«Русский» транспортный коридор в сердце Европы

33


Железные дороги всегда были самым экономичным сухопутным видом транспорта. У них есть только два главных недостатка. Поезда могут ездить только по колее, и эта колея в разных странах имеет разную ширину. Именно это сегодня здорово ограничивает использование железнодорожных перевозок. Но капитализм все равно берет свое. Он никогда не откажется от прибыли, а потому уже в обозримом будущем мы сможем увидеть поезд, мчащийся по европейским просторам по широкой «русской» колее.



Колея преткновения

Да, именно ширина колеи все время является самым главным ограничителем для железнодорожных перевозок между Россией и Европой. Гораздо дешевле довезти товары до балтийских портов и перегрузить их на корабль с дальнейшей отправкой в Антверпен или Гамбург, нежели пускать их по железной дороге через, скажем, Брест. Это в первую очередь, неудобно, а главное, большой грузопоток по такой схеме невозможен.



Для примера. Вот какие возможности есть на западной границе Украины по перевалке грузов на стыковочных узлах по состоянию на 2014 год. Как видим, некоторые узлы оборудованы цехами по перестановке колесных пар. Правда, пропускная способность такого узла крайне невелика, всего 70 вагонов в сутки. Причем большую часть этого «объема» выбирают пассажирские поезда, а грузы перегружают пи помощи кранов из вагона в вагон, либо с выгрузкой на промежуточную площадку.

Как мы понимаем, такой способ транспортировки грузов крайне неудобен. В первую очередь это дорого, а во вторую долго. Клиент ждать не может, а конкуренция требует гибкости. И вариантов ровно два. Либо класть в России железные дороги с «европейской» колеей, либо в Европе с «русской».

Ни одно государство Европы в трезвом рассудке не согласится перешивать свою колею. Это дорого. Колоссально дорого и, как следствие, нерентабельно (хотя бывают и исключения).

«Военно-прибалтийская» железная дорога

Именно поэтому до сих пор республики Прибалтики так и не перешили свою колею под европейский стандарт, хотя европейцы очень упорно их к этому склоняют. Даже готовы компенсировать большую часть расходов. Но даже это не очень вдохновляет русофобски настроенных прибалтов. И их понять можно. Европейцы никак не могут им ответить на один простой вопрос: а что они будут возить по этой дороге, если основной грузопоток на сегодня идет из России на Балтику и далее морем (пережиток советского прошлого), а в обратном направлении его почти нет и не предвидится?



Собственно, именно поэтому так медленно сегодня согласуется и строится единственный проект подобной дороги Rail Baltica. Причем 85% денег на ее постройку чиновники ЕС согласны выделить из бюджета Союза. Но даже оставшиеся 15% (а это почти миллиард евро) пугают прибалтов. Именно поэтому задуманная еще в прошлом веке идея, несмотря на явную заинтересованность в ней европейцев, реализуется очень медленно. Если ничего не изменится, первый поезд из Таллина по новой колее выйдет в лучшем случае в 2025 году, а окончательно работы на магистрали будут окончены не ранее 2030 года. При этом многие эксперты сходятся во мнении, что экономикой здесь не пахнет. Rail Baltica — это чисто политический проект, и инвестиции в него никогда не окупятся.

Да, политический и военный, так как главной задачей новой железной дороги станет возможность быстрого развертывания в регионе армий НАТО из стран центральной Европы.

Из Москвы в Вену на 1520 мм

Совсем другое дело, когда мы начинаем говорить о грузопотоке из России в Европу. Он растет. Более того, есть все основания считать, что при резком улучшении железнодорожной логистики в Европу по железной дороге удастся перенаправить значительную часть грузопотоков из Средней Азии.

И даже некоторую часть грузовых перевозок из восточной части Китая.

Самым узким местом для перевозки всех этих грузов по новому маршруту является именно разность ширины колеи. Прокладка нового железнодорожного полотна из России в Европу по «русскому» стандарту (а по другому просто нет смысла) сразу снимает главную проблему. Грузовые составы по новой дороге могут формироваться на Дальнем Востоке, а заканчивать свой путь в странах Европы, где вокруг новой дороги будут созданы логистические центры, через которые грузы далее будут направляться по адресатам.

Еще в 2008 году у политических и бизнес-кругов России, Украины, Словакии и Австрии родилась идея создания такой дороги. Согласно задумке, «русская колея» от словацкой Кошице протянется к Братиславе и далее Вене. Новая дорога стоимостью 6,36 млрд. евро (в ценах 2013 года) и суммарной протяженностью 430 км позволит создать во время строительства более полумиллиона рабочих мест, а в конечном итоге обернется огромными прибылями, так как позволит уменьшить стоимость перевозки, например, стандартного контейнера, по некоторым направлениям на 1,5 тыс. евро за штуку.



Уже к 2013 году проект новой железной дороги прошел этап экономического обоснования, экологической оценки и подошел к этапу проработки проекта. Но грянувший вслед за этим киевский майдан на несколько лет заморозил планы инвесторов.

Только летом 2017 года они вновь начали реанимировать проект и вчера 21 февраля 2018 года в рамках бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520» был объявлен переход его на очередной этап (предварительного проектирования). То есть принципиальное согласие всех участников проекта получено, и теперь из всех возможных вариантов будущей трассы будет выбираться самый оптимальный. А далее последует собственно само строительство, которое, по замыслу участников, должно быть окончено к 2033 году.

Итак, мы видим, что строительство «европейских» железных дорог в восточном направлении в ближайшей перспективе вряд ли возможно. Европейцы по указке НАТО однозначно окончат строительство рокадной Rail Baltica, которая никогда не будет иметь коммерческого успеха и ляжет бременем на и так худеющие бюджеты прибалтийских лимитрофов. И наоборот, развитие экономических связей между Россией и Европой уже сделало востребованными прокладку новых железных дорог по «русскому» стандарту в глубь континента. А значит, они появятся.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    22 февраля 2018 06:44
    А в Китае какой стандарт колеи? Русский или европейский?
    1. 0
      22 февраля 2018 07:06
      Европейский.
    2. +2
      22 февраля 2018 08:00
      Ну, и во что обойдется менять свой стандарт колеи для народа? Или у нас с Европой мир-жвачка и пхай, пхай? Ляжем под торгашей, не имеющих рода и племени, или озаботимся безопасностью своего Отечества? winked
      1. +3
        22 февраля 2018 08:42
        Нам тоже танки и снаряды надо будет в ЕС возить. Если они косо посмотрят.)))
    3. +1
      22 февраля 2018 19:06
      Насколько я помню - наш стандарт не схожий с европейским был выбран специально, из военных соображений, чтобы затруднить продвижение врага по нашей территории.
      1. 0
        22 февраля 2018 22:52
        Цитата: Megatron
        асколько я помню - наш стандарт не схожий с европейским был выбран специально, из военных соображений, чтобы затруднить продвижение врага по нашей территории.

        Причем современные железобетонные решетки невозможно просто взять и перешить на другую колею, как это делалось во время Великой Отечественной на деревянных шпалах.
      2. +1
        26 февраля 2018 09:53
        Нет, такой стандарт колеи был выбран вовсе не из военных соображений. Просто в девятнадцатом веке когда только появились железные дороги, было много разных вариантов ширины колеи. А в Россию пригласили американских инженеров и одна из Железных дорог в Америке была такой колеи 1514 мм. И поэтому американские инженеры сделали такую же, а вовсе не из-за желания не дать вражеским войскам ездить по российским железным дорогам.
        Причем что интересно: через несколько лет американцы решили перейти на европейский стандарт ширины колеи, и за несколько дней перешили всю железную дорогу - уменьшили ширину колеи.
  2. +7
    22 февраля 2018 10:06
    Слишком много оптимизма и есть неточности в выкладках.
    Во-первых, самый дешевый вид транспорта - морской.
    Во вторых, в Кошице как добираться будете, через Польшу или Украину? Эта парочка еще поспорит за место самого истеричного русофоба.
    Так что рано пока радоваться.
    1. +3
      22 февраля 2018 11:37
      Вычёркиваем Украину и добавляем Беларусь ( там всё готово) и Польшу (за деньги готовы на всё).
    2. +3
      22 февраля 2018 11:48
      "Слишком много оптимизма и есть неточности в выкладках."
      Вы путаете материалы информационные и агитационные. Это в информационных материалах важны беспристрасность и точность. А в агитационных главное - громкость и пафосность.
      1. +4
        22 февраля 2018 14:42
        А ещё надо внимательно читать.
        Железные дороги всегда были самым экономичным сухопутным видом транспорта.
    3. +2
      22 февраля 2018 22:55
      Цитата: Rostislav
      Во-первых, самый дешевый вид транспорта - морской.

      Это не совсем правда. Электрофицированные железные дороги дешевле морского транспорта.
    4. +3
      22 февраля 2018 23:13
      "Во-первых, самый дешевый вид транспорта - морской."
      Но морской - не сухопутный, как сказано в статье. smile
    5. 0
      24 февраля 2018 15:10
      Цитата: Rostislav
      лишком много оптимизма и есть неточности в выкладках.
      Во-первых, самый дешевый вид транспорта - морской.

      Железные дороги всегда были самым экономичным сухопутным видом транспорта.
      Ахаа, сухопутным написано yes
      Цитата: Rostislav
      Эта парочка еще поспорит за место самого истеричного русофоба.
      Так что рано пока радоваться.

      Вот тут да, в самую точку.
    6. 0
      5 марта 2018 20:32
      Изначально, в свое время слышал что разрабатывался проект Берлин Киев Москва Астана и в Китай по теме скоростной железной дороги. Но изза хохлобунта, тему отменили или заморозили . Ширину колеи я там не помню , обсуждалась ли , но говорил кто то что вообще хотели еще более широкую сделать , ну почти как фашисты в свое время. Тут тема такая что надо бы поляков подтянуть и тогда можно было бы решить проблему Украины и тогда и Белорусь поимела бы гешефт.
  3. +1
    22 февраля 2018 11:56
    свежо придание, да верится с трудом...
  4. 0
    22 февраля 2018 12:18
    Железные дороги всегда были самым экономичным сухопутным видом транспорта.

    Еще в школе учили, что самым экономичным является трубопроводный транспорт, но он очень специфичный. На нем все не перевезешь.
    1. +2
      27 февраля 2018 00:10
      Специфика трубопроводного транспорта.
      В пассажирской Трубе - А говорил, порожняком пойдёт.
  5. +6
    22 февраля 2018 12:59
    Уже лет 40 есть смена железнодорожной колеи на ходу

    Почему нужно изобретать и этот "велосипед"?
    1. 0
      24 февраля 2018 14:55
      Подвижного состава для грузового вроде нет. Такая смена доступна больше для пассажирских.
  6. +5
    22 февраля 2018 13:38
    Когда строили железную дорогу в России ,у царя спросили:
    " Будем делать как в Европе или шире?"
    царь удивился и ответил : " На хрен шире?"
    Переспрашивать у него постеснялись, но на всякий случай сделали "на хрен" шире. laughing
    Как выяснилось не прогадали, потому что грузоподъемность наших поездов больше.
    В современных условиях колею переделывать не надо, достаточно переделать колесные пары. Здесь я солидарен с
    Tektor Сегодня, 12:59 Новый
    Уже лет 40 есть смена железнодорожной колеи на ходу
    1. 0
      24 февраля 2018 15:25
      Какая грузоподъёмность выше? С чего бы?
      И вы американские, или австралийские составы видели?
      1. +2
        24 февраля 2018 20:31
        колесная база больше, грузоподъемность выше
  7. +3
    22 февраля 2018 14:06
    Только хохляндия выпала из упомянутой схемы, а ляхи удавятся, но не дадут проложить такую дорогу...
  8. +2
    22 февраля 2018 20:19
    газопроводы уже сколько лет строят? так почему с железкой будет лучше? матрасы вряд ли отпустят свои европейские колонии с короткого поводка.
  9. 0
    22 февраля 2018 22:16
    В этом проекте есть слабое звено - Польша и К. Возможно эту идею можно реализовать несколько по иному. Вагоны под Питером грузим на судно-паром. Пока паром идёт в Германию меняем тележки вагонов. Но тут тоже не всё так просто. Требования к габаритам подвижного состава у нас и в Германии различные, как и системы сцепных устройств.
  10. +1
    22 февраля 2018 22:34
    Не проще ли третий рельс положить - каждому свой путь! Еще один рельс на те-же шпалы? Слабо инженеры...или будем менять тележки на тараканов в голове...
    1. +3
      22 февраля 2018 23:19
      Почему-то третий рельс не ставится. У нас в Калининграде и области там, где проходят сразу две колеи, проложены четыре рельса. Может проблема со стрелками, а может и ещё в чём-то.
      1. 0
        24 февраля 2018 14:18
        Стрелки сделать так не получится.
  11. 0
    24 февраля 2018 15:59
    Статья о «Северный поток» №3 — магистральное железнодорожное сообщение между Россией и Германией, проходящий по дну Балтийского моря.
  12. 0
    25 февраля 2018 15:03
    статья прожектерская и ни о чем.на ж.д. такая бы точно не прошла.
  13. +1
    27 февраля 2018 00:05
    А ещё кроме разной ширины колеи разная ширина габарита.
  14. 0
    5 марта 2018 20:44
    С точки зрения логики , можно было бы вообще построить Железную дорогу с нестандартно широкой колеей от Берлина и до Пекина , сделать ее максимально скоростной и с минимальными остановками. А уже каждая страна на пути трассы бы перегружала контейнеры на свою железку в крупных логистических центрах .... Там бы и пассажирские можно было гонять ..

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»