Судный день. Перелом и завершение. Часть 2

113


К 20 октября на Северном фронте израильские танки, последовательно разбив сирийцев, иракцев и иорданцев, находились уже в 40 км от Дамаска….

Однако рассказ о событиях на Северном фронте был бы не полон без упоминания о ещё одной операции израильтян против иракцев. В ночь с 11 на 12 октября тяжёлый транспортный вертолёт «Ясур» (CH-53 Sea Stallion качественно заточенный израильтянами под свои нужды) высадил группу диверсантов под командованием 25-летнего капитана Шауля Мофаза



Судный день. Перелом и завершение. Часть 2


(В 1998-м он станет начальником Генштаба Армии Обороны Израиля (на фото), а в 2002-м - Министром обороны.) в глубоком сирийском тылу в районе, где сходятся границы Сирии, Ирака и Иордании. Перед ним была поставлена задача: на сколько возможно задержать подход к линии фронта бронетехники из Ирака. Бойцам удалось подорвать важный в стратегическом отношении мост, уничтожить несколько единиц иракской бронетехники из застрявшей на марше колонны и без потерь вернуться вертолётом на базу. Иракцы прибыли к ТВД с 13-и часовым опозданием. Вторая подобная операция не удалась. Из-за низкой облачности вертолёту с бойцами пришлось приземлиться довольно далеко от места назначения. Отряд был обнаружен сирийцами и обстрелян. Понадобилась срочная эвакуация. Один боец из команды получил ранение…

В научно-исторической литературе об этой войне имеется тенденция к приуменьшению роли флота. Считается, что флот практически не сыграл никакой роли. До подготовки к публикации этой статьи я тоже был в этом уверен. Пришлось менять мнение прямо в процессе редактирования. Израиль даже в мирное время 98% товаров и сырья получает через море. Не следует забывать, что по воздуху прибыла лишь малая часть военных поставок. Господство израильского флота на море не только обезопасило морское побережье Израиля и сорвало планы арабов по нарушению израильских коммуникаций на море, но и создало угрозу для берегов противника. В результате, в течение всей войны целая сирийская бронетанковая бригада находилась у побережья Сирии, так как сирийцы опасались высадок морских десантов.

6 октября командующим флотилией ракетных катеров Михаэль Баркаи повёл флотилию против сирийцев, посчитав, что первым ударом нужно разбить именно их.


Михаэль Баркаи (с бородой) в окружении сослуживцев.


Первый бой между сирийским флотом и израильской флотилией (в составе ракетных катеров «Мезанек», на котором находился Баркаи, «Гааш», «Ханит», «Мивтах» и «Решеф») произошёл в тот же вечер у берегов Латакии и завершился полным разгромом сирийцев, которые потеряли 5 кораблей, израильтяне же вернулись на базу без потерь.

Почти сразу после возвращения из Латакии Биньямин Телем - командующий военно-морским флотом Израиля и Баркаи, стали готовить флот к походу против Египта, у берегов которого уже действовали дозорные катера «Суфа», «Херев» и «Кешет» под командованием Гидона Раза; вскоре последнему, при поддержке ВВС Израиля, удалось потопить одно судно противника.


Бени Телем и Михаэль Баркаи



Гидон Раз


Вечером следующего дня израильские катера вновь вышли в море и направились в сторону Египта с целью снять с мели «Ханит», который, закончив подготовку к новому походу раньше других кораблей, был направлен в дозор и сел на мель. Справившись с этой задачей, катера отошли, однако из-за ошибки в ориентации, осложнённой усталостью экипажей, «Мезанек» оказался напротив Порт-Саида и был атакован переданными СССР Египту двумя катерами типа «Комар».



Попаданий в «Мезанек» не было, а египетские катера успели уйти до того, как «Мезанек» сумел выйти на дистанцию для пуска своих ракет, и Михаэль Баркаи приказал отходить. Израильские катера, кроме трёх, оставшихся для дозора, вернулись на базу.

9 октября произошёл бой при Дамиетте, в котором израильтяне без своих потерь уничтожили 3 корабля египтян.

В результате этих первых боёв ВМС Сирии потеряла треть, а ВМС Египта — четверть своих ракетных катеров. Действия израильских РЭБ полностью дезориентировали арабов, которые абсолютно оказались неспособными даже понять, что происходит. Им казалось, из-за ложных целей на радарах, что израильских кораблей очень много и что действия израильских кораблей поддерживают вертолёты. Всё это так повлияло на арабских моряков, что они полностью потеряли инициативу и укрыли корабли в базах под защитой береговых батарей. С этого времени арабы стали выпускать ракеты из ближних подходов к гаваням или из самих гаваней, полагаясь на дальность своих ракет, на удачу и на прикрытие береговых батарей. Господство израильтян на море не только обеспечило безопасность Израиля с моря, но и создало угрозу для арабских тылов.


«Саар-3»


После завоевания господства на море израильтяне приступили к обстрелам береговых целей в Египте и Сирии, преимущественно нефтяных хранилищ. На следующий день после боя у Дамиетте израильские корабли вернулись к берегам Египта и обстреляли береговые объекты.

10 октября израильские корабли произвели обстрел сирийского побережья.

11 октября рейд израильтян с целью обстрела нефтяных цистерн у берегов Сирии привела к подобию морского боя, когда израильские катера «Гааш», «Суфа», «Хец» и «Кешет» под командованием Баркаи столкнулись у порта Тартус с двумя ракетными катерами сирийцев (катера были разделены на две группы — одна подошла к Тартусу, другая — к Баниасу). Арабы действовали осторожно — немного выйдя из гавани, они в 23:30 выпустили ракетный залп и направились назад. На полном ходу израильтяне вышли на дальность пуска «Габриэлей» и выпустили эти ракеты.


Пуск ракеты «Габриэль» с израильского ракетного корабля «Саар-4»


В результате были повреждены оба сирийских катера («Комар» и «Оса»), которые были вынуждены выброситься на берег.


Ракетный катер типа «Оса-1»


В этой и последующих операциях были также потоплены два транспорта нейтральных стран (греческий и японский).

В ночь на 22 октября гранатой из обычного пехотного гранатомёта M72 LAW израильские морские спецназовцы подожгли египетский ракетный катер типа «Комар», стоявший в гавани Ардака.

В этой войне израильтяне впервые выпустили ракету «Габриэль» по наземной цели — египетскому береговому радару, который, в результате, был серьёзно повреждён. В той же операции были потоплены два египетских судна радиолокационного дозора (вооружённые рыболовецкие тральщики, применявшиеся как сторожевые корабли).

Таким образом, израильтяне добились на море полной победы: они разгромили флоты Сирии и Египта, заперли их остатки на базах, осуществляли набеги на вражеское побережье и т. д.

Потери ВМС Израиля составляли только 3 или 4 убитых (матрос со сторожевого катера типа «Дабур» и 3 бойцов морского спецназа — 2 из «Шайетет 13» и 1 из подразделения 707) и 24 раненых. Несколько катеров типа «Дабур» получили лёгкие повреждения на Красном море и были быстро возвращены в строй.


«Дабур»


Только ремонт двух ракетных катеров, севших в ходе войны на мель, занял относительно много времени. Арабы потеряли 12 ракетных катеров (в том числе 2 ракетных катера на Красном море) и ряд других кораблей и катеров и в течение всей войны были зажаты в гаванях.

Садат, как мы помним, и с самого начала войны не сильно рвался дойти до Тель-Авива, но такого поворота событий он не ожидал. В Вашингтоне израильский посол узнал про лихорадочные переговоры между американцами и русскими о возможности объявления прекращения огня. Солдаты египетской 3-й армии, так долго пребывавшие в неведении того, что творится у них в тылу, приуныли. Шарон приказал по мере продвижения по западному берегу к Суэцу втыкать в землю израильские флаги.



Кроме этого, танки ЦАХАЛа время от времени стали стрелять с западного берега по египетским войскам на Синае. Только теперь египтяне поняли, что их окружают. В египетской армии связь была налажена плохо и зачастую информация, которой владел один командир, не попадала к другим. Зенитные ракеты на берегу были уничтожены, и израильтяне бомбили теперь что хотели. Хотя главное шоссе, ведущее к синайским позициям 3-й армии, было перерезано, город Суэц еще не был взят, и говорить о полном окружении египетской армии было трудно. Израильтяне стремились закончить окружение до объявления о прекращении огня, которое вот-вот ожидалось из ООН…

На самом деле, введи в первый день войны Америка и Советский Союз эмбарго на поставку вооружений воюющим странам, война закончилась бы за недельку. Уже 12 октября командир ВВС сообщил командованию, что если американская помощь самолетами не поступит, то при существующем уровне потерь через два дня авиация не сможет выполнять все боевые задачи.

Между тем с начала войны Советский Союз наладил как морские, так и воздушные поставки вооружения и боеприпасов в Сирию и, в меньшем объеме, в Египет. Американская электронная разведка на Кипре засекла удивительной интенсивности авиамост между СССР и Сирией. Самолеты летели через Венгрию и Югославию. Стало также известно, что в Югославии сосредоточились 6000 советских солдат, готовых лететь в Египет. Это заставило США после некоторых проволочек ответить авиамостом в Израиль.

После принятия США решения поддержать еврейское государство, 19 октября 1973 года арабские страны - экспортеры нефти, участники ОПЕК, в рамках предварительной договорённости использовать нефть в качестве «оружия» заявили о полном эмбарго на поставку нефти в США и ограничении поставок в другие страны Запада, что привело к нефтяному кризису.

Европейские страны испугались арабского бойкота и отказались поставлять Израилю даже запчасти для уже проданного вооружения. Ни в Англии, ни в Германии израильские дипломаты не смогли ничего добиться…

Бесперебойное снабжение Израиля техникой и боеприпасами началось вечером 12 октября. Никакой «политической» задержки в этом не было. Быстрота организации удивит любого, кто знаком с американской бюрократией. «Фантомы» летели своим ходом из США с посадкой на Азорских островах. С баз в Нью-Джерси и Дэлавере транспортные самолеты везли все, что только может понадобиться на войне, от вертолетов до теплых курток.


Танк M60 Patton


За месяц с 14 октября по 14 ноября из Америки в Израиль поступило 22 000 тонн грузов. Было сделано 566 рейсов. Кое-что прибыло и морем. Среди полученной от американцев помощи: 36 или 40 истребителей F-4 Phantom II, 60 истребителей Douglas A-4 Skyhawk, военное снаряжение и противотанковое оружие, танки M60 Patton, гаубицы M109, радиолокационные системы, несколько вертолётов CH-53 Sea Stallion, запасные части самолётов и т. д. Америка поставила вооружений на 825 млн долларов + транспортные расходы. Президент США Ричард Никсон выступил перед Конгрессом 19 октября и попросил 2,2 млрд долларов на военную помощь Израилю, «чтобы сохранить баланс сил и обеспечить стабильность на Ближнем Востоке». Конгрессмены понимали, что речь идет о «балансе» с Советским Союзом, и деньги дали.

В СССР тоже не дремали. Генерал-лейтенант Саад аль-Шазли:
«Советский Союз осуществил самую масштабную в истории поставку по воздуху для оказания нам помощи. (Конечно, на карту были поставлены престиж и военные возможности самого Советского Союза. Но взаимный интерес служит цементом союзнических отношений, а мы считали их помощь союзнической). Эти поставки не планировались заранее. Они начались через три дня после начала войны, и к ее окончанию Советы поставили Египту и Сирии по воздуху 15000 тонн материальных средств ведения войны. Советские транспортные самолеты Ан-12 и Ан-22 совершили более 900 полетов туда и обратно. К нам поступали танки, противотанковые вооружения, зенитные ракеты, боеприпасы и множество других военных материалов, причем более половины их, равно как и почти все танки, направлялись в Сирию. Советские ВВС и те люди в Египте и Сирии, которые быстро разгружали, сортировали, проверяли, группировали и отправляли на фронт всю эту массу материалов, заслуживают самой высокой похвалы.
Кроме того, 30 октября Советский Союз провел морскую операцию подвоза материальных средств: не менее 63 000 тонн, в основном в Сирию. (Эту операцию было бы невозможно осуществить без присутствия и значительного усиления советского ВМФ в Средиземном море).»


Действительно, к 10 октября советские военно-морские силы в районе конфликта насчитывали 3 крейсера, 7 эсминцев (часть из которых была оснащена ракетами), 9 фрегатов и корветов, 2 десантных судна, 2 тральщика и рад вспомогательных судов, а также более 16 подлодок (в том числе не менее 4 атомных).

В Средиземном море в составе 6-го флота США на тот момент имелось 45 американских боевых кораблей - 2 авианосца, 1 крейсер, 16 эсминцев, фрегатов, сторожевиков, 4 патрульных судна, 10 десантных кораблей и 12 вспомогательных судов.

Тем временем начиная с 21 октября советские войска в Венгрии стали приводиться в состояние боевой готовности. К 24 октября до 12 советских дивизий были готовы к отправке на Ближний Восток, а часть войск была уже подтянута к аэродромам. Никсон, который все еще не закончил вьетнамскую войну, был вынужден перегруппировывать американские войска поближе к арабо-израильскому театру военных действий. Видя эти действия американцев, русские начали отвод войск из Югославии в Венгрию.

Я сам стал опосредованным свидетелем тех событий. Где-то в последних числах сентября 1973 года меня отправили в командировку из города на Волге на территорию Белорусского военного округа. Там почти месяц занимался монтажом и наладкой кое-какого оборудования в крошечном лесном гарнизоне. Вернувшись в свою часть в первых числах ноября, я не застал никого из сослуживцев. По части бродили десятка два незнакомых офицеров и прапорщиков. Через неделю стали поступать новобранцы из осеннего призыва под командованием свежих - только что из учебки, младших сержантов и вскоре часть зажила своей обычной жизнью… (К тому времени отслуживший год, я чувствовал себя настоящим "дедом"!) После демобилизации я нашёл кое-кого из своих бывших однополчан и из их слов узнал, что в середине октября они были подняты по тревоге, отвезены в городской универмаг, где были переодеты в гражданскую одежду - чёрные костюмы, белые рубашки с галстуками, зимние пальто с воротником из искусственного меха и почему-то мятые шляпы из искусственной соломки. На месте все были сфотографированы, получили международные паспорта и фибровые чемоданы. (Представляю себе вид этих "туристов"!) Затем на самолётах их перебросили куда-то в довольно тёплую местность, где они жили около двух недель в большом, но душном ангаре. Выпускали покурить только ночью. Так же, неожиданно, всех вновь погрузили в самолёты и перевезли в… Монголию. Там, они дослуживали и оттуда демобилизовались…

На фоне этого поединка гигантов дипломатия Израиля выглядела очень жалко. Страна оказалась снова в изоляции. Советский блок и арабские страны заставили большинство африканских государств свернуть отношения с Израилем.

15 октября 1973 года цена барреля нефти в течение 78 часов подскочила с 3, 01 доллара до 5,11 доллара, а 1 января 1974 года удвоилась и дошла до 11,65 доллара. (В США в 70-х средняя заработная плата составила 7564 доллара в год или 630 долларов в месяц; цены на основные продукты питания: молоко – 33 цента, хлеб – 24 цента за полкило, мясо (стейк) – $1,30 за фунт.) Поднятие цен на нефть привело к ощутимым и быстрым изменениям в развитии международных отношений после октября 1973-го.

Киссинджер прилетел в Москву 20 октября и общался с советским руководством два дня.



Так и вышло, что воевали друг с другом арабы и евреи, а соглашение о прекращении огня для них выработали русские и американцы. Первое предложение о прекращении огня появилось в ООН уже 13 октября, когда израильтян в Африке еще не было, но Садат его тогда отверг и бросился к СССР за помощью.




Брежнев сказал Громыко:
— Надо восстановить дипломатические отношения с Израилем. По собственной инициативе.
Громыко осторожно заметил:
— Арабы обидятся, будет шум.
Брежнев ответил очень резко:
— Пошли они к … матери! Мы столько лет предлагали им разумный путь. Нет, они хотели повоевать. Пожалуйста, мы дали им технику, новейшую — какой во Вьетнаме не было. Они имели двойное превосходство в танках и авиации, тройное — в артиллерии, а в противовоздушных и противотанковых средствах — абсолютное. И что? Их опять раздолбали. И опять они драпали. И опять вопили, чтобы мы их спасли. Садат меня дважды среди ночи к телефону поднимал. Требовал, чтобы я немедленно послал десант. Нет! Мы за них воевать не станем. Народ нас не поймет…


Но Политбюро не решилось изменить ближневосточную политику…

Киссинджер и русские достигли компромисса, на который Израиль не мог повлиять. Израильского посла Диница просто ознакомили с уже готовым текстом резолюции Совета Безопасности ООН о прекращении огня (№ 338 от 22 октября), которая была составлена в Москве. Израилю нужно было еще пару дней, чтобы разбить Египет. Время стали тянуть, пригласив Киссинджера для консультаций в Израиль, тем более, что Косыгин отправился в Каир.



Генерал-лейтенант Саад аль-Шазли:
«22 октября. Наше положение на западном берегу неуклонно ухудшалось… Местность в треугольнике между Горькими озерами и дорогой Каир-Суэц была идеальной для ведении боевых действий танковыми войсками, и противник вернулся к своей традиционной тактике использования мелких групп танков с плотной поддержкой с воздуха. Сопротивление нашей пехоты и воздушно-десантных частей было упорным. Наступление бригад Шарона на севере более или менее остановилось. На юге дивизия Адана продвинулась дальше, дойдя до района Генейфа, откуда ее артиллерия могла обстреливать дорогу Суэц-Каир. Но она несла все более тяжелые потери. За несколько минут до вступления в силу соглашения о прекращении огни мы выпустили три ракеты P-17Э (СКАД) по силам противника, сосредоточенным в районе Деверсуара. (Тот самый обстрел, который, как немедленно объявил президент, был произведен нашей собственной мифической ракетой Аль-Кахрир).»

«23 октября. Сосредоточив четыре бригады в южном секторе, противник использовал одну, чтобы сковать действия нашей и обеспечить трем своим беспрепятственный проход в южном направлении. Не встречая сопротивления, израильтяне окружили город Суэц и продолжили движение на юг до города Адабия на побережье примерно в 16 км южнее Суэца. Они двигались колонной, с зажженными фарами, а наши разбросанные по местности сторожевые посты таращили на них глаза, не зная, что думать. По дороге к югу от Суэца по ним было произведено несколько выстрелов, большей частью по команде какого-нибудь младшего офицера, у которого хватило ума заподозрить неладное, но гарнизон ВМС в Адабии был захвачен врасплох, и после короткого сражения его сопротивление было подавлено.»

«К 24 октября наше положение было хуже некуда. Третья армия - две усиленные дивизии, около 45 000 солдат и 250 танков - была полностью отрезана. У личного состава оставалось воды и продовольствия на 4 дня. Путь из окружения им преграждали танки противника и наши собственные насыпи на западном берегу. Поскольку армия находилась вне зоны действия наших ЗРК, ее позиции были открыты для налетов ВВС противника. Она не могла пробиваться на запад: авиаударами уже была уничтожена большая часть мостового оборудования на этом участке. Помочь ей не представлялось возможным: превосходство противника в бронетехнике и самолетах было таковым, что мы не могли прорваться к ней. И когда ВВС противника начали систематически бомбить её позиции, в Третьей армии вскоре было уже 600 раненых, нуждающихся в эвакуации. Положение было безнадежным.»


24 октября советское руководство предупредило Израиль «о самых тяжёлых последствиях» в случае его «агрессивных действий против Египта и Сирии». Одновременно Брежнев послал Ричарду Никсону срочную телеграмму, в которой заверил американскую сторону, что в случае её пассивности по урегулированию кризиса СССР столкнётся с необходимостью «срочно рассмотреть вопрос о том, чтобы предпринять необходимые односторонние шаги». Была объявлена повышенная боеготовность 7 дивизий советских воздушно-десантных войск. В ответ в США была объявлена тревога в ядерных силах.

К этому времени Третья армия египтян на Синае была в полном окружении. Израильские войска заняли 1600 кв. км. континентальной территории Египта, а израильские танки стояли в 70 км от Каира. Учитывая американо-советско-арабо-ооновские соображения, Израиль был вынужден прекратить наступление, отказаться от идеи принудить Третью армию к капитуляции, разрешить провоз к ней питания и медикаментов. 25 октября состояние повышенной боевой готовности в советских дивизиях и американских ядерных силах было отменено.


Война окончена!


Окончательное соглашение о прекращении огня было подписано военными обеих стран на 101-м километре шоссе Каир-Суэц 11 ноября.



Израильские войска постепенно отходили обратно на Синай. 18 января 1974 года было подписано соглашение о разъединении войск на Синае, причем непосредственно зону канала израильтяне к тому времени уже покинули. Сирийцы, верные себе, подписали соглашение о разъединении войск только 30 мая. Сирии возвращалась часть Голанских высот с Кунейтрой на условиях демилитаризации и размещения здесь войск ООН…

Израильская военная победа не была подкреплена дипломатическими достижениями частично из-за нерадивости дипломатов, частично из-за чисто объективного расклада сил на мировой арене. 8 тыс. египетских пленных были обменены на 240 израильских. В войне погибло приблизительно 15 000 египтян, 3 500 сирийцев и 2 700 израильтян.


Египетские пленные


(Как я уже рассказывал, цифры потерь от источника к источнику могут разниться. На это есть разные причины, не будем сейчас вдаваться в подробности. Вот достаточно консенсусные цифры:
Израильские ВВС потерял от 103 до 115 летательных аппаратов, из которых 7 — в воздушных боях. 53 израильских лётчика погибли, 44 попали в плен, 53 были спасены после катапультирования или аварийной посадки. Потеряно 810 танков и бронемашин, 2700 солдат убитыми, 5500−7500 раненными, 290−530 человек попало в плен.
Арабы потеряли в технике 368 самолётов и вертолётов, 1 775 танков и бронемашин. Потери в людях составили 18 500 погибших, 51 000 раненых и 9 370 пленных.)
Израиль захватил в виде трофеев очень большое количество боеприпасов, лёгкого, тяжёлого вооружения и бронетехники.

Впрочем, в войне 1973 года ВСЕ участники объявили себя победителями:

Сирия и Египет гордились тем, что начальный этап войны ввергнул Израиль в смятение, еврейское государство удалось застать врасплох и нанести чувствительный удар. Гордились они мужеством и хорошей военной выучкой своих солдат на поле боя, позор бесславной для них Шестидневной войны был смыт. Лидеры этих стран в своей обычной манере представили почти полный разгром своих войск на поле боя как великую победу. До сих пор в Египте высшей наградой за храбрость для военнослужащих является орден «Синайской звезды», за победу над Израилем.

Сирия в честь победы над Израилем также утвердила очень почетный орден «Шестого октября», поскольку эти страны убеждены в том, что в 1973 году они действительно разгромили «сионистов» и «развеяли миф о непобедимости израильской армии». Надо признать, что звучит это красиво, почти как победа Красной армии под Москвой, развеявшая миф о непобедимости нацистского Вермахта. Арабский официоз гласит: несметные орды израильских оккупантов были разбиты совместными усилиями мужественных египетских и сирийских солдат, которые сумели успешно преодолеть чудовищные по своей мощи израильские укрепленные районы на Суэцком канале и Голанских высотах. Важнейшими официальными праздниками в Египте считаются День Синая и День вооруженных сил, а в Сирии – День Октябрьской войны, учрежденные в честь великой победы.



В этот выходной день в Дамаске и Каире открыты «музеи Победы», в которых посетители могут полюбоваться на трофейную технику поверженного сионистского врага, величественную Панораму (копирующую панораму битвы на мемориальном холме в Ватерлоо), изображающую трусливых израильтян, драпающих со всех ног от арабских героев. До революции в Египте и свержения режима Мубарака каждый год проводился также военный парад Победы, сейчас же ограничиваются военно-воздушным парадом. В центре Дамаска для проведения важнейших мероприятий построен целый мемориал «героев Октябрьской войны».



Но почему-то при этом в Сирии ввели уголовную ответственность за ведение исторических исследований на тему Октябрьской войны. Хорошую советскую школу прошли сирийские лидеры: всё, что мешает официальной интерпретации событий, – прятать за семью печатями. К их огорчению, сейчас не до парадов...

США – из-за того, что сумели достойно выйти из сложной ситуации: с одной стороны, продемонстрировали свою мощь, с другой – не допустили сползания к Третьей мировой войне с применением термоядерного оружия. Кроме того, было еще одно реальное достижение: не только удалось помочь своему союзнику Израилю выйти из войны еще более сильным, чем прежде, но и приобрести нового союзника на Ближнем Востоке – Египет. В политике Египта после войны окончательно наметится крен в сторону Америки: лидер арабского мира сходил с советской орбиты и всё больше входил в сферу американского влияния. Арабские страны Персидского залива еще в большей степени, чем до этого, стали зависеть от США. (Впоследствии это сыграло роковую роль для СССР: президент Рональд Рейган договорился о понижении цены на нефть. Советский Союз остался без притока валюты и произошло то, что произошло…)

СССР – из-за того, что советское оружие, особенно ракетное, оказалось очень эффективным, интенсивная подготовка арабских офицеров в советских военных училищах принесла свои плоды – был нанесен сильный удар по Израилю. Заодно удалось основательно пощекотать нервы США, которые и так переживали не самые лучшие времена из-за Вьетнама. До развала СССР было еще далеко, а в те годы, несмотря на потерю Египта, СССР получил дивиденды: укрепились позиции в Ливии, война привела к повышению цен на нефть, благодаря чему экспорт советской нефти стал приносить огромный доход в долларах. (Сегодня мы уже понимаем, что низкая эффективность экономической деятельности в Советском Союзе не позволит разумно распорядиться неожиданно возникшими возможностями. Страна, подсевшая на «нефтяную иглу», замедлит свое научно-техническое развитие, что приведёт через годы к экономическому падению.)

Израиль – поскольку в очередной раз продемонстрировал способность малыми силами громить многократно превосходящие по всем параметрам арабские армии. На самом деле, эта победа далась Израилю очень высокой ценой. Это была самая кровопролитная война в истории Израиля. Она длилась всего 18 дней, но привела к огромным человеческим потерям. На полях сражений погибли около 2700 человек. Кто из читателей не забыл Афганскую войну, так же должен помнить, какой глубокой раной оказались 15 тысяч погибших. Представьте себе, что (не приведи Господь!), страна потеряла бы тогда четверть миллиона своих сыновей. Так пропорционально населению Израиля можно сравнить потери в этой войне…



У очевидцев той войны навсегда осталась в памяти эта картина - сотни гробов, обернутых израильскими флагами, по дороге к местам вечного упокоения. В армию была призвана почти четверть населения. Представьте себе 35 миллионов россиян, призванных сегодня в армию… Промышленность практически остановилась. Резко упал ВВП, товары повседневного спроса подорожали на 25%, поползла вверх инфляция…

Где-то в феврале 1974 года в Израиле начались акции протеста. Недовольство правительством внутри страны было велико.


Акция протеста. Надписи на плакатах: "Кто виноват?" и "Даян, хватит".


Однако ещё 18 ноября 1973 года правительство уполномочило председателя Верховного суда Шимона Аграната



составить следственную комиссию, которая проведёт расследование и предоставит правительству отчёт о решениях, принятых военными и гражданскими должностными лицами на основании существовавшей накануне войны информации.


Комиссия Аграната. Слева направо: генерал-лейтенант (в запасе) Игаэль Ядин, судья Моше Ландой, председатель комиссии судья Шимон Агранат, госконтролёр д-р Ицхак Небенцаль и генерал-лейтенант (в запасе) Хаим Ласков.


Комиссия выслушала 90 свидетелей и получила ещё 188 свидетельских показаний военнослужащих.


Комиссия заслушивает свидетельские показания


1 апреля 1974 года был опубликован первый предварительный отчёт комиссии Аграната. Комиссия возложила ответственность за неготовность к войне на руководства армии и военной разведки.

В результате выводов комиссии были уволены начальник Генерального штаба Давид Элазар, командующий Южным военным округом генерал Шмуэль Гонен, глава военной разведки (АМАНа) Эли Зеира и его заместитель Арье Шалев. Подполковника Бендмана, руководителя отдела Египта в «АМАН» (отдел «Анаф-6») и подполковника Гедалию, отвечавшего за разведку в Южном военном округе было не рекомендовано использовать на должностях, связанных с разведкой.

Комиссия не указала на какие-либо изъяны в действиях министра обороны Моше Даяна и премьер-министра Голды Меир. Тем не менее, публикация отчёта усилила общественный протест, вызванный недостаточной готовностью к войне, и 11 апреля 1974 года Голда Меир объявила об отставке правительства.

Окончательный (третий) отчёт был завершён 30 января 1975 года, однако его значительная часть подлежала публикации только по прошествии 30 лет. В отчёте упоминалось, что «Моссад» получил своевременное предупреждение о намерении Египта напасть на Израиль 6 октября, однако категорическое мнение военной разведки о том, что такого нападения не будет, оказало ослепляющее воздействие как на руководство «Моссад», так и на политическое руководство страны.

В 1995 году была разрешена публикация всех отчётов комиссии, за исключением примерно 50 страниц, которые остаются засекреченными. В 2008 году было принято решение о снятии секретности с большей части протоколов комиссии, содержавших свидетельские показания Давида Элазара, Моше Даяна, Ариэля Шарона, Шмуэля Гонена и некоторых других должностных лиц. В феврале 2012 года отчёт комиссии был опубликован на сайте Архива Армии обороны Израиля и системы безопасности. (В своё время я имел личную беседу с замначальника этого уважаемого ведомства. На вопрос, не скрывают ли последние неопубликованные страницы отчёта Аграната какие-то тайны, имеющие решительное политическое значение, он мне клятвенно ответил, что эти материалы не публикуются исключительно по этическим соображениям.)

12 сентября 2013 года — через 40 лет после Войны Судного дня — были опубликованы свидетельские показания премьер-министра Голды Меир. Премьер-министр объяснила комиссии, что она недостаточно хорошо разбиралась в военных проблемах. Она совершила ошибку, когда воздержалась от мобилизации резервистов, однако против мобилизации были министр обороны, начальник Генштаба и все министры, и она не могла вступать в конфликт с главой АМАНа и начальником Генштаба. Меир также отметила, что не сожалеет о том, что не приняла решения об упреждающем ударе против Египта и Сирии, так как это вызвало бы международную критику и поставило бы под угрозу получение американской военной помощи.

В конце октября 2013 года были впервые рассекречены и опубликованы показания министра обороны Моше Даяна комиссии Аграната. На вопрос комиссии, почему не была объявлена мобилизация резервистов, он ответил, что целиком положился на мнение начальника Генштаба генерала Давида Элазара. По словам Даяна, доклады спецслужб Моссада и военной разведки АМАН были противоречивыми, а Элазар считал, что, концентрируя войска на границе с Израилем, Египет проводит манёвры. Соответственно, было достаточно причин воздержаться от мобилизации. «Если бы мы сделали это первыми без достаточных оснований, нас бы обвинили в агрессии против арабских стран», — заявил Даян. На вопрос, не руководствовался ли он, оттягивая мобилизацию резервистов, соображениями иного характера, Даян ответил:
Я положился на него. Он — начальник Генштаба, он не мой личный водитель. Он должен был мне сказать: господин министр, давайте мобилизуем резервистов. Но он этого не сказал. А без него я не решился принять на себя такую ответственность.


В соответствии с рекомендациями комиссии Аграната спецслужбы Израиля стали уделять повышенное внимание арабским странам и проверке достоверности получаемой информации. Также для дополнительной оценки разведданных в Министерстве иностранных дел Израиля был создан Центр политических исследований, а затем при канцелярии премьер-министра был создан Совет национальной безопасности Израиля для отдельного консультативного правительственного органа в области безопасности.

Пройдут годы, и 19 ноября 1977 года в 20 часов вечера самолет «Египет-01» приземлится в аэропорту Бен-Гурион. На израильскую землю, под фанфары военного оркестра ступит глава самого могущественного арабского государства – президент Египта Анвар Садат. Он лично прибудет, чтобы предложить Израилю заключить мир. Но это, уже совсем другая история…

Ну вот и окончена публикация серии статей по теме Войны Судного дня. Судя по комментариям, мой труд не пропал даром, и читатели узнали неизвестные им ранее факты, или расширили свои знания в отношении фактов и событий, им уже знакомых. Я благодарен читателям за рекомендации, пожелания и вопросы по теме. Думаю, что мне удалось многое учесть и дать на большую часть из них более или менее внятные ответы. Возможно, вопросы ещё остались, или появились новые. Отвечу на них, как обычно, в рабочем прядке, в комментариях.

Источники:
М. Штереншис. Израиль. История государства. 2009
АРАБО-ИЗРАИЛЬСКАЯ ВОЙНА 1973 ГОДА. Хроника событий по историческим документам.
Герцог Х. Арабо-израильские войны: от Войны за независимость до Ливанской кампании. Т.2., 1986.
"Форсирование Суэцкого канала". Саад аль-Шазли. 1979. Перевод на русский 2006 год.
Арабо-израильские войны. Арабский взгляд. 2008
Статьи Википедии, Циклопедии и др.
Судный день. Преддверие. Часть 1
Судный день. Преддверие. Часть 2
Судный день. Начало. Часть 1
Судный день. Начало. Часть 2
Судный день. Перелом и завершение. Часть 1
113 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    2 марта 2018 05:55
    интенсивная подготовка арабских офицеров в советских военных училищах принесла свои плоды – был нанесен сильный удар по Израилю.


    smile Даже неспециалисту видны и понятны недостатки арабских военных в этом конфликте ...
    Полное отсуствие прежде всего грамотных командиров высшего и среднего звена....
    отсуствие службы разведки как таковой...незнание сил противника...незнание его возможностей...незнание логистики...незнание мест базирования авиации и флота и многое многое другое...чем то напоминает 1941 год.
    Неудивительно что арабы повторили (как скопировали) наши ошибки в 1941 году.
    Статья интереснейшая в плане вопроса как надо воевать чтобы быть разгромленным за короткое время. smile
    1. +4
      2 марта 2018 06:08
      И что арабам неймется убивать друг друга. request
      1. +8
        2 марта 2018 06:14
        И что арабам неймется убивать друг друга.

        Ну славяне на УКРАИНЕ тоже сейчас в таком же положении...пока народы воюют друг с другом третья сторона(англосаксы )снимает все сливки с этих междуусобных разборок.
        1. 0
          2 марта 2018 19:48
          Цитата: Тот же ЛЕХА
          Ну славяне на УКРАИНЕ тоже сейчас в таком же положении...пока народы воюют друг с другом третья сторона(англосаксы )снимает все сливки с этих междуусобных разборок.

          Третья сторона (англосаксы) всю эту междуусобицу спланировала и проспонсировала . Чужими зубами нас кусают .
      2. +6
        2 марта 2018 06:17
        Интересная статья.Давно подобного на сайте не было.А то все руина с прибалтами..А что Вы евреев к арабам причислили?Сейчас подтянутся богоизбранные и начнется..
        Цитата: сибиралт
        И что арабам неймется убивать друг друга. request
        1. +9
          2 марта 2018 06:20
          Это не я причисляю, а Клесов на основании генетических исследований. Евреи и арабы вышли из одного рода и предки у них общие. Этого уже никто и не оспаривает. hi
        2. +6
          2 марта 2018 06:22
          Сейчас подтянутся богоизбранные и начнется..


          smile Ну куда ж нам без них...
          что интересно в израильской армии служили и бывшие советские офицеры используя на полную катушку опыт и знания приобретенные в Советской армии..бывают же метаморфозы в жизни what .
          1. +1
            2 марта 2018 08:32
            Цитата: Тот же ЛЕХА
            что интересно в израильской армии служили и бывшие советские офицеры используя на полную катушку опыт и знания приобретенные в Советской армии..


            можно поподробней?
            1. +8
              2 марта 2018 09:33
              Я когда на сборах был бывший офицер танкист российской армии был а после вов недавно умер бригадный генерал так он служил в красной армии
        3. +6
          2 марта 2018 07:14
          Привет Дима! hi
          Цитата: 210окв
          Сейчас подтянутся богоизбранные и начнется..

          Автор первый и подтянется, Александр Привалов человек с явно выраженными сионистскими взглядами. Что бы убедиться, достаточно пробежаться по его комментариям.
        4. BAI
          +2
          2 марта 2018 09:25
          А что Вы евреев к арабам причислили?

          Не евреев к арабпм, а арабов к евреям.
          Арабы - потомки половины колена Данова, которая потерялась, в пустыне, когда Моисей евреев там кругами водил.
          Сравните Ветхий завет и первый том Корана. Один к одному.
          1. +1
            2 марта 2018 10:02
            Цитата: BAI
            Сравните Ветхий завет и первый том Корана. Один к одному.

            вы мешаете религию с национальностью/народностью
            1. BAI
              0
              2 марта 2018 12:50
              Я к тому что происхождение общее. У родственных народов - родственные (написал бы сходственные, но слова такого нет) религии.
              1. +1
                2 марта 2018 20:48
                Цитата: BAI
                У родственных народов - родственные (написал бы сходственные, но слова такого нет) религии.


                Христианство есть ветка Иудаизма. ранние христиане не Евреи должны были принять Иудаизм и только потом Христианство. Пуритане сохранили много от Иудаизма, на пример обрезание.
                но народы никак не родственные.
                1. BAI
                  +1
                  2 марта 2018 23:46
                  А при чем здесь христиане? Я про арабов - мусульман говорю.
          2. 0
            2 марта 2018 20:03
            Ну скорее свалили, отказавшись от базовой иудейской идеологии.
          3. 0
            5 марта 2018 15:13
            Первый сын Авраама был от египтянки Агарь и назвал он его Измаил. Так, что евреи и арабы не просто двоюродные, как пытаются петь, а сводные братья от одного отца.
    2. +2
      2 марта 2018 11:26
      ЧТО ЗА БРЕД?ОТСУТСТВИЕ РАЗВЕДКИ...НЕЗНАНИЕ СИЛ ПРОТИВНИКА...ВОЗМОЖНОСТЕЙ...МЕСТ БАЗИРОВАНИЯ АВИАЦИИ...ФЛОТА....У НАС... ЭТО НАШИ ОШИБКИ В 41м году...??ВЫ УВАЖАЕМЫЙ С КАКОЙ ПЛАНЕТЫ?ТОЛЬКО ЧТО С МАРСА ПРИЛЕТЕЛИ?- самая могущественная разведка мира была у сталина....три разведки.она залезла так глубоко и в самые сокровенные и тайные закоулки сверхсекретных материалов всех противников....что сталин узнал о удачном подрыве первой атомной бомбы первее президента трумэна.многие секретные материалы по наступательным операциям немцев ложились на сталинский стол раньше чем на стол тех людей которые должны были исполнять их-и это открытые факты.ВЫ-ДИЛЕТАНТ-НЕУЧ.ТО ЧТО ВЫ ПИШИТЕ-БРЕД СИВОЙ КОБЫЛЫ!!!ИДИТЕ В ШКОЛУ.
      1. +5
        2 марта 2018 18:53
        Цитата: Штэффан
        самая могущественная разведка мира была у сталина...

        Ага... эта разведка весной 1941 трижды сообщила о неизбежности нападения рейха на СССР и дважды отменила это нападение. А заодно дважды подтвердила, что до заключения мира с Британией немцы на СССР не нападут.
        А уж какие данные эта разведка приносила по ОШС и вооружению немецкой армии в 1940-1941... laughing
        Во время наступления на Францию, немцы применяли тяжелые танки вес 32 тонны, вооружение: одна 105-миллиметровая пушка, одна 77-миллиметровая пушка и 4 – 5 пулеметов. Команда 7 человек. Ширина больше 2 метров. Боевая скорость до 18 километров. Всего в наступлении участвовало 10 мотомехдивизий (400 танков), из них только 2-3 имели по 1 полку тяжелых танков (в тяжелой дивизии, 1 полк легких и средних танков – 250 штук и тяжелый полк – 150 танков).
        1. 0
          3 марта 2018 01:18
          БРЕХНЯ.ШАПОШНИКОВ НЕ ,КАК И СТАЛИН. РАЗВЕДКА ДОКЛАДЫВАЛА ЧТО ГЕРМАНИЯ К ВОЙНЕ НЕ ГОТОВА.МЕНЬШЕ ГАЗЕТЫ ЧИТАЙТЕ.ВЫ В ТЕМЕ ПОЛНЫЙ НОЛЬ.
          1. +1
            3 марта 2018 16:37
            Цитата: Штэффан
            БРЕХНЯ.ШАПОШНИКОВ НЕ ,КАК И СТАЛИН. РАЗВЕДКА ДОКЛАДЫВАЛА ЧТО ГЕРМАНИЯ К ВОЙНЕ НЕ ГОТОВА.

            Ноль тут вы. Вермахт был отмобилизован и сосредоточен у наших границ 4.2 млн немцев и 1.2 млн союзников и сателлитов, что в полтора раза больше сосредоточенной и западной границы СССР Красной Армии. Сталин это знал и Шапошников тоже, другой вопрос что никак повлиять на ситуацию было нельзя.
            1. 0
              6 марта 2018 19:20
              откуда инфа по 4.2 млн немцев.?
              1. 0
                6 марта 2018 19:55
                Цитата: Штэффан
                откуда инфа по 4.2 млн немцев.?

                Официальные данные, плюс-минус пару сотен тысяч, скорее плюс чем минус.
                1. 0
                  7 марта 2018 12:21
                  официальные данные советской пропаганды.для дурачков.а вот не для дурачков.http://rubooks.org/book.php?book=3538&am
                  p;page=5
                  1. +1
                    7 марта 2018 16:22
                    Цитата: Штэффан
                    http://rubooks.org/book.php?book=3538&am
                    p;page=5

                    Ссылка на Резуна - для полнейших даунов. Это ж каким надо быть олигофленом чтоб верить вражеской пропаганде. Не примите на себя, я вообще говорю.
                    1. 0
                      8 марта 2018 18:27
                      Слава труду!!!!хм.кто читал тот знает,что резун копал по теме войны, и копал основательно в архивах,имея допуск,как разведчик.и на тот момент он не был "предателем" а был верным ленинцем комсомольцем!!!!слава кпсс! это же каким надо быть упоротым ,ограниченным дегенератом-коммунистом-большевиком чтобы судить по книжке не вникая в содержание а по навешаным на автора ярлыкам еще коммуняцко-большевитской пропагандой .не примите на свой счет,эт я так ,в общем.Слава великому Октябрю!!!! bully
                      1. 0
                        8 марта 2018 18:43
                        Цитата: Штэффан
                        это же каким надо быть упоротым ,ограниченным дегенератом-коммунистом-большевиком чтобы судить по книжке не вникая в содержание а по навешаным на автора ярлыкам еще коммуняцко-большевитской пропагандой .не примите на свой счет,эт я так ,в общем.Слава великому Октябрю!!!!

                        Дело в том, что я читал и Резуна и его опровергателей, а вы - только Резуна. Да мне и не надо было читать как его опровергали, вся его ложь для меня была очевидна с самого начала. Написав кучу книг он много писал какое плохое руководство было у СССР и ничего - о реальных причинах разгрома сорок первого года.
                        Цитата: Штэффан
                        Слава труду!!!!хм.кто читал тот знает,что резун копал по теме войны, и копал основательно в архивах,имея допуск,как разведчик.и на тот момент он не был "предателем" а был верным ленинцем комсомольцем!!!!слава кпсс!

                        Да что он там копал сидя в америке? Что Госдеп ему приказал писать - то он и писал, ничего не исследовал а лишь подгонял факты под заказанную версию.

                        Сало уронили
                        Хероям сала
                      2. 0
                        10 марта 2018 17:13
                        копал основательно в архивах,имея допуск

                        вранье
                        анализ показывает, что он в архиве не бывал.
                        большинство ссылок на источники - по другим публикациям, цитатам и ссылкам других авторов. Ни один реальный документ в архиве не имеет отметок того, что Резун брал его читать. Посмотрите его оппонентов - они скурпузезно перечисляют его косяки, когда Резун цитирует чужие ошибки, но заявляет, что сам читал. Это редкостно мерзкое брехло.
                  2. +1
                    9 марта 2018 18:59
                    вы реальную ерунду говорите. многочисленные мемуары немецких офицеров, видевших реальную готовность РККА полностью разбивают все карточные домики псевдологики Резуна, которые, кстати, почти не опираются на реальные факты, а есть чистая выдумка. Более того, Резун активно применяет подлог - посмотрите, что об этом говорят, например, у Гоблина.
                    Ну и конечно, все, кто не про Резуну, а по документам изучает историю, видят смехотворность книг этого вруна и предателя Родины.
                    1. 0
                      9 марта 2018 22:11
                      так сталин всех кто говорил что германия обьявила войну и что ссср готовился напасть повесил в нюрнберге.именно за длинный язык,за то что говорили не то что нужно,а те генералы которые говорили и писали то что нужно ,несмотря на преступления,остались здравствовать-манштейн,гудериан-ВСЕ ОНИ ПИСАЛИ ТОЛЬКО ОДНО:ссср был слаб и к войне не готовился,в генералитете одни дурачки.а это-неправда.ЭТО ВЫ ПИШИТЕ ЕРУНДУ.ВЫ-ОБЫВАТЕЛЬ.ВЫ МЫСЛИТЕ НЕ КРИТИЧЕСКИ.ВЫ ПРОПАГАНДУ ОТ ПРАВДЫ НЕ МОЖЕТЕ ОТЛИЧИТЬ.ВЫ ВСЕМУ ВЕРИТЕ.ВЫ УРА_ПАТРИОТ. ВАШ УРОВЕНЬ ПОЗНАНИЙ-УБОГ.НЕОЧЕМ МНЕ С ВАМИ СПОРИТЬ.ИДИТЕ УЧИТЬ УРОКИ.
                      1. 0
                        10 марта 2018 17:01
                        Резун доводит до абсурда описание РККА и т.к. это абсурд, предлагает поверить в противоположное, но это тоже абсурд.
                        поймите это.
        2. 0
          5 марта 2018 14:30
          квалификация разведки была та еще
          они дали 5 точных дат нападения на СССР и никак не увязали их с условиями отмены, а ведь это было! Например, из-за неудач Италии в Греции почти на месяц отложили нападение на СССР. В основном, из-за обрывочности информации, отсутствия контекста и были проблемы с анализом данных и их применением.
          Выше вы описали донесение про немецкие тяжелые танки - описан французский танк.
      2. +1
        5 марта 2018 15:15
        Не надо цитировать Виктора Суворова. Он большой человек на букву "Г", кроме слова гений.
        1. 0
          6 марта 2018 19:19
          не надо судить о мнении человека по навешанным на него ярлыкам .это уровень подподьездных бабушек.это я про суворова.
          1. +1
            6 марта 2018 19:56
            Цитата: Штэффан
            не надо судить о мнении человека по навешанным на него ярлыкам .это уровень подподьездных бабушек.это я про суворова.

            А на него (Резуна, который совсем не Суворов) не надо никаких ярлыков вешать, но и так предатель.
            1. 0
              7 марта 2018 12:33
              предатель априори некомпетентен в исследованиях войны?в каких еще областях "предатели" некомпетентны??только для коммунистическо-большевистских ура-"патриотов" предатель - это всесторонняя оценка идей и исследовательской работы человека мнение которого не вписывается в официальное русло пропаганды.или попросту говоря:ЕСЛИ НЕ МОЖЕШЬ ОПРОВЕРГНУТЬ-ПРОСТО ОБЬЯВИ ПРЕДАТЕЛЕМ.А ПРЕДАТЕЛЬ ВЕДЬ НИЧЕГО ХОРОШЕГО НЕ НАПИШЕТ.А ВОТ ВАШ УРОВЕНЬ ПО ПИРАМИДЕ ГРЕМА.- -НАВЕШИВАНИЕ ЯРЛЫКОВ-ЭТО ПЕРЕХОД НА ЛИЧНОСТИ.
              1. 0
                7 марта 2018 16:23
                Цитата: Штэффан
                предатель априори некомпетентен в исследованиях войны?

                Именно так, некомпетентен.
                Цитата: Штэффан
                СЛИ НЕ МОЖЕШЬ ОПРОВЕРГНУТЬ-ПРОСТО ОБЬЯВИ ПРЕДАТЕЛЕМ.

                Его давно опровергли, сними шторы с глаз.
                1. 0
                  8 марта 2018 18:29
                  ииии....??где кто и когда???какие ваши доказательства????
                  1. 0
                    8 марта 2018 18:48
                    Цитата: Штэффан
                    ииии....??где кто и когда???какие ваши доказательства????

                    Доказательства - для тех кто видит и хочет увидеть - полный интернет.
                    Обращу ваше внимание сто Суворов Александр Васильевич взял безвестную фамилию и прославил её, а Резун взял фамилию великого человека чтоб люди поверили его лжи, и опорочил её, подлая мерзкая натура - этот ваш Резун, как и его последыши.
                    1. 0
                      9 марта 2018 20:02
                      ГДЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА???ВЫ БРЯКНУКИ-ТЕПЕРЬ ОВЕЧАЙТЕ,ГДЕ?ССЫЛОЧКУ МОЖНО??ИЛИ ВАШИ СЛОВА ......КАК ДУРНОМУ З ГОРЫ КОТЫТЬСЯ????
                      1. 0
                        9 марта 2018 20:30
                        Ссылка - это ведь не только адрес в интернете. Вот если бы вы хотели разобраться - вы бы просто ввели в поисковик - "опровержение ледокола"- но вы же не желаете разбираться, вам надо насрать на Россию.
                        Данный вопрос уже поднимался на данном сайте с ссылками и доказательствами - ищите.

                        Пы Сы какие доказательства вам нужны? Вам нужно доказывать что Резун никакой не Суворов? Или нужно доказывать что он предал свою страну?
              2. +1
                9 марта 2018 19:08
                предатель априори некомпетентен

                предателю априори нельзя на слово верить. Вы хоть одну его ссылку на реальный документ попробовали проверить? не на название документа, а на то, что там написано?
          2. +1
            9 марта 2018 19:01
            да какие нафиг ярлыки??? вы не выводы, а исходные его хоть пытались анализировать?
            он же на КАЖДОЙ странице или в прямую врет, или нарушает логику в выводах, или аппелирует к "бытовому опыту" читателя, который уж точно знает, что означает то или это.
            сплошное вранье.
    3. 0
      3 марта 2018 01:06
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Неудивительно что арабы повторили (как скопировали) наши ошибки в 1941 году.

      "Наши ошибки" повторили евреи, победив численно превосходящего противника.
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      чем то напоминает 1941 год.

      Ничем не напоминает. Красную армию немцы громили количеством а не качеством, в итоге - проиграли.
      1. 0
        5 марта 2018 14:34
        в 41-м у немцев был целый ряд преимуществ, из-за чего так трудно было - и подавляющее количественное превосходство на границе, и логистическое, и расположение РККА, и управление+связь, и количество, и обученность и качественное превосходство (легкие ПТО, авиация, радиосвязь, транспортировка артиллерии и пехоты и т.д.)
        У РККА было всего 2 козыря в 41-м - большое количество разной техники (которую так и не смогли применить более чем на 15-20%) и ТТХ новейших танков.
        еще небольшим плюсиком были 3 тактические линии обороны (2 разоруженные и 1 новая)
        1. 0
          5 марта 2018 20:08
          Цитата: yehat
          еще небольшим плюсиком были 3 тактические линии обороны (2 разоруженные и 1 новая)

          Линии обороны не помогли ни французам ни финнам, и для Красной Армии не являлись преимуществом.
          1. 0
            9 марта 2018 18:52
            однако, именно на них немцы огребли очень не плохо - и на линии Сталина, и на линии укреплений вокруг Киева. и на укреплениях под москвой и в других местах
        2. 0
          9 марта 2018 22:59
          превосходство было у ркка в людях,в авиации,в артиллерии.у немцев ВСЯ арта на КОННОЙ тяге.у нас гусеничные тягачи и авто.
          1. 0
            10 марта 2018 17:08
            "ВСЯ" немецкая арта использовала только одниз трофейных фр. и англ. танкеток почти 2000 штук плюс около 1500 отличных тягачей своего производства.
            плюс трофейные грузовики плюс немногопольского и чешского транспорта плюс венгерские танкетки плюс инженерные списанные танки плюс бронетранспортеры, которых было около 20000 штук плюс часть разведывательных машин и броневиков.
            а вы про лошади...
            да, у них были лошади, но у немцев были РАЗНЫЕ дивизии - были укомплектованные для быстрых маршей. РККА к началу войны смогла укомплектовать только одну механизированную дивизию. У немцев таких было 7 и это были дивизии, которые вдвое превышали по численности советскую.
            1. 0
              11 марта 2018 12:08
              Для сравнения – в пехотной дивизии Вермахта, где большая часть артиллерии была на гужевой тяге (лёгкие 105-мм гаубицы без труда транспортировались упряжками, а тяжёлые 150-мм гаубицы были, в отличие от наших 152-мм М-10, разборными под ту же гужевую тягу), имелось всего 62 трактора.http://alternathistory.com/pogovorim-ob-
              arttyagachakh-rkka-chast1-surovye-realii?page=2
  2. +7
    2 марта 2018 06:06
    Автор, а что за пассаж по поводу победы Красной Армии в Битве под Москвой? Ее не было? Я что-то пропустил? Автор учил историю по работам доктора Геббельса?
    1. +4
      2 марта 2018 06:11
      Автор, а что за пассаж по поводу победы Красной Армии в Битве под Москвой? Ее не было?

      Думаю автор просто погорячился и нашел неудачное сравнение what ...конечно с историческими параллелями надо быть поаккуратней.
      1. Комментарий был удален.
    2. +7
      2 марта 2018 06:18
      Автор имел в виду, что Арабы в пропагандистких целях выставляют войну 73 года по значимости как победу РККА под Москвой.
  3. +8
    2 марта 2018 06:42
    Судя по действиям военного руководства Израиля, "операциям на упреждение", развитие спецопераций, развития авиации и различных систем вооружений и пр. - израильтяне продуктивно "извлекли уроки". Это достойно уважения и изучения.
    По российским меркам - это конечно не война. Максимум - диверсионные операции, ограниченный конфликт. У России нет своего "США" за спиной.
    п.с. Сложно воспринимать пафос автора про "катера", "вертолеты" и пр. wink
    1. +7
      2 марта 2018 07:23
      Цитата: samarin1969
      Судя по действиям военного руководства Израиля, "операциям на упреждение", развитие спецопераций, развития авиации и различных систем вооружений и пр. - израильтяне продуктивно "извлекли уроки". Это достойно уважения и изучения.
      По российским меркам - это конечно не война. Максимум - диверсионные операции, ограниченный конфликт. У России нет своего "США" за спиной.
      п.с. Сложно воспринимать пафос автора про "катера", "вертолеты" и пр. wink

      Про войну на море согласен, хотя в 73-м впервые в баталиях на воде были использованы системы РЭБ.
      Опыт более менее полномасштабной современной морской войны на сегодняшний день есть только у бритов с аргентинцами.
      В остальном война Судного дня по кол-ству танков, солдат и самолётов с двух сторон конфликта это самая серьёзная разборка со времён ВМВ.
    2. +10
      2 марта 2018 17:41
      Цитата: samarin1969
      Судя по действиям военного руководства Израиля, "операциям на упреждение", развитие спецопераций, развития авиации и различных систем вооружений и пр. - израильтяне продуктивно "извлекли уроки". Это достойно уважения и изучения.
      По российским меркам - это конечно не война. Максимум - диверсионные операции, ограниченный конфликт. У России нет своего "США" за спиной.
      п.с. Сложно воспринимать пафос автора про "катера", "вертолеты" и пр. wink

      Понимаю вас. Для человека воспитанного на истории двух Мировых войн, где ТВД захватывал всю Европу, включая "бескрайние просторы" СССР, части Африки и Азии, при первом приближении, региональные войны видятся маленькими и даже смешными. Однако, если смотреть на происходящее более пристальным взглядом, можно увидеть, что по насыщенности вооружений на км. фронта, количеству тяжёлой техники, ударной и бомбардировочной авиации, живой силе сосредоточенной на столь малых площадях, плотности ПВО и пр. региональные войны не уступают многим известным сражениям. Как верно отметил Krasnodar, здесь произошло последнее крупное танковое сражение 20 века. Считается, что по количеству машин это сражение самое крупное за всю историю танковых битв после битвы на Курской дуге в 1943 году. Больше таких сражений в мире не будет. Негде, да и тактика уничтожения танковых кулаков и клиньев сегодня иная. Это у Израиля нет ни Волги, ни Урала, ни Сибири. Соответственно, некуда отступать, некуда переносить промышленность и эвакуировать население, неоткуда брать сырьё. В самой широкой части Израиль с запада на восток -- 120 км, в самой длинной -- с севера на юг -- 400. По площади -- половина Московской области. А России нет нужды иметь своего "США" за спиной, у неё и так всё есть. hi
      1. +4
        2 марта 2018 18:07
        Спасибо за неожиданно пространный комментарий... hi ...Мне всегда был интересен опыт государственности Израиля...Защита собственных интересов просто - образцовая!!...Удивился только "гражданскому" расследованию операций против арабов. То ли от глупости, то ли для "выпускании пара общественного мнения"...
        1. +7
          2 марта 2018 18:47
          Цитата: samarin1969
          Спасибо за неожиданно пространный комментарий... hi ...Мне всегда был интересен опыт государственности Израиля...Защита собственных интересов просто - образцовая!!...Удивился только "гражданскому" расследованию операций против арабов. То ли от глупости, то ли для "выпускании пара общественного мнения"...

          Я имею обыкновение давать внятные пояснения к моим статьям. hi Если вы обратили внимание, в этом "гражданском" расследовании принимали участия Ядин и Ласков -- два бывших начальника Генерального штаба Израиля. Сам глава комиссии -- Шимон Агранат был, в своё время, членом подпольной организации сражавшейся против британцев во времена их мандата в Палестине, причём, бойцом не из последних. Небенцаль служил офицером в той же организации, а после создания государства 20 лет был Государственным Контроллёром. Это такое должностное лицо в Израиле, в обязанности которого входит контроль за деятельностью исполнительной власти, государственных предприятий и учреждений, политических партий и пр. Госконтролёр также выполняет функции омбудсменa, рассматривая жалобы граждан на действия государственных учреждений. Единственный, действительно, гражданский -- Ландой. Он наикрутейший адвокат, судья Верховного суда, председатель суда на процессе Эйхмана (если знаете о ком речь). Так что, комиссия была серьёзной, все её участники с воооот таким зубами и очень уважаемые люди в стране.
      2. +1
        2 марта 2018 20:07
        Ну, читая статью о том, как легко израильтяне "побеждали" арабов на суше и на море, я искренне удивлён, откуда погибшие (и не охваченные статистикой раненые) в израильской армии?
        1. +2
          3 марта 2018 16:12
          Цитата: RomanS
          Ну, читая статью о том, как легко израильтяне "побеждали" арабов на суше и на море, я искренне удивлён, откуда погибшие (и не охваченные статистикой раненые) в израильской армии?

          Вы посетили лишь одну лекцию за семестр и желаете так просто получить "зачёт". Не получится. Покамест, "неуд". прочитали лишь одну статью из шести в этой серии. Отсюда и "искреннее удивление".
          Статистика ранений по различным источникам: Израиль 7500 -- 9000, арабские страны 30 - 50 тысяч.
      3. +1
        3 марта 2018 01:12
        Цитата: А. Привалов
        Это у Израиля нет ни Волги, ни Урала, ни Сибири. Соответственно, некуда отступать, некуда переносить промышленность и эвакуировать население, неоткуда брать сырьё.

        Однако и оппоненты у Израиля были не "третьи рейхи" и армии у них совсем не "вермахты".
        1. +7
          3 марта 2018 16:15
          Цитата: Setrac
          Цитата: А. Привалов
          Это у Израиля нет ни Волги, ни Урала, ни Сибири. Соответственно, некуда отступать, некуда переносить промышленность и эвакуировать население, неоткуда брать сырьё.

          Однако и оппоненты у Израиля были не "третьи рейхи" и армии у них совсем не "вермахты".

          Вермахту и не снилось то количество и качество вооружений, которое имели арабы. Не стОит забывать и тех, кто стоял у них за спиной, а иной раз, и воевал вместо них. Но, как говорится, не числом, а уменьем... hi
          1. +2
            3 марта 2018 16:34
            Цитата: А. Привалов
            Вермахту и не снилось то количество и качество вооружений, которое имели арабы.

            Арабам и не снилость то количество ветеранов, которое было у Вермахта. А Красной Армии не снилость то количество и качество вооружений, которое имели ервеи.
            Цитата: А. Привалов
            Но, как говорится, не числом, а уменьем..

            Именно так, кадры решают всё!
            1. +1
              8 марта 2018 18:39
              По поводу ветеранов из РККА вы явно погорячились.если более детально рассматривать вопрос с момента создания Израиля,то основная часть военных не имела никакого отношения к РККА.конечно были и ветераны СССР,но не в таком огромном количестве,чтобы серьезно повлиять на что либо.
              1. 0
                8 марта 2018 21:15
                Цитата: Korax71
                конечно были и ветераны СССР,но не в таком огромном количестве,чтобы серьезно повлиять на что либо.

                Не только СССР, но и других участников Второй Мировой.
                1. +1
                  8 марта 2018 23:29
                  Цитата: Setrac
                  Цитата: Korax71
                  конечно были и ветераны СССР,но не в таком огромном количестве,чтобы серьезно повлиять на что либо.

                  Не только СССР, но и других участников Второй Мировой.

                  Миф о "советских добровольцах", якобы принимавших участие в Войне за Независимость Израиля мы довольно подробно разбирали в нескольких комментариях к предыдущей статье из этой серии. Если интересуетесь, можно заглянуть:
                  https://topwar.ru/135359-sudnyy-den-perelom-i-zav
                  ershenie-chast-1.html#comment-id-7919079
                  1. 0
                    9 марта 2018 00:38
                    Цитата: А. Привалов
                    Миф о "советских добровольцах", якобы принимавших участие в Войне за Независимость Израиля мы довольно подробно разбирали в нескольких комментариях к предыдущей статье из этой серии.

                    Я нигде не упоминал о "советских добровольцах", их вы додумали сами.
  4. +5
    2 марта 2018 07:55
    у Израиля что ни министр обороны или премьер - то бывший танкист или спецназовец
    1. BAI
      +8
      2 марта 2018 09:21
      Поэтому у них правильное отношение к армии вообще и к любому солдату в частности.
  5. BAI
    +3
    2 марта 2018 09:19
    1. Ну на счет действий флотов - не все так однозначно.
    Менее успешными оказались попытки прорыва израильским флотом египетской блокады Красного моря. Израиль не обладал на Красном море необходимым для прорыва количеством ракетных катеров. Впоследствии армейское руководство сожалело о своей тогдашней непредусмотрительности. Также египтяне проводили минирование транспортных путей израильского флота. 25 октября, в первый день после объявления перемирия, на мине подорвался израильский танкер «Сириус» (водоизмещение 42 тыс. тонн) и затонул. Это самое большое судно, потопленное в ходе арабо-израильских войн
    Полные потери израильского флота неизвестны, известно о выведении из строя 4 катеров и потере 1 танкера.

    2. Позиция СССР:
    Однако подобные ухищрения обмануть советское руководство не могли. 4 октября после доклада разведки глава МИД СССР А. Громыко заявил: «Боже мой! Через два дня начнется война! 6 октября, по московскому времени в 14 часов! Египет и Сирия против Израиля!.. Вот не послушались нас, лезут. А чего лезут — сами не знают».

    Один из ответственных работников ГРУ ГШ вспоминал: «… мы не собирались ударять кулаком по столу. Мол, решайте сами — это ваше дело. Но мы не просчитали правильно итоги обеих войн. В 1967 году для нас неожиданным было поражение, а в 1973 году так же неожиданными были довольно успешные действия арабских армий на первом этапе. Предполагалось, что арабов быстро побьют. Мы заранее дистанцировались от них»
  6. +2
    2 марта 2018 09:44
    То есть,были в двух днях от исполнения своей многовековой мечты..и такой облом.. belay
    Был бы я евреем,тоже бы после таково на русском сайте какушата разбрасывал.. wassat
  7. +4
    2 марта 2018 11:07
    советский катер в музее Хайфа, Израильский саар музей Хайфа на прошлой неделе забрёл в Хайфе в музей ВМФ.так же осматривал и современные Саар5,не впечатлили,флот кнечно у нас не самый.
    1. +5
      2 марта 2018 11:16
      несколько снимков экспонатов .Статья очень интересная,познавательная
  8. +3
    2 марта 2018 11:53
    по ходу евреи били арабов и в хвост, и в гриву. а арабы не смотря на всю ту мощь, что предоставил им СССР, п р о с р а л и все.
  9. +1
    2 марта 2018 13:20
    Хорошее завершение цикла. Автору- респект! good
    По статье вопрос:
    15 октября 1973 года цена барреля нефти в течение 78 часов подскочила с 3, 01 доллара до 5,11 доллара, а 1 января 1974 года удвоилась и дошла до 11,65 доллара.

    Американцы сознательно пошли на ухудшение своей экономики ради будущей зоны влияния на БВ, или банально не просчитали возможные последствия?
    1. +2
      2 марта 2018 17:22
      Цитата: АнтиFREEZ
      Хорошее завершение цикла. Автору- респект! good
      По статье вопрос:
      15 октября 1973 года цена барреля нефти в течение 78 часов подскочила с 3, 01 доллара до 5,11 доллара, а 1 января 1974 года удвоилась и дошла до 11,65 доллара.

      Американцы сознательно пошли на ухудшение своей экономики ради будущей зоны влияния на БВ, или банально не просчитали возможные последствия?

      Такого массированного применения "нефтяного оружия" никто не ожидал. Европейцы мгновенно наложили в портки и всеми силами от Израиля дистанцировались. Американцы друзей не сдали, хотя заплатили за это весьма высокую экономическую цену. С тех пор, США держит национальный резерв нефти - Стратегический нефтяной резерв.
      1. 0
        2 марта 2018 20:10
        Да, секрет полишинеля кто держит американцев, за "стратегический" резерв!
        1. +2
          3 марта 2018 13:09
          Цитата: RomanS
          Да, секрет полишинеля кто держит американцев, за "стратегический" резерв!

          О, вы столь загадочны... Поделитесь, пожалуйста, этой тайной с читателями. hi
      2. 0
        2 марта 2018 23:59
        Сдается мне, что стратегический нефтяной резерв у штатов сейчас именно в Сирии. Уходя оттуда они как "правильный" гость набивают себе рот вкусностями. Наверно, это и есть распечатывание страт. запасов и сланцевая добыча? lol
        1. +7
          3 марта 2018 13:07
          Цитата: Hottabych
          Сдается мне, что стратегический нефтяной резерв у штатов сейчас именно в Сирии.

          О мудрейший Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб! Да не коснутся ваших ушей расхожие глупости, да не затуманят они ваш ум и не загадят чистоту мыслей! В предвоенные времена Сирия, да смилостивится над ней Вс-вышний, добывала около 400 тыс. баррелей нефти в день, из которых, 80% тут же потребляла сама.( Для сравнения у Ливии добыча 1.4-1.8 миллиона баррелей в день, а весь Ближний Восток производит 28.5 млн бар. в день,мировое потребление до 89 млн бар. в день). У США, да продлит Вс-вышний их годы, стратегический нефтяной резерв составляет почти 700 миллионов баррелей. Иными словами, о мудрейший, это вся сирийская нефть до последней капли за 5(пять!) лет интенсивной добычи. Своим запасом США могут питать весь мир в течении недели. hi

          Для интересующихся:
          Сирия не является транзитным хабом для экспорта нефти, там нет современно оборудованных нефтяных портов, хотя раньше там качали иракскую нефть через нефтепровод и заливали в танкера.
          Нефтяные потоки по миру из Ближнего востока идут в трех направлениях: через Аравийское море на азиатский рынок или, огибая Африку с выходом в Атлантический океан, и последний вариант – через Суэцкий канал и по Средиземскому морю на европейские рынки сбыта.

          Суэцкий канал имеет пропускную способность для танкеров до 2.5 млн баррелей в день, сегодня там пропускают примерно 1.9 млн. и запас ещё есть. В этом плане, перекрытие канала Египтом принесет существенно большие издержки на нефтяном рынке, чем проблемы с Сирией.
          Более 80% грузовых судов, которые выходят в Средиземное море не подходят к берегам Сирии. В нескольких сотнях километрах близ границы Сирии есть крупный порт на территории Турции, который объединяет нефтяные потоки из Ирака и Азербайджана – Ceyhan Oil Terminal, который имеет пиковую нагрузку до 2 млн. баррелей в день, но реально оформляет примерно 1.1 млн баррелей в день.
          В самом худшем случае, если какие-то интервенты и военные преступники попытаются взять под контроль Сирию, то на нефтяных потоках это не отразится вообще никак. Ситуация с Египтом теоретически более напряженная, чем с Сирией – там Суэцкий канал и даже Ливия имела большее значение (там добыча 1.5 млн против сегодняшних 50 тыс у Сирии).
          1. 0
            3 марта 2018 16:40
            Цитата: А. Привалов
            Сирия не является транзитным хабом для экспорта нефти, там нет современно оборудованных нефтяных портов

            Неужели кто-то ещё думает что в Сирии воюют за нефть?
            1. +3
              3 марта 2018 16:42
              Цитата: Setrac
              Цитата: А. Привалов
              Сирия не является транзитным хабом для экспорта нефти, там нет современно оборудованных нефтяных портов

              Неужели кто-то ещё думает что в Сирии воюют за нефть?

              Как видите. request
  10. +1
    2 марта 2018 15:33
    Пока арабы и евреи на ножах
    Ближний Восток отдыхает
  11. +4
    2 марта 2018 17:47
    Во время работы над статьёй натолкнулся на занятный материал по теме. Думаю, что читателям он тоже будет интересен.
    "1973 год. Советские летчики в небе Сирии."
    Участвовали ли советские летчики в Октябрьской войне 1973 года в Сирии? Кто считается "участником боевых действий"? Как и кто становится Героем страны ? Сирия : как это было и как это связано с сегодняшним днем? На эти и другие вопросы отвечает летчик-испытатель и военный журналист Мстислав Листов.

  12. +3
    2 марта 2018 17:49
    Прекрасная статья . Спасибо
  13. +6
    2 марта 2018 19:45
    Спасибо за интереснейшую серию о войне "Судного дня" никогда бы и не подумал, что материал на эту тему пойдёт у меня взахлёб.

    Но это, уже совсем другая история…

    Господин Привалов, шикарный приём со ссылкой на следующую статью love , обязательно прочту! hi

    Зная Вас, как последовательного антисоветчика, позволю себе малость позубоскалить в Ваш адрес. Так вот, читая эти строки:
    Я сам стал опосредованным свидетелем тех событий. Где-то в последних числах сентября 1973 года меня отправили в командировку из города на Волге на территорию Белорусского военного округа. Там почти месяц занимался монтажом и наладкой кое-какого оборудования в крошечном лесном гарнизоне. Вернувшись в свою часть в первых числах ноября, я не застал никого из сослуживцев.

    Моментально вспомнилась история от Губермана:
    "Год, наверное, 96–97-й. В на постоянное жительство въезжает пожилой еврей, в прошлом полковник авиации. Он проходит собеседование через переводчика, который мне это и рассказал. И на собеседовании чиновник из чистого любопытства спрашивает: «А чего вы уехали из России, вы ведь сделали такую карьеру?!» Полковник отвечает: «Из-за антисемитизма». Чиновник допытывается: «А как это вас лично задело? Все-таки вы доросли до полковника». Еврей говорит: «Смотрите, в 73-м году, когда в Израиле шла война, наша подмосковная эскадрилья готовилась лететь бомбить Тель-Авив. Так вот, представьте, меня не взяли !»
    1. +5
      3 марта 2018 13:35
      Да, Dym71, в каждой шутке есть доля шутки...

      Примерно за шесть лет до описываемых в моих статьях событий --11 мая 1967 года, всем арабоязычным переводчикам, входившим в состав военной делегации СССР в Египте, было приказано явиться в советское посольство в Каире.
      В интервью, которое один из переводчиков впоследствии дал российской газете, он рассказал:
      Что его с товарищами послали в Александрийский порт, а оттуда переправили на советское военное судно, курсировавшее в водах Средиземного моря напротив берегов Израиля. «Мы точно знали, что нас высадят в Хайфе или чуть к северу от нее, с тем, чтобы мы осуществляли связь с арабами Израиля, которые, как нам сказали, «с нетерпением» нас ждут»


      Юрий Х. в те дни носил звание лейтенанта и служил на одном из военных кораблей СССР.
      3 мая 1967 года кораблю был дан приказ покинуть Балтийское море и присоединиться к военно-морским силам СССР, включавшим подводные лодки и направлявшимся в Средиземное море.
      «Сразу же после объявления войны капитан приказал мне набрать тридцать «добровольцев» из состава команды, — рассказал X. — Я должен был дать им приказ высадиться на берегу Израиля. Примерно такие же по численности команды были набраны на всех тридцати советских кораблях, которые курсировали в Средиземном море. В общей сложности речь шла примерно о тысяче человек. Кроме того, в захвате Израиля должно было принять участие одно десантное судно — примерно сорок танков — и, возможно, пехотный батальон, дислоцированный на одном из кораблей».
      «В нашу задачу входила высадка в Хайфском порту, — вспоминает Х., — но что мы должны были там делать — я с пистолетом, а моряки с автоматами Калашникова? Нам было сказано: «Высадитесь и ориентируйтесь по ситуации. Бросайте гранаты и уничтожайте врага». Но гранаты, которые у нас были, предназначались для борьбы с подводниками, а не для боев на суше».
      Тем не менее, морально советские солдаты были готовы к выполнению этого приказа. «Тогда все было по-другому, — говорит X., — я верил в святость Красного Знамени и в нерушимость офицерской клятвы. Это была, в нашем понимании, справедливая война: наглые израильтяне напали на несчастных арабов, и мы должны были израильтян проучить. Это сейчас я умный.».

      «Вам помогут ВВС», — пообещали X. и его команде. «Как вообще летчики, находясь в воздухе, должны были нас опознать? — саркастически спрашивает он сегодня. — У нас не было ни переговорных устройств, ни сигнальных ракет — вообще ничего. Хайфский порт довольно мал, и если бы наши ВВС действительно пришли нам на помощь, они бы стерли этот порт в порошок — вместе с нами».
  14. +1
    4 марта 2018 08:18
    Цикл статей вышел интересным и познавательным. Но все портят выпады автора в сторону СССР, тупые и фактически абсолютно неверные (отнюдь не падение цен на нефть привело к обрушению страны) и явное нежелание понять арабов. Да, войну они в итоге проиграли, но в сравнении с прочими арабо-израильскими заварушками действовали на начальном этапе очень успешно, что и позволяет им заявлять о "победе". Пусть даже и в кавычках. Все же не позорище Шестидневной, проигранной в три дня. В общем слишком произраильская у автора позиция, которая не дает ему видеть хоть каике-то плюсы в арабах и их ВС.
    1. +1
      5 марта 2018 23:00
      Цитата: Molot1979
      Цикл статей вышел интересным и познавательным. Но все портят выпады автора в сторону СССР, тупые и фактически абсолютно неверные (отнюдь не падение цен на нефть привело к обрушению страны) и явное нежелание понять арабов. Да, войну они в итоге проиграли, но в сравнении с прочими арабо-израильскими заварушками действовали на начальном этапе очень успешно, что и позволяет им заявлять о "победе". Пусть даже и в кавычках. Все же не позорище Шестидневной, проигранной в три дня. В общем слишком произраильская у автора позиция, которая не дает ему видеть хоть каике-то плюсы в арабах и их ВС.

      Видимо, вы не читали все статьи серии. Там были описаны все преимущества и достоинства арабских армий. В Шестидневной войне арабы проиграли по-вашему за 3 дня. В этой, по-моему, за 10. Что же тут такого "произраильского" . Поясните, пожалуйста.
  15. +1
    4 марта 2018 12:33
    уря капитану Смолетту! ой, т.е. - автору и евреям! от года к году растет количество описаний сверхсекретных операций евреев. о взорванном мосте даже сами еврейские вояки в мемуарах не написали, с их лоюбовью каждого своего "героя" описать, што несколько странно. а через 15-20 лет напишут, что украли ракету прямо со стартового стола на Байконуре (для великих любителей точности и "диванные военов" поправляюсь тут же - на ТЮРАТАМЕ!) и благодаря этому посторили свой космодром. и особенно порадовали цифры потерь и призванных в АОИ - скока натужной трагедии и ненужного пафоса в строчках автора. у нас Великая Отечественная была. правда, благодаря таким авторам скоро выснится "Великая Сионская Правда" - во Второй Мировой победили евреи, ну и англоскасы на подхвате были, куда ж бех них-то. может, пора уже становится полноценным сайтам и не печатать такие статейки? или аффторам платят за количество букофф? есть гораздо более документальные статьи на этом же - без лишних соплей и т.д.
    1. +4
      11 марта 2018 21:28
      Цитата: раиф
      уря капитану Смолетту! ой, т.е. - автору и евреям! от года к году растет количество описаний сверхсекретных операций евреев. о взорванном мосте даже сами еврейские вояки в мемуарах не написали,

      А вы много прочли этих мемуаров? Ивритом владеете? Отож...

      Случай с Мофазом довольно известный. Мне лично Мофаз (уроженец Ирана) запомнился тем, что будучи начальником Генштаба (высшей военной фигурой страны) поехал в субботу навестить свою дочь на базе КМБ. На КПП его другая солдатка не пропустила так как у него не было пропуска на базу. Нач генштаба развернулся и уехал. fellow

      Дальнейший ваш словесный понос комментировать смысла нет.
  16. 0
    6 марта 2018 12:14
    Стратегическая ошибка арабских правителей той епохи что они хотели вьиграт войну там где Израиль их намного превосходил - в авиации, в танках и т.д.
    Если они смогли осознат и использоват опит Кореи и Вьетнама то перманентная война в регионе давно могла остатся в прошлое.
    1. +1
      6 марта 2018 13:01
      Цитата: Костадинов
      Стратегическая ошибка арабских правителей той епохи что они хотели вьиграт войну там где Израиль их намного превосходил - в авиации, в танках и т.д.
      Если они смогли осознат и использоват опит Кореи и Вьетнама то перманентная война в регионе давно могла остатся в прошлое.

      Для этого им пришлось бы сначала вырастить на территории Израиля такие джунгли как во Вьетнаме или Корее. Это для того, чтобы было где прятаться и партизанить. В голой каменистой и безводной пустыне, каковой являются 2/3 территории Израиля, не шибко перманентно с ним повоюешь. hi
      P.S.К слову, вы никогда не задавались вопросом -- на кой чёрт арабам этот крошечный клочок земли без воды, без нефти и пр. полезных ископаемых?
      1. 0
        6 марта 2018 16:38
        Действительно, зачем им эти земли. Не напомните, пожалуйста, численность арабов и евреев на этих землях перед первой алией? А после пятой? И почему британцы были вынуждены принять "Белую книгу 1939г."?
        1. +3
          6 марта 2018 17:15
          Цитата: ГУГА
          Действительно, зачем им эти земли. Не напомните, пожалуйста, численность арабов и евреев на этих землях перед первой алией? А после пятой? И почему британцы были вынуждены принять "Белую книгу 1939г."?

          Вопросом на вопрос? Вы еврей? А сколько было русских на Курильских островах до 1945? А в Кенигсберге?
          Британцы как огня боялись арабов. Однако понимали, что евреев следует бояться ещё больше. Вот и пытались, хоть как-то, от Декларации Бальфура отмазаться.
          Если бы дело было только в этом клочке земли...
          У арабов есть 23 страны с территорией где-то 13 миллионов кв.км. Что в 650 раз больше Израиля.

          Когда на футбольном поле (арабские страны) лежит спичечный коробок (Израиль), а нам говорят, отдайте ещё половинку коробка и будет всё в порядке и настанет мир на Ближнем Востоке, простите, меня разбирает смех. hi
          1. 0
            6 марта 2018 19:58
            Цитата: А. Привалов
            Вопросом на вопрос? Вы еврей? А сколько было русских на Курильских островах до 1945? А в Кенигсберге?

            Много, изначально там жили именно русские.
          2. +2
            6 марта 2018 20:26
            Самое интересное, что десятилетиями именно левая западная тусовка в связке с арабскими режимами навязывает мировому сообществу эту точку зрения. В самом деле десятки арабских стран, огромные территории, даже нефти и газа полно. Ну отдайте вы этот крохотный кусок земли тем, кто готов возделывать, холить ее и лелеять. И делать это кстати очень хорошо!
          3. +1
            7 марта 2018 14:39
            Белая книга 1939г. только подтверждала Декларацию Бальфура. Но евреи на тот момент уже хотели намного большего чем, то о чем говорилось в Декларации. Британцы никого не боялись, тем более арабов. Они очень жестоко пресекали попытки возмущения переселением евреев, вплоть до откровенной жестокости - равняли целые арабские кварталы с землей. Евреев они тоже не боялись. Им нужна была поддержка сионистов всего мира. На этом евреи и играли. Британцев погубила их откровенная жадность и уверенность в том, что они самые хитрые.
            Этот конфликт НИКОГДА не закончится. У арабов никто не спрашивал их мнения. Просто вышвырнули из их домов, где они жили поколениями.
            Современный Израиль - это не совсем то к чему евреи стремятся. Тот Израиль, который они видят в своих планах, поболее будет. И все это понимают.
            1. +2
              7 марта 2018 15:06
              Цитата: ГУГА
              Белая книга 1939г. только подтверждала Декларацию Бальфура. Но евреи на тот момент уже хотели намного большего чем, то о чем говорилось в Декларации. Британцы никого не боялись, тем более арабов. Они очень жестоко пресекали попытки возмущения переселением евреев, вплоть до откровенной жестокости - равняли целые арабские кварталы с землей. Евреев они тоже не боялись. Им нужна была поддержка сионистов всего мира. На этом евреи и играли. Британцев погубила их откровенная жадность и уверенность в том, что они самые хитрые.
              Этот конфликт НИКОГДА не закончится. У арабов никто не спрашивал их мнения. Просто вышвырнули из их домов, где они жили поколениями.
              Современный Израиль - это не совсем то к чему евреи стремятся. Тот Израиль, который они видят в своих планах, поболее будет. И все это понимают.

              Ой, да бросьте вы фантазировать. Кого и кого спрашивал в 20-е/40-е прошлого века нарезая тут из остатков бывшей Османской империи Трансиорданию, Сирию, Ливан, Ирак, Саудовскую Аравию? Здесь нет "древних" государств. Всё сплошные "новоделы". Египет стоит отдельно. Всё остальное, по меткому выражению египетского президента -- "племена с флагами". Последние свои земельные приобретения Израиль сделал 50 (пятьдесят, Макс!) лет назад, причём 90% из них уже давно отдал по мирным договорам Египту и Иордании. Конфликт тут не из-за территориальных притязаний. И что тут все, по вашим словам, понимают? Да ничего. no
  17. 0
    7 марта 2018 16:46
    Цитата: А. Привалов
    Цитата: Костадинов
    Стратегическая ошибка арабских правителей той епохи что они хотели вьиграт войну там где Израиль их намного превосходил - в авиации, в танках и т.д.
    Если они смогли осознат и использоват опит Кореи и Вьетнама то перманентная война в регионе давно могла остатся в прошлое.

    Для этого им пришлось бы сначала вырастить на территории Израиля такие джунгли как во Вьетнаме или Корее. Это для того, чтобы было где прятаться и партизанить. В голой каменистой и безводной пустыне, каковой являются 2/3 территории Израиля, не шибко перманентно с ним повоюешь. hi
    P.S.К слову, вы никогда не задавались вопросом -- на кой чёрт арабам этот крошечный клочок земли без воды, без нефти и пр. полезных ископаемых?

    1. Все таки 1/3 территории не голая пустиня. Ето немало и етой части Израиля тоже надо оборонят.
    2. Всегда етот вопрос себе задавал. Честно говоря у меня всегда била симпатия к Израиля. Маленкое современное государство вьиживающее среди враждебних и реакционних соседей. Думаю что основная проблема Израиля что он пошел на союз с США опора мировой реакции. Оттуда перманентная война в регионе. Но ето мой ответ. может бит я ошибаюсь.
    1. +2
      7 марта 2018 22:50
      Цитата: Костадинов

      1. Все таки 1/3 территории не голая пустиня. Ето немало и етой части Израиля тоже надо оборонят.
      2. Всегда етот вопрос себе задавал. Честно говоря у меня всегда била симпатия к Израиля. Маленкое современное государство вьиживающее среди враждебних и реакционних соседей. Думаю что основная проблема Израиля что он пошел на союз с США опора мировой реакции. Оттуда перманентная война в регионе. Но ето мой ответ. может бит я ошибаюсь.

      1. Допустим, (не приведи Г-сподь!) интервенты напали на вашу страну. Много они навоюют на участке между Варной и Бургасом? Какую "перманентную" войну там можно вести? Это, чтобы вы себе представляли, что такое 1/3 Израиля.
      2. Вы согласитесь со мной, что маленькие страны практически всегда следуют в фарватере политики страны большой? Что же Израилю оставалось делать, когда государство создававшееся идеалистами-социалистами при поддержке коммунистов, уже готовившееся бросится в объятия Лучшего_Друга_Физкультурников, вдруг, с ужасом увидело резкий подъём государственного антисемитизма: убийство Михоэлса, расстрел Антифашистского комитета, Процесс Сланского, Дело врачей и прочие репрессии направленные против евреев в СССР?
      К слову, 20 лет со дня создания, до 1967 года, у государства Израиль не было никакой опоры на США. Я даже написал об этом специальную статью на ВО: "Американская помощь Израилю: когда, как и зачем?"
      https://topwar.ru/120541-amerikanskaya-pomosch-iz
      railyu-kogda-kak-i-zachem.html
      1. Комментарий был удален.
  18. Комментарий был удален.
  19. +1
    8 марта 2018 19:07
    Александр,приветствую!с удовольствием прочел весь цикл статей.весьма увлекательно.обязательно буду ждать новых еще более интересных и познавательных.немного не согласен с некоторыми комментариями к статье,по части предвзятости вашего стиля изложения.с моей колокольни и на основе того материала,что мне попадался,ничего предосудительного не вижу.все же мне кажется,что во взаимоотношениях между СССР и Израилем,первый немного не на тех делал ставки.но тут уже ничего не поделаешь request
    1. +2
      8 марта 2018 23:33
      Спасибо за добрые слова, Korax71. Не осталось ли у вас вопросов по теме этой войны, или других воен Израиля?
      1. +1
        10 марта 2018 15:39
        Мое почтение hi на самом деле вопросов очень много.боюсь всех сразу даже сформулировать не смогу.но многое из ваших статей и статей профессора узнал.просто я вам уже говорил,что много наших источников довольно предвзято или однобоко освещают события.вопрос у меня такого плана?не собираетесь ли вы писать статью про действия спец подразделений по противодействию захвату заложников и действий хамаса и прочих .вы писали про захват сирийского командования,весьма познавательно.хотелось бы почитать освещение с вашей стороны ну или какого нибудь источника.
        1. +2
          10 марта 2018 16:41
          Цитата: Korax71
          Мое почтение hi на самом деле вопросов очень много.боюсь всех сразу даже сформулировать не смогу.но многое из ваших статей и статей профессора узнал.просто я вам уже говорил,что много наших источников довольно предвзято или однобоко освещают события.вопрос у меня такого плана?не собираетесь ли вы писать статью про действия спец подразделений по противодействию захвату заложников и действий хамаса и прочих .вы писали про захват сирийского командования,весьма познавательно.хотелось бы почитать освещение с вашей стороны ну или какого нибудь источника.

          В планах у меня есть рассказы о борьбе с террором. Буквально на днях выложу статью на эту тему. hi
          1. +1
            10 марта 2018 17:26
            Вот и отлично good будем следить.в пору оформлять подписку на ваши статьи yes
  20. 0
    9 марта 2018 18:46
    Цитата: Setrac
    Да мне и не надо было читать как его опровергали, вся его ложь для меня была очевидна с самого начала. Написав кучу книг он много писал какое плохое руководство было у СССР и ничего - о реальных причинах разгрома сорок первого года.

    Московским хероям слава!сразу понятно что вы НЕ читали книг этого "врага народа" слава московским большивикам,потому как в своих книгах он воспевает советских гениальных полководцев,советский ВПК(современная авиация,лучшие танки,новейшие артсистемы,механизация ,парашютные корпуса)он воспевает товарища Сталина и его гениальные задумки(хоть и ненавидит его),его харизму .его книги -ЭТО ОДА СОВЕТСКОЙ ВОЕННОЙ МОЩИ,ну это если читать между строк фильтруя эпические гиперболы насчет десятков миллионов в лагерях и расстрелянных.просто у вас эмоция давит и бомбит пукан вот вы и верещите-предатель,враг народа!!!! И ВСЕ ЕГО КНИГИ О ВОЙНЕ О НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ И ВСЕ ДОВОДЫ КАК ПРО РАЗ ПРО ПРИЧИНЫ РАЗГРОМА.если вы этого не видите-значит не хотите видеть -эмоции затуманивают вам разум,итливы не читали.человек который читал-ТАКОЕ писать не будет. и напишите мне опровергаторов суворова я ознакомлюсь,пожалуйста.
  21. 0
    9 марта 2018 19:58
    Цитата: Setrac
    Да что он там копал сидя в америке? Что Госдеп ему приказал писать - то он и писал, ничего не исследовал а лишь подгонял факты под заказанную версию

    вообщето он сидел и сидит в Британии.а вы что свечку держали когда гоздеп ему приказывал?-бред воспаленного мозга.Я ЧИТАЮ ЭТУ БРЕДЯТИНУ И У МЕНЯ УСТОЙЧИВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ЧТО ВЫ ВООБЩЕ НИХРЕНА НЕ ЧИТАЛИ и НЕЗНАЕТЕ НИХХЕРА ПРО АВТОРА.В ГАЗЕТЕ "ПРАВДА" ПРОЧИТАЛИ ЗАМЕТКУ ПРО ПРЕДАТЕЛЯ И С ТЕХ ПОР БДЖОЛЫ НЕ ГУДУТЬ.
    1. 0
      9 марта 2018 20:35
      Цитата: Штэффан
      Я ЧИТАЮ ЭТУ БРЕДЯТИНУ И У МЕНЯ УСТОЙЧИВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ЧТО ВЫ ВООБЩЕ НИХРЕНА НЕ ЧИТАЛИ

      Уважаемый, Резун начал ваять свое дерbмо не вчера, все уже давно прочтено, опровергнуто и забыто.
      Если вам нужны опровержения - просто скажите какие именно его утверждения надо опровергнуть, а так вы просто доказываете абстрактный вакуум, и я ничего опровергнуть не могу потому-что вы ничего не утверждаете.
      Ещё раз повторю - вы должны озвучить какое-либо утверждение Резуна чтоб его можно было опровергнуть, а опровергать сферического коня в вакууме никто не будет.
  22. +1
    9 марта 2018 22:21
    Setrac,
    не нужно мне на россию.вы-романтик.мечтатель.вы думаете история россии -это одни благородные свершения и чистые помыслы???вы думаете мало грязи ???вы думаете ее там нет???вы ошибаетесь.дерьма там хватает.и надо иметь мужество чтобы это признавать.у вас его нет,как и у большинства обывателей. вы истерически кричите что там все чисто как у монаха простыни.вы самообманываетесь.вы живете в иллюзиях.вы в домике.это просто плинтус.стоит ли мне опускаться до него????идите куда шли.а еще вы балабол.нету ссылок??нехер трындеть.занавес.
    1. 0
      10 марта 2018 15:15
      Аккуратнее в высказываниях.вот насчет мужества и иллюзий вы совершенно в дырочку.вот только одна беда,что флаг вашей страны как красная тряпка для быка.вас просто заплюют,вспомнят вам хунты и прочее,хотя никто не вспомнит,что от 800к до миллиона советских людей воевало в рядах вермахта.и все будут ткать галичиной и нахтигалем,в которых хорошо если 25к личного состава наберется.а по поводу резуна,то не все так однозначно.скорее всего истина где-то по середине между ним и кривошеиным.да и что то доказать лучший способ-добиться чего то сейчас.до меня дошли развед сведения,что вроде как вас даже внешний долг стал сокращаться?если так,то все нормас будет.а так-терения вам good здесь даже неопровержимые аргументы не являются доказательством.
  23. 0
    9 марта 2018 23:01
    Setrac,
    кто суворова опроверг?фамилия.книга.
  24. 0
    11 марта 2018 09:53
    yehat,
    скинте ссылочку.окуда сведенья?