Военное обозрение

Подземная база подводных лодок в Балаклаве — Объект 825

7
В 15 километрах от Севастополя, между мысами Фиолент и Айя, раскинулось одно из старейших поселений Крыма — Балаклава. Кроме уникальных памятников природы, здесь сохранились следы генуэзской крепости Чембало и древних храмов. Но больше всего поражают мощные подземные сооружения с огромным количеством лабиринтов и 600-метровым каналом для прохода атомных подводных лодок.

В 50-е годы, в самом начале холодной войны , СССР и США — постепенно наращивали арсеналы атомных бомб, боеголовок, ракет и торпед, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берия секретный приказ: отыскать такое мест, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. Выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили , его название на карте Крыма больше не упоминалось.

Проект балаклавского подземного завода по ремонту подводных лодок Сталин рассматривал и визировал лично.

База подлодок или объект 825 кратко:

начали строить в 1957, завершили в 1961;
строили сначала военные, потом присоединились Московские, Тбилиские и Харьковские метростроители;
завод и арсенал противоатомное убежище первой категории на 3000 человек и автономностью 30 суток
Толщина скального грунта над объектом 126 метров в высшей точке;
в режиме убежища в канале базировалось 9 (8+одна в доке) лодок проекта 613 и 633;
Длина канала 505м; ширина водной поверхности от 6 до 8,5; глубина от 6 до 8,5
комплекс брошен в 1995 году, музей открыт 3 Июня 2003 года
завод и минно-торпедная часть для посещения закрыты. Показывают ареснал, док, канал в районе дока.
Общая панорама Балаклавской бухты. Выход в Черное море, порталы, город и просто красивый вид... В центре — гора, под который и находится арсенал, канал и завод для ремонта, обслуживания и экипировки подводных лодок.

Подземная база подводных лодок в Балаклаве — Объект 825


Портал для выхода лодок в Черное море



Вход в Арсенал



Подземный завод строился в противоатомном отношении I категории устойчивости с пробивкой скального грунта высокой степени защищенности и обеспеченности. Он имел большие производственные площади, в том числе сухой док и подводной канал для одновременного захода восьми подводных лодок (как в надводном, так и в подводном положении). Вся заводская инфраструктура была полностью изолирована от внешнего мира с помощью перекрытых подводных шлюзов. Боевые лодки ремонтировались в автономном режиме и выходили через специальный канал прямо в открытое море. В целях конспирации в подземный комплекс впускали и выпускали только по одной субмарине и только в ночное время. Поэтому сосчитать количество лодок, на которых к тому же часто меняли бортовые номера, в Балаклаве было почти невозможно.



Входной портал. Справа — вход на завод и в минно-торпедную часть



В скальную штольню субмарины забирались своим ходом через канал длиной более 600 метров, глубиной — 8,5. Это уникальнейшее сооружение располагается как в подводной части Балаклавской бухты, так и на уровне воды в скале, высота которой достигает 126 метров. Рядом размещались производственный цех и подсобные помещения общей длиной в 300 метров. Самый большой диаметр штольни — 22 метра. Со стороны бухты вход в штольню перекрывался 150-тонным плавучим ботопортом, который всплывал после поддувания воздухом. Это позволяло полностью «закупоривать» подземный объект. Такой же ботопорт, но только меньшего размера, установили в подземном сухом доке. Когда лодка входила в надводном положении, ботопорт закрывался, из него откачивали воду и доковали лодку. Выход на северную сторону также перегораживался ботопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море. Вход в тоннель с северной стороны был настолько искусно замаскирован, что непосвященный человек ни за что не обнаружит штольню даже на близком расстоянии. Таким образом, подземный комплекс был полностью изолирован от внешней среды. Его защита позволяла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн.



Рядом со штольней были построены склад ракетного оружия и хранилища ядерных боеприпасов. Подземный склад для топлива, построенный в виде подземных вертикальных емкостей, позволял хранить до 4 тысяч тонн нефтепродуктов. Под защитой многометровой толщи скального грунта из хранилища по узкоколейной дороге к подземному причалу подвозили торпеды, ракеты, артиллерийские боеприпасы и другой необходимый груз. Здесь же разместилась мастерская по профилактическому осмотру и ремонту узлов и деталей кораблей. Западный выход из канала закрывался специальным сооружением — сборными железобетонными плитами толщиной 2 метра, длиной — 10 и высотой — 7 метров.



В секретных цехах насчитывалось от 170 до 230 человек, обслуживавших док и другие инженерные системы подземного объекта. Еще 50 человек входили в подразделения водной охраны и несли постоянную службу на трех постах: на входе и выходе из тоннеля и возле дока. Общая площадь всех подземных сооружений превышала 15 тысяч квадратных метров, а канал, по которому проходили подлодки, был шире самой Балаклавской бухты. Отдельные помещения достигали высоты трехэтажного дома...


Первоисточник:
http://www.gradremstroy.ru" rel="nofollow">http://www.gradremstroy.ru
7 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Игарр
    Игарр 20 марта 2012 21:36
    0
    Был там в 2010.
    Производит незабываемое впечатление.
    Когда хотим - строим такое...диву даться. Когда вместе были.

    Надеюсь, скоро опять будем. Вместе.
    1. Eugene
      Eugene 20 марта 2012 22:00
      0
      Нафиг она если все про неё теперь знают?Появись она опать в действии на нее пара ракет амеров точно будет при первом залпе направлена.
  2. Игарр
    Игарр 20 марта 2012 22:05
    0
    Там теперь музей ВМФ.
    Ничо так, прикольненький.
    Двери понравились...80 см бронированной стали.
    Когда-то в народ. выкладывал.
  3. Игарр
    Игарр 20 марта 2012 22:06
    0
    Там теперь музей ВМФ.
    Ничо так, прикольненький.
    Двери понравились...80 см бронированной стали.
    Когда-то в народ. выкладывал.
    1. aleksej
      aleksej 22 марта 2012 16:12
      0
      Хорошо хоть, что там музей сделали, а не заброшеную дыру, которую на металолом растаскивают. А то у нас по России полно таких заброшеных баз.
  4. Безразличный
    Безразличный 11 января 2015 00:08
    0
    Атомные лодки там никогда не базировались! Во-первых на Черном море держать такие лодки нет смысла - это лужа для таких лодок. А во вторых ширина корпуса и осадка атомных лодок, даже самой маленькой, больше ширины канала в штольне.
    Конечно, если все привести в порядок создать хорошую защиту от крылатых ракет, да и вообще современное ПВО, там и сейчас можно "хранить" лодки типа Варшавянка".
    1. Alex777
      Alex777 26 ноября 2018 16:49
      0
      Да, насчет атомных лодок в сталинские годы автор маханул.
      И вообще в Черном море с атомом как-то сложно все было.
      Варшавянки туда не влезут, а вот Лады - вполне могут. hi
  5. Архивариус Вася
    Архивариус Вася 19 марта 2019 18:33
    0
    Восстановить бы надо, атомные конечно не влезут - но и обычные лодки пригодятся. Как база/ремонт и завод - Балаклава незаменима!