Чем бы добить беднягу рыцаря? (Мечи и кинжалы Средневековья – часть третья)

45
22:6 ...взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе...
(Бытие)


Подсчитано, что в Библии слово нож встречается всего пять раз, тогда как меч 194. О чем это говорит? Разумеется, о большей значимости последнего перед первым. Нож – это нечто бытовое, хозяйственное, обыденное. Меч – это то, что слабого человека отделяет от сильного. Взял в руки меч – получил определенные права. Ведь недаром, кстати, в Библии не конкретизируется, чем Каин убил Авеля. Скорее всего, он его просто зарезал пастушеским ножом. Но сообщение об этом, будучи записанным, могло бы привести к непредсказуемым последствиям, поэтому-то его и не стали помещать в текст.




Одна из очень примечательных миниатюр своего времени, которая вполне может считаться первоисточником, несмотря на всю мифологичность своего сюжета. А сюжет банален: «Нашел он (то есть Самсон – В.О.) свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек». Миниатюра взята из манускрипта «Зеркало истории», датируемого 1370 – 1380 гг. (Национальная библиотека Франции, Париж). Однако уберем с нее ослиную челюсть, и перед нами предстанут типичные воины эпохи кольчужно-пластинчатой брони». На головах шлемы-бацинеты без забрала типично французской формы, на одном – «шапель де фер» («железная шляпа»), а сами воины одеты в кольчуги, с трубчатыми доспехами на руках вместе с латными перчатками. Но обратите внимание: один из филистимлян замахивается на Самсона типичным кинжалом рондель! Значит… в это время такие кинжалы уже были в ходу!

Вот и в Средние века свободен был только лишь тот человек, который имел при себе меч и – что самое важное, умел этим мечом пользоваться. Ведь привесить меч на бедро в принципе мог и крестьянин, но без многолетней тренировки он ничего бы не смог им сделать против рыцаря, которому деревянный меч дали в руки в семь лет и с тех пор он только и делал, что обучался искусству мечника.


А вот это миниатюра из знаменитых «Хроник Франции из Сен Дени» и годы практически те же, 1380 – 1400. (Британская библиотека). Опять-таки обратим внимание на детали: на всех воинах шлемы-бацинеты типа «бундхугель», кольчужные оплечья – авентайл, кафтаны джупоны (или жупоны), под которыми скрываются латы на руках, но зато отлично видны латы на ногах, включая петли наголенников. Непонятно почему, но наколенники у всех изображенных на рисунке почему-то показаны позолоченными. И те же жупоны у некоторых подпоясаны, а у некоторых нет. На рисунке явно изображено посвящение в рыцари прямо на поле боя, но интереснее другое – кинжалы рондель, нарисованные в качестве принадлежности костюма двух рыцарей. И тот, и другой висят рукояткой вниз и это так и должно быть, поскольку рукоятка этого кинжала была тяжелее клинка. Но из ножен он не выпадал, значит там присутствовала какая-то «защелка». Кроме того, ни у того, ни у другого воина нет перевязи, на которой висели бы ножны. Значит, они были пришиты прямо к жупону! Но… где же у них мечи? Перевязей-то ведь не видно?

Впрочем, сегодня нас опять-таки интересуют не столько мечи, сколько кинжалы. Причем, если в предыдущем материале источниковой базой нашего исследования послужили непосредственно их артефакты и эффигии, то сегодня мы обратимся к средневековым миниатюрам – т.е. рисункам в манускриптах или «рукописных книгах». К миниатюрам из средневековых книг мы обращались уже неоднократно, и это позволяет нам сделать ряд интересных выводов.


«А вот так их применяли в рукопашной!» Принято считать, что тот же рондель применялся для того, чтобы добивать своих противников. И это притом, что добивать рыцаря означало то же самое, что резать курицу, несущую золотые яйца. Однако на этой миниатюре 1400 – 1425 гг. из Национальной библиотеки Франции в Париже мы видим странную картину: самоубийцу рыцаря на переднем плане, позади которого воин в «железной шляпе» поражает своего противника ударом ронделя в смотровую щель забрала.

Чем бы добить беднягу рыцаря? (Мечи и кинжалы Средневековья – часть третья)

Шлем-бацинет вроде тех, что изображены на этих миниатюрах из собрания Музея средневековой войны в замке Кастельно в Перигоне, Франция.

Во-первых, средневековые художники-миниатюристы долгое время исторической перспективой не владели. Например, есть масса миниатюр, изображающих распятие Христа, и на всех этих «картинках» мы видим людей, одетых в одежду своего времени, то есть того времени, когда была сделана эта миниатюра. А вот оружие в руках у «римских легионеров» может быть весьма оригинальным и непохожим ни на какое оружие вообще. То есть… художник, очевидно, понимал, что «тогда, это не сейчас» и каким-то образом хотел это подчеркнуть. Проще всего было придумать и нарисовать фантастического вида оружие, тогда как придумывать еще и одежду было и долго, и хлопотно.


О том, что все так и было, говорит частота повторений миниатюр в манускриптах разных стран. Например, на этой миниатюре их «Хроники» 1410 года (Национальная библиотека Нидерландов) мы видим схватку рыцарей из Фландрии, и они тоже одеты в жупоны, причем у кого-то они не подпоясаны, и они точно также дерутся кинжалами-ронделями.


Миниатюра из манускрипта 1380 – 1400 гг. из Британской библиотеки. Здесь изображено, как победители добивают побежденных. Добивают их мечами, топорами, кинжалами и боевыми молотками. Интересно, что кинжал у воина в центре висит на поясе почему-то слева, вместо меча, а сам он «работает» топором! То есть на меч этот «товарищ» еще не заработал?

Во-вторых, изображения оружия служили определенной цели. Например, очень часто сарацины изображались с жуткого вида «кривыми мечами», реально никогда не существовавшими. Нет их и на собственно арабских миниатюрах – там мечи у всех прямые. То есть этим самым подчеркивалось их несходство с воинами-христианами. Но такие же мечи мы нередко видим и в руках у воинов-европейцев. Как это объяснить? Понятно, что это не трофеи, нельзя взять в качестве трофея то, чего нет. Тогда что? А это злая сатира!!! «Наши» изображены как положено, а вот противник – вооружен оружием неверных. То есть – «они плохие». И, кстати, этот прием применяется в пропаганде и сегодня.


Примером изображения оружия, которого археологи еще не нашли, а может быть, и не найдут уже никогда, является вот эта миниатюра из манускрипта «Ab Urbe Condita» 1400–1425 гг. (Национальная библиотека Франции, Париж). Здесь мы видим фелчен, а также две какие-то совершенно жуткие секиры, в то время как остальные дерутся копьями и топорами. Кинжалов на одежде нет ни у кого. Зато все в типичных для того времени шлемах-бацинетах и жупонах.

Так что средневековым миниатюрам как источнику доверять можно, но при условии, что миниатюры с изображением Троянской войны из манускрипта XIII века мы не станем записывать в источники именно по Троянской войне, равно как и миниатюры из «Романа об Александре» (имеется ввиду Александр Македонский). Далее – им можно доверять, если изображения на них коррелируются с дошедшими до нас артефактами. То есть щиты с выпуклым изображением человеческого лица скорее всего следует признать фантазией миниатюриста. А вот щиты с оковками и умбоном – реальность, поскольку мы видим их и на барельефах, и в руках у эффигий, и целых ряд таких щитов нашли в болотах и… даже сейчас можем подержать некоторые из них, сохранившиеся в стенах замков и монастырей.


Странная какая-то сценка. Один рыцарь пронзает другого мечом, а тот почему-то держит в руке кинжал…


Очень занятная сцена поединка. «Блуждающий рыцарь» 1400 г. (Национальная библиотека Франции, Париж). На рыцаре слева типичная бригандина, причем с двумя цепями и крюком для копья. Корона на шлеме может означать все, что угодно – это может быть и король, и барон, и просто положительный персонаж, такая была мода. Восточный рыцарь справа имел удивительный (судя по ножнам) меч, но где-то его потерял. Судя по мифическому щиту и ножнам от меча это… «не наш человек», «плохой». Но все остальное снаряжение у него аналогичное «герою» слева. Ну не видел миниатюрист восточных рыцарей и как его «по-восточному» изобразить? Вот он и пририсовал ему меч и щит, а так даже кинжал ему дал в руку обычный – привычный всем рондель!

То же самое касается и оружия. Частотность находок и изображений должна коррелироваться, то есть примерно совпадать. А если этого не происходит, то можно предполагать, что мы имеем дело с… живописной модой, данью времени, или даже необузданной фантазией художника.


А вот на этой серии миниатюр с сайта «военная миниатюра» показана «судьба» рыцаря, пораженного именно кинжалом.

Аминь!
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    24 февраля 2018 05:43
    В "Крестоносцах"" Сенкевича юный рыцарь Збышко ,восемнадцати лет,рукой выжимал сок из дубовой ветки.Это я к тому,что рыцарь с детства тренировался,про что и упомянул Автор.
    1. +7
      24 февраля 2018 09:50
      Ну, Сенкевич - ещё тот источник, особенно про "ясновельможных панов". А любому рыцарю с детства ничего не оставалось, кроме как постигать азы будущей профессии (если он собирался жить относительно долго).
      1. +4
        24 февраля 2018 11:15
        Как минимум не хуже Дрюоона!
        1. +2
          24 февраля 2018 11:17
          Вообще-то хуже: Дрюон не русофоб, хотя бы.
          1. 0
            24 февраля 2018 13:10
            В свете "нашего ответа Чемберлену" (Сенкевичу) из худлита предлагаю почитать "Погоня на Грюнвальд" (К. Тарасов)
          2. +2
            24 февраля 2018 18:17
            Я в детстве читал "Крестоносцев" и смотрел одноименный ,очень трагичный и героический фильм,русофобией там и не пахнет.Это сейчас с приходом Гласности открываются шкафы со скелетами и низвергаются бывшие кумиры, рушатся стереотипы.От многого прямо оторопь берет!
            "Погоню" обязательно найду в Инете ,скачаю и прочитаю,спасибо.
            1. +1
              24 февраля 2018 18:22
              Да ладно Сенкевич, даже глубоко уважаемый мною Станислав Лем оказался русофобом, в 70-е годы его переводили не полностью, ну а в 90-е перевели всё.
              1. +5
                24 февраля 2018 18:46
                Спасибо за информацию, но про их русофобию и знать не хочу.Не сдавать же в макулатуру их книги.Это как про геев и кастратов- талантливые чертяки в пении,остальное не важно, на мой взгляд,но Зеленского и ему подобных ненавижу всей душой!А"Погоню"уже скачал."Русь изначальная" одна из любимых книг,в русле обсуждения статьи - зарождения рыцарства на Руси!
                1. +3
                  24 февраля 2018 18:54
                  Я тоже считаю, что примитивной русофобией Лем просто погубил свой талант, а те же братья Стругацкие, начавшие с прекрасных произведений, закончили "Беседами при свечах или евреи города Питера". Халтура - самоубийство с целью наживы, читал такое определение где-то.
                  1. +1
                    25 февраля 2018 07:19
                    Ещё раз спасибо за информацию, литературовед из меня неважнецкий.
                  2. 0
                    25 февраля 2018 21:04
                    Авиатор_ Цель они потеряли вот что... осталось одно "нудение души".
        2. +1
          25 февраля 2018 08:47
          Цитата: andrewkor
          Как минимум не хуже Дрюоона!

          Уважаемый, если вы о своих личных вкусах, то спорить бессмысленно.
          Ну а если объективно сравнивать произведения Дрюона и Сенкевича с исторической точки зрения, то сравнение будет явно не в пользу последнего.
          Это данность.
  2. +22
    24 февраля 2018 07:26
    Судьба рыцаря пораженного таким кинжалом действительно незавидна
    Аминь!
  3. +7
    24 февраля 2018 07:29
    Современных "девушек-дизайнеров" критиковать довольно -таки легко. Изображения современной техники, а также вооружения и техники времен ПМВ и ВМВ весьма доступны. А вот что-бы критиковать "девушек-дизайнеров" средневековья надо быть в теме. Спасибо за статью.
    Следует вспоминать отечественных "девушек-дизайнеров", времен средневековья, изображающих монголоидов с европейскими лицами.
    1. +4
      24 февраля 2018 08:10
      Цитата: igordok
      Следует вспоминать отечественных "девушек-дизайнеров", времен средневековья, изображающих монголоидов с европейскими лицами.

      Вот вам "девушки" и неотечественные:

      Может они и на самом деле так выглядели??
    2. +5
      24 февраля 2018 19:18
      Ха! В Азиатских республиках Ленины на всех плакатах были с "азиатскими" лицами :)
      1. +2
        24 февраля 2018 19:28
        Цитата: Sverdlov
        Ха! В Азиатских республиках Ленины на всех плакатах были с "азиатскими" лицами :)

        "Девушки-дизайнеры", они всюду и всегда. От их никуда не денешься.
      2. 0
        25 февраля 2018 21:48
        А в Петрозаводске Ленин был карело-фином
  4. +4
    24 февраля 2018 09:18
    Спасибо за статью ,прекрасные иллюстрации ,ждем продолжения .
  5. +3
    24 февраля 2018 12:04
    Иллюстрация "странной сценки" (к сожалению, Вячеслав Олегович, против обыкновения, не привел источник) очень интересна! Выдвину предположение, что на ней зпечатлен не поединок, а убийство. Отсюда и разница в используемом оружии. Кстати, способ удержания клинка у рыцаря с мечом, очень хорошо прорисован и является "фехтовальным" (рукоять меча расположена вдоль кисти, а не перпендикулярно).
    1. +5
      24 февраля 2018 12:12
      В оригинале статьи было еще ТРИ иллюстрации из этого же источника - манускрипт из Германии, библиотека Нюрнберга. Там вообще дальше сцены жуткие...Но почему-то... конца нет, слово ПОЕДИН... и все. Хотя Аминь относится к картинке с уложением бедняги в гроб! Видимо, объем ВО не позволил вместить ее целиком. Такое бывает!
      1. +4
        24 февраля 2018 12:45
        Я имел в виду третью снизу картинку. Что до последнего изображения, если прорисовка точна, то победитель тоже нежилец,, судя по всему вскрыта бедренная или подвздошная артерия. Если последняя, то жить ему оставалось минут пятнадцать. В первом случае был шанс, но маленький.
      2. +1
        24 февраля 2018 19:32
        Восточный рыцарь справа имел удивительный (судя по ножнам) меч, но где-то его потерял. Судя по мифическому щиту и ножнам от меча это… «не наш человек», «плохой»
        Мечи под ногами у рыцарей,видны одни рукоятки(кстати похожие друг на друга)остальное закрыто щитами.
  6. 0
    24 февраля 2018 12:33
    Безусловно, благодарим автора за труд по написанию статьи. Однако, хотелось бы, с учетом богатых познаний Вячеслава в области вооружения и амуниции средневековья, в его статьях видеть более углубленный анализ развития вооружений и, соответственно, снаряжения, с учетом тенденций влиявших на этот процесс, и по-возможности с примерами исторических личностей, что, кстати, он не раз демонстрировал в прошлых статьях.
    1. +1
      25 февраля 2018 07:35
      Это бы я и сам хотел видеть в своих статьях, но... иногда есть информация, а иногда нет. Иногда есть настроение, а иногда нет, иногда есть время, а иногда нет. Поэтому иногда статьи получаются такими, как Вы (и я тоже!) хотели бы их видеть всегда, а иногда -нет!
  7. +2
    24 февраля 2018 13:21
    Вячеслав Олегович, по поводу "свободного человека" в Средние Века, позвольте не согласится. Степень свободы не определялась наличием меча и в разные периоды существенно разнилась. Да и сама периодизация историческая, понятие очень расплывчатое, зависящее от трактовки исторического процесса той или иной исследовательской школой.
  8. +1
    24 февраля 2018 14:15
    Ведь недаром, кстати, в Библии не конкретизуется, чем Каин убил Авеля. Скорее всего, он его просто зарезал пастушеским ножом. Но сообщение об этом будучи записанным могло бы привести к непредсказуемым последствиям, поэтому-то его и не стали помещать в текст.

    Что-то непонятно, каким последствиям?
    1. +2
      24 февраля 2018 19:22
      Мог появиться новый символ - "оружие, которым Каин убил Авеля". А уже был крест... зачем умножать сущности?
      1. 0
        25 февраля 2018 18:07
        Позволю себе не согласиться, история про Каина с Авелем более древняя, она появилась ещё в Бытии, первой книге Пятикнижия (Торы), Ветхого Завета и вообще всей Библии, задолго до евангельских событий и установления почитания креста. Да и Каин был земледельцем, пастухом был Авель. Скорее он его мотыгой или серпом убил: "и, зазвав Авеля в поле, убил его.".
        1. +1
          25 февраля 2018 21:02
          Вот именно. Ранние символы христианства - рыба, пастух с овцой за плечами... а тут еще добавляется серп, посох или мотыга... Мы, конечно, можем это лишь предполагать. Но все же мне всегда было интересно, почему не назван предмет убийства?
          1. 0
            26 февраля 2018 18:43
            Может быть просто сочли несущественной деталью. Во всяком случае, кровь Авеля "вопияла от земли", значит чем-то, наносящим кровоточащие раны.
          2. +1
            18 января 2022 18:12
            почему не назван предмет убийства?

            Да, и правда... задумался.... есть одна версия, но она больше для порнохаба, чем для топвара годится.
            Или может он его овцой и забил? Или копченым лещом?
  9. +4
    24 февраля 2018 15:03
    "А вот это миниатюра из знаменитых «Хроник Франции из Сен Дени» и годы практически те же 1380 – 1400. (Британская библиотека). Опять-таки обратим внимание на детали: на всех воинах шлемы бацинет типа «бундхугель», кольчужные оплечья – авентайл, кафтаны джупоны (или жупоны), под которыми скрываются латы на руках, но зато отлично видны латы на ногах, включая петли наголенников. Непонятно почему, но наколенники у всех изображенных на рисунке почему-то показаны позолоченными. И те же жупоны у некоторых подпоясаны, а у некоторых нет. На рисунке явно изображено посвящение в рыцари прямо на поле боя..."
    На миниатюре изображено пленение английского рыцаря, сенешаля JOHN de Saint-John французами в Аквитании, недалеко от Bellegarde 28 января 1297 года.
    1. +3
      24 февраля 2018 19:28
      Ничего не могу сказать. Оригинала не читал. Взял информацию с сайта "военная миниатюра". Если бы там было это написано, написал бы...
      1. +1
        24 февраля 2018 22:43
        Можете не сомневаться, информация с оригинала.
        1. +4
          25 февраля 2018 07:32
          Лишний раз убеждаюсь, что все нужно проверять! Прав был социопат Зорг - "хочешь что-то сделать хорошо, сделай все сам!"
          1. +1
            25 февраля 2018 11:07
            Я сам давно пришел к этому выводу. Как только начинаешь "верить на слово", обязательно вляпаешься.
  10. +5
    24 февраля 2018 15:32
    "Миниатюра из манускрипта 1380 – 1400 гг. из Британской библиотеки. Здесь изображено, как победители добивают побежденных. Добивают их мечами, топорами, кинжалами и боевыми молотками. Интересно, что кинжал у воина в центре висит на поясе почему-то слева, вместо меча, а сам он «работает» топором! То есть на меч этот «товарищ» еще не заработал?"
    Эта миниатюра тоже из Chroniques de France ou de St Denis.
    Изображена на ней Битва при Куртре́ или Битва шпор между фламандцами и французами. Фламандцы вышли победителями, пленных не брали и собрали с трупов рыцарей 700 пар золотых шпор, которые в назидание будущим поколениям были вывешены в одной из городских церквей, поэтому битва при Куртре вошла в историю также как Битва золотых шпор. Фламандское войско в основном состояло из хорошо обученной и оснащённой городской милиции, организованной в гильдиях. Вооружение составляли стальные шлемы, кольчуги, копья, луки, арбалеты и годендаги. Так что отсутствие мечей вполне обьяснимо.
  11. 0
    24 февраля 2018 19:27
    [quote][/quote]
  12. +1
    24 февраля 2018 19:35
    Цитата: Sverdlov
    интереснее другое – кинжалы рондель, нарисованные в качестве принадлежности костюма двух рыцарей. И тот, и другой висят рукояткой вниз и это так и должно быть, поскольку рукоятка этого кинжала была тяжелее клинка. Но из ножен он не выпадал, значит там присутствовала какая-то «защелка». Кроме того, ни у того, ни у другого воина нет перевязи, на которой висели бы ножны. Значит, они были пришиты прямо к жупону!


    У меня три жутких предположения по этому поводу. Кинжалы, "рукоятками вниз", на миниатюре выглядят так будто их пририсовали позднее, чисто по стилю. Рукоятки вниз - к чему такие сложности? И третье - " пришитые к жупану ножны" это, вообще, шедвр! Их от крови стирали в месте прыгая голыми пятками в чане?
    1. +1
      24 февраля 2018 22:38
      Зачем их пририсовывать позднее? Смысл? "К чему такие сложности?" И конесчно с ножнами их никто не стирал. Люди не дураки. Как-то привязывались ножны. Но сам факт интересен, не на перевязи и не на поясе их носили! Рационально поступали люди, вот что важно.
  13. +1
    25 февраля 2018 08:37
    Круто!-полезно-особенно с примерами-миниатюрами наглядно показано какое рублево тогда имело место быть-секиры,топоры и боевые молотки!-Жуть то какая!
  14. +1
    26 февраля 2018 06:21
    Вообще-то с мечи носили и купцы. Хотя, конечно: для купца меч был всего лишь подспорьем, тогда как для рыцаря - делом жизни.
    1. +1
      26 февраля 2018 07:18
      Да, носили.И женщины-самурайки тоже в путешествии и при пожаре могли носить меч. Но вряд ли женщина смогла бы справиться с самураем-мужчиной. Среднестатистическая, конечно.
  15. 0
    1 марта 2018 19:14
    А... собственно, зачем добивать рыцаря? За него ж можно выкуп получить. И не малый. Вероятно, эти кинжалы и прочие средневековые заточки использовались либо для добивания рыцарей, которым лекарь уже ничем помочь не сможет, либо... для укокошивания оппонента с наименьшим вредом для его доспехов, с целью последующего завладения и перепродажи оных)

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»