Military Review

Landstad Automatic Revolver

10
The end of the XIX - the beginning of the XX century was really a very interesting time: progress not just did not stand still, but ran forward with leaps and bounds. New technologies, scientific discoveries, the search for more advanced materials - all this could not but affect the firearm weapons, which in a couple of decades has received such an impetus for development that even now, many weapons models developed a hundred years ago are relevant.


How they tried to cross a revolver and a gun

It was during this time period that revolvers began to give up their leading position to self-loading pistols. At first, reluctantly, clinging to the armies of the armies and police of different countries, the people's distrust of everything new, but still the revolvers had to not just make room, but finally give up, since the advantages of self-loading pistols were confirmed many times over, and even the most persistent skeptics surrendered.

Landstad Automatic Revolver


In the process of replacing revolvers with pistols, controversy repeatedly flared up about which weapon is better. Even now, many are ready to defend their love for revolvers, although there are very few really weighty arguments left. Reliability and dependability has always been considered the main advantage of revolvers, and it is difficult to argue with that. Relatively slow moving mechanisms with minimal sharply increasing loads will always be more reliable. But in the context of firearms, the reliability of revolvers was understood somewhat differently. The main advantage of revolvers is their willingness to shoot immediately after the misfire, while with a pistol in this situation it is necessary to do a number of manipulations to extract the non-activated cartridge. Nevertheless, as time went on, the quality and reliability of ammunition changed and mostly for the better. Such a phenomenon as a flash in the pan has become so rare that for many manufacturers such a phenomenon is considered almost a disgrace, unfortunately, far from all manufacturers, but for most of them.

The second argument in such disputes is simplicity of design, with which it is also difficult to disagree, however modern machines greatly simplify and cheapen the production process, so this argument has certainly lost its relevance.

The third argument in favor of revolvers is their safety and constant readiness for use. And back - modern pistols are not inferior to revolvers by this criterion.

Among the advantages of pistols then and now they note a greater amount of loaded ammunition, faster reloading, a weaker descent force after the first shot, if only double action USM is not used, less weight, better balance ... In general, there is a lot of advantages, which allowed us to press revolvers.



It is not surprising that in the process of distributing pistols, many designers tried to combine the positive qualities of revolvers with the advantages of pistols. By the end, by the way, it never happened to anyone. But there was a new class of weapons - automatic revolvers.

For most people who are fond of firearms, the expression “automatic revolver” is associated with the very original Mateba revolvers. These revolvers are really interesting both in their design and in appearance, perhaps to some extent they are not practical, but the charisma of this weapon covers all its flaws.

For those who are fond of firearms in more detail, automatic revolvers Mateba not news, because long before them, the automatic Webley-Fosbery Self-Cocking Automatic Revolver revolver was created. This weapon turned out to be quite interesting, as far as possible combining the advantages of a revolver and the positive qualities of a pistol, but for several reasons it did not find success.

There was an earlier model, which few people know about, namely the Landstad automatic revolver, and we will try to get to know it in more detail with it.

Appearance of the automatic Landstad revolver

Frankly speaking, it is difficult to call the automatic revolver of the Norwegian designer a revolver. Yes, it has a drum, yes, it rotates, but still it seems that this is not a revolver, but not a gun either. But first things first.

The appearance of the weapon for its time is quite ordinary: a massive frame and a thin curved handle, the only thing that does not fit into the overall picture is a flat drum and a too massive jumble of parts where there should have been a shutter of the weapon.



Behind the flat drum with two chambers, there is a shutter and two platforms for a more comfortable grip for operations with it. Directly in front of the platforms to hold the bolt of the weapon is the thrust connecting the trigger and the drum of the weapon. At the bottom of the handle of the revolver on the left side there is a cutout in the wooden lining in which the button is located. With its help, the handle opens to install the store in it. It is strange that the designer, creating a new weapon, did not provide for the possibility of replacing the store in a more familiar way for a modern person - from the bottom of the handle. To give preference to the shape of the handle of the revolver for the sake of convenience and speed of reloading and at the same time using a completely modern store is a very ambiguous decision. And yes, do not think, the author of the article was not crazy and absolutely sober, this weapon does have a drum and a store, but it’s a little bit more detailed about the design.

Aim devices are unregulated sight and front sight, the weapon does not have safety devices, although their presence would not be superfluous in this case.

The design of the automatic Landstad revolver

Before you dwell on the description of individual units of weapons, you need to give at least a superficial explanation of how it all works, because without it horses, people and drums with shops will be mixed up in a heap.



In order to make a shot, the weapon had to be loaded first. To do this, on the left side of the weapon was opened a pad on the handle with a part of the frame, on this pad was placed a magazine with a capacity of 6 cartridges, after which the pad together with the magazine was installed in its place. Opposite the first cartridge from the store was the lower chamber of the drum. When the shooter was delaying and releasing the bolt, the cartridge was fed into the lower chamber, and the drummer cocked. When you pull the trigger, through the long thrust located on the left side of the weapon outside the frame, the drum was rotated 180 degrees, so the lower chamber of the drum moved up and took up space opposite the barrel axis of the weapon. After turning the drum movement of the trigger led to the disruption of the drummer and a shot occurred. Next came the automation system, now known to us as the automatic shutter. Powder gases pushed through the bottom of the cartridge case the bolt of the weapon, which when moving back threw out the cartridge case, and when moving forward, inserted a new cartridge into the lower chamber of the drum. Thus, each press of the trigger turned the drum 180 degrees, without compressing the mainspring, which made the descent quite easy, albeit long.



The trigger mechanism of the weapon, as is clear from the description of the work, shock, single action. In principle, another trigger is not needed here, since in case the shot did not happen for some reason, you still have to pull the bolt and release it, because without it the lower chamber of the drum will be empty, and therefore the new cartridge will not be served.



Based on the design of the trigger mechanism, it can be concluded that the force of pressing the trigger will be small, which means that there is a probability of a shot if you accidentally press it. But it should be noted that this is partially compensated by the length of the trigger stroke, as well as by the availability of free space for turning the flat magazine. When falling and accidentally disrupting the firing pin, the revolver will be completely safe, since the drum chamber in front of the barrel is always empty without fully pulling the trigger.

Pros and cons of Landstad revolver

I did not think that I would ever happen to meet a weapon, over the positive qualities of which I would have to wrestle with, but it seems that Landstad’s revolver is exactly that weapon. Among the advantages one can note a slight descent, but also revolvers and pistols with a cocked hammer also possessed and possess them, while a preliminary platoon allows only one hand to be used. The relative safety of the weapon in the fall and at the same time its constant readiness seems to be positive qualities, but the implementation of this is very specific. In general, it is unclear for what purpose this garden was fenced, as there are simply no advantages to the construction, but there are disadvantages above the roof.



The main disadvantage of the design is its complexity. It seems that there are not so many details in the revolver, but they are all quite complicated to manufacture and require a large amount of metal. The capacity of the store in 6 cartridges 7,5x23R also does not give advantages, since the revolvers have the same ammunition. The speed of changing the magazine is quite comparable with the speed of reloading the revolver, provided that you have to equip the magazine, split the pistol grip, disconnect the empty magazine, insert a new magazine in its place, close the handle, and at the same time there will be three items in your hands. Even reload the Nagan M1895 with one cartridge, with proper skill, you can quickly.



Having an open thrust from the trigger to the drum is also not the best solution in this design. The location of this draft makes the weapon very uncomfortable for left-handers or for injuring the right hand.

Conclusion

Certainly the design of the Landstad automatic revolver is very interesting, but it has no obvious advantages over the pistols or revolvers. It is for this reason that this revolver was not adopted by the army and was produced only by a small batch. Unrecognized then, this revolver costs a lot of money now, as the weapon is rare and unique. At the moment, the location of only one of these weapons is known, although more than 20 was produced for army testing of revolvers. It is possible that there was really only one revolver of this design, which makes it literally invaluable, since the thing is one of a kind.

It is completely incomprehensible how the idea of ​​creating this interesting, but very strange weapon was justified. However, using the example of this automatic revolver, one can see that the designers in Norway were and are, the mechanism is rather complicated, original, but irrelevant. However, this is not the first nor the last case when trying to invent a bicycle, the designer does the same thing as his colleagues, only with a drive to the front wheel or the rear steering wheel. It seems to be interesting and unique, but there is absolutely no sense in this.



Usually, it is customary to write about unusual models of handguns that they were either ahead or late in appearance, but in this case, you can’t talk about time, but about the civilization in which this device appeared. Perhaps somewhere, where neither revolvers nor self-loading pistols are known, such a weapon would be a sensation, but not here.
Author:
Photos used:
zonwar.ru
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Same lech
    Same lech 28 February 2018 15: 20
    +1
    A very original weapon ... for the shooting gallery and weapons collection will do ...
    for a quick battle there.
    It is difficult to imagine how in the heat of battle you will begin to reload the clip in this semi-finished product ... what
  2. alex-cn
    alex-cn 28 February 2018 15: 41
    +1
    Yes, the end of the 19th century is a time of “sophistication” in the arms business and a huge number of monstrous designs ...
    though I would rather attribute this to pistols with an original reload system.
  3. polpot
    polpot 28 February 2018 15: 43
    +5
    Thanks for the article, a very unusual and absolutely dead-end design.
    1. tchoni
      tchoni 1 March 2018 13: 12
      +1
      Why deadlock? What about the ShKAS machine gun? This is a kind of LLC VERY AUTOMATIC REVOLVER wassat
  4. fighter angel
    fighter angel 28 February 2018 16: 28
    +1
    So if you take it externally, discarding the principle of operation and device, it very much resembles the Romanian army revolver of the Dimanche system, the period of the First World War. But only outwardly.
  5. Albatroz
    Albatroz 28 February 2018 18: 23
    0
    Interesting pistol
    Thank you
  6. prodi
    prodi 28 February 2018 18: 36
    +2
    lost almost all the advantages of a revolver, but almost never acquired a pistol
  7. Catfish
    Catfish 1 March 2018 00: 36
    +2
    Thanks for the info, Mark!
    For me, this machine is pure news. Something like trying to cross a hedgehog with a snake without any advantages for both. But here you can rejoice for the Norwegians: they did not begin to run after all sorts of Nagans with the Colts from the very beginning, but tried to do it yourself. Well, not everything worked out, but they tried it. But to buy already ready is easier than to scratch your brain. An interesting toy! Thanks again. hi
    1. AlexMark
      2 March 2018 12: 09
      +1
      good afternoon hi I myself sometimes marvel at the fact that so many people have described so many hand-held firearms on the site, and everything new does not end and does not end laughing Well, in this case, not new, but old)))
  8. brn521
    brn521 1 March 2018 11: 47
    0
    I did not think that someone really designed such hybrids. To me, only in ancient science fiction, gun pistols came across as a promising weapon of the future. It seems like an attempt to influence the psyche of dummies who saw weapons only in pictures, not to mention disassembly. I was in the second grade then, for me then such a pistol revolver meant that he took all the best from pistols and revolvers. According to the principle - the more and more sophisticated, the steeper. Mini-missiles appeared as ammunition later, otherwise the designers and they would not have forgotten to weave them on the principle that you can't spoil the porridge with butter.
    And after all there were some advanced science fiction writers. For example, the atomic bomb in the pre-war era - who would have thought that science fiction writers would get to this. A jug with two handles that can be thrown from airplanes by biting through a plastic fuse ampoule. The striking factor is a red-hot radioactive fountain at the crash site, which has been in effect for a long time and makes the village unsuitable for life.

Автоматический револьвер Ландстада

Конец XIX - начало XX века было действительно очень интересным временем: прогресс не просто не стоял на месте, а бежал вперед семимильными шагами. Новые технологии, научные открытия, поиск более совершенных материалов - все это не могло не отразиться на огнестрельном оружии, которое за каких-то пару десятилетий получило такой толчок к развитию, что даже сейчас многие разработанные сто лет назад модели оружия актуальны.

Как пытались скрестить револьвер и пистолет

Именно в этот период времени револьверы начали уступать свое лидирующее место самозарядным пистолетам. Сначала нехотя, цепляясь за вооружение армий и полиции разных стран, за недоверие людей ко всему новому, но все же револьверам пришлось не просто потесниться, а окончательно сдать свои позиции, так как преимущества самозарядных пистолетов подтверждались многократно практически, и даже самые стойкие скептики сдались.


Автоматический револьвер Ландстада


В процессе замены револьверов пистолетами неоднократно разгорались споры о том, какое оружие лучше. Даже сейчас многие готовы отстаивать свою любовь к револьверам, хотя действительно весомых аргументов осталось совсем мало. Главным преимуществом револьверов всегда считалась надежность и безотказность, и с этим трудно поспорить. Относительно медленно двигающиеся механизмы при минимальных резко возрастающих нагрузках всегда будут более надежны. Но в контексте огнестрельного оружия надежность револьверов понималась несколько иначе. Главным преимуществом револьверов является их готовность выстрелить сразу же после осечки, в то время как с пистолетом в данной ситуации придется проделать ряд манипуляций по извлечению несработавшего патрона. Тем не менее время шло, качество и надежность боеприпасов менялось и в основном в лучшую сторону. Такое явление, как осечка, стало настолько редким, что для многих производителей такое явление считается чуть ли не позором, к сожалению, далеко не для всех производителей, но для большинства так.

Вторым аргументом в таких спорах выступает простота конструкции, с чем тоже трудно не согласиться, однако современные станки значительно упрощают и удешевляют процесс производства, так что этот аргумент уж точно потерял свою актуальность.

Третьим же аргументом в пользу револьверов выступает их безопасность и постоянная готовность к применению. И обратно - современные пистолеты не уступают револьверам по данному критерию.

Среди преимуществ пистолетов тогда и сейчас отмечают больший объем снаряженного боезапаса, более быстрая перезарядка, более слабое усилие спуска после первого выстрела, если не применен УСМ только двойного действия, меньший вес, лучший баланс... В общем, плюсов масса, что и позволило потеснить револьверы.



Нет ничего удивительного в том, что в процессе распространения пистолетов многие конструкторы пытались совместить положительные качества револьверов с преимуществами пистолетов. До конца, кстати, это ни у кого так и не получилось. Зато появился новый класс оружия – автоматические револьверы.

Для большинства людей, увлекающихся огнестрельным оружием, выражение «автоматический револьвер» ассоциируется с весьма оригинальными револьверами Mateba. Эти револьверы действительно интересны и по своей конструкции, и по внешнему виду, возможно, в какой-то степени они и не практичны, но харизма этого оружия перекрывает все его недостатки.

Для тех, кто увлекается огнестрельным оружием более детально, автоматические револьверы Mateba не новость, так как задолго до них был создан автоматический револьвер Webley-Fosbery Self-Cocking Automatic Revolver. Оружие это получилось весьма интересное, по мере возможности сочетающее в себе и преимущества револьвера, и положительные качества пистолета, но успеха по ряду причин оно не нашло.

Был и более ранний образец, о котором знают немногие, а именно автоматический револьвер Ландстада, именно с ним и попробуем познакомиться более подробно.

Внешний вид автоматического револьвера Ландстада

Говоря откровенно, назвать автоматический револьвер норвежского конструктора револьвером получается с большим трудом. Да, в нем есть барабан, да, он вращается, но все равно создается впечатление, что это вроде и не револьвер, но и не пистолет. Но обо всем по порядку.

Внешний вид оружия для своего времени вполне обычный: массивная рамка и тонкая изогнутая рукоять, единственное, что не вписывается в общую картину, это плоский барабан и слишком массивное нагромождение деталей там, где должен был быть затвор оружия.



Позади плоского барабана с двумя каморами расположен затвор и две площадки для более удобного хвата для операций с ним. Прямо перед площадками для удержания затвора оружия расположена тяга, связывающая спусковой крючок и барабан оружия. Внизу рукояти револьвера с левой стороны имеется вырез в деревянной накладке, в котором расположена кнопка. С ее помощью открывается рукоять для установки в нее магазина. Странно, что конструктор, создавая новое оружие, не предусмотрел возможность замены магазина более привычным для современного человека способом – снизу рукояти. Отдать предпочтение форме рукояти револьвера в угоду удобству и скорости перезарядки и при этом использовать вполне современный магазин - весьма неоднозначное решение. И да, не думайте, автор статьи не сошел с ума и абсолютно трезв, у данного оружия действительно есть и барабан, и магазин, но о конструкции более подробно чуть ниже.

Прицельные приспособления представляют собой нерегулируемые целик и мушку, предохранительных устройств оружие не имеет, хотя их наличие было бы в данном случае не лишним.

Конструкция автоматического револьвера Ландстада

Перед тем как остановиться на описании отдельных узлов оружия, нужно дать хотя бы поверхностное объяснение как это все работает, потому как без него смешаются в кучу кони, люди и барабаны с магазинами.



Для того чтобы произвести выстрел, оружие нужно было сначала зарядить. Для этого с левой стороны оружия открывалась накладка на рукоять с частью рамки, на эту накладку помещался магазин вместимостью 6 патронов, после чего накладка вместе с магазином устанавливалась на свое место. Напротив первого патрона из магазина оказывалась нижняя камора барабана. Когда стрелок оттягивал и отпускал затвор, патрон подавался в нижнюю камору, а ударник взводился. При нажатии на спусковой крючок, посредством длинной тяги, расположенной с левой стороны оружия снаружи рамки, барабан поворачивался на 180 градусов, таким образом нижняя камора барабана перемещалась вверх и занимала место напротив оси ствола оружия. После поворота барабана движение спускового крючка приводило к срыву ударника и происходил выстрел. Дальше в дело вступала система автоматики, известная ныне нам как автоматика со свободным затвором. Пороховые газы толкали через донце гильзы затвор оружия, который при движении назад выбрасывал стреляную гильзу, а при движении вперед вставлял в нижнюю камору барабана новый патрон. Таким образом, каждое нажатие на спусковой крючок поворачивало барабан на 180 градусов, не сжимая боевую пружину, что делало спуск достаточно легким, хоть и длинным.



Ударно-спусковой механизм оружия, как понятно из описания работы, ударниковый, одинарного действия. В принципе, другой УСМ тут и не нужен, так как в случае, если выстрел по каким-то причинам не произошел, все равно придется оттянуть затвор и отпустить его, так как без этого нижняя камора барабана будет пуста, а, следовательно, новый патрон не будет подан.



Исходя из конструкции ударно-спускового механизма, можно сделать вывод, что усилие нажатия на спусковой крючок будет невелико, значит, есть вероятность выстрела при случайном нажатии. Но нужно заметить, что это частично компенсируется длиной хода спускового крючка, а также наличием свободного пространства для поворота плоского магазина. При падениях и случайном срыве ударника револьвер будет полностью безопасен, так как камора барабана перед стволом всегда пуста без полного нажатия спускового крючка.

Плюсы и минусы револьвера Ландстада

Не думал, что когда-нибудь доведется встретить оружие, над положительными качествами которого придется ломать голову, но похоже, что револьвер Ландстада - это именно то самое оружие. Среди достоинств можно отметить легкий спуск, но и револьверы, и пистолеты со взведенным курком тоже им обладали и обладают, при этом предварительный взвод позволяет задействовать только одну руку. Относительная безопасность оружия при падениях и при этом его постоянна боеготовность вроде бы положительные качества, но реализация этого весьма специфична. Вообще непонятно с какой целью был огорожен этот огород, так как преимуществ явных у конструкции просто нет, а вот недостатков выше крыши.



Главным недостатком конструкции является ее сложность. Вроде бы и деталей в револьвере не так много, но все они достаточно сложные в изготовлении и требуют большого количества металла. Вместимость магазина в 6 патронов 7,5х23R тоже не дает преимуществ, так как револьверы имеют тот же боезапас. Скорость смены магазина вполне сопоставима со скоростью перезарядки револьвера при условии, что придется снарядить магазин, разделить пистолетную рукоять, отсоединить пустой магазин, вставить на его место новый, закрыть рукоять, причем в отдельный момент в руках будет находиться сразу три предмета. Даже перезарядить Наган М1895 по одному патрону, при должной сноровке, можно быстрее.



Наличие открытой тяги от спускового крючка к барабану тоже не самое лучшее решение в данной конструкции. Расположение этой тяги делает оружие весьма неудобным для левши или же при ранении правой руки.

Заключение

Безусловно конструкция автоматического револьвер Ландстада весьма интересная, но очевидных преимуществ ни перед пистолетами, ни перед револьверами она не имеет. Именно по этой причине данный револьвер не стал на вооружение армии и был произведен лишь небольшой партией. Непризнанный тогда, этот револьвер стоит огромных денег сейчас, как оружие редкое и уникальное. На данный момент известно местонахождение только одного экземпляра данного оружия, хотя для армейских испытаний револьверов было произведено более 20. Не исключено, что остался действительно только один револьвер данной конструкции, что делает его в прямом смысле бесценным, так как вещь единственная в своем роде.

Совершенно непонятно, чем была обоснована идея создания этого пусть и интересного, но весьма странного оружия. Однако на примере данного автоматического револьвера можно увидеть, что конструкторы в Норвегии были и есть, механизм достаточно сложен, оригинален, правда, неактуален. Впрочем, это не первый и не последний случай, когда пытаясь изобрести велосипед, конструктор делает все то же самое, что и его коллеги, только с приводом на переднее колесо или рулевым заднее. Вроде бы интересно и уникально, но смысла в этом абсолютно никакого нет.



Обычно про необычные модели ручного огнестрельного оружия принято писать, что они или опередили, или опоздали со временем появления, в данном же случае можно говорить не о времени, а о цивилизации, в которой это устройство появилось. Возможно где-то, где неизвестны ни револьверы, ни самозарядные пистолеты, подобное оружие произвело бы фурор, но не у нас.
Автор: Марк Поддубный

Использованы фотографии: zonwar.ru

Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 10

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Тот же ЛЕХА (Алексей ) 28 февраля 2018 15:20
    Очень оригинальное оружие...для тира и оружейной коллекции сгодится...
    для скоротечного боя нет.
    Трудно представить себе как в горячке боя начнешь перезаряжать обойму в этот полуфабрикат... what
  2. алекс-сп (алексей ) 28 февраля 2018 15:41
    Да, конец 19 века это время "изысков" в оружейном деле и огромное количество монструозных конструкций...
    правда эту я скорее отнес бы к пистолетам с оригинальной системой перезарядки.
  3. polpot (Andru) 28 февраля 2018 15:43
    Спасибо за статью , очень необычная и абсолютно тупиковая конструкция.
    1. tchoni (Евгений) 1 марта 2018 13:12
      Почему тупиковая? А пулемет ШКАС? Это, своего рода, ОООООЧЕНЬ АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕВОЛЬВЕР wassat
  4. ангел-истребитель (Алексей) 28 февраля 2018 16:28
    Так если брать внешне, отбросив принцип работы и устройство, очень здорово напоминает румынский армейский револьвер системы Диманча, периода первой мировой войны. Но только внешне.
  5. Albatroz (Manfred) 28 февраля 2018 18:23
    Интересный пистоль
    Спасибо
  6. prodi 28 февраля 2018 18:36
    почти все достоинства револьвера потерял, а пистолетных почти не приобрёл
  7. Морской Кот (Константин) 1 марта 2018 00:36
    Спасибо за информацию, Марк!
    Для меня эта машинка чистая новость. Что-то типа попытки скрестить ежа с ужом без каких-либо плюсов для того и для другого. Но вот за Норвегов можно порадоваться: не стали стали с самого начала бегать за всякими Наганами с Кольтами, а попробовали сделать сами. Ну, не всё получилось, но ведь попробовали. А ведь перекупить уже готовое проще, чем пораскинуть своими мозгами. Интересная игрушка! Ещё раз спасибо. hi
    1. AlexMark (Марк) 2 марта 2018 12:09
      Добрый день hi Я сам иногда поражаюсь, уже столькими людьми столько ручного огнестрела на сайте описано, а новое все не кончается и не кончается laughing Ну в данном случае не новое, а старое)))
  8. brn521 (Иван) 1 марта 2018 11:47
    Не думал, что такие гибриды кто-то действительно проектировал. Мне пистолеторевольверы только в древней фантастике попадались в качестве перспективного оружия будущего. Похоже на попытку воздействовать на психику чайников, видевших оружие только на картинках, не говоря уже про разборку. Я тогда во втором классе был, для меня тогда такой пистолеторевольвер подразумевал, что он взял все самое лучшее и от пистолетов и револьверов. По принципу - чем больше и навороченней, тем круче. Мини-ракеты в качестве боеприпаса появились позже, а то бы конструкторы и их бы не забыли приплести по принципу "кашу маслом не испортишь".
    И ведь какие-то продвинутые фантасты тогда были. Например, атомная бомба в довоенное время - кто бы мог подумать, что фантасты и до этого доберутся. Кувшин с двумя ручками, который можно кидать с аэропланов, прокусив перед этим пластиковую ампулу-предохранитель. Поражающий фактор - раскаленный радиоактивный фонтан на месте падения, действующий долгое время и делающий населенный пункт непригодным для жизни.
Картина дня