Многоразовый космос: перспективные проекты космических кораблей США

21 июля 2011 года американский космический корабль Atlantis совершил свою последнюю посадку, поставившую точку в длительной и интереснейшей программе Space Transportation System. По целому ряду причин технического и экономического характера было решено прекратить эксплуатацию системы Space Shuttle. Тем не менее, от идеи многоразового космического корабля не отказались. В настоящее время разрабатывается сразу несколько подобных проектов, и некоторые из них уже успели показать свой потенциал.

Проект многоразового космического корабля «Спейс Шаттл» преследовал несколько основных целей. Одной из главных было сокращение стоимости полета и подготовки к нему. Возможность многократного применения одного и того же корабля в теории давала известные преимущества. Кроме того, характерный технический облик всего комплекса позволил заметным образом увеличить допустимые габариты и массу полезной нагрузки. Уникальной особенностью STS была возможность возвращения космических аппаратов на Землю внутри своего грузоотсека.

Многоразовый космос: перспективные проекты космических кораблей США
Последний старт корабля Altantis, 8 июля 2011 г. Фото NASA



Тем не менее, в ходе эксплуатации было установлено, что удалось выполнить далеко не все поставленные задачи. Так, на практике подготовка корабля к полету оказалась слишком долгой и дорогой – по этим параметрам проект не укладывался в изначальные требования. В ряде случаев многоразовый корабль принципиально не мог заменить «обычные» ракеты-носители. Наконец, постепенное моральное и физическое устаревание техники приводило к самым серьезным рискам для экипажей.

В итоге было принято решение о прекращении эксплуатации комплекса Space Transportation System. Последний 135-й полет состоялся летом 2011 года. Четыре имевшихся корабля списали и передали музеям за ненадобностью. Самым известным последствием таких решений стал тот факт, что американская космическая программа на несколько лет осталась без собственного пилотируемого корабля. До сих пор астронавтам приходится попадать на орбиту при помощи российской техники.

Кроме того, на неопределенный срок вся планета осталась без используемых многоразовых систем. Впрочем, уже принимаются определенные меры. К настоящему времени американские предприятия разработали сразу несколько проектов многоразовых космических кораблей того или иного рода. Все новые образцы уже, как минимум, выведены на испытания. В обозримом будущем они также смогут поступить в полноценную эксплуатацию.

Boeing X-37

Основной компонент комплекса STS представлял собой орбитальный самолет. Эта концепция в настоящее время находит применение в проекте X-37 компании Boeing. Еще в конце девяностых годов «Боинг» и NASA начали изучать тематику многоразовых кораблей, способных находиться на орбите и летать в атмосфере. В начале прошлого десятилетия эти работы привели к старту проекта X-37. В 2006 году опытный образец нового типа дошел до летных испытаний со сбросом с самолета-носителя.


Аппарат Boeing X-37B в обтекателе ракеты-носителя. Фото US Air Force


Программа заинтересовала военно-воздушные силы США, и с 2006 года реализуется уже в их интересах, хотя и при определенном содействии со стороны NASA. По официальным данным, ВВС желают получить перспективный орбитальный самолет, способный выводить в космос различные грузы или выполнять разнообразные эксперименты. По разным оценкам, нынешний проект X-37B может использоваться и в иных миссиях, в том числе связанных с ведением разведки или выполнением полноценной боевой работы.

Первый космический полет аппарата X-37B состоялся в 2010 году. В конце апреля ракета-носитель Atlas V вывела аппарат на заданную орбиту, где он пробыл 224 дня. Посадка «по-самолетному» состоялась в начале декабря того же года. В марте следующего года начался второй полет, продолжавшийся до июня 2012-го. В декабре состоялся очередной запуск, а третья посадка была проведена только в октябре 2014 года. С мая 2015-го по май 2017-го опытный X-37B осуществлял свой четвертый полет. 7 сентября прошлого года начался очередной испытательный полет. Когда он завершится – не уточняется.

Согласно немногочисленным официальным данным, целью полетов является изучение работы новой техники на орбите, а также проведение различных экспериментов. Даже если опытные X-37B и решают задачи военного характера, заказчик и исполнитель не раскрывают подобную информацию.

В существующем виде изделие Boeing X-37B представляет собой самолет-ракетоплан характерного облика. Он отличается крупным фюзеляжем и плоскостями средней площади. Используется ракетный двигатель; управление осуществляется автоматикой или по командам с земли. По известным данным, в фюзеляже предусмотрен грузовой отсек длиной более 2 м и диаметром свыше 1 м, в котором можно разместить до 900 кг полезной нагрузки.

Прямо сейчас опытный X-37B находится на орбите и решает поставленные задачи. Когда он вернется на Землю – неизвестно. Сведения о дальнейшем ходе пока экспериментального проекта тоже не уточняются. По-видимому, новые сообщения об интереснейшей разработке появятся не ранее очередной посадки опытного образца.

SpaceDev / Sierra Nevada Dream Chaser

Еще одной версией орбитального самолета является корабль Dream Chaser от компании SpaceDev. Этот проект разрабатывался с 2004 года для участия в программе NASA Commercial Orbital Transportation Services (COTS), однако не смог пройти первый этап отбора. Тем не менее, компания-разработчик вскоре договорилась о сотрудничестве с фирмой United Launch Alliance, которая была готова предложить свою ракету-носитель Atlas V. В 2008 году SpaceDev вошла в состав корпорации Sierra Nevada, и вскоре после этого получила дополнительное финансирование для создания своего орбитального самолета. Позже появилось соглашение с Lockheed Martin о совместном строительстве опытной техники.


Опытный орбитальный самолет Dream Chaser. Фото NASA


В октябре 2013 года летный прототип аппарата Dream Chaser был сброшен с вертолета-носителя, после чего перешел в планирующий полет и выполнил горизонтальную посадку. Несмотря на поломку при посадке, прототип подтвердил расчетные характеристики. В дальнейшем были выполнены некоторые другие проверки на стендах. По их результатам проект был доработан, а в 2016 году стартовало строительство опытного образца для космических полетов. В середине прошлого года NASA, Sierra Nevada и ULA подписали соглашение о проведении двух орбитальных полетов в 2020-21 годах.

Не так давно разработчики аппарата Dream Chaser получили разрешение на проведение запуска в конце 2020 года. В отличие от ряда других современных разработок, первая космическая миссия этого корабля будет осуществляться с реальной нагрузкой. Корабль должен будет доставить на Международную космическую станцию определенные грузы.

В существующем виде многоразовый космический корабль Sierra Nevada / SpaceDev Dream Chaser представляет собой самолет характерного облика, внешне напоминающий некоторые американские и зарубежные разработки. Машина имеет общую длину 9 м и оснащена треугольным крылом размахом 7 м. Для совместимости с существующими ракетами-носителями в будущем будет разработано складное крыло. Взлетная масса определена на уровне 11,34 т. Dream Chaser сможет доставлять на МКС 5,5 т груза и возвращать на Землю до 2 т. Спуск с орбиты «по-самолетному» связан с меньшими перегрузками, что, как ожидается, может быть полезным для доставки некоторого оборудования и образцов в рамках отдельных экспериментов.

SpaceX Dragon

По ряду причин, идея орбитального самолета в настоящее время не пользуется особой популярностью среди разработчиков новой космической техники. Более удобным и выгодным сейчас считается многоразовый корабль «традиционного» облика, выводимый на орбиту при помощи ракеты-носителя и возвращающийся на Землю без использования крыльев. Наиболее успешной разработкой такого рода является изделие Dragon от компании SpaceX.


Грузовой корабль SpaceX Dragon (миссия CRS-1) вблизи МКС. Фото NASA


Работы по проекту Dragon стартовали в 2006 году и выполнялись в рамках программы COTS. Целью проекта являлось создание космического корабля с возможностью неоднократных запусков и возвращений. Первый вариант проекта предполагал создание транспортного корабля, а в дальнейшем на его базе планировалось разработать пилотируемую модификацию. К настоящему времени Dragon в версии «грузовика» показал определенные результаты, тогда как ожидаемый успех пилотируемой версии корабля постоянно сдвигается по срокам.

Первый демонстрационный запуск транспортного корабля Dragon состоялся в конце 2010 года. После всех требуемых доработок NASA заказало полноценный запуск такого аппарата с целью доставки грузов на Международную космическую станцию. 25 мая 2012 года «Дракон» успешно пристыковался к МКС. В дальнейшем было проведено несколько новых запусков с доставкой грузов на орбиту. Важнейшим этапом программы стал пуск 3 июня 2017 года. Впервые в истории программы состоялся повторный запуск отремонтированного корабля. В декабре в космос отправился еще один аппарат, уже летавший к МКС. С учетом всех испытаний к настоящему времени изделия Dragon совершили 15 полетов.

В 2014 году компания SpaceX анонсировала перспективный пилотируемый корабль Dragon V2. Утверждалось, что этот аппарат, представляющий собой развитие существующего грузовика, сможет доставлять на орбиту или возвращать домой до семи космонавтов. Также сообщалось, что в будущем новый корабль сможет использоваться для облета Луны, в том числе с туристами на борту.

Как нередко случается с проектами компании SpaceX, сроки реализации проекта Dragon V2 несколько раз смещались. Так, из-за задержек с предполагаемым носителем Falcon Heavy дата первых испытаний переместилась на 2018 год, а первый пилотируемый полет постепенно «уполз» на 2019-й. Наконец, несколько недель назад компания-разработчик объявила о намерении отказаться от сертификации нового «Дракона» для пилотируемых полетов. В будущем такие задачи предполагается решать при помощи многоразовой системы BFR, которая еще не создана.

Транспортный корабль Dragon имеет полную длину 7,2 м при диаметре 3,66 м. Сухая масса – 4,2 т. Он способен доставлять к МКС полезную нагрузку весом 3,3 т и возвращать до 2,5 т груза. Для размещения тех или иных грузов предлагается использовать герметичный отсек объемом 11 куб.м и негерметичный 14-кубовый объем. Отсек без герметизации при спуске сбрасывается и сгорает в атмосфере, тогда как второй грузовой объем возвращается на Землю и осуществляет посадку на парашюте. Для коррекции орбиты аппарат оснащается 18 двигателями типа Draco. Работоспособность систем обеспечивается парой солнечных батарей.

При разработке пилотируемой версии «Дракона» были использованы определенные агрегаты базового транспортного корабля. При этом герметичный отсек пришлось заметным образом переработать для решения новых задач. Также изменились некоторые иные элементы корабля.

Lockheed Martin Orion

В 2006 году NASA и компания Lockheed Martin договорились о создании перспективного космического корабля, пригодного для многократного использования. Проект назвали в честь одного из самых ярких созвездий – Orion. На рубеже десятилетий, уже после завершения части работ, руководство Соединенных Штатов предложило отказаться от этого проекта, но после долгих споров его удалось спасти. Работы были продолжены и к настоящему времени привели к определенным результатам.


Перспективный корабль Orion в представлении художника. Рисунок NASA


В соответствии с исходной концепцией, корабль «Орион» должен был использоваться в разных миссиях. С его помощью предполагалось доставлять грузы и людей на Международную космическую станцию. Получив соответствующее оборудование, он мог бы отправиться к Луне. Также прорабатывалась возможность осуществления полета к одному из астероидов или даже к Марсу. Тем не менее, решение таких задач относили к отдаленному будущему.

Согласно планам прошлого десятилетия, первый испытательный запуск корабля Orion должен был состояться в 2013 году. На 2014-й планировали старт с астронавтами на борту. Полет к Луне можно было осуществить до конца десятилетия. Впоследствии график был скорректирован. Первый беспилотный полет перенесли на 2014 год, а запуск с экипажем – на 2017-й. Лунные миссии перенесли на двадцатые годы. К настоящему времени на следующее десятилетие были перенесены и полеты с экипажем.

5 декабря 2014 года состоялся первый испытательный запуск «Ориона». Корабль с имитатором полезной нагрузки был выведен на орбиту ракетой-носителем Delta IV. Через несколько часов после старта он вернулся на Землю и приводнился в заданном районе. Новые запуски пока не проводились. Впрочем, специалисты «Локхид-Мартин» и НАСА не сидели без дела. За несколько последних лет был построен ряд опытных образцов для проведения тех или иных испытаний в земных условиях.

Всего несколько недель назад началось строительство первого корабля Orion для пилотируемого полета. Его запуск запланирован на следующий год. Задача вывода корабля на орбиту будет возложена на перспективную ракету-носитель Space Launch System. Завершение текущих работ покажет реальные перспективы всего проекта.

Проект Orion предусматривает строительство корабля длиной порядка 5 м и диаметром около 3,3 м. Характерной чертой этого аппарата является большой внутренний объем. Несмотря на установку необходимой аппаратуры и приборов, внутри герметичного отсека остается чуть менее 9 куб.м свободного пространства, пригодного для установки тех или иных устройств, в том числе кресел экипажа. Корабль сможет брать на борт до шести астронавтов или определенный груз. Полная масса корабля определена на уровне 25,85 т.

Суборбитальные системы

В настоящее время реализуется несколько любопытных программ, не предусматривающих выведение полезной нагрузки на орбиту Земли. Перспективные образцы техники от ряда американских компаний смогут осуществлять только суборбитальные полеты. Такую технику предполагается использовать для проведения некоторых исследований или в ходе развития космического туризма. Новые проекты такого рода не рассматриваются в контексте развития полноценной космической программы, но все же представляют определенный интерес.


Суборбитальный аппарат SpaceShipTwo под крылом самолета-носителя White Knight Two. Фото Virgin Galactic / virgingalactic.com


Проекты SpaceShipOne и SpaceShipTwo от компаний Scale Composites и Virgin Galactic предлагают строительство комплекса в составе самолета-носителя и орбитального самолета. С 2003 года техника двух типов выполнила значительное число испытательных полетов, в ходе которых отрабатывались различные особенности конструкции и методики работы. Ожидается, что корабль типа SpaceShipTwo сможет брать на борт до шести пассажиров-туристов и поднимать их на высоту не менее 100-150 км, т.е. выше нижней границы космического пространства. Взлет и посадка должны осуществляться с «традиционного» аэродрома.

Компания Blue Origin с середины прошлого десятилетия прорабатывает иной вариант суборбитальной космической системы. Она предлагает выполнять подобные полеты при помощи связки ракеты-носителя и корабля по типу используемых в иных программах. При этом и ракета, и корабль должны быть многоразовыми. Комплекс получил название New Shepard. C 2011 года ракеты и корабли нового типа регулярно совершают испытательные полеты. Уже удалось отправить космический аппарат на высоту более 110 км, а также обеспечить безопасное возвращение как корабля, так и ракеты-носителя. В будущем система New Shepard должна будет стать одной из новинок в сфере космического туризма.

Многоразовое будущее

В течение трех десятилетий, с начала восьмидесятых годов прошлого века, основным средством доставки людей и грузов на орбиту в арсенале NASA был комплекс Space Transportation System / Space Shuttle. Ввиду морального и физического устаревания, а также в связи с невозможностью получения всех желаемых результатов эксплуатация «Шаттлов» была прекращена. С 2011 года США не располагает работоспособными многоразовыми кораблями. Более того, пока у них нет и собственного пилотируемого аппарата, вследствие чего астронавтам приходится летать на зарубежной технике.

Несмотря на прекращение эксплуатации комплекса Space Transportation System, американская космонавтика не отказывается от самой идеи многоразовых космических кораблей. Такая техника все еще представляет большой интерес и может использоваться в самых разных миссиях. На данный момент силами NASA и ряда коммерческих организаций разрабатывается сразу несколько перспективных космических кораблей, как орбитальных самолетов, так и систем с капсулами. На данный момент эти проекты находятся на разных стадиях и показывают разные успехи. В самое ближайшее время, не позднее начала двадцатых годов, большинство новых разработок дойдет до стадии испытательных или полноценных полетов, что позволит вновь изучить ситуацию и сделать новые выводы.


По материалам сайтов:
http://nasa.gov/
http://space.com/
http://globalsecurity.org/
https://washingtonpost.com/
http://boeing.com/
http://lockheedmartin.com/
http://spacex.com/
http://virgingalactic.com/
http://spacedev.com/
Автор: Рябов Кирилл


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 45

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Sirocco (Владимир.) 21 февраля 2018 06:07
    Думаю что о настоящих целях Американской космической программы, мы не узнаем никогда, это совсекретно, а гадать на кофейной гуще это не благодарное занятие,
    Мое мнение, что зря мы им поставляем движки, тем самым, развязываем им руки в решении проблем в космосе в другом направлении, пускай бы голову ломали как им летать сегодня.
    Ну и самое главное, меня удивляет, та настойчивость, с которой они проталкивают Маска и Ко, не СОИ ли это только часть 2. ))))) Ведь не секрет, что все что перспективно и прибыльно, это секрет, табу, а тут и частный бизнес подтянулся, как черт из табакерки, космическую программу не всякая страна потянет, а гений Маск с нуля, освоил космическую программу, за "пару" лет и попер, нууу это не серьезно, и не дай бог наши решат привлечь к этой теме бизнесменов, тогда кердык Роскосмосу, и России как космической державе. Так что, весь этот флуд с МАском, как то напрягает, не все так просто как кажется. Можно эту ситуацию сравнить с красивой блондинкой, и фигурой прекрасна, и лицом, и одета красиво, но открыв рот, несет ...ецом)))))
    1. Муссаси 21 февраля 2018 06:47
      У нас уже были бизнесмены желающие запускать собственные ракеты. Роскосмос как монополист естественно не допустил этого. Потому все эти предприимчивые люди не то что ушли, они уехали в Штаты и там помогают таким как Илон Маск.
      1. AUL (Александр) 21 февраля 2018 08:29
        Цитата: Муссаси
        У нас уже были бизнесмены желающие запускать собственные ракеты. Роскосмос как монополист естественно не допустил этого. Потому все эти предприимчивые люди не то что ушли, они уехали в Штаты и там помогают таким как Илон Маск.

        А можно поподробнее об этих наших бизнесменах? Ссылочку какую - нить? А то что-то весьма сомнительное заявление.
        AUL
        1. Муссаси 21 февраля 2018 18:46
          Цитата: AUL
          Цитата: Муссаси
          У нас уже были бизнесмены желающие запускать собственные ракеты. Роскосмос как монополист естественно не допустил этого. Потому все эти предприимчивые люди не то что ушли, они уехали в Штаты и там помогают таким как Илон Маск.

          А можно поподробнее об этих наших бизнесменах? Ссылочку какую - нить? А то что-то весьма сомнительное заявление.

          Вам что по каждому вопросу подавай ссылку. Да нет её, это всё собирается по крупитсам .
          А так можете к примеру вбить в гугле "российская частная космонавтика" много чего узнайте.
    2. Deadушка (Виталий) 21 февраля 2018 13:02
      Цитата: Sirocco
      а гений Маск с нуля, освоил космическую программу, за "пару" лет и попер

      угу, в эти сказки только наивные верят...
      волшебным образом у него вдруг оказывались нужные специалисты из закрытых "в тихую" компаний, как и нужные технологии и предприятия.
      Но это все случайно, просто он гений маркетинга и шоумен. request
      1. voyaka uh (Alexey) 21 февраля 2018 14:38
        "волшебным образом у него вдруг оказывались нужные специалисты"////

        Чего ж тут волшебного? Он предложил спецам прорывные интересные темы,
        свободу творчества. И высокие зарплаты впридачу.
        Те, кого уволила НАСА, кому надоели устоявшиеся иерархии Локхида и
        Боинга перешли на интересную высокооплачиваемую работу.
        1. Deadушка (Виталий) 21 февраля 2018 16:45
          Цитата: voyaka uh
          Он предложил спецам прорывные интересные темы,
          свободу творчества.

          там все намного интереснее...
          даже в западных источниках это замечают.
          его просто подключили к проекту как хорошего шоумена и менагера.
          и спецов которые нужны всем и всегда не увольняют как и не закрывают нужные для отрасли фирмы.
          Байки о гаражах и коленках, на которых все делается уже не проходят.
          "Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?"
    3. engenius (Engenius) 21 февраля 2018 14:12
      СпейсХ - это попытка повлиять на картель традиционных американских корпораций с целью стимулирования снижения там цен, которые правительство США оплачивать может уже с трудом. Для этого Маска снабдили всей необходимой сопутствующей информацией - технологической, материаловедческой, медико-биологической. Естественно все это "передали" из госагентства НАСА, остальное взяли из коммерческих патентов, по которым прошел срок владения правообладателей.
      1. voyaka uh (Alexey) 21 февраля 2018 14:40
        "Естественно все это "передали" из госагентства НАСА"///

        НАСА открыла все свои секреты для ВСЕХ. Старички из Роскосмоса
        тоже могут зайти на сайт НАСА и брать секреты fellow (только английский
        понимать надо smile ).
    4. FIFA из Кардифа 24 февраля 2018 18:34
      Сколько стонов,всхлипов,вскудахтов вокруг суперпупермаск аппаратов,которые и многоразовые и суперпупергрузоподъемные прочее,ОДНАКО спрос определяет предложение, в том числе и в космосе ,а со спросом ныне туго
      1- нет нужды в запусках тяжёлых ракет ибо нет тяжёлых грузов
      2 - нет надобности в многоразовых системах ибо нет такого массового спроса на запуски.
      Саму концепцию многоразовости ы уже на своей шкуре на шаттлах уже испытали,да и выгода от неё совсем не очевидна-ну хорошо опустил маск 8 из 10 двигателей без разрушения на поверхность,а далее что?
      1- надо те движки вернуть на базу для ревизии и подготовки к следующему запуску
      2- часть компонентов тех движков 100% будут иметь скрытые дефекты которые рано или поздно всплывут на очередном Челленджере




  2. andrewkor 21 февраля 2018 06:58
    А всё-таки, согласитесь,что программа Спейс Шаттл свою задачу выполнила,хоть и не без издержек,кроме того прорыв в технологиях с передачей оных на "землю" часть этих издержек отбил.
  3. ares1988 (Дмитрий) 21 февраля 2018 07:14
    Насколько помню, не стали сертифицировать для пилотируемых полётов именно связку FH + Dragon v2, т.е. для облёта вокруг Луны. А сертификация F9 + Dragon v2 для полётов к МКС остается в планах.
    1. BlackMokona 21 февраля 2018 09:33
      Именно так, сертификация для пилотируемых полётов на F-9 ,наоборот названа высшим приоритетом на который будут брошены все силы.
  4. Letnab (Алексей) 21 февраля 2018 07:47
    Интересно, очень внешне похож на одну из наших, еще советских разработок. А учитывая слова летчика-испытателя Толбоева М.О., что в ЛИИ Громова поселились иностранцы, получается наша разработка сейчас у американцев...
    1. Deadушка (Виталий) 21 февраля 2018 13:10
      Цитата: Letnab
      очень внешне похож на одну из наших, еще советских разработок

      На "Бор"...
      http://www.buran.ru/htm/bors.htm
      И программа "Спираль" была.
      1. Простой (Alexander) 21 февраля 2018 23:50


        Достали со дна океана.
        Проект дважды возрождали в США.
    2. prosto_rgb 23 февраля 2018 01:03
      Цитата: Letnab
      получается наша разработка сейчас у американцев...

      это если бы они спираль в монино купили и в США увезли бы, то получалось
      Здесь сугубо американская разработка.
      Работы по летатеольным аппаратам с несущим корпусов в США проводил ещё в 60е-70е. Даже тут на сайте был цикл статей про то дело.
      Естественно разработчики не могли не учесть результаты по запускам Бор-ов, что вполне логично.
  5. Pacifist (Виктор) 21 февраля 2018 08:22
    Dream Chaser точная копия "Спирали" Лозино-Лозинского. Концептуально изменена только схема посадки, полозья поменяли на колесные шасси, а так полный передёр.
    1. AUL (Александр) 21 февраля 2018 08:53
      Да, сразу видно великого специалиЗта! Глянул на фотографию - и сразу определил, что точная копия! Вероятно, знает досконально и устройство "Спирали", и этого аппарата. По этой логике, "Буран" - точная копия "Шатла", Ту-144 - точная копия Конкорда, а Мерседес - точная копия Волги(только концептуально изменена схема облицовки радиатора). laughing good
      AUL
      1. Kir (Castor) 21 февраля 2018 09:44
        AUL с Ту-144 Маху Дали, так как 144-й Ранее взлетел(значит наоборот Конкорд "копия" Ту-144), да и по ряду решений Превзошёл британофранцуза, касательно остального, то учитывая сколько времени тамошние у нас "гостевали" и как фактически с нуля(если верить "правдивой" истории появления штатовских частников) они создали летающие образцы, то тут Явно Сильно та сторона Не договаривает о том, кем и на основе чего сделаны их образцы.
        Kir
      2. ArikKhab 21 февраля 2018 12:11
        С чего это "Ту-144 - точная копия Конкорда"? Внешнее сходство имеется, но самолеты достаточно различаются (различное расположение двигателей уже отметает "точное копирование")
      3. Usher (Erdem) 21 февраля 2018 12:29
        Шатлл и Буран различаются визуально, и Конкорд с Ту-144 так что не надо тут высказываться. Это слизанная Спираль. 1 в 1.
        1. AUL (Александр) 21 февраля 2018 13:01
          Да, конечно. Просто мне кажется, что при сравнении двух образцов в первую очередь понимающие люди смотрят не на внешний вид, а на начинку, функционал и параметры. А внешность... Так законы аэродинамики везде одинаковые, что тогда в СССР, что теперь в США.
          AUL
          1. Kir (Castor) 21 февраля 2018 14:44
            AUL, начинку Сравнивать Бессмысленно, тем более что сколько времени прошло, так что сравнивать имеет смысл Аэродинамику, Манёвренность(шатл в данном ключе в Космосе Уступал нашему) и Материалы, хотя-бы как решили проблему по термозащитным плиткам(у Бурана их можно было Не охлаждать).
            Kir
      4. Wims (Александр) 21 февраля 2018 15:00
        Дак буран и создавался как копия шатла по заданию партии при том что наши учёные сразу говорили что это не перспективно и очень затратно.
        1. arkadiyssk 21 февраля 2018 15:19
          Буран и близко не копия Шатла, а жалкая попытка косплея. Все что их объединяет - это внешний вид, хотя по сути у Шатла были движки которые тянули вверх всю ракету, а у Бурана были только маневренные (ну не смогли мы сделать компактные маршевые двигатели, которые влезли бы в буран.), потому всю конструкцию вверх поднимала Энергия. Вот и вышел Буран золотым и неподъемным даже для СССР.
          1. AUL (Александр) 21 февраля 2018 16:25
            Kir
            Я к тому и написал свой первый пост. Человек увидал на фото внешнее сходство (несомненно, очень большое) со Спиралью и поспешил заявить, что это "точная копия" и "полный передер". Для такого заявления необходимо знать досконально как устройство и параметры Спирали, так и устройство и параметры штатовского аппарата. Не думаю, что автор владеет в достаточной степени и одним, и другим. А судить на основании сходства на фото - это, как бы помягче сказать, не слишком разумно.
            PS И не надо меня убеждать в разице Бурана и Шатла, конкорда и Ту. я ведь писал:
            По этой логике, "Буран" - точная копия "Шатла", Ту-144 - точная копия Конкорда, а Мерседес - точная копия Волги
            AUL
            1. Kir (Castor) 22 февраля 2018 00:03
              я об ином - что наш раньше и по многим показателям лучше своего импортного собрата был.
              Kir
          2. Kir (Castor) 22 февраля 2018 00:02
            Эта "жалкая" попытка Превзошла штатовца по Термозащите, а слабые движки Обеспечивали Большую Манёвренность в Космосе, плюс он Имел Полностью Автоматическую Посадку, чего у тамошних Не было.
            Шатл, это единая система, а у нас же в какой-то мере Система Более разумная была - Ракета сверхтяжёлого класса + возможность вывода Любого типа нагрузки.
            Kir
            1. Евгений Гончаров (smoogg) (Евгений Гончаров) 23 февраля 2018 16:10
              шаттлы могли садиться в автоматическом режиме, более того, почти все посадки в преимущественно автоматическом и прошли, астронавты только шасси выпускали. Весь остальный уря-трындёж оставлю на вашей совести.
    2. prosto_rgb 23 февраля 2018 01:06
      Цитата: Pacifist
      Dream Chaser точная копия "Спирали" Лозино-Лозинского. Концептуально изменена только схема посадки, полозья поменяли на колесные шасси, а так полный передёр.

      далеко не точная
      и даже более
      абсолютно не копия
      но, имеет схожие аэродинамические обводы
      приблизительно как автомобили в кузове "седан".
  6. donavi49 21 февраля 2018 09:55
    Статья не очень то полная.

    Забыли про Старлайнер от Боинг - который летит первым (июль-август и если тестовый полет признают успешным, в ноябре 4 астронавта впервые прибудут на МКС не на Союзе).


    Также забыли систему Безоса (который сейчас самый богатый человек в мире и без пиара спокойно финансирует собственную космическую программу) - наиболее прогрессивную по части орбитальных полетов и туризма.


  7. синоби (Юрий) 21 февраля 2018 10:18
    Не то,всё это итересно,но не то!Тупиковая ветвь развитя.Как не изощеряйся,а основную стоимость запуска в вертикальном пуске так никто не убрал.Две ступени в хлам!А это и есть основная цена пуска.И нам не надо тупо гнаться за ними.Есть прекрасные разработки КБ Мясищева,ещё прошлого века,за ними будущее.
    1. AUL (Александр) 21 февраля 2018 16:36
      Цитата: синоби
      Не то,всё это итересно,но не то!Тупиковая ветвь развитя.Как не изощеряйся,а основную стоимость запуска в вертикальном пуске так никто не убрал.Две ступени в хлам!А это и есть основная цена пуска.
      Вы это растолкуйте Маску, а то он, глупый, первые ступени спасает и по новой в космос гонит. Вот ведь балбес!
      AUL
      1. Setrac (Сергей) 21 февраля 2018 19:34
        Цитата: AUL
        Вы это растолкуйте Маску, а то он, глупый, первые ступени спасает и по новой в космос гонит. Вот ведь балбес!

        Спасение ступеней и вправду тупиковая ветвь развития. Развиваться надо в направлении уменьшения количества ступеней, а в перспективе - к одноступенчатым многоразовым аппаратам.
  8. Falcon5555 21 февраля 2018 11:27
    Все космическое должно быть многоразовым - это очевидно.
  9. ArikKhab 21 февраля 2018 12:07
    А спускаемые аппараты серии Союз разве не используют многократно ?
    1. voyaka uh (Alexey) 21 февраля 2018 12:46
      Одноразовые - приземлившийся утилизируют.
      И строят новый.
    2. prosto_rgb 23 февраля 2018 01:11
      Цитата: ArikKhab
      А спускаемые аппараты серии Союз разве не используют многократно ?

      нет!
      хотя и был разработан и испытан корабль с возможностью 10-ти кратного использования в серию не пошел, ибо все силы были брошены на Буран.
      Ну а теперешней РФ не до этого.
  10. Старый26 (Владимир) 21 февраля 2018 13:46
    Цитата: Sirocco
    Думаю что о настоящих целях Американской космической программы, мы не узнаем никогда, это совсекретно, а гадать на кофейной гуще это не благодарное занятие,

    Ну часть программ, разумеется "грифовано". По тому же Х-37 минимум информации. О миссиях вообще почти полный ноль

    Цитата: Sirocco
    Мое мнение, что зря мы им поставляем движки, тем самым, развязываем им руки в решении проблем в космосе в другом направлении, пускай бы голову ломали как им летать сегодня.

    Я бы согалился бы с этим тезисом, но увы, количество полетов на двигателях РД-180 не првышает 20% В 2017 было 5 запусков "Атласов-5" с этим двигателем и один запуск "Антареса-230" с двигателем РД-181. Итого примерно 24% (7 из 29)
    На 2018 планируется американцами запуск 42 носителей из которых 7 "Атласов" и 2 "Антареса". опять те же 21%. то есть одна пятая. Так что голову ломать им не приходится...

    Цитата: Sirocco

    Ну и самое главное, меня удивляет, та настойчивость, с которой они проталкивают Маска и Ко, не СОИ ли это только часть 2. ))))) Ведь не секрет, что все что перспективно и прибыльно, это секрет, табу, а тут и частный бизнес подтянулся, как черт из табакерки, космическую программу не всякая страна потянет, а гений Маск с нуля, освоил космическую программу, за "пару" лет и попер, нууу это не серьезно, и не дай бог наши решат привлечь к этой теме бизнесменов, тогда кердык Роскосмосу, и России как космической державе. Так что, весь этот флуд с МАском, как то напрягает, не все так просто как кажется.

    НАСА пошел по пути, когда перестал тянуть одеяло на себя, подгребая под себя все космические программы. И нашему Роскосмосу не мешало бы пустить на рынок частников, пока они еще есть

    Цитата: Муссаси
    У нас уже были бизнесмены желающие запускать собственные ракеты. Роскосмос как монополист естественно не допустил этого. Потому все эти предприимчивые люди не то что ушли, они уехали в Штаты и там помогают таким как Илон Маск.

    Пока еще компания ЛИН Индастиал еще существует. ПОКА ЕЩЕ

    Цитата: AUL
    Цитата: Муссаси
    У нас уже были бизнесмены желающие запускать собственные ракеты. Роскосмос как монополист естественно не допустил этого. Потому все эти предприимчивые люди не то что ушли, они уехали в Штаты и там помогают таким как Илон Маск.

    А можно поподробнее об этих наших бизнесменах? Ссылочку какую - нить? А то что-то весьма сомнительное заявление.

    http://spacelin.ru/proekty/sverkhlegkaya-raketa-t
    aymyr/
    Можно проще. Погуглить названия "Сверхлегкая ракета-носитель "Таймыр" , "Адлер", "Алдан"

    Цитата: Pacifist
    Dream Chaser точная копия "Спирали" Лозино-Лозинского. Концептуально изменена только схема посадки, полозья поменяли на колесные шасси, а так полный передёр.

    Ну раз уже не лыжи, а колеса, то уже не полный передер. К тому же мы говорим исключительно о внешнем виде. А что там внутри - пока неизвестно. Да, они похожи друг на друга, но и тот же "Буран" в одном из своих вариантов был очень похож на "шаттл", да и ТУ-144 похож на "Конкорд". Похож, но не полная копия. так и тут


    Цитата: синоби
    Не то,всё это итересно,но не то!Тупиковая ветвь развитя.Как не изощеряйся,а основную стоимость запуска в вертикальном пуске так никто не убрал.Две ступени в хлам!А это и есть основная цена пуска.И нам не надо тупо гнаться за ними.Есть прекрасные разработки КБ Мясищева,ещё прошлого века,за ними будущее.

    А другой пока нет. Нет ни ВКС, стартующих с аэродрома, ни многоразовых ракет, как их рисовали говоря о будущем. используем то, что пока достижимо...

    Цитата: ArikKhab
    А спускаемые аппараты серии Союз разве не используют многократно ?

    Нет. Они одноразовые. На челомеевском грузовике пробовали несколько раз использовать повторно спускаемые аппараты, но там они были беспилотные
    1. AUL (Александр) 21 февраля 2018 16:47
      Старый26 , спасибо за ссылку. Как-то я был не в курсе этих дел.
      AUL
    2. Муссаси 21 февраля 2018 16:54
      Ещё есть Космокурс они недавно получили лицензию на эту деятельность от Роскосмоса.
      [media=http://http://www.cosmocourse.com/]
      [media=http://http://fastsalttimes.com/sections/c
      ompany/1161.html]
  11. злой партизан (Полуэкт) 21 февраля 2018 23:58
    Я, конечно, всё понимаю: многоразовые полёты и всё такое. Но кто блин возьмёт на себя ответственность за контроль тех же возвращаемых ступеней ?? А там работы дефектоскопистам с учётом специфики "изделий" - вагон и маленькая тележка. И маячит им может быть и не Магадан, но что-то подобное в тех же Штатах. Может быть всё это (НК) уже сведено на уровень обычных технологических процессов. Дай то Бог! Но я что-то сильно в этом сомневаюсь...
    1. prosto_rgb 23 февраля 2018 01:16
      Цитата: злой партизан
      Но кто блин возьмёт на себя ответственность за контроль тех же возвращаемых ступеней ??

      кто-кто?
      очевидно же - фирма изготовитель
      или вы хотите узнать из какой канторы будет "товарищ майор", бдительно следящий за работой мошенников-дефектологов из частной лавочки шарлатанов?
  12. ленивый (виталий) 22 февраля 2018 16:49
    самая большая проблема многоразовых кораблей это то , что допустим фирма Х выпустила за 10 лет 10 кораблей для государства, которые потом будут эксплуатироваться 20 лет, а фирме Х что эти 20 лет делать и на что жить?когда можно 30 лет клепать одноразовые ракеты и иметь стабильный доход
Картина дня