Military Review

Echelons of hope

11



7 February 1943 of the year, just 19 days after the blockade was broken, the first train from Bolshoi earth arrived at the Finland Station still besieged by Leningrad, thanks to the 33-kilometer railway line built in record time.

The railway communication of Leningrad with the country was interrupted in August of 41, when the enemy cut the October highway, went to the nearest approaches to the city and closed the blockade ring.

The only thread that connected the northern capital with the Great Land was the legendary Road of Life. Millions of tons of cargo were brought to the Ladoga shore — food, fuel, and ammunition, which transported across the lake to the besieged city: in navigation — on boats and barges, in winter — on trucks along the ice road. This miser was clearly not enough for a huge city. At the end of 42, in order to increase the delivery of goods across Ladoga, they began to build a pile-ice crossing. By mid-January 43, she was almost ready. But not useful: 18 January 1943-th after a week of fierce fighting operation "Spark" troops of the Leningrad and Volkhov fronts joined together, breaking through a blockade ring - a narrow corridor about ten kilometers wide, which our fighters held for a year until the blockade was completely lifted. Because of this, there was a real opportunity to establish a transport conveyor to provide the city-front with everything necessary, of course, by military standards.

Already on January 19, military builders, railway workers, thousands of Leningrad women arrived on the left bank of the Neva River to liberate Shlisselburg in order to build a bridge across the Neva and a railway line as soon as possible in the cut-through corridor. From 33, eight kilometers from Shlisselburg to Polyan lay in the frontline zone, under the enemy’s nose. 5000 people chopped wood, made sleepers, brought soil from the nearest quarry in bags, as the machines could not drive through the swamps, laid the rails. And all this in January frosts, under the piercing Ladoga wind, with constant shelling. The sappers neutralized more than two thousand mines, hundreds of unexploded shells and aerial bombs. At the same time, construction began on a bridge across the Neva in the area of ​​the Staroladozhsky Canal. The width of the river there is 1050 meters, and the depth - 6,5 meters.

The first temporary bridge turned out to be 1300 meters long. In fact, it was a semicircular ramp frozen into the ice, facing the curved side towards Ladoga, facing the current - for strength. Worked around the clock and also under enemy fire. Now it is difficult to even imagine, although this is so - the bridge was built in 11 days.

February 2 overpass experienced, and 6-th, two days ahead of schedule, on it in the besieged city proceeded the first train from the mainland. On the train was reinforced poster "Hello heroic defenders of Leningrad!" And a portrait of Stalin.

A participant in those events, a veteran engineer, in 1943 - a representative of the People’s Commissariat of Railways in Volkhovstroi, and after the Great Patriotic War - Chairman of the Council of People’s Commissars of Karelia, deputy of the Supreme Soviet of the USSR Valdemar Virolainen told the VPK correspondent: “For the last 10 days I have been among the builders, and got on the first train at Mezhdurechye station. We at the depot organized a competition of drivers for the right to drive the first train to Leningrad. German batteries hit us all the time, but fortunately, not a single shell hit the train or the way. I had to stand at the left-bank station because the military was loading Tanks. And then I took control of the train in my hands. Itself crossed the Neva on the new bridge. Here I was met by Pavel Luknitsky, a war correspondent for the Leningrad Front. Back in April 42nd, dreaming of the future, I told him that the first train would lead to Leningrad, and he said: I will meet you. And so it happened. He climbed into the engine, we hugged, shed a tear. And then the train led to Mill Stream. In all settlements we were met. There was universal jubilation. We drove Rzhevka - actually a city line and arrived at the Finland Station - on the same platform on which I met Lenin in the 17th year in April. An honor guard from soldiers of railway workers, a brass band lined up on the platform. A lot of people. It was a real holiday ... "

The report on the arrival of the first train to Moscow and the whole country was conducted by the All-Union Radio’s own correspondent on the Leningrad Front, Matvey Frolov: “We were waiting for the first train at the Finland Station from the morning of February 6, but the meeting took place only on the next hour, 10 hours 9 minutes. In my notebook, a part of the text from the reportage was preserved: “The train is close, smoke is visible ... Listen, friends, a real train! It will take a little time, and somewhere at the station, the passenger will tell the cashier solemnly and joyfully: “To Leningrad!” And, probably, the cashier will smile at that moment and heartily congratulate the passenger. Yes, for a long time cashiers did not sell tickets to Leningrad. ” This is said on the day the first train arrives. ”

Each train from the Big Land transported more goods than the one-and-a-half day watch on the ice of the Road of Life (it operated until the spring flood - until the end of March 1943 of the year). In addition to fuel and ammunition, they transported wheat, rye, potatoes, canned goods, cheese, and other products to Leningrad by rail. And within a few days after the start of the railway traffic in Leningrad, the norms of food supply established for the largest industrial centers of the country were introduced. Employees of defense factories and metallurgical workshops began to receive 700 grams of bread per day, workers from other enterprises use 600, employees receive 500, children and dependents 400. Moreover, soon the city managed to create three-month, and even four-month stocks of products for grain and flour.

33-kilometer railway branch in Leningrad called the Victory Road. Each flight through the sweep through the corridor, under the fire of the enemy, in spite of him - was our victory and achievement.

Until the beginning of April, it was possible to carry out 7-8 trains overnight. And for the city and the front required at least 30-40 trains per day.

Immediately after the opening of the railway traffic and the commissioning of the Shlisselburg-Polyana line, they began to build a more reliable, not ice, but high-rise railway bridge across the Neva. It was built half a kilometer downstream from the pile trestle. A new ferry with a length of 852 meters and a height of just over 8 meters held 114 supports on piles. Ice defenses, booms from floating mines, which the enemy could have dropped from airplanes, were built around. They thought about counter-battery and anti-aircraft protection, even smoke of the crossing, which made it difficult for the enemy gunners to find their way through air raids and shelling. The design immediately provided for five 20-meter spans for small vessels and even one adjustable-span - for the passage of large ships with high masts. Motor transport followed the bridge, for this they built a flooring of logs. Contrary to all difficulties and losses, the crossing was built in a month and four days. March 18 installed the last span, and on the same day at 18 hours 50 minutes, the break-in train passed over the bridge. Regular traffic was opened at dawn, in 5 hours of 25 minutes of 19 March, after which the temporary pile-ice overpass was first wanted to be disassembled, but due to frequent artillery attacks, they were left as an understudy until the ice was opened on the Neva.

In parallel, over the swamps along the Staroladozhsky Canal - at a safer distance from the enemy - an 18-kilometer bypass line was built.

The most serious tests had to go through the railroad workers and the railway workers with the onset of spring, when erosion of the swampy soil began. In some sections, entire links plunged into the water and mud, so that the trains passing through them sometimes looked like steamboats. Drawdowns of the rails often led to self-uncoupling of the cars, and they had to stop the road. In March, the movement of trains was interrupted four times, in April - 18 times. More than 3000 people supported the track, sprinkling ballast at night, lifting and strengthening paths. In some places, the rails until the autumn frosts were flooded. The inspectors walked on the water, checking the joints, changed the bolts in the water, put the linings under the rails, checked the gaps ...

All those who served the Victory Road were transferred to martial law, they recalled qualified railway workers from the front. Among those who drove trains in the Sinyavinsky swamps was Georgi Fedorov: “At first, the trains went only at night due to constant shelling. But the front and Leningrad demanded more. It was necessary to bring food, ammunition, fuel. By March, the 43-I locomotive column of a special reserve set in motion on the front watch of 48. The trains went in the afternoon. Everyone who was on the train felt like a combat unit.

The firemen had to transfer cubic meters of firewood to the firebox by 140-150. And the shells were not afraid, although people died under shelling all the time. To more trains could pass on the highway, instead of the automatic blocking applied manual. All along were the attendants, with lanterns giving the trains a “green street” or a red signal. This allowed for increased throughput. So we worked throughout the entire 43 year, until the blockade was completely lifted. ”

And, of course, the vital highway to the city, passing along the very front line, could not work without a reliable defense. For a whole year, the fighters of the Leningrad and Volkhov fronts provided a strategic corridor. Expand it, despite the desperate attempts, and failed. Managed only to knock out the Nazis from the skyscraper, where there were observation points, corrected shelling of the track. Nevertheless, the plans of the German command to restore the blockade of Leningrad were thwarted, not to mention the fact that with constant attacks our soldiers forced the Fritz to divert considerable forces from other sectors of the front.

And the railway line lived, worked, bringing ammunition, fuel, products to the besieged city and ensuring the decisive offensive of January 44, as a result of which the enemy was thrown back from the walls of Leningrad. Every day the number of trains with cargoes for Leningrad and from Leningrad grew - on the way back from the besieged city, the trains did not go empty: they took out not only the sick and wounded, but also equipment, weapon and ammunition for other fronts that produced blockade enterprises. If in February and March 1943 of the 69 and 60 trains passed to Leningrad, then 157 was passed in April, 259 in May, 274 in June, 369 in July, 351 in August, 333 in September 436, in November - 390, in December - 407. About the same - in the opposite direction. In total, until the end of 1943, 3105 proceeded along the strategic path to Leningrad, and from it - 3076 trains. Almost 4,5 million tons of cargo were delivered to the besieged city, including 630 thousand tons of food, 426 thousand tons of coal, 1381 thousand tons of firewood, 725,7 thousand tons of peat.

And on February 23 of 1944, less than a month after the blockade was completely lifted, freight traffic on the main course Leningrad-Moscow was restored. March 20 again began to run the passenger train "Red Arrow". This could hardly have happened if the Victory Roads of 43 were not in the narrow corridor along Ladoga, repulsed by the fascists.

In memory of the heroic blockade flights, an EI 708-64 locomotive was installed at Volkhovstroy station, which delivered the first 7 February 1943 train from the mainland to Leningrad, and an EM 721-83 locomotive at Petrokrepost station, which brought the first train from the besieged Leningrad.
Author:
Originator:
https://vpk-news.ru/articles/41157
11 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Vard
    Vard 10 February 2018 07: 35
    +8
    Modern man does not comprehend perfect heroism then ... It lies beyond human capabilities .. Eternal glory to them ...
    1. Same lech
      Same lech 10 February 2018 07: 41
      +7
      Yeah ... our ancestors with inhuman efforts defended our freedom and independence from the enslavement of these civilized barbarians.
      To work in such conditions at the risk of dying every second from the shelling of the Germans ... really heroism ... even remotely difficult to imagine how it all happened personally.
      1. Proxima
        Proxima 10 February 2018 13: 31
        +5
        Quote: The same Lech
        Yeah ... our ancestors with inhuman efforts defended our freedom and independence from the enslavement of these civilized barbarians.
        To work in such conditions at the risk of dying every second from the shelling of the Germans ... really heroism ... even remotely difficult to imagine how it all happened personally.
        My cousin, who worked as a train driver at the time, said that it was forbidden to throw firewood into the firebox in specially shot areas of this piece of iron so as not to unmask the composition through the chimney. The train passed these sections with pre-heated boilers. I probably listened to him for about an hour - just goosebumps! It seems that the driver is a peaceful profession, but it feels like the forefront is hot! In the then Leningrad, anywhere was the foremost soldier
  2. parusnik
    parusnik 10 February 2018 07: 48
    +6
    Now, it seems almost impossible ... And then they could and did and worked no matter what ...
    1. MrK
      MrK 10 February 2018 14: 03
      +3
      Quote: parusnik
      And then they could and did and worked no matter what ...

      Because they knew: you work for the country - you work for yourself. And today, whom to work for? But the Rottenbergs and others ...
  3. igordok
    igordok 10 February 2018 08: 04
    +6
    Thank you for the article. I read it instantly. I climbed into Yandex maps to look at the territory that was described in the article.
    Thanks again for the article. And a huge THANKS to the people, the heroes who accomplished this.
  4. Glory1974
    Glory1974 10 February 2018 10: 18
    +4
    Good article! Thank!
    An unprecedented mass feat was committed by our ancestors. Even I can’t believe that this was possible.
    I remember the lines of the song:
    Someday we will remember this
    And you won’t believe it yourself
    But we need only one victory
    One for all, we will not stand for the price.
  5. Square
    Square 10 February 2018 16: 33
    +1
    The feat of the people took different forms
    Was multifaceted
  6. Vladivostok1969
    Vladivostok1969 10 February 2018 16: 44
    +1
    Hero-People. But we are their children and grandchildren. We can do a lot ......
  7. Paranoid50
    Paranoid50 10 February 2018 20: 00
    +4
    In memory of the heroic blockade flights, an EI 708-64 locomotive was installed at Volkhovstroy station, which delivered the first 7 February 1943 train from the mainland to Leningrad, and an EM 721-83 locomotive at Petrokrepost station, which brought the first train from the besieged Leningrad.
    We have another steam locomotive-monument, at the Ladoga Lake station, which walked along the Road of Life until 1943. Ash-4375 was built in 1923 in Sweden (the letter "w" in the name) according to the drawings of the Lugansk Plant. In 1943, the wounded steam locomotive was sent to Moscow for overhaul, where it remained to work further. But in 1969, the former engine driver found the steam locomotive, and the legendary car was sent to Leningrad, at the Finnish depot, and in 1970 the steam locomotive was installed as a monument where it is to this day.
  8. Looking for
    Looking for 11 February 2018 15: 59
    +1
    The war created Heroes not only at the front, but also in the rear.

Эшелоны надежды



7 февраля 1943 года, всего через 19 дней после прорыва блокады, на Финляндский вокзал еще осажденного Ленинграда, благодаря построенной в рекордные сроки 33-километровой железнодорожной ветке, пришел первый поезд с Большой земли.

Железнодорожное сообщение Ленинграда со страной было прервано в августе 41-го, когда враг перерезал Октябрьскую магистраль, вышел на ближние подступы к городу и замкнул кольцо блокады.


Единственной ниточкой, связавшей северную столицу с Большой землей, стала легендарная Дорога жизни. К берегу Ладоги свозились, в общей сложности, миллионы тонн грузов – продукты, топливо, боеприпасы, которые по озеру переправляли в осажденный город: в навигацию – на катерах и баржах, зимой – на грузовиках по ледяной трассе. Этого мизера было явно недостаточно для огромного города. В конце 42-го, чтобы увеличить доставку грузов по Ладоге, начали строить свайно-ледовую переправу. К середине января 43-го она была почти готова. Но не пригодилась: 18 января 1943-го после недельных ожесточенных боев операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились, пробив брешь в блокадном кольце – узкий коридор шириной с десяток километров, который наши бойцы удерживали целый год до полного снятия блокады. Благодаря этому, возникла реальная возможность наладить транспортный конвейер по обеспечению города-фронта всем необходимым, естественно, по военным меркам.

Уже 19 января на левый берег Невы, в освобожденный Шлиссельбург прибыли военные строители, железнодорожники, тысячи ленинградских женщин, чтобы в как можно скорее в прорубленном коридоре построить мост через Неву и железнодорожную ветку. Из 33 километров от Шлиссельбурга до Полян восемь пролегали в прифронтовой зоне, под носом у противника. 5000 человек рубили лес, делали шпалы, подносили грунт из ближайшего карьера в мешках, так как машины не могли проехать по болотам, укладывали рельсы. И все это в январские морозы, под пронизывающим ладожским ветром, при постоянных обстрелах. Саперы обезвредили более двух тысяч мин, сотни неразорвавшихся снарядов и авиабомб. Одновременно началось строительство моста через Неву в районе Староладожского канала. Ширина реки там 1050 метров, а глубина – 6,5 метра.

Первый, временный мостовой переход получился длиной 1300 метров. По сути это была вмороженная в лед полукруглая эстакада, обращенная выгнутой стороной к Ладоге, навстречу течению – для прочности. Работали круглосуточно и тоже под огнем противника. Теперь трудно даже представить, хотя это так – мост построили за 11 дней.

2 февраля эстакаду испытали, а 6-го, на два дня раньше намеченного срока, по ней в осажденный город проследовал первый поезд с Большой земли. На паровозе был укреплен плакат «Привет героическим защитникам Ленинграда!» и портрет Сталина.

Участник тех событий, ветеран-машинист, в 1943-м – представитель наркомата путей сообщения в Волховстрое, а после Великой Отечественной – председатель Совнаркома Карелии, депутат Верховного Совета СССР Вальдемар Виролайнен рассказывал корреспонденту «ВПК»: «Последние 10 дней я находился среди строителей, и в первый поезд подсел на станции Междуречье. Мы в депо организовали соревнование машинистов за право вести первый поезд в Ленинград. По нам все время били немецкие батареи, но к счастью, ни один снаряд ни в поезд, ни в путь не попал. На станции Левоборежной пришлось постоять, потому что военные грузили танки. А дальше я взял управление поездом в свои руки. Сам переехал через Неву по новому мосту. Здесь меня встретил Павел Лукницкий – военный корреспондент Ленинградского фронта. Еще в апреле 42-го, мечтая о будущем, я ему сказал, что первый поезд поведу в Ленинград, а он говорит: я тебя встречу. Так и получилось. Он забрался в паровоз, мы обнялись, проронили слезу. А дальше повел поезд на Мельничий ручей. Во всех населенных пунктах нас встречали. Было всеобщее ликование. Проехали Ржевку – фактически городскую черту и прибыли на Финляндский вокзал – на ту же самую платформу, на которой я в 17-м году в апреле встречал Ленина. На платформе выстроился почетный караул из воинов-железнодорожников, духовой оркестр. Очень много народу. Был настоящий праздник…»

Репортаж на Москву и всю страну о прибытии первого поезда вел собственный корреспондент Всесоюзного радио на Ленинградском фронте Матвей Фролов: «Мы ждали первый поезд на Финляндском вокзале с утра 6 февраля, но встреча состоялась только на следующий лень, в 10 часов 9 минут. В моей записной книжке сохранилась часть текста из тогдашнего репортажа: «Поезд уже близко, виден дымок… Послушайте, друзья, настоящий поезд! Пройдет немного времени, и где-то на полустанке пассажир скажет кассиру торжественно и радостно: «В Ленинград!» И, наверное, в эту минуту улыбнется кассир и сердечно поздравит пассажира. Да, давно кассиры не продавали билеты в Ленинград». Это сказано в день прихода первого поезда».

Каждый состав с Большой земли перевозил больше грузов, чем суточная вахта полуторок по льду Дороги жизни (она действовала до весеннего половодья – до конца марта 1943 года). Кроме топлива и боеприпасов, по железной дороге в Ленинград повезли пшеницу, рожь, картофель, консервы, сыр, другие продукты. И уже через считанные дни после начала железнодорожного движения в Ленинграде были введены нормы продовольственного снабжения, установленные для крупнейших промышленных центров страны. Работники оборонных заводов и металлургических цехов стали получать по 700 граммов хлеба в день, рабочие других предприятий по 600, служащие – по 500, дети и иждивенцы – 400. Более того, вскоре в городе удалось создать трехмесячные, а по зерну и муке даже четырехмесячные запасы продуктов.

33-километровую железнодорожную ветку в Ленинграде назвали Дорогой Победы. Каждый рейс через насквозь простреливаемый коридор, под огнем врага, назло ему – был нашей победой и подвигом.

До начала апреля за ночь удавалось проводить по 7-8 поездов. А для города и фронта требовалось не менее 30-40 составов в сутки.

Сразу же после открытия железнодорожного движения и сдачи линии Шлиссельбург–Поляны приступили к строительству более надежного, не ледового, а высоководного железнодорожного моста через Неву. Его соорудили в полукилометре ниже по течению от свайной эстакады. Новую переправу длиной 852 метров и высотой чуть более 8 метров держали 114 опор на сваях. Вокруг возвели ледозащитные сооружения, боновые заграждения от плавающих мин, которые враг мог сбросить с самолетов. Продумали контрбатарейную и противовоздушную защиту, даже задымление переправы, что затрудняло ориентировку вражеских наводчиков при авианалетах и артобстрелах. В конструкции сразу предусмотрели пять 20-метровых пролетов для малых судов и даже один разводной – для пропуска больших кораблей с высокими мачтами. По мосту следовал и автотранспорт, для этого соорудили настил из бревен. Наперекор всем трудностям и потерям, переправу возвели за месяц и четыре дня. 18 марта установили последнее пролетное строение, и в тот же день в 18 часов 50 минут по мосту прошел обкаточный поезд. Регулярное движение открыли на рассвете, в 5 часов 25 минут 19 марта, после чего временную свайно-ледовую эстакаду вначале хотели разобрать, но из-за частых артобстрелов оставили в качестве дублера до вскрытия льда на Неве.

Параллельно, по болотам вдоль Староладожского канала – на более безопасном расстоянии от врага – построили 18-километровую обходную линию.

Серьезнейшие испытания пришлось пережить железнодорожникам и путейцам с наступлением весны, когда с таянием болотистой почвы начались размывы пути. На некоторых участках в воду и грязь погружались целые звенья, так что проходившие по ним поезда порой были похожи на пароходы. Просадки рельсов часто приводили к саморасцепке вагонов, приходилось останавливать дорогу. В марте движение поездов прерывалось четырежды, в апреле – 18 раз. Более 3000 человек поддерживали трассу, по ночам подсыпая балласт, поднимая и укрепляя пути. Кое-где рельсы до самых осенних заморозков были залиты водой. По воде шли обходчики, проверявшие стыки, в воде меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры…

Всех, кто обслуживал Дорогу Победы, перевели на военное положение, с фронта отозвали квалифицированных железнодорожников. Среди тех, кто водил поезда по Синявинским болотам, был и Георгий Федоров: «Сначала поезда шли только ночью из-за постоянных обстрелов. Но фронт и Ленинград требовали большего. Нужно было подвозить продовольствие, боеприпасы, топливо. К марту 43-го на фронтовую вахту заступила 48-я паровозная колонна особого резерва. Поезда пошли и днем. Все, кто были на паровозе, чувствовали себя боевым подразделением.

Девчатам-кочегарам приходилось перекидывать в топку по 140-150 кубометров дров. И снарядов не боялись, хотя люди гибли под обстрелами постоянно. Чтобы больше поездов могли проходить по трассе, вместо автоматической блокировки применили ручную. На всем протяжении стояли дежурные, фонарями дававшие поездам «зеленую улицу» или красный сигнал. Это позволило увеличить пропускную способность. Так мы работали в течение всего 43-го года, до полного снятия блокады».

И, конечно, жизненно-необходимая городу магистраль, проходившая у самой линии фронта, не смогла бы работать без надежной обороны. Целый год бойцы Ленинградского и Волховского фронтов обеспечивали стратегический коридор. Расширить его, несмотря на отчаянные попытки, так и не удалось. Сумели лишь выбить фашистов с высоток, где находились наблюдательные пункты, корректировавшие артобстрелы трассы. И все же планы немецкого командования восстановить блокаду Ленинграда были сорваны, не говоря уже о том, что постоянными атаками наши воины заставляли фрицев отвлекать значительные силы с других участков фронта.

А железнодорожная ветка жила, работала, подвозя в осажденный город боеприпасы, топливо, продукты и обеспечивая решающее наступление января 44-го, в результате которого враг был отброшен от стен Ленинграда. С каждым днем росло число составов с грузами для Ленинграда и из Ленинграда – на обратном пути из осажденного города поезда не ходили порожняком: вывозили не только больных и раненых, но и оборудование, оружие и боеприпасы для других фронтов, что выпускали блокадные предприятия. Если в феврале и марте 1943 года в Ленинград прошло соответственно 69 и 60 поездов, то в апреле было пропущено 157, в мае – 259, в июне – 274, в июле 369, в августе – 351, в сентябре – 333, в октябре – 436, в ноябре – 390, в декабре – 407. Примерно столько же – в обратном направлении. Всего до конца 1943 года по стратегическому пути в Ленинград проследовало 3105, а из него – 3076 составов. В осажденный город было завезено почти 4,5 миллиона тонн грузов, в том числе 630 тысяч тонн продовольствия, 426 тысяч тонн угля, 1381 тысяч тонн дров, 725,7 тысяч тонн торфа.

А 23 февраля 1944-го, меньше чем через месяц после полного снятия блокады было восстановлено грузовое движение на главном ходу Ленинград – Москва. 20 марта вновь начал курсировать пассажирский поезд «Красная стрела». Это вряд ли могло бы произойти, не будь Дороги Победы 43-го – в узком коридоре вдоль Ладоги, отбитом у фашистов.

В память о героических блокадных рейсах на станции Волховстрой установлен паровоз ЭУ 708-64, доставивший в Ленинград первый поезд с Большой земли 7 февраля 1943 года, а на станции Петрокрепость – паровоз ЭМ 721-83, который привел первый состав из блокадного Ленинграда.
Автор:
Захарцев Алексей
Первоисточник:
https://vpk-news.ru/articles/41157
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

11 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Vard Офлайн
    Vard 10 февраля 2018 07:35
    +8
    Современному человеку не постигнуть героизма совершонного тогда... Это лежит за пределами человеческих возможностей.. Вечная слава им...
    1. Тот же ЛЕХА Офлайн
      Тот же ЛЕХА 10 февраля 2018 07:41
      +7
      Дааа ...наши предки нечеловеческими усилиями защищали нашу свободу и независимость от порабощения этих цивилизованных варваров.
      Работать в таких условиях рискуя ежесекундно умереть от обстрела немцев...действительно героизм...даже отдаленно трудно представить себе как все это происходило воочию.
      1. Проксима Офлайн
        Проксима 10 февраля 2018 13:31
        +5
        Цитата: Тот же ЛЕХА
        Дааа ...наши предки нечеловеческими усилиями защищали нашу свободу и независимость от порабощения этих цивилизованных варваров.
        Работать в таких условиях рискуя ежесекундно умереть от обстрела немцев...действительно героизм...даже отдаленно трудно представить себе как все это происходило воочию.
        мой двоюродный дед, который работал тогда машинистом рассказывал, что на особо простреливаемых участках этой железки, чтобы не демаскировать состав по дымовой трубе, запрещалось бросать дрова в топку. Эти участки поезд проходил с заранее раскочегаренными котлами. Я послушал его наверное с час - просто мурашки по коже! Вроде бы машинист - мирная профессия, а такое ощущение, что пекло передовой! В тогдашнем Ленинграде в любом месте была передовая soldier
  2. parusnik Офлайн
    parusnik 10 февраля 2018 07:48
    +6
    Сейчас, это кажется почти не возможным...А тогда смогли и сделали и работали не смотря ни на что...
    1. мрАРК Офлайн
      мрАРК 10 февраля 2018 14:03
      +3
      Цитата: parusnik
      А тогда смогли и сделали и работали не смотря ни на что...

      Потому что знали: работаешь на страну - работаешь и на себя. А сегодня на кого работать? Но Роттенбергов и прочих...
  3. igordok Онлайн
    igordok 10 февраля 2018 08:04
    +6
    Спасибо за статью. Прочитал моментально. Полез в Яндекс-карты просмотреть территорию которая описывалась в статье.
    Еще раз спасибо за статью. И огромнейшее СПАСИБО людям, героям, свершившим это.
  4. слава1974 Офлайн
    слава1974 10 февраля 2018 10:18
    +4
    Хорошая статья! Спасибо!
    Беспримерный массовый подвиг совершили наши предки.Даже не верится , что такое было возможно.
    вспоминаю строки песни:
    Когда-нибудь мы вспомним это,
    И не поверится самим,
    Но нам нужна всего одна победа
    Одна на всех, мы за ценой не постоим.
  5. Квадратный Офлайн
    Квадратный 10 февраля 2018 16:33
    +1
    Подвиг народный принимал разные формы
    Был многогранен
  6. Владивосток1969 10 февраля 2018 16:44
    +1
    Народ-Герой.Но мы их дети и внуки.Мы можем многое......
  7. Paranoid50 Офлайн
    Paranoid50 10 февраля 2018 20:00
    +4
    В память о героических блокадных рейсах на станции Волховстрой установлен паровоз ЭУ 708-64, доставивший в Ленинград первый поезд с Большой земли 7 февраля 1943 года, а на станции Петрокрепость – паровоз ЭМ 721-83, который привел первый состав из блокадного Ленинграда.
    Есть у нас ещё один паровоз-памятник,на станции "Ладожское Озеро", ходивший по Дороге Жизни до 1943-го. Эш-4375 был построен в 1923-м году в Швеции(буква "ш" в названии) по чертежам Луганского Завода. В 1943-м израненный паровоз был отправлен в Москву на капремонт,где и остался трудиться дальше. Но в 1969-м паровоз разыскал его бывший машинист, и легендарная машина была отправлена в Ленинград,в депо-Финляндское, а в1970-м паровоз установлен как памятник там,где находится по сей день.
  8. Ищущий Офлайн
    Ищущий 11 февраля 2018 15:59
    +2
    Война создавала Героев не только на фронте ,но и в тылу.