Северный морской путь - только для России

79


За десять месяцев 2017 г. по Северному морскому пути прошли транзитом 28 судов. Примерно столько проходит через Суэцкий канал за 10 часов.



Мировой грузопоток обходит Севморпуть стороной. Какова вероятность, что “северные ворота” когда-нибудь распахнутся для полноценного двухстороннего транзита между Европой и Азией?

Если не принимать во внимание популизм и громкие заявления официальных лиц, привлекательность Севморпути (СМП) для зарубежных операторов продолжает снижаться, что отражается на динамике транзитного грузопотока. В период 2013-2014 гг. объем транзитных перевозок по СМП сократился в 4 раза (с 1,3 млн. до 300 тыс. тонн); за следующий, 2015 год, он сократился еще в 10 раз.

2016 год показал несколько лучшие результаты (210 тыс. тонн), которые с тех пор пребывают на том же уровне (194 тыс. тонн за 2017 год).

Столь резкие колебания связаны с ограниченным числом судов, проходящих по СМП, где отмена нескольких рейсов оказывает заметное влияние на статистику. В лучший, пиковый по показателям 2013 год, когда у Африканского рога еще свирепствовали пираты, не было ни санкций, ни второго русла Суэцкого канала, а стоимость нефти превышала $100 за баррель, по Северному морскому пути прошло 71 судно. Дневной показатель Суэца.

Низкие результаты — следствие очевидных затруднений географического, технического и правового характера. Самый короткий путь — не самый простой. И не слишком короткий.

Говоря о преимуществах транзита грузов по СМП, в качестве примера обычно приводят расстояние между Мурманском и японской Иокогамой. В этом случае переход по СМП в получается вдвое короче, чем через Суэцкий канал.

Северный морской путь - только для России


Это, мягко говоря, лукавство. Если мы говорим о транзите грузов, то основным производителем и отправителем в современном мире является Китай. Импорт — сырье. Экспорт — непрерывный поток товаров. Главная зона потребления — Западная Европа. Если мы посчитаем дистанцию между крупнейшими в мире контейнерными терминалами Шанхая и Роттердама, то получим 8 тыс. миль по СМП или 10,5 тыс. миль через Суэцкий канал.

Разница всего в 20%, при этом традиционный маршрут проходит вдоль густонаселенных территорий. По пути присутствует огромное количество крупных портов и мест разгрузки (Сингапур, малайзийский Порт-Кланг, Александрия, Марсель), что обеспечивает более гибкую и эффективную логистику движения грузов.

Долгие очереди и плата за проход Суэцким каналом есть реалии международных морских перевозок. Но насколько бесплатным является СМП? С проходящих судов там взимается сбор. Иначе зачем вообще предоставлять международным перевозчикам возможность использования северного пути? Плата за ледокольное обеспечение не покрывает расходов на содержание ледокольного флота.


Второе русло Суэцкого канала, строительство завершено в 2015 г.


Деньги любят стабильность. Платежи и очередность прохода Суэцким каналом подтверждены платежными транзакциями и графиком проводки судов. Проход по СМП чреват непредсказуемыми обстоятельствами. В прошлом году дизель-электроход «Василий Головнин», направлявшийся из Архангельска в Сабетту, затратил 8 суток на ожидание ледокола. В результате экономический эффект от его рейса оказался ниже расчетного на 30%. В период летней навигации 2017 г. отмечалось большое скопление айсбергов в проливе Вилькицкого и на подходах к нему, между меридианами 95° в.д. и 122° в.д., что, по официальным данным, являлось проблемой для судоходства.

Непредсказуемые задержки, лоцманский сбор СМП и страховые риски никак не способствуют снижению операционных издержек. Что касается необходимости ледокольного обеспечения, то данный пункт вообще выходит за грани добра и зла: таковы суровые условия Арктики. “К холоду невозможно привыкнуть, его можно только терпеть”.

Эксперты озвучивают красноречивые цифры. Тариф СМП на транзит наливных грузов находится в пределах $20-30 за тонну, в то время как транспортировка по традиционному “южному” маршруту, через Суэц, обходится заказчику в $5. В прошлом рентабельность транзита по СМП обеспечивалась благодаря высоким ценам на нефть. Экономия 10-15 суток оправдывала высокую стоимость доставки, позволяя наращивать её объемы. В настоящее время транспортировка углеводородов между европейским и азиатским рынками по Севморпути стала попросту нерентабельной.

Имеется нерешенная проблема с коммуникационной инфраструктурой. В полярных областях, выше 70-75° с.ш. не работает ни один из перечисленных операторов спутниковой связи Inmarsat, Thuraya, GlobalStar. Из-за высокой геомагнитной активности в полярных широтах отмечаются сбои в работе навигационных систем.

Сильные холода и оледенение создают угрозу нарушения работы палубных механизмов.

На большей части пути вдоль арктического побережья отсутствуют порты и населенные пункты. Зарубежных операторов волнует проблема: кто в случае необходимости сможет прийти на помощь, как выжить в экстремальных условиях арктической зоны при аварии на борту?

В настоящее время в Северном Ледовитом океане отсутствует единый правовой режим. Не существует закрепленных правовых норм арктического судоходства (ввиду отсутствия самого судоходства в тех краях как массового явления). Имеются лишь общие рекомендации для повышения безопасности и сохранения природы Арктики. Согласно мнению специалистов Международой морской организации (IMO), для прохода во льдах требуется дополнительная подготовка судна и его экипажа, что неминуемо влечет за собой увеличение операционных издержек. Комплектация судна полностью закрытыми спасательными шлюпками, подготовительные курсы ледовой навигации для штурманов и т.д.

Несмотря на указанные сложности, каждый год пара десятков отчаянных судов все же идут транзитом по СМП. По какой причине они выбирают северный маршрут?

Он не везут китайские товары в Европу. Время от времени поступают заказы на перегон морских средств для непосредственной работы в бассейнах Баренцева и Северного морей. Примерами служат проводка норвежского ледокола “Tor Viking”, перегон с Сахалина в Мурманск ледокола-снабженца “В. Стрижов” или перегон из Сингапура в Варандей буксира “Тобой” в интересах ОАО “Лукойл”. Подобные операции носят случайный характер и не могут стать основным источником для бизнеса.

Отмечены случаи транспортировки контейнерных грузов из Китая в порты на арктическом побережье (Дудинка, Тикси) и партий морепродуктов с Камчатки. Транспортировка железнорудного концентрата из Киркенеса (Норвегия) в порты КНР. Тем не менее, основная часть грузооборота имеет вполне ожидаемый формат. На бумаге “шёлковый путь”, на практике — нефтепродукты и газоконденсат.

Подавляющая доля транзитных грузов на трассе СМП — партии углеводородов, предназначенные для стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Так, в августе 2017 года совершил свой первый коммерческий рейс российский газовоз “Кристоф де Маржери”, доставивший партию сжиженного природного газа (СПГ) из Норвегии в Южную Корею. Подчеркивается, что рейс был совершен без ледокольного сопровождения, а скорость доставки побила все прежние рекорды. Маршрут был пройден за 19 суток, из них 6,5 суток газовоз находился в арктических водах.



За рамками официоза остался факт, что “Кристоф де Маржери” — уникальное судно, представитель единственной в мире серии танкеров-газовозов ледокольного класса Arc-7, предназначенных для эксплуатации на трассе СМП. В ходе своего первого рейса на отдельных участках “Кристоф де Маржери” был вынужден преодолевать ледовые поля толщиной 1,2 метра. Самостоятельное движение судов обычной конструкции в таких условиях является технически невозможным.

Сама по себе концепция развития СМП как “доходной” территории, зарабатывающей поборами с проходящих судов, глубоко ущербна. Мы живем не в XV веке. Нельзя просто сидеть и ждать у моря погоды в надежде на случайные доходы. Тот же Сингапур, используя свое выгодное географическое положение, начинал с того, что построил крупнейший в мире контейнерный терминал, перевалочный пункт с грузооборотом 20 млн. контейнеров в год. Тем самым максимизировав прибыль и повысив собственную привлекательность среди конкурирующих портов региона.

Северный морской путь — не Суэц и не Сингапур. Привлекательность данного маршрута невелика ввиду его неблагоприятных природно-климатических условий и общей удаленности от районов основного производства и потребления.

Северный морской путь необходим России не для обслуживания китайского импорта, а для обеспечения собственных транспортных потребностей. Именно на это указывает непрерывно растущий внутренний грузооборт СМП, чей показатель по итогам 2017 г. достиг 9,7 млн. тонн. Еще 797 тыс. тонн грузов было перевезено речными судами (по данным Федерального агентства морского и речного транспорта).

Внутренние перевозки между портами акватории СМП превышают значения транзита в пятьдесят раз. Главной и единственной на сегодняшний день причиной оживления на трассе Севморпути являются реализуемые проекты в области добычи сырья.


Сабетта — арктический порт на западном берегу Обской губы Карского моря. Построен в рамках проекта “Ямал-СПГ” по добыче природного газа на полуострове Ямал


В статье были использованы материалы с сайтов:
http://morflot.ru
http://rareearth.ru
http://regnum.ru
http://if24.ru
http://ruskline.ru
http://будущее-арктики.рф
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

79 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +30
    27 февраля 2018 06:11
    Люблю я планов наших громадьё... yes Не перестаю удивляться аттракциону "Неслыханная щедрость" проводимому который год за счёт "щедрого денежного содержания" большой части населения. Как это здорово! fellow Сочи-2014 за 50 000 000 000$ - для сочинцев? для братьев Ротенбергов и Билаловых? Чемпионат мира по футболу для команды или для болельщиков? Как же здорово потратить за казённый счёт средств в разы больше, чем получить прибыли. fellow Ах, простите! Забыл про идею и моральное удовлетворение. СМП - для российских ледоколов! Космодром "Восточный" - для Роскосмоса! fellow 1 000 000 000 000 рублей - докапитализация банков! fellow Чубайсу - Роснано! fellow Сердюкову с Васильевой - Ростех! fellow ...Народ в итоге получил продолжительность жизни в 72, 4 года, предположительное повышение пенсионного возраста, налогов и овощ семейства Капустных на постном масле... fellow Спасибо вам, дорогие (потому что дорого нам обходитесь) правители! fellow fellow wassat
    1. +27
      27 февраля 2018 08:35
      Ты еще слезу пусти и про беременных пенсионеров речугу толкни, неполживый ты наш. laughing К выборам методичку новую подготовил? Молодец. good Может какой интеллектуал на твой словесный понос и клюнет. fellow
      1. +17
        27 февраля 2018 13:22
        А ты то что тут развонялся?, Человек высказался, и ПО ДЕЛУ. А от тебя ЗАВОНЯЛО по всему тырнету. fool
        1. +14
          27 февраля 2018 14:23
          Цитата: myobius59
          А ты то что тут развонялся?, Человек высказался, и ПО ДЕЛУ. А от тебя ЗАВОНЯЛО по всему тырнету. fool

          Ведите себя достойно, а то устроили на форуме химатаку.
          1. +7
            27 февраля 2018 14:57
            А ведь Esoteric на 100% ПРАВ сев мор путь не нужен и не важен,по крайней мере экономически.Кто из Вас был в море в декабре и боролся с обледянением.На маленьком рыбаке это можно сделать.С торговым судном водоизмещением 10000 тонн это делать бесполезно.
            1. GAF
              +16
              27 февраля 2018 15:44
              Цитата: Владивосток1969
              А ведь Esoteric на 100% ПРАВ сев мор путь не нужен и не важен,по крайней мере экономически.Кто из Вас был в море в декабре и боролся с обледянением

              Бывали, бывали и "боролися" с обледЯнениеми. Не нужен нам СМП. Выгоднее из Мурманска везти груз на Камчатку через Суец. И Арктика с её 40% запасов углеводородов и побережье, где ещё "конь не валялся" среди его богатств, не нужны. Разве что в концессию ТНК или китайцам сдать. Вот тогда и заживем богато. Это только "скупой платит дважды". А мы то - щедрые.
              1. +11
                27 февраля 2018 16:04
                Экипаж танкера 16 человек,площадь грузовой палубы самого не большого танкера 1.5-2 футбольных поля.Плюс горловины танков,плюс трубопроводы,плюс переходной мостик.Я понял,что вы бывали и боролись.Досвиданья hi
              2. +2
                1 марта 2018 04:44
                GAF,а какой груз идёт из Мурманска на Камчатку-рыба и морепродукты? Так своего тут в избытке...... Овощи-фрукты из Китая.... Нечего везти из Мурманска.......А про 40% углеводородов и не говорите нам-на материке не всё разведали и выкачали.....
    2. +23
      27 февраля 2018 09:03
      Цитата: Esoteric
      Спасибо вам, дорогие (потому что дорого нам обходитесь) правители!

      Да на здоровье, кушайте не обляпайтесь! yes
      Северный морской путь необходим России не для обслуживания китайского импорта, а для обеспечения собственных транспортных потребностей

      Вот этот абзац специально выделен в статье для вас, но вам пофигу, вам надо или лозунги проорать или сарказм показать на уровне детского сада, но способность мыслить и анализировать(это качество отличает человека от животных кстати) вам не ведомо, кроме глупых шуток и лозунгов, ничего нет, печаль беда. request
      1. GAF
        +8
        27 февраля 2018 15:53
        Цитата: vovanpain
        кроме глупых шуток и лозунгов, ничего нет, печаль беда.

        Перед выборами повыползали из щелей. Совсем загадили ВО экскрем.....
    3. +18
      27 февраля 2018 09:24
      Esoteric ...

      Много букв, еще больше смаликов, а в итоге обычная "всепропало" либеральная болтовня. Быстрее бы выборы, а то уже осточертело читать всякие задвиги "прогрессивной общественности" не желающей находится рядом с непонимающим ничего "быдлом".
      1. +16
        27 февраля 2018 10:30
        Цитата: rotmistr60
        Esoteric ...

        Много букв, еще больше смаликов, а в итоге обычная "всепропало" либеральная болтовня. Быстрее бы выборы, а то уже осточертело читать всякие задвиги "прогрессивной общественности" не желающей находится рядом с непонимающим ничего "быдлом".

        Вот как легко на сайте попасть в разряд как либералов, так и лизоопов! Ну выразил человек своё мнение, и чего? Почему оно должно совпадать с Вашим? И почему, не совпадая - сразу становится «либеральной болтовней»? Зачем переходить к оскорблению - оппонентов? Это по Вашему - диалог конструктивный?
        Сами себя в Баню загоняем, клея другим ярлыки. Я Тоже - не согласен, с предыдущим автором, но по видимому - моего воспитания хватает, чтоб на его цифры - отвечать цифрами, а не оскорблениями.
        Да есть ещё один выход - Не нравится (осточертело) не читайте!!!
        1. +10
          27 февраля 2018 10:37
          Цитата: Охотовед 2
          но по видимому - моего воспитания хватает, чтоб на его цифры - отвечать цифрами, а не оскорблениями.

          У вас Коллега и ума и мышления хватает ответить цифрами, а не пустыми лозунгами и глупым сарказмом, а насчёт оскорблений и приклеивания ярлыков, полностью разделяю вашу точку зрения, хотя сейчас грешат этим все. hi
        2. +8
          27 февраля 2018 10:39
          Ну выразил человек своё мнение,
          Я тоже выразил свое мнение по поводу комментария. В чем проблема? Вы тоже высказали свое, сугубо радикальное
          Не нравится (осточертело) не читайте!!!
          Это кстати и о вашем "воспитании".
          1. +6
            27 февраля 2018 10:54
            Цитата: rotmistr60
            Ну выразил человек своё мнение,
            Я тоже выразил свое мнение по поводу комментария. В чем проблема? Вы тоже высказали свое, сугубо радикальное
            Не нравится (осточертело) не читайте!!!
            Это кстати и о вашем "воспитании".

            Ну и в чем же - Радикализм моего коммента? В призыве - не оскорблять оппонента? Ну тогда - Да!
            Ну а про воспитание .... good Я предложил Вам, не комментировать, непонравившийся Вам Комент, а пропустить его, и написать Свой, на тему статьи! Как умному и воспитанному человеку. И будет Вам - счастье и уважение!
            1. +5
              27 февраля 2018 11:01
              Если вам не понравился мой комментарий, так почему вы его не пропустили, как воспитанный (с ваших слов) человек? По поводу радикализма я специально, для вас привел вашу цитату.
              1. +10
                27 февраля 2018 14:31
                Цитата: rotmistr60
                Если вам не понравился мой комментарий, так почему вы его не пропустили, как воспитанный (с ваших слов) человек? По поводу радикализма я специально, для вас привел вашу цитату.
                "Они сами не знают чего хотят", а стиль изложения в статье, заведомо провокационный, отсюда и здоровая реакция hi
    4. +10
      27 февраля 2018 11:55
      Esoteric - написал откровенную глупость и наверное доволен собой? Я только одного не понимаю, почему я должен созерцать на сайте вот такие откровения воспаленного мозга? Может сначала, перед тем как писать, некоторым надо пройти диспансеризацию и очень тщательно - у психиатора.
      1. +5
        27 февраля 2018 15:04
        Перед выходом в море все проходят мед.комиссию.Психиатр там тоже есть.Вот Вам самое туда.Вы море то видели?
    5. +3
      27 февраля 2018 12:00
      Спасибо вам, дорогие (потому что дорого нам обходитесь) правители!


      А давайте ни чего строить не будем, зато денег на всех хватит. bully аме-ры и их приспешники будут очень рады.
    6. +3
      27 февраля 2018 15:03
      Цитата: Esoteric
      Люблю я планов наших громадьё... Спасибо вам, дорогие (потому что дорого нам обходитесь) правители!

      Я всегда говорил, пока Генеральный штаб и Правительство не начнут комплектовать посетителями ВО, победы нам не видать!
    7. +4
      28 февраля 2018 01:33
      девочки, достали палиться. 20-21 звездочек за комментарии определённой направленности, причем в самом начале комментов .. насрали, сделали "рейтинг", поскакали дальше
  2. +12
    27 февраля 2018 06:26
    Чего же так заволновались то наши "друзья"за океаном,если СМП не рентабелен?Завыли на всех уровнях,и столпились,что бы застолбить свои участки Арктики?.Вы сначала разберитесь для чего строятся все эти инфраструктуры в Заполярье?Прежде всего для СЕБЯ,для развития этих регионов.И с перспективой на будущее.Только не далекий человек не увидит их.
    1. +12
      27 февраля 2018 06:59
      СМП по любому нужно столбить за Россией! Не всё измеряется сиюминутной прибылью. winked
    2. +8
      27 февраля 2018 07:27
      Цитата: Мар.Тира
      И с перспективой на будущее

      В СССР Арктику еще в 30-х годах начали осваивать !
      1. +11
        27 февраля 2018 08:37
        Полностью согласен.Но тогда не было такой технической возможности как сейчас это делать.Научно технический прогресс диктует свои правила освоения таких территорий.Особенно по природным ресурсам.К тому же вдоль всего СМП на побережье уже давно были созданы инфраструктуры для его безопасного существования.В советские времена всё это функционировало.Порты убежища,необходимый запас топлива,продуктов,метеорологические станции,ледовая разведка,связь.всё было.У автора какое то страшное представление о тех краях?Нужно просто развивать,и дополнять,а не подсчитывать гроши от дохода,и мониторить,сколько же мимо прошло иностранцев
        1. +6
          27 февраля 2018 08:52
          Тогда СМП осваивался для развития северов и ДВ. Тогда это было надо для страны. А теперь ко всему коммерческий подход, поэтому проходящие пароходы и считают.
          1. +5
            27 февраля 2018 09:02
            Точно!Поэтому и название у статьи такое.Заметил ваше название судов ПАРОХОДЫ..Знакомая терминология.Так и я называл.Ещё застал колёсники,пароходы,старых командиров,капитанов,кочегаров,всё видел.И мне перешло,даже Кометы,Метеоры так называл.Навеяло!!!!!!!!
            1. +8
              27 февраля 2018 09:38
              На моей аватарке пароход ""Феликс Дзержинский" я на нем работал в 68-69 году. Легендарный пароход !
              1. +3
                27 февраля 2018 15:11
                Я тоже бывал в"полярке" и знаю что это такое.Вы наверняка осуществляли северный завоз.И я это делал.Но северный завоз и сев мор путь разные вещи.Вы должны это понимать.В статье отмечено отсутствие рем.баз и стоянок.В условиях севера это втройне важно.МЧС на этой дороге не дождешься.
    3. +5
      28 февраля 2018 23:53
      Север это наш стратегический объект во всех смыслах. И запасы углеводородов и с военной точки зрения. Но строят там лишь для того чтобы качать и продавать. Не интересен нашему правительству наш народ. Пример Дальный Восток. Я с Приморского края. Помните эти многочисленные лозунги про развитее ДВ, про новую столицу России в Азии и тд и тп. Где то с 2011 года. А что изменилось??? Ничего, построили 3 моста, университет и 1 газопровод и 1 нефтепровод и те все для Китая, Кореи и Японии. Развития нет, люди как 10 лет назад бежали с ДВ так и сейчас бегут и ни на секунду эта тенденция не замедлилась. Посмотрите официальные цифры они в открытом доступе. В среднем за год -25000 человек, и это только по Приморскому краю, а у нас тут всего 1 700 000. Север им нужен как источник дохода, но ни как не развитее территорий и перспективой на будущее. Не было бы там нефти и газа не было бы там и сейчас ничего!
  3. +12
    27 февраля 2018 08:57
    В статье дается трезвая оценка подхода к коммерческим возможностям СМП. Возможно, после строительства порта в Индиге (это приблизительно посередине между Сабеттой и Мурманском) и прокладки туда ж/д и газопровода, СМП станет более экономически привлекателен из-за того, что можно будет на маршруте комбинировать участки железных дорог с морскими участками. Индигу собираются строить довольно быстро, так как там рядом Печерское газовое местрождение. Сейчас Индига и соседний Нарьян-Мар не имеют ни какого транспортного сообщения с "большой землей", кроме зимников и авиации.
    З.Ы. Утверждение
    В полярных областях, выше 70-75° с.ш. не работает ни один из перечисленных операторов спутниковой связи Inmarsat, Thuraya, GlobalStar

    нуждается в уточнении. В низких и высоких широтах замечательно работает Iridium (сам пользуюсь таким). У Iridium спутники вращаются, а не расположены на геостационарной орбите, как у прочих, поэтому покрытие = 100% поверхности Земли.
    1. +2
      27 февраля 2018 12:45
      Цитата: Anyone
      Iridium

      Все правильно. Жаль, что система американская...
  4. BAI
    +7
    27 февраля 2018 09:09
    В Русско-Японскую напоролись на отсутствие СМП. Если бы корабли пошли Севером, не было бы Цусимы.
    И сейчас - случись конфликт, между Москвой и Владивостоком останется только Транссиб, который на раз выводится из строя.
    1. +3
      27 февраля 2018 09:49
      Так Автор именно об этом и пмшет:
      Северный морской путь необходим России не для обслуживания китайского импорта, а для обеспечения собственных транспортных потребностей
      А потребности могут быть всякими.
    2. +3
      27 февраля 2018 10:06
      Случись конфликт.уже ни чего не поможет.Даже господь Бог!но жить,и развивать инфраструктуры надо.
      1. +2
        27 февраля 2018 15:15
        Развивать надо .Но коммерческого развития в ближайшие .0 лет не предвидится.Объективно.
    3. +2
      1 марта 2018 04:51
      О Русско-Японской....а пошла бы эскадра Северами-уголька то там взять негде,дров так же........
  5. +5
    27 февраля 2018 09:50
    Читаешь и... смеёшься... такое слово железная дорога не слышали... до Владивостока или Находки по ней... а там Япония не вооруженным глазом видна... до Мурманска еще довезти надо из центральных областей,а это не сто кЭмэ."Северный морской путь необходим России не для обслуживания китайского импорта, а для обеспечения собственных транспортных потребностей. "... согласен у нас есть районы, куда только в навигацию можно что то объемное доставить... это увеличит её продолжительность. При всем при этом речное судоходство фактически изничтожено в Сибири и на Дальнем Востоке и схема железка-река мало применима.
    1. +6
      27 февраля 2018 10:10
      Кто вам такое сказал,что судоходство на северных реках уничтожено?Стало меньше по сравнению с советскими временами,это да?Рано нас хороните.По прежнему основная масса грузов перевозимая для обустройства северных территорий Арктики идёт по воде.В остальном согласен с вами.
      1. 0
        27 февраля 2018 13:55
        Пассажирское судоходство на Печере есть сегодня? Частные стремные автопаромы из барж и буксира только. Медленно и дорого.
        1. +1
          27 февраля 2018 14:41
          Речь не о пассажирообороте.А о поставках грузов.Многих грузов тысяч тонн.ПГС,ГСМ,крупногабаритных грузов,нефтегазового оборудования.То что перестали ходить пассажирские суда это плохо.Дай бог когда нибудь восстановимся.или будем искать другие средства для передвижения.Это вообще другая больная тема.Только вы пожалуйста Печору не сравнивайте с Обью где ширина реки на Ямале составляет 90 км.,Иртышом,Енисеем(5 км),Леной,Ангарой.Там один состав везёт по 12 тысяч тонн сразу.И всё это они везут в устья рек.Карского моря.Моря Лаптевых,и Восточно Сибирское моря.как раз вдоль проходящего СМП.
          1. +5
            27 февраля 2018 15:37
            Совершенно не сравнивал Печору с Леной/Обью/др. Я о другом: нет пассажирских перевозок, нет транспортной доступности, инфраструктура разрушена советская... Народ будет уезжать с Севера. И уезжает уже - вахтовиков завозят для работ все больше и больше из-за депопуляции. Села по берегам Кольского со стороны Баренцева уже исчезли. Исчезают последние села на Терском берегу. Аналогично Зимний, Летний, Канинский, Мезенский и далее на восток - до Нарьян-Мара. А нет людей и перевозки по рекам стагнируют. Только газовики/нефтяники/буровики/геологи будут по тундре ездить. Мне кажется, это мечта нашего правительства. Сразу не надо будет субсидировать перевозки/авиарейсы в северные села и вообще спошь экономия для бюджета...
          2. +1
            1 марта 2018 04:53
            Енисей стоит-нет пароходов,экипажей....одни баржи остались......Норникель снабжает Север.....
      2. +6
        27 февраля 2018 15:21
        По сравнению с 1987 завоз топлива на русский север(Яна,Индигирка,Колыма)сократился в 30 раз.Раньше этим занималось Приморское морское пароходство.Сейчас централизовано это делать не кому.Военные завозятся сами.Они деньги не считают.
        1. +1
          27 февраля 2018 15:33
          Это правда.И не только на Колыме такое,я с Чукотки в 1988 году уехал.Как ни как капитализм строим(матюгнуться хочется) .Но согласитесь,началось шевеление,хоть и не такое,как мы рассчитывали?
          1. +3
            27 февраля 2018 16:09
            Яна,Индигирка,Колыма-это реки.А с Анадырем тоже самое.Где "Уголльные копи"Я сам туда бензин возил.Сейчас не возят.
            1. +2
              27 февраля 2018 16:51
              Цитата: Владивосток1969
              Яна,Индигирка,Колыма-это реки.

              Я прекрасно это знаю.Отец у меня жил в верховьях Индигирки,работал на прииске.Я про Колыму в целом говорю.Анадырь река тоже есть, впадает в Анадырьский лиман.Угольные Копи,Шахтёрск,на одной стороне,г.Анадырь на другой.Я этим бензином,дизельным топливом и пользовался на службе.
  6. +6
    27 февраля 2018 09:58
    За десять месяцев 2017 г. по Северному морскому пути прошли транзитом 28 судов. Примерно столько проходит через Суэцкий канал за 10 часов.
    Мировой грузопоток обходит Севморпуть стороной.

    Первая экспедиция Колумба вообще состояла всего из трех кораблей. Наращивание грузопотока - вопрос времени. К тому международные перевозки по СМП это всего лишь приятный бонус, ибо освоение СМП будет происходить в любом случае.
    Северный морской путь необходим России не для обслуживания китайского импорта, а для обеспечения собственных транспортных потребностей.
  7. +4
    27 февраля 2018 10:01
    Цитата из статьи: "Эксперты озвучивают красноречивые цифры. Тариф СМП на транзит наливных грузов находится в пределах $20-30 за тонну, в то время как транспортировка по традиционному “южному” маршруту, через Суэц, обходится заказчику в $5."
    5 долларов за тонну по всему Южному Маршруту - сомнительная цифра. Только за проход Суэцкого канала надо заплатить от 8 до 12 долларов за тонну.
    1. +2
      27 февраля 2018 10:14
      Цитата: vlad007
      5 долларов за тонну по всему Южному Маршруту - сомнительная цифра. Только за проход Суэцкого канала надо заплатить от 8 до 12 долларов за тонну.

      Для всех видов грузов?
      Цитата: vlad007
      "Эксперты озвучивают красноречивые цифры. Тариф СМП на транзит наливных грузов находится в пределах $20-30 за тонну, в то время как транспортировка по традиционному “южному” маршруту, через Суэц, обходится заказчику в $5."
      1. 0
        27 февраля 2018 10:35
        Цитата: Santa Fe
        Для всех видов грузов?

        Что Вам непонятно? Вы верите в то, что за 5 долларов за тонну можно провезти груз по Южному Маршруту?
        1. +2
          27 февраля 2018 10:45
          Цитата: vlad007
          Что Вам непонятно?

          В статье указан тариф для наливных грузов
          Вы не привели никаких пояснений для своих цифр
          Цитата: vlad007
          Вы верите в то, что за 5 долларов за тонну можно провезти груз по Южному Маршруту?

          а Вы не верите?))
          1. 0
            27 февраля 2018 11:05
            Цитата: Santa Fe
            а Вы не верите?))


            1,5 доллара за ОДИН кг (один кг, Карл)!
            1. +1
              27 февраля 2018 11:18
              Карл, поработайте над источниками

              на скриншоте - доставка штучных товаров, с наценкой фирмы
              Изначально речь шла о наливных грузах, где объемы современных танкеров - многие десятки тыс. куб
              1. 0
                27 февраля 2018 11:28
                Цитата: Santa Fe
                Изначально речь шла о наливных грузах, где объемы современных танкеров - многие десятки тыс. куб

                Напишите Ваши цифры со ссылкой на источник, Вы меня достали своими НИ НА ЧЕМ НЕ ОСНОВАННЫМИ умозаключениями. За 5 долларов тонну даже Газель не повезет - 5 долларов это 300 рублей!!!
                1. +1
                  27 февраля 2018 11:33
                  Цитата: vlad007
                  За 5 долларов тонну даже Газель не повезет - 5 долларов это 300 рублей!!!



                  Газель не повезет ,а судно повезет.Вы не в курсе просто,но автотранспорт-самый дорогой (после самолетов) вид транспорта.а суда-самый дешевый
                2. +1
                  27 февраля 2018 11:39
                  Цитата: vlad007
                  Вы меня достали своими НИ НА ЧЕМ НЕ ОСНОВАННЫМИ умозаключениями.

                  Не надо так громко вопить, лучше задумайтесь над простым -
                  оптом всегда дешевле

                  2. Изначально речь шла о наливных грузах, где объемы современных танкеров - многие десятки тыс. куб
  8. +1
    27 февраля 2018 10:01
    .... основным производителем и отправителем в современном мире является Китай.

    Вот именно поэтому не только для России, но и для Китая, СМП весьма и весьма интересен.
    Китайская компания Коско (Cosco), отправила 8 июля свое судно из порта Далян в Швецию, куда оно прибыло 17 августа, что сэкономило по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал около 15 дней и почти 400 т топлива.
    http://eurasia.expert/polyarnyy-shelkovyy-put-kit
    ay-podbiraetsya-k-arktike/
    1. +1
      27 февраля 2018 10:14
      Цитата: мыслитель
      что сэкономило по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал около 15 дней и почти 400 т топлива.

      Как насчет ледокола, кто обеспечил проводку?
      1. 0
        27 февраля 2018 10:35
        Не нашел, но Китай имеет и свой ледокол, слабоватенький, но всё-таки
        Китай намерен в 2019 году спустить на воду новый ледокол, получивший название «Сюэлун-2» (первый «Сюэлун», эксплуатируемый сейчас Китаем, был построен в Украине). Как сообщали информагентства, «новый ледокол станет первым в мире, который сможет проламывать лед толщиной в 1,5 м как носом, так и кормой».

        http://www.ng.ru/economics/2017-10-02/1_7085_chin
        a.html
        1. +1
          27 февраля 2018 10:50
          Как вы считаете, стоит ли экономия 400 т топлива, затрат на аренду ледокола?
          снижение цен на нефть, благодаря чему густое и тяжелое бункерное топливо, которым заправляются сами суда, стоит сейчас очень дешево. Так, в Сингапуре цены на него упали с 400 долларов за тонну в мае 2015 г. до 150 долларов на данный момент (оригинал статьи на английском языке опубликован 6 марта 2016 г.).

          400*150$
          Вряд ли Росатомфлот станет что-то обсуждать за 60 тыс. долл.
          1. 0
            27 февраля 2018 12:57
            Цитата: Santa Fe
            Как вы считаете, стоит ли экономия 400 т топлива, затрат на аренду ледокола?
            снижение цен на нефть, благодаря чему густое и тяжелое бункерное топливо, которым заправляются сами суда, стоит сейчас очень дешево. Так, в Сингапуре цены на него упали с 400 долларов за тонну в мае 2015 г. до 150 долларов на данный момент (оригинал статьи на английском языке опубликован 6 марта 2016 г.).

            400*150$
            Вряд ли Росатомфлот станет что-то обсуждать за 60 тыс. долл.




            Утверждены тарифы на ледокольную проводку по Севморпути
            Федеральная служба по тарифам разработала и приняла Правила применения тарифов на ледокольную проводку судов в акватории Северного морского пути, а также тарифы на ледокольную проводку судов, оказываемую ФГУП «Атомфлот» в акватории Северного морского пути.

            Тарифы на работу атомного ледокола складываются из нескольких факторов, в том числе и от валовой вместимости судна, ледового класса судна, расстояния, на которое осуществляется проводка этого судна, и периода навигации.

            По данным из открытых источников стоимость одного дня работы атомного ледокола варьируется от 3 до 5 миллионов рублей.


            Это на 2014 год.по тогдашнему курсу в 30 рублей за доллар.
  9. +1
    27 февраля 2018 10:24
    На сегодня главная проблема СМП - плачевное состояние ледокольного флота, поэтому и показатели такие не высокие. Новые еще только строятся ("Арктика", "Сибирь", "Урал"). Остальные смотри в таблице:
    1. +1
      27 февраля 2018 10:43
      Забыл написать, что НОВЫЕ (Арктика, Сибирь, Урал) ледоколы будут двухосадочные, т.е. смогут работать и в устье рек и в океане. Это очень важно - один ледокол сможет сопровождать судно до самого причала!
      1. 0
        27 февраля 2018 11:02
        Цитата: vlad007
        Забыл написать, что НОВЫЕ (Арктика, Сибирь, Урал)



        А вы думаете новые атомные ледоколы не повторят судьбу старых?...атомные ледоколы были глубоко убыточны при СССР и продолжают и продолжат оставаться таковыми и сейчас.так что табличку придется обновлять периодически
        1. +5
          27 февраля 2018 11:22
          Цитата: Ратуш
          А вы думаете новые атомные ледоколы не повторят судьбу старых?

          Хватит троллить!!! Пишите конкретику! Слишком много вас, любителей задавать вопросы, здесь развелось!!!
          1. 0
            27 февраля 2018 11:35
            Цитата: vlad007
            Цитата: Ратуш
            А вы думаете новые атомные ледоколы не повторят судьбу старых?

            Хватит троллить!!! Пишите конкретику! Слишком много вас, любителей задавать вопросы, здесь развелось!!!




            Какую конкретику Вы хотите?.у Вас есть Ваша же табличка-там вся конкретика.Простаивание и списание.
          2. 0
            27 февраля 2018 18:23
            Конкретно "Арктика" около 260 млн. руб. в месяц. Во всяком случае так стоила, когда заходила на Балтику
      2. 0
        27 февраля 2018 15:27
        . Это очень важно - один ледокол сможет сопровождать судно до самого причала!

        как истребитель-бомбардировщик?Занятно laughing
      3. 0
        28 февраля 2018 23:38
        Вы знаете стоимость фрахта дизельного ледокола? К примеру Магадан или Москва которые работают на ДВ, сутки 40-50 к$. При условии длительного контракта.... А у атомоходов уверен как минимум в 2 раза больше.
  10. +3
    27 февраля 2018 12:59
    Ближайшие сто лет однозначно СМП абсолютно никакой конкуренции Суэцу не составит,и тому очень много причин,начиная от единичного тоннажа одного проводимого судна ,неблагоприятных природных условий,неразвитой инфраструктуры,политики,экономики ит.д.,и т.д..Хватит ребята шапками кидать.СМП по большому счету-внутренний проект России,не очень то интересующий иностранцев.В советские времена в 70-80 годы осуществляли транзит из Японии в Европу по ж.д.,что значительно выгодней и быстрей нежели СМП.Вот эту тему и надо развивать,а не заниматься утопическими проектами.ИМХО.
    1. Комментарий был удален.
    2. +3
      27 февраля 2018 22:08
      Разумеется, СМП - по большей части внутренний проект. И он чуть больше, чем полностью крутится вокруг интересов Газпрома, Лукойла, Роснефти и пр. При этом местное население, которое не предполагается задействовать в нефтяном и газовом бизнесе, считается непрофильным активом, от которого следует избавиться вместе с их населенными пунктами. Желательно, чтобы сами вымерли или уехали. В ином случае избавляться будут методом переселения. Хальмер-Ю выселял ОМОН по причине закрытия градообразуещего предприятия (шахты) частным собственником. Большинство еще жилых прибрежных поморских сел Мурманской и Архангельской области сегодня населены лишь десятками жителей. Очень редко население исчисляется сотнями. Жизни этим селам - одно поколение максимум. То есть, через 25 лет там останутся одни руины на месте сел. Как это случилось уже с восточным берегом Кольского: от Териберки до ЗАТО Островной (300 км побережья) остались только арендаторы рек, которые устраивают туры по ловле семги для богатых иностранцев. Полуостров Канин - 2-3 условно живых села. Онежский полуостров - чуть лучше из-за близости к Архангельску. Мезенский район - аналогично. Тиманские тундры - несколько сел еще живы. Нарьян-Мар - сколько лет не могут плостроить 40 км дороги. Еще при СССР начали строить... И для кого, спрашивпется, этот СМП возрождается? Ответ очевиден: для нефтегазовых концернов, которые будут гадить и пакостить тундру, реки, озера, море для того, чтобы выкачать побольше нефти/газа и продать его на экспорт. И еще для безопасности их бизнеса мы из бюджета оплатим арктические войска и вооружение. И ледоколы, кстати, тоже оплатим. Вот всегда считал, что если Газпрому нужен атомный ледокол дабы проводить танкеры СПГ из Арктики в Китай или Нидерланды, то пусть Газпром и оплачивает постройку и содержание. Или покупает готовый.
  11. BAI
    +2
    27 февраля 2018 16:17
    Перевозки по СПМ - это все так сказать, прикрытие.
    У нас военные начали Арктику осваивать. И вопрос освоения арктического шельфа на повестку дня встал. Вон какая активная возня идет, вокруг того, кому шельф принадлежит.
  12. 0
    28 февраля 2018 05:49
    Цитата: g1v2
    Может какой интеллектуал на твой словесный понос и клюнет.

    Все беды в РФ из-за этих интеллектуалов. Не все еще "свалили".. Нужно срочно принять меры, чтобы энтих.. вообще не было. А остальные будут счастливым строем на переназначение Верховного ходить (надо обязательно прописать в Конституции), здравицы кричать и гордиться "братками" во власти, а долго жить вообще вредно.
  13. 0
    28 февраля 2018 05:51
    Цитата: BAI
    У нас военные начали Арктику осваивать. И вопрос освоения арктического шельфа на повестку дня встал. Вон какая активная возня идет, вокруг того, кому шельф принадлежит.

    Что толку от шельфа, если технологии по добыче на нем западники не продают? А своих нет.. Нефтесервис, напомню, похоронили в 00х.
    1. 0
      28 февраля 2018 23:34
      Есть у нас и технологии и кадры, только это не выгодно. Это очень затратное дело, и если еще и воровать то совсем не выгодное. А не воровать у нас не умеют((((
  14. +2
    28 февраля 2018 14:09
    Статья интересная но автор несколько передёргивает:
    1. Какой смысл брать с Китая попутный груз при поездке в Европу? А если в Александрии не будет попутного груза, то что гнать не полностью загруженный танкер? Допустим товар найдут пока танкер добирается до Александрии, но сколько времени потребуется разгрузка и загрузка танкера? Готовы покупатели в Европе ждать? Получается что выгодней загружать полностью танкера в Китае и без остановок идти в Европу.
    2. Не стоит забывать что есть морское пиратство, из-за которого приходится нанимать охранки делать страховку. А если не дай бог с судном что случится какие убытки будут? Каждый может посмотреть в интернете места концентрации пиратов, посмотрите наводит на размышления.
    3. Да проводка корабля ледоколом дорогое удовольствие, а проводка 10 уже дешевле. Я конечно незнаю как считались тарифы по СМП сейчас, но точно могу сказать что при увеличении трафика и тарифы уменьшатся.
    4. Вот уже несколько лет идёт разговор про потепление, то есть со временем природные условия на СМП будут лучше.
    5. Чуть не забыл. Не забываем что корабли это сложная техника подверженная износу, и ни один нормальный бизнесмен не согласится даже на 20% простой по времени в году. А увеличение пути на 20% это и есть простой. Получается что те танкера которые пойдут по СМП смогут сделать 6 ходок в то время как корабли которые ходят по старому маршруту только 5. Убыток? Убыток!
    Вывод: сесть и на коленке посчитать выгоден или нет СМП не получится тут очень много факторов которые идут как в плюс так и в минус. По моему мнению его стоит развивать !
    1. 0
      17 января 2019 15:38
      3. А ждать 10 кораблей уже не надо?
      4. Будут, но мы говорим о настоящем времени.
      5. А в условиях Арктики не будет повышенный износ?
  15. 0
    28 февраля 2018 23:32
    А теперь дружно идем на сайт кремлин ру, и там в подписанных документах ищем закон о Севморпути. Так вот там сказано, что перевозка углеводородов на судах под флагом РФ и иностранным флагом по решению правительства. Т.Е. хочешь работать плати откат и дадут тебе разрешение. Наше чудо правительство очень хорошо обкатало схему откатов. Взять ту же Приразломную... Сколько норвежских судов ее обслуживают? Хотя есть свой флот, ни чуть не хуже... Министерство транспорта просто в конец зажралось и потеряло чувство реальности...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»