Military Review

Armored car Kresowiec (Poland)

13
At the time of the formation of the Polish Republic, the small armed forces of the young state did not have any armored fighting vehicles. Understanding the importance of such technology, the military and specialists began developing their own projects. In November, 1918 was built and tested in battle the first armored car called the "Pilsudski Tank". Shortly after his appearance, the development of a new machine project with armor and small weapons.


One of the main areas of hostilities during the Polish-Ukrainian war was Galicia. Armed formations of the West Ukrainian People's Republic put up fierce resistance to the Polish troops, and the latter wanted to get some means of increasing their combat potential. By the end of 1918, it became clear that the most convenient and affordable means of this kind are armored cars. With its limited capabilities, Poland began developing a new combat vehicle.

Armored car Kresowiec (Poland)
Kresowiec armored car, front view


According to some reports, the initiative to create a new armored car, later named Kresowiec, did not come from the military. The collapse of the Austro-Hungarian Empire led to the redistribution of territories not only at the level of the newly formed states. In connection with the latest events, the peasantry’s speeches became more frequent, threatening large Polish landowners. The latter risked losing their lands, and therefore turned to the army for help. As a result of such events, the second Polish armored car appeared.

Regardless of the prerequisites for the appearance of the project, the process of its creation was as follows. At the end of 1918 of the year - obviously, not earlier than the last days of November - the commander of the technical defense of Lviv, Wilhelm Alexander Lutzke-Birk, and the designer Vitold Aulikh began to develop a promising armored car with anti-bullet protection and machine-gun armament. Preparation of design documentation did not take a lot of time, but the limited production capabilities seriously affected the overall terms of work performance.

A promising armored car was supposed to work in the border areas of the Republic of Poland and, apparently, it was in connection with this that he got his own name Kresowiec - “Border Guard”. Other designations or names were not used.

Poland did not have a developed industry, and therefore the project "Border Guard" immediately faced the most serious problems. In particular, its authors could not find a suitable truck chassis that could be equipped with an armored hull. The chassis problem was solved in the most interesting way. As the basis for the new armored car used self-propelled plow-tractor brand Praga. According to some reports, this agricultural machine, built in 1914, was given to the designers by one of the major landowners, directly interested in the earliest possible construction of an armored car.

The self-propelled plow was a three-wheeled machine of the most simple design, designed to work in the fields. The basis of this chassis was a narrow frame of large elongation, in front of which was placed the power plant. Behind her was a pair of large drive wheels, behind which was mounted a control post with a driver's seat. The rear frame beam, protruding beyond the limits of a similar "cabin", had a device for installing a small steerable wheel. In the initial configuration, such a machine had to tow a plow with several working bodies.

Praga plow was equipped with a hp 32 gasoline engine. With the help of a mechanical transmission with two forward gears, the torque was delivered to large drive wheels. The specifics of the work in the field identified the main features of the chassis. Thus, large drive wheels, built on the basis of spokes, were adapted for work on the ground and therefore equipped with wide rims with small lugs. The rear steering wheel had the simplest spoke structure and could not be completed with a tire. As part of the chassis there were no elastic elements.

The base machine differed in its rather simple design, which made it possible to build an armored car without significant reworking the chassis. According to some information, during the construction of the Kresowiec car, the project authors had to rework the control systems in order to turn the driver’s post backwards, but this information is not confirmed by other sources.

On top of the specific chassis mounted armored body rather simple design. It consisted of a set of armor plates 10 mm thick, mounted on the frame with rivets. Reservation differentiation or rational slope angles were not used. In addition, apparently, the internal volume of the hull was not divided into compartments, and the volume of the power plant was actually combined with the habitable compartment.

The front of the frame with the engine and gearbox covered the original frontal unit. The engine hood was made in the form of a horizontally mounted armored cylinder of sufficient size. There was a round frontal sheet, behind which was placed a cylindrical surface that served as the roof, sides and bottom. It is curious that such an armored hood protected the engine from all directions, including from below, than the corps of other armored cars of that time could not boast about.


Praga self-propelled plow that became the basis for an armored vehicle


Directly behind the cylindrical hood was a large rectangular unit that served as the front of the habitable compartment. It was distinguished by a greater height, whereas its width was limited by the size of the gap between the driving wheels. Behind the rectangular part of the armored case was a pair of protruding sponsons, which had a triangular shape. The stern sheet of the hull was located vertically and was made in the form of a curved part. On top of the car was protected by a horizontal roof.

In the central part of the building located turret, designed to monitor the surrounding area. The turret consisted of a cylindrical base of small height, on which a conical part and another cylinder of smaller diameter were placed. Between the two upper parts of the turret there was a gap, providing a free all-round visibility.

Chassis received only partial protection. The spokes of the drive wheels covered with guards in the form of truncated pyramids, assembled from several quadrangular sheets. The rear frame beam and steering wheel were completely located outside the armored hull and had no protection. However, the metal rear wheel and without protection are not exposed to special risks.

Kresowiez armored car armed with three machine guns. Available photos show that machine guns with a water-cooled barrel should have been fixed on the rigs. At the disposal of the Polish Republic at that time there were machine guns of various types that have a similar design. Thus, Austro-Hungarian MG 08 or Schwarzlose machine guns could be used on the machine. Also, some sources mention the use of Russian "Maximov". Anyway, the design of the armored corps provided for the installation of three machine guns.

The first machine gun was located on the installation of the front shell sheet. The ball mount was placed directly above the cylindrical hood and allowed to fire at targets in a small sector of the front hemisphere. The airborne sponsons received large openings of large width, behind which were mounted weapons mounting means. Two stern machine guns controlled sectors of greater width and, possibly, could simultaneously fire at certain parts of space. At the same time, significant sectors on the sides of the machine were not swept by any of the existing machine guns.

The crew of the armored car could consist of three or four people. In front of the habitable compartment were placed the control post and the workplace of one of the shooters. The other two shooters were supposed to work in the rear of the hull, in the side sponsons. Access to the car was provided by a door on the starboard, placed behind the drive wheel. There was also a sunroof behind the tower. Overview provided by several hatches. So, the front shooter and the driver had their hatches in the front sheet, and the view from the jobs of the stern shooters was provided with large openings in the sides.

According to known data, the total length of the Kresowiez armored car was 7 m. A pair of airborne sponsons brought the width of the car to 3,2 m. Height - 2,9 m. The combat weight was at the level of 7-8 t. Both in its original form and with the new armored plow chassis Praga could not show high performance. The maximum speed in the second gear of the two did not exceed 15-20 km / h. The increased load on the chassis seriously limited mobility on soft soils.

V.A. Lutzke-Birk and V. Aulich fairly quickly completed the development of the project, but the construction of an armored car of a new type was noticeably delayed. From one of the project initiators, the authors received a self-propelled plow of an available model. The construction of an armored corps was commissioned by one of the private Lviv workshops. In addition, railway workshops were involved in the works. Two companies jointly for several months managed to build a single armored car of a new type. Work on its assembly was completed only in May 1919.

The “Border Guard” armored car was built in the 1919 year, and this is where the information about it actually ends. This machine is mentioned in the context of some events, but there is no exact data to that effect. So, V.A. Lutzke-Birk later mentioned that the Kresowiez armored car was used during the battles in the Podzheuysky Garden, but did not provide details of these battles. Information about other operations involving the armored car is missing.


Ready armored car, stern view


The first armored car built for the Polish army in 1918 was primarily used in the battles for Lviv. After the capture of the city "Tank Pilsudski" was sent to other fronts of the Polish-Ukrainian war. Soon he joined the special platoon Zwiazek Aut Pancernych. It is possible that the “Border Guard” was also included in this division, but accurate information on this score was not preserved.

According to reports, the Kresowiez armored car was created not only to strengthen the army, but also to protect land ownership from encroachment. In this case, he had to fight with the armed detachments of the peasants, who had not the most perfect weapon and, by definition, did not have modern technology. Thus, in such conditions, as an advocate of land, an armored car could show good results. Bulletproof armor and three machine guns could be a serious argument in confrontation with poorly trained and armed infantry.

The meeting with the units of a full-fledged army, which has at least artillery, could be completed for an armored car “Pogranichnik” in the saddest way. 10-mm reservation protected only from bullets and shrapnel. In addition, some other design features, such as the presence of large openings in the sponsors and the lack of rear wheel protection, could have a negative impact on survivability in a combat situation.

Information about the combat path of the Kresowiec armored car, which became the second car of its class in the Polish army, has not been preserved. It is only known that he began his service in the spring of 1919. It can be assumed that for some time the machine remained in service, but then was destroyed in battle or written off after the development of the resource. One way or another, the armored car had to finish its service no later than the mid-twenties.

In connection with the beginning of the war, the Polish army needed different types of weapons and equipment, but the available capabilities did not allow to get everything desired. As a result, it was necessary to independently develop and build new cars, using only the available opportunities. The situation was such that the agricultural vehicle became the basis for the next armored vehicle. Unfortunately, most of the information about the operation of the Kresowiec armored car has not been preserved, but even without this data, this machine is of great interest from the point of view of technology and stories.


On the materials of the sites:
http://aviarmor.net/
https://dobroni.pl/
http://derela.republika.pl/
http://histografy.pl/
http://tanks-encyclopedia.com/
Author:
Photos used:
Dobroni.pl, Aviarmor.net
13 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Cat
    Cat 3 March 2018 06: 56
    +5
    Hmm, except for the epithet - "Wonder-yudo fish whale" does not come to mind!
    Knock knock it's me a Polish squirrel - open !!!
    1. igordok
      igordok 3 March 2018 08: 14
      +3
      "Miracle-yudo fish whale" - you still somehow put it mildly.
      1. Cat
        Cat 3 March 2018 15: 41
        +4
        It is impossible to swear on a site, administrators "banyat"! But this way, you need to be able to ......
  2. Amurets
    Amurets 3 March 2018 07: 33
    +3
    [quote] [The situation was such that the agricultural machine became the basis for the next armored car. Unfortunately, most of the information about the operation of the Kresowiec armored car was not preserved, but even without such data, such a machine is of great interest from the point of view of technology and history. / Quote]
    Well, not such an unusual situation. How many of these Shushpantsers have been and are still being used by illegal armed groups. And for booking, any suitable chassis is used. And then it's a matter of fantasy and the availability of materials.
  3. Lex.
    Lex. 3 March 2018 08: 03
    +4
    Some kind of frankenstein
  4. polpot
    polpot 3 March 2018 09: 59
    +2
    We shouted at the swords, but it didn’t work out a bit, it happens that they had previously made spears from scythes with sickles against our infantry, it didn’t help much either, as always there was little use for ambition.
    1. vadim dok
      vadim dok 3 March 2018 19: 15
      +3
      And you remember the “tank” of Libedinsky! He drove, it seems, only 3–4 meters and EVERYTHING! The same miraculous thing! Everyone had enough of their monsters in the history!
      1. Amurets
        Amurets 5 March 2018 13: 59
        0
        Quote: vadim dok
        And you remember the "tank" Libedinsky!

        Washes did you mean the Tsar Tank Lebedenko?
  5. farik68
    farik68 3 March 2018 10: 52
    +4
    So here it is from Koklu who copied the trash can .....))))))
  6. Type 63
    Type 63 3 March 2018 17: 27
    +2
    The first associations, looking at the title photo, were "Yes this is an armored barrel for beer / kvass"!
    1. abrakadabre
      abrakadabre 3 March 2018 23: 28
      +3
      "Yes, this is an armored barrel for beer / kvass!"
      Armored front edge. Distribute kvass / beer directly in the trenches of the first line. even under fire.
  7. vonWolfenstein
    vonWolfenstein 5 March 2018 12: 04
    +1
    Shushpanzer he is such a shushpanzer everywhere. Well, it will be from the tractor of the tank!
  8. vonWolfenstein
    vonWolfenstein 5 March 2018 12: 05
    +1
    That is, "will not be"

Бронеавтомобиль Kresowiec (Польша)

На момент образования Польской Республики немногочисленные вооруженные силы молодого государства не имели никаких боевых бронированных машин. Понимая всю важность подобной техники, военные и специалисты начали разработку собственных проектов. В ноябре 1918 года был построен и опробован в боях первый бронеавтомобиль под названием «Танк Пилсудского». Вскоре после его появления была начата разработка нового проекта машины с броней и стрелковым оружием.

Одним из основных районов боевых действий во время Польско-украинской войны стала Галиция. Вооруженные формирования Западно-Украинской Народной Республики оказывали ожесточенное сопротивление польским войскам, и последние желали получить какие-либо средства повышения боевого потенциала. К концу 1918 года стало ясно, что наиболее удобным и доступным средством такого рода являются бронеавтомобили. Располагая ограниченными возможностями, Польша начала разработку новой боевой машины.

Бронеавтомобиль Kresowiec (Польша)
Броневик Kresowiec, вид спереди



По некоторым данным, инициатива в деле создания нового броневика, впоследствии получившего имя Kresowiec, исходила не от военных. Распад Австро-Венгерской империи привел к переделу территорий не только на уровне вновь образованных государств. В связи с последними событиями участились выступления крестьянства, угрожавшие крупным польским землевладельцам. Последние рисковали лишиться своих земель, и потому обратились за помощью к армии. Именно в результате таких событий появился второй польский броневик.

Вне зависимости от предпосылок к появлению проекта, процесс его создания выглядел следующим образом. В конце 1918 года – очевидно, не ранее последних дней ноября – комендант технической обороны г. Львов Вильгельм Александер Лютцке-Бирк и конструктор Витольд Аулих приступили к разработке перспективного бронеавтомобиля с противопульной защитой и пулеметным вооружением. Подготовка конструкторской документации не заняла много времени, но ограниченные производственные возможности серьезным образом повлияли на общие сроки выполнения работ.

Перспективный бронеавтомобиль должен был работать в приграничных районах Польской Республики и, по-видимому, именно в связи с этим получил собственное имя Kresowiec – «Пограничник». Другие обозначения или названия не использовались.

Польша не имела развитой промышленности, и потому проект «Пограничник» сразу столкнулся с самыми серьезными проблемами. В частности, его авторам не удалось найти подходящее шасси грузового автомобиля, которое можно было бы оснастить броневым корпусом. Проблема шасси была решена самым интересным образом. В качестве основы для нового броневика использовали самоходный плуг-трактор марки Praga. По некоторым данным, эту сельскохозяйственную машину, построенную в 1914 году, конструкторам передал один из крупных землевладельцев, прямо заинтересованный в скорейшей постройке бронеавтомобиля.

Самоходный плуг представлял собой трехколесную машину максимально простой конструкции, предназначенную для работы в полях. Основой такого шасси была узкая рама большого удлинения, в передней части которой помещалась силовая установка. Позади нее находилась пара крупных ведущих колес, за которыми монтировался пост управления с сиденьем водителя. Задняя балка рамы, выступавшая за пределы подобной «кабины», имела устройство для установки небольшого управляемого колеса. В исходной конфигурации такая машина должна была буксировать плуг с несколькими рабочими органами.

Плуг Praga оснащался бензиновым двигателем мощностью 32 л.с. При помощи механической трансмиссии с двумя передачами переднего хода крутящий момент выдавался на большие ведущие колеса. Специфика работы в поле определила основные особенности ходовой части. Так, крупные ведущие колеса, построенные на основе спиц, были адаптированы для работы на земле и потому оснащались широкими ободами с небольшими грунтозацепами. Заднее управляемое колесо имело простейшую спицованную конструкцию и не комплектовалось шиной. В составе ходовой части отсутствовали какие-либо упругие элементы.

Базовая машина отличалась достаточно простой конструкцией, которая позволяла строить броневик без значительной переделки шасси. По некоторым данным, при строительстве машины Kresowiec авторам проекта пришлось переработать системы управления, чтобы развернуть пост водителя задом наперед, однако прочими источниками эти сведения не подтверждаются.

Поверх специфического шасси смонтировали броневой корпус достаточно простой конструкции. Он состоял из множества броневых листов толщиной 10 мм, установленных на каркасе при помощи заклепок. Дифференцирование бронирования или рациональные углы наклона не использовались. Кроме того, по-видимому, внутренний объем корпуса не разделялся на отсеки, и объем силовой установки фактически был объединен с обитаемым отделением.

Переднюю часть рамы с двигателем и коробкой передач прикрыли оригинальным лобовым агрегатом. Капот двигателя выполнили в виде горизонтально установленного броневого цилиндра достаточных размеров. Имелся круглый лобовой лист, за которым помещалась цилиндрическая поверхность, выполнявшая функции крыши, бортов и днища. Любопытно, что такой броневой капот защищал двигатель со всех направлений, в том числе и снизу, чем не могли похвастать корпуса других броневиков того времени.


Самоходный плуг Praga, ставший основой для броневика


Непосредственно за цилиндрическим капотом располагался крупный прямоугольный агрегат, выполнявший функции передней части обитаемого отсека. Он отличался большей высотой, тогда как его ширина ограничивалась размерами промежутка между ведущими колесами. Позади прямоугольной части бронекорпуса находилась пара выступающих спонсонов, имевших треугольную в плане форму. Кормовой лист корпуса располагался вертикально и был выполнен в виде изогнутой детали. Сверху машина защищалась горизонтальной крышей.

В центральной части корпуса расположили башенку, предназначенную для наблюдения за окружающей местностью. Башенка состояла из цилиндрического основания малой высоты, на котором помещались коническая деталь и еще один цилиндр меньшего диаметра. Между двумя верхними деталями башенки предусматривалась щель, обеспечивавшая свободный круговой обзор.

Ходовая часть получила лишь частичную защиту. Спицы ведущих колес прикрыли щитками в виде усеченных пирамид, собранных из нескольких четырехугольных листов. Задняя балка рамы и управляемое колесо полностью располагались за пределами бронекорпуса и не имели никакой защиты. Впрочем, металлическое заднее колесо и без защиты не подвергалось особым рискам.

Броневик Kresowiez вооружили тремя пулеметами. Имеющиеся фотографии показывают, что на установках должны были закрепляться пулеметы с водяным охлаждением ствола. В распоряжении Польской Республики в тот период имелись пулеметы разных типов, обладающие подобной конструкцией. Таким образом, на машине могли использоваться австро-венгерские пулеметы MG 08 или Schwarzlose. Также в некоторых источниках упоминается применение российских «Максимов». Так или иначе, конструкция броневого корпуса предусматривала монтаж трех пулеметов.

Первый пулемет располагался на установке лобового листа корпуса. Шаровая установка помещалась непосредственно над цилиндрическим капотом и позволяла обстреливать цели в небольшом секторе передней полусферы. Бортовые спонсоны получили крупные проемы большой ширины, за которыми располагались средства монтажа оружия. Два кормовых пулемета контролировали сектора большей ширины и, возможно, могли одновременно обстреливать некоторые участки пространства. Одновременно с этим значительные сектора по бокам машины не простреливались ни одним из имеющихся пулеметов.

Экипаж броневика мог состоять из трех или четырех человек. В передней части обитаемого отсека помещались пост управления и рабочее место одного из стрелков. Два других стрелка должны были работать в задней части корпуса, в бортовых спонсонах. Доступ в машину обеспечивался дверью на правом борту, помещенной позади ведущего колеса. Также имелся люк в крыше, позади башни. Обзор обеспечивался несколькими люками. Так, передний стрелок и водитель имели свои лючки в лобовом листе, а обзор с рабочих мест кормовых стрелков обеспечивался крупными проемами в бортах.

По известным данным, общая длина бронеавтомобиля Kresowiez составляла 7 м. Пара бортовых спонсонов довела ширину машины до 3,2 м. Высота – 2,9 м. Боевая масса находилась на уровне 7-8 т. Как в исходном виде, так и с новым броневым корпусом шасси плуга Praga не могло показывать высокие ходовые характеристики. Максимальная скорость на второй передаче из двух не превышала 15-20 км/ч. Выросшая нагрузка на шасси серьезным образом ограничивала подвижность на мягких грунтах.

В.А. Лютцке-Бирк и В. Аулих достаточно быстро завершили разработку проекта, но строительство броневика нового типа заметным образом затянулось. От одного из инициаторов проекта авторы получили самоходный плуг доступной модели. Строительство броневого корпуса поручили одной из частных львовских мастерских. Кроме того, к работам привлекли железнодорожные мастерские. Два предприятия совместными усилиями за несколько месяцев смогла построить единственный броневик нового типа. Работы по его сборке завершились только в мае 1919 года.

Бронеавтомобиль «Пограничник» был построен в 1919 году, и на этом сведения о нем фактически заканчиваются. Эта машина упоминается в контексте некоторых событий, но точные данные на этот счет отсутствуют. Так, В.А. Лютцке-Бирк позже упоминал, что броневик Kresowiez использовался во время боев в Поджеуйскому Саду, но подробности этих сражений не приводил. Сведения о других операциях с участием броневика отсутствуют.


Готовый броневик, вид на корму


Первый броневик, построенный для польской армии в 1918 году, прежде всего, использовался в боях за Львов. После захвата города «Танк Пилсудского» отправили на другие фронты Польско-украинской войны. Вскоре он вошел в состав особого взвода Zwiаzek Aut Pancernych. Вполне возможно, что в это подразделение также включили и «Пограничника», однако точные сведения на этот счет не сохранились.

По имеющимся данным, бронеавтомобиль Kresowiez создавался не только для усиления армии, но и с целью защиты землевладений от посягательств. В таком случае ему предстояло воевать с вооруженными отрядами крестьян, имевшими не самое совершенное оружие и по определению не располагавшими современной техникой. Таким образом, в подобных условиях, в роли защитника земельных участков, броневик мог показывать неплохие результаты. Противопульная броня и три пулемета могли быть серьезным аргументом в противостоянии с плохо подготовленной и вооруженной пехотой.

Встреча с подразделениями полноценной армии, располагающей, как минимум, артиллерией, могла завершиться для броневика «Пограничник» самым печальным образом. 10-мм бронирование защищало только от пуль и осколков. Кроме того, на живучести в боевой обстановке могли негативно сказаться некоторые другие особенности конструкции, такие как наличие крупных проемов в спонсонах и отсутствие защиты заднего колеса.

Информация о боевом пути броневика Kresowiec, ставшего второй машиной своего класса в польской армии, не сохранилась. Известно лишь то, что он начал свою службу весной 1919 года. Можно предположить, что в течение некоторого времени машина оставалась в строю, но затем была уничтожена в бою либо списана по выработке ресурса. Так или иначе, бронеавтомобиль должен был закончить свою службу не позднее середины двадцатых годов.

В связи с началом войны польская армия нуждалась в различных образцах вооружения и техники, но имевшиеся возможности не позволяли получить все желаемое. Как следствие, приходилось самостоятельно разрабатывать и строить новые машины, используя только имеющиеся возможности. Ситуация была такова, что основой для очередного броневика стала сельскохозяйственная машина. К сожалению, большая часть сведений об эксплуатации бронеавтомобиля Kresowiec не сохранилась, но и без этих данных такая машина представляет большой интерес с точки зрения техники и истории.


По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
https://dobroni.pl/
http://derela.republika.pl/
http://histografy.pl/
http://tanks-encyclopedia.com/
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
Dobroni.pl, Aviarmor.net
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

13 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Котище Офлайн
    Котище 3 марта 2018 06:56
    +5
    Мда, кроме эпитета - "Чудо-юдо рыба кит" на ум не приходит!
    Тук-тук это я польская белочка - откройте!!!
    1. igordok Офлайн
      igordok 3 марта 2018 08:14
      +3
      "Чудо-юдо рыба кит" - это Вы еще как-то мягко выразились.
      1. Котище Офлайн
        Котище 3 марта 2018 15:41
        +4
        Матерится на сайте нельзя, админы "банят"! Но так так на косячить, надо уметь......
  2. амурец Офлайн
    амурец 3 марта 2018 07:33
    +3
    [quote][Ситуация была такова, что основой для очередного броневика стала сельскохозяйственная машина. К сожалению, большая часть сведений об эксплуатации бронеавтомобиля Kresowiec не сохранилась, но и без этих данных такая машина представляет большой интерес с точки зрения техники и истории./quote]
    Ну не такая уж необычная ситуация. Сколько таких "Шушпанцеров" использовалось и используется до сих пор незаконными вооружёнными формированиями. А для бронирования используется любое подходящее шасси. А дальше дело фантазии и наличия материалов.
  3. Лекс. Офлайн
    Лекс. 3 марта 2018 08:03
    +4
    Франкенштейн какой -то
  4. polpot Офлайн
    polpot 3 марта 2018 09:59
    +2
    Перекуем орала на мечи, но немножко не получилось, бывает,они до этого из кос с серпами копья делали ,против нашей пехоты ,тоже особо не помогло ,как всегда гонору много толку мало.
    1. вадим dok Офлайн
      вадим dok 3 марта 2018 19:15
      +3
      А Вы вспомните "танк" Либединского!Тот проехал ,кажется ,всего метра 3÷4 и ВСЕ!то же чудо- юдо!У всех хватало в истории своих монстров!
      1. амурец Офлайн
        амурец 5 марта 2018 13:59
        0
        Цитата: вадим dok
        А Вы вспомните "танк" Либединского!

        Моет вы имели ввиду Царь-танк Лебеденко?
  5. farik68 Офлайн
    farik68 3 марта 2018 10:52
    +4
    Так вот оно у кого коклы скопировали мусорный бак.....))))))
  6. Type 63 Офлайн
    Type 63 3 марта 2018 17:27
    +2
    Первые ассоциации, глядя на заглавное фото, были "Да это же бронированная бочка для пива/кваса"!
    1. abrakadabre Офлайн
      abrakadabre 3 марта 2018 23:28
      +3
      "Да это же бронированная бочка для пива/кваса"!
      Бронебочка переднего края. Раздавать квас/пиво прямо в окопах первой линии. даже под обстрелом.
  7. vonWolfenstein Офлайн
    vonWolfenstein 5 марта 2018 12:04
    +1
    Шушпанцер он такой везде шушпанцер. Ну ну будет из трактора танка!
  8. vonWolfenstein Офлайн
    vonWolfenstein 5 марта 2018 12:05
    +1
    То есть "не будет"