Кто поднимет наш Крым?
В министерских кругах Крыма раскол. Министерство курортов и туризма разделилось на два лагеря. И теперь две группы чиновников перетягивают туристический канат, устраивая позорный «тяни-толкай» вместо работы по развитию отрасли гостеприимства. Это выглядит особо комично в важный выборный год, во-вторых, и после провального прошлого года — во-первых.
А между тем ситуация не улучшается вообще. Промышленность раскачивается очень медленно, а туристическая отрасль смотрит на промышленность и тоже не спешит.
Мы постараемся показать вам ситуацию и изнутри (со стороны участника рынка), и снаружи (со стороны потребителя туристических услуг).
Открытый Крым?
Совсем недавно, 20 февраля, открылся туристический форум «Открытый Крым». Если бы мы написали, что 20 февраля открылась туристическая выставка «Открытый Крым», то вовсе бы не соврали: министерство туризма не смогло определиться с названием мероприятия.
На сайте министерства говорится о форуме.
А на сайте туристского центра министерства курортов и туризма это уже называется выставкой.
Видимо, для одного министерского клана это целый форум, а для другого – заурядная выставчишка. Мы этого не узнаем, но ощущение того, что в министерстве курортов и туризма Крыма что-то не так, – явственное.
Далее другая странность. Оказывается, форум-выставка проводится не в одном месте, как это бывает обычно ввиду упрощения логистики экспонентов и участников (среди которых некоторые не из Крыма).
Форум-выставка разорвана на две (опять же) части: одна площадка в Симферополе, вторая — в Ялте. Публика, мягко говоря, не в восторге от такой «размазанности», но что поделать: война кланов не спрашивает у публики, тем более, когда идет передел.
Забавным выглядело заявление нового министра туризма республики Вадима Волченко, выступавшего перед полупустым конференц-залом в Симферополе: «Мы организовали такой масштабный туристский форум впервые в столице Крыма, в новом международном выставочном центре, и это – маленькая, но революция для турбизнеса».
Эта реплика — словно черная метка для противоборствующего клана, который делал выставку по старинке в ялтинском замшелом «Интуристе», а слова про «маленькую революцию» словно должны донести до конкурентов мысль о серьезности намерений.
Новый старый экспоцентр
Отдельно нужно сказать о «новом международном выставочном центре». Рассказ о нем нужно начинать аж с 6 века, из истории Тавриды.
Давным-давно, в средние века, началось освоение византийцами горных районов Крыма. На высоких вершинах военные архитекторы взводили пещерные города, превращая в руины языческие храмы тавров. Одним из ярких примеров подобных городов является городище Мангуп, на котором в те годы располагалось княжество Феодоро.
В одной из сотен пещер этого города можно с легкостью увидеть, как со временем изменялось предназначение высеченных в камне пустот. Из места хранения зерна пещера превращалась в стойло для овец и коз, затем через года она становилась сараем для хранения домашней утвари, а еще через время – христианским храмом.
Так и помещение, в котором расположился выставочный центр «Connect center» в Симферополе, еще несколько лет назад было строительным магазином «Нова лiнiя» древних укров, выкопавших море. Для нас, например, основным мотивом посещения выставки-форума стало именно любопытство: каким образом торговый центр на отшибе за объездной дорогой можно превратить в экспоцентр?
Трансформация торгового центра в выставочный
Этот экспоцентр неожиданно появился совсем недавно. А сделала его команда во главе с канадским французом, которого зовут Седрик Виллиам Белл. Восемь лет назад он познакомился с крымчанкой Евгенией, женился на ней и переехал в Крым. Команда Седрика несколько лет выпускает журнал «Crimea holiday» и организует винные фестивали.
Да, господин министр!
Экс-министр курортов и туризма РК С. Стрельбицкий
За время нахождения Крыма в составе России на посту министра туризма побывало уже три человека. Про первого, точнее, первую, Елену Юрченко, говорить уже неинтересно. Второй, Сергей Стрельбицкий, запомнился тем, что вместо развития туризма на полуострове создавал различные ассоциации туроператоров с платным членством, а любимым занятием министра было пафосное произнесение на туристических выставках торжественных речей в духе «Мы рады сообщить вам, что в этом году Крым посетило 5 млн человек, это на 500 тысяч больше, чем в предыдущем!»
Хотя ждали от него всегда стратегии развития индустрии, но, к сожалению, не дождались. Помню, мы упрашивали Стрельбицкого проработать вместе с туроператорами, привозящими в Крым китайцев, нормативные документы, регулирующие в республике поведение экскурсоводов, даже предлагали законопроект. Но уговорить заняться этим делом так и не смогли. А на бесплатную помощь в переводе материалов министерства на китайский язык он вообще отреагировал своей очаровательной улыбкой и занялся другими вопросами. А китайцы проявляют весьма неслабый интерес к Крыму, причем в историческом плане. И готовы толпами ехать и платить.
Надо говорить, что такое толпа китайцев, желающих посмотреть на историческую дачу учителя самого великого Мао? В количественном отношении?
Действующий министр курортов и туризм РК В. Волченко
Новый же министр, Вадим Волченко, в своей речи, обращенной в основном к журналистам, а не к посетителям форума-выставки, говорил о своих надеждах на лучшее. А когда он недавно заявил, что в 2017 году Крым посетило 5 млн. человек, слушателей настигло чувство дежавю, не хватало только очаровательной улыбки.
Проведение выставки
О проведении выставки-форума в гостинице «Интурист» мы рассказывать не будем, так как это обычная постсоветская традиция, не выдающаяся ничем. Нам интересна именно симферопольская составляющая.
Выставка-форум в новом экспоцентре «Connect center» была организована на уровне студенческих инициатив. Было три зоны: главная сцена при входе, конгресс-зал со спикерами и непосредственно зона со стендами выставки. Человеку, впервые оказавшемуся в этом здании, было очень сложно разобраться, где что. Навигация подводила. Мы видели много метавшихся людей, бегающих по коридорам бывшего торгового центра.
Отдельным пунктом была выдача бейджей участникам. Их выдавали практически в середине дня, так как с дизайнерами случались сложности и вовремя привезти раздаточный материал организаторы не смогли.
Конгресс-зал с главными спикерами
Начало тоже было впечатляющим. Вроде бы первым важным событием было открытие форума, но народа у главной сцены было очень мало. Мы прошли в зал, где перед наполовину заполненными стульями сидели серьезные люди (министр, глава Ростуризма, постпред Крыма при президенте), и очень тихо и неинтересно рассуждали о праздном, включая цены на авиаперелеты в Крым, которые в этом году стали просто космическими.
Удивило то, что у людей, занимающих ключевые места в локомотиве развития полуострова совершенно не горят глаза. Они больше напоминали уставших от рутинной деятельности номенклатурных чиновников районного центра. На громадных экранах за спинами спикеров на протяжении всего их «разговорного выступления» висела застывшая надпись «Открытый Крым», не сменившись ни слайдами прекрасного будущего, ни даже видами Черного моря. Все было очень формально.
Главная сцена и отсутствие зрителей
«Веселее» было у главной сцены. Там шли презентации инновационных проектов, которые уже сейчас начали менять туриндустрию Крыма. Молодые ребята из Сибири и Черноземья рассказывали о сайте с искусственным интеллектом, который максимально точно подбирает крымские предложения для туристов, позволяя распланировать поездку «от и до» по времени и средствам.
Выступления у сцены были намного живее монотонной речи уважаемых спикеров в конгресс-зале. Но поразило нас то, что у этой главной сцены не было ни одного зрителя! Организаторы не смогли правильно распределить потоки посетителей. До выступления спикеров почти никто не доходил, потому что далеко, а у сцены никто не задерживался, воспринимая ее как второстепенную площадку.
На этой же сцене представили проект информационного портала о Крыме на 4 языках. Вела презентацию петербурженка на русском, итальянском, французском и английском языках. Развитие новостного портала, прорывающего международную информационную блокаду Крыма, по логике, должно было обсуждаться с министрами, как главными стратегами индустрии. Но презентация прошла в пустоту, в фойе с редкими зрителями.
Учитывая, что участие в работе выставки было платным, то выступающие оказались униженными по полной программе – и материально, и морально. В итоге, и деньги за участие в форуме были потрачены зря, и интересные презентации делались в унизительной обстановке отсутствия зрителей, с успехом обеспеченной организаторами – министерством туризма Крыма. Интересно, подадут ли выступающие в Роспотребнадзор за услугу, оказанную не в полной мере?
Накипевшее
Интересно, понимает ли руководство полуострова, что пока они будут и откровенно «сливать» важнейшие форумы и выставки, посвященные главному потенциалу республики, туристическому, Крым так и будет оставаться «улавливающим тупиком» – местом, куда едут отдыхать бюджетники по путевкам, бабушки, не переносящие авиаперелеты, и бедные студенты, которым не хватает денег на Турцию или Египет?
Хотя, простите, хватает. Это мы переборщили слегка. Увы, но факт, что по стоимости Крым снова впереди планеты всей и спасти сезон 2018 могут только срочные заградительные меры в отношении Турции, Египта и Таиланда.
А у нас все спокойно. Все по-прежнему.
И чей Крым в плане забытости в отношении цен авиаперевозчиков, например, и банков в частности?
Невооруженным взглядом видно, как много сил тратят министерские чиновники на внутреннюю подковерную борьбу за власть, тотально игнорируя свои обязанности, доводя до пошлой формальности стратегические события.
Статистика туристического потока в Крым совершенно не показатель успешной деятельности министерства туризма. И озвучивать ее должны статисты, секретари, замы, но никак не министр. Министр должен выдавать стратегию, которая приведет на полуостров 10, 20 млн туристов. Министр должен рисовать невероятные перспективы, образы Крыма будущего, в котором пляжи безупречны, персонал талантлив, цены демократичны…
Не должен министр туризма Крыма приписывать в заслуги своему ведомству Керченский мост и трассу «Таврида»: все эти мегапроекты создала большая Россия. А республиканские менеджеры должны, воспользовавшись этим шансом, построить на полуострове город-сад. Не менее!
Хочется обратиться к министерству курортов и туризма республики Крым. Если вы глухи к малому бизнесу, являющемуся в успешных городах России ядром развития территорий, так прислушайтесь хотя бы к указам президента, который уже задал единственно верное направление. Зачем браться за то, что вы не любите? В общем, как сказали бы народовольцы, развитие или смерть!
А пляжи в этом году покажут, насколько мы были не правы…
Информация