«Орлан-10» для Единой системы управления

Как известно, в Таманской бригаде уже несколько лет идут испытания Единой системы управления в тактическом звене (ЕСУ ТЗ). Эта система, среди прочего, подразумевает использование многоцелевых беспилотных летательных аппаратов, прежде всего в целях разведки. На данный момент одним из основных претендентов на «должность» беспилотника системы ЕСУ ТЗ является «Орлан-10» разработки ООО «Специальный технологический центр» (СТЦ). На этой неделе на полигоне Алабино (Московская область) прошли испытания, целью которых было подтверждение совместимости «Орлана» и Единой системы управления.

«Орлан-10» для Единой системы управления


Беспилотный летательный аппарат «Орлан-10» имеет максимальный взлетный вес до 18 килограмм, до пяти из которых может приходиться на полезную нагрузку. Аппарат смешанной (металл и пластик) конструкции выполнен по схеме высокоплана с передним расположением двигателя и тянущим винтом. Хвостовое оперение тоже выполнено по классической схеме, хотя киль «Орлана» сделан гораздо более развитым, чем стабилизатор. В то же время, это решение выглядит вполне понятным: легкий беспилотник будет менее подвержен воздействию бокового ветра, а для нормальной аэродинамики достаточно и имеющегося сравнительно узкого стабилизатора. Старт беспилотного аппарата происходит со специальной разборной катапульты. После первоначального разгона полет происходит за счет маломощного бензинового двигателя (рекомендовано топливо АИ-95). Скорость полета может находиться в пределах от 75 до 170 километров в час, в зависимости от тактической необходимости. «Орлан-10» может находиться в воздухе до 18 часов, при этом в большинстве случаев максимальное удаление от пульта управления не должно превышать 180-200 километров, иначе будет невозможно принимать сигнал с видеоаппаратуры беспилотника. Потолок «Орлана» достигает пяти километров. Посадка после выполнения задания производится при помощи парашюта: оператор выводит аппарат в заданный район, сбрасывает скорость и дает команду на открытие купола. Помимо парашюта имеется еще две системы, обеспечивающие сохранение аппарата при жесткой посадке. Для этого перед касанием надувается пневматический баллон-амортизатор, а при превышении допустимой перегрузки конструктивные элементы «Орлана» отсоединяются друг от друга, что позволяет значительно уменьшить получаемые повреждения.


С одного пульта управления комплекса «Орлан-10» можно полноценно управлять четырьмя беспилотниками одновременно. При этом есть возможность создания локальной сети между несколькими пультами, позволяющей одновременно держать в воздухе до трех десятков «Орланов» и, при необходимости, переключать управление конкретным аппаратом тому или иному оператору. Комплекс из четырех беспилотников, пульта управления и стартовой катапульты может перевозиться на автомобилях типа УАЗ-469 или ему подобных.

«Орлан-10» для Единой системы управления


«Орлан-10» может быть оснащен сразу несколькими типами целевого оборудования. По словам главного конструктора СТЦ Р. Иванова, одновременно на одном беспилотнике могут быть смонтированы фото- и видеокамера, тепловизор, радиопередатчик для передачи изображения на пульт и даже ретранслятор сигнала. Последний будет полезен для единовременного использования нескольких «Орланов», в том числе и за пределами рекомендованного радиуса действия. Благодаря этому можно производить наблюдение несколькими средствами без необходимости возвращения на базу и замены оборудования.

Интересно, что «Орлан-10» может выполнять те функции, которые в других обстоятельствах возлагались бы на несколько беспилотников других типов. В качестве примера чаще всего приводятся израильские БПЛА Bird-Eye и Searcher. Так, продолжительность полета «Орлана» находится примерно на том же уровне, что и у «Серчера». В то же время, российский беспилотник весит не более 18 килограмм. Взлетный вес аппарата Searcher, в свою очередь может доходить до двухсот килограмм. Что касается Bird-Eye, то его массогабаритные показатели гораздо ближе к «Орлану-10», что не мешает ему, тем не менее, серьезно проигрывать в продолжительности и дальности полета. Bird-Eye, так же, как и «Орлан-10», взлетает с катапульты и садится на парашюте, а Searcher нуждается во взлетно-посадочной полосе. Правда, не совсем понятно, почему сравнение «Орлана» идет именно с этими аппаратами, ведь они довольно сильно различаются по массе параметров. Некоторое сходство наблюдается только у Bird-Eye и «Орлана»: полные комплексы с беспилотником, пультом управления и остальной сопутствующей аппаратурой стоят порядка 30 миллионов рублей. Возможно, причина такого спорного сравнения «Орлана» с зарубежными беспилотниками в том, что именно на Bird-Eye и Searcher «положили глаз» ответственные лица из министерства обороны.

Как стало известно, испытания «Орлана» на совместимость с ЕСУ ТЗ в целом прошли успешно. Было выявлено несколько незначительных недостатков, ликвидация которых не займет много времени. Так что уже сейчас можно с большой вероятностью утверждать, что вместе с широким внедрением ЕСУ ТЗ в войска пойдут и «Орланы». Однако бурное развитие беспилотных летательных аппаратов, которое наблюдается в последние годы, может в итоге стать причиной того, что место основного беспилотника «тактического звена» у разработки СТЦ отберет другой, более дешевый, эффективный и достойный аппарат.

Источники:
http://www.izvestia.ru/news/522006
http://bla-orlan.ru/index.php/default/orlan-10.html
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 30
  1. ekebastus 21 апреля 2012 08:18
    Мессершмидт 109 какой то...
    1. Narkom 21 апреля 2012 08:27
      в полете, больше, на "Мустанг" похож winked
    2. AlexTarov 21 апреля 2012 08:59
      Мессершмидт 109 какой то...


      Беспилотник выполнен по схеме "утка" - это самый устойчивый и оптимальный планер для малых скоростей и для указанных целей самое оно.
      1. Bear52 21 апреля 2012 09:45
        Вы неправы,товарищ - это не "утка" никаким боком!Винт тянущий,хвост классический fellow
      2. Nova 21 апреля 2012 11:03
        Где Вы тут утку увидели?
      3. Kamaz 21 апреля 2012 12:42
        Ну вообще-то схема "Утка" это схема при котором стабилизаторры находяться перед крыльями! Просто есть стереотип о том что "Утка" это когда крылья имеют треугольную форму, но это смешно laughing
        Kamaz
    3. Сосед 21 апреля 2012 10:09
      Классная машинка.
      Посмотрите на ТХ. Скорост 170 км/ч - макс, время нахождения в полёте непрерывное - 18 часов, видеосигнал - 200км. Потолок 5 км.
      Легче зап. аналогов на 18кг. Не требует полосы для посадки - что очень важно. В любом месте - можно приземлить.
      В общем - молодцы - так держать.
      Россия - вперёд!
      drinks
      Сосед
      1. 755962 21 апреля 2012 11:12
        И дело не в характеристиках(хотя и в них тоже)а в том ,что всё больше и больше идёт внедрение БПЛА в войска.И что эти испытания проходят успешно.И это не может не радовать. good
        755962
      2. киргиз 21 апреля 2012 16:00
        Цитата: Сосед
        Легче зап. аналогов на 18кг.

        он весь 18кг весит

        В то же время, российский беспилотник весит не более 18 килограмм. Взлетный вес аппарата Searcher, в свою очередь может доходить до двухсот килограмм
        но ведь у машины в 200кг и возможности иные
      3. karlos 21 апреля 2012 16:57
        Цитата: Сосед
        Классная машинка.

        Цитата: Сосед
        Легче зап. аналогов на 18кг. Не требует полосы для посадки - что очень важно. В любом месте - можно приземлить.
        В общем - молодцы - так держать.

        Почему 18 кг , да потому что с резинки запускается , попробуй запустить например 50 кг из рогатки ? Целый взвод будет резинку растягивать . Вот он триумфнанотехнологий.
        Перебили наверное только Корейцы , они спутники из рогаток запускают , по 50000 народа рогатку натягивают .
        Такими темпами скоро выяснится , что и ПАК на моделке летает , а что Тихий , в инфракрасном диапазоне не виден ,просто СТЕЛс- дёшево и сердито
        .
        Цитата: Сосед
        Не требует полосы для посадки - что очень важно

        А как садится? Парашута не видно , да и как такой девайс воткнуть в 13 кг ?
        Просто падает нахрен или просто не запускается , тогда и садить не надо . Что в нём точно есть , так это охеренная циркулярная пила , которой он напилит столько бабала , что мама не горюй (+) автору . Маразм крепчал , пипл хавает , ВВП наш президент !!!! ..... 40 как кратное , громогласное УРА!
        karlos
        1. чукапабра 21 апреля 2012 17:05
          Цитата: karlos
          Почему 18 кг , да потому что с резинки запускается

          Это называется креативный подход . Дёшево и безъотказно
          Пример - НАСА потратило 10млн. баксов для изобретения ручки пишущей в невесомости , русские просто писали карандашом . Уловил - карлсон ( а где ваш друг и соратник Энгельсон )
          чукапабра
          1. snek 21 апреля 2012 22:29
            Цитата: чукапабра
            Пример - НАСА потратило 10млн. баксов для изобретения ручки пишущей в невесомости , русские просто писали карандашо

            Вот как было на самом деле: Существует городская легенда: "НАСА потратило 1 млн долларов на разработку ручки, способной писать в невесомости; русские пользовались простым карандашом[1]. На самом деле до 1967 года американские астронавты использовали для записей фломастеры либо механические карандаши (пишущий узел брался из обычного карандаша, а лёгкий и прочный металлический корпус делался на заказ; с учётом малосерийного производства получалось около 100 $ за штуку). Советские же космонавты использовали восковые карандаши[2]. Впрочем, карандаши были чреваты мелкими обломками и токопроводящей пылью.

            НАСА не выделяло никаких средств Фишеру и не субсидировало его на изготовление специального пишущего инструмента. Он изобрёл его самостоятельно, а затем предложил НАСА его опробовать. После этого AG7 Space Pen, разработка которой стоила более 1 миллиона долларов, была принята американским и советским (впоследствии и российским) космическими агентствами для дальнейшего использования. Средняя стоимость одной ручки для проекта Apollo составила 6 долларов".

            в итоге потратили не 10 а 1, не наса, а изобретатель и приняли ручку не только они, но и мы.
            snek
    4. Fidain 21 апреля 2012 23:30
      Kakaya raznica na chto poxozhe,glavnoe chto bi svoyo delo delal.A to yesli na F-117 budet poxozhe to znachit ne kto ne sobyot...
      Fidain
      1. nitro 22 апреля 2012 14:38
        На сколько лет или десятилетий Россия отстала в этом вопросе от США?
        nitro
  2. spat 21 апреля 2012 09:06
    Мишико в Грузии впадет в депрессию-как же так?И зачем я с Израилем дружу? crying
    spat
  3. itr 21 апреля 2012 10:12
    все таки не понятно зачем это ставить на вооружение если это ( модель явно с кружка авиалюбителей) пока ее внедрят она уже устареет да куда там уже устарела так баловство че в Иран гордость не позволяет за помощью обратится ( там как раз металлолом один есть )думаю пожурят да не откажут че изобретать велосипед содрать технологию а потом уже и свое разработать. Ни чего такого здесь нету . Не в бирюльки играют
    itr
  4. Индиго 21 апреля 2012 11:45
    Не всё так просто.
    Убить навигацию и связь с БЛА на данный момент не представляет большой сложности.
    Возможен вариант истребителей - БЛА - тупо на таран.
    Индиго
    1. Nick 21 апреля 2012 13:10
      Цитата: Индиго
      Возможен вариант истребителей - БЛА - тупо на таран.

      Так это уже крылатая ракета.
    2. Индиго 21 апреля 2012 15:40
      Вот, видел и долго искал, но: http://bp-la.ru/radiopomexi-dlya-bespilotnikov/
      Статья интересная и не всё уж так плохо. Рекомендую!
      Индиго
  5. ZLU 21 апреля 2012 11:57
    Скоро и до безупречных ударных беспилотников дойдем. А это просто ещё одна ступень развития. Хорошо smile
    ZLU
  6. denkastro 21 апреля 2012 12:21
    Цитата: itr
    модель явно с кружка авиалюбителей
    Это тактический БЛА.А вы видимо насмотрелись на ударные американские БЛА.Совсем разные задачи и соответственно разные внешние данные.Главное,что дело пошло,а конструкторская мысль наших изобретателей ещё себя покажет.С уважением.
  7. Рожденный в СССР 21 апреля 2012 12:24
    Во времена Советского Союза мы были первыми в производстве беспилотников. Думаю, что через некоторое время мы снова вырвемся в лидеры!
    Рожденный в СССР
    1. Nick 21 апреля 2012 13:11
      Авиация вообще наш конек...
  8. Den488 21 апреля 2012 13:41
    Hermes 450 – многоцелевой разведывательный беспилотный летательный аппарат, разработанный израильской компанией Silver Arrow, дочерней фирмой компании Elbit Systems. Данный многоцелевой БПЛА с высокой дальностью полёта предназначен для ведения наблюдения, патрулирования с воздуха, разведки и поддержки коммуникаций в полевых условиях. По некоторым данным, может нести ракеты "воздух-земля" и использовался израильтянами для "точечного" уничтожения лидеров палестинских боевиков. Боевой радиус действия – 200 км (но способен преодолеть до 1.800 км). Высотный потолок – 6,1 км. Может нести до 250 кг "полезного груза". Продолжительность полета – до 20 часов. Heron TP (Eitan) – разведывательной БПЛА, разработан компанией IAI. Оборудован системами спутниковой навигации, аппаратурой слежения и обнаружения целей в оптическом, инфракрасном и радиодиапазонах. Возможно, новые модификации имеют вооружения. Размах крыльев различных модификаций достигает от 26 до 35 метров (действительно, сравнимо с Boeing 737). Может пролететь до 15.000 км. Высотный потолок – 4,5 км. Может нести до 1,8 тонн "полезного груза". Куда нам до них?!
    Den488
    1. alex86 21 апреля 2012 18:43
      Слышал от тех, кто ещё не уехал, что в Израиле БПЛА занимаются те, кто уже уехал(что печально). А если по делу, то разные весовые категории, у нас в Казани ЭНИКС делает БПЛА, запускаемый с рогатки буквально, и войскам нравится...
  9. denkastro 21 апреля 2012 15:05
    Цитата: Den488
    Куда нам до них?!

    Самый крутой беспилотник в мире Буран,сделанный почти 25 лет назад.Куда им до нас!А сравнивать несравнимые вещи некоректно.Представьте Heron TP (Eitan)
    в горах при проведении локальных боевых действий.Сперва бы подумать не мешало,а потом коменты писать.
  10. чукапабра 21 апреля 2012 16:15
    Лиха беда начала , но есть несколько вопросиков на которые ответа нет.
    18 кг вес , 5 кг полезная нагрузка. Где находится камера ? Почему не видно шарика в нижней плоскости для стабилизированной камеры ?
    Есть ли возможность лазерной подсветки цели , как целеуказатель для артиллерии\ракет итд.
    Есть ли возможность установки тепловизора ( работа ночью )
    18 часов в воздщухе на 5-ти км. А сколько он топлива вообще потребляет , если оно должно быть опять таки в 13 кг. веса самолёта (18-5 нагрузки )
    Радиостанция? опять в 13 кг + батареи питания
    Закрытые каналы передачи информации и управления ?
    Подвеска вооружения?(если есть)
    Как то не понятно , что это вообще ? Радиоуправляемая модель или боевой беспилотник .
    Инфа бедная и как то не внушает доверия. Уважаемый автор или инфы дай побольше , или... или.
    чукапабра
    1. beard999 22 апреля 2012 17:12
      Цитата: чукапабра
      есть несколько вопросиков на которые ответа нет

      Все ответы известны и легко находятся в сети.
      1. До 2009 г. выпускался БАК «Орлан-10», с 2010 г. выпускается БАК «Орлан-10М». В БАК «Орлан-10» использовался БЛА имеющий максимальную взлетную массу около 15 кг, в БАК «Орлан-10М» БЛА имеет стартовую массу около 18 кг. Данный БЛА выпускается с ТБ 5 и 7 литров. Нормальная масса целевой нагрузки для всех вариантов БЛА - 2,5 кг. Вариант с ТБ 5 л (с полным запасом топлива) и ПН 2,5 кг, может находиться в воздухе до 14,5 часов; при ПН 5 кг и запасе топлива 3 л - около 6 ч. Вариант с 7 л ТБ (с полным запасом топлива) и ПН массой 2,5 кг обеспечивает время нахождения БЛА в воздухе около 20 ч.
      Несколько подробнее можно узнать на данной ветке этого форума, от человека эксплуатирующего «Орлпн-10» http://www.avanturist.org/forum/topic/455/offset/1500 (сообщения автора под ником Равиль_7384b3).
      2. К «Орлану-10» разработано много вариантов целевой нагрузки. Вот пара цитат:
      «Все виды целевой нагрузки разработаны и производятся в СТЦ. На сегодня имеется около 20 вариантов целевой нагрузки для «Орлан-3» и «Орлан-10»». http://www.aviaport.ru/news/2011/02/14/210949.html .
      «Камеры не нужно менять, как у зарубежных аналогов. Достаточно переключить сигнал с видеокамеры на тепловизионную камеру или запросить у беспилотника подробную фотографию местности для детального изучения. Все это делается прямо в полете на удалении 125 км от базовой станции». http://www.izvestia.ru/news/522006 .
      Есть видео по старому «Орлану», с БЛА выпускавшийся до 2009 г. http://bpla-orlan.ning.com/video/bpla-orlan-10 . Примерно со 02:00 рассказывается про ПН данного БАК. В данном случае показан пример работы именно коммерческой (не армейской) ПН.
      3. Все каналы управления и передачи информации на БАК «Орлан-10М», предлагаемые МО РФ, закрытые. У МО РФ эти требования идут автоматом ко всем разрабатываемым российским БАК.
      4. Сможете мне назвать серийный, 18 кг, разведывательный беспилотник, на котором имеется «подвеска вооружения»?
      5. «Орлан-10» - разведывательный БАК, сумевший успешно пройти двухэтапные сравнительные государственные испытания - в августе 2010 г в ГУЦ (участвовали 12 различных производителей, с 22 БАК), а затем в сентябре-октябре в Алабино (участвовали 9 БАК). Главкоматом СВ были отобраны 4 перспективных БАК. В первом квартале этого года «Орлан-10» должен завершить ГИ. Неужели вы всерьез полагаете, что это уровень «радиоуправляемой модели»?
      beard999
  11. sedoii 21 апреля 2012 18:46
    Наработок сделано много, но ............
    На данный момент никому в генералитете это не надо.Они просто не имеют понятия, как этим пользоваться Получат снимки с космоса (хорошо ещё этому научились), порисуют на картах на полгода вперёд и поехали.
    А чтобы в режиме реального времени, да ещё на срезе фронта пошагово провести операцию....................
    Вот поэтому у нас эта отрасль пока ещё в "песочнице".
    1. alex86 21 апреля 2012 22:06
      Есть такая конторка в Казани - ЭНИКС (www.enics.ru) - так и не в песочнице, вроде... Для режима реального времени есть БПЛА для РСЗО Смерч,да и для вариантов запуска попроще, в т.ч. с руки...двигатели электрические... камеры со стабилизацией... Правда мишени - вылитый Фау-1
      1. sedoii 22 апреля 2012 06:52
        Алексу
        И что там выпускают хотя бы БЛА класса RQ-1 Predator? На данный момент ,
        нет у нас такого поточного производства. А они нужны и не только в военнке,
        но и на гражданке, территория нашей страны огромная и мониторинг просто необходим именно с высот 10 -15 км.
        А на счет класса "взвода " мне больше нравятся российские ZALA.
        1. alex86 22 апреля 2012 08:16
          Цитата: sedoii
          И что там выпускают хотя бы БЛА класса RQ-1 Predator?
          К сожалению, нет... Во-первых, не заказывают, во-вторых - производство всё-таки "на коленке". Правда, "через два забора" от них есть 22-й завод и ОКБ"Союз", которым это явно по-силам, поскольку Ту-160 там и делают, но опять-же - а кто-нибудь заказал?... Чуть в сторону от темы: статую Давида заказала Микеланджело гильдия торговцев шерстью, но КАК ее делать - решал он. Это я к тому, что для хорошего изделия нужны не только талантливые творцы, но и талантливые заказчики. 500 лет назад в Европе понимали, как должен быть организован процесс взаимодействия - а мы до сих пор -нет... ( А я вдруг подумал - а может вместо торговца мебелью нам в министры обороны торговца шерстью из Италии пригласить - всё больше пользы будет?...)
  12. 16 обрспн 21 апреля 2012 23:13
    если разработка советская----------то стоит подумать,а может и усовершенствовать!!!!!!все-таки ссср мог строить военную технику!!!!!!самую лучшую!!!!!!!!
    16 обрспн
  13. King 29 мая 2012 14:45
    отстаем в этой сфере критически
  14. NordUral 16 октября 2015 19:27
    полные комплексы с беспилотником, пультом управления и остальной сопутствующей аппаратурой стоят порядка 30 миллионов рублей.

    Что-то очень дорого!.. Хотя аппарат хороший по характеристикам и функциональности. Но стоить столько он не может однозначно. 2-3 миллиона, не более.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня