Military Review

The mystery of the tragedy in Uglich will remain unsolved?

4
The tragedy in Uglich and today causes heated debates among historians. There are several versions of developments in this obscure period in the life of the Russian state.


The last son of Ivan Vasilyevich was born from the seventh marriage, the unholy to the church, with Maria Naga and was considered illegitimate. During the period of serious illness of the king, some of the boyars openly refused to swear to the infant, which made Grozny even more suspicious and tougher. After the death of the sovereign, he had two sons: a weak-tempered Fyodor and little Dmitri. Fedor turned out to be a man of control, which his close relative from his wife, Boris Godunov, quickly took advantage of. The reign of Fyodor, in fact, was the beginning of the reign of Godunov, a far-sighted and prudent politician. After the proclamation of Fyodor as king and the convening of the board of trustees, the queen was sent to Uglich together with the innocent youth. The tsarina herself considered settlement in the only independent inheritance in the state by reference and frankly hated Godunov. Frequent talk about Boris, filled with anger, influenced the boy, forming a fierce hatred of this man. Suddenly, the prince died - the day of the boy's death can be safely called the beginning of the Great Troubles.

The mystery of the tragedy in Uglich will remain unsolved?
Tsarevich Dmitry. Picture M. V. Nesterova, 1899 year


The first among the official interpretations of the causes of the death of the last son of Ivan the Terrible and Maria Nagoy - Tsarevich Dmitry is considered an accident. 15 May 1591, after the mass, the boy was occupied with playing “knives” with his peers in the courtyard of the princely house. Occupation, by the way, very strange for a child with epilepsy. The children were supervised by the eldest nurse Volokhova Vasilisa. Suddenly, the prince had an epileptic seizure, and he inflicted a mortal wound. The fact of the accident was established by a specially created commission organized by Godunov, headed by Prince Shuisky. It should be noted that Shuisky was an unofficial opponent of Godunov, therefore he most likely had no intention of finding reasons justifying the acting mentor of the weak-willed Fyodor. Nevertheless, the commission considered that the cause of death was “the court of God,” and not the evil intent of the conspirators, as Nagy claimed. However, in the course of the investigation, all but Mikhail Nagy recognized the accidental tragedy. According to investigators, it was established that in a fit the prince cut his throat, and it was impossible to save him.

On the one hand, the interpretation is plausible, but there are some strange, if not to say contradictory, points in it. According to the testimony of Volokhova and other eyewitnesses to the death, the boy fell on a knife, squeezed in his hand, and, having injured his throat, fought for a long time in a fit. First of all, it is doubtful that the prince remained alive while the throat was damaged and there was significant blood loss, and the attack continued. This fact can still find a medical explanation. Doctors say that when a vein or artery was damaged under the influence of convulsions, portions of air could enter the bloodstream and the prince died from the so-called heart air embolism. The wound, apparently, did not cause much blood loss, so the nurse did not see in her mortal danger. Such a statement looks incredible, but doctors insist that such a situation could well have occurred. Further doubts among historians are the behavior of the queen. The mother, instead of trying to help or simply mourn her son, pounces on the mother and beats her with a log. Then, in the city, someone beats the alarm and begins a massacre, during which the Naked deal with all the persons they dislike, one way or another connected with Boris. Perhaps the queen's behavior was dictated by psychological shock, but the subsequent reprisals against the representatives of Godunov present in Uglich can not be justified only by mental trauma. This behavior is more reminiscent of intentional and prepared actions. By the way, the subsequent actions of Maria Nagaya in relation to the first Impostor are also obscure.

Investigating the incident did not know the prince in the face, because they saw him for the last time almost in infancy. Apart from the tsarina and her relatives, no one could reliably identify the corpse of a child. As a result, another version of the miraculously rescued prince arose, which spread to the political arena of False Dmitry I. There is an opinion that Nude, fearing an attempt on the life of a child by Godunov, staged his death, replacing Dmitry with a priest. It is unlikely that anyone will doubt that the attempt would have happened sooner or later. Given the trick and mind of Godunov, it would certainly succeed. Probably, this fact was well recognized by Naga, so the version of the substitution of the child seems to be very plausible. Taking advantage of the opportunity, they carried the lightly wounded Tsarevich deep into the princely home, and all those who knew Dmitri well were killed. After the relatives had time and the opportunity to bring the prince to a secluded place and hide him somewhere in the wilderness. Subsequently, the arguments were added to this version that the first of the impostors really looked like a prince, had the same marks, good posture and manners. In addition, the adventurer had some papers, as well as jewels from the royal treasury.

Gregory Otrepiev, allegedly, was one of the supporters of False Dmitry, but not himself. About this person also preserved some data. So, by order of Godunov, an investigation was organized with the first information about the impostor. However, certificates and documents had many inaccuracies and errors, and therefore today are subject to great doubts. Despite all its persuasiveness, this point of view has a significant drawback. As you know, Lzhedmitry I was a healthy and resilient man, while Tsarevich Dmitry suffered from a severe form of epilepsy that threatened his life every minute. Even if one assumes the incredible fact of his recovery that in the sixteenth century was simply impossible, one cannot deny the presence of inconsistencies in the characters. The consequences of epilepsy disease, or its presence is always reflected on the psyche and is manifested in specific signs.

People suffering from this disease are suspicious, suspicious, and vindictive, while the False Dmitry is described by an open and charming person, without a shadow of these features. According to numerous testimonies, the impostor simply fascinated Muscovites, for which he was immediately accused of witchcraft after his death. If we assume that the False Dmitry I was still the son of Ivan the Terrible, then most likely he was one of his illegitimate offspring, but not the murdered prince.

Another popular version of the death of Dmitry is the assertion that the tragedy was nothing more than a secret order from Godunov to eliminate the claimant to the throne. Karamzin also supports this assumption, although, according to the stories of his friends and colleagues, the point of view described in the works does not coincide with the personal opinion of the historian. The well-known monarchist did not dare to dethrone the official interpretation, since, in his own words, the settled view is holy. However, in this view, which later became almost the main one, there are significant drawbacks. On the one hand, the prince’s death was beneficial to Fyodor’s guardian, as his claims to the throne became apparent. The prince clearly showed hostility towards Godunov, and his accession to the throne promised cruel repression. There is information that among the boy’s fun were very perverted. For example, he demanded to sculpt snowy figures, gave them the names of noble boyars and Godunov himself, and then he chopped and quartered dolls. The cruelty of the child manifested itself in almost everything. He loved to watch the slaughter of livestock, and also personally turned the heads of chickens in the princely kitchen. In a fit of rage, the prince once half-killed the daughter of one of the closest people. Dmitri was to become a very harsh sovereign, no less inferior, and perhaps even superior in his cruelty to the royal father. Ironically, the people of Dmitriy received the status of good.

So, the fate of Dmitry, it seemed, was sealed. However, the method of eliminating the opponent was chosen completely uncharacteristic for Boris. This cunning and very intelligent figure preferred to destroy people he disliked without unnecessary noise, using more often poisons and other means. An open murder with such a large number of conspirators who did not even try to hide from the retaliation of indignant relatives does not fit in with the Jesuit methods of fighting Godunov. The behavior of Shuisky is also surprising. He did not even try to blame his opponent for the death of the prince, and only after a long time made a statement about his atrocities.

Among the main theories concerning the death of little Dmitry, the most plausible seems to be the first. Unfortunately, it is already impossible to find out exactly what happened in Uglich 15 in May 1591. We can only build different assumptions and try to back them up with arguments that seem to us the most convincing, but one cannot insist on the truth of any one version.
Author:
4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Dahlia
    Dahlia April 20 2012 19: 19
    +1
    Thanks to Eugene for a very interesting article about one of the secrets of our history! Fatal secrets ...
  2. AlexMH
    AlexMH April 20 2012 22: 24
    0
    The death of Demetrius is an interesting detective story, where is Shakespeare and Walter Scott with their quasi-historical works :)
    In the minds of the majority, this really turning point in the history of Russia (in fact, the suppression of the Rurik dynasty, or rather the descendants of Kalita) is associated with Pushkin's "and bloody boys in their eyes ..."
    But Pushkin wrote his brilliant work "Boris Godunov" on the basis of "History" by Karamzin, who was the court historiographer of the Romanovs. It was the Romanovs who found it beneficial to represent Godunov as a villain, Dimitri as his innocent victim, and themselves as legitimate (which is not true) heirs to the throne.
    After all, if Godunov killed Dimitri, he seemed to lose his right to the throne from a moral point of view (right "Richard 3", right?) And the picture of the murder of Dimitri by Godunov's people is even captured on the frescoes of the Church of Dimitri on blood in Uglich (in the time of the Romanovs, of course , drew)
    But all modern historians agree that even if Dimitri was killed, it wasn’t Bityagovsky and Kachalov ... Yes, Godunov’s death at that moment was unfavorable, because under his complete influence was the middle son of Grozny, Tsar Fedor, and Tsarina Irina could give birth to a son, under whom Godunov would be regent (she gave birth to a daughter, who soon died).
    By the way, the investigation file about the murder of that time has been preserved, so there is something to study. Best of all, in my opinion, Ruslan Skrynnikov wrote about this in his books. However, before the appearance of (unlikely) any other documents, it is unlikely to be able to get a clearer picture of what happened.
  3. Head Physician
    Head Physician 4 November 2017 19: 10
    +15
    Many versions
    Interesting article
  4. Bouncer
    Bouncer 9 March 2018 14: 17
    +15
    Of course will remain
    The article is interesting

Загадка трагедии в Угличе так и останется не разгаданной?

Трагедия в Угличе и сегодня вызывает острые споры среди историков. Существует несколько версий развития событий в этот малоизвестный период жизни русского государства.

Последний сын Ивана Васильевича родился от седьмого брака, неосвященного церковью, с Марией Нагой и считался незаконнорождённым. В период тяжелой болезни царя некоторые бояре открыто отказались присягать младенцу, что сделало Грозного еще подозрительнее и жестче. После смерти государя у него оставалось два сына: слабохарактерный Федор и маленький Дмитрий. Федор оказался человеком управляемым, чем быстро воспользовался его близкий родственник со стороны жены Борис Годунов. Время правления Федора, по сути, являлось началом царствования Годунова – дальновидного и расчетливого политика. После провозглашения царем Федора и созыва опекунского совета царица вместе с несмышленым отроком была направлена в Углич. Сама царица считала поселение в единственном самостоятельном уделе в государстве ссылкой и откровенно ненавидела Годунова. Частые разговоры о Борисе, наполненные злобой, влияли и на мальчика, формируя лютую ненависть к этому человеку. Неожиданно царевич погиб – день смерти мальчика можно смело именовать началом Великой смуты.

Загадка трагедии в Угличе так и останется не разгаданной?
Царевич Дмитрий. Картина М. В. Нестерова, 1899 год



Первой среди официальных трактовок причин гибели последнего сына Ивана Грозного и Марии Нагой – царевича Дмитрия считается несчастный случай. 15 мая 1591 года после обедни мальчик был занять игрой в «ножички» со своими сверстниками во дворе княжеского дома. Занятие, кстати, весьма странное для ребенка больного эпилепсией. За детьми присматривала старшая нянька Волохова Василиса. Неожиданно у царевича случился эпилептический припадок, и он нанес себе смертельную рану. Факт несчастного случая был установлен специально созданной комиссией, организованной Годуновым, во главе которой стоял князь Шуйский. Следует отметить, что Шуйский являлся негласным противником Годунова, потому отыскивать причины, оправдывающие действующего наставника слабовольного Федора, вероятнее всего, намерений он не имел. Тем не менее, комиссия посчитала, что виной смерти стал «суд божий», а не злой умысел заговорщиков, как утверждали Нагие. Впрочем, в процессе расследования все, кроме Михаила Нагого, признали случайность трагедии. По данным следствия было установлено, что в припадке царевич перерезал себе горло, а спасти его было невозможно.

С одной стороны, трактовка правдоподобная, однако существует в ней несколько странных, если не сказать противоречивых моментов. По свидетельствам Волоховой и других очевидцев гибели, мальчик упал на нож, зажатый в руке, и, повредив горло, еще долго бился в припадке. Вызывает сомнение в первую очередь то, что при повреждении горла и значительной кровопотере царевич еще оставался живым, а припадок продолжался. Этому факту все же можно найти медицинское объяснение. Медики утверждают, что при повреждении вены или артерии под воздействием судорог в кровоток могли поступать порции воздуха и скончался царевич от так называемой воздушной эмболии сердца. Рана, по-видимому, не вызвала большой кровопотери, поэтому нянька не увидела в ней смертельной опасности. Выглядит подобное утверждение невероятным, но врачи настаивают на том, что такая ситуация вполне могла иметь место. Далее сомнения у историков вызывает поведение царицы. Мать вместо того, чтобы попытаться оказать помощь или попросту оплакивать сына набрасывается на мамку и избивает ее поленом. Затем в городе кто-то бьет в набат и начинается кровавая резня, в ходе которой Нагие расправляются со всеми неугодными им лицами, так или иначе связанными с Борисом. Возможно, поведение царицы было продиктовано психологическим шоком, но последующие расправы над присутствующими в Угличе представителями Годунова обосновать лишь душевной травмой нельзя. Такое поведение уже более напоминает намеренные и заранее подготовленные действия. Кстати, последующие действия Марии Нагой по отношению к первому Самозванцу также малопонятны.

Расследовавшие случившееся не знали царевича в лицо, так как видели его в последний раз едва ли не в младенчестве. Кроме царицы и ее родственников достоверно опознать труп ребенка никто не мог. В результате возникла еще одна версия о чудесно спасшемся царевиче, распространившаяся с возникновением на политической арене Лжедмитрия I. Есть мнение о том, что Нагие, опасаясь покушения на жизнь ребенка со стороны Годунова, инсценировали его смерть, заменив Дмитрия сыном священника. Вряд ли кто-то будет сомневаться, что покушение рано или поздно состоялось бы. Учитывая хитрость и ум Годунова, оно бы обязательно удалось. Вероятно, данный факт прекрасно осознавали и Нагие, поэтому версия о подмене ребенка кажется весьма правдоподобной. Воспользовавшись удобным случаем, они унесли легкораненого царевича вглубь княжеского дома, а всех лиц, хорошо знавших Дмитрия, убили. После у родственников было время и возможность вывести царевича в укромное место и спрятать его где-нибудь в глуши. Впоследствии к данной версии были приобщены доводы о том, что первый из самозванцев действительно походил на царевича, имел те же родимые отметины, хорошую осанку и манеры. Кроме того, имелись у авантюриста и некие бумаги, а также драгоценности из царской сокровищницы.

Григорий Отрепьев же, предположительно, являлся одним из сторонников Лжедмитрия, но не им самим. Об этой личности также сохранились некоторые данные. Так, по приказу Годунова было организовано расследование при первых же сведениях о самозванце. Однако справки и документы имели много неточностей и ошибок, поэтому и сегодня подвергаются большим сомнениям. Несмотря на всю свою убедительность, данная точка зрения имеет существенный недостаток. Как известно, Лжедмитрий I являлся человеком здоровым и выносливым, в то время как царевич Дмитрий страдал тяжелейшей формой эпилепсии, угрожавшей его жизни ежеминутно. Даже если допустить невероятный факт его выздоровления, что в шестнадцатом веке было попросту невозможно, нельзя отрицать наличия несоответствий в характерах. Последствия падучей болезни, либо ее наличие всегда отражается на психике и проявляется в конкретных признаках.

Люди, страдающие этим недугом, подозрительны, мнительны и мстительны, в то время как Лжедмитрия описывают открытым и обаятельным человеком, без тени указанных черт. По многочисленным свидетельствам, самозванец просто очаровал москвичей, за что его немедленно после смерти обвинили в колдовстве. Если допустить, что Лжедмитрий I все же и являлся сыном Ивана Грозного, то, вероятнее всего, это был один из его незаконнорожденных отпрысков, но не убиенный царевич.

Еще одной популярной версией смерти Дмитрия является утверждение о том, что трагедия представляла собой не что иное как тайный приказ Годунова об устранении претендента на престол. Поддерживает данное предположение и Карамзин, хотя, по рассказам его друзей и коллег, описанная в трудах точка зрения не совпадает с личным мнением историка. Известный монархист не осмелился развенчивать официальную трактовку, поскольку, по его собственному выражению, устоявшееся воззрение является святым. Однако и в таком взгляде, ставшем впоследствии едва ли не основным, есть свои существенные недостатки. С одной стороны смерть царевича была выгодна опекуну Федора, так как претензии его на престол становились очевидными. Царевич явно проявлял неприязнь к Годунову, и его восшествие на престол обещало жестокие репрессии. Есть сведения о том, что среди забав мальчика были и весьма извращенные. Так, например, он требовал лепить снежные фигуры, давал им имена знатных бояр и самого Годунова, а затем рубил и четвертовал кукол. Жестокость ребенка проявлялась практически во всем. Он любил наблюдать за убоем скота, а также лично сворачивал головы цыплятам на княжеской кухне. В припадке ярости однажды царевич до полусмерти искусал дочь одного из приближенных. Дмитрий должен был стать весьма суровым государем, ничуть не уступающим, а быть может и превосходящим по своей жестокости царственного отца. По иронии судьбы в народе Дмитрий получил статус доброго.

Итак, судьба Дмитрия, казалось, была предрешена. Однако способ устранения соперника был выбран совершенно нехарактерный для Бориса. Этот хитрый и весьма умный деятель предпочитал уничтожать неугодных ему людей без лишнего шума, используя чаще яды и прочие средства. Откровенное убийство с таким большим числом заговорщиков, которые даже не пытались скрыться от возмездия возмущенных родственников, никак не вяжется с иезуитскими методами борьбы Годунова. Удивляет и поведение Шуйского, который даже не попытался обвинить своего противника в смерти царевича, а лишь по истечении длительного времени сделал заявление о его злодеяниях.

Среди основных теорий, касающихся смерти маленького Дмитрия, наиболее правдоподобной кажется первая. К сожалению, выяснить точно, что же случилось в Угличе 15 мая 1591 года уже невозможно. Мы можем лишь строить различные предположения и пытаться их подкрепить доводами, которые кажутся нам наиболее убедительными, но настаивать на истинности какой-то одно версии нельзя.
Автор: Евгений Кунгурцев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 2
  1. Георгина 20 апреля 2012 19:19
    Спасибо Евгению за очень интересную статью об одной из тайн нашей истории! Роковых тайн...
    Георгина
  2. AlexMH 20 апреля 2012 22:24
    Смерть Димитрия - интереснейшая детективная история, куда там Шекспиру и Вальтеру Скотту с их квазиисторическими произведениями:)
    В сознании большинства этот действительно поворотный момент в истории России (фактически пресечение династии Рюриковичей, а точнее потомков Калиты) ассоциируется с пушкинским "и мальчики кровавые в глазах..."
    Но Пушкин писал свое гениальное произведение "Борис Годунов" на основе "Истории" Карамзина, а тот был придворным историографом Романовых. Именно Романовым было выгодно представлять Годунова злодеем, Димитрия - его невинной жертвой, а себя самих - законными (что неверно) наследниками трона.
    Ведь если Годунов убил Димитрия, он как бы терял право на трон с моральной точки зрения (прямо "Ричард 3", верно?) И картина убийства Димитрия людьми Годунова даже запечатлена на фресках церкви Димитрия на крови в Угличе (во времена Романовых, само собой, рисовали)
    Но все современные историки сходятся на том, что если Димитрия и убили, то не Битяговский с Качаловым...Да и Годунову в тот момент смерть Димитрия была невыгодна, ведь под его полным влиянием был средний сын Грозного, царь Федор, и царица Ирина еще могла родить сына, при котором Годунов был бы регентом (она родила дочь, которая вскоре умерла).
    К слову, сохранилось следственное дело об убийстве того времени, так что есть что изучать. Лучше всего, на мой взгляд, писал об этом Руслан Скрынников в своих книгах. Однако до появления (маловероятного) еще каких-либо документов вряд ли удастся получить более ясную картину произошедшего.
    AlexMH

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня