Military Review

Experienced all-terrain vehicle ZIL-157E

13
By the early sixties, the Special Design Bureau of the Plant. I.A. Likhachev completed the main work on the family of all-terrain vehicles ZIL-135. Finished equipment went into series and became the basis for several special army vehicles. Soon there was a proposal to create a new all-terrain vehicle, having an electric transmission. Working through this question, SKB ZIL created several mock-up samples. The first of these is known under the unofficial name ZIL-157.


15 July 1963, the USSR Council of Ministers decided to begin the development of a promising ultra-high-drive wheeled vehicle equipped with electric transmission. The creation of such a sample was planned to attract various organizations of the automotive and electrical industries. The leading role in the new program was to be played by SKB ZIL, headed by V.A. Grachev. This design organization had a great experience in the field of all-terrain vehicles, and also had some experience on the topic of electric transmission.

In August of the same year, SKB ZIL established technical requirements for the future prototype model. The chief designer of the new project was A.I. Filippov. It was decided to entrust the development of electrical devices for an all-terrain vehicle to the State Experimental Plant No. 476 named after F. Dzerzhinsky (later renamed the Moscow Dzerzhinets Aggregate Works). V.D. became the leading designer of the new transmission. Zharkov. The prospective project received the official designation ZIL-135E.


Experienced all-terrain vehicle ZIL-157E on trial


It should be recalled that by this time ZBL SKB had time to complete work on the so-called. 9P116 helicopter launcher for the airmobile tactical missile complex 9K74 / Mi-10РВК. This machine was actually built around a cylindrical container for a rocket, and therefore equipped with an electric transmission. The motor-wheels of the launcher should have received electricity via cable from a helicopter carrier. Some developments on an unusual product 9P116 planned to use in new projects. Moreover, a part of its components had to go to new cars.

Before starting the development of a full-size all-terrain vehicle, it was decided to test the electric transmission on a smaller prototype model, built on the basis of a serial truck. In the early summer of 1964, SKB ZIL began to design a similar prototype electric ship, the basis for which was the ZIL-157 truck. It is curious that the first prototype with electric units did not receive an official designation. He stayed in stories under the unofficial name ZIL-157E, which can be confusing. The fact is that the letter “E” also denoted the export version of the serial truck ZIL-157.

In the framework of the “trial” project, the engineers of the Special Design Bureau had to make minimal changes to the design of the original ZIL-157, allowing the desired inspections of the new units. Thus, the new prototype model had to repeat as much as possible the design of the base machine, but at the same time carry a certain set of special units. All these tasks were successfully solved, and a car was brought to the landfill, which externally differed little from the base truck. A prototype model issued only some elements of the chassis and features of the layout.

The basis of the prototype model still lay a rectangular frame of metal profiles. In front of her was the driver's cabin, in front of which was placed the engine hood. Directly behind the cab, in the former place of the spare wheel, were the fuel tank and batteries. The rear cargo area of ​​the chassis was given for the installation of a rigid body van. Experienced ZIL-157E had a non-standard layout. Apparently, a regular powertrain was removed from under the hood in front of the cab. The engine and the elements of electric transmission now had to be in the van. Such placement simplified the operation and maintenance of the experimental units.

In the van placed a gas-electric power unit, built on the basis of the engine ZIL-375. The motor developed power up to the 180 hp, and its torque was fed directly to the shaft of the GET-120 generator, which produced a direct current with a power of 120 kW. Through the control devices, the current through the cables arrived at the traction motors of the drive wheels. The use of electric means of power transmission from the main engine to the traction engine made it possible to abandon the existing mechanical transmission. The prototype has lost all the drive shafts, transfer case and some other devices. Also, the chassis has undergone the most noticeable changes.

In the initial configuration, the ZIL-157 truck had a three-axle undercarriage with an 6x6 wheel formula, built on the basis of axles with dependent suspension. When building a new prototype model, the existing front axle, in general, retained its design. As before, it was suspended on longitudinal leaf springs and had wheel controls. At the same time, the driveshaft did not fit him now. The wheel formula of the car has changed to 6x4.

Rear axle drive with elastic suspension were dismantled. Instead of them, on the frame of the electric ship, additional power elements were installed, to which single-pitch motor-wheels, borrowed from the 9P116 launcher, were rigidly fastened. The wheels of the new design were equipped with DT-22 traction motors and two-stage planetary gearboxes. Electric power was supplied to each engine through a cable that was taken out of the chassis. Cables left the sides of the van and went down to the wheel hubs.

The chassis has retained the existing centralized tire pressure adjustment system. With its help, the driver could change the pressure in wide-profile tires and thereby change the characteristics of the terrain on different surfaces.

The use of a new transmission has led to the need to use special controls. The steering system of the prototype remained the same, but other instruments were now offered to monitor the operation of the power plant and transmission. The driver could control the operation of the main gasoline engine, as well as control the parameters of four electric motors. Thus, the number of toggle switches and levers in the cab increased markedly. Like serial vehicles, the experimental ZIL-157E did not have an amplifier in the steering system.

There were no special requirements for the cab and the body, and therefore the prototype model ZIL-157E was completed with standard serial units. The existing all-metal cabin with three seats, a heater and opening windows was kept. Access to the cabin was provided by an ordinary pair of side doors.

To accommodate the power unit was used metal box body closed type. In its front wall there was a pair of side vertical holes for the supply of atmospheric air, which is necessary to improve the ventilation and cooling of the engine. Also present were two pairs of windows in the sides and aft doors. It is possible that there were seats for engineers in the van who were monitoring the operation of the gas-electric unit.

A relatively simple design of the experimental machine was developed in the shortest possible time, and 25 June 1964 of the year the workers of the Plant them. Likhachev began assembling a prototype model. The main units of the machine were made by the enterprise ZIL, and the elements of electrical equipment came from the plant number XXUMX. The widest use of finished components has a positive impact on the timing of the work. Already 476 of July of the same year, an experienced ZIL-20E went to the test and development base of the Plant them. Likhachev near the village of Chulkovo in Ramensky district of Moscow region. There it was planned to conduct the necessary tests and establish the real characteristics of the prototype.

Unfortunately, most of the information about testing a prototype sample ZIL-157E is unknown. The results of this “auxiliary” project were lost against the background of the main program ZIL-135E. Nevertheless, some data on the checks of the first truck with electric transmission are preserved, while others can be established on individual facts.

From the available information it follows that the tests ZIL-157E on different routes and in different conditions lasted for several months. There is reason to believe that the car was checked on highways and dirt roads, as well as on off-road of various kinds. With the onset of cold weather, the prototype was tested on virgin snow. Thus, the chassis on the basis of the motor-wheels, which received energy from the gas-electric power unit, showed all its characteristics and capabilities in a variety of conditions.


Prototype sample ZIL-135E, built on the basis of developments on the topic ZIL-157E


According to reports, the electric ship with the unofficial name ZIL-157E during tests showed itself not in the best way. Were identified design flaws that interfere with the normal operation of equipment. In addition, some features of the existing machine could interfere with obtaining the desired characteristics and capabilities.

Subsequent events show that the very idea of ​​an electric transmission has justified itself. In addition, the combination of the ZIL-375 gasoline engine, the GET-120 generator and the DT-22 traction motors well-proven. These units, already tested in previous projects, confirmed their characteristics and were soon used in the construction of new machines. At the same time, however, there could be problems with the used wheeled chassis. The three-axle chassis of the serial truck, which received the wheel formula 6х4, simply could not realize the full potential of the electric transmission. The two rear drive axles could not cope with the tasks assigned to them, and there was no drive for the front wheels. Incomplete drive in a certain way reduced the mobility and patency of the prototype on rough terrain.

However, accurate information about the test results of ZIL-157E in the context of technology and characteristics are not available. Most of the available sources indicate only that the mockup “did not meet expectations” - without any clarification. It is easy to see that, with its technical appearance, this car really could not show characteristics at the level of the serial ZIL-135 all-terrain vehicles with a traditional power plant and mechanical transmission.

No later than the first months of 1965, the designers of the Special Design Bureau of the Plant. Likhachev analyzed the data collected during recent tests, which allowed them to continue to develop a full-fledged all-terrain vehicle. Probably, some of the results of the ZIL-157E tests influenced certain features of the technical appearance of the future ZIL-135E. In this part of the already defined features of this machine could remain unchanged.

Over the next few months, SKB ZIL in cooperation with Plant No. XXUMX worked on the further development of the existing electric transmission. A new result of work in this direction was the mockup sample ZIL-476E. Subsequently, on the basis of proven ideas and solutions, they created another all-terrain vehicle with electric units, distinguished by even higher mobility and maneuverability.

Having passed the necessary tests, the prototype with the unofficial name ZIL-157E was no longer needed by its creators. His fate is unknown, but it can be assumed that the car was rebuilt according to one of the existing or promising projects. An experienced electric ship could have been made a prototype under the new project or returned to it the original configuration of the truck. Anyway, the model all-terrain vehicle at a certain point ceased to exist.

The task of the auxiliary project ZIL-157E was to test some of the ideas and solutions proposed for use in the development of a full-fledged ultra-high-traffic machine. During the tests, the built prototype showed both advantages and disadvantages of its design. It allowed collecting the necessary data and improving the main project already being developed. Despite its secondary role and not the most outstanding test results, the electric ZIL-157E influenced further work and completely coped with the tasks assigned to it.


Based on:
http://gvtm.ru/
http://denisovets.ru/
https://trucksplanet.com/
http://kolesa.ru/
Kochnev E.D. Secret cars of the Soviet Army. - M .: Yauza, Eksmo, 2011.
R. Danilov Electric way. // Technique and weapons, 2014. No.7.
Author:
Photos used:
State Military Technical Museum / gvtm.ru, Kolesa.ru
13 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. alatanas
    alatanas 13 February 2018 17: 10
    +5
    And what was the gasoline consumption of this modification? The same 375 motor in the URAL gave 80 l. / 100 km.
    1. AlNikolaich
      AlNikolaich 13 February 2018 21: 44
      +8
      So on this machine there was definitely more than a hundred! The scheme itself is vicious. Fuel is converted into thermal energy, then into mechanical energy, then into electrical energy, and again into mechanical energy. At all stages of the loss. Therefore, vehicles did not take root. And yet, the specific gravity of the installation itself and its dimensions are great. But on the railway transport, quite. There is only plus weight, the dimensions do not matter, mechanical transmission at high power is unrealistic, and hydrostatics are suitable only for small diesel locomotives.
      1. Curious
        Curious 13 February 2018 22: 01
        +4

        ATK-1 artillery tractor with electric transmission.
        Two 110-horsepower YaAZ-204A diesel engines were rotated by generators, which supplied current to two traction electric motors of driving axles with a capacity of 80 kilowatts.
        Fuel consumption up to 140 liters per 100 km.
      2. Kot_Kuzya
        Kot_Kuzya 14 February 2018 08: 41
        +3
        Why then did the Germans use electric motors at Ferdinand?
        1. Cat
          Cat 14 February 2018 20: 23
          +2
          Ferdinand (Elifant) a toy of reason F. Porsche, originally riveted as a heavy tank. But just because of the over complexity of the chassis, the series was not accepted. So the first production Tigers got the finished towers, and the chassis went on self-propelled. According to the Teutonic genius, for them the possibility of the same forward and backward speeds gave some advantage to this particular type of machines.
  2. Lexus
    Lexus 13 February 2018 17: 51
    +1
    The stunning scope of the Soviet automobile industry. hi
  3. Alf
    Alf 13 February 2018 21: 19
    +1
    And why was this necessary? Regarding the main performance characteristics, it’s no better, but to rebuild the entire infrastructure of the automotive industry ...
    It is interesting only as the development of the thoughts of designers.
    1. AlNikolaich
      AlNikolaich 13 February 2018 21: 55
      +8
      So experimental car! Grachev tried any layout options, propulsors and transmissions. Everything was tested, the advantages, disadvantages and actual possibility of application were revealed. Those were the golden days of the Soviet scientific school of motorism! These are the names: Grachev, Chudakov, Kuznetsov, Butovsky, Avdonkin and many others. What is now in the automotive industry of the whole world has roots from there.
      1. Igor V
        Igor V 13 February 2018 23: 23
        +5
        Well, what's the point, BelAZ has the same scheme. So all is not in vain!
      2. Kent0001
        Kent0001 13 February 2018 23: 28
        +1
        Some of their designs were truly revolutionary. "Blue birds" is still one of the symbols of our manned space program.
  4. ingenera
    ingenera 14 February 2018 00: 56
    +4
    It is especially interesting how electric motor wheels behave when completely immersed in water. Is this an all-terrain vehicle? The usual ZIL-157 wade in depth more than a meter, and what will happen in this case with electric motors? And you do not need to compare with BELAZ; mining dump trucks work in completely different conditions. There just need a lot of torque on the ups and recovery on the slopes. Those. there the electric drive is appropriate. For a military truck, it’s all from the evil one.
  5. andrewkor
    andrewkor 14 February 2018 04: 54
    +1
    Back in 1978, the ZiL-157 production workshop in Moscow was operating at the head plant, but they were preparing to relocate to Miass.
  6. Mihail28
    Mihail28 26 February 2018 22: 35
    +1
    Mask and his Tesla nervously smokes on the sidelines - in the USSR they have long tested the futility of the idea of ​​an electric car.

Опытный вездеход ЗИЛ-157Э

К началу шестидесятых годов Специальное конструкторское бюро Завода им. И.А. Лихачева завершило основные работы по семейству вездеходов ЗИЛ-135. Готовая техника пошла в серию и стала основой для нескольких специальных машин армии. Вскоре появилось предложение о создании нового вездехода, имеющего электрическую трансмиссию. Прорабатывая этот вопрос, СКБ ЗИЛ создало несколько макетных образцов. Первый из них известен под неофициальным названием ЗИЛ-157Э.

15 июля 1963 года Совет министров СССР постановил начать разработку перспективной колесной машины сверхвысокой проходимости, оснащенной электрической трансмиссией. К созданию такого образца планировалось привлечь разные организации автомобильной и электротехнической промышленности. Ведущую роль в новой программе должно было сыграть СКБ ЗИЛ во главе с В.А. Грачевым. Эта проектная организация имела большой опыт в области вездеходов, а также располагала наработками по теме электротрансмиссии.

В августе того же года СКБ ЗИЛ сформировало технические требования к будущему макетному образцу. Ведущим конструктором нового проекта был назначен А.И. Филиппов. Разработку электрических устройств для вездехода решили поручить Государственному опытному заводу № 476 имени Ф. Э. Дзержинского (позже переименован в Московский агрегатный завод «Дзержинец»). Ведущим конструктором новой трансмиссии стал В.Д. Жарков. Перспективный проект получил официальное обозначение ЗИЛ-135Э.



Опытный вездеход ЗИЛ-157Э на испытаниях


Следует напомнить, что к этому времени СКБ ЗИЛ успело завершить работы по т.н. вертолетной пусковой установке 9П116 для аэромобильного оперативно-тактического ракетного комплекса 9К74 / Ми-10РВК. Эта машина фактически строилась вокруг цилиндрического контейнера для ракеты и потому оснащалась электрической трансмиссией. Мотор-колеса пусковой установки должны были получать электроэнергию по кабелю от вертолета-носителя. Некоторые наработки по необычному изделию 9П116 планировалось использовать в новых проектах. Более того, к новым машинам должна была перейти и часть его комплектующих.

Перед началом разработки полноразмерного вездехода было решено опробовать электротрансмиссию на макетном образце меньших размеров, построенном на базе серийного грузовика. В начале лета 1964 года СКБ ЗИЛ приступило к проектированию подобного прототипа-электрохода, основой для которого стал грузовой автомобиль ЗИЛ-157. Любопытно, что первый опытный образец с электрическими агрегатами так и не получил официального обозначения. Он остался в истории под неофициальным названием ЗИЛ-157Э, что может приводить к путанице. Дело в том, что литерой «Э» так же обозначался экспортный вариант серийного грузовика ЗИЛ-157.

В рамках «пробного» проекта инженеры Специального конструкторского бюро должны были внести в конструкцию исходного ЗИЛ-157 минимальные изменения, позволяющие провести желаемые проверки новых агрегатов. Таким образом, новый макетный образец должен был максимально повторять конструкцию базовой машины, но при этом нести определенный набор особых агрегатов. Все эти задачи были успешно решены, и на полигон вывели машину, внешне мало отличавшуюся от базового грузовика. Макетный образец выдавали только некоторые элементы ходовой части и особенности компоновки.

В основе макетного образца по-прежнему лежала прямоугольная рама из металлических профилей. В передней ее части находилась кабина водителя, перед которой помещался капот двигателя. Непосредственно за кабиной, на бывшем месте запасного колеса, находились топливный бак и аккумуляторные батареи. Задняя грузовая площадка шасси отдавалась под монтаж кузова-фургона жесткой конструкции. Опытный ЗИЛ-157Э имел нестандартную компоновку. По всей видимости, из-под капота перед кабиной удалили штатный силовой агрегат. Двигатель и элементы электротрансмиссии теперь должны были находиться в фургоне. Такое их размещение упрощало эксплуатацию и обслуживание опытных агрегатов.

В фургоне поместили бензоэлектрический силовой агрегат, построенный на основе двигателя ЗИЛ-375. Мотор развивал мощность до 180 л.с., а его крутящий момент поступал непосредственно на вал генератора ГЭТ-120, вырабатывавшего постоянный ток с мощностью 120 кВт. Через приборы управления ток по кабелям поступал на тяговые двигатели ведущих колес. Применение электрических средств передачи мощности от основного двигателя к тяговым позволило отказаться от имеющейся механической трансмиссии. Макетный образец лишился всех карданных валов, раздаточной коробки и некоторых других устройств. Также самым заметным изменениям подверглась ходовая часть.

В исходной конфигурации грузовик ЗИЛ-157 имел трехосную ходовую часть с колесной формулой 6х6, построенную на основе мостов с зависимой подвеской. При строительстве нового макетного образца имеющийся передний мост, в целом, сохранил свою конструкцию. Как и ранее, он подвешивался на продольных листовых рессорах и имел средства управления колесами. Одновременно с этим теперь к нему не подходил карданный вал. Колесная формула машины изменилась на 6х4.

Задние ведущие мосты с упругой подвеской были демонтированы. Вместо них на раме электрохода установили дополнительные силовые элементы, к которым жестко крепились односкатные мотор-колеса, заимствованные у пусковой установки 9П116. Колеса новой конструкции оснащались тяговыми электродвигателями ДТ-22 и двухступенчатыми планетарными редукторами. Электроэнергия подавалась к каждому двигателю по кабелю, вынесенному за пределы шасси. Кабели выходили из бортов фургона и опускались к ступицам колес.

Ходовая часть сохранила существующую централизованную систему регулировки давления в шинах. С ее помощью водитель мог изменять давление в широкопрофильных шинах и тем самым изменять характеристики проходимости на разных поверхностях.

Применение новой трансмиссии привело к необходимости использования особых органов управления. Рулевая система опытной машины осталась прежней, но для контроля за работой силовой установки и трансмиссии теперь предлагались иные приборы. Водитель мог управлять работой основного бензинового двигателя, а также контролировать параметры четырех электрических моторов. Таким образом, количество тумблеров и рычагов в кабине заметным образом увеличилось. Подобно серийным машинам, экспериментальная ЗИЛ-157Э не имела усилителя в системе рулевого управления.

К кабине и кузову не предъявлялось никаких особых требований, и потому макетный образец ЗИЛ-157Э комплектовался стандартными серийными агрегатами. Была сохранена имеющаяся цельнометаллическая кабина с тремя посадочными местами, отопителем и открывающимися окнами. Доступ в кабину обеспечивался обычной парой бортовых дверей.

Для размещения силового агрегата использовался металлический кузов-фургон закрытого типа. В его передней стенке имелась пара боковых вертикальных отверстий для подвода атмосферного воздуха, необходимого для улучшения вентиляции и охлаждения двигателя. Также присутствовали две пары окон в бортах и кормовые двери. Возможно, в фургоне могли находиться посадочные места для инженеров, следивших за работой бензоэлектрического агрегата.

Сравнительно простой проект экспериментальной машины был разработан в кратчайшие сроки, и 25 июня 1964 года рабочие Завода им. Лихачева начали сборку макетного образца. Основные агрегаты машины были изготовлены предприятием ЗИЛ, а элементы электрооборудования пришли с завода №476. Широчайшее использование готовых комплектующих положительно сказалось на сроках выполнения работ. Уже 20 июля того же года опытный ЗИЛ-157Э отправился на испытательно-доводочную базу Завода им. Лихачева близ деревни Чулково в Раменском районе Московской области. Там планировалось провести необходимые испытания и установить реальные характеристики прототипа.

К сожалению, большая часть сведений об испытаниях макетного образца ЗИЛ-157Э неизвестна. Результаты этого «вспомогательного» проекта потерялись на фоне основной программы ЗИЛ-135Э. Тем не менее, некоторые данные о проверках первого грузовика с электротрансмиссией сохранились, а другие можно установить по отдельным фактам.

Из доступных сведений следует, что испытания ЗИЛ-157Э на разных трассах и в различных условиях продолжались в течение нескольких месяцев. Есть основания считать, что машину проверяли на шоссейных и грунтовых дорогах, а также на бездорожье разного рода. С наступлением холодов прототип опробовали на снежной целине. Таким образом, шасси на основе мотор-колес, получавших энергию от бензоэлектрического силового агрегата, показало все свои характеристики и возможности в самых разных условиях.


Макетный образец ЗИЛ-135Э, построенный на основе наработок по теме ЗИЛ-157Э


По имеющимся данным, электроход с неофициальным названием ЗИЛ-157Э во время испытаний показал себя не самым лучшим образом. Были выявлены недостатки конструкции, мешавшие нормальной эксплуатации техники. Кроме того, некоторые особенности имеющейся машины могли мешать получению желаемых характеристик и возможностей.

Последующие события показывают, что сама идея электрической трансмиссии себя оправдала. Кроме того, хорошо себя зарекомендовала связка в виде бензинового двигателя ЗИЛ-375, генератора ГЭТ-120 и тяговых моторов ДТ-22. Эти агрегаты, уже проверенные в предыдущих проектах, подтвердили свои характеристики и вскоре были использованы при строительстве новых машин. При этом, однако, могли присутствовать проблемы с использованным колесным шасси. Трехосное шасси серийного грузовика, получившее колесную формулу 6х4, попросту не могло реализовать весь потенциал электрической трансмиссии. Две задние ведущие оси могли не справляться с возложенными на них задачами, а привод передних колес отсутствовал. Неполный привод определенным образом сокращал подвижность и проходимость макетного образца на пересеченной местности.

Впрочем, точные сведения о результатах испытаний ЗИЛ-157Э в контексте техники и характеристик отсутствуют. В большинстве доступных источников указывается лишь то, что макетный образец «не оправдал надежд» – без каких-либо уточнений. Нетрудно заметить, что при своем техническом облике эта машина действительно не могла показать характеристики на уровне серийных вездеходов ЗИЛ-135 с традиционной силовой установкой и механической трансмиссией.

Не позднее первых месяцев 1965 года конструкторы Специального конструкторского бюро Завода им. Лихачева провели анализ данных, собранных в ходе недавних испытаний, что позволило им продолжить разработку полноценного вездехода. Вероятно, некоторые результаты испытаний ЗИЛ-157Э повлияли на те или иные особенности технического облика будущего ЗИЛ-135Э. При этом часть уже определенных черт этой машины могла остаться без изменений.

В течение нескольких следующих месяцев СКБ ЗИЛ в сотрудничестве с заводом №476 работало над дальнейшим развитием существующей электрической трансмиссии. Новым результатом работ в этом направлении стал макетный образец ЗИЛ-135Э. Впоследствии на основе отработанных идей и решений создали еще один вездеход с электрическими агрегатами, отличавшийся еще более высокими показателями подвижности и маневренности.

Пройдя необходимые испытания, макетный образец с неофициальным названием ЗИЛ-157Э был более не нужен своим создателям. Его дальнейшая судьба неизвестна, но можно предполагать, что машину перестроили по одному из существующих или перспективных проектов. Опытный электроход могли сделать прототипом в рамках нового проекта или вернуть ему исходную конфигурацию грузового автомобиля. Так или иначе, макетный вездеход в определенный момент прекратил свое существование.

Задачей вспомогательного проекта ЗИЛ-157Э являлась проверка некоторых идей и решений, предложенных для использования при разработке полноценной машины сверхвысокой проходимости. В ходе испытаний построенный прототип показал как плюсы, так и минусы своей конструкции. Он позволил собрать необходимые данные и улучшить уже разрабатываемый основной проект. Несмотря на свою вторичную роль и не самые выдающиеся результаты испытаний, электроход ЗИЛ-157Э оказал влияние на дальнейшие работы и полностью справился с возложенными на него задачами.


По материалам:
http://gvtm.ru/
http://denisovets.ru/
https://trucksplanet.com/
http://kolesa.ru/
Кочнев Е.Д. Секретные автомобили Советской Армии. – М.: Яуза, Эксмо, 2011.
Данилов Р.Г. Электроход. // Техника и вооружение, 2014. №7.
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Государственный военно-технический музей / gvtm.ru, Kolesa.ru

Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 13

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. alatanas (Александър Атанасов) 13 февраля 2018 17:10
    А какой разход бензина был у этой модификации? Тот же мотор 375, на УРАЛ-е давал 80 л./ 100 км.
    1. АлНиколаич (Алексей) 13 февраля 2018 21:44
      Так на этой машине однозначно поболее сотни был! Порочна сама схема. Топливо преобразуется в тепловую энергию, затем она в механическую, затем в электрическую, и снова в механическую. На всех этапах потери. Поэтому на автотранспорте не прижилось. И ещё, велик удельный вес самой установки и её размеры. А вот на ЖД транспорте- вполне. Там большой вес только плюс, размеры значения не имеют, механическая трансмиссия при больших мощностях нереальна, а гидростатика годится только для малых тепловозов.
      1. Curious (Victor) 13 февраля 2018 22:01

        Артиллерийский тягач АТК-1 с электрической трансмиссией.
        Два 110-сильных дизеля ЯАЗ-204А вращали генераторы, подававшие ток на два тяговых электромотора ведущих мостов мощностью по 80 киловатт.
        Расход топлива до 140 литров на 100 км.
      2. Кот_Кузя (Кузьма ) 14 февраля 2018 08:41
        Почему тогда немцы применили электродвигатели на Фердинанде?
        1. Котище (Владислав Котище) 14 февраля 2018 20:23
          Фердинанд (Элифант) игрушка разума Ф.Порше, изначально клепалась как тяжелый танк. Но как раз из-за сверх сложности ходовой части в серию принят не был. Так что готовые башни получили первые серийные Тигры, а шасси пошли на самоходы. По мнению Тевтонскогл гения для них возможность одинаковой скорости хода вперед и назад давала некое преимущество именно этому типу машин.
  2. Лексус (Алексей) 13 февраля 2018 17:51
    Потрясающий размах советского автомобилестроения. hi
  3. Альф (Василий) 13 февраля 2018 21:19
    А для чего это нужно было ? По основным ТТХ ничуть не лучше, а вот перестроить ВСЮ инфраструктуру автопрома...
    Интересен только как развитие мыслей конструкторов.
    1. АлНиколаич (Алексей) 13 февраля 2018 21:55
      Так экспериментальный автомобиль! Грачёв пробовал любые варианты компоновок, движителей и трансмиссий. Всё испытывалось, выявлялись достоинства, недостатки и фактическая возможность применения. Это были те золотые времена зарождения советской научной школы автомобилизма! Это имена: Грачёв, Чудаков, Кузнецов, Бутовский, Авдонькин и многие другие. То что сейчас есть в автомобилестроении всего мира, имеет корни оттуда.
      1. Игорь В (Игорь Вячеславович) 13 февраля 2018 23:23
        Ну чего тут мелочиться, БелАЗ имеет такую же схему. Значит всё не зря!
      2. Кент0001 (евгений) 13 февраля 2018 23:28
        Некоторые их разработки были поистине революционные. "Синие птицы" до сих пор один и з символов нашей пилотируемой космонавтики.
  4. ingenera (Константин) 14 февраля 2018 00:56
    Особенно интересно, как поведут себя электрические мотор-колёса при полном погружении в воду. Это ведь машина повышенной проходимости? Обычный ЗИЛ-157 едет вброд по глубине больше метра, а что будет в этом случае с электромоторами? И с БЕЛАЗами сравнивать не надо, карьерные самосвалы работают совсем в других условиях. Там как раз нужен большой крутящий момент на подъёмах и рекуперация на спусках. Т.е. там электропривод уместен. Для военного грузовика это всё "от лукавого".
  5. andrewkor 14 февраля 2018 04:54
    Ещё в 1978г.цех по производству ЗиЛ-157 в Москве на головном заводе функционировал, но готовили передислокацию в Миасс.
  6. Михаил28 (Михаил28) 26 февраля 2018 22:35
    Маск со своей Теслой нервно курит в сторонке - в СССР уже давно проверили бесперспективность идеи электромобиля.
Картина дня