Китайское боевое искусство. Ракеты против авианосцев

Китайское боевое искусство. Ракеты против авианосцев


Удар 10-звуковой боевой ступени подобен молнии. Огненная стрела в один миг пронзила полетную, галерейную, ангарную, третью и четвертую палубы авианосца. Контактный взрыватель не выполнил своей функции, и боеголовка продолжила путь вниз, сквозь чрево гигантского корабля. Напролом, сквозь трюмную палубу, платформы и обшивку днища. Преодолев 70 метров металлоконструкций, она с гулом обрушилась в глубину. Чтобы спустя секунду вонзиться в донные отложения Южно-Китайского моря, потревожив операторов сейсмических станций у побережья Японии...

Нет. Все происходило иначе.


…объятия ледяной пустоты и ярко-едкие звезды. Сход с космической орбиты занял 150 секунд, еще четверть минуты продолжался полет сквозь зыбкую стратосферу. Каждые 10 секунд автоматика, по данным акселерометров и гироскопов, переводила систему всё в более высокое состояние готовности. Поначалу слабый и разряженный, воздух яростно свистел за бортом, раскачивая в своих потоках маленький смертоносный боеприпас. До тех пор, пока внутри, в устройстве размером с кофеварку, не произошла команда на подрыв. Реакция началась, прошла и так же внезапно завершилась на высоте 600 метров. За это время летящая на скорости 3 км/с боеголовка успела пройти расстояние меньше толщины человеческого волоса.

“Кофеварка” обрушила вниз 300 килотонн огня. Отразившись от воды, фронт ударной волны распространился вдоль поверхности моря, через долю секунды схлестнувшись со второй волной, пришедшей напрямик из точки взрыва. Огненный капкан сомкнулся в километре от эпицентра, как раз там, где находились вражеские корабли...

В общем, довольно лирики. Все эти красочные описания — сценарии боевого применения противокорабельной баллистической ракеты “Дунфэн” DF-21D (“Восточный ветер”). С той разницей, что они не имеют ничего общего с действительностью.

О преимуществах этого оружия было сказано больше, чем о его недостатках. Среди ключевых моментов, затрудняющих боевое применение “Дунфэна-21D”:

В первые минуты траектория и параметры взлетающей DF-21D будут неотличимы от параметров полета МБР. Пуск противокорабельной баллистической ракеты может быть воспринят системами предупреждения о ракетном нападении (СПРН) других стран за начало ядерной войны.

Полагаю, немногие согласятся принести себя в жертву из-за того, что Китай в рамках какого-либо локального “осложнения отношений” обстреляет корабли США или Японии баллистическими ПКР.

Групповой пуск БР в напряженной геополитической обстановке может привести к непредсказуемым и совершенно нежелательным последствиям. Для предотвращения угрозы перерастания локального конфликта в полномасштабную ядерную войну необходимы особые меры безопасности и контроля за оружием. Многоуровневый механизм согласования пуска и колебания командования насчет соответствия обстановки для применения DF-21D резко ограничит тактическое применение такой ракеты, по сравнению с “обычными” средствами.

Грезы о создании морского супероружия предельно далеки от действительности.

Многие с интересом обсуждают эффекты от попадания в палубу 10-маховой боеголовки, одновременно размышляя над проблемой образования плазмы, экранирующей радиоволновое излучение и делающим невозможным наведение ракеты. Словно не обращая внимания на то, что появление плазмы — результат интенсивного торможения в атмосфере. Превращение кинетической энергии боеголовки в мегаджоули тепловой энергии.

Боевые части баллистических ракет развивают высокие скорости в околоземном космическом пространстве, резко замедляясь при входе в атмосферу. На практике скорость падения боевых блоков МБР и РСМД на конечном участке не превышает 3-4 Махов.

У маневрирующих боеголовок (например, “Першинг-2”) из-за их бόльших размеров и дополнительного сопротивления из-за наличия управляющих поверхностей (аэродинамических рулей) скорость в последние минуты еще ниже, чем у обычных “морковок”.


Полное имя этой адской машины — Мартин-Мариетта MGM-31C "Першинг II"


На высоте около 15 км боевая часть замедлялась до 2-3 скоростей звука. В этот момент под остатками абляционного обтекателя оживал радиолокатор системы RADAG. Боеголовка получала кольцевое изображение подстилающего рельефа за счет сканирования с угловой скоростью 2 об/сек. В памяти хранились четыре эталонных изображения района цели для разных высот, записанные в виде матрицы, каждая ячейка которой соответствовала яркости данного участка в выбранном диапазоне радиоволн. Начинался этап коррекции траектории, который завершался управляемым пикированием на цель.

Никакого удара на скорости 10М быть не могло. Скорость управляемой боеголовки баллистической ракеты в момент встречи с целью сопоставима со сверхзвуковыми крылатыми ракетами. И, в этом смысле, китайская баллистическая ПКР не имеет никаких преимуществ по сравнению с противокорабельными КР “Оникс” или ЗМ-54 “Калибр”.

“Неразрешимый вопрос”, связанный с образованием облаков плазмы, экранирующих радиоволны, неожиданно решался за счет торможения до 2-3 скоростей звука, при которых данный эффект становится незаметен. Именно в этот момент начинала работу система самонаведения ракеты, которая до этого бездействовала. Большую часть пути боеголовка летела по баллистической кривой, заданной стартовым импульсом двигателей 1-ой и 2-ой ступени.

* * *

По мнению специалистов, при необходимости двусторонняя радиосвязь может осуществляться даже при наличии экранирующей плазмы вокруг гиперзвукового ЛА. В качестве антенны предлагается использовать... само облако плазмы, т. к. его электропроводность сопоставима с характеристиками металлов. При этом по сравнению с металлическими конструкциями плазменные антенны демонстрируют лучшую помехозащищенность и способность безынерционного изменения параметров (направления излучения, рабочей частоты и т.д.).

Впрочем, данная тема выходит за рамки представленной статьи, т. к. существующие управляемые боеголовки не используют радары на больших высотах (маломощная РЛС все равно ничего не увидит из космоса).



Плазменная антенна Дж. Хеттингера (патент 1919 г.)



Отсек систем управления "Першинг-2", цифрой 5 обозначены газовые рули, 12 — аэродинамические рули


Боевая часть “Першинга-2” также имела реактивные рули для коррекции своего положения в околоземном космическом пространстве и, вероятно, для более точного выхода в район цели. Для правильной ориентации боевой ступени при входе в атмосферу и во время спуска, в ходе которого требовалось затормозить боеголовку с более чем 10-ти до 2-х скоростей звука. Корректирующие импульсы производились по данным инерциальной навигационной системы (ИНС), т.е. только по показаниям внутренних приборов и гироскопов.

Точное наведение производились уже на терминальном участке полета: радар сканировал местность с малых высот, и боеголовка, энергично маневрируя за счет 4-х подвижных “лепестков”, наводилась на выбранную точечную цель.

Общие задачи диктуют схожие конструкторские решения. Именно поэтому при описании китайской баллистической ПКР многие источники обращаются к концепции MGM-31 “Першинг-2”. Фактически единственной достоверно созданной и принятой на вооружение конструкции подобного назначения с радиолокационной ГСН. Конструкция и ТТХ которой были давно рассекречены и в настоящее время находятся в открытом доступе.

Действительно, маловероятно, что китайцы смогли изменить законы природы и создать оружие на новых физических принципах. В настоящее время самым простым и логичным решением остается управляемая боеголовка с системой наведения на терминальной стадии (РЛГСН) совмещенная с аэродинамическими средствами управления.

В представленном материале была незаслуженно обделена вниманием советская Р-27К. Первая в мире самонаводящаяся баллистическая ПКР для поражения кораблей (работы над проектом велись в период 1962-1975 гг.). С другой стороны, советским специалистам не удалось создать ничего подобного смертоносному шедевру от “Мартин-Мариетта”. Вариант “А” с управляемой боеголовкой был отвергнут еще на уровне эскизов, ввиду его неадекватной сложности. В качестве баллистической ПКР был выбран вариант “Б” с достаточно хитроумной, но примитивной системой наведения.


Р-27К, вариант "А"


Р-27К, вариант "Б"


По замыслу конструкторов, во время взлета Р-27К должна была запеленговать излучение РЛС вражеских кораблей с дистанции в несколько сотен километров. Далее по данным радиопеленгатора ЖРД многократного включения выдавал стартовый импульс, выводивший ракету по баллистической траектории в район цели. Никакой коррекции на конечном участке не производилось. Разумеется, о поражении точечных подвижных целей (кораблей) прямым попаданием речи идти не могло. Противокорабельная Р-27К оснащалась термоядерной БЧ мощностью 650 кт, что, отчасти снимало проблему. Но лишь отчасти. Так, отклонение всего на 10 километров означало невыполнение задачи: на таком расстоянии корабли АУГ едва ли могли получить серьезные повреждения. Также оставался сам вопрос с пассивным наведением только на работающие источники радиоизлучения, что немало ограничивало боевые возможности.

О том, насколько преувеличена мощь ядерного огня и насколько устойчивы крупные корабли к подобным угрозам, можно подробно и с иллюстрациями ознакомиться в указанных статьях на “ВО”:

https://topwar.ru/?newsid=70833
https://topwar.ru/70937-korabli-i-yadernye-vzryvy-chast-vtoraya.html

По этой причине дальнейшее обсуждение советского варианта в контексте текущей статьи можно считать завершенным. По опубликованным снимкам китайской стороны, во 2-ой военной академии КНР работают именно над прямым попаданием в корабль. Во избежание нежелательных осложнений ракету планируется оснастить конвенционной БЧ.


Снимки с ракетного полигона в пустыне Гоби


Исходя из вышеизложенных материалов, противокорабельная БР “Дунфэн-21 мод. D” предстаёт в совсем ином свете, отличном от того, что рисует красочное воображение обывателей и журналистов.

Среди сильных сторон этого оружия — дальность поражения (заявленное значение — 1500 км), превышающая показатели всех существующих ПКР, в т.ч. тяжелых гигантов “челомеевской школы” (Гранит-Вулкан и т.п.).

Подобные характеристики позволяют бороться с вражескими корабельными группировками в открытых морских районах, без необходимости сближения с противником. В то же время основной “вероятный противник” DF-21D, корабельные группы ВМС США, будут вынуждены принимать особые меры для обеспечения своей безопасности, еще на подходе к берегам Азии.



Необходимость раннего включения радаров “Иджиса” для обнаружения возможной угрозы из космоса приведет к демаскированию АУГ и будет способствовать более эффективному применению других противокорабельных средств. Положение АУГ будет легко отслеживаться средствами радиотехнической разведки, что решит проблему с целеуказанием для воздушных и морских сил НОАК.

Что касается собственных боевых возможностей DF-21D, то они, по мнению автора, в современных условиях выглядят сомнительно. Основная причина — высотная траектория (т.е. заметность) и слишком низкая скорость на конечном участке. Исходя из характеристик существующих корабельных ЗРК и семейств зенитных ракет (“Астер”, “Стандарт”), сверхзвуковая мишень на высоте 10-15 км является для них типовой и желанной целью. Притом, что о появлении угрозы будет известно заранее — за несколько минут до входа DF-21D в зону поражения “Стандартов”.

Также нельзя снимать со счетов заокеанские усилия в области ПРО: приближающуюся ракету могут перехватить еще в заатмосферном пространстве с помощью кинетических перехватчиков SM-3.

Размышления о высокой стоимости 15-тонной двухступенчатой ракеты в качестве противокорабельного средства не лишены оснований. Боеприпас — не роскошь, а расходное средство. Неадекватные размеры и стоимость затрудняют подготовку личного состава, лишая его возможности приобрести опыт обращения с оружием, заранее обнаружить и ликвидировать все недостатки конструкции. Наземные макеты и стенды — не замена полноценным стрельбам. В то время, когда американцы и их союзники привыкли выпускать на морских учениях десятки малогабаритных “Гарпунов”.

С другой стороны, мнение о запредельно высокой стоимость DF-21D может быть ошибочным. Основная масса баллистической “Дунфэн”приходится на её ТТРД, т.е. спрессованный порох. В то же время, стоимость любого современного ЛА определяется высокотехнологичной начинкой, главным элементом которой остается чувствительная ГСН. И в этом аспекте китайская баллистическая ПКР ничем не выделяется на фоне других тяжелых противокорабельных ракет.

“Даже если меч придется применить раз в жизни, это стоит того, чтобы носить его всю жизнь”.
Лао Цзы.




В статье были использованы материалы с сайта otvaga2004.ru и данные из руководства по применению Pershing II Weapon System.
Автор: Олег Капцов


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 57

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Titsen (Ig Titsen) 22 февраля 2018 07:02
    Читая подобные статьи стараешься угадать - Капцов или Даманцев...

    Ха, сегодня угадал!

    Уважаемые модераторы, я уже Вас неоднократно просил - пишите фамилию автора СРАЗУ после названия статьи!
    1. Kibb 22 февраля 2018 09:01
      Да ладно - Капцов угадывается с первых же строк wink
    2. армеец2 (Армеец2) 22 февраля 2018 09:56
      Цитата: Titsen
      Читая подобные статьи стараешься угадать - Капцов или Даманцев...

      Ха, сегодня угадал!

      Уважаемые модераторы, я уже Вас неоднократно просил - пишите фамилию автора СРАЗУ после названия статьи!

      А я прокололся. Про металлоконструкции было, а про броню ни слова. Ну, думаю, другой фантаст.
    3. Монархист (Лабинский Слава) 22 февраля 2018 10:43
      Титсену, ага если сделать как Вы хотите то не будет интриги и некоторые авторы могут быть не прочитанными
    4. вадим dok (марусев) 22 февраля 2018 14:30
      Да!Не знаю кто"ЛУЧШЕ"!!!!
    5. uskrabut (Николай) 22 февраля 2018 14:45
      Цитата: Titsen
      Капцов или Даманцев

      Ильф и Петров.
      За то душещипательно
  2. DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 22 февраля 2018 09:44
    На практике скорость падения боевых блоков МБР и РСМД на конечном участке не превышает 3-4 Махов.

    Откуда вы это почерпнули?
    Извините Олег - откровенная ерунда.
    Уж я насчитался баллистических траекторий в свое время.
    Обычно весь спуск в плотных слоях атмосферы длится не более 1 мин, и боеголовка МБР БРПЛ достигает земли со скоростью - 3 км/с.+-
    1. Santa Fe (Олег) 22 февраля 2018 10:05
      DimerVladimer, Благодарю за ваше справедливое замечание

      Всегда интересно узнать мнение специалиста, кто непосредственно считал баллистические траектории МБР
      1. Alex_59 (Алексей) 22 февраля 2018 12:04
        Цитата: Santa Fe
        Всегда интересно узнать мнение специалиста, кто непосредственно считал баллистические траектории МБР

        Олег, сделайте уже себе "расчетку" в Экселе по баллистике. Я себе такую сделал, тут не надо быть специалистом. Уравнения Ньютона по осям Х и Y, плюс закон изменения плотности и темперауры воздуха в зависимости от высоты. По ракете (любой) достаточно открытых данных - удельный импульс тяги, массы, сечение, время работы ступеней. Сх можно грубо прикинуть, там его роль малозначительна. Грубо позволяет рассчитывать траектории, со всеми скоростями, углами, высотами и дальностями. Засовывал в свою модель разные ракеты. Вражескую МХ, наши 8К14, РТ-2П и еще что-то. Погрешность не превысила у меня 3% дальности по всем ракетам, по апогею траектории не более 5% высоты. Еще запихивал артиллерийский снаряд Айовы - тоже около 3%.
        После того как вы это сделаете у вас сразу исчезнут вопросы о том, может ли Х-32 улетать на 800 км на высотах более 30 км при сохранении массы, габаритов и двигателя Х-22. Еще как может.
        1. DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 22 февраля 2018 14:27
          Цитата: Alex_59
          Засовывал в свою модель разные ракеты. Вражескую МХ, наши 8К14, РТ-2П и еще что-то. Погрешность не превысила у меня 3% дальности по всем ракетам, по апогею траектории не более 5% высоты. Еще запихивал артиллерийский снаряд Айовы - тоже около 3%.


          У когда я учился на факультете летательных аппаратов, у нас была программа, которая позволяла считать в первом приближении конструкции баллистических ракет, по примененным конструкторским решениям (заранее весовые коэффициенты заложены).
          С этим был один смешной случай:
          - каждому студенту хочется выдать шедевр.
          Закладываю в программу все самое лучшее, что придумано нашим ВПК.
          Параметры - одноступенчатая, утопленный двигатель, вафельная обечайка, подбираю ТНА и параметры наддува что бы стенки не смяло, стенки тонкие - материал высокопрочный запасы прочности такие - пальцем проткнешь оболочку, беру наиболее энергетическое топливо, полезную нагрузку в 1500 кг. Отправляю на расчет - спустя минуты тягостного ожидания получаю распечатку и ОБА! Нет! ОБА ОБА-НА!!!
          Бегу с радостным визгом: "Профессор моя одноступенчатая "стреляет" на 7500 км! (не каждая двухступенчатая на такую дальность летит с такой нагрузкой).
          На что он, меня зеленого студента "из космоса", возвращает на грешную землю: - это идеальная программа, если взять реальное производство, то тут надо заложить запас, а тут слишком тонко, такое они не сделают, тут напильником надо допиливать, а сварные швы побольше прибавить... в общем прибавь на реальное производство погрешность 25-35% :(
          Тут мой энтузизим и приземлился на грешную землю.
          Вывод - всякий расчет хорош, когда он подкреплен практикой :)
          1. Alex_59 (Алексей) 22 февраля 2018 15:03
            Цитата: DimerVladimer
            Вывод - всякий расчет хорош, когда он подкреплен практикой :)

            Никто не спорит, собственно то, что я на коленке в экселе сделал это очень грубая поделка, дающая лишь общее представление о поведении ракеты.
            Впрочем, описанное вами и мной несколько отличается. Вы рассчитывали то чего нет в железе. А я моделирую полет того, что реально существует. В модель я вставляю не гипотетические, а реальные ТТХ живых ракет. У вас что-то вроде экстраполяции, а у меня интерполяция - попытка получить промежуточные значения (скорость, угол, высоты и дальность в каждый момент времени полета) по имеющимся точно известным данным. Естественно с определенной точностью. Для общих выводов вполне годится - ну вот как-то примерно так оно летит там и ладно. ))
          2. Удав КАА (Александр) 22 февраля 2018 22:20
            Цитата: DimerVladimer
            всякий расчет хорош, когда он подкреплен практикой :)

            Точно...Поэтому в мое время на БРПЛ всегда тренировались КБРы в рукопашную, чтобы ничто не могло помешать расчету данных стрельбы при выходе из строя Д-4...
            Но я не об этом, я по сути.
            1. Ракетный удар по кораблям -- суть удар по территории флага, который несет этот корабль. Это не танк, не самолет. Это суверенная территория государства. Поэтому это по сути нападение на суверена флага. Это объявление войны. А ка известно, снявши голову по волосам не плачут...А если это ядерная держава -- то полный абзац! С ответкой можно не сдюжить даже Китаю при всей его моб мощи...
            2. Не согласен с автором и по вопросу определения характера залпа БРПК... Ныне баллистические вычислители за секунды рассчитывают точку прицеливания...Входные данные называть или сами найдете?
            3. По поводу DF-21D. Если бы янки их не боялись, не нарезали бы они на "глобусе" зоны А2\АD... Потом, что вы все вперлись в прошлый век с его РЛС-ГСН!? Уже давно стоят ОЭС и ИК приемники, которым кильватерный след из космоса виден дааалеко! Ионизация!? Плазма!? так ее уже используют в качестве проводника...Сейчас главное микроминиатюризация РЭС борта и мозгов -- БЦВМ! аналоговая техника ушла в прошлое, БИСы -- тоже вчерашний день...А мы все на сайте гадаем: как там, да что там!?
            Но вопрос конечно интересный: почему железный корабль не тонет, и железный самолет летает...А вы тут о плазме, блин, да сверхзвуке мозги обывателю пудрите! Лучше бы "про родной советский трактор", как говорил В.С.Высоцкий...
            Ну, а уж если совсем невтерпежь, то можно и про стержни из обедненного урана с орбиты по АВМ примерить...Амы, кстати, этим вплотную занимаются...
            ИМХО.
    2. Spez (Евгений) 22 февраля 2018 10:43
      Цитата: DimerVladimer
      Обычно весь спуск в плотных слоях атмосферы длится не более 1 мин, и боеголовка МБР БРПЛ достигает земли со скоростью - 3 км/с.+-

      Точно, что скорость на финише 9Мах? В открытых источниках есть цифры от 300м/с, до 1,5км/с, что соответствует 1-4.5Мах. Не поясните, где ошибка?
      1. DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 22 февраля 2018 11:28
        Цитата: Spez
        Точно, что скорость на финише 9Мах? В открытых источниках есть цифры от 300м/с, до 1,5км/с, что соответствует 1-4.5Мах. Не поясните, где ошибка?


        Скорость конкретного боевого блока зависит от формы и траектории (угла) входа в атмосферу.
        Практически все неуправляемые блоки укладываются в диапазон 2,5-3,5 км/сек - ближе к 3 км/сек
        Чем выше дальность "стрельбы" - тем выше скорость на активном участке, тем выше скорость входа в атмосферу.
        Я считал траектории 2-3 ступенчатых ММБ БРПЛ с дальностью стрельбы 5000-10000 км.
        Для 5000 км это примерно будет ближе к показателю 2,5 км сек, 8000 км примерно около 3 км/сек соотвественно 10000 км - 3 км/с и выше. это без учета маневрирования и угла входа - по баллистической траектории.
        Возможно что баллистические ракеты с дальностью 2000-3000 км имеют скорость около 2 км/сек и ниже - не считал.
        Аэродинамическое торможение в плотных слоях - незначительное.

        Вот такие изделия приходилось "обсчитывать"
        1. DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 22 февраля 2018 11:43
          Возможно скоростные данные для блоков "тупоконечных" первых серий - когда теплозащиту не умели делать на современном уровне и использовался менее обтекаемый конус ББ (типа сфера).
          Мы считали современные остроконечные с отсоединенным скачком уплотнения - к тому времени созданы и применялись материалы (углерод-углерод), выдерживающие подобный аэродинамический нагрев без эрозии обтекателя.
          Либо вам попадаются данные для тактических ракет малой дальности 400-1000 км
        2. Spez (Евгений) 22 февраля 2018 11:48
          Теперь понятно. А то различие в скоростях на порядок очень уж в глаза бросилось.
          Но исходя из статьи, скорость схода в атмосферу и подлёта к цели различаются в разы. Т.е. аэродинамическое торможение всё же значительное, или я опять что-то путаю?
          1. DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 22 февраля 2018 12:34
            Цитата: Spez
            Но исходя из статьи, скорость схода в атмосферу и подлёта к цели различаются в разы. Т.е. аэродинамическое торможение всё же значительное, или я опять что-то путаю?


            Это не верно. Если не принять соответствующих конструктивных приемов (размер блока, способ обтекания потоком, принудительное торможение), блок входящий по крутой траектории совсем не значительно потеряет в скорости.
            Опять таки зависит от конкретной конструкции блока - современные ББ для МБР мало подвержены торможению в атмосфере - это не шар на Р-7.

            Как решили вопрос наведения и целеуказания китайские инженеры - мне не известно.
            Как делал бы российский КБ?
            Скорее пошел бы по пути модернизации "синевы/лайнера" - убрав часть боевых блоков и заменив их на 3-4 корректируемые и нарастив систему целеуказания (допустим ралиолокационно/тепловизионную) на ступени "развоза" - в порядке "технического бреда" - обсуждения концепции. "Ступень развоза" производила бы доразведку цели на высоте 300-350 км вне зоны поражения Иджис и выводила бы на цель корректируемые блоки, которые обладая разгонными двигателями, могли бы "ломать" траекторию, выполнять противоракетный маневр.
            Очень может быть, что по массо-габаритным характеристикам, синева/лайнер позволяют "ступень развоза" оснастить как системой доразведки цели, так и системой РЭБ для подавления Иджис - это опять таки просто рассуждения без каких либо расчетов.
            Создавать систему имея носитель - тоже не дешево.
            Наши этим не заморачиваются потому, что считают нет смысла добиваться прямого попадания в корабль, потому как если дойдет до атаки АУГ - значит "пошло рубилово" и засыпят район пребывания АУГ ядерными блоками :)
            1. Spez (Евгений) 22 февраля 2018 12:36
              Доходчиво, спасибо.
            2. Alex_59 (Алексей) 22 февраля 2018 12:57
              Цитата: DimerVladimer
              выводила бы на цель корректируемые блоки, которые обладая разгонными двигателями, могли бы "ломать" траекторию, выполнять противоракетный маневр.

              Ломать траекторию вне атмосферы? Тогда двигатель корректировки у такого блока должен обладать внушительной тягой и запасом топлива чтобы в доли секунды придать импульс который существенно может изменить траекторию. И таких маневров надо не один. Плюс двигатели малой тяги для ориентирования в нужном направлении - куда надо "стрельнуть" корректировочным движком для правки траектории. Тяжеленький и габаритный блок получится - фактически отдельная мини-ступенька разведения "on board". Сколько их влезет в забрасываемый вес, таких маневренных? Один? Два? Если только так.
              Не лучше ли вне атмосферы загадить пространство вокруг блока надувными ЛЦО и прочей дрянью и пусть он не маневрирует вообще вне атмосферы?
              1. DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 26 февраля 2018 08:57
                Цитата: Alex_59
                Ломать траекторию вне атмосферы? Тогда двигатель корректировки у такого блока должен обладать внушительной тягой и запасом топлива чтобы в доли секунды придать импульс который существенно может изменить траекторию. И таких маневров надо не один. Плюс двигатели малой тяги для ориентирования в нужном направлении - куда надо "стрельнуть" корректировочным движком для правки траектории. Тяжеленький и габаритный блок получится - фактически отдельная мини-ступенька разведения "on board". Сколько их влезет в забрасываемый вес, таких маневренных? Один? Два? Если только так.
                Не лучше ли вне атмосферы загадить пространство вокруг блока надувными ЛЦО и прочей дрянью и пусть он не маневрирует вообще вне атмосферы?


                И подобные блоки были, еще в мое студенчество в лаборатории лежали корректируемые по курсу блоки - каждый втрое тяжелее обычного.
                Убрать с Лайнера 8 штатных блоков (запас по нагрузке на преодоление ПРО там есть), поработать с компоновкой ступени развоза и уменьшить габариты баков второй ступени - нам же не нужна межконтинентальная дальность? Это позволит, не меняя габаритов ракеты для размещения на ПЛ, уместить 3-4 более габаритных и тяжелых корректируемых блока - в общем вопрос перекомпоновки можно решить относительно малыми затратами.
                Что же касаемо системы наведения, тут я не специалист - всего лишь инженер технолог и то бывший ;)

                Применение ЦЛО подразумевается со штатной системы преодоления ПРО.
              2. DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 26 февраля 2018 11:31
                Цитата: Alex_59
                Ломать траекторию вне атмосферы? Тогда двигатель корректировки у такого блока должен обладать внушительной тягой и запасом топлива чтобы в доли секунды придать импульс который существенно может изменить траекторию.


                Так я почему и предложил, что бы корректируемые блоки рискованно "сидели" на ступени развоза до минимально безопасного рубежа перехвата Иджис - ступень развоза не только произведет доразведку, но выдаст тормозной импульс и коррекцию штатными двигателями - соответственно на боевой блок не потребуется "городить" мощную двигательную систему, а достаточно только двигатели коррекции курса - этот этап технически осуществлен уже довольно давно.
                В целом такая система будет иметь:
                - дальность применения в несколько тысяч км (надо считать),
                - иметь морское базирование (куда шахту "приткнете" - на ПЛ, что придаст "стратегу" тактические качества или на сухогруз",
                - отработанный в производстве носитель с минимальными изменениями.

                В принципе появление такой системы с дальностью стрельбы 3000-5000 км и комплексом предварительного целеуказания, сделает весь крупнотоннажный флот, в том числе и боевой - крайне уязвимым.
                Представить ситуацию, когда ПЛ не требуется прорывать ордер АУГ, а она сможет "доставать его с базы" - не только вполне реально, к этому разработаны и существуют 75% компоненты.
                Как в свое время авианосцы "убили" линкоры, так и стратегические ПЛ оснащенные подобным оружием, отодвинут зоны АУГ и вытеснят их из мирового океана как анахронизм.
                Цитата: Alex_59
                Не лучше ли вне атмосферы загадить пространство вокруг блока надувными ЛЦО и прочей дрянью и пусть он не маневрирует вообще вне атмосферы?

                Когда ступень развоза начнет перед рубежом перехвата маневры коррекции (дальность 1000 км, высота 250-350 км - ее можно будет с высокой достоверностью опознать.
                Поэтому рассмотреть возможность размещения 3-4 тяжелых ложных целей с двигателями компенсации аэродинамического торможения на атмосферном участке - это было бы полезно для прорыва ПРО.
                С ПРО тоже не все так просто.
                Как против ПКР, так против заатмосферного удара, АУГ может поставить помехи.
                Например РЭБ или пассивные помехи - развернуть "зонтик" милиметровой "лапши" над кораблями ордера на высоте 3-10 км, что осложнит работу РЛС ордера, но сорвет целеуказание и коррекцию и т.п.
                Причем сорвать коррекцию в оптическом диапазоне или в ИФ диапазоне - тоже не представляет сверх задачи.
                В общем для МО ЯО видимо кажется более простым и кардинальным решением :)
        3. yehat (Сергей) 22 февраля 2018 12:18
          Аэродинамическое торможение в плотных слоях - незначительное.

          ох чувствую сильно отличаются ваши расчеты с реальностью.
          сопротивление воздуха растет в квадрате от скорости, если че.
          но справедливости ради, перехватывают боеголовки на большой высоте, там они еще не успевают сильно затормозить, т.к. по-настоящему плотная атмосфера не выше 5-7 км.
          1. DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 22 февраля 2018 12:44
            Цитата: yehat
            ох чувствую сильно отличаются ваши расчеты с реальностью.
            сопротивление воздуха растет в квадрате от скорости, если че.
            но справедливости ради, перехватывают боеголовки на большой высоте, там они еще не успевают сильно затормозить, т.к. по-настоящему плотная атмосфера не выше 5-7 км.


            Вы не чувствуйте ;)
            - 6 лет в профильном вузе и Вы будете точно уверены, что атмосферу приказано считать с 55 км, а ее влияние с 30 км с небольшим.
            А если для гиперзвукового режима, сместить скачек уплотнения со всей поверхности блока на конус обтекателя площадью в 5 см кв - то тормозить будут только эти 5 см кв, остальная поверность практически выведена из аэродинамического сопротивления. И блок практически не теряет скорости - по крайней мере не в разы как указал уважаемый автор сей статьи.
            1. DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 22 февраля 2018 12:50

              Как видится апокалипсис АУГ китайским дизайнерам :)
            2. yehat (Сергей) 22 февраля 2018 12:53
              у меня претензии только к выражению, что боеголовка втыкается в землю на скорости 3км/c (по большей части траектории это правда, но в метре от земли скорость все же поменьше.)
              на последних 2-3 километрах траектории падение скорости все же большое.
              и приведенная вами модель - упрощенная.
              опять таки, в нижней части атмосферы она выглядит иначе.

              чтобы это понять, порешайте простую задачу - под каким углом нужно дуть на кружку чая, что та быстрее остыла.
              1. DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 22 февраля 2018 13:59
                Цитата: yehat
                у меня претензии только к выражению, что боеголовка втыкается в землю на скорости 3км/c (по большей части траектории это правда, но в метре от земли скорость все же поменьше.)


                Поверьте - этот параметр "дело десятое" для МБР.
                В алгоритмах используется упрощенная - "идеальная" модель атмосферы с фиксированным распределением плотности по высоте.
                Этого достаточно, что бы коррекция ступени развоза, позволила положить на дальности 10000 км, ББ в круг 100 м. А на какой скорости это произойдет - до люстры. Спец заряд сработает на заданной высоте, если это площадная цель.
                С землей встречаются только массогабаритные изделия, либо заглубляющиеся заряды, предназначенные для поражения средств шахтного базирования или пунктов стратегического командования и т.п.
                1. businessv (Вадим) 22 февраля 2018 21:13
                  Присоединяюсь к ранее озвученным Вам благодарностям! Редко встречаешь такие толковые и грамотные комментарии!)) Спасибо за ликбез!
            3. Оператор (Андрей) 22 февраля 2018 19:03
              Современный боевой блок конической формы с малым углом раскрытия при стрельбе на дальность 12000 км за время полета в атмосфере в два раза теряет скорость - с 7 км/с (24М) до 3,5 км/с (12М).

              Плазмообразование воздуха прекращается на скорости 1,5 км/с (5М), т.е. максимальная скорость в безвоздушном пространстве не должна превышать 3 км/с (10М). Следовательно, баллистическая ракета должна быть исключительно средней дальности.

              Углерод-углеродный композит не пригоден для обтекателя антенны РГСН, поскольку углерод проводит электричество и в связи с этим экранирует радиоволны. В качестве материала обтекателя подойдет высокотемпературная керамика.

              В любом случае баллистическая ракета со скоростью 3 км/с и дальностью порядка 2000 км не имеет конкурентов среди крылатых ракет, в том числе оснащенных ЖРД (скорость 1 км/с и дальность 900 км).
              1. Кокарев Михаил (Миша) 25 февраля 2018 11:41
                Всех секретов-то не раскрывай! Ё! ЁмаЁ! Немного можно откланится от примитивных баллестических расчетов, а то у них супермен на первой ступени до цели не долетит! :)
                1. Оператор (Андрей) 25 февраля 2018 12:30
                  Не отклАняйся от баллЕстических расчетов, а то нам тебя будет не хватать laughing
                  1. Кокарев Михаил (Миша) 25 февраля 2018 12:59
                    Извини! По-русскому всегда трояк был! Если в школе не научили, то это навечно!!!
          2. Alex_59 (Алексей) 22 февраля 2018 13:03
            Цитата: yehat
            сопротивление воздуха растет в квадрате от скорости, если че.

            Сила аэродинамического сопротивления зависит от квадрата скорости - так правильнее. Но там еще есть в формуле плотность воздуха. Которой на высотах более 30 км можно уже чуть ли не пренебрегать как величиной исчезающе малой.
            1. yehat (Сергей) 22 февраля 2018 13:14
              к этому претензий нет.
              на всем протяжении траектории, пригодном к перехвату, можно забить на сопротивление.
              но меня покоробило то, что сказано о завершении траектории.
  3. Northern warrior (Александр) 22 февраля 2018 11:18
    "Иджис" легко нейтрализуется мощным высотным ядерным взрывом, поэтому перехватывать DF-21 будет нечем. Даже если РЛС системы ПРО и не сгорит, то будет ослеплена ЭМИ минут на десять, что гарантирует доставку 300 кт "подарка" носителю демократии.
    1. DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 22 февраля 2018 11:50
      Цитата: Northern warrior
      "Иджис" легко нейтрализуется мощным высотным ядерным взрывом, поэтому перехватывать DF-21 будет нечем. Даже если РЛС системы ПРО и не сгорит, то будет ослеплена ЭМИ минут на десять, что гарантирует доставку 300 кт "подарка" носителю демократии.


      Вы забываете, что и система наведения боевого блока DF-21, при прохождении ядерного облака, выйдет из строя из-за ионизации антен/датчиков.
      1. yehat (Сергей) 22 февраля 2018 13:16
        смотря как сделать )))
        можно гидравлическую или превматическую систему сделать )
        прецеденты были, правда боеголока будет чуток побольше - размером со слона.
    2. yehat (Сергей) 22 февраля 2018 12:20
      знаете, это несколько устаревшая позиция 60-х годов. Для любого пука применять ядерный взрыв.
      Сейчас есть много других способов вызвать мощный ЭМИ.
      1. Northern warrior (Александр) 22 февраля 2018 15:59
        ВМГ не катит - радиус поражения слишком мал.
        1. yehat (Сергей) 22 февраля 2018 16:04
          что такое вмг?
          1. Northern warrior (Александр) 22 февраля 2018 20:10
            Взрывомагнитный генератор, еще его называют ударно-волновой излучатель. За счет обжатия взрывом специального кристалла создается ЭМИ, но его мощность не очень велика.
            1. yehat (Сергей) 24 февраля 2018 21:41
              в 90-е я видел работу над проектом создания ЭМИ с помощью использования энергии объемного взрыва.
  4. Kibb 22 февраля 2018 11:31
    По ходу пьесы - китайцы сами не понимают нужна ли им эта вундерваля, то отменяют,то доделывают
    1. DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 22 февраля 2018 11:52
      Цитата: Kibb
      По ходу пьесы - китайцы сами не понимают нужна ли им эта вундерваля, то отменяют,то доделывают


      Зачем отменяют - совершенствуют ударными темпами! Шутка ли - возможность нейтрализовать АУГ длинной рукой :), Еще до того, как войдут в боевое соприкосновение.
      1. Kibb 22 февраля 2018 12:54
        Да ладно , чем попасть в АУГ боеголовкой в 300 килотонн совершенно без разницы, главаное чтоб долетал и не сбили .Совершенно любой пуск начиная от примитивного Гарпуна и до этой вундрвафли будет означать что глобальная ядерная война либо уже идет, либо началась с этого пуска и соверенно без разницы какая там будет боеголовка.
  5. Nikolaevich I (Владимир) 22 февраля 2018 12:00
    (( Боевые части баллистических ракет развивают высокие скорости в околоземном космическом пространстве, резко замедляясь при входе в атмосферу. На практике скорость падения боевых блоков МБР и РСМД на конечном участке не превышает 3-4 Махов. ))
    Это чё значить ? belay Дураки-американцы!? fool Замутили свой проект "Копьё бога" (или как оно там?)...пообещали конечную скорость( не менее 8-10 Махов) ;а Капцов их разоблачил !!! 3-4 Маха и кий им на бильярдный стол ! Надоть в МО России срочно депешу послать,чтобы гроши на Ю-71 не тратили (а то мужики-то не знают !)
    1. DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 22 февраля 2018 13:00
      Цитата: Nikolaevich I
      на конечном участке не превышает 3-4 Махов. ))


      Режет слух.
      Да кто считает баллистику в числах М? Кроме журналистов.
      Когда боевые блоки за секунды проходят плотные слои атмосферы?
      Исключительно км-метры/секунду.
      1. yehat (Сергей) 22 февраля 2018 16:09
        на самом деле, атмосферную скорость мерить в махах - дело православное,
        потому что скорость зависит от высоты, а число маха более устойчиво.
        в общем, на любителя.

        просто, Если рассматривать скорость в атмосфере, то речь в основном о завершении траектории пикированием и если остальную, бОльшую, часть траектории проще описывать в попугаях в секунду, то и короткий отрезок для единобразия проще описывать в них. Наверное, вы это имели ввиду.
  6. Falcon5555 22 февраля 2018 12:56
    На практике скорость падения боевых блоков МБР и РСМД на конечном участке не превышает 3-4 Махов.
    Думаю - сиё есть чушь. wassat
    1. синоби (Юрий) 22 февраля 2018 13:35
      Конечно чушь.Автор или не разбирается в вопросе,или пользуется устаревшей информацией.Кое где врёт откровенно.
  7. синоби (Юрий) 22 февраля 2018 13:32
    Боеголовки ранних моделей тормозили специально тормозными щитками.По причине отсутствия материалов способных выдержать удар об атмосферу.Да и сейчас тормозят до 5-6 мах.Так что 10 мах для аэродинамической болванки,не стоящая обсуждения деталь.Китайцы очень чётко проговорили при каких условиях будут применять свой Ветер.Это стратегическое оружие и тут уж не до сантиментов.
  8. DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 22 февраля 2018 13:45
    Меня сложно удивить снимками ракетного полигона гоби с воронкой в белом квадрате - попадания в статическую цель, не являются каким то великим достижением.
    Ребята на полигоне Кура на камчатке, рассказывали, что боеголовки сносили реперные точки - настолько точно попадали - отклонение ноль :).
    А вот такие воронки оставляет массо-габаритная боеголовка на скорости около 3 км/с.
  9. Оператор (Андрей) 22 февраля 2018 18:19
    Автор - все без исключения боевые блоки МБР, разгоняемые до максимальной скорости 6-7 км/с, после торможения в атмосфере при столкновении с земной поверхностью имеют скорость от 3 до 3,5 км/с (10-12 М), поэтому до самого конца летят в облаке плазмы. Видео приземления российских ББ на полигоне Кура
    https://youtu.be/PiUkTSxe1y4
  10. Шайкин Владимир (Шайкин Владимир) 22 февраля 2018 21:50
    Зачитался, но лучше не рассказы рассказывать, а приводить реальные имеющиеся ттх.
  11. EFLINTuk (Роман) 22 февраля 2018 23:58
    Как-то странно и резко противокорабельные ракеты вдруг скатились на обсуждение МБР и всяких першингов. А вот волшебное и так ласкающее слух слово "циркон" от которого весь флот США уже в панике, почему- то никто тут не вспомнил, хотя это и есть её китайский аналог.
  12. siem-x (Семен) 24 февраля 2018 20:16
    Против Авианося любая ракета бессильна.
  13. Графова Ирина (Ирина) 25 февраля 2018 00:57
    Не совсем понятно, (хотя я тут полная дилетантка) почему не учитывается подвижность АМГ и то, что в её составе немало кораблей помимо непосредственно главной цели - самого авианосца. Там же работает не один радар авианосца, если наведение осуществляется по его РЛС... Да и само соединение разбросано на достаточно большой площади, не борт о борт они же там идут... А если в составе группы присутствует и что-то еще, соразмерное с авианосцем - УДК какой-нибудь, к примеру (или транспорт снабжения), то угодить именно в АВ представляется крайне сложной задачей. Или опять - задавим ракетами, только теперь уже китайскими...
  14. krokus792 (Вячеслав) 26 февраля 2018 10:11
    Озадачило, а как по Китайским ветер, Дун или фен. Вроде оба слова подходят.
Картина дня