Просто бургиньот

46
Здесь, на страницах ВО, мы уже не раз обращались к теме рыцарских доспехов и, в первую очередь, речь, разумеется, шла о шлемах, поскольку защита головы для воина имеет исключительно важное значение. И в самом деле, ты можешь быть смертельно ранен, например, в живот, но при этом все равно сможешь еще какое-то время сражаться и даже уложить пару врагов. А вот удар по голове даже без особых последствий для его здоровья может запросто его «отключить», после чего он окажется абсолютно беспомощным. Вот почему именно шлемам в Средние века уделялось такое большое внимание. Воин мог сражаться в одних только шоссах и стеганке наподобие нашей телогрейки, но при этом на голове у него в обязательном порядке красовался шлем. Простейший шлем-котелок, «железная шляпа» (шапель-де-фер) с полями, барбют, сервильер, салад, бацинет, армэ (или армет) – чего только не напяливали себе на голову и знатные сеньоры, и «пехота из народа». И, как и все остальное шлемы, с годами также совершенствовались, чтобы соответствовать веяниям времени. Нужно было защитить лицо от стрел и удара копья – появился топхельм – «шлем-ведро». Попользовались им – ан, что-то «не то», дышать тяжело и обзор скверный – придумали «бундхугель», ну и так далее. А вот когда всадники обзавелись пистолетами и тяжелыми шпагами, им вдобавок понадобился и новый шлем. И вот об этом-то шлеме под названием бургиньот или бургонет мы вам сейчас и расскажем…

Просто бургиньот

Один из самых простых бургонетов XVI в. Изготовлен в Саксонии. Украшен накладными чеканными позолоченными деталями и выкрашен в черный цвет. Весит 1454,3 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)



Когда мы говорим о европейском Возрождении (XIV-XVII вв.), то знаем, что это был «грандиозный культурный скачок после мрачного средневековья». Но изучая древнегреческие и римские статуи и рассматривая раскопанные мозаики, барельефы с колонн Траяна и Марка Аврелия, культуртрегеры Возрождения не могли не обратить свое внимание и на военную культуру Древней Греции и Рима. И не только на саму культуру, но и на ее отдельные детали и, в частности, специфические и зачастую безвкусно пышные шлемы той эпохи. И вот так в результате симбиоза старой культуры и моды, а также новых технологий обработки металла и появился характерный тип неоклассического шлема, который быстро вытеснил прежние салады и бацинеты, характерные для XV века.


Характерной особенностью нового шлема стал гребень, похожий на гребень шлема армет, но несколько другой формы. К тому же на «бургундском шлеме» таких гребней (вот как на этом) могло быть сразу несколько. Данный шлем изготовлен в 1540–1550 гг. в Аугсбурге. Вес его 2251 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Совсем простой бургонет, но зато с наносником. Вторая четверть XVII в. Северная Европа. Вес – 2101 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Новый шлем появился в начале XVI века, и имел множество характерных признаков, позаимствованных из прошлого: во-первых – простую полусферическую форму; отсутствие полного прикрытия для лица без ограничения зрения и дыхания; во-вторых, на некоторых шлемах имелся «воротник» для защиты шеи; и в-третьих, для него были характерны пластины для защиты лица и головы на шарнирах, по образцу римских легионерских шлемов и козырек. Иногда его называли бургундским саладом, однако он очень мало был похож на обтекаемый классический салад XV века.


Слева бургиньот, справа – армет. Хорошо заметны различия в конструкции и устройстве обоих шлемов. (Дрезденская оружейная палата).


Богато декорированный бургиньот 1610 г. Типичный «шлем с воротником». Франция. Материал – сталь, отделка позолота, медь. Вес –2237 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Англоязычные специалисты дали этому шлему название бургонет, что, по-видимому, является «калькой» с французского термина bourguignotte. Как бы там ни было, лингвистически прослеживается связь названия этого шлема с герцогством Бургундия, хотя итальянские оружейники сыграли очень важную роль в его развитии.


Поскольку речь идет о моде эпохи Ренессанса, то, понятно, что новый шлем, изготовленный для парадных доспехов, тут же получил свою порцию обнаженных переплетающихся тел, виноградных листьев и античных завитков «бегущей волны». Так, например, выглядит и вот этот типичный бургионьот с козырьком и наушами, примерно 1550 г. Франция. Вес 1905 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Безусловно, бургонет не только соответствовал моде Ренессанса. У него были и свои преимущества. Так, он обеспечивал своему владельцу лучшее периферийное зрение, да и дышалось в нем совсем легко. Так что неудивительно, что он получил одобрения всех воинов эпохи Возрождения, начиная от пехотинцев и до королей включительно, но особенную популярность он приобрел в кавалерии. Первоначально бургиньот появился в Италии в XVI в. Оттуда он попал в Испанию, затем появился во Франции, Германии и так распространился по всей Европе, включая Польшу. Применялись эти шлемы до XVII века, когда новые типы шлемов, морион и кабассет, понемногу вытеснили бургонет из пехоты. Но только из пехоты! В тяжелой кавалерии он продолжал использоваться еще долго.


Бургонет, ок. 1560 г. Италия. Вес 3755 г. Принадлежал к так называемому «тяжелому» типу, так как снабжен предличником – баффом. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Бургонет часто называют «легким» шлемом, что на самом деле мало что значит, поскольку существовало множество разновидностей этого шлема и какие-то и впрямь были «легкими», а были и такие, что в начале XVII века весили четыре килограмма и более!

Бургонет обычно ковался из одного листа стали, но некоторые из них были сделаны из двух пластин, соединенных между собой вдоль центрального гребня. Поскольку для шлема данного типа был очень важен хороший обзор, но так как без забрала обходиться тоже не хотелось, многие бургонеты получили разного вида металлические решетки. Некоторые из них прямо-таки копировали геральдические изображения, или, скажем так, геральдические изображения делались по реальным образцам.


Оригинальный шлем с «геральдическим» неподвижным забралом. Германия, XVII в. Вес 2892 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Бургиньот с забралом «решеткой», ок. 1600 г. Германия. Вес 2750 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

В тех случаях, когда на этом шлеме присутствовали нащечники или науши, они прикреплялись шарнирами по обеим сторонам его купола. На подбородке они могли скрепляться ремнем, как у римских легионеров, или же крючком.


Польский бургонет XVII в. Вес 1984 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

В целом, несмотря на все многообразие бургонетов-бургиньотов от страны к стране, от мастера к мастеру, все эти шлемы имеют довольно сильно вытянутый назад купол, снабженным либо неподвижным или же подвижным назатыльником. Спереди на нем имеется направленный вверх козырек. По обеим сторонам на петлях могли крепиться науши. И вот как раз по ним бургиньоты и оказалось легче всего классифицировать на шлемы «открытого типа», в котором науши соединяются подбородочными ремнями, и «закрытого типа», в котором они образуют подбородник, являющийся неким подобием забрала. На ранних бургиньотах было три гребня, на поздних – один. На затылке, под гребнем могли крепить гильзу для султана из перьев.


Бургиньот работы Филиппо Негроли. Украшен рельефным орнаментом и изображением русалки и Медузы Горгоны. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Как и все прочие части доспехов той эпохи, бургонеты украшались гравировкой, травлением, инкрустацией, они могли быть окрашены в разные цвета и просто отполированы. Некоторые из них обтягивали тканью – мода, перекочевавшая на них со шлема салад. Многие бургонеты настолько обильно декорированы, что ни для каких-либо иных целей, кроме как на парад, не годились. К некоторым шлемам данного предназначения ковали щиты с сюжетной композицией, повторяющей основной мотив украшения шлема. Одной из поздних форм закрытого бургонета, имевшего распространение среди тяжелой кавалерии XVII в., стал шлем «мертвая голова», забрало которого напоминало человеческий череп. Менее мрачное его название «савояр» или «савойский шлем». То есть местом их первоначального появления являлась Савойя.


Немецкий или итальянский «савойский шлем», 1620 – 1630 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


«Савояр» из Музея Армии в Париже, 1629 г.

Известным мастером, изготовившим немало замечательных «бургундских шлемов», был итальянский оружейник Филиппо Негроли (1510—1579), живший и работавший в Милане в XVI столетии. Он был настолько широко известен своим замечательным мастерством, что может рассматриваться как один из наиболее известных оружейников всех времен и народов. Филиппо работал не один, а вместе с двумя своими младшими братьями — Джованни Баттиста (1511—1591) и Франческо (1522—1600) в большой мастерской Негроли, принадлежавшей еще их отцу — Джану Джакомо Негроли. Сам Филиппо любил заниматься чеканкой, тогда как Франческо специализировался на инкрустации доспехов золотом и серебром. Работы Филиппо отличаются от прочих тем, что были изготовлены из стали, а не из железа, которое в обработке удобнее. Он изготовил парадные доспехи для Карла V, императора Священной Римской империи и Гвидобальдо II, герцога Урбинского.


Бургонет работы мастера Филиппо Негроли (ок. 1532 – 1551). Вес 1800 г. (Коллекция Уоллеса, Лондон)
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    20 февраля 2018 06:48
    Знатный шелом)
    1. +2
      20 февраля 2018 18:38
      Красотища!
      Вячеслав Олегович искреннее спасибо, просто класс!
  2. +12
    20 февраля 2018 07:02
    Автору огромное спасибо за познавательную статью. Очень понравилось!
    1. +3
      20 февраля 2018 10:32
      Автору огромное спасибо за познавательную статью. Очень понравилось!

      к "спасибо" присоединюсь. drinks ммм... feel Владимир, а стих? crying на скорую руку? wink drinks
      1. +14
        20 февраля 2018 12:21
        А прекрасная Гвиневра
        Портит Ланселоту нервы
        И несчастный Ланселот
        Носит дома бургиньот!
        wink drinks
        1. +5
          20 февраля 2018 13:05
          класс! drinks вот это талант! good слышал, шапочка из фольги тоже помогает, когда Рептилоиды (здрасьте, Дмитрий!) из космоса пытаются ментально воздействовать на неустойчивые личности. laughing Так вот оно, изобретение, откуда пошло, от Ланселота.... what drinks
          1. +3
            20 февраля 2018 14:42
            А вот Вы бы Николай, чем прятаться в шапочку из фольги, да РЕПТИЛОИДОВ опасаться, могли бы вспомнить заранее, что 10 марта ДЕНЬ АРХИВОВ!!! Этому празднику в России уже 15 лет! В этот день Петром I был подписан ""Генеральный Регламент или Устав"". Появились во всех государственных органах архивы и должность АКТУАРИУСА. Обязанность ""архивариуса""---""письма прилежно собирать, оным реестры чинить, листы перемичивать"". Почему пишу об этом сейчас?Наш Петербургский будет бесплатен. Сайт. Надо узнавать, как, чего в других городах. Надо заранее готовиться! Уважаемые камрады! Интересуйтесь!!!!!!!!!!!!! ЧТО кому важно.
            1. +2
              20 февраля 2018 16:15
              Да, кто свободен - может заглянуть, посмотреть... сколько там засаленных, пожелтевших от времени накопилось бумаг.
              1. +3
                20 февраля 2018 16:27
                Добрый день, Вячеслав! Надо с чего-то начинать! Сколько раз Вы нам про архивы напоминали, а я всё откладывал. Надеюсь, что важное для себя и своих родственников узнать.
            2. +2
              20 февраля 2018 16:34
              10 марта ДЕНЬ АРХИВОВ!!! Этому празднику в России уже 15 лет! В этот день Петром I был подписан ""Генеральный Регламент или Устав""

              Это действительно здорово. Думаю, интересующиеся и правда будут рады.
              да РЕПТИЛОИДОВ опасаться, могли бы вспомнить заранее

              зачем их опасаться? wink Аннунаки - братья наши! drinks так, поздоровался просто drinks Шутка, как же я мог про Вас не упомянуть! Вот Доброго Доктора иногда можно десять раз упоминать вскользь добрыми словами, а он... делает вид, что не видит! wink
              1. +2
                20 февраля 2018 18:40
                Уважаемый Николай соскучился по "клизме животворящей"?
                Всем здрасте!
                1. +2
                  20 февраля 2018 18:55
                  И Вам, Влад-Котища доброго здоровья!Фотка замечательная!
                  1. +3
                    20 февраля 2018 19:37
                    Дима вечер добрый! Свой должек помню, как только время появится обязательно исполню.
                    1. +2
                      20 февраля 2018 20:27
                      Вы ему бутылку торчите, Владислав? wink drinks и да, я соскучился по клизме! Надо вес сбрасывать laughing а это может обеспечить только Добрый Доктор в момент прений - я от натуги и потею, и другие процессы быстрее идут в организме fellow drinks вообще, надо заняться собой.. запустил, так сказать.. what
                      1. +2
                        20 февраля 2018 21:00
                        Угу - клизьма с к и п и д а р а, решает две проблемы! Обе сугубо личные!!!
  3. +5
    20 февраля 2018 08:00
    Красота,какие были мастера,какая фантазия.Автору спасибо.
  4. +8
    20 февраля 2018 08:33
    Филиппо Негроли, возвёл своё дело до уровня высокого искусства.Глядя на доспехи его производства, понимаешь, что подобное мог сотворить только художник достойный этой великой и дивной эпохи Возрождения, заслуживающий занимать место среди знаменитых творцов своей эпохи, таких как Рафаэль, Тициан, Микеланджело, Палладио, Брунеллески.
  5. +3
    20 февраля 2018 09:23
    Спасибо за статью. Замечательные шлемы. А голову действительно стоит беречь.
  6. +3
    20 февраля 2018 09:26
    бургиньоты на второй сверху и третьей (слева) фотографии практически неотличимы от шишаков
    1. +3
      20 февраля 2018 18:05
      Тот, что на третьем фото, шведские кирасиры носили. потому он сильно похож на тот, который на десятом фото (если "крылышки" убрать), который носили кирасиры польские. У них (шлемов) - общий предок - капеллина.
  7. +14
    20 февраля 2018 10:29
    В детстве, помню, мы постоянно летом делали себе мечи и неделю-другую рубились только треск стоял. Решил я как-то выпендритиься и нашел на чердаке дома какую-то жестянку, типа ведра, прорезал в Т-образное отверстие, набил каким-то ватином, чтобы голова в дно не упиралась и пошел "на войну". Первое, что сделали ребята, увидев меня в такой экипировке, это каждый двинул мне по голове.Потом все по очереди примерили мою обновку и тоже получили по голове. Потом началось собственно сражение. Так вот, мало того, что в нем плохо видно и слышно, так еще и каждая сволочь норовила мне именно по шлему звякнуть своей деревяшкой. Специально целились. После пары схваток я его снял и забросил в кусты.
    Мораль моего комментария не вполне соответствует теме статьи, но, глядя на некоторые образцы шлемов, представленных в ней, так и хочется сказать их владельцам: "Не выпендривайся, будь проще Чем больше товя голова выделяется из остальных, тем больше в нее прилетит". Как-то так. smile
    1. +5
      20 февраля 2018 10:53
      Самый лучший комментарий из всех!
      1. +3
        20 февраля 2018 18:52
        Да уважаемые друзья, я бы тоже по такому чем-нибудь стукнул. Рефлекс или влияние кинематографа!


  8. +6
    20 февраля 2018 10:42
    "Англоязычные специалисты дали этому шлему название бургонет, что, по-видимому, является «калькой» с французского термина bourguignotte. Как бы там ни было, лингвистически прослеживается связь названия этого шлема с герцогством Бургундия, хотя итальянские оружейники сыграли очень важную роль в его развитии".
    Если обратиться к классикам вроде Бехайма или Келли, то бургиньот появился именно в Италии, а затем через Испанию и Францию распространился по Европе. Притом даже даты появления этог шлема называются, у Келли 1505 год, у Бехайма - 1510. Так что Бургундия, судя по всему, участвовала только лингвистически.

    Бургиньот в античном стиле. 1532 год. Музей истории искусств Вены.
    Нижняя пластина несет гравированной изображение развернутого свитка с надписью: PHILIPPO NIGROLI IAC MEDIOLANIENSIS OPUS. Данный шлем — самый ранний бургиньот работы Филиппо Негроли из ныне известных и, возможно, вообще его первая работа, в подобном стиле.
  9. +4
    20 февраля 2018 11:05
    Спасибо за статью ,прекрасные иллюстрации, золотые руки были у оружейников.
    1. +3
      20 февраля 2018 16:12
      А вам не кажется, что все это поделка, созданная на 300 позже, чтобы А - заработать на этом, Б - исказить историю и оболгать русский сурерэтнос, и С - продвинуть распутство западных ценностей? Женщину-то на шлеме видели? Не прикрыта!
      1. +3
        20 февраля 2018 16:46
        Женщину-то на шлеме видели? Не прикрыта!

        Вячеслав Олегович, что это с Вами? belay сейчас Преподобного накличите! laughing
        ЕМНИП, эпоха Ренессанса и пробудила снова интерес к изображению обнаженного тела. Так сказать, надоело европейцам за тысячу лет греховные мысли-то не допускать, они да и прорвались, и никакая католическая церковь и инквизиция лично не помогла! lol

        Хотя.. вспомнил я миниатюру с изображением двух рыцарей из Вашей статьи "про певца, который о многом забыл". А вот акт совместной дефекации, видимо, изображать было не грешно! fellow drinks те трое, что стоят, аплодируют стоя! laughing
        1. +5
          20 февраля 2018 18:21
          Это не акт совместной дефекации. Эта миниатюра из Хроники Франции XIV века показывает, как сарацины оскверняли церковь Святого Иакова, испражняясь у алтаря.
          1. +3
            20 февраля 2018 20:30
            но рисовали же места непотребные! fellow значит, политика была избирательная. request Кого-то голозадым рисовать можно, а кому-то и на голое тело смотреть нельзя, ибо сожгут еще к чертовой матери. crying Снова двойные стандарты, вот всегда так в западной культуре! am
      2. +3
        20 февраля 2018 18:08
        Так они ж на этом не остановились! Процесс фальсификации продолжается. Книги издают. Метрополитен - музей например.
      3. 0
        21 февраля 2018 13:44
        Истинно так, срамота и поношение во языцех! Шлемы эти растленны суть и римских ересей наполнены! А изнутри надпись "Сделано в Китае " на латыни.
  10. +18
    20 февраля 2018 15:39
    Странно конечно - шлем появился в Италии, название бургундское.
    Были бургиньоты открытые и закрытые
    Но, как говорится, ни с чем не спутаешь
  11. +3
    20 февраля 2018 17:54
    Хороший обзор: по делу, не растянут, с "юморцой". И фотки good
    Спасибо! hi
  12. +2
    20 февраля 2018 18:49
    Да уважаемые друзья, я бы тоже по такому чем-нибудь стукнул. Рефлекс или влияние кинематографа!


    1. +2
      20 февраля 2018 19:13
      Ведический трилистник на шлеме просматривается! Славянин, однако!!!
      1. +2
        20 февраля 2018 19:48
        Да Вячеслав Олегович, соскучились Вы по представителям "фальк-хистори"! Даже за монголо-татар копья скрестить не с кем. К слову Опарышева давно не видно? Скукотища....!
        Хотя если честно, я всегда считал, что такой доброжелательный формат и есть то бесценное обрамление которое красит любую статью. А если учесть, что статья удалась на славу, то все это в совокупности умножает достигнутый результат Автора - стократно!!! hi
        1. +3
          20 февраля 2018 20:32
          Даже за монголо-татар копья скрестить не с кем. К слову Опарышева давно не видно? Скукотища....!

          давайте решать по-деловому. yes так мне позвать Преподобного, или нет? request а чтобы уравновесить чашу, еще и Марата! drinks
        2. +2
          20 февраля 2018 20:42
          Очень рад, что Вам понравилось. Доброе слово и кошке приятно, а уж человеку тем более.
      2. +4
        20 февраля 2018 20:33
        Ведический трилистник на шлеме просматривается! Славянин, однако!!!

        дык, может, он ирландец! laughing поклонник виски и Святого Патрика лично! fellow
        1. +3
          20 февраля 2018 21:04
          С виски все понятно! А Это как -Святого Патрика лично?
          1. +1
            20 февраля 2018 21:06
            в смысле, почитают Святого Патрика лично и особенно! laughing так сказать, исключительно! Слово "лично" в данной фразе используется для усиления значения. drinks
  13. +4
    20 февраля 2018 21:02
    Котище,
    Угу - клизьма с к и п и д а р а, решает две проблемы! Обе сугубо личные!!!

    я всегда считал затейником Виктора Николаевича... belay у него более, чем достойный, конкурент.. laughing drinks он, правда, другое как-то предлагал... laughing
    1. +3
      20 февраля 2018 21:15
      Нет Николай с к и п и д а р старое народное средство, с пощью которого не только смазывали трущееся деревянные механизмы, например ступитцу тележного колеса или цапфы основания заводского молота, но и использовали для лечения пакостных болезней! В притчах стариков это была панацея, но поговорка "что с к и п и д а р о м намазали" видимо взялась не зря.
      К слову надо двинуть "за бугор" русский допинг и все такое. Если хотб один "асматик" себе энное место намажет, то затею можно считать выгоревшей!
      1. +3
        20 февраля 2018 21:21
        пакостных болезней

        надеюсь, у меня их нет, кроме вялотекущей шизофрении what шутка! drinks
        К слову надо двинуть "за бугор" русский допинг и все такое.

        Гороховый суп! good И наш бегун побежит быстрее всех! fellow
        Если хотб один "асматик" себе энное место намажет, то затею можно считать выгоревшей!

        я, признаться, Владислав, не смотрю Олимпиаду. И не берусь судить, правильно ли, что атлеты поехали... Не знаю. Каждому свое. А "астматиков" зарубежных.. не мешало бы! А еще лучше тех, кто их крышует и продвигает! Тут бы даже Добрый Доктор, при всем его человеколюбии, не просто намазал бы, но поставил бы клизму по самые бакенбарды! fellow stop
        1. +3
          20 февраля 2018 21:55
          Эмоциями я полностью поддерживаю Вашу позицию!
          Хотя разум шепчет если кто-то из наших и согласился в "клоаку" поехать это его выбор и забирать его "шанс" мы не имеем права, а если заберем, то уподобимся евроуродцам.
          1. +4
            20 февраля 2018 22:02
            да, здравый смысл одно, эмоции другое, Вы правы. Не могу оценить. И Бог с ним. Один хрен, перемены будут, и в лучшую сторону. soldier Да, я готовлюсь в Проповедники, поэтому уверен в этом, хоть ВН и осуждает меня в качестве Проповедника. no Ну, не осуждал бы.. не получил бы сценарий в ответ! wink drinks
        2. Комментарий был удален.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»