Древние хитрости кубка из Триалети, или когда был изобретен токарно-давильный станок?

56
Среди посетителей сайта ВО немало людей, интересующихся древними технологиями, и это понятно. И мы по возможности стараемся их любопытство удовлетворять: связываемся с мастерами, которые пользуются древними технологиями и делают отличные реплики тех же изделий эпохи бронзы. Один такой мастер Дейв Чапмен, владелец мастерской «Литейня бронзового века», оружейник и скульптор, живет в Уэльсе, где у него большой дом с мастерской и стеклянной «студией», а его работы экспонируются в лучших музеях мира. Мэтт Пойтрас из города Остин, штат Техас делает впечатляющие доспехи, а Нил Барридж отливает вот уже 12 лет бронзовые мечи на заказ.

Древние хитрости кубка из Триалети, или когда был изобретен токарно-давильный станок?

Такими к Нилу Барриджу попадают исходные образцы.




В таком они выходят из его мастерской. Реплика «меча из Вилбертона», изготовленная для музея в Локкерби.

Понятно, что такой работе предшествует множество различных исследований и анализов. В частности, проводится металлографический анализ, выясняется состав металла, чтобы в итоге получить полностью аутентичную копию не только по внешнему виду, но и по материалу.


Образцы изделий Нила Барриджа.

Впрочем, так работают археологи всех стран. Особенно в последнее время, когда им доступен и спектральный анализ, и работа с микроскопами с высоким разрешением. Бывает, что, рассматривая поверхность тех или иных изделий и характерные повреждения, на них делаются самые настоящие открытия. Так, например, удалось доказать, что сначала копья с кремневыми наконечниками древние люди не бросали, а наносили ими удар и лишь спустя тысячи лет научились метать их в цель!


Изделия для музея в Шревесбери. Работа Нила Барриджа. Будут лежать рядом с подлинниками, и люди смогут их сравнить и оценить, насколько время изменило оригиналы.

Впрочем, иногда ученым помогают и сами находки. Например, известно множество находок каменных сверленых топоров. Счет их давно уже идет на сотни тонн, произведенных в разных местах и принадлежащих к разным культурам. Но вот вопрос: а как их сверлили? Дело в том, что отверстия в них, как и сами топоры, впоследствии заполировывали и следы обработки таким образом уничтожали. Однако найдены топоры, незаконченные работой, и вот они-то очень хорошо показывают, как и с помощью чего они были просверлены. Использовались деревянные палки и кварцевый песок. Причем «сверло» вращалось под давлением и вращалось с большой быстротой! То есть явно не руками. Но тогда чем? Очевидно это был древнейший сверлильный станок, представляющий комбинацию верхней и нижней опор и соединяющих их стоек. В верхней опоре было отверстие, в которое вставлялось «сверло», на которое давили тяжелым камнем, либо сам камень был на него надет. «Сверло» после этого захлестывали тетивой лука и быстро двигали им вперед-назад, а тетива вращала при этом сверло с очень большой скоростью. Интересно, что изображения на стенах египетских гробниц подтверждают, что египтяне пользовались подобными лучковыми станками для изготовления сосудов из камня.

Но был ли это единственный «станок», известный людям бронзового века?

Известно, что в бронзовом веке многие погребения осуществлялись в насыпных курганах. Множество таких курганов было известно на территории СССР, где их принялись раскапывать еще в 30-ые годы прошлого века. Вот и в последнее пятилетие перед войной известный советский археолог Б.А. Куфтин начал раскапывать в Южной Грузии в местечке Триалети курганы, которые своим видом сильно отличались от известных до того времени в Закавказье. То есть они там были, конечно, но только их никто не раскапывал. Вот Куфтин и раскопал курган за номером XVII, который был не самым большим и не самым приметным, но зато обнаруженный в нем погребальный инвентарь оказался совершенно выдающимся.


Незаконченный каменный топор раннего бронзового века (ок. 2500 - 1450 гг. до н.э.) из музея в Пемброкшире.

Погребение представляло собой большую могильную яму площадью в 120 м2 (14 м X 8,5 м), глубиной 6 м, в которой рядом с останками усопшего, среди множества сосудов, стоящих по краям, находилось серебряное ведерко с изумительными чеканными изображениями.


Вот оно, это серебряное «ведерко». (Грузинский национальный музей)

Но, конечно, совершенно исключительной находкой стал найденный вместе с этим ведерком по-настоящему роскошный кубок, сделанный из червонного золота, который был украшен сканью и зернью, а еще драгоценными камнями, бирюзой и светло-розовым сердоликом. Кубок не имел аналогов среди обнаруженных памятников торевтики Древнего Востока, и для бронзового века на территории Грузии это была потрясающая находка.


Ожерелье из Триалети: 2000 – 1500 гг. до н.э.; золото, агат и карнеол. (Грузинский национальный музей)

Интересно, что несмотря на свой объем, кубок был очень легким. Сделан он был, по мнению Куфтина, из одного цельного куска листового золота, выкованного сначала в виде узкогорлой бутыли овальной формы, донную половину которой потом вдавили внутрь, наподобие стенок мяча, так что в результате получилась глубокая чаша с двойными стенками и на ножке, которую образовала бывшая шейка этой бутыли. Затем на дно было припаяно ажурное прорезное донышко, а на всю наружную поверхность кубка напаяны гнезда для камней, выполненные из скани и оформленные зернью. Все оформление стенок кубка имело вид спиральных волют, также выполненных из золота. Волюты напаивались на поверхность сосуда плотно, после чего в гнезда вставлялись драгоценные камни. Б.А. Куфтин был от кубка в восторге, да это и неудивительно. Уже после войны известный советский металлург Ф.Н. Тавадзе заинтересовался тем, каким образом этот кубок был сделан. Он внимательно его изучил и пришел к выводу, что, описав технологические приемы изготовления кубка, Куфтин был неправ. Он заявил, что тонкое листовое золото не сможет выдержать обратное вдавливание фигурным пуансоном. А потом ему показалось странным, что на удивительно ровных стенках кубка не было следов ударов молотком, которым производили бы подобное вдавливание.


Вот он этот кубок во всей своей красе! (Грузинский национальный музей)

Рассмотрев все возможные приемы, Тавадзе и его коллеги решили, что давление в процессе изготовления кубка проводилось на простейшем токарном станке, чем-то похожем на станки, которыми тогда пользовались уличные точильщики ножей. Метод этот хорошо знают и современные металлисты.


Очень красив этот кубок, что и говорить! (Грузинский национальный музей)

Процесс изготовления кубка в данном случае осуществлялся следующим образом: имелась деревянная (а может быть и металлическая) оправка, выточенная по форме изделия, которая устанавливалась в шпинделе этого станка. На поверхность оправки накладывался лист золота, после чего станок приводился во вращение, а к листу вручную прижимался давильник, последовательно перемещавшийся вдоль оправки. Судя по всему, этот примитивный станок не мог иметь достаточно оборотов, что и неудивительно, ведь он же имел ручной привод. Поэтому для того, чтобы избежать коробления выдавливаемого золотого листа, оправку со стороны торца нужно было поддерживать особой поддержкой или деревянным прижимом, чтобы с ее помощью гасить нажим давильника.


Кубок в разрезе. Стрелка указывает на изгиб ножки, который мог быть получен сменой прижимов. (по книге Е.Н. Черных «Металл – человек – время! М.: Наука, 1972 г.)

То есть был сделан вывод, что изготовление золотого кубка могло быть осуществлено так: круглый золотой лист-заготовка, вырезанная из предварительно выкованного листа, прикладывался к оправке. Сначала получали само дно кубка. Затем постепенно внутренние стенки выдавливались давильником по оправке, форма и размеры которой повторяли форму внутренней части кубка. Затем оставшаяся часть заготовки постепенно выворачивалась давильником в обратную сторону, обхватывая предварительно выдавленную часть, и переходила на нижнюю часть кубка. Прижим при этом меняли, а новый прижим имел форму ножки. Ну, а после окончания выдавливания лишнюю часть металла обрезали, а затем вынули оправку, убрали прижим и припаяли второе (нижнее) дно кубка.


Технология изготовления кубка из Триалети (по книге Е.Н.Черных «Металл – человек – время! М.: Наука, 1972 г.)

Так что наши отдаленные предки были людьми весьма находчивыми и изобретательными, и не останавливались перед трудностями, а решали их самым рациональным образом, да еще и экономили при этом драгоценный металл! Ведь этот кубок можно было бы легко отлить из золота методом «потерянной формы», однако его предпочли изготовить из тонкого золотого листа!

П.С. Автор выражает признательность Нилу Барриджу (http://www.bronze-age-swords.com/) за предоставленные фотографии своих работ и информацию.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

56 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    6 марта 2018 07:09
    Тут ключевая фраза " наши отдаленные предки были людьми весьма находчивыми и изобретательными" fellow Она многое объясняет в истории....Особенно отдаленной yes
    Тут с геополимерным литьем 19-го века вопросов куча,особенно к статУям, которые историки вполне так целенаправленно относят к седой античной древности....
    Но вообще плюс статье,хотя пайка в бронзовом веке вызывает вопросы what Вот такая наша история lol request
    1. +7
      6 марта 2018 07:42
      Есть такой вид анализа, калий-аргон, особенно хорош для датировки изделий из мрамора. Можно определить откуда взят мрамор, когда, когда был обработан и даже... кто мастер! Кроме того, известно по документам, кто и когда какой мрамор покупал, и сколько когда ему заплатили. Объем изделий столь велик, что... просто смешно относить изделия до.н.э. и позже, скажет, к 15 веку и к каким-то более поздним временам. Известно и когда и где нашли и где руки потеряли и когда и где пенис нашли... И все это сговор производителей из разных времен и разных народов, а главное коварных историков?
      1. +7
        6 марта 2018 08:33
        Калий-аргоновый (или его модификация аргон-аргоновый) - один из методов радиометрического датирования. Кроме него используются всем известный радиоуглеродный, калий-аргоновый, калий-кальциевый, уран-свинцовый и торий-свинцовый методы. Также для определения геологического возраста пород широко применяются гелиевый (основанный на накоплении гелия-4 от альфа-активных природных изотопов), рубидий-стронциевый, самарий-неодимовый, рений-осмиевый, лютеций-гафниевый методы. Кроме того, используются неравновесные методы датирования, основанные на нарушении изотопного равновесия в природных радиоактивных рядах, в частности иониевый, иониево-протактиниевый, ураново-изотопный методы и метод свинца-210. Существуют также методы, основанные на накоплении изменений в физических свойствах минерала под действием облучения: метод трекового датирования и термолюминесцентный метод.
      2. +5
        6 марта 2018 08:45
        Цитата: kalibr
        И все это сговор производителей из разных времен и разных народов, а главное коварных историков?

        Это точно, а ещё неумение или нежелание думать. Примеров сколько угодно. Я уе один ра приводил его но лучше почитать все книги нашего учёного, металлурга и протчая, протчая У него много интересны примеров приводится, вот один и них:" – Поможете нам организовать отливку крупных слитков броневой стали? – спросил я.
        – Помочь можно, конечно, но дело это особое, трудное, и не всякому оно дается. Святое это дело. А ведь вы, наверное, все безбожники?
        Старичок вдруг на какой-то момент преобразился, вся его степенность исчезла, а на лице появилось выражение ехидства. Ясно,, он уже знал о неудаче с отливкой. Медленно опустившись на стул, он повторил:
        – Помочь-то, конечно, можно, но дело это сурьезное. Без молитвы здесь никак нельзя. Много я плит изготовил, а плохих не было. За каждую плиту я особую награду получал. Если плиты такие изготовлять будем – свечи мне потребуются, восковые, церковные. Без свечей и пробовать нечего – все равно проку не будет..... – Не дело вы затеяли со свечами-то, – нахмурившись, сказал он. – Чего доброго еще и Николая-угодника где-нибудь на заводе пристроите.
        – А что же, если это поможет нам узнать, почему раньше умели отливать судовую броню, а теперь разучились, то я и икону к месту разливки прикажу принести, – раздражаясь ответил я.
        – Ну, это мы еще обсудим, – вспылил в свою очередь секретарь.
        Назревал конфликт.
        – Чего ты на свечи взъелся, – сказал я, – свечи-то ведь не иконы.
        – Вы инженер, я тоже инженер, – с горячностью произнес секретарь, – ну какое влияние может оказать свеча на качество стального слитка? Да еще церковная.....«Чародей» перекрестился еще раз и, взяв пучок свечей, стал бросать их по несколько штук в изложницу. Он делал это уверенно и все время что-то шептал, видимо молился.
        Я ступил на край изложницы, заглянул внутрь и сразу понял все. Стало до боли обидно. Ведь я знал этот прием и должен, должен был вспомнить все сам. Захотелось отшвырнуть старика и все делать самому, но я сдержался и решил пока что молчать." Вот так через тридцать лет, после революиции и гражданской войны восстанавливался один из секретов технологии. А сколько их было потеряно?
      3. +2
        6 марта 2018 11:05
        Извините, я не специалист в этой области, но мне как-то непонятно, каким образом калий-аргоновый или какой другой аналогичный метод датировки горной породы может помочь датировать изделие? Как я понимаю, этим методом оценивается возраст грубо говоря "камня", из которого сделано изделие. Но датировать само изделие? Если некий современный "знаток" утверждает, что то или иное изделие было сделано, условно говоря, "Микеланджело" или "Челлини" или "Торвальдсеном", а затем искусственно состарено и выдано за античное, (да и мрамор может иметь происхождение из тех же мест, что и мрамор античных мастеров), то каким образом для подтверждения античной подлинности тут может помочь "калий-аргон"?
        1. +5
          6 марта 2018 12:00
          Для датировки изделия (а не материала) существует метод, основанный
          на том, когда последний раз солнечный свет попал на изделие.
          Например, перевобытный человек обточил себе каменный топор.
          Сам использовал, его дети и т.д. Потом топор выбросили (или сломался).
          И от покрылся слоем земли.
          Так вот, метод определят время, когда на выброшенный топор последний раз
          попадали солнечные лучи. Не год изготовления, а год "утилизации".
          С точностью в сто лет, примерно.
        2. +6
          6 марта 2018 14:09
          "Орешек знаний тверд, но все же, мы не привыкли отступать..."
          Есть такой журнал - Scientific American - научно-популярный американский журнал, выпускающийся с 28 августа 1845 года, что делает его старейшим журналом США из выпускающихся по сей день. Статьи журнала рассказывают о новых и инновационных исследованиях доступно как для специалистов, так и для дилетантов.
          Scientific American (часто сокращается как SciAm) ежемесячно расходится тиражом примерно 100 000 экземпляров в Америке, и ещё примерно 100 000 экземпляров продаётся по всему остальному миру (включая продажи по подписке). Этот уважаемый журнал не заостряет внимание на коротких научных обзорах и, скорее, позиционирует себя как форум, в котором учёные умы делятся своими открытиями и теориями с широкой публикой. Сначала целевой аудиторией были учёные, работающие в разных областях науки, а теперь это преимущественно хорошо образованные люди, интересующиеся проблемами науки.
          Русское издание под названием «В мире науки» выходило с 1983 года по 1993 год, возобновлено с 2003 года.
          В русском издании за 1989 год (№8) есть прекрасная статья Стэнли Марголиса "Установление подлинности античных мраморных скульптур с помощью геохимических методов".
          Марголис, геолог и геохимик, профессор Калифорнийского университета, был среди международных экспертов, приглашенных в 1983 году для изучения подлинности знаменитой 2500-летней греческой статуи, принадлежащей Музею Дж. Поля Гетти в Малибу, Калифорния.
          В сети эта статья есть - http://groh.ru/gro/mar/marble.html
        3. +4
          6 марта 2018 15:21
          Чтобы Вам это объяснить нужно писать целую статью, причем большую. Сейчас в архиве на публикацию у меня лежит 20 статей, это месяц. Браться за нее - ломать план на два месяца. Так что посмотрите лучше комментарий Къюриоса. Там ссылка на статью в "Scientific American". Прочитайте лучше ее.Искусственно можно состарить изделие внешне.Снаружи. Внутри нет. А еще посмотрите забавный фильм с очаровательной Одри Хебберн "Как украсить миллион". Получите удовольствие и что-то узнаете.
      4. +3
        6 марта 2018 17:43
        Цитата: kalibr
        И все это сговор производителей из разных времен и разных народов, а главное коварных историков?


        Пьяный сатир. 200 г. до н.э. Италия
        Судя по пустотелой ноге статуя явно отливалась. Но что бы в 200-м году request Меня терзают смутные сомнения, Вячеслав Олегович wink hi
        1. +2
          6 марта 2018 17:57
          Не знаю, не могу ничего сказать...
          1. +5
            6 марта 2018 18:45
            А что там говорить. Это копия, отлитая из гипса в XIX веке. Я ее сам видел, будучи в Милане. Правда она была с ногой. Ногу студент из Омска отломил попозже.
        2. +4
          6 марта 2018 18:43
          "Меня терзают смутные сомнения, Вячеслав Олегович"
          Они Вас правильно терзают, так как подсовываете халтуру.
          На размещенном Вами фото - копия, отлитая в 1800 году из гипса и терракоты.
          Находится у входа в один из залов миланской Академии изящных искусств Брера.
          Ногу ей в марте 2014 года отломал студент из Омска при попытке сделать "селфи".
          Оригинал" Фавн Барберини" (так ее тоже называют) находится в мюнхенской глипотеке. По Европе есть много копий, в том числе и в Лувре.

          Это оригинал. Отреставрированный.
          1. +3
            6 марта 2018 19:01
            Вы меня заставили посмотреть историю статуи, и, похоже, мы делали это одновременно. hi Да, копия. Да, из Омска, похоже, студиозус был. Хоть и не называли, откуда, до последнего wink
          2. +3
            6 марта 2018 19:54
            Цитата: Curious
            На размещенном Вами фото - копия, отлитая в 1800 году из гипса и терракоты.

            С Вами спорить не буду. В Милане не бывал,своими глазами не видел. hi Но про студента знаю. Не знал, что он копию сломал request lol
            Но почему тогда слишком много копий выдаются за подлинники? Почему всплеск геополимерного литья возник при расцвете индустриализации 19-го века??
            Кстати , Вы Виктор - кладезь знаний!! fellow Не поделитесь ли с народом своими мнениями в каких нить статьях feel На тему той же истории,например? hi
          3. +5
            6 марта 2018 20:00
            Цитата: Curious
            Они Вас правильно терзают, так как подсовываете халтуру.


            Убедите меня, что это камень! wink
            1. +4
              6 марта 2018 21:01
              Зачем мне Вас убеждать. Съездите, посмотрите.
              Это знаменитая Disinganno не менее знаменитого Антонио де Сангро из не менее знаменитой Капеллы Сан Северо в Неаполе. Довелось лицезреть. В музеях такого уровня все уже давно просвечено и прощупано. Мрамор это. Как и все остальное.
              Выше, в моем комментарии есть ссылка на статью как раз по этому вопросу специалиста мирового уррвня, который привлекался неоднократно к определению подлинности скульптур, так как это предмет купли - продажи и стоит очень много.
              Больше читайте серьезной литературы. Шпаковский все время советует.
              1. +2
                6 марта 2018 21:08
                Цитата: Curious
                Больше читайте серьезной литературы. Шпаковский все время советует

                У всякого свои взгляды на то, как распоряжаться временем winked , в зависимости от рода занятий, возраста, интересов и возможностей smile
                Цитата: Curious
                Мрамор это. Как и все остальное.

                Литьё или тесание? Альтернативщики, кстати, утверждают, что такого уровня статую вытесать из монолита невозможно - структура камня не позволит what
                1. +1
                  7 марта 2018 00:22
                  Альтернативщики много чего утверждают. А что они утверждают по поводу, например алтаря Св. Амброджио? Чубайс и "Росснано" золотили?
              2. +3
                6 марта 2018 21:28
                Цитата: Curious
                Это знаменитая Disinganno не менее знаменитого Антонио де Сангро из не менее знаменитой Капеллы



                Автор этой скульптуры-Francesco Queirolo (Genova, 1704 – Napoli, 1762)
                1. +3
                  6 марта 2018 23:25
                  Да, согласен, коряво изложил. Спешка. Имелось в виду, что это памятник Антонио де Сангро. А автор памятника, как Вы справедливо заметили, Франческо Кейроло.
            2. +3
              6 марта 2018 22:07
              Здесь была моя статья про испанские эффигии рыцарей. Там показан кольчужный воротник из колец. Вырезанный из алебастра - камня. Это хорошо видно на фото, что это алебастр. Но кольчужное плетение смотрится как настоящее. Были мастера... Посмотрите статью и заодно еще раз фотографии. Там все видно.
        3. +1
          7 марта 2018 21:47
          Цитата: рюрикович
          Судя по пустотелой ноге статуя явно отливалась. Но что бы в 200-м году

          Эта техника (литье по выплавляемым моделям) была известна не только в 200, но и в 3200 году ДО Р.Х.! Гуглите книгу Я. Малина, Р. Малинова "Прыжок в прошлое" - много интересного узнаете!
    2. 0
      7 марта 2018 21:38
      Цитата: рюрикович
      отя пайка в бронзовом веке вызывает вопросы

      Пайка была известна как минимум в Среднем бронзовом веке - лет за тысячу (!) ло Триалетского кубка (который относится к Позднему бронзовому веку)
  2. +8
    6 марта 2018 07:42
    Да, многие технологии древности не дошли до нашего времени..Антикитерский механизм, это при помощи каких технологий был сделан, но более всего интересно как были изготовлены инструменты...
    1. +4
      6 марта 2018 16:31
      Цитата: parusnik
      Да, многие технологии древности не дошли до нашего времени.

      Незаконченный каменный топор раннего бронзового века

      Откуда взята информация что он не закончен? Возможно и не планировали отверстия, достаточно углубления.
      1. +4
        6 марта 2018 17:56
        Потому, что не закончен. Нет рабочих топоров с углублениями... Как Вы закрепите такой топор?
  3. +18
    6 марта 2018 08:07
    Удивительно как в доиндустриальном обществе могли существовать сложные технологии и станки.
    Интересно
    1. +6
      6 марта 2018 10:51
      Цитата: XII легион
      Удивительно как в доиндустриальном обществе могли существовать сложные технологии и станки.
      Интересно

      Ну наверное когда в древности были изобретены токарный и сверлильный станки с ручным или ножным приводом.
      Кстати, подобные станки дожили до середины ХХ-го века и использовались кустарями
  4. +5
    6 марта 2018 10:34
    Цитата: XII легион
    Удивительно как в доиндустриальном обществе могли существовать сложные технологии и станки.
    Интересно

    А ещё более интересно,что всё это благополучно забыли и по новому изобретали
  5. +4
    6 марта 2018 14:59
    "Древние хитрости кубка из Триалети, или когда был изобретен токарно-давильный станок?"
    Кстати, токарно-давильный станок существует и поныне. Сейчас его чаще называют станок ротационной вытяжки.
    1. +6
      6 марта 2018 15:18
      Даже можно найти примитивное современное воплощение процесса, описанного в статье.
      1. +4
        6 марта 2018 16:06
        Виктор Николаевич, кланяюсь Вам за прекрасное дополнение, а Вячеславу Олеговичу - за статью! hi остальным форумчанам - за участие.. drinks
  6. +5
    6 марта 2018 16:27
    Спасибо за интересную статью и фотографии. Только вопрос про ожерелье из Триалети, это мужское или женское украшение?
    1. +3
      6 марта 2018 17:54
      Не знаю. Но тогда украшения носили и мужчины и женщины. Все зависело от статуса...
    2. +2
      6 марта 2018 18:29
      перефразирую Вячеслава Олеговича: сейчас бы сказали, что это - "унисекс" wink
      1. +5
        6 марта 2018 21:20
        Вряд ли "унисекс" там может быть можно определять по цвету карнеола(сердолика), бурые и красные -это мужские, а светлые- это женские. В данном ожерелье интересно ассиметричное расположение бусин.
        1. +2
          6 марта 2018 22:04
          пора статьи писать wink good
    3. +4
      6 марта 2018 18:32
      Если исходить из того, что бедняков в таких курганах не хоронили, а так же находок в них таких символов власти, как каменные булавы, то можно сделать вывод, что украшение мужское, висело на шее какого то местного вождя.
      1. +3
        6 марта 2018 18:58
        Или одной из его жен похороненых рядом.
        Версий может быть много надо покопааться в архиологических справочниках.
  7. +2
    6 марта 2018 22:17
    Замечательная статья! Вячеслав Олегович, а что за байда на третьем фото, ну, такая кривая, снизу экспозиции.
    1. +4
      6 марта 2018 23:56
      Хопеш, древнеегиптянский полумеч-полутопор. Эдакий одноручный бердыш. От него древнегреческий копис произошел, вроде. Фильм "Мумия" помните? Там как раз апологеты фараона с такими щеголяют. "Имхотеп! Имхотеп!" laughing
      1. +2
        7 марта 2018 00:04
        Ну за Вами не угонишься!
    2. +4
      7 марта 2018 00:01
      Это древнеегипетский хопеш (Khopesh). Такой древнеегипетский меч. Тот что на фото скопирован из найденого в гробнице Тутанхамона.
      1. +4
        7 марта 2018 00:10
        Виктор Николаевич, второй раз за день, причем на одной и той же статье, одновременно смотрим материал и отвечаем! good Тут уж... либо информационное поле существует... либо я - Проповедник! fellow drinks "Да углядите текст мой и возрадуйтесь! Возрадуйтесь все, кроме ура-патриотов и некоторых авторов!" fellow это я талант оттачиваю.. feel
        1. +3
          7 марта 2018 00:26
          Наверное Вернадский был прав.
          1. +3
            7 марта 2018 00:29
            а что, он про Проповедников говорил? wink расскажите, интересно же!
            1. +3
              7 марта 2018 00:42
              Это вопрос не простой. О проповедниках конкретно ничего. Но среди тех, кто стоял у истоков учения о ноосфере был и проповедник - Эдуард Ле Руа.
              Я же имел ввиду тезис Тейяра де Шардена и Вернадского о синхроническом единстве обитаемого мира.
              1. +4
                7 марта 2018 01:05
                Я же имел ввиду тезис Тейяра де Шардена и Вернадского о синхроническом единстве обитаемого мира.

                я не удивляюсь этому.. вообще уже мало чему удивляюсь.. И слава Богу! drinks
                1. +4
                  7 марта 2018 01:13
                  Жил такой в Индии проповедник и мистик - Бхагван Шри Раджниш. Написал книгу "Древняя музыка в соснах: в дзен разум внезапно останавливается".
                  В ней есть строки:"Не теряйте способности удивляться".
                  1. +3
                    7 марта 2018 09:58
                    "Удивительное - рядом" я взял из Высоцкого и буду использовать в конце каждой публикации (надеюсь еще что-то выдать wink). Опять говорим одинаковые вещи... what почему-то после каждого упоминания Индии у меня перед глазами встаете Вы с клюшкой аки Чак Норрис с М-60 laughing drinks
                    1. +2
                      7 марта 2018 21:33
                      Блин, а я уже спал в это время. Может я тот самый бог, который гриб, и мне все это снится? Ведь, как сказал Доктор полгода назад, все мы символы в двоичном коде...
                      1. +2
                        7 марта 2018 21:38
                        я даж не знаю, что сказать, как Проповедник... belay drinks так, ладно, мы многоуважаемого В.О. Шпаковского в Атаманы посвятили. Вы, Антон - не Бог, а командующий инженерной частью БАНДЫ. wink
      2. 0
        7 марта 2018 21:49
        Цитата: Curious
        Такой древнеегипетский меч.

        По происхождению это скорее топор
  8. +2
    6 марта 2018 22:46
    Спасибо автору за интересную статью!
  9. +1
    7 марта 2018 21:42
    Помнится, я лет 20 назад, когда впервые прочёл о технике изготовления Триалетского кубка, заинтересовался, когда изобретен токарный станок. Оказалось - задолго до этого кубка!
  10. +1
    7 марта 2018 23:04
    Микадо,
    Что, опять в главные инженеры?!?!? Да ну меня нафиг!!! А можно как-то в "Sanktum oficium"?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»