Как русская броня воевала. Ч. 1. У Стрыкова и Пабианице

Уже к началу Первой мировой войны, учитывая большую скорость движения автомашины, была выдвинута идея ее использования в военном деле - для связи, разведки и нанесения внезапных ударов по тылам противника. Бронирование и вооружение пулеметом или небольшой пушкой сделало такую машину (бронеавтомобиль) новым боевым средством - отличающимся быстротой передвижения, эффективным пулеметным и артиллерийским огнем по открытым целям и повышенной боеготовностью.

К постройке бронеавтомобилей в России приступили сразу после начала Первой мировой войны.


1. А. Н. Добржанский


17. 08. 1914 г. военный министр генерал от кавалерии В. А. Сухомлинов, вызвав к себе одного из лучших стрелков русской гвардии полковника А. Н. Добржанского, предложил ему сформировать и возглавить «бронированную пулеметную автомобильную батарею». Задача была выполнена в рекордно короткий срок, и 22 сентября Александр Николаевич возглавил 1-ю Автомобильную пулеметную роту. А в октябре того же года рота выдвинулась на фронт.


2. Н. М. Филатов.

Первоначально в составе части было 8 пулеметных (на шасси «Руссо-Балт») и 1 пушечный (на шасси 5-тонного грузовика «Манесман-Мулаг»; вооружение 47-мм морская пушка) бронеавтомобилей. Кроме того, в составе роты имелось 2 (затем 4) грузовика с 37-мм автоматическими пушками Максима-Норденфельда.

К формированию бронеавтомобильных частей русской армии был причастен и начальник Офицерской стрелковой школы генерал-майор Н. М. Филатов – его инициативой офицеры, изъявившие желание служить в этих частях, направлялись в Военную автомобильную школу (имевшую специальное отделение для бронечастей).

Пополнению бронепарка русской армии способствовала миссия командира Учебной автомобильной роты полковника П. И. Секретева – она должна была заказать в Великобритании автомобильную и бронеавтомобильную технику (мощностей Русско-Балтийского вагонного завода пока не хватало).


3. П. И. Секретев.

Было приобретено следующее количество бронеавтомобилей на шасси: «Остин» - 48, Рено - 40 и «Изотта Фраскини» - 1. Прибытие «Остинов» (этот тип стал самым массовым броневиком русской армии), позволило (после перебронирования на Ижорском заводе – британская броня была крайне слаба) начать формирование автомобильных пулеметных взводов - в штат которых первоначально входило три броневика.

Потребность в пушечных броневиках привела к тому, что в начале 1915 г. на Путиловском заводе началась работа по бронированию 4-тонных американских автомобилей «Гарфорд» («Гарфорд Путиловец»), вооруженных 76-мм противоштурмовой пушкой и 3 пулеметами. По новому штату каждый автомобильный пулеметный взвод должен был иметь 2 пулеметных и пушечный бронеавтомобили.

Весной 1915 г. в Россию начали прибывать (в разобранном виде) броневики «Рено». Вооруженные пулеметом, не имея горизонтального бронирования, они использовалась в бронечастях для подвоза боеприпасов (в основном к пушечным броневикам), а 11 единиц было передано на Ижорский завод - для бронирования по системе штабс-капитана Мгеброва.


4. Бронеавтомобиль на шасси Рено. Нива. 1915. № 30.

По системе Мгеброва было бронировано 16 машин: «Рено», «Уайт», «Пирс-Эрроу», «Бенц», «Изотта-Фраскини», «Руссо-Балт». Машины Мгеброва отличали совершенные формы бронекорпусов (рассчитанных на рикошет) и 2-пулеметные башни оригинальной конструкции.

В петроградских мастерских А. Братолюбова по системе штабс-капитана Некрасова бронировалось еще 11 машин (10 «Руссо-Балт» и «Рено»), а на Обуховском заводе под руководством штабс-капитана Былинского были забронированы 3 машины (2 «Мерседеса» и «Ллойд»). Последние должны были действовать вместе с кавалерией: «Ллойд» имел две, а «Мерседесы» - по одной пулеметной башне («Мерсы» были вооружены еще и 37-мм пушками, установленными на тумбах в кормовой части корпуса). «Ллойд» и «Мерседесы» укомплектовали 25-й автомобильный пулеметный взвод.


5. Броневики Остин. Нива. 1915. № 30.

Во второй половине 1915 - весной 1916 г. из-за границы в Россию прибыл 161 бронеавтомобиль (60 «Остинов» 2-й серии, 36 «Армиа-Мотор-Лориес», 30 «Армстронг-Уитворт-Фиат», 25 «Шеффильд-Симплекс», 10 «Армстронг-Уитворт-Жаррот»). Пригодными для боевого применения оказались лишь «Остины», а остальные пришлось дорабатывать, устранять недостатки. «Жарроты» и «Фиаты» стали поступать на фронт лишь в конце 1916 г., в то время как «Шеффильды» и «Армиа» в Действующую армию так и не попали (один «Шеффильд-Симплекс» был превращен в бронедрезину, остальные – не успели).

Для укомплектования пушечных отделений новой серии (формируемой из «Остинов» 2-й серии) автопулеметных взводов понадобился новый пушечный бронеавтомобиль. Тогда 37-мм пушкой Гочкиса вооружили 22 бронеавтомобиля «Ланчестер», предназначавшихся для Английского бронедивизиона – и с лета 1916 г. новые пушечные броневики успешно применялись на Русском фронте.


6. Автопулеметный взвод русской армии. Видны «Ланчестер», два «Остина», автомобили и мотоциклы. Бронеколлекция. 1997. № 1.

Летом началось и бронирование (по системе штабс-капитана Поплавко) 30 грузовиков «Джеффри» - впоследствии из них был сформирован Броневой дивизион Особого Назначения. А Путиловскому заводу был дан заказ на разработку пушечного бронеавтомобиля на базе грузовика «FWD» - и уже в октябре 1916 г. небронированное шасси с установленной на нем 76,2-мм полевой пушкой образца 1902 г. успешно прошло испытания. Было решено усилить вооружение, установив на машине 42-х линейную (107-мм) пушку с прекрасными баллистическими данными (броневик фактически становился самоходным орудием), но после февраля 1917 г. работы были прекращены.


7. «Кавказец» - «Остин» 1-й серии. 45-й автопулеметный взвод, октябрь 1916 г. Бронеколлекция. 1997. № 1.

В сентябре 1916 г. броневые части Русской армии перешли на дивизионную структуру. Помимо Броневого дивизиона Особого Назначения было сформировано 12 броневых автомобильных дивизионов, Английский и Бельгийский бронедивизионы. Каждый дивизион включал в свой состав 3 - 4 автопулеметных взвода. Взводная организация осталась там, где это было целесообразно – например, на Кавказском фронте.

Помимо приобретения 60 «Остинов», было решено организовать широкомасштабное бронирование автомобильных шасси на русских заводах. Для этой цели были приобретены 150 шасси (90 «Фиат» и 60 «Остин») – бронированием занялись Путиловский и Ижорский заводы. Из-за задержек с поставкой шасси работы были сорваны - к октябрю 1817 г. было забронировано лишь 41 шасси «Фиат».

Как русская броня воевала. Ч. 1. У Стрыкова и Пабианице

8. Русский «Остин» Ижорского завода. Бронеколлекция. 1997. № 1.

Одновременно на Обуховском заводе по системе старшего лейтенанта Ульянова бронировалось 31 шасси «Паккард» - в законченном виде был изготовлен лишь один экземпляр, вооруженный 37-мм автоматической пушкой Максима-Норденфельда во вращающейся башне на крыше корпуса и 7,62-мм пулеметом «Максим» в башенке в кормовой части машины.


9. «Остины» 2-й серии. 9-й Броневой автомобильный дивизион «смерти». Лето 1917 г. Бронеколлекция. 1997. № 1.

Интересно отметить и факт развития полугусеничных машин, изготовленных по проекту заведующего Технической частью Собственного Его Императорского Величества гаража А. Кегресса. Летом - осенью 1916 г. испытание «Остина» 2-й серии было настолько успешно, что было решено поставить на гусеничный ход часть бронируемых «Остинов» и «Фиатов», а также все пушечные «Паккарды» Обуховского завода. В перспективе же намечалось оборудовать движителем Кегресса все бронеавтомобили Русской армии. Планам сбыться было не суждено: помешала революция, после которой А. Кегресс покинул Россию.


10. «Остин-Кегресс». Фото 1919 г. Бронеколлекция. 1997. № 1.

Необходимо упомянуть и оригинальные 3-колесные пушечно-пулеметные броневики, строившиеся Ижорским заводом и Офицерской стрелковой школой, бронеавтомобили прапорщика Вонлярлярского, бронеавтомобиль «Бурфорд» (забронированный на Кавказе).

Наконец, стоит сказать и о русской танковой программе. Речь идет не о сложных конструкциях танков А. Пороховщикова («Вездеход») и Н. Лебеденко («Царь-танк»), обоснованно отвергнутых ГВТУ, а о следующем. Во-первых, для укомплектования планируемых к формированию танковых частей Русской армии предполагалось в 1917 - 1918 гг. закупить во Франции 360 танков «Шнейдер» (присутствовал интерес и к английскому танку MK V); во-вторых, имелся реальный и доступный для производства русский проект – его объектом являлся 12-тонный танк, вооруженный трехдюймовым орудием и пулеметом (был предложен ГВТУ обществом «Русский Рено» в конце 1916 г.).

Структурно в составе Русской армии в конце 1917 - начале 1918 гг. должны были появиться еще 12 броневых дивизионов, оснащенные полно-приводными бронемашинами «FWD» и «Джеффри», полугусеничными броневиками (система Кегресса) и танками.

Применялись русской армией и бронепоезда – прежде всего на галицийском фронте. В конце 1915 г. на Русском фронте действовало 15 бронепоездов - 8 на Юго-Западном, 4 на Кавказском, по 1 на Северном и Западном фронтах и 1 в Финляндии (использовался для береговой обороны побережья). Главное в тактике бронепоездов – активность действий как в обороне (усиливая боевые порядки войск), так и в наступлении (совершая рейды вглубь обороны противника). Например, бронепоезд 2-го Сибирского железнодорожного батальона № 3 в начале июня 1915 г. совершил дерзкий набег на позиции австрийцев под г. Красный - прорвав оборону противника, нанес артиллерийский удар по его тылам.

Могла ли главная бронесила русской армии Первой мировой – бронеавтомобили - оказывать серьезное тактическое или (тем более) оперативное влияние на ход боевых действий?

Тактические свойства бронеавтомобиля, особенно значимые в период маневренной войны на широком фронте, определили его роль как инструмента, предназначенного наносить противнику неожиданные и сильные удары. Слабыми сторонами бронеавтомобиля являлись зависимость от качественных грунтовых дорог и ограниченный радиус действия.

Каждый броневик вместе с приданными ему грузовым и легковым автомобилем, а также мотоциклом, составляли отделение. Как мы отмечали, три боевых броневых и одно запасное (как правило) отделения объединялись в броневые (автопулеметные) взвода. Последние придавали армейским корпусам. Броневые взвода могли объединяться в дивизионы или роты.

Штат взвода – 4 офицера, 60-65 нижних чинов (шоферов, пулеметчиков, артиллеристов и механиков), которые обслуживали три бронемашины и вспомогательный полуброневой грузовик. Как отмечал очевидец, солдатский состав был отличный - особенно пулеметчики и артиллеристы, прекрасно знавшие свое дело. Шоферы машин часто были не на высоте - прибегая к различным уловкам, чтобы избежать тягот боевой обстановки. Офицерский состав, преимущественно добровольцы, всегда был на высоте. Новый род оружия пока не имел специальной тактики - все основывалось на здравом смысле командира машины.

Для боевого использования броневой взвод выделял: 1) боевую часть, в которую входили только броневики и мотоциклы для разведки и связи; 2) резерв - легковые автомобили с запасом личного состава и боевых средств и 3) парк (грузовики).

Тактически бронеавтомобили считалось целесообразным применять в основном на дорогах и небольшими группами, т. к. их главное «преимущество – скорость хода».

Бронеавтомобили осуществляли разведку, поддерживали огнем пехотинцев, действовали совместно с кавалеристами, проводили рейды и защищали фланги частей и соединений, применялись для удара во фланг и тыл, захвата рубежей, преследования противника. Бронечасть – это эффективный бронированный мобильный резерв в руках общевойскового командира.

Первое применение русских броневиков состоялось в ходе Лодзинской битвы 29. 10. – 06. 12. 1914 г. Операция началась с попытки неприятеля окружить 2-ю армию, а заканчивалась выходом из окружения самих германцев - ударной группы 9-й армии. Операция стала единственным в мировую войну удачным примером окружения русской армией крупной группировки противника (5 германских дивизий). И хоть в «котле» вражеская группировка оказалась почти уничтожена (потеряв 42000 человек – до 90% состава) - остаткам удалось прорваться из окружения.

Ключевое значение приобрели действия т. н. Ловичского отряда, замкнувшего кольцо вокруг группировки Р. фон Шеффер-Бояделя. Ловичский отряд активно поддерживался 8-ю бронеавтомобилями 1-й Автопулеметной роты, приданной 2 армии.

9-10 ноября 1914 г. 6 пулеметных броневиков прорвались через г. Стрыков, занятый германскими войсками, тогда как 2 пушечных броневика артогнем и маневром поддерживали наступление 3-й Туркестанской стрелковой бригады. Оказавшиеся в тисках 2-х бронегрупп германцы, понеся очень тяжелые потери, были выбиты из города.

20 ноября 1-я Автопулеметная рота встала в засаду на стыке между левым флангом 19-го армейского корпуса и 5-й армией - у Пабианице. И на рассвете 21-го пять русских броневиков уничтожили 2 полка германской пехоты, попытавшиеся приступить к окружению левого фланга 19-го корпуса.

В этих боях проявил себя командир 4-го автопулеметного взвода штабс-капитан Павел Васильевич Гурдов. Прикрывая от обхода германцами фланг 68-го пехотного Углицкого полка, броневики вышли к Ласскому шоссе – обнаружив обходной маневр германцев. Документ рассказывает, как подступила вплотную к шоссе германская пехота - и Гурдов, врезавшись в наступавшие цепи противника, открыл огонь из 4-х пулеметов со 100 - 150 метровой дистанции. Германцы не выдержали кинжального огня, и, прекратив наступление, залегли. Но с такого расстояния пули пробивали броню – экипажи были ранены, а оба броневика выведены из строя. Отстреливаясь из 2-х пулеметов, П. В. Гурдов при помощи раненых пулеметчиков откатил машины к цепям русской пехоты – и затем они были отбуксированы.

П. В. Гурдов был удостоен ордена Св. Георгия 4-й степени, а бойцы его взвода - Георгиевских крестов.


11. П. В. Гурдов.

Вот что писал военный корреспондент о подвиге взвода П. В. Гурдова, приводя интересные подробности: «С самого начала войны австрийцы и, особенно, немцы пугали наши войска своими пулеметами на автомобилях. Идет русская конница, или рассыпалась цепь - вдруг из земляного возвышения выскакивает автомобиль. Летит он прямо в лоб или вдоль фронта и осыпает наши силы дождем пуль. Наша пехота немедленно ложится, начинает пальбу по автомобилю, но его уже и след простыл. А в цепи там и здесь убитые и раненые. … И вот 21 ноября, к югу от Лодзи, по шоссе Пабианицы - Ласк выступили наши бронированные автомобили. 20 ноября было получено известие, что конница немцев выступила на шоссе от Пабианицы на Ласк. Было приказано выступить двум взводам пулеметных автомобилей со скорострельной пушкой, делающей 300 выстрелов в минуту и атаковать эти колонны. Командование было поручено штабс-капитану Гурдову, и отряд немедленно выступил. Наш батальон, сдерживавший наступление неприятеля, должен был отступить под убийственным огнем неприятеля. Как раз в этот момент отряд автомобилей пришел на место боя. На шоссе в виду неприятеля остался один Гурдов со своими двумя бронированными автомобилями. Приходилось держаться до семи утра, когда его обогнали наши. Офицеры с шашками наголо быстро вели своих вперед, крича ему: "Немцы атакуют по шоссе". В глухие удары артиллерийского огня ворвалась трескотня ружей. По обоим шоссе работали их батареи; между ними все заливала свинцом пехота. …
Уже много было убитых и раненых. С каждою минутой стремительность немецкого наступления усиливалась. Наши тоже спешно шли в контратаку, торопясь живою силой положить конец этому натиску превосходившего своею численностью врага.
- Скорее пулеметы вперед!
Гурдов кинулся по шоссе. С одной стороны его был, казавшийся безлюдным, лес, но когда он поравнялся с деревьями, оттуда в упор грянули выстрелы. В чаще засели немецкие стрелки, прикрываясь стволами. Еще ночью они заняли эту закрытую позицию и теперь в полной мере воспользовались ею. Останавливаться и соображать было некогда. Пули ураганом неслись справа точно тысячи молотков стучались в стальные брони автомобилей. Мало этого. Не прошло и нескольких минут, как заметившая их издали батарея бросила очереди за очередями шрапнелей. Било сбоку, поражало сверху, а в упор работали ружья наступающей немецкой пехоты. … Перед автомобилями и в лесу ложились десятки точно подкошенных немцев. Пулеметы, точно железными метлами, сметали их прочь, но на места убитых и раненых являлись другие. Как вдруг один из автомобилей поворачивает назад.
- Куда? - кричит своему шоферу Гурдов.
- Назад, в деревню. Я ранен шрапнелями три раза. Если останусь, - автомобиль пропадет. Через несколько минут истеку кровью, не хватит силы вести его.
Гурдов вернулся. За ним последовал второй, с его фельдфебелем. Гурдов, уже раненый сам в шею, пересел на новый автомобиль, а на место раненого шофера посадил фельдфебеля и приказал ему нагнать его у леса. Опять начался бой пулеметных автомобилей с отовсюду наседающим неприятелем. …Немцы падали и впереди, и в леcy. Гурдов следил только за одним - чтобы обстрел не прекращался ни на минуту.
Автомобили блестяще сделали свое дело. Неприятельский огонь стал стихать. … В девятом часу огонь его сталь гаснуть в лесу. Впереди немцы отхлынули. Весь путь их был устлан трупами. Враги едва успевали подхватывать своих раненых...
...Встретили командира полка.…
- Возьмите по шоссе... Там неприятельские пулеметы. Они нам наносят страшный урон. Гурдов покатил туда.
Скорострелка показала себя великолепно.
Впереди лесок. В нем засады. Их все уложили. За ними Гурдов видит ложбинку впереди. За нею пулеметы, а по ложбинке перебегают люди, занимая окопы к северу, на Ласк... Гурдов мгновенно сообразил положение дела и сейчас же открыл беспощадный огонь и по ложбине, и по окопам.
Прибегает унтер-офицер наблюдательного поста.
- Ваши снаряды ложатся отлично. Неприятель частью выбит из ложбинки и окопов. Группируется у кирпичного завода вправо у шоссе.
В это время подъехал взвод автомобилей капитана Шулькевича.
Он заработал по ложбинке и окопам, а Гурдов - по кирпичному заводу, Опять с наблюдательного поста:
- Немцы с завода выбиты... Бегут налево в деревню.
… Должно быть, артиллерийский парк, как видно было после. Их пулеметы были сбиты и замолчали… Гурдов начал бить указанную деревню, и вдруг на всю окрестность - оглушительный взрыв... Разнесся далеко-далеко, и вскинулась громадная туча, … загорелась деревня. Неприятель смолк».


12. Командир 2-го пулеметного взвода 1-й Автопулеметной роты штабс-капитан Б. А. Шулькевич.

В этом бою пушечный броневик уничтожил германскую батарею, была разгромлена бригада противника – и русские броневики, парировав охват фланга 19-го армейского корпуса, решили важную оперативную задачу.

Сводка Ставки сообщала подробности знаменательного боя: «В сумерках 20 ноября, направляясь для занятия леса, значительная германская колонна должна была пересечь шоссе Пабианицы-Ласк. В это время в германскую колонну врезались наши бронированные автомобили, вооруженные пулеметами и пушками. Бой наших автомобилей с неприятелем шел преимущественно на расстоянии около 150 шагов. Неприятель понес огромный урон от пулеметов и картечи и совершенно рассеялся. С нашей стороны был ранен командовавший автомобилем штабс-капитан Гурдов и некоторые пулеметчики. Два автомобиля были повреждены, но сохранили возможность передвигаться. Штабс-капитан Гурдов распорядившись об отступлении поврежденных в бою автомобилей, будучи уже ранен, пересел в автомобиль-пушку, сменил раненого наводчика и продолжал лично расстреливать германцев. Затем наши автомобили также внезапно скрылись с места боя, как и появились. В отместку за блестящее дело германская автомобильная батарея 23 ноября дерзко выехала засветло перед фронтом нашей пехотной дивизии, действовавшей в краковском районе, но сейчас же один автомобиль был опрокинут огнем наших полевых батарей; другие автомобили спаслись полным ходом. Также в лодзинском районе нам пришлось встретиться с германским бронированным автомобилем, подъехавшим почти вплотную к нашему окопу, ранившим наших часовых и поспешно отступившим. Наши войска приветствуют прибывшие в армию бронированные автомобили, которые могут существенно облегчить боевую работу войск ночью, в тумане и при других условиях, позволяющих, не опасаться неприятельской артиллерии».


13. Нива. 1915. № 4.

Мы видим, что в Лодзинской битве русские броневики разгромили гарнизон Стрыкова, а под Пабианицами уничтожили 2 полка - решая не только тактические, но и оперативные задачи.

Продолжение следует


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 61

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Квадратный (Иван Максимов) 26 февраля 2018 06:25
    Славно
    Отличились наши броники
    На подходе были танки
    1. Чебуратор (Михаил) 26 февраля 2018 13:10
      На подходе были танк

      Это да, чуток не успели
  2. XII легион (Цезарь) 26 февраля 2018 07:12
    Уже с момента зарождения русские бронечасти комплектовались отборным личным составом
    Недаром 1-ю Автопулеметную возглавил гвардеец
    А действия отличали лихость, инициативность и бесстрашие.
    И русская бронированная конница оказала очень существенное влияние на ход многих операций.
    Это была броня оперативного значения! В отличие от броневиков многих других воюющих стран.
    Спасибо за начало нового интересного цикла hi
  3. Ольгович (Андрей) 26 февраля 2018 07:35
    И на рассвете 21-го пять русских броневиков уничтожили 2 полка германской пехоты, попытавшиеся приступить к окружению левого фланга 19-го корпуса.

    За одно утро-уничтожить ДВА полка!
    Вот это мясорубка...
    Восхищает беспримерная храбрость наших солдат и офицеров: раненые, продолжают бой, возвращаются в бой вновь и вновь.
    Будем помнить теперь и Грудова и Шулькевича, как помним танкистов ВОВ.
  4. Микадо (Николай) 26 февраля 2018 10:24
    Гурдов - заслуженный герой бронечастей. Стоит отметить, что русские бронечасти вообще отличались исключительным профессионализмом, да и героизмом тоже. Большая часть их них сохранила верность присяге и после Февральской Революции. Генералитет, занимавшийся бронечастями, тоже показал себя с лучшей стороны. Хотя неудачи тоже были - броневики Братолюбова (эдакий Дыренков времен ПМВ), закупка неудачных "Шеффилд-Симплекс" и "Армиа Мотор Лорриес"... request Ждем продолжения. soldier
    В истории русских бронеавтомобилей меня очень подкупил Поплавко. По сути, он предложил не только первый отечественный БТР, но и новую тактику. Правда.. ни одно из его предложений реализовано не было, похоже... what
    1. hohol95 (Алексей) 26 февраля 2018 10:51
      По заданию военного министра Некрасов начал проектирование пушечного броневика на базе легкового автомобиля «Руссо-Балт». А так как установка орудия на легковом шасси оказалась сложной, то Некрасову пришлось обратиться за содействием к известному специалисту по механическим артиллерийским установкам генерал-лейтенанту Дурляхеру. Последний, в свою очередь, привлек для этого известного ему инженера-изобретателя А. Братолюбова[7]. Все трое занялись конструированием, и в конце сентября 1914 года модель броневика-истребителя, вооруженного пушкой, была представлена Сухомлинову, который распорядился срочно осуществить его постройку.

      Коломиец - Броня РУССКОЙ АРМИИ.
      Не будем всё валить на одного Братолюбова...
      1. Микадо (Николай) 26 февраля 2018 11:02
        действительно, их было трое laughing drinks Алексей, по поводу следующего Вашего комментария - восемь броневиков было именно этой модели. Братолюбовские Вы не считали? Там, вроде, он две модификации "Руссо-балта" бронировал, и часть из них на ж/д ходу в Румынии оказалась даже.
        1. hohol95 (Алексей) 26 февраля 2018 11:12
          Именно этих самых первых - модели 1914 года.
          Последние экземпляры числились на вооружении РККА вплоть до 1922 г.
          Остальные ведь были штучными произведениями (и в боях им вряд ли довелось побывать), а этих было целых 8 однотипных броневиков воевавших с 1914 года!
          Сперва Коломиец и Барятинский писали о бронеавтомобилях Первой мировой вместе! Но потом эту тему освещал только Коломиец!
          "БРОНЯ РУССКОЙ АРМИИ".
          1. Чебуратор (Михаил) 26 февраля 2018 13:16
            И вот такая интересная статистика


            Видно что 8 Руссо-Балтов это только 1-й роты, а были еще некрасовки и мгебровки.
            А уж перебронирование - почти сплошь российское.
            Оно и неудивительно, ведь не порядок когда пробивается винтовочными пулями. Хоть и на близкой дистанции
            1. hohol95 (Алексей) 26 февраля 2018 16:04
              Автомобили Русско-Балтийского завода (3 типа С и 3 типа D), различавшиеся лишь вооружением, представляли собой полностью бронированные безбашенные боевые машины. Так как в качестве базовых использовались обычные легковые шасси, то они потребовали значительных переделок: изменения рулевого управления, усиления осей, рамы и рессор. Пневматики заменили литыми шинами и уширили бандажи. Корпуса машин собирались из 5-мм броневых листов, соединенных на металлическом каркасе болтами. Для поглощения шума и вибрации, а также предохранения экипажа от осколков при обстреле, автомобили изнутри обшивались слоем войлока и линолеума.
              Так как считалось, что для борьбы с бронеавтомобилями конструкция орудийной установки «вовсе не требует большого обстрела, а должна давать возможность скорейшего открытия огня по встреченному или найденному автомобилю противника», пушки, установленные в лобовом листе, имели горизонтальный обстрел 40–60 градусов. Броневики тип С вооружались двумя 37-мм орудиями Гочкиса, а тип D — одной 37-мм автоматической пушкой Максима-Норденфельда. Кроме того, каждый бронеавтомобиль имел три пулемета Максима в бортовых амбразурах. Экипаж каждой машины состоял из 6 человек.
              При испытании броневиков тип С комиссией генерала для особых поручений при ГВТУ генерал-лейтенанта Мгеброва выяснилось, что при движении «по гладкому и ровному шоссе машины идут со скоростью 25–30 верст в час и двигаются без особых напряжений, но с переходом на грунтовую дорогу было видно, что машины двигаются с большим напряжением, а в некоторых местах, даже не особо грязных и в уплотненном песке — застревали, причем требовалась помощь людей для вытаскивания». Кроме того, по приезде на стрельбище наблюдалось кипение воды в радиаторах, что являлось следствием перегрузки броневиков.
              На полигоне Офицерской стрелковой школы провели испытания вооружения, результаты стрельбы по мишеням из пушки и пулеметов оказались вполне удовлетворительными. Кроме того, здесь же произвели обстрел брони одной машины из пулемета с расстояния от 150 до 50 шагов, причем из выпущенных 13 пуль ни одна не пробила броню (в выводах отмечалось, что «поставленная броня очень хорошего качества»).
              Ознакомившись с результатами проведенных испытаний, Комиссия по броневым автомобилям пришла к выводу, что эти машины «не могут быть использованы для боевой работы на фронте вследствие значительной нагрузки на шасси».
              28 февраля 1916 года члены Комиссии по броневым автомобилям штабс-капитан Бажанов и прапорщик Карпов осмотрели четыре вновь построенных в мастерской Братолюбова броневика (три на шасси «Руссо-Балт» тип D и один тип С), названные «Олег», «Ярослав», «Святослав» и «Победоносец».
              После осмотра Бажанов и Карпов 11 марта 1916 года провели испытания одного из броневиков (на шасси тип С, «Победоносец»).
              Ознакомившись с результатами проведенных испытаний, Комиссия по броневым автомобилям пришла к выводу, что «в настоящем своем виде бронеавтомобили Братолюбова совершенно непригодны для ответственной работы на фронте».
              Таким образом, почти за полтора года мастерская Братолюбова изготовила 11 броневых автомобилей, которые оказались совершенно непригодными для использования на фронте. 30 мая 1916 года Комиссия по бронеавтомобилям провела заседание, посвященное судьбе этих машин: «Из 12 автомобильных шасси, сданных г-ну Братолюбову для бронирования, до настоящего времени им изготовлено только 10 штук. Из них 4 возвращены ему для исправлений, так как броня их пробивалась в некоторых местах с 200 шагов и, кроме того, обнаружен в конструкции ряд дефектов, требовавших исправления.
              Из остальных шести — 3 штуки приспособлены для движения по ширококолейной железной дороге, и включены в состав броневого автомобильного железнодорожного взвода, штат которого утвержден 28 января 1916 года. В первых числах июня будет приступлено к испытанию этих бронемашин.
              Следующие три оставлены в запасе, с тем, чтобы вопрос о приспособлении их на железнодорожный ход решился после испытания первых трех.
              О машинах, переставленных на железнодорожный ход, будет рассказано ниже. Что же касается судьбы остальных броневиков, изготовленных Братолюбовым, то известно, что четыре из них — «Олег», «Ярослав», «Святослав» и «Победоносец» — в конце 1916 года поступили для ремонта и замены бракованных листов брони в Усиленную тыловую автомобильную мастерскую в Петрограде. В составе этой части они участвовали в Февральской революции 1917 года, затем поступили в распоряжение районного Совета рабочих и солдатских депутатов Петроградской стороны, а в октябре 1917 года — в отряд бронемашин по охране Смольного. Броневик «Победоносец», переименованный в «Рюрик», находился в составе отряда моряков охраны летной школы высшего пилотажа в 1919 году.
              Сведениями о пушечных броневиках на шасси «Руссо-Балт» тип D автор не располагает.

              Коломиец Максим Викторович - Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне.
              1. Чебуратор (Михаил) 26 февраля 2018 16:30
                Спасибо за цитату.
                А мои таблицы из - М. Барятинский, М. Коломиец. Бронеавтомобили русской армии. 1906-1917 гг.
                1. hohol95 (Алексей) 26 февраля 2018 16:34
                  Была у меня такая!
                  Это первая книга по бронемашинам до революционной постройки!
                  Последующие изыскания вёл только Коломиец!
                  Как видите машины были изготовлены, но применение их оказалось под БОЛЬШИМ ВОПРОСОМ...
                  1. Чебуратор (Михаил) 26 февраля 2018 16:43
                    Слава Богу что в целом применялись - и очень успешно.
                    И русские, и импортные и смешанные.
                    Отечественная перебронировка, пусть ходовая и осталась импортная - уже превращает броневик-иномарку в комбинашку.
    2. амурец (николай) 26 февраля 2018 13:51
      Цитата: Микадо
      Хотя неудачи тоже были - броневики Братолюбова (эдакий Дыренков времен ПМВ), закупка неудачных "Шеффилд-Симплекс" и "Армиа Мотор Лорриес"...

      Николай! По честному- брали что давали. Не было своей автопромышленности РИ. Дае для РБВЗ(Руссо-Балтов) часть узлов и агрегатов приходилось приобретать за рубежом. Л.М.Шугуров:"Автомобили России и СССР." Том первый.
    3. hohol95 (Алексей) 26 февраля 2018 16:45
      КБ Дыренкова всё же осилило конструирование и выпуск 30 мотоброневагонов Д-2!
      Небольшие партии бронемашин Д-8/Д-12 (60 шт.) и Д-13 (12 шт.).
      Понятно, что при их проектировании многое было не продумано - но это можно списать на отсутствие опыта у коллектива (сам Дыренков "рождал идею", а потом "беременел уже другой" - до ума доводили подчинённые)!
      1. Микадо (Николай) 26 февраля 2018 17:02
        Понятно, что при их проектировании многое было не продумано - но это можно списать на отсутствие опыта у коллектива (сам Дыренков "рождал идею", а потом "беременел уже другой" - до ума доводили подчинённые)!

        ну, так можно любого из энтузиастов с недостаточным образованием по таким же полочкам разложить - и Курчевского, и Тухачевского. Только что.. годы и деньги ушли! Было и много других изобретателей, которые плохо закончили - Маханов, Сячинтов, Таубин..
        Небольшие партии бронемашин Д-8/Д-12 (60 шт.) и Д-13 (12 шт.).

        я вот в прошлом году задумался как-то, когда статью про творчество писал, и вставлял туда фото Д-8 - а почему Дыренков изначально не стал делать БА с башней? У меня смутное ощущение, что он просто не хотел с ней связываться, потому что создание башни было слишком сложным для его мозга.. Он не знал, как сделать погон и опору (да простят меня танкисты и инженеры за мой лексикон гуманитария drinks)! Он же все "на глазок" делал! request обшить корпус листами было проще, чем просчитывать башню.
        но как он пропихнул свое детище, а! drinks хотя уже по результатам испытаний было ясно, что даже толком стрелять из этого БА нельзя. То есть, опять же, все "на глазок" - где амбразуру нарисовал, там и прорезали, даже не проверив особо, удобно ли ей пользоваться... am
        1. hohol95 (Алексей) 26 февраля 2018 22:35
          Все вопросы к товарищу Халепскому!
          Это он предложил Дыренкову "сваять" разведывательный бронеавтомобиль для РККА!
          Возможно в задании речь о вращающейся башне не шла!
          1. Микадо (Николай) 27 февраля 2018 10:15
            насколько я помню Коломийца, в разговоре с Халепским изначально стоял вопрос про расположение брони под углом. Это было выполнено. yes С точки зрения же функциональности даже "колесная танкетка" была более жизнеспособна, чем поделки Дыренкова, на мой взгляд. Башня! Не умел он с башней работать поначалу. Думается мне, что для Д-12 (турель сверху) он пользовался наработками авиаконструкторов и конструкторов пулемета, для Д-13 установил башню от БА-27, для башни для БТ пользовался опять-таки наработками по этому танку, только саму "коробку" башни сварганил.. как-то так! request
            Вот по Д-13 и Д-9:
            Дыренков рьяно взялся за работу и 9 февраля 1931 года смог предъявить представителям УММ РККА три броневых машины: «Форд-Тимкен», изготовленный по проекту Ижорского завода, «Мореланд» и «Форд-Тимкен» собственной конструкции. Причем последние предъявлялись «вчерне»: корпуса на них были только «наживлены» сваркой, бронировка двигателей и башни находились в полузаконченном виде.
            Фигляр, еще какой! Пыль в глаза пускал, "быстрее-быстрее"! fellow
            1. hohol95 (Алексей) 27 февраля 2018 14:26
              Еще в сентябре 1931 года, во время передачи заказа на изготовление "колесной танкетки" опытно-конструкторскому и испытательному бюро, начальник УММ РККА Халепский предложил Дыренкову "спроектировать полностью бронированный разведывательный "Форд-А". В декабре 1931 года Дыренков направил на рассмотрение военных два проекта бронемашин. 25 декабря он получил ответ за подписью Халепского:
              "1. Рассмотрев проект выполнения Вами задания по бронированию легкового "Форда" предлагаю Вам сделать по одному опытному образцу не позднее 1 февраля 1931 года два образца – по чертежу № С-17-39 (с одним пулеметом) и по чертежу № С-17-41 (с пулеметом и зенитной турелью). Указанные образцы изготавливаются из котельного железа, корпуса сварные…"

              Что заказчик просил, какой проект одобрил - то и получил!
              1. Микадо (Николай) 27 февраля 2018 14:29
                ну да, полностью так... про башню разговора не шло.. но воевать на дыренковском творчестве было невозможно! request
                1. hohol95 (Алексей) 27 февраля 2018 14:45
                  Николай! А Халепский и не собирался ВОЕВАТЬ на ]полностью бронированном разведывательном "Форд-А"!
                  ХОТЕЛОСЬ только РАЗВЕДЫВАТЬ и отстреливаться задом уезжая от противника - «Убегая от преступников, я успел 2 раза выстрелить задом».
                  1. Микадо (Николай) 27 февраля 2018 15:15
                    «Убегая от преступников, я успел 2 раза выстрелить задом».

                    самоходная тачанка! good но.. враги могут не только сзади появиться...
                    1. hohol95 (Алексей) 27 февраля 2018 15:22
                      Могут! Но мы не в 20-х годах 20 века живём...
                      И минимальное школьное образование есть. И трамвай с трактором не спутаем!
                      Был бы я СПИРИТИСТОМ - спросил бы у многих ДУХОВ - причины их действий! Но УВЫ... hi
        2. hohol95 (Алексей) 26 февраля 2018 22:56
          Но он играл с идеями, а судьба играла с ним...
          Что касается самого конструктора, то в декабре 1932 года военные отказались от его услуг, уволив его с должности начальника опытно-конструкторского и испытательного бюро. После этого Дыренков предлагал свои услуги КБ ОГПУ, но и здесь его ждала неудача. По некоторым данным, он погиб в автокатастрофе в середине 30-х годов.


          После всех танкостроительных неудач Николай Иванович был уволен со всех постов. О его последующей жизни мало что известно. Есть лишь сухие сведения в расстрельных списках «Коммунарки» о том, что проживающий в Москве, в доме номер 51 на Метростроевской улице инженер Дыренков 13 октября 1937 года арестован, а 9 декабря того же года обвинен за «участие в диверсионно-террористической деятельности», за что был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу на полигоне «Коммунарка». Приговор был исполнен в тот же день. Его супругу – Надежду Николаевну обвинили 4 января 1938 года как члена семьи изменника родины и приговорили к 8 годам исправительно-трудовых лагерей. Лишь в декабре 1956 года семью Дыренковых реабилитировали.

          Вот такие два мнения на дальнейшую судьбу этого человека!
  5. BRONEVIK (Сергей) 26 февраля 2018 10:37
    Процесс шел и по части укрупнения организационных единиц (взвод-рота-дивизион), возможно пришли бы к мехдивизиям - как и в кавалерии.
    Шел и по части тактики.
    Конечно, накладывали отпечаток недостаток своих производственных мощностей и необходимость перебронировать импортные машины.
    Но, тем не менее, за короткий срок прогресс впечатляет.
    Как и результативность использования.
  6. ПоручикТетеринъ 26 февраля 2018 10:38
    Отличная статья! Первый опыт применения броневых частей Русской Императорской Армии более чем впечатляющий—разгром двух полков силами всего пяти броневиков, это результат не уступающий применению танков на Сомме. Что удивляет в опыте организации автоброневых частей РИА—так это закупки иностранных шасси. Насколько я помню, на РВБЗ массово производилось отечественное шасси «Руссо-Балт», грузовики и легковые автомобили которого активно закупались армией. Завод был настолько загружен иными военными заказами, что не имел возможности бронировать собственные шасси?
    1. hohol95 (Алексей) 26 февраля 2018 10:57
      На отечественных шасси Руссо-Балт модели С было изготовлено всего 8 бронеавтомобилей!
      Все остальные сплошной ИМПОРТ...

      Получив необходимую поддержку в «верхах», в первых числах сентября 1914 года Добржанский составил «схематический чертеж броневого автомобиля» (или как мы сказали бы сегодня — эскизный проект). Для их изготовления выбрали легковые шасси Русско-Балтийского вагонного завода тип С 24/40 с двигателем мощностью 40 л.с., (шасси № 530, 533, 534, 535, 538, 539, 542, номер восьмой машины неизвестен, предположительно 532). Детальный проект бронировки и рабочие чертежи разработал инженер-механик Грауэн, а постройку машин поручили бронепрокатной мастерской № 2 Ижорского завода Морского ведомства.
      1. глум (Роман) 26 февраля 2018 14:47
        на эскизах боковые бронепанели размещены под углом. молодца.
    2. hohol95 (Алексей) 26 февраля 2018 11:18
      Во время Первой мировой войны (осенью 1915) автомобильный отдел из Риги был эвакуирован в Москву.
      В 1916 году, руководство акционерного общества купило у наследников купца Павла Шелапутина для эвакуированного завода подмосковное поместье Покровское-Фили (ныне район Москвы «Фили»). Завод был запущен 1 июля 1917 года под названием «Второй автомобильный завод Руссо-Балт»

      Особо много они автомобилей не произвели.
    3. hohol95 (Алексей) 26 февраля 2018 11:44
      Насколько я помню, на РВБЗ массово производилось отечественное шасси «Руссо-Балт», грузовики и легковые автомобили которого активно закупались армией.

      ... на Русско-Балтийском заводе, где с 1908 по 1915 г. выпустили 450 автомобилей.

      Вот такая массовость...
      1. амурец (николай) 26 февраля 2018 13:31
        Цитата: hohol95
        Вот такая массовость...

        Да согласен с вами. Производство автомобилей в Российской империи было мелкосерийным. И только нехватка автомобилей заставила царское правительство заключить договоры с иностранцами на постройку автомобилей."И только когда разразилась Первая мировая война, когда одни из стран-экспортеров стали приберегать выпускаемую автотехнику для собственных нужд, а другие и вовсе оказались в стане противника, столкнувшееся с резкой нехваткой автотранспорта военное министерство в пожарном порядке выделило 100 млн рублей золотом для закупки автомобилей за рубежом. Но в странах-союзницах заводы были заняты обеспечением потребностей собственных армий, а потому брали русские заказы нехотя и понемногу, заставляя переплачивать, мириться с задержкой сроков исполнения и, как итог, поставив в страну совершенно разномастный, плохо обеспеченный запасными частями автопарк... В последние дни мая 1915 года в Петрограде прошел Всероссийский торгово-промышленный съезд. Именно на нем было принято важнейшее решение о переходе всей промышленности страны на военные рельсы. Уже в августе созданный при непосредственном участии видных российских предпринимателей Центральный военно-промышленный комитет (роль военно-промышленных комитетов состояла главным образом в распределении военных заказов) потребовал от государства выделения кредитов для создания полноценной автомобильной отрасли." Было решено построить пять заводов: http://divo-ra.blogspot.ru/2016/05/17_25.html в Москве Ярославле,Рыбинске, Ростове и Одессе. Но только в 1924 году завод АМО выпустил свои первые грузовики. Остальные заводы не были достроены и были перепрофилированы после революции, кроме ярославского. На ярославском, до ВОВ,так и не удалось организовать производство двигателей.
      2. ПоручикТетеринъ 26 февраля 2018 13:34
        Что любопытно, я встречал несколько иные цифры, причём автопроизводство РВБЗ было сопоставимо с зарубежными заводами.
        1914 году на заводе было собрано уже 300 машин. Много это или мало? Для сравнения: Alfa-Romeo в том же году выпустил 205 машин, Audi - 216, Bugatti - 150.

        А сколько всего автомобилей построил РБВЗ за шесть лет? Увы, точного ответа нет, но во всяком случае более 600. Подтверждение тому - найденное шасси "Руссо-Балта" за № 610.

        https://pribalt.info/finansy/russo-balt
        В принципе, для тех лет, такое число вполне отвечает критерию массовости.
        1. hohol95 (Алексей) 26 февраля 2018 16:08
          Нюанс ещё и в модельном ряде производимых автомобилей! Если это только легковые - то прилично!
          А если были грузовые - то сколько их было?
          А по номерам шасси может быть "казус" - для броневиков были выданы шасси
          шасси Русско-Балтийского вагонного завода тип С 24/40 с двигателем мощностью 40 л.с., (шасси № 530, 533, 534, 535, 538, 539, 542, номер восьмой машины неизвестен, предположительно 532).
          И это в 1914 году! До шасси № 610 оставалось недалеко...
        2. hohol95 (Алексей) 26 февраля 2018 16:12
          А есть ли сведения по германским и австрийским заводам!
          И предпочтительней данные по производству грузовиков и тракторов для армии!!!
          1. ПоручикТетеринъ 26 февраля 2018 17:12
            Сведения по производству автомобилей я брал на сайте, посвящённом истории РВБЗ. Вопрос же о количестве грузовых и легковых автомобилей, произведённых заводом для меня пока что остаётся открытым—здесь нужно искать или диссертационные исследования, посвящённые работе завода или более глубоко искать в архивных документах. Та же самая ситуация и с производством техники в Центральных державах—в популярных источниках информации об этом нет.
            P.S. Хотелось бы узнать источник, на основании которого Вы говорите о том, что на собственном шасси РВБЗ было выпущено только 8 бронеавтомобилей?
            1. hohol95 (Алексей) 26 февраля 2018 23:02

              Были ещё машины на шасси РБВЗ, но это были штучные экземпляры и не все из них принимали участие в боях Первой Мировой!
              1. Вышибала (Вадим) 27 февраля 2018 07:00
                Явно не 8
                10 Руссо-Балтов Некрасова 1915-1916 гг?
                1. hohol95 (Алексей) 27 февраля 2018 07:59
                  Сколько из них действовало на фронте?
                  А машины 1914 года изготовления воевали и служили до 1922 года (3 шт.)!
                  1. Вышибала (Вадим) 27 февраля 2018 08:13
                    Вы написали что ВСЕГО выпущено 8 машин на отечественном шасси
                    на фронте - не на фронте - это уже другой вопрос
                    1. hohol95 (Алексей) 27 февраля 2018 08:19
                      Исправлю или дополню собственную фразу -
                      Осенью 1914 году была изготовлена и отправлена на фронт, в составе 1-й автомобильной пулемётной роты, партия из 8 однотипных бронеавтомобилей на шасси Русско-Балтийского вагонного завода тип С 24/40!
                      Устраивает?
                      1. Вышибала (Вадим) 27 февраля 2018 08:22
                        Это другое дело
                        Совсем другое.
                        Речь только о 1-й бронечасти - 1-й Автопулеметной роте, первой ласточке.
    4. BRONEVIK (Сергей) 26 февраля 2018 12:09
      Возможно, господин Поручик, вопрос стоял о серьезном наращивании объемов - как и в случае с тяжёлой артиллерией. Поэтому использовали все способы. Тем более Руссо-Балт активно занимался перебронированием импортных броневиков.
      То есть несколько задач: грузовики, броневики, бронирование и перебронирование.
      1. ПоручикТетеринъ 26 февраля 2018 13:36
        Вероятнее всего да, РВБЗ был загружен иными заказами сверх меры, так что времени и мощностей на производство своих авто не оставалось. Но подтверждения этой версии я пока что не находил.
      2. hohol95 (Алексей) 26 февраля 2018 15:56
        На РБВЗ было броневое производство?
        Или всё же перебронировкой занимались в Ижоре?
        Детальный проект бронировки и рабочие чертежи разработал инженер-механик Грауэн, а постройку машин поручили бронепрокатной мастерской № 2 Ижорского завода Морского ведомства.
  7. hohol95 (Алексей) 27 февраля 2018 08:32
    Вышибала,
    Ласточка то первая! И с такими машинами - единственная! Кроме созданных 8 экземпляров более ПОДОБНЫХ бронемашин изготовлено не было!
    Шасси использовали, но для штучных поделок или, как в случае с Некрасовым, для машин другой конструкции.
    1. Вышибала (Вадим) 27 февраля 2018 08:37
      Тем не менее, еще 10 руссо-балтовских единиц
      1. hohol95 (Алексей) 27 февраля 2018 08:51
        Как минимум 10! Шасси использовались для ШТУЧНОГО изготовления броневиков. От 1- до 3 единиц! Но только 8 машин изготовленных в 1914 году провоевали всю войну да плюс Гражданскую!
        И, наконец, два бронеавтомобиля изготовили для 1-й пулеметной роты (не путать с 1-й автопулеметной) на Ижорском заводе в том же 1915 году. В отчете этого предприятия они проходят как «легковые автомобили под пулемет». В отличие от предыдущих машин, они имели по одной вращающейся пулеметной башне в задней части с углом обстрела около 270 градусов. Оба броневика попали в руки немцев (один из них был захвачен в 1916 году в боях под Вильной и экспонировался на выставке трофеев в Берлинском зоопарке), и в 1918–1919 годах использовались в боях во время революции в Германии. Одна из машин входила в состав команды Kokampf, состоящей из трофейных русских броневиков, и называлась Lotta. По некоторым данным, броневик был изготовлен на шасси «Руссо-Балт». По другим данным, на машине был установлен 40-сильный двигатель «Гочкис».

        1. Вышибала (Вадим) 27 февраля 2018 09:06
          Как минимум 10
          Согласен
          Кстати что, удалось проследить судьбу КАЖДОГО штучного броневика чтобы сделать такой вывод -
          только 8 машин изготовленных в 1914 году провоевали всю войну да плюс Гражданскую
          ?
          Остальные куда подевались?
          1. hohol95 (Алексей) 27 февраля 2018 09:16
            Прочтите книгу Коломийца - там всё описано!
            Из 8 машин 1914 года до 1922 года дожили 3 экземпляра. Обе машины (одна - фото в комментарии выше) - захвачены немцами и выставлялись в Берлине!
            Еще одну бронемашину подобной конструкции (на легковом шасси) Ижорский завод построил для 1-й мотоциклетной роты в 1915 году. Этот броневик использовался еще в ходе Гражданской войны.

            Почитайте книгу -
            "Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне"
            М. Коломиец
          2. hohol95 (Алексей) 27 февраля 2018 09:21
            Выводы делались скорее всего на основе документов о наличии бронеавтомобилей после окончания Гражданской войны! По многим самоделкам данных нет!
            Их могли уничтожить, разбронировать и пустить на запасные детали для других машин!
            1. Вышибала (Вадим) 27 февраля 2018 09:26
              Да я читал книгу Коломийца
              И вывод сделать о судьбе КАЖДОЙ машины затруднительно.
              Потому Вас и спросил
              1. hohol95 (Алексей) 27 февраля 2018 09:47
                Откуда у меня - простого электрика - архивные документы времён Первой Мировой и Гражданской! hi
                В лесах Липецкой области подобные бронеавто не валяются.
              2. hohol95 (Алексей) 27 февраля 2018 20:55

                17 ноября 1916-го года в бою с болгарами был потерян бронеавтомобиль Остин 4-го бронедевизиона!
                В в донесении командования 4-го бронедивизиона традиционно факты не очень соответствуют действительности:
                ...Приблизившись к проволочным заграждениям противника, машина открыла по его окопам огонь из пулеметов. Но в это время один за другим разорвавшиеся снаряды своими осколками выбили заднюю дверцу и вывели машину из строя. Командир отделения, видя с наблюдательного пункта гибель машины и приняв к этому времени общее командование английским броневым эскадроном, приказал выехать в бой и вытащить на буксире машину двумя английскими пулеметными машинами,, но эти машины выполнить данную им задачу не могли, так как у одной из них был пробит кожух пулемета, а другая, благодаря мягкому грунту, приблизиться к броневику не могла. Тогда командиром отделения было приказано поручику Нарциссову выехать на своей бронемашине для оказания помощи подбитой. Нарциссов, не доезжая до автомобиля, открыл огонь из пулеметов, но в это время болгарским снарядом была сбита башня и разбиты колеса. Машина остановилась, но огонь из второго пулемета не прекратила...”
                Этот бой против болгарских войск провели бронемашины 1-й серии – обе были слишком сильно повреждены и восстановлению не подлежали.....
  8. zoolu350 (Петр) 27 февраля 2018 09:34
    Статья вроде бы булкохрустная, но каждый абзац о броневиках начинается словами: забронировано столько то шасси "Остин", "Рено", "Паккард" и др., прибывших из Франции, Мелкобритании и СШМ. И ни одного: забронировано шасси "Руссо-Балт". Вот вам и вся индустриальная "мощь" РИ.
    1. Вышибала (Вадим) 27 февраля 2018 09:44
      Статья вроде бы булкохрустная

      Прикольно
      А коммент сей батоно-вращательный
      забронировано шасси "Руссо-Балт"
      Зачем, если производились готовые броневики?
      Руссо-Балт разрывался, и уж что успел произвести - то успел.
      1. Стрелецкос (Петр) 27 февраля 2018 09:48
        zoolu350
        Статья вроде бы булкохрустная

        Главное что она очень информативная и грамотная и построена как на источниках, так и на литературе
        Вышибала
        коммент сей батоно-вращательный

        Повращать ребятки булками никому не возбраняется
        как и батонами laughing
      2. zoolu350 (Петр) 27 февраля 2018 09:57
        Очень не густо Руссо-Балт успел. Поэтому и результаты ПМВ для РИ соответствующие.
        1. Стрелецкос (Петр) 27 февраля 2018 10:13
          Да, из-за нескольких сотен броневиков и грузовиков laughing
          Даже танки были лишь изыском
          Все решали политика, стратегия, большие батальоны и в конечном итоге - идеологическое оружие
  9. alatanas (Александър Атанасов) 27 февраля 2018 14:49
    Это тоже по моему Остин:


    в качестве пленного, но не понял 1-вой или 2-й версии.
    1. hohol95 (Алексей) 27 февраля 2018 15:04

      "Остин" 2-й серии без кормового поста управления и с ним.
      2-я серия ОСТИНОВ!
    2. hohol95 (Алексей) 27 февраля 2018 15:12
      Планировалось заказать в Англии еще 70 бронеавтомобилей 3-й серии, но с двускатными задними колесами и усиленной рамой, со сроком поставки к сентябрю 1917 года. Этим планам не суждено было сбыться, хотя формально заказ на машины фирма получила и какую-то их часть построила. Во всяком случае в апреле 1918-го из 16 бронеавтомобилей этого типа сформировали 17-й батальон британского Танкового корпуса. В отличие от машин, предназначавшихся для России, эти броневики вооружались пулеметами "Гочкис". Они приняли участие в боях во Франции летом 1918 года.
      Примерно в то же время несколько машин этого типа поступили в Японию, где они состояли на вооружении до начала 30-х годов.

Картина дня