Русские и их ледоколы. Америке придётся бороться за Арктику

Только у России есть достаточное количество ледоколов для сопровождения любых транспортов, которым нужно пройти через периодически замерзающие воды Арктики. А ведь там, в Арктике, находится, по предположениям, более 1/5 неразведанных запасов нефти и газа. Русские, а за ними и китайцы могут вытеснить Соединённые Штаты из Арктики. Значит, нужно за Арктику бороться. К этому призывают Белый дом иные эксперты.


«Милитаристские планы» России в Арктике. Источник карты: «Irish Examiner». Хорошо видно территории, на которые претендует Россия. Выделены также территории, на которые претендуют США: они голубые. Лиловый цвет относится к Канаде, зелёный — к Дании


Перед российскими арктическими амбициями Запад испытывает страх. Эта мысль сквозит по всей статье, опубликованной в издании «Irish Examiner».


Напряжённость в среде сильных государств, имеющих хоть какое-то отношение к Арктике, усиливается. В частности, на первые роли претендует Россия. И это всерьёз «беспокоит Вашингтон» и другие государства.

В августе прошлого года российский танкер отправился прямиком из Норвегии в Южную Корею через Северный Ледовитый океан. Такой путь он впервые прошёл без сопровождения ледокола. Этот рейс стал решающим моментом, открывшим северные торговые пути, ранее сплошь покрытые льдами.

Что сулит это в будущем? Издание указывает, что это чревато гонкой вооружений. И вообще, эта экспансия русских создаёт особую проблему для США. Дело в том, что Вашингтон до сих пор не рассматривал Север своим важнейшим стратегическим приоритетом. Больше того, этот регион считался «сферой влияния России».

Но сложилось так, что не одна Россия интересуется Арктикой. Сегодня и Китай намеревается сделаться в Арктике «крупным игроком».

Недавно в Пекине выпустили первый документ, в котором открыто заявляется о «национальной стратегии» в Арктике. На страницах документа, повествующего о «Полярном шёлковом пути», говорится о желании китайцев «ещё теснее сотрудничать с Москвой», в частности, в рамках создания арктического морского коридора, который станет дополнением к китайской программе «Одного пояса, одного пути». Словом, Арктика откроет китайцам более короткий путь для торговли с Европой.

Разумеется, и в Кремле, и в Поднебесной указывают: амбиции эти прежде всего коммерческие и экологические — и совсем не военные.

Однако Вашингтон, полагает автор, «становится всё более подозрительным и осознаёт, что он рискует отстать». И вот практический результат этого страха: Пентагон пересмотрел свою арктическую стратегию.

Выступая перед Конгрессом в мае 2017 г., командующий Береговой охраной США адмирал Пол Цукунфт (Paul Zukunft) сообщил, что Вашингтон рассматривает возможность размещения противокорабельных крылатых ракет на последнее поколение американских ледоколов.

(Любопытно, заметим, что фамилия адмирала означает на немецком языке «будущее». И адмирал действительно заглядывает в будущее: похоже, американец полностью пересмотрел всю схему деятельности, которой ранее придерживались ледоколы.)

Решение о вооружении является серьёзным отклонением от основной исследовательской и спасательной деятельности этих судов, указывает далее издание.

В Москве бросились идею адмирала высмеивать. Смех раздался на каналах «прокремлёвских новостей», пишет автор. Кроме того, один из высокопоставленных представителей России в Норвегии заявил, что в арктическом регионе не ставится никаких «военных задач».

При этом «фактически военная экспансия России у Северного полярного круга», продолжает издание, намного интенсивнее военной экспансии России «в любой другой стране». Именно как военную экспансию действия Москвы оценивают «другие близлежащие страны, в частности, Норвегия и Канада». Этим государствам принадлежат обширные северные территории, но в основном не заселённые. Также эти страны имеют крупные нефтяные и газовые интересы в регионе. И они «обеспокоены» тем, что их претензии могут оспариваться.

Результат похож на действия американского адмирала: оба государства бросились наращивать расходы на оборону и в приоритете «увидели» свои вооружённые силы на Севере. Мало того, они обратились к США и теперь уговаривают Вашингтон «сделать то же самое» (ничего конкретного насчёт «уговоров» автор, увы, не сообщает).

Агентство «Рейтер» пишет, что Москва вбухала огромные ресурсы в свою «северную оборону». Денег туда ушло столько, сколько не тратилось на тот регион «в любой момент после падения Берлинской стены». В иных направлениях Москва теперь имеет «ещё больше возможностей и достижений в регионе, чем до 1989 года». Речь идёт о создании или возобновлении деятельности шести военных форпостов и строительстве трёх новых крупных атомных ледоколов. Эти суда пополнят и без того крупный ледокольный флот страны.

Российский Северный флот, базирующийся в Мурманске, получит собственные инвестиции. Деньги пойдут «на два ледокольных корвета, которые специально предназначены для перевозки новейших противокорабельных ракет».

Также Россия заявляет, что Северный флот запустил более 200 ракет в рамках почти трёхсот учений в 2017 году. Это явный рекорд со времён холодной войны, полагает издание.

Москва сегодня считает, что её северные воды имеют решающее значение для обороны. В частности, Кремль рассматривает эти территории как «бастион». В этом «укрытии» могут «спрятаться» подводные лодки с ядерными баллистическими ракетами. Именно на такие ракеты могут рассчитывать русские, когда они рассуждают о сдерживании «иностранного нападения.

Такого рода оборона сделала бы практически невозможной выживание любого иностранного надводного транспорта: он не прошёл бы вблизи российской территории.

Как утверждает Береговая охрана США, первый новый американский ледокол едва ли вступит в строй до 2023 года. К тому же планы американских военных зависят от дополнительного финансирования, а оно вовсе не гарантируется.

Есть, правда, тяжёлый ледокол, принадлежащий военным, — «Полярная звезда» («Polar Star»), однако он вряд ли прослужит дольше 5 лет. Да и есть у него иные задачи, не только арктические, но и антарктические.

А тут ещё и китайцы. Первый их ледокол, «Снежный дракон 2» («Snow Dragon 2»), построенный в декабре, будет трудиться во льдах вместе со своим тёзкой — более старым ледоколом, построенным Украиной для Пекина и введённым в эксплуатацию ещё в 1994 году. Ни один из этих «Драконов» не считается вооружённым, однако это может «легко измениться».

Коммерческий потенциал освоения Арктики весьма велик, и Америке следует учитывать это в своей дипломатии.

Россия — единственная страна, у которой на сегодня достаточно ледоколов, реально способных сопровождать перевозки через периодически замерзающие воды. Такое положение дел «оказывает огромное влияние на морские перевозки в регионе».

По оценкам Геологической службы США, в Арктике может находиться более 1/5 неразведанных мировых запасов как нефти, так и газа. И Россия уже более десяти лет «агрессивно заявляет о своих претензиях, используя малые подводные лодки для установки флагов на дне океана». Претензии России касаются подводного континентального шельфа площадью в полмиллиона квадратных миль!

И возрастающие аппетиты Китая тоже надо учитывать. Канадские эксперты «были потрясены», когда Пекин взял да выпустил свою новую «Белую книгу», где чёрным по белому говорится: Северо-западный проход — «пролив международный». А ведь Канада давно заявляет, что этот район является его собственными «внутренними водами». Разница в формулировках очень тревожит Канаду!

А китайцы только улыбаются. На официальном брифинге представитель Китая сказал, что любые споры должны решаться посредством «дружеских консультаций» и в соответствии с международным правом.

Возможно, Соединённым Штатам и не придётся никогда воевать в Арктике, размышляет автор. И не в последнюю очередь потому, что очень сложно представить такую войну, которая тотчас не перерастёт в более широкий и даже глобальный конфликт. Однако это не означает, что Америке следует «без какой-либо борьбы» упустить важный регион!

Кстати, заметим, в Норвегии, о которой пишут иностранные аналитики, вовсе не думают, что русские собрались завоевать Арктику и напичкать её воды подводными лодками с ядерными ракетами.

В Норвегии Арктику официально считают последней «незатронутой» милитаризмом территорией. Кстати, морские районы Норвегии в Арктике составляют около 1500000 кв. км (по площади это равно Франции, Германии и Испании, вместе взятым).

Выступая на международной конференции «Арктические рубежи» в Тромсё, министр иностранных дел Норвегии Ине Эриксен Сёрейде заявила, что Арктика остаётся регионом международного сотрудничества.

«Мы живём в быстро изменяющемся и непредсказуемом мире. Меняется и ситуация в сфере безопасности, так что кажется, что единственная константа — это постоянные перемены, — цитирует министра ТАСС. — В дополнение к старым угрозам появляются новые, но, несмотря на то, что ситуация в мире стала более непредсказуемой, Арктика остаётся практически незатронутой. Хотя в последние годы в некоторых арктических регионах мы наблюдаем усиление военной активности, Арктика по-прежнему остаётся регионом стабильности и международного сотрудничества».

С Сёрейде солидарен министр промышленности и инновации Швеции Микаэль Дамберг. «Важно, чтобы Арктика, которая в последнее время стала центром мирового внимания, оставалась регионом мира и стабильности. Арктика — пример конструктивного международного и регионального диалога, она также может стать лидером в области инноваций», — приводит его слова РИА «Новости».

Никто из них, как видим, не заявил о «русской угрозе», ядерном ударе, третьей мировой войне и прочем подобном.

Страшилки о России, которая намерена в сговоре с китайцами «милитаризировать», а то и «завоевать» Арктику, могут рассказывать как раз господа западные милитаристы, которым выгодна сама гонка вооружений.

Ядерная война из-за богатств Арктики, кто бы её ни начал, стала бы последней войной в истории человечества. История этого самого человечества закончилась бы в первые же дни этой войны.

Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

27 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Теренин Офлайн
    Теренин 8 февраля 2018 15:24
    +7
    Если реально будут выполняться требования "Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года" (утв. Президентом РФ), 19 сентября 2017 г. , то тогда, как говорят китайцы, "всё будет решаться посредством «дружеских консультаций» yes
    1. ul_vitalii Офлайн
      ul_vitalii 8 февраля 2018 18:35
      +7
      Кто раньше встал, того и тапки. Закон общежития. smile
  2. шурави Офлайн
    шурави 8 февраля 2018 15:33
    +19
    Вот было так:



    И никто не пытался даже спорить.
    1. AllXVahhaB Офлайн
      AllXVahhaB 8 февраля 2018 16:07
      +3
      Цитата: шурави
      И никто не пытался даже спорить.

      Моя учительница по географии, в школе, оспаривала... Проводила границу по прибрежной линии и слыхом не слыхивала о "полярных владениях СССР"! Дура!!!
      1. шурави Офлайн
        шурави 8 февраля 2018 16:11
        +2
        Цитата: AllXVahhaB
        Цитата: шурави
        И никто не пытался даже спорить.

        Моя учительница по географии, в школе, оспаривала... Проводила границу по прибрежной линии и слыхом не слыхивала о "полярных владениях СССР"! Дура!!!



        Вполне возможно.
      2. Brylevsky Офлайн
        Brylevsky 8 февраля 2018 16:43
        +3
        Не судите её строго...Откуда есть знать о существовании Конвенции по морскому праву; откуда ей знать о том, что Государственная граница простирается в море на расстоянии 12 морских миль, считая от исходных линий; откуда ей знать о том, что ещё есть исключительная экономическая зона, уходящая в море на 200 миль...век живи, век учись...
        1. шурави Офлайн
          шурави 8 февраля 2018 18:28
          +2
          Цитата: Brylevsky
          Не судите её строго...Откуда есть знать о существовании Конвенции по морскому праву; откуда ей знать о том, что Государственная граница простирается в море на расстоянии 12 морских миль, считая от исходных линий; откуда ей знать о том, что ещё есть исключительная экономическая зона, уходящая в море на 200 миль...век живи, век учись...



          Дело в том, что СССР мог и положить на эти конвенции. "Хорьки" имели возможность в этом убедиться.
          1. Лексус Офлайн
            Лексус 9 февраля 2018 00:05
            +1
            "Хорьки" имели возможность в этом убедиться.

            И отправиться в утомительную "экспедицию" для "обиженных полярников".
            1. шурави Офлайн
              шурави 9 февраля 2018 09:48
              +2
              Цитата: Лексус
              "Хорьки" имели возможность в этом убедиться.

              И отправиться в утомительную "экспедицию" для "обиженных полярников".


              В один конец.
              1. Лексус Офлайн
                Лексус 9 февраля 2018 12:20
                0
                Великая страна могла себе позволить особо не церемониться с "мировыми обиженными". Если, что-то не устраивало оппонентов, был замечательный дипломат Громыко, "Мистер Нет". hi
        2. andj61 Офлайн
          andj61 9 февраля 2018 09:52
          +2
          Цитата: AllXVahhaB
          Цитата: шурави
          И никто не пытался даже спорить.

          Моя учительница по географии, в школе, оспаривала... Проводила границу по прибрежной линии и слыхом не слыхивала о "полярных владениях СССР"! Дура!!!

          Цитата: Brylevsky
          Не судите её строго...Откуда есть знать о существовании Конвенции по морскому праву; откуда ей знать о том, что Государственная граница простирается в море на расстоянии 12 морских миль, считая от исходных линий; откуда ей знать о том, что ещё есть исключительная экономическая зона, уходящая в море на 200 миль...век живи, век учись...

          Дело в том, что тогда был несколько иной правовой режим Арктики. Границы северных полярных владений СССР определены постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года.Водная граница прошла тогда от Кольского полуострова через Северный полюс до Берингова пролива. На карте СССР уважаемого шурави и показаны эти полярные владения. Другое дело, что их никто не признавал, правда,и оспаривать не пытался - хозяйствовать в Арктике тогда особо никто не спешил.
          В 1997 году Россия ратифицировала Конвенцию по морскому праву 1982 года. Конвенция устанавливает одинаковые 12 миль суверенных территориальных вод и 200 миль экономической зоны — со свободным судоходством, но исключительными правами на использование минеральных и биоресурсов. Правда, любая страна может претендовать на свою национальную юрисдикцию на морское дно и его недра (часть VI Конвенции) и за пределами 200 миль, если будет доказано, что шельф от её берегов тянется дальше этого расстояния. Вот сейчас и идут работы по доказательству того,что хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане является продолжением континентального шельфа. И вроде бы это получается.
          А про полярные владения СССР придётся забыть - с 1997 для России приоритетным документом является Конвенция по морскому праву 1982 года. hi
          1. Brylevsky Офлайн
            Brylevsky 9 февраля 2018 10:32
            +1
            Ответ информативный, достоин уважения. Ставлю "плюс".
    2. Теренин Офлайн
      Теренин 8 февраля 2018 19:19
      +7
      А тут, возможно и были споры, но было так. Начало 19 в.
  3. BerBer Офлайн
    BerBer 8 февраля 2018 16:45
    +1
    Американцы нас не догонят. Чтобы выпустить ледокольный флот. нужно очень много денег. А учитывая тягу к распилу бабла, у американцев это станет нерешаемой задачей. Эту гонку им не осилить.
    1. tihonmarine Офлайн
      tihonmarine 8 февраля 2018 23:43
      +3
      Не забывайте что все ледоколы России построены в Финляндии и только АЭУ устанавливается в ПитереА дизель-электрические от "клотика до киля" изготавливают финны.
      1. BerBer Офлайн
        BerBer 9 февраля 2018 09:26
        0
        Я честно говоря не знал. А проекты наши или финнов?
      2. AllXVahhaB Офлайн
        AllXVahhaB 9 февраля 2018 09:27
        +3
        Цитата: tihonmarine
        Не забывайте что все ледоколы России построены в Финляндии и только АЭУ устанавливается в ПитереА дизель-электрические от "клотика до киля" изготавливают финны.

        ??? recourse
        "Арктика" - Балтийский завод, Санкт-Петербург. Спущен на воду 16 июня 2016 года
        "Сибирь" - Балтийский завод, Санкт-Петербург. Спущен на воду 22 сентября 2017 года
        "Урал" - Балтийский завод, Санкт-Петербург. Заложен 25 июля 2016 года
        "Таймыр" - Wärtsilä Финляндия. энергетическая установка — Балтийский завод. Введён в эксплуатацию 1989 год
        "Вайгач" - Wärtsilä Финляндия. энергетическая установка — Балтийский завод. Введён в эксплуатацию 1990 год
        "50 лет Победы" - Балтийский завод, Санкт-Петербург. Введён в эксплуатацию 23 марта 2007 года
        "Ямал" - Балтийский завод, Санкт-Петербург. Спущен на воду 4 октября 1989 года
        Атомный контейнеровоз ледового класса "Севморпуть" - Керченский судостроительный завод Введён в эксплуатацию 31 января 1988 года
        Это атомные которые в строю. И где здесь:
        Цитата: tihonmarine
        все ледоколы России построены в Финляндии

        ???
        Дизельные:
        "Москва" - Балтийский завод
        "Санкт-Петербург" - Балтийский завод
        "Владивосток" - Выборгский судостроительный завод
        "Мурманск" - Выборгский судостроительный завод
        "Новороссийск" - Выборгский судостроительный завод
        А вот двигатели на них, как раз Wärtsilä Финляндия.
        Ледоколы проекта 21180 (4 штуки) - Адмиралтейские верфи
        "Виктор Черномырдин" - Балтийский завод
        Ледокол проекта Aker ARC 130A "Андрей Вилькицкий" (строится на Выборгском судостроительном заводе).
        И
        Дизель-электрический ледокол 25МВт проекта 22600 "Александр Санников" («Балтийский завод-Судостроение»)
        Изначально разработаны в Финляндии на судоверфи Wärtsilä, но строятся в России.
        Портовый ледокол-буксир проект MM 65 ICE "Полар Певек" - Aker Yards AS Langsten (Норвегия, Томрефьорд).
  4. антивирус Офлайн
    антивирус 8 февраля 2018 17:17
    0
    И Россия уже более десяти лет «агрессивно заявляет о своих претензиях, используя малые подводные лодки для установки флагов на дне океана».
    -
    а Запад агрессивно проснулся
  5. Proton Офлайн
    Proton 8 февраля 2018 17:32
    0
    Американцы,как кура на насесьте,все че то их беспокоит laughing воши какие то заедают перьё,то там чешется,то тут.
  6. Магарыч Офлайн
    Магарыч 8 февраля 2018 18:28
    +3
    Простой взгляд на карту России показывает, что она своим главным фасадом выходит на Ледовитый океан. Правда, что прилегающие к нему места мало заселены и ничего не производят, но великие сибирские реки, впадающие в Ледовитый океан, покрывают сетью своих разветвлений всю Сибирь, заходя местами за границу Китая. Россия - производительница сырья, а сырье можно выгодно сбыть лишь дешевым водным путем. Сбыт сырья должен быть за границу, и если при посредстве ледоколов можно улучшить водное сообщение Сибири с иностранными рынками, то этим оказана будет огромная экономическая поддержка этой стране.

    С.О. Макаров
  7. polkovnik manuch Офлайн
    polkovnik manuch 8 февраля 2018 18:55
    0
    А Васька слушает , да ест !
  8. Albatroz Офлайн
    Albatroz 8 февраля 2018 21:01
    +1
    Насколько знаю, равной нашей атомной ледокольной флотилии нету
  9. Игорь В Офлайн
    Игорь В 8 февраля 2018 21:07
    +1
    Американцы не смогли без ляпа. Архипелаг Северная Земля у них находится на Ямале. Нелегко будет их штурманам при "защите интересов".
    И за Калининград обидно! Не нарисовали ни одной военной базы. request
  10. Rey_ka Офлайн
    Rey_ka 9 февраля 2018 08:19
    0
    ну если раньше точкой отсчета был 1913 год. то сейчас "падение Берлинской стены". Пора искать документы по Аляске
  11. Rey_ka Офлайн
    Rey_ka 9 февраля 2018 08:28
    0
    Судя по карте мы вероломно окружили базами белых медведей
  12. шурави Офлайн
    шурави 9 февраля 2018 11:35
    +2
    Не совсем в тему, но всё же. Сравнительно недавно на экранах прошёл фильм "Ледокол". Который собственно к ледоколам отношения и не имел, так как там создатели переврали историю советского судна ледового класса. Изрядно вылив дерьма на моряков, изобразив идиотами полярных лётчиков.
    И при этом не заметив реально героическую одиссею ледокола Красин в 204 году.
    http://korabley.net/news/proisshestvie_v_antarkti
    ke/2013-03-01-1394
    1. шурави Офлайн
      шурави 9 февраля 2018 11:53
      +1
      Вот, хорош док. фильм по этому случаю: