Реклама — двигатель торговли, или На безрыбье и рак рыба

33

Великий и могучий американский флот в панике. Российские подводные лодки настолько пугают американских моряков, что флотское командование приняло решение для борьбы с ними создать беспилотный корабль.

Корабль, которым можно управлять на расстоянии и тем самым исключить вероятность влияния человеческого фактора при активном противостоянии. Точнее, если верить американскому изданию The National Interest, корабль-робот, способный в перспективе работать полностью автономно, без участия человека.



В принципе, такой корабль создать вполне возможно. В американском издании речь идет о "морском охотнике". Корабле полностью автоматизированном, действующем в автономном режиме поиска, пока под контролем операторов. Длина, по сообщениям американских источников, порядка 40 метров. Водоизмещение 145 тонн. Дальность плавания до 10000 миль. Скорость хода до 27 узлов.

В целом создание кораблей, которые смогли бы обеспечить безопасность более крупных судов тема действительно актуальная. Те же морские охотники в случае выполнения кораблестроителями всех требований заказчика смогут отслеживать современные подводные лодки вполне успешно. И делать это у побережья любой страны.

В то же время такие корабли достаточно дешевы в эксплуатации. Современный эскадренный миноносец США, опять же по утверждению американцев, обходится налогоплательщикам в 700 тысяч долларов в день. Беспилотный же "морской охотник" будет стоить всего 15-20 тысяч в день.

Основная головная боль американцев сегодня не только наши "черные дыры", но и быстрорастущий подводный флот Китая. Время, когда к китайскому подводному флоту можно было относиться с юмором прошло. Китайцы с удовольствием сыграли роль "промзоны" для США и теперь обладают прекрасной промышленностью и достаточно квалифицированными научными кадрами.

Держать автономные корабли в Черном море глупо. Даже при использовании портов Турции такие корабли будут уничтожены в первые часы конфликта. А вот у восточного побережья Евразии эти корабли очень даже пригодятся. Контролировать моря в этом регионе становится все сложнее.

В случае возникновения опасности они смогут быстро уйти из зоны обстрела в японские или южнокорейские порты. И в то же время, обладая достаточно малой осадкой, будут отслеживать подводные лодки даже на малых глубинах. Там, где миноносцы не работают.

Кстати, согласно планам КНР, к 2030 году в этом регионе будет насчитываться до 75 современных дизель-электрических подводных лодок. Сомнительно, что эти новые лодки будут уступать российским или американским. А наличие серьезного вооружения фактически блокирует использование АУГ.

В прошлом году флот США заказал всего один такой корабль. Однако, на этот год заказ будет увеличен. На сколько пока не ясно. Вернее всего, все будет зависеть от практических результатов использования беспилотника.

А что же основные конкуренты американцев? Именно по действиям конкурентов часто можно судить о перспективности предлагаемых проектов. Понятно, что появление данных о каких-то новых разработках, побуждает инженеров и конструкторов к поиску в заданном направлении.

Сведений о китайских беспилотных надводных кораблях у нас нет. О вот о создании мини подводных лодок есть. Точно такие же сведения есть и о российских проектах. В частности о мини лодках "Пиранья" сообщали многие издания. Сомнительно, чтобы перспективную и дешевую разработку и мы, и китайцы проигнорировали.

Так почему же американский флот столько внимания уделяет именно этим роботам? Неужели идея мирового господства так завладела американскими адмиралами, что все остальное они уже не видят? Или наоборот, так перспективно мыслят адмиралы?

Ни то и ни другое. Дело гораздо прозаичнее. Корабли-роботы будут заниматься тем, чем до настоящего времени занимались гидрофоны системы SOSUS. Именно эта система с использованием множества гидрофонов долгое время позволяла более или менее отслеживать суда вероятного противника у границ собственных территориальных вод.

Современные лодки, увы, этой системе оказались не по зубам. В настоящее время большинство гидрофонов законсервированы. Потому и будут корабли -роботы курсировать вдоль берегов США в надежде отловить лодки.

Специалисты говорят о страшных русских "Варшавянках" и аналогичных китайских субмаринах. Однако чуть выше я упомянул "Пиранью". И не зря. Мини-лодки корабль-робот поймать скорее всего не сможет. Хотя это станет известно уже после окончания испытаний.

Да и уже известные лодки смогут успешно оставлять этого охотника с носом. Услышать это "громыхало из под мышки" акустики смогут намного раньше, чем охотник услышит "дичь". Опять надежда на суперсовременное сверх оборудование? Которое будет...

Информацию о новом корабле общественности предоставил достаточно серьезный ресурс, The National Interest. Именно аналитики из этого издания высказались о новом корабле-роботе как о идеальном оружии против русских дизель-электрических подводных лодок. Но возникает простой вопрос: а бывает идеальное оружие?

Пока что можно сказать только то, что американский флот закупил новый корабль за 25 млн. долларов. Корабль интересный. Но вот сможет ли он выполнить поставленные перед ним задачи, пока вопрос.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    13 февраля 2018 07:23
    В статье есть ошибки:
    1. С поверхности можно отслеживать ТОЛЬКО подлодки до определенной глубины, которая разная для каждого места. поэтому беспилотники могут бороться только на мелководье, а не даже. При этом надо понимать, что там где не пройдет миноносец - не пройдет и подлодка. Причем даже мини, т.к. ей нужна существенно большая глубина.

    2. Легкой целью беспилотники будут в любом случае. Например, Китай для их истребления сможет использовать любые устаревшие самолеты с устаревшими ракетами, т.к. беспилотники не имеют вооружения. А подлодки могкт использовать торпеды небольшого калибра. Про надводные корабли вообще молчим.

    3. Скрыться в портах Корее и Япониии они не смогут, т.к. они и там будут уничтожены. Да и просто не успеют.

    Есть еще один ньюанс, что подлодка обнаружит этот беспилотник в движении раньше, чем он подлодку. Т.е. чтобы он обранужил подлодку и она его не обнаружила, нужно, чтобы беспилотник не двигался, т.е. был бы аналогом стационарного гидрофона. Но гидрофоны были размещены под водой и на разной глубине. а тут только на поверхности и не очень большой глубине. Т.е. ничем не лучше разбрасываемых гидрофонов с самолетов.

    Да. Еще не забываем ро модный ныне РЭБ
    1. +2
      13 февраля 2018 11:50
      Услышать это "громыхало из под мышки" акустики смогут намного раньше, чем охотник услышит "дичь".


      А разве атаковать такой беспилотник не значит- обнаружить себя ? Вопрос именно в этом. Да и стоимость цели мизерная. Лодка конечно услышит раньше и эсминец и этот беспилотник. Но если беспилотников 20 штук вместо одного фрегата ? Действия лодки они свяжут хотя бы по скорости передвижения. Когда-то маленький дешевый пароходик в 800 тонн с 16-тью узлами и одной пушечкой 100 мм, переделанный из рыболовного именно своей массовостью сковал "волчьи стаи" и стал популярным в Англии как у нас Т-34. Не забывайте об этом.
    2. 0
      13 февраля 2018 18:22
      Цитата: alstr

      Да. Еще не забываем ро модный ныне РЭБ


      Вы нити разума не потеряли в этим восхвалением РЭБа. животворящего?
      Что такое РЭБ в водной среде, вы сами себе задавали такой вопрос?
      1. 0
        14 февраля 2018 09:33
        РЭБ пригодится для подавления каналов связи по которым управляется беспилотник (он же не подводный).
        К тому же РЭБ и в воде вполне себе существует. Например, можно забить шумом определенную область и все что за ней уже будет слышно значительно хуже.
        1. 0
          14 февраля 2018 19:57
          Цитата: alstr
          РЭБ пригодится для подавления каналов связи по которым управляется беспилотник (он же не подводный).
          К тому же РЭБ и в воде вполне себе существует. Например, можно забить шумом определенную область и все что за ней уже будет слышно значительно хуже.


          Кто будет забивать эту область себя ничем выдавать не будет, нет?
  2. +4
    13 февраля 2018 07:27
    "Варшавянка" у берегов США-офигеть не встать!Это же надо так пиплу мозги запудрить.Ещё можно понять "датчан и разных прочих шведов",на крайняк мелкобританцев с турками ,но США,Карл!
  3. +3
    13 февраля 2018 10:50
    На самом деле всё не так кучеряво, как кажется автору.

    Во-первых, корабли-охотники малого водоизмещения и в большом количестве по умолчанию серьёзно ограничат возможности подводных лодок. Любых, включая атомные.
    Во-вторых, это дешевле, чем применять для этого авиацию и тем более строить крупные ПЛ корабли. Посему таких охотников можно построить намного больше
    В-третьих, охотники-роботы будут иметь по умолчанию намного бОльшую автономность, чем обитаемые аналогичного водоизмещения. Что опять таки будет способствовать обеспечению бОльшей "плотности" таких ПЛ средств.

    уйти из зоны обстрела

    А зачем?
    Ведь "стаи охотников" будут прикрыты боевыми кораблями и авиацией. Можно уничтожить "охотника", тем самым обозначив себя. И это превратится в фактически размен. Сравнительно дешёвого робота на боевой корабль, ПЛ или самолёт.
    1. +5
      13 февраля 2018 13:53
      Цитата: Лопатов
      Во-первых, корабли-охотники малого водоизмещения и в большом количестве по умолчанию серьёзно ограничат возможности подводных лодок. Любых, включая атомные.

      Не ограничат,как не ограничила система СОСУС в свое время передвижение наших ПЛ. Почему?Да потому что вода слоистая и неоднородная.Именно благодаря этому ,наши ДЭПЛ и прозвали Черными дырами,тк они уходят в слои,другой плотности...
      1. +1
        13 февраля 2018 14:18
        Цитата: НЕКСУС
        Не ограничат,как не ограничила система СОСУС в свое время передвижение наших ПЛ.

        -- СОСУС стационарна, ПЛ роботы- нет.
        --СОСУС разворачивается долго, ПЛ роботы- нет
        --СОСУС только слушает, ПЛ роботы имеют намного больше возможностей по обнаружению, включая активную гидроакустику и буксируемые ГАС. Для защиты от которых посредством "слоистости и неоднородности" надо знать глубину, на которой находится букс. подводный аппарат. Что попросту невозможно.
        1. +4
          13 февраля 2018 14:26
          Цитата: Лопатов
          -СОСУС только слушает, ПЛ роботы имеют намного больше возможностей по обнаружению, включая активную гидроакустику и буксируемые ГАС. Для защиты от которых посредством "слоистости и неоднородности" надо знать глубину, на которой находится букс. подводный аппарат. Что попросту невозможно.

          Спросите Рудольфа сколько раз он проходил эту систему СОСУС,которая ,как сами матрассы убедились,малоэффективна и чрезмерна дорогостоящая в обслуживании. Именно поэтому,если мне не изменяет склероз,ее законсервировали в 11 году. А он ее проходил и прокладывал путь на Антее(проект 949А)
          1. +1
            13 февраля 2018 14:39
            Цитата: НЕКСУС
            Спросите Рудольфа сколько раз он проходил эту систему СОСУС

            Атлично. То есть если система сигнализации магазина оказалась не эффективна- обворовали, то России необходимо отказаться от производства сигнальных мин, я правильно понял?
            1. +4
              13 февраля 2018 14:46
              Цитата: Лопатов
              Атлично. То есть если система сигнализации магазина оказалась не эффективна- обворовали, то России необходимо отказаться от производства сигнальных мин, я правильно понял?

              Вы для начала гляньте во сколько матрассам обошлась эта система СОСУС,включая цену на эти самые буи-сонары и их обслуживание и что они получили за эти деньги на выходе,а после проводите аналогии.
              1. +1
                13 февраля 2018 15:12
                Цитата: НЕКСУС
                Вы для начала гляньте во сколько матрассам обошлась эта система СОСУС

                Ага... двадцать лет назад устройство сигнализации магазина обошлось довольно дорого, посему России надо перестать производить сигнальные мины.

                Хотя здесь скорее другое. Средства пассивной радиотехнической разведки вроде "Автобазы" слишком дороги и не могут вычислить современные крылатые ракеты и самолёты вроде F-22, посему России надо перестать разрабатывать и производить РЛС.
      2. 0
        13 февраля 2018 14:46
        это только часть причин. также взгляните на пространства которые необходимо контролировать. далее прикидываем радиус обнаружения такого аппарата и их количество необходимое для контроля этого океанского пространства и становится грустно, вернее нам то весело wink
        и это еще без учета вероятных поломок и штормов которые этот агрегат не переживет. так что и 15-20 тысяч это цена его обслуживания в идеальных условиях... американцы вообще очень любят планировать на идеальные условия laughing
        1. +1
          13 февраля 2018 16:13
          Цитата: SanichSan
          без учета вероятных поломок и штормов которые этот агрегат не переживет. т

          По оценкам американцев робот устойчиво работает в автономном режиме до 5 баллов, даже до 7. Время автономки, с полным отключением систем контроля с берега или других судов до 2 месяцев или 10000 миль.
          А вот то, что эти мальки должны будут прикрыть ВСЁ побережье США , по моему ставит крест на всем проекте. Отдельные базы аозможно. А вот побережье...Хы...Денег не хватит столько закупить. Даже при том, что цену обещают снизить в серийном производстве до 20 млн.$
          1. 0
            13 февраля 2018 18:04
            Цитата: domokl
            По оценкам американцев робот устойчиво работает в автономном режиме до 5 баллов, даже до 7.

            ну по оценкам американских специалистов они в прошлом году ПРО успешно испытали сбив бочку на парашюте wassat так что до начала эксплуатации мы не узнаем. а так то вон и у утюга зумвольта расписывали шикарные ходовые характеристики, а по итогу от порта к порту на ремонты кочует... ну там то хоть кто-то есть из экипажа, а тут то никого не предполагается.
            а представьте что его "российские хакеры" сопрут! laughing
    2. 0
      13 февраля 2018 15:34
      Цитата: Лопатов
      Во-первых, корабли-охотники малого водоизмещения и в большом количестве по умолчанию серьёзно ограничат возможности подводных лодок. Любых, включая атомные.

      Любое оружие чем-то ограничивает противника. Просто если эта посудина двигается - пл её обнаруживает значительно дальше. Если болтается на месте - чем она лучше буйка?
      Цитата: Лопатов
      Во-вторых, это дешевле, чем применять для этого авиацию и тем более строить крупные ПЛ корабли. Посему таких охотников можно построить намного больше

      Спорный вопрос. Эти посудины придётся обслуживать, причём в море. Все ломается время от времени. В чистом океане применять не будешь(количественно не потянуть) только в узкостях, проливах, на мелководье. Соответственно возникает риск диверсий. Долго ли подплыть на моторке и пришлепнуть на борт мину. Или скажем сетку на винты намотать. Или допустим РЭБом GPS подкорректировать, тут-то и кирдык лодченке.
      Цитата: Лопатов
      В-третьих, охотники-роботы будут иметь по умолчанию намного бОльшую автономность, чем обитаемые аналогичного водоизмещения. Что опять таки будет способствовать обеспечению бОльшей "плотности" таких ПЛ средств.
      уйти из зоны обстрела
      А зачем?
      Ведь "стаи охотников" будут прикрыты боевыми кораблями и авиацией.

      Т.е. все равно придётся держать в зоне обычные корабли с меньшей автономностью и нормальными ГАС. Как минимум для прикрытия. И смысл тогда в этой стае?
      1. +1
        13 февраля 2018 19:27
        Цитата: Винни76
        Просто если эта посудина двигается - пл её обнаруживает значительно дальше.

        Пусть обнаруживает. Это не страшно.

        Цитата: Винни76
        Спорный вопрос. Эти посудины придётся обслуживать, причём в море.

        Судно-док. Технология уже давно отработана.

        Цитата: Винни76
        Т.е. все равно придётся держать в зоне обычные корабли с меньшей автономностью и нормальными ГАС. Как минимум для прикрытия. И смысл тогда в этой стае?

        В том, что кораблей потребуется на пару порядков меньше при контроле одинаковой акватории.
        Работает комплекс, не стоит это забывать.
    3. +1
      15 февраля 2018 06:11
      На всякий беспилотный противолодочный охотник найдется другой беспилотный охотник, который будет дешевле этого охотника...
  4. +1
    13 февраля 2018 11:26
    Интересно! А приличная ГАС не перевернет этот кораблик?
  5. exo
    0
    13 февраля 2018 11:52
    Если,кораблик окажется также эффективен как своё время SOSUS,то проблем он создаст,много.
    1. +4
      13 февраля 2018 14:30
      Цитата: exo
      Если,кораблик окажется также эффективен как своё время SOSUS,то проблем он создаст,много.

      SOSUS крайне не эффективна оказалась и именно поэтому ее законсервировали.Все наши подводники прекрасно знали где находятся рубежи этой системы и очень хорошо и без проблем ее проходили. При этом,чтоб создать мало мальски сплошной рубеж в Тихом,Атлантическом океанах,даже у матрассов денег столько не наберется.
      1. +2
        13 февраля 2018 16:16
        Цитата: НЕКСУС
        Если,кораблик окажется также эффективен как своё время SOSUS

        Проблемы закончились тогда, когда появились ПЛ третьего поколения. Нексус прав на сто процентов
      2. +2
        13 февраля 2018 21:36
        Цитата: НЕКСУС
        SOSUS крайне не эффективна оказалась и именно поэтому ее законсервировали.

        И потому её дополнили системой SURTASS 8))) А "законсервированную" SOSUS модернизировали. А потом объединили обе системы посредством IUSS. Которая не только собирает данные со стационаров и подвижных средств и обрабатывает их, но и предоставляет полученную информацию абонентам.

        Так же они дополнили это всё системами прибрежного гидроакустического наблюдения FDS (стационарная) и FDS-D (стационарная, предназначенная для быстрого развёртывания на ТВД). Потом дополнили это оперативно развертываемой системой освещения подводной обстановки ADS...
        И вот теперь они всё это богатство собираются дополнить кораблями- роботами с активно-пассивной ГАС. Обращаю внимание, "дополнить" а не "заменить"
      3. exo
        0
        15 февраля 2018 12:27
        «Проблема крайне сложная и новая для нас, а потому для ее решения сил и средств жалеть не будем. Дадим и людей, и корабли. Важен результат!»
        Главком С.Г.Горшков
        До появления лодок 3-го поколения,вполне серьёзная проблема.И денег на её решение,ушло немало.Думаю,что эффективность системы,мы сумели выяснить только после окончания холодной войны.А до этого,она держала нас в тонусе.
  6. +1
    13 февраля 2018 13:27
    Интересно, сами американские моряки знают, что автор сайта ВО обвил по американскому флоту панику. Их то хоть уведомили. А то может и не знают, что уже бояться надо.
  7. 0
    13 февраля 2018 14:51
    Цитата: Paul Zewike
    Интересно! А приличная ГАС не перевернет этот кораблик?

    Она туда просто не влезет. Приличный ГАК, с дальностью обнаружения при идеальных гидрологических условиях в два-три десятка километров, а то и меньше, весит несколько сотен тонн, занимает громадные объемы и потребляет уйму элэнергии (ЕМНИП наш "Полином" на БПК пр. 1155 весит около 1000 т.).
    Очередная дорогая игрушка американских адмиралов.
    1. +1
      13 февраля 2018 18:31
      Цитата: surovts.valery
      Цитата: Paul Zewike
      Интересно! А приличная ГАС не перевернет этот кораблик?

      Она туда просто не влезет. Приличный ГАК, с дальностью обнаружения при идеальных гидрологических условиях в два-три десятка километров, а то и меньше, весит несколько сотен тонн, занимает громадные объемы и потребляет уйму элэнергии (ЕМНИП наш "Полином" на БПК пр. 1155 весит около 1000 т.).
      Очередная дорогая игрушка американских адмиралов.


      Амерский AN/SQS-53 - который гораздо мягко скажем "не уступает" изделию Полином - весит всего 27 тонн...
      Который так же был создан еще в 1972 году на элементной базе 60-х годов.
      С тех пор...
      про закон Мура читали хоть раз?
      1. 0
        14 февраля 2018 04:50
        Сегодня это весит со всеми причиндалами около 800 кг.
  8. 0
    13 февраля 2018 14:55
    А как будут в таком случае выполнятся правила безопасности мореплавания, если даже корабли под управлением опытных экипажей сталкиваются в море? Или американцы опять будут кричать "про опасные приближения и опасные манёвры" вблизи их мирно двигающегося корабля?
    1. +1
      13 февраля 2018 16:18
      laughing Я вот тоже поржал. Прикиньте, гражданское судно. На встречу идет "летучий голландец" без экипажа...Ужас laughing
  9. +1
    13 февраля 2018 15:12
    Пока - это демонстратор технологий. Связка "робот-самолёт БПА" может оказаться достаточно эффективной в будущем.
    1. +1
      13 февраля 2018 16:19
      Кстати, именно эту связку и планируют использовать в Пентагоне. Один из адмиралов проговорился.