбитые Кожедубом благополучно "списали". И американцы и наши не хотели эскалации инцидента.
    schta
    1. Serge_85 18 апреля 2012 09:40
      ну это ты зря, аэрокобра имела очень мощное вооружение, 1-37 мм, 2-12,7 и 4 7-6,2 или 1-37 и 4-12,7
      Serge_85
      1. Kibb 18 апреля 2012 10:34
        Кобра, крепкий середнячок. У нас часто подкрыльевые пулеметы снимали- облегчали машину. Союзники ее вообще за истребитель не считали, а у нас и летали и сбивали неплохо-другие условия.
        Кожедуб лутший ас по соотнешению боевые вылеты /победы,но
        интересно сколько бы сбил Покрышкин на Ла или Мустанге? И еще не стоит забывать что они еще и серьезные тактики и еще многие наши асы - не то что немцы -"спортсмЭны"
        Kibb
        1. USNik 18 апреля 2012 11:50
          интересно сколько бы сбил Покрышкин на Ла или Мустанге?
          Вопрос сложный, т.к. "рабочая" высота на нашем фронте была 2-3 тыс. м, а у буржуинов 4-8 тыс. Соответственно у земли Лавочкины и Яковлевы рвали и метали Англоштатов, а вот на высоте уже могли быть вопросы. И где в списке подтвержденных побед Рама 189 и Мессер 110?
          USNik
          1. Lazer 18 апреля 2012 14:08
            На "раму", Миг-3, самое то.
          2. Гамдлислям 22 апреля 2012 11:30
            Американцы поставили нам по Ленд-Линзу 12 Р-51 "Мустанг" в конце 1944 года. После испытаний наши от них отказались. Это высотный самолёт для дальнего сопровождения. На высотах ниже 5 км вчистую проигрывает немцам. Вместо него стали брать Р-63.
        2. Serge_85 18 апреля 2012 12:15
          да ведь не в количестве пушек дело, вон як-9УТ, при максимальном вооружении, 1-нс45 и 2 БС-20, имел массу секундного залпа в 9,6 кг.(лучший показатель на истребителях в ВМВ, если не считать BF-109z, но его в серию не пустили), но из-за такого количества вооружения падала энерговооруженность и маневренность, да, такой набор идеален сбивать бомбовозы, но в схватке с истребителями он становится слишком перетяжеленной машиной, просто для каждой задачи свой самолет...
          Serge_85
    2. Гамдлислям 22 апреля 2012 11:22
      С "фоккерами" более чем понятно. Это были штурмовые варианты немецкого истребителя (в качестве замены Ю-87). Увеличенное бронирование, дополнительные огневые точки и бомбодержатели. В результате самолёт более тяжёлый и менее манёвренный. Да, и летчики на нём были подготовлены более для работы по наземным целям, а не для воздушных боёв. Этакий эрзац-штурмовик в последний год войны.
  5. Tan4ik 18 апреля 2012 10:12
    Горжусь такими людьми!
  6. heruv1me 18 апреля 2012 10:16
    "самолет Кожедуба был подпит" - вот это суровые мужики были, не только сами пили но и машины свои поили))). Разве могли немцы победить таких богатырей!!
  7. Georg iv 18 апреля 2012 11:17
    Я когда в КПИ учился, у нас аспирантом на кафедре была тётенька, которая оказалась племянницей Кожедуба.
    Случайно узнал. Рассказывала о героическом дядьке :)
    Georg iv
  8. AK-74-1 18 апреля 2012 11:51
    Хорошая статья. Спасибо автору.
  9. вард 18 апреля 2012 12:30
    Один момент понравился... про учебный полк... как только позволили условия, подготовку лётчиков стали улучшать... в истории Великой Отечественной Войны издания 70-х годов есть статья про то что если бы Кожедубу засчитать победы по немецкой методике...то за 500 будет...
    1. Гамдлислям 22 апреля 2012 11:41
      Кожедуб И.Н. и без всяких методик личность выдающаяся. К счастью для него и нас, командование ВВС использовала его качества воздушного бойца и снайпера продуктивно. Он большую часть времени на фронте служил в элитных истребительных частях, предназначенных для уничтожения самолётов Люфтваффе. Можно только сожалеть, что такие части в наших ВВС появились только во второй половине ВОВ.
      1. Wolkin 24 апреля 2012 10:42
        Авиация прежде всего, "крыша" пехоты. Когда пехота "задышала" по свободнее, появилась возможность выделить "излишек" авиации для непосредственного уничтожения "крыши" противника.
        Wolkin
  10. revnagan 18 апреля 2012 12:45
    В городе Шостка,при техникуме,где учился Иван Никитович,есть музей его имени и улица.Кстати,село в котором родился ас,правильно называется Ображеевка.И ни один праздник в этом селе не обходится без крепкой драки.
    1. Captain 71 12 мая 2012 13:38
      Ну да, Ображуны, это типа габровцы :). У меня жена из Шостки. А ее бабушка его в 44-м встречала хлебом-солью, когда он в город с фронта приехал. Фотография была в журнале "Огонек" на обложке. Дед как журнал на фронте увидел и сказал, что одна из девченок "моя Катерина", так для доказательства слов своих в самоход с однополчанином в соседнюю часть ходил к земляку, чтобы тот подтвердил кто на обложке. Потом фраерился не меньше месяца.
      .....Царство им небесное, уже нет обоих.....
      Captain 71
  11. апро 18 апреля 2012 14:08
    Большой человек Великой страны!
  12. Индиго 18 апреля 2012 19:13
    Трижды герой советского союза. - в корне неправильно и позорно!!!
    Трижды Герой Советского Союза!
    Индиго
  13. uizik 18 апреля 2012 21:52
    Советский Союз пишется с больших букв! Это моя страна!
  14. nemo778 19 апреля 2012 01:49
    Светлая память!!! тебе!!!!! wink






    \\
  15. Паштет 28 января 2015 16:28
    Интересная статья,но почему видео не посмотришь,ну да ладно.Автору спасибо зам неё.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня