Румыния в Первой мировой войне

79
В 1914 г. русские представители в Румынии отметили, что отношение к ним изменилось. Ранее неприветливое, оно стало подчёркнуто доброжелательным. Ранее Бухарест ориентировался на Австро-Венгрию и Германию – с ними был ещё с 1883 г. союзный договор. Однако румыны стали заявлять, что они не считают им себя связанным. В августе началась война - Берлин и Вена требовали выступить на их стороне, но Бухарест отказался.

В Бухаресте к этому времени решили, что лучше быть в антиавстрийской коалиции. Победа в составе этой коалиции сулила участие в разделе Австро-Венгрии. Румыния рассчитывала отхватить среди прочего Трансильванию, где проживало несколько миллионов румын. Имелась в виду не только национальная задача по воссоединению румын. Трансильвания была богаче самой Румынии, там было на что положить лапу. Кроме того, румынам очень хотелось присвоить собственность германских акционеров в своей стране.

Начавшаяся большая война вызвала в Бухаресте двойственное отношение – и опасения, и надежды. Война давала шанс добиться территориальных приращений, присоединившись к стороне, что победит. Но кто победит? Румынская верхушка очень боялась прогадать - выступить на той стороне, кто проиграет. Бухарест оказался на распутье. Если бы побеждала Антанта – то, примкнув к ней, можно было заполучить Трансильванию. Но если бы побеждали центральные державы? Тогда можно было примкнуть к ним и взять Бессарабию. Но к кому-то примкнуть надо было обязательно.



Румыны в большинстве своём желали, чтобы побеждающей стороной оказалась Антанта. Идея выступления на стороне Антанты собирала большие демонстрации, имела массу активистов и административную поддержку. Были и сторонники выступления на стороне центральных держав, но они были немногочисленны и невлиятельны. Как пример приводится румынский король (по фамилии Гогенцоллерн) – который не влиял даже на собственную супругу-антантофилку.

Осенью 1914-го пришли известия о победах Антанты в Марнской и Галицийской битвах. Разбитая австро-венгерская армия отступила. Русские войска заняли Буковину. Это дополнительно возбудило Бухарест, он ведь сам рассчитывал на Буковину, южная часть которой населена преимущественно румынами. Румынские газеты заголосили: «Пересечём Карпаты! Час пробил! Освободим братьев!»

Румыны начали переговоры на тему своего вступления в войну на стороне Антанты. Они стремились своё выступление продать подороже и торговались с цыганской страстностью. Румыны хотели получить всю Буковину, а также Трансильванию, ещё Венгрию до излучины Тиссы, сербскую часть Баната, и это ещё не всё. И всё это не за вступление в войну на стороне Антанты, а за нейтралитет, просто за то, что не выступят против Антанты. Однако, страны Антанты раздражённо ответили: Румыния может надеяться на территориальные приращения, только вступив в войну против центральных держав.

Переговоры затягивались. Даже получая уступку за уступкой, на конкретные договорённости румыны не шли. Одновременно они продолжали поддерживать контакты и с австро-германцами. Румынские представители охотно слушали посулы – что им перепадёт за выступление на австро-германской стороне. Румыния предоставила свою территорию для транзита военных грузов для Турции.

Впрочем, были и объективные причины, сдерживавшие Бухарест от того, чтобы немедля выступить за Антанту, а направлявшие его на путь двурушничества, торга и выгадывания. Одной из причин была Болгария. В 1913 г. румыны ударили в спину болгарам, воспользовавшись тем, что болгарская армия была скованна её противниками во 2-й балканской войне. В результате нападения была захвачена часть болгарской территории - южная Добруджа. После этого румыны боялись, что болгары поступят с ними точно так же — ударят в спину, когда румыны сосредоточатся против Австро-Венгрии.

Румыны на переговорах настырно требовали обеспечить их границу с болгарами. Конкретно это значило: если болгары выступят против румын — то Россия должна выступить за румын против Болгарии. Разумеется, в России никому не улыбалось воевать за румынские захваты.

Другой проблемой Румынии была слабая оснащённость её армии. Собственная военная промышленность в стране была зачаточной. Плюс ещё коррупция - бюджет, выделяемый для армии, доходил до неё не весь.

Ещё одним «затыком» для румын была проблема черноморских проливов. Румынская торговля в основном шла морем — через проливы. Если Россия утверждалась в проливах — то румынский ввоз-вывоз оказывался под русским контролем. Поэтому перспектива утверждения России в проливах настораживала Бухарест не меньше Лондона. Но весной 1915-го в проливах начались англо-французские операции и Бухарест немного успокоился.

1914-й перешёл в 1915-й. Переговоры продолжались. Тем временем весы колебались. Сербы контрударом отбросили австро-венгров. Из Италии приходили сведения, что эта «латинская сестра румын» тоже склоняется к выступлению против Австро-Венгрии. Румынские сторонники вступления в войну за Антанту развернули шумную кампанию. Но правящая группа во главе с премьером И. Брэтиану решила выждать ещё. А 2 мая 1915 началось австро-германское наступление на Восточном фронте. Русская армия была вынуждена отступать. Операция союзников в Дарданеллах закончилась поражением. В войну на австро-германской стороне вступила Болгария; Сербия была разгромлена. Румынские проантантовские энтузиасты притихли.



Бухарест решил пока сохранять нейтралитет. Вместо похода через Карпаты румыны занялись торговлей. Война взвинтила цены на зерно и скот, которые вместе с нефтью были основными предметами румынского экспорта. Австро-германцы скупали всё. Румыния стала страной типа Дании - нейтрал, наживающийся на торговле с отчаянно нуждающимися воюющими странами. Впрочем, на датских поставках в Германию нажилась не совсем Дания. Конкретно обогатилась кучка так называемых гуляш-баронов, а вот народ с чужой войны получил только трудности. Продовольствие ведь подскочило в цене не только для немецких импортёров, но и внутри страны. В Румынии эти контрасты были ещё сильнее; на австро-германском импорте нажилась лишь олигархическая кучка.

Наступил 1916-й год; в мае-июне русские войска совершили Брусиловский прорыв. Поражение Австро-Венгрии было впечатляющим. И тут в Бухаресте испугались опоздать на войну. Ведь Австро-Венгрия (или даже просто Венгрия) могла заключить сепаратный мир с Антантой – и зачем тогда кому-то будут нужны румыны?

Переговоры о выступлении Румынии активизировались. Против этого был русский генштаб - там полагали более выгодным сохранение нейтралитета Румынии. Но западные союзники, особенно французы, настаивали на вовлечении румын любой ценой. Тем более, что платить надо было не им. Людские ресурсы Франции были близки к истощению, новый фронт на Балканах должен был отвлечь хоть какие-то вражеские силы. Румыны получили согласие на свои условия вступления в войну. Но тут Брэтиану начал вымогать ещё уступки, на их согласование ушло ещё два месяца. Тем временем, Брусиловский прорыв выдохся, австро-германцы стабилизировали фронт. 4 августа 1916 Румыния, наконец, присоединилась к Антанте. 14 августа Бухарест объявил войну Австро-Венгрии, надеясь, что этим всё ограничится. Но 19 августа войну Румынии объявили Германия, а затем и Болгария.

Румынское командование разделило свои силы: 370 000 человек и 185 батарей на север против Австро-Венгрии; 140 000 человек и 80 батарей на юг, против Болгарии; 50 000 составили резерв посередине. Всего за войну было мобилизовано 1 200 000 человек.

«Генералы готовятся к прошедшей войне» (У. Черчилль). Прошедшей войной для румынского генералитета было нападение на Болгарию в 1913 г. Тогда болгарская армия была намертво скованна на других фронтах, против румын выставить было некого, и те практически не встретили сопротивления. В 1916 румыны рассчитывали на нечто подобное – не бои, а победная прогулка, пока австро-венгры скованны на других фронтах. Поначалу так и было. Но потом быстро стали нарастать осложнения, перешедшие в катастрофу.

Болгария хорошо помнила 1913-й. Болгарские войска в общем не превосходили противостоящие им румынские. Однако болгары сосредоточились против нескольких пунктов — атаки против них оказались удачными. Румынские штабы запаниковали, наступление в Трансильвании было остановлено. Центральные державы получили время, чтобы перебросить резервы на румынский фронт. В октябре началось их контрнаступление.

Румыния в Первой мировой войне


Румыны были взяты в клещи с севера и с юга. В ноябре силы центрального блока начали наступление на Бухарест. Русское командование рекомендовало румынам сохранить армию, а значит – отступить, отдав Бухарест без боя. Румынские генералы поколебались, но таки дали сражение и снова были разгромлены. 6 декабря 1916 г. немцы вошли в Бухарест. Румынская армия развалилась, на 17 декабря в дивизиях на фронте осталось 70 тыс. человек.

Остатки румынской армии откатывались на северо-восток, в Молдавию. Туда же устремились миллионы гражданских беженцев. Бегство началось в осеннюю распутицу, затем ударили зимние морозы. Большая часть запасов продовольствия досталась наступающему неприятелю, так что начался голод. За голодом и холодом пришла эпидемия тифа.

В общем, румыны выгадывали-выгадывали, да всё же прогадали с моментом вступления в войну. Выступи они в июне 1916 – они бы поучаствовали в консолидации Брусиловского успеха. Но они слишком задержались; выступив в августе – когда Брусиловский прорыв уже увяз - румыны получили быструю месть центральных держав.

Хотя Румыния позднее других вступила в войну, досталось ей не меньше других. Её население насчитывало более 7 млн. человек; потери точно неизвестны, по низшей оценке, погибли 220 000 военнослужащих (120 000 убиты в бою и умерли от ран, 30 000 от болезней, 70 000 умерли в плену), а также 270 000 мирных жителей (120 000 от военных действий, 150 000 от голода и эпидемий). По другим оценкам, погибли более 300 000 военнослужащих и более 400 000 мирных жителей – примерно каждый десятый.


Пленные румыны под конвоем турок.

К началу 1917 возникла угроза, что, преследуя бегущих румын, вражеские войска вторгнутся в южные области России. На румынский фронт было переброшено огромное количество русских войск, остановивших наступление центральных держав.

Разгром и оккупация большей части страны были, конечно, страшным потрясением для румын. Ответом стала решимость продолжать борьбу за свою страну. Румынская армия всё же не исчезла. В Молдавию отошли около 200 000 солдат, а также 80 000 новобранцев, которых мобилизовали, но не успели вооружить. В неразберихе разгрома многие могли бы дезертировать, но не сделали этого. Была проведена мобилизация на неоккупированной территории. Получив передышку за спиной русской армии, румыны реорганизовали, обучили и оснастили с помощью Антанты свою армию. К лету 1917 в ней было 460 тыс. человек.

1917-й год принёс и новые проблемы. В феврале в России произошла революция, после которой в русской армии началось прогрессирующее разложение. Благодаря ему австро-германцы летом 1917 выиграли сражение на русском фронте, после чего решили, что пора покончить с Румынией. 6 августа началось их наступление. Но румынские войска сопротивлялись достаточно упорно. Добивание Румынии требовало, как оказалось, немалой цены – больше того, что центральные державы были готовы заплатить на второстепенном для них фронте. Их потери росли, и они вынужденно прекратили наступление. На румынском фронте наступило затишье. Немцы начали перебрасывать свои войска на Западный фронт.

Но Румынии угрожал не только натиск вражеских армий с запада, но и социальная буря с востока. Победившие в России большевики ожидали, что революция перекинется и на другие страны. Румыния представлялась идеальным звеном для мировой революции - измученная войной, с уже распропагандированной русской армией на своей территории, и издавна страдающая от бедности и социального неравенства.

Румынская статистика в 1903 году зафиксировала такое положение: 7 780 крупных землевладельцев владеют 51% сельскохозяйственных земель страны, а более 1 250 000 крестьянских семей имеют оставшиеся 49%. Другие 300 000 крестьянских семей вообще не имели земли. Так что аграрный вопрос в Румынии стоял не менее остро, чем в России. И также солдат-крестьянин глухо ненавидел господ-офицеров.

Революционные комитеты русских частей, стоявших в Румынии, призвали присоединиться к революции и румынских солдат. Если бы революционное брожение перекинулось на румынскую армию, то захват большевиками власти в Румынии был бы решённым делом.

Румынская элита продемонстрировала волю и сплоченность в тяжёлое время. Раскола, подобно российскому, не было. Политическая система Румынии отличалась от российской, с её цеплявшимся за абсолютизм царём. В Румынии была конституционная монархия с уже устоявшейся парламентской формой правления. По факту, конечно, это была обыкновенная олигархия. Но всё же имелась видимость легальной возможности добиться изменений через выборы, а не разрушая всё.

Король, правительство и парламент согласовали решение: «Скажем крестьянину, что борясь за Румынию, он борется и за своё политическое и экономическое освобождение». 5 апреля 1917 король Фердинанд обратился к солдатам, обещав сразу по окончании войны провести радикальные преобразования: ввести избирательное право для всех и осуществить перераспределение помещичьих земель в пользу крестьян (умолчав об условиях – выкупе).

Румынские правители сумели сохранить свою армию. Было огромное количество дезертиров, членовредителей и перебежчиков - но на фоне развала в соседней русской армии румынская всё же осталась боеспособной и управляемой. То ли румынский солдат оказался национально более сознателен и стоек, чем русский, то ли (что, скорее всего) румыны всё же пропустили первые два года войны. Да и румынское начальство было гораздо жёстче в репрессиях. Действовал ещё и такой фактор: у большинства румынских солдат-крестьян дома и земля были за фронтом - на оккупированной территории. У русского солдата дом и земля были позади фронта, его тяга к миру, в родное село, к семье и хозяйству способствовала его восприимчивости к пропаганде и развалу фронта. Румынскому солдату, чтобы попасть домой, надо было его освободить. Ненависть к оккупантам, стремление освободить родину, препятствовало разложению, поскольку требовало организации и дисциплины.

В начале декабря 1917 румыны заключили с противником перемирие – сразу после перемирия между Россией и Германией. А затем румыны повернули свою армию в другую сторону. В декабре 1917 они начали захватывать склады российской армии; они также окружали российские части, отбирая оружие, сопротивлявшихся сразу расстреливали. Российские части не ожидали нападения, а в силу развала организованное противодействие исключалось. Румыны разоружили российскую армию на территории Румынии и захватили её огромные запасы. А в январе 1918 румынская армия вторглась в Бессарабию. Она сломила сопротивление разрозненных отрядов и этот край Российской империи был оккупирован.

В январе 1918 немцы потребовали заключения мира (то есть, капитуляции Румынии и её сепаратного выхода из Антанты и войны). Румынскому правительству пришлось вступить в переговоры об условиях. В мае так называемый Бухарестский мир был заключён. Его текст отправили королю, но тот медлил с подписанием.

Наступила осень 1918-го. Положение центральных держав стремительно ухудшалось. Войска Антанты начали успешное наступление на Балканах. Болгарская армия развалилась и капитулировала. Австро-венгерская армия разваливалась, её части покинули Буковину. Румыны поспешно двинули в Буковину свои войска, поскольку место австро-венгров там начали занимать украинские отряды. Германия эвакуировала свои войска из оккупированной части Румынии. Но всё же Румыния ещё долго не решалась вновь вступить в войну, хотя столкновением ни с какими вражескими войсками это уже не грозило. 10 ноября 1918 года румыны объявили о вступлении в войну - как раз за день до её окончания.

Румыния сохранила формально статус союзника Антанты на мирной конференции в Париже. Поначалу никаких бонусов это ей не приносило. Хозяева конференции – французы и англичане – просто игнорировали посланников из Бухареста. Румыны обнаружили, что соглашения 1916 г. с Антантой ничего не значат. Но затем их акции выросли на фоне событий в восточной Европе – революцию в России не удавалось задушить, революция произошла ещё и в Венгрии.

Румынам повезло с их спасением русской армией в начале 1917 г. Затем они уже сами сумели сохранить в тяжёлых условиях свою армию и государство. Благодаря этому по итогам войны они оказались в крупном выигрыше, увеличив свою территорию. «Госсовет» оккупированной Бессарабии в марте 1918 возгласил объединение с Румынией. В оккупированной Буковине тоже было организовано какое-то собрание, проголосовавшее в октябре за объединение. После развала Австро-Венгрии и роспуска её армии, румынские войска вступили в Трансильванию – и уже 1 декабря там провозгласили союз с Румынией. В Версале признали все присоединения, истолковав провозглашения как право народов на самоопределение.


Румынские войска в Трансильвании.
79 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    4 марта 2018 07:31
    о затем их акции выросли на фоне событий в восточной Европе – революцию в России не удавалось задушить, революция произошла ещё и в Венгрии.

    И Сербия тоже получила территории благодаря незадушенной революции в России? lol hi
    Все, кто воевал на стороне Антатнты, получили приращение территории, контрибуции и, в дальнейшем, списание долгов.
    Россия, благодаря предательству предателей мврта 1918г, получила невосполениее ничем понесенных жертв и потерь, будущие войны 1939-40г и сегодняшнюю западную границу России.
    Страшная цена.
    1. +1
      4 марта 2018 12:12
      Цитата: Ольгович
      И Сербия тоже получила территории благодаря незадушенной революции в России?

      Не думаю, что Румынию и Сербию можно обобщать в один случай. А Румыния, да, закрепила захваченные территории отчасти благодаря "красной опасности".

      Цитата: Ольгович
      Все, кто воевал на стороне Антатнты, получили приращение территории, контрибуции и, в дальнейшем, списание долгов.
      Россия, благодаря предательству предателей мврта 1918г, получила

      Да, один из смыслов стать - сравнение России и Румынии в ПМВ. Румыны продержались и выиграли.
      1. +2
        4 марта 2018 12:33
        Цитата: Ярослав 2
        Румыны продержались и выиграли.

        Вы статью внимательно читали? Румыны слились и заключили сепаратный мир с Осью - а за день до окончания ПМВ вновь храбро объявили ей войну!
        1. +1
          4 марта 2018 12:59
          Цитата: Weyland
          Вы статью внимательно читали?

          Вы спрашиваете...автора! yes
          1. +1
            4 марта 2018 15:11
            Да уж. Хотя бывает - автор сам не полностью понимает, что он написал.
            Румыны слились и заключили сепаратный мир с Осью

            В статье: румыны сперва в августе 1917 показали, что так просто их не слить. Потом австро-германцы не пытались оккупировать остававшуюся у румын территорию и уничтожить их армию. Румыны именно продержались - сохранили воссозданную после разгрома 1916 армию.
          2. +1
            4 марта 2018 15:46
            Посмотрите внимательно фото, солдат в русской форме с винтовкой сопровождает безоружных солдат в турецких головных уборах, фесках и шлемах. Вы уверены в подписи? В реквизитах фото https://commons.wikimedia.org/wiki/File:1917.03.0
            4_Le_Miroir_-_Soldati_turci_facuti_prizonieri_in_
            Dobrogea.png
            подпись в Википедии
            солдаты Отоман заключены в тюрьму румынскими войсками, 1916
            Română: Soldati turci făcuti prizonieri из Доброгоя, 1916 г.
            Дата 4 марта 1917 года
            Источник Французский журнал «Le Miroir», номер 173 от 4 марта 1917 года.
            1. +1
              4 марта 2018 18:06
              Ой. Неужели , действительно,облажался с фоткой.
      2. 0
        4 марта 2018 12:58
        Цитата: Ярослав 2
        Не думаю, что Румынию и Сербию можно обобщать в один случай. А Румыния, да, закрепила захваченные территории отчасти благодаря "красной опасности".

        Почему же? Очень даже можно: и та и та получили территории после выигрыша в составе Антанты.
        Цитата: Ярослав 2
        закрепила захваченные территории отчасти благодаря "красной опасности".

        Трансильванию и Добруджу? belay Что касается Бессарабии, то до большевиков на нее никто рот не раззевал, все началось после них.
        Цитата: Ярослав 2
        Да, один из смыслов стать - сравнение России и Румынии в ПМВ. Румыны продержались и выиграли.

        И Россия выстояла и войны-не проигрывала. Проиграли войну предатели, ударившие в спину.
        У рымын (повезло) таких не оказалось.
      3. 0
        4 марта 2018 15:54
        5 апреля 1917 король Фердинанд обратился к солдатам, обещав сразу по окончании войны провести радикальные преобразования: ввести избирательное право для всех и осуществить перераспределение помещичьих земель в пользу крестьян (умолчав об условиях – выкупе).


        я неск месяц назад так про Ник 2 написал-- и сохранил бы власть

        а полгода. с янв 18г, не подписывать сепаратный мир с центр державами --подвиг
  2. +2
    4 марта 2018 07:33
    Румыния это гиена Европы... Цыгане... Со всем своим менталитетом... А что они творили в Великую Отечественную... Да и сейчас хотелки... Молдавия и южные части Украины...
    1. +2
      4 марта 2018 09:16
      Раньше говорили что Польша гиена Европы. Потом Венгрия. Теперь Румыния. Так кто же всетаки гиена?
      1. +3
        4 марта 2018 09:42
        Да этих гиен стая.
      2. 0
        4 марта 2018 14:16
        Про Польшу спросите у Черчилля.
        А кто это говорил про Венгрию? hi
        1. 0
          4 марта 2018 15:55
          наверное адмирал Нельсон?
          1. 0
            4 марта 2018 16:02
            А во времена Нельсона была независимая Венгрия?
            Или это сарказм? what
            1. 0
              4 марта 2018 16:07
              да. шютка

              ссылаться на великих, которые часто ошибались, не всегда правильно
              1. +1
                4 марта 2018 16:08
                Так я и не ссылаюсь на великих, а объясняю что ярлыки про гиену Европы вешали не мы, а сами европейцы. hi
  3. +4
    4 марта 2018 07:43
    У румынской верхушки были " глаза завидущие, руки загрибущие,а воли в обратной пропорции". Если бы у них было больше воли,они бы вступили в войну раньше.
    Автор считает,что им надо было выступить в начале Брусиловского наступления, возможно, он и прав. Сказать, что вступление в войну Румынии помогло России нельзя, но и от ихнего нейтралитета больше выигрывали страны оси.
    В определенной степени это напоминает ВМВ, когда турецкий нейтралитет был на руку Гитлеру,а соответственно не устраивало :Сталина,Черчилля и Рузвельта
    1. 0
      4 марта 2018 09:22
      Румыны то хотели бы наверное пораньше выступить в Первую Мировую, только им надо было знать за что воюют. А то великие державы всегда вырвут себе кусок по жырнее, а более слабым только кости достаются. В войне 1877-78, румыны выступили вместе с Россией против Турции, а в конце они даже потеряли немножко своей земли.
      1. +3
        4 марта 2018 11:01
        Цитата: Meron
        румыны выступили вместе с Россией против Турции, а в конце они даже потеряли немножко своей земли.

        Они получили НЕЗАВИСИМОСТЬ, день 9 мая-день независимости Румынии 1877.Южная Бессарабия к Румынии отношения не имела-нельзя потерять то, что не имеешь.
        А вот ДОБРУДЖУ с Констанцей (главный порт Румынии до сих пор)-приобрела именно после этой войны
        1. +2
          4 марта 2018 13:52
          Добруджа, до 1878 г. НИКОГДА в истории не была румынская! Дунай веками стоял как эстественная граница между румынам и болгарам. Отдав Северную Добруджу румынам в 1877 г. Россия создала точки конфликта между православных болгар и румын. Румынский король Кароль I и румынское правительство неохотно приняли эту територию населенную 13 веками с болгарами в свое государство, боясь что дальше у Румынии будут проблемы с новосозданного Болгарского государства. Но как говорят "апетит приходит с едою"! В 1913 г. Румыния восползовавшейся от сложного положения Болгарии во время 2-Болканской войне, напала с тылу! Это была ПЕРВАЯ ВОЙНА В ИСТОРИИ МЕЖДУ РУМыНИИ И БОЛГАРИИ! При том сложно назвать ее война, так как на севере никаких болгарских войск не было! Румыни перешли через всю Южную Добруджу и Мизии дойдя на 14 км. от Софии, грабя мирного населения. Была окупированна и присоединена к Румынии и Южная Добруджа, вплоть до г.Варна! На окупированными румынам земли начались гонения и репресии болгарского населения. А что для болгарах означает Добруджа? В историческом плане эта земля для болгаров имеет значение, как Московская область для русских! ДОБРУДЖА И ЭСТЬ ПЕРВОЙ КУСОК БОЛГАРСКОЙ ЗЕМЛИ НА БАЛКАНАХ, отвоеванным 13 веков назад болгарского Кан Аспаруха от Византии! В Добруджа в 681 г. в Рождается Дунайская Болгария! В экономическом плане, Добружда является житницей Болгарии. Плодородная хлебородная равнина населенная с многочисленное болгарское население! Возбуждать апетитов румынам на юги Дуная, было огромная стратегическая ошибка для российской политики на Болканов.
          1. 0
            5 марта 2018 11:45
            Говорят, Добружа принадлежала Дакии до нашей эры. А также в начале 14 века, принадлежала Валахии.
            1. +1
              5 марта 2018 12:25
              Добруджа, как и вся дельта Дуная населяло фракийское племя ГЕТИ (лат.: getae). Геродот о них пишет: „Гети самые мужественные и справедливые среди фракийцах“. Родствеными фракийцах дакийские племена обитали нынешней Валахии и Карпатах. В до-римского и в римского периода Валахия так и называлась - Дакия. Болгария возникает задолго до возникновения Валахии. Более того почти 200 лет она владеет больше територии севернее Дуная, чем на юге. Вся нынешная Румыния, половиной Венгри, часть Молдавии были почти 200 лет в состав Болгарии. Сам болгарский народ формируется на територии Добруджи, Мизии, Фракии и Македонии, с 7 по 9 веке. Добруджа никогда не принадлежала Валахии! в 14 веке, после того как в битве при Ровине на 17 мая 1395 г. турки терпят поражение от валашкого войвода Мирчо Стары, Добруджанский деспот (феодальны титул) Иванко, пытался войти в антиосманский союз с валахам. Затея не удалась и Баязид I ликвидировал десподства взяв и разрушив крепость Калиакра, которая являлась столица этого болгарского феодального деспотства. Ныне остатки крепости являются културно-исторический обыект. Эсли вы эго посетите, можете расмотреть артефактов, надписях (они все на болгарском). Кстати в Валахии долгое время болгарский был официальны язык. На него веками проводились богослужения в православных церквей и храмы. Оно в Румынии почти до 1920 г. Кирилица была официальная писменость.
              1. 0
                5 марта 2018 12:58
                Спасибо за информацию, но вы сначало говорили: Добруджа, до 1878 г. НИКОГДА в истории не была румынская!

                А потом вы говорите что сначало оно принадлежала болгарам и только потом румынам.
                1. +1
                  5 марта 2018 15:57
                  Не вижу никакое противоречие?! request
                  Добруджа, до 1878 г. НИКОГДА в истории не была румынская!

                  Ни Валахская ни Румынская! Румыни /валахи/ считают себе наследниками и потомками даков. Даки южнее Дуная не было. Когда в 7 веке приходят прото-болгары, Добруджа, как и весь Болканский п-ов владела Византия. Поселившийсья сначало в Добруджи (Кан Аспарух) и Македонии (брат Аспаруха, Кан Кубер), дали начало Болгарского государства. О того как Северная и потом Южная Добруджа оказались в состав Румынии и до чего ето привело я уже писал. hi
                  1. 0
                    6 марта 2018 22:53
                    Странно, вот карта: https://commons.m.wikimedia.org/wiki/Atlas_of_Rom
                    ania#/media/File%3ALangThraco-Illyri.png
                    Даки вроде до балканских гор.

                    Первое государство даков: https://commons.m.wikimedia.org/wiki/Atlas_of_Rom
                    ania#/media/File%3ADacia_82_BC.png


                    Дальше, начало 15 века, Добружа в составе Валахии: https://commons.m.wikimedia.org/wiki/Atlas_of_Rom
                    ania#/media/File%3AWallachia_Mircea_the_Elder.png
                    1. +1
                      7 марта 2018 09:56
                      Спасибо! Развесилили! good Эти карты являются современными румынскими интерпретации, ничего общего не имеющие с истории. И в Румынии есть "великие ру-кры..."! Эсть ли хот одно потверждени на теззах румынских авторов со стороне авторитетные международные историки?
                      Особо развеселило "включения" Добруджанского десподства в состав Влахии! lol К 14 век. Болгария входит в период феодального дробления. Многие феодалы ползуясь ослабления центральной власти, становятся полу или независимые. Добруджанское десподство феодалу Добротицу одно из них. В 1371 г. Болгарский Царь Йоан Александр разделяет страну между своих наследников. Тырновское царство с владетел Йоан Шишман и Видинское царство с владетелем Йоан Срацимир. Несколько из западных феодалов, присягают к силному на того времени сербского царства Душана. В резултат Болгария оказывается разознена, отслаблена и лекго упадает под османское рабство.
                      1. 0
                        8 марта 2018 18:37
                        После разгрома турок войсками Тамерлана в 1402 году в битве при Ангоре в Османском государстве начинается период междоусобиц и борьбы за власть. Мирча совместно с венграми используют его для организации нового крестового похода против османов. В 1404 году он возвращает в состав Валахии Добруджу.


                        https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Мирча_I_Старый

                        Весь мир знает что Добружа была всетаки в составе Валахии, кроме болгар.

                        П.С. Я рад что вам весело.
                    2. 0
                      8 марта 2018 23:06
                      Весь мир знает что Добружа была все таки в составе Валахии

                      В вики всякое пишут. В цитируюмую вами версию нет ни один не румынский източник. Так что "весь мир", явно не знает! laughing Я даже готов согласится с того пассажа "В 1404 году он возвращает в состав Валахии Добруджу." Только вместо слово "возвращает", поставлю слово "коротковременно присоединил". При том не указанно сколько времени! Год, два? Для сравнением можете почитать русскоязычную версия вики о Добруджи, где о никакой Мирча и никаких валахских владению южнее Дуная нет ни словочко.
                      https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%B1%
                      D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B6%D0%B0
                      При том вся Влахия с Трансилвания и Бессарабия, были почти 200 лет в состав Первого Болгарского Царства.
                      Я рад что вам весело.

                      Да! Я веселы, позитивно настроенны человек! И вам пожелаю такой настрой! yes
        2. 0
          4 марта 2018 15:58
          СИЛА НУЖНА ПРОТИВ СОЮЗНИКОВ

          много раз это писал
          и румыны правы оказались в своих расчетах-- ДРУЗЬЯ ПОРВУТ СЛАБОГО "ОРУЖЕНОСЦА" НА ЧАСТИ , В СВОИХ ИНТЕРЕСАХ
        3. 0
          5 марта 2018 11:32
          После крымской войны, южную Бессарабию вернули Молдавскому княжеству, которой оно и принадлежала до этого. Уже потом Молдова обьеденилась с Валахией и сформировали Румынию. Так что это было как раз румынской территорией. Не знать такую «мелочь», автору чтатьи, очень непрастительно.
      2. +2
        4 марта 2018 14:21
        Цитата: Meron
        Румыны то хотели бы наверное пораньше выступить в Первую Мировую, только им надо было знать за что воюют. А то великие державы всегда вырвут себе кусок по жырнее, а более слабым только кости достаются. В войне 1877-78, румыны выступили вместе с Россией против Турции, а в конце они даже потеряли немножко своей земли.

        Кусок обе стороны им предложили сразу и довольно жирный, но румыны никак не могли выбрать какой пожирней и требует наименьшего приложение сил.
    2. 0
      4 марта 2018 10:54
      Цитата: Монархист
      Автор считает,что им надо было выступить в начале Брусиловского наступления, возможно, он и прав.

      Так они в войну и решили вступить только ПОСЛЕ удачи Луцкого прорыва, когда разгром А-Венгрии был, казалось, неминуем. Хотели прийти на все готовое.
      Учитывая огромное приращение территории Румынии по итогам ПМВ -они поступили верно.
  4. +19
    4 марта 2018 09:10
    на фото
    Пленные румыны под конвоем турок.

    Явно видно толпа пленных турок
    Причем судя по переднему персонажу - их ведут наши.
    Вот они - турки в русском плену: такая же форма и характерные головные уборы.



    Румынские правители сумели сохранить свою армию.
    Только не старую.
    После ряда разгромов к середине декабря 1916 г. в 12 активных румынских пехотных дивизиях насчитывалось всего 70 тыс. штыков – румынская армия фактически перестала существовать. Все что появилось потом - было воссоздано при поддержке России и Франции.
    Главным образом - России.
    1. +18
      4 марта 2018 09:54
      на фото
      Пленные румыны под конвоем турок.
      Явно видно толпа пленных турок

      Да, гонят то как раз турок
      А румынам повезло выступить на стороне победителей
      Армию потеряли, сепаратный мир заключили - но даже их не обидели.
      Ситуация с Румынией - ответ тем, кто думает о том, что Россию, вынесшую главную тяжесть ПВМ в ее ключевые периоды, обидели бы после победного завершения войны.
      1. +1
        4 марта 2018 11:20
        Цитата: Всадник без головы
        А румынам повезло выступить на стороне победителей

        Румыны воевали и на стороне побежденных, в армию А-Венгрии они были призваны с территорий, находившихся в составе А-Венгрии
        Цитата: Всадник без головы
        Ситуация с Румынией - ответ тем, кто думает о том, что Россию, вынесшую главную тяжесть ПВМ в ее ключевые периоды, обидели бы после победного завершения войны.

        Все союзники Антанты получили приращение территорий, населения, контрибуции, списание долгов и, главное, с конца 1918 г приступили к строительству МИРНОЙ жизни и восстановлению разрушенного хозяйства.
        В России же, где с войной большевики "покончили" 25 октября 1917 г, война (и гораздо страшнее ПМВ) только начиналась...
        1. +17
          4 марта 2018 11:29
          Под румынами имел в виду Румынское королевство.
          Этнические румыны конечно служили в армии Австро-Венгрии - 8 полковых округов были "румынскими" (то есть 8 полков более чем на 50% состояли из румын).
          Все союзники Антанты получили приращение территорий, населения, контрибуции, списание долгов и, главное, с конца 1918 г приступили к строительству МИРНОЙ жизни и восстановлению разрушенного хозяйства.
          В России же, где с войной "покончили" 25 октября 1917 г, война (и гораздо страшнее ПМВ) только начиналась

          Полностью с Вами согласен.
          Разве тот кто из-за рубежа призывал к поражению своей воюющей армии и призывал превратить войну внешнюю в Гражданскую - не госпреступник? Во время ВОВ его бы шлепнули и поделом.
          1. +2
            4 марта 2018 11:48
            Цитата: Всадник без головы
            Под румынами имел в виду Румынское королевство.

            Это было понятно, просто хотел акцентировать внимание и на таком казусе.
            Цитата: Всадник без головы
            Разве тот кто из-за рубежа призывал к поражению своей воюющей армии и призывал превратить войну внешнюю в Гражданскую - не госпреступник?

            Конечно преступник и не он один.
            Цитата: Всадник без головы
            Во время ВОВ его бы шлепнули и поделом.

            Так его (да и всю его семейку целиком) шлепнуть было масса оснований с 1880-х годов.
            А он в ссылке (!) катался на ....коньках, женился, охотился, выписал пианино, воды и разжирел так, что теща аж удивилась: ""Эк вас разнесло!"
            Нельзя так с врагами государства, нельзя....
            1. +17
              4 марта 2018 11:59
              Конечно нельзя, либерализм. Они то уж никого не пожалели.
              Мне кстати нравится следующий анекдот.
              Мюллер вызывает Штирлица и говорит: Штирлиц, оказывается вы - русский шпион. Вам не стыдно?
              На что ему Штирлиц отвечает: А почему мне должно быть стыдно? Ведь был же Ленин немецким шпионом - и ничего. laughing
              1. +2
                4 марта 2018 12:04
                Цитата: Всадник без головы
                На что ему Штирлиц отвечает: А почему мне должно быть стыдно? Ведь был же Ленин немецким шпионом - и ничего.

                Хорош! good
                Раньше не слышал....
      2. +2
        4 марта 2018 11:20
        Цитата: Всадник без головы
        Да, гонят то как раз турок

        А может быть. Фотку тянул с Вики, где к ней именно такая подпись (на румынском) - пленных румын конвоируют турки. Может чего напутали.
      3. 0
        4 марта 2018 16:02
        ВСЕ ОБЕЩАННОЕ ДАЛИ БЫ , КРОМЕ ПРОЛИВОВ.
        это поражение русской дипломатии , при победе армии
        а как с землей в РИ поступили бы? -
        - 16 млн штыков что получили бы???
        1. +15
          4 марта 2018 18:26
          Проливы бы сгодились и под совместным управлением держав Антанты (все лучше чем под турками). Такой Акт существовал, был утвержден сторонами
          А при наличии у России самой многочисленной армии в Европе - все б дали
          Как миленькие
          1. 0
            4 марта 2018 20:43
            я писал кипятком много раз -сила нужна против союзников
            КТО И ЧЁ ИМЕЛ (АРМИЮ.. ИЛИ В ШТАНАХ..) --ЭТО ОДНО,
            а решимость воевать против своих вчерашних союзников по ПМВ и стратегических по финансам и пром развитию и культуре( Дягилевские сезоны были в Берлине и Вене?) в теч-и последних 20 лет---ЭТО ЛОМКА ВСЕЙ МИРОВОЙ ПОЛИТ СИСТЕМЫ.
            АРМИЯ ОТДЕЛЬНО ,
            ДИПЛОМАТИЯ ОТДЕЛЬНО,
            РЕШИМОСТЬ ВСЕГО ПРАВЯЩЕГО КЛАССА ПОССОРИТЬСЯ СО СВОИМИ" ДРУЗЬЯМИ "-ДРУГОЕ

            каждый блок государств сист проверяется на вшивость отдельно и по совокупности смотрится СУММА КОМПЕТЕНЦИЙ--возможности настоять на своем видении мира.

            тогда не могло быть войны или просто терок в Версале.
            А в Потсдаме была возможность и ИВС не уступил союзникам( урок выучили)

            выкатили бы" Вы нам должны ххх. зачтем их за то -то и то-то"
            мысль не закончена --не знаю как "русскую весну" свернули в 14 г. кто и почему ( и с кем)предложил не ссориться
            1. +15
              4 марта 2018 20:47
              Да кто б там что выкатил
              при такой силе
              малышей (сербов, итальянцев, румын) и то не обидели
  5. +1
    4 марта 2018 09:18
    Гиндербург говорил что были бы румыны союзниками немцев, они бы победили в первой мировой.
    1. +19
      4 марта 2018 09:26
      Гитлер говорил, что если Румыния заканчивает войну на той стороне, на какой ее и начала, то это лишь значит - что в ходе войны она перебежала (то есть поменяла союзников) 2 раза laughing
      Вспомнилась интересная фраза)
      1. +1
        4 марта 2018 10:44
        Вроде первую мировую с Антантой начала войну, с Антантой и закончила. И раньше не припомню что бы румыны меняли сторону конфликта. Так что либо гитлер брешет, либо вы.
        1. +1
          4 марта 2018 12:38
          Цитата: Meron
          И раньше не припомню что бы румыны меняли сторону конфликта.

          Сторону отчетливо меняли они в ВМВ - а в ПМВ они заключили сепаратный мир, а за сутки до окончания ПМВ вновь героически вступили в войну! То же - и Италия в ВМВ
          1. 0
            5 марта 2018 11:49
            Наверное вам понятно что гитлер не мого говорить то что до этого никогда небыло.
      2. 0
        4 марта 2018 16:04
        все это зная, Паулюс лез в Сталинград, подставляя свои фланги под румынск заслоны

        вот сумасброды!
    2. +2
      4 марта 2018 11:25
      В Румынии тоже тогда говорили: если мы выступим на стороне австро-германцев - то они выиграют войну. Думаю, что, как и Гинденбург, они преувеличивали.
    3. 0
      4 марта 2018 14:24
      Цитата: Meron
      Гиндербург говорил что были бы румыны союзниками немцев, они бы победили в первой мировой.

      Вы уже не первый раз это пишите.
      А не могли бы скинуть ссылочку где эту ахинею приписывают Гиндербургу? hi
      1. 0
        5 марта 2018 12:02
        The German high command was seriously worried about the prospect of Romania entering the war, Paul von Hindenburg writing:

        It is certain that so relatively small a state as Rumania had never before been given a role so important, and, indeed, so decisive for the history of the world at so favorable a moment. Never before had two great Powers like Germany and Austria found themselves so much at the mercy of the military resources of a country which had scarcely one twentieth of the population of the two great states. Judging by the military situation, it was to be expected that Rumania had only to advance where she wished to decide the world war in favor of those Powers which had been hurling themselves at us in vain for years. Thus everything seemed to depend on whether Rumania was ready to make any sort of use of her momentary advantage.[31]

        https://en.m.wikipedia.org/wiki/Romania_during_Wo
        rld_War_I
  6. +2
    4 марта 2018 09:42
    Такие союзники что и врагов не надо , Россию предали ,Германию предали ,НАТО на очереди .
  7. 0
    4 марта 2018 13:23
    До чего же румыны до чужого добра жадные...
    1. 0
      5 марта 2018 12:03
      Они ж вроде, земли населенные румынами брали
      1. 0
        9 марта 2018 16:35
        В основном так. Но сверх этого - северную Буковину (украинскую), южную Бессарабию - тоже украинскую + земли населённые венграми. Хотели ещё сербскую часть Баната + взяли же южную Добруджу, где румын было несколько процентов в населении.
  8. +3
    4 марта 2018 14:27
    Кстати! Кто подскажет- в постоянно предающей Россию Болгарии живут братушки ( оне же православные!!!) А в провославной Румынии братушек нет...
    1. +1
      4 марта 2018 15:24
      Насчёт постоянно предающих Россию болгар - это вы загнули. В ВМВ, к примеру, болгары выступили на нашей стороне. В 1944 только, но хоть так. В ПМВ болгары воевали со своими соседями из-за острейших территориальных споров. Так получилось, что эти соседи были союзниками России. Тут не предательство, а подставы ( не со стороны болгар).
      1. +1
        4 марта 2018 15:30
        "В ВМВ, к примеру, болгары выступили на нашей стороне. В 1944 только, но хоть так"
        Вы шутите?
        Тогда, следуя Вашей логике и венгры, румыны, финны, ... были союзниками СССР, а не Германии? what
        1. +2
          4 марта 2018 16:12
          Тогда, следуя Вашей логике и венгры, румыны, финны, ... были союзниками СССР, а не Германии?

          В ВМВ Болгария и СССР поддерживали норм. дипотношения, до 05.09.1944 г.! Разница между болгарам и упомянутые вами венгры, румыны, финны, была в том, что болгарская армия не отправляли на Восточны фронт и болгары против Советского Союза не воевала!
          С начало октября 1944 г. 3 болгарскии армии с общий состав полмилиона солдат взяли участия в войну против Вермахта. Первая БГА в состав 99 662 чел. даже напрямую была включенна в состав 3-украинского фронта, под командования Маршала Толбухина!
          1. +1
            4 марта 2018 16:20
            Цитата: pytar
            Тогда, следуя Вашей логике и венгры, румыны, финны, ... были союзниками СССР, а не Германии?

            В ВМВ Болгария и СССР поддерживали норм. дипотношения, до 05.09.1944 г.! Разница между болгарам и упомянутые вами венгры, румыны, финны, была в том, что болгарская армия не отправляли на Восточны фронт и болгары против Советского Союза не воевала!
            С начало октября 1944 г. 3 болгарскии армии с общий состав полмилиона солдат взяли участия в войну против Вермахта. Первая БГА в состав 99 662 чел. даже напрямую была включенна в состав 3-украинского фронта, под командования Маршала Толбухина!

            Вы понимаете, что эта мантра, про не отправляла войска, уже заколебала?
            Включите логику и подумайте.
            Болгария воюет на стороне Германии.
            Каждая поставленная на западный фронт болгарская дивизия = снятой с этого фронта германской и направленной на восточный фронт.
            Вы предоставляли территорию для размещения авиации, складов, госпиталей, транспортировки, ....
            Вы предоставляли аэродромы.
            Ваша промышленность работала на германцев.....
            И после всего этого Вы как заведённые повторяете мантру про Болгария не объявляла войну СССР? wink
            1. +2
              4 марта 2018 17:32
              Вы понимаете, что эта мантра, про не отправляла войска, уже заколебала?

              Болгария не отправляля войски на Восточны фронт и не воевала против СССР! Это ФАКТ!
              А мантры, это то что вы повторяете!
              Включите логику и подумайте.

              Это не ко мне относится. Сам воспользуйтесь от совета!
              Каждая поставленная на западный фронт болгарская дивизия = снятой с этого фронта германской и направленной на восточный фронт.

              Какой "западны фронт"? Вы с посоки мира разбираетесь? laughing
              Вы предоставляли территорию для размещения авиации, складов, госпиталей, транспортировки, ....Вы предоставляли аэродромы.Ваша промышленность работала на германцев.....

              Как все окупированные страны! О какая "промышленность" кстати говорите...?!
              И после всего этого Вы как заведённые повторяете мантру про Болгария не объявляла войну СССР?

              Завёденные те, кто повторяет ваши мантры, Ленивец... fool Ваша тысяча раз повторенная ложь, не станет правдой, как бы не старались. negative
              1. +2
                4 марта 2018 19:45
                "Болгария не отправляля войски на Восточны фронт и не воевала против СССР! Это ФАКТ!
                А мантры, это то что вы повторяете!"

                Вы издеваетесь?
                Попробуйте ещё раз перечитать мой комментарий. hi

                "Какой "западны фронт"? Вы с посоки мира разбираетесь?"
                Для германцев (и болгар) война с англичанами, сербами а потом и амерами это не западный фронт?

                "Как все окупированные страны! О какая "промышленность" кстати говорите...?!"
                Так Вы были оrкупированы?
                А кроме Вас об этом кто-нибудь знает?

                "Ваша тысяча раз повторенная ложь, не станет правдой, как бы не старались."
                Ни тештесь иллюзиями, я ни слова лжи не сказал.
                Исключительно факты.
                И не моя вина что они не укладываются в Вашу представление об истории.

                п.с. и повторяю про логику, попробуйте всё-таки включить.
                Может получится. hi
              2. +2
                4 марта 2018 23:21
                Нельзя быть наполовину беременным.
                Так что определитесь, Вы были союзником Германии (а Вы именно ими и были) или не воевали против СССР?
                Ваше официальное объявление войны не стоит даже бумажки для сортира.
                Важно Ваше участие: Каждая поставленная на западный фронт болгарская дивизия = снятой с этого фронта германской и направленной на восточный фронт.
                Вы предоставляли территорию для размещения авиации, складов, госпиталей, транспортировки, ....
                Вы предоставляли аэродромы.
                Ваша промышленность работала на германцев.....
                1. +1
                  6 марта 2018 16:14
                  1) Мы были союзником Германии - факт.
                  2) Мы находились в дипл. отношениях с СССР до 5.09.1944. - тоже факт.
                  3) Болгарские войска не воевали на територии СССР - опять факт.
                  4) Советские войска вошли на територию Болгарии без жертв - факт.
                  5) Болгария воевала против немцев в составе III-го украинского фронта , своей первой и второй армиями, проявила героизм в боях около озера Балатон и закончила войну в г. Клагенфурт ( Австрия), где соприкоснулась с III-й английской армией, наступающей из Италии - опять факт.
                  Вот и сравнивайте со всеми остальными союзниками III-го рейха и делайте выводы ! hi
      2. +2
        4 марта 2018 15:56
        "В 1944 только, но хоть так."
        Тоесть тогда, когда их и их хозяев разгромили, исход ВМВ был предрешён и их помощь нафиг была не нужна (да и была она чисто символической) они выступили заодно с нами?
        Земной поклон братушкам, спасли от неменучей гибели! negative
        1. +2
          4 марта 2018 16:20
          Тоесть тогда, когда их и их хозяев разгромили, исход ВМВ был предрешён и их помощь нафиг была не нужна (да и была она чисто символической) они выступили заодно с нами?

          Не спасли от неминуемой гибели, конечно! Но сражались весьма неплохо! При собственные потери 32 тысь. болгары сумели уничтожит 78-80 тысь. немцы и значительное количество военной техники! Принос болгарской армии в разгром Фашисткой Германии признали и в Москву! 360 солдат и офицеров БГА были награждены советскими орденами, 120 тысяч военнослужащих - медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Если памят не подводит, в Москве 3 раза салютировали победах Болгарской армии! Поищите инфо сколько таких салютов было, за всей войне? Главноком 1-БГА, Ген.В. Стойчев принял участие в Парад Победой на Красной площади в 1945 г.
      3. +1
        4 марта 2018 16:08
        Насчёт постоянно предающих Россию болгар - это вы загнули. В ВМВ, к примеру, болгары выступили на нашей стороне. В 1944 только, но хоть так. В ПМВ болгары воевали со своими соседями из-за острейших территориальных споров. Так получилось, что эти соседи были союзниками России. Тут не предательство, а подставы ( не со стороны болгар).

        100% верно! good Респект к Вам, Ярослав! hi
  9. +1
    4 марта 2018 18:40
    Вообще, болгарская тема тут к месту. Болгария оказалась в противниках Антанты (и России в том числе) во многом из-за действий Румынии. В 1913 произошёл захват румынами части болгарской территории. Перед болгарами стала задача возвращения территории. Россия в этом содействовать не могла, поэтому болгары приняли сторону немцев. То есть, была подстава со стороны румын, толкнувшая Болгарию к австро-германцам.
    Надо смотреть на 1-ю и 2-ю Балканские войны - из них видно - почему болгары в итоге оказались германскими союзниками. А не просто "братушки-небратушки".
    1. +1
      4 марта 2018 18:49
      В 1913 произошёл захват румынами части болгарской территории. Перед болгарами стала задача возвращения территории.

      Аналогично произошло с Македонии, окупированной Сербии и Греции. В том же 1913 г. Болгария вынесшая на себе основную доли в войну против Турции, оказалась в положением отбиватся от коварного сговора своих бывших союзниках! Милионы болгары попали в окупация, более безмилостная и жестока, чем турецкой. Как пример дам факта, что болгарское население в Османской империи имело хоть права создавать свои училища, где дети училис на болгарском языке. В 1870 г. султан Абдул Азис провел плебисцит и разрешил болгарам учредить своя Православная Экзархия. Все ето было ликвидированно, новыми окупантами - греки, сербы и румыни. По уровень гонениях над болгарского населения они превозошли турках. У болгаров оставшие в Свободной части Отечества, не стоял выбор "на какая сторона будут воеват в ПМВ"! Для них вопрос стоял так: "Кто будет наш союзник, в нашей Справедливой каузе?"
    2. 0
      5 марта 2018 12:07
      Болгария стала союзником Центральных Держав в 1915 году. А Румыния начала войну только в 1916 году. Так что Румыния тут никаким боком. Болгария начала боевые действия против Сербии.
      1. +1
        6 марта 2018 16:18
        Было за что воевать против Сербии ( см. 1885 г., 1913 г.)
        1. +1
          6 марта 2018 16:42
          И немало... Как знаю, самые беспособные болгарские военные части, были как раз из уроженцев с окупированной сербам Македонии.
          1. +1
            6 марта 2018 22:42
            Македония это Болгария, Кипр это Греция, Черногорье это Сербия, Молдавия это Румыния.
        2. +1
          6 марта 2018 22:40
          Согласен. Повод войны против Антанты была Сербия а не Румыния
          1. +1
            9 марта 2018 16:31
            Поводом для болгар выступить против Антанты была и Румыния тоже. В соглашении с Германией об этом указывалось: если Румыния вступит в войну на стороне Антанты - то после разгрома румын Болгария должна была получить южную Добруджу (в чём немцы обязались помочь). То, что Румыния выступит за Антанту (рано или поздно, но выступит) на момент германо-болгарского соглашения уже мало кто сомневался.
            1. 0
              12 марта 2018 22:12
              Румыния вошла в войну позже Болгарии. И уверенности в том что Румыния выступит на стороне Антанты было не так уж и много. Оно вполне могла стать союзником Германии и Австровенгрии. В 63 тоже все думали что будет ядерная война, но ведь небыло. Болгария просто отметила круг своих интересов, как делают все страны перед войной.