Military Review

Experimental search and evacuation unit PEU-2

6
In the mid-sixties, the Special Design Bureau of the Plant. I.A. Likhachev received an order to create a promising all-terrain vehicle capable of searching and evacuating the landed astronauts. The first result of such an order was the search and evacuation unit PES-1, which was soon accepted for supply and put into small-scale production. With a number of characteristic advantages, such a machine was not without flaws. An analysis of its real capabilities has led to the launch of a new development of new special all-terrain vehicles. One of them was developed under the name PES-2.


In accordance with the wishes of the customer, the PED-1 all-terrain vehicle was an ultra-high-wheel drive platform equipped with a crane installation and a cradle for the descent vehicle. The astronauts found were proposed to be transported in the cockpit of the vehicle, and their spaceship on a special cargo platform. Until a certain time, such opportunities were sufficient, but the development of astronautics continued, and the existing technology did not fully meet the requirements.


ATV PES-2 in the museum. Photos of the State Military Technical Museum / gvtm.ru


The appearance of three-seater spacecraft, as well as an increase in the astronauts' work time in orbit, reduced the real capabilities of PES-1. To assist the crew returning to Earth, they now needed a team of rescuers and doctors. The existing four-seater all-terrain vehicle cabin, by definition, could not accommodate all the rescuers and astronauts. Search and rescue units in the very near future could need a completely new special machine with increased load parameters and an enlarged cabin.

Not later than 1969 of the year, the ZIL Special Design Bureau under the direction of V.A. Gracheva set about creating a new search and evacuation unit with the required capabilities. The main idea of ​​the second project in this area was to expand the list of tasks for a special machine. The all-terrain vehicle had to retain the possibility of transporting the descent vehicle, but it was proposed to equip it with a full-fledged passenger cabin for astronauts and rescuers.

The project received two designations. The first pointed to the purpose of the machine and its ordinal number in the line - PES-2. There was also the name ZIL-5901, which corresponded to the recently adopted car classification system. It showed that the all-terrain vehicle was developed by the Plant. Likhachev, belongs to the category of special transport and has a total mass of more than 14 t. The last two numbers showed that it was the first project of this kind after the introduction of new designations.


View of the stern. Photos of the State Military Technical Museum / gvtm.ru


The PES-2 project was faced with unusual tasks, which, however, did not require special solutions. Most of the systems and assemblies have already been tested in the framework of various pilot projects. Therefore, it was possible to do with borrowing the necessary products and using ready-made solutions. At the same time, the all-terrain vehicle should have been noticeably different from a number of existing cars. The need to organize a passenger cabin and means of transportation of the descent vehicle should have led to a significant increase in the size of the car. As a result, PES-2 could not be transported. aviation.

The ZIL-5901 project proposed the construction of a relatively large three-axle wheeled all-terrain vehicle with a full set of equipment for the simultaneous evacuation of people and space technology. To simplify the construction and operation it was proposed to widely use ready-made units. In addition, it was planned to apply a number of proven developments. In particular, the power plant and transmission were once again organized by the so-called. onboard circuit.

A new building was developed using some existing designs. It was based on a large welded aluminum frame, on which all components and assemblies should be mounted. In the central part, under the cargo platform, the frame was strengthened in accordance with the design loads. On top of the frame it was proposed to install parts of a fiberglass outer casing. The latter was supposed to provide buoyancy, as well as create the necessary closed volumes for people and aggregates.


PES-2 in comparison with the passenger "Volga". Photo Kolesa.ru


In accordance with the developments in previous pilot projects, it was proposed to use a case with an inclined frontal sheet reinforced with several longitudinal projections of different sizes. This detail smoothly mated with vertical sides, in which there were large wheel arches. The stern was made in the form of an inclined part, through a rounded section connected with the bottom.

The upper part of the case was made in the form of two separate elements. A larger front with sloping forehead and sides was a cap of the cockpit and volume for passengers. Rear casing of similar shape, but smaller sizes covered the engine compartment. Between the cabins and the engine compartment, there was a payload area covered by an awning.

Due to the large size and weight, the new all-terrain vehicle needed a powerful power plant. From the previous experimental project ZIL-E167 a system was borrowed based on a pair of petrol engines ZIL-375 with the power of 180 hp. The engines were placed in the aft compartment and connected to their own torque converters, each of which was associated with its automatic transmission. In the ZIL-5901 / PES-2 project, it was again proposed to use an onboard power distribution scheme, and therefore each of the engines was associated only with the wheels of its own side.


All-terrain vehicle overcomes an obstacle. Photo Autohis.ru


In connection with the increased loads, new gearboxes borrowed from the experienced LAZ-695ZH bus were used. The gearbox through the propeller shaft was connected to the transfer case box. From the last shaft departed, transmitting power to the airborne transmission of the conical type. Also in the transmission provided for drives for a feed jet propulsion, electric generator and hydraulic system pumps. The transmission and chassis included several disc brakes.

The design of the undercarriage for the PES-2, in general, was based on existing developments. A three-axle chassis with independent front and rear wheel suspension was used. The wheels were mounted on transverse levers connected to longitudinal torsions. The first and third axes also received controls. The wheels of the middle axle had a stiffer suspension and were mounted on the frame using relatively simple devices. Wheels with a diameter of more than 1,5 m were also borrowed from the previous project. As it was confirmed in practice, they allowed us to obtain the highest throughput in deep snow.

In the aft part of the hull there was a water jet that markedly increased the general mobility indicators. The water cannon intake window was in the bottom. The feed part niche had a round nozzle in which the propeller was placed. Flow control was carried out using a pair of vertical rudders.


Cross-country movement. Photo Autohis.ru


Slightly more than a third of the entire length of the machine occupied a large habitable compartment that could accommodate the cockpit and passenger cabin. The compartment received a developed glazing and a set of hatches. The main means of landing was a rectangular door at the back of the starboard. There were also several roof hatches. In front of the habitable compartment were placed the jobs of the driver and other crew members. The driver had a full set of controls. To search for astronauts by beacon signals, it was proposed to use the appropriate equipment. Other volumes were given for accommodation of passengers and various equipment.

Search and evacuation unit of the new model had to work in a variety of climatic conditions, and therefore was equipped with a variety of equipment. The car received air conditioning from the limousine ZIL-114, as well as six heaters from other serial equipment. In case of a long stay in a remote area, the all-terrain vehicle was equipped with a wood-burning stove and a gas stove. All this made it possible not only to save astronauts, but also to expect outside help in case of known difficulties.

A variety of products were transported in various boxes and cargo compartments to solve various tasks during the rescue and evacuation of astronauts. The crew had several radio stations, a gas-electric unit, a chainsaw and other entrenching tools, an inflatable boat and belt for the descent vehicle, a diving suit, winter clothing, medical equipment, etc.


PES-2 with a payload on the platform rises ashore. Photo Kolesa.ru


As conceived by the designers, the PES-2 all-terrain vehicle was supposed to transport not only people, but also a descent vehicle. To do this, behind the passenger cabin provided for a cargo area of ​​sufficient size. Directly on the site it was planned to install lodgements for the placement of devices of different types. As before, the descent vehicle was proposed to be fixed in place with a ring and a set of lines.

On the left side of the cargo area there were two U-shaped boom supports for working with descent vehicles. In the stowed position, the boom was placed on the platform by turning it to the right, and for work it rose and turned at the expense of hydraulic cylinders. The design of such a crane allowed the machine to drive up to the device from the side, pick it up and lift it on board. Whether the all-terrain vehicle could use a crane on the water is unknown. Probably, when landing cosmonauts on water, the descent capsule first had to be towed to the shore, and only after that to be lifted to the cargo area.

The proposal to combine cargo and passenger functions has resulted in outstanding dimensions. The length of the machine PES-2 reached 11,67 m with a width of 3,275 m and a height slightly higher than 3 m. The wheelbase was equal to 6,3 m; the gaps between the axes were equal - by 3,15 m. The track reached 2,5 m, the ground clearance - 720 mm. The curb weight of the car reached 16,14 t. The payload was 3 t, and on board it was possible to take both the spacecraft and its crew together with a team of rescuers. A large cabin allowed to transport up to 10 people.


Loading weight and space layout of the spacecraft. Photo Kolesa.ru


Due to its large size and increased mass, the ZIL-5901 / PES-2 all-terrain vehicle could not be carried by existing military transport aircraft and helicopters. Moving along the roads was also associated with certain difficulties. Because of the outstanding dimensions in all senses, such a machine, going onto public roads, needed special permission from the traffic police and escort. Having obtained the necessary documents, the all-terrain vehicle could show very high characteristics on the highway. Its maximum speed reached 73 km / h - no worse than the other samples of this class. On the water, it was planned to get the speed up to 8-9 km / h.

The construction of the prototype PES-2 was completed in April 1970. The work was completed by the centenary of the birth of V.I. Lenin. Soon, the finished prototype was put to the test, during which it was planned to test its capabilities on all possible routes and in various conditions that simulate the features of future work in search and rescue structures.

ZIL-5901 expectedly showed high performance on good roads. Despite the difficulties of an organizational nature, the all-terrain vehicle traveled without any problems on the highway, including carrying a payload. For obvious reasons, the test of equipment on rough terrain was of much greater interest. Like previous ATVs, the experienced PES-2 was sent to the most difficult terrain. Inspections were carried out on dry and muddy roads, on swampy areas, on virgin snow, etc. Also tests were performed on the water, which included both direct swimming and descent into the reservoir and ascent back to the shore. However, it was not without problems. After testing on the pond near Lytkarino, the repair of the water jet transmission was needed.

Experimental search and evacuation unit PEU-2
"Lander" on board. Photo Autohis.ru


The new car showed itself well, and according to its characteristics it was at least as good as other equipment of its class. Without any problems, the amphibious all-terrain vehicle could get to a given point on the most difficult landscapes, pick up astronauts and their descent vehicle, and then return to the starting point. Launching and ascent to the beach, regardless of the presence or absence of the spacecraft, occurred without any problems. The cabins provided sufficient comfort for the crew and lifeguards.

In general, the search and evacuation unit PES-2 in all its characteristics was not inferior to the existing system PES-1. Moreover, it had notable advantages in the context of real use. Unlike its predecessor, the new model could take on board a rescue team. The reception of astronauts did not worsen the living conditions in the cockpit. At the same time, both people and space vehicles were taken out for one flight. For all these points, the existing PED-1 all-terrain vehicle lost to the newer ZIL-5901.

SKB ZIL provided a ready-made sample and accompanying documentation to the command of the air forces responsible for conducting search operations, as well as representatives of the space industry. The technical aspects of the project were approved, but some of its features were criticized and the most negative impact on the fate of the machine. The potential customer considered that the main plus of the new technology leads to the appearance of a serious minus, due to which PES-2 is inappropriate to be taken for supply.


Rover, its creators and testers. In the cockpit - B.I. Grigoriev; stand (from left to right): E.F. Burmistrov, N.A. Bolshakov, I.I. Salnikov, V.B. Lavrentiev, V.A. Grachev, O.A. Leonov, N.I. Gerasimov, V.O. Khabarov, A.V. Lavrentiev, A.V. Borisov, P.M. Prokopenko, V. Malyushkin. Photo Autohis.ru


The main advantage of the new project was the simultaneous presence of a large passenger compartment and a cargo area with a crane. However, together with such equipment, the promising machine received large dimensions and weight, which excluded its transportation by air using existing or prospective military transport aircraft. In this respect, not the most advanced installation of PES-1 had undoubted advantages. The impossibility of airborne transport could seriously hinder the operation of PES-2, as well as worsen its potential in search and rescue operations.

Despite a number of important advantages, an overly large and heavy sample of special equipment was not accepted for supply. However, the rejection of the machine PES-2 did not hit the further development of special equipment for space and even contributed to the emergence of new projects. Taking into account the data on ZIL-5901, the specialists corrected the existing concept of the search and evacuation complex. Now, the astronauts should have been helped by two special machines at once. The first of them was proposed to be equipped with a crane and a lodgment for the descent vehicle, and the second was to be equipped with a spacious cabin for rescuers and astronauts.

Already in 1972, such a proposal was implemented in practice. On the basis of the existing amphibian PES-1 with a crane and a cradle built passenger PES-1M. Over the next few years, two samples with the nickname "Crane" and "Salon" ensured the return of astronauts home. Subsequently, new projects of special equipment were created, and this time it was again about several machines with different equipment and different roles. Universal rescue all-terrain vehicles were no longer created.


In this form, the PES-2 was waiting for the restoration. Photo Denisovets.ru


After completion of the tests, the only prototype prototype of the PES-2 all-terrain vehicle built was returned to the Zaporozhye Plant Likhachev. For a long time, a unique car stood on one of the sites of the enterprise, without any prospects. Storage in the open is not the best way affected the state of technology. This all-terrain vehicle just a few years ago, like many other samples of special vehicles developed at SKB ZIL, was a sad sight.

However, in the recent past, the search and evacuation vehicle ZIL-5901 was repaired and restored. Now it is kept in the State Military Technical Museum (Ivanovo village, Moscow region). The most interesting sample of ground-based equipment for the space program is exhibited along with many other experienced and serial all-terrain vehicles of the ZIL brand.

It often happens that the most interesting sample of equipment shows the highest characteristics and possesses ample opportunities, but any of the characteristic features closes its path to exploitation. That is what happened with the search and rescue all-terrain vehicle PES-2 / ZIL-5901. With all its advantages, this machine had insufficient “strategic mobility” and therefore was not of particular interest to the customer. However, the failure of this project did not prevent the space program of the Soviet Union. With it, the concept of the further development of search and evacuation complexes was formed.


On the materials of the sites:
http://denisovets.ru/
http://kolesa.ru/
http://gvtm.ru/
http://autohis.ru/
Kochnev E.D. Secret cars of the Soviet Army. - M .: Yauza, Eksmo, 2011.
Author:
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Cat
    Cat 11 March 2018 07: 08
    +4
    Thank you for the article!
    I was especially pleased that the prototype was not sawn, broken, or dumped. And saved. God forbid, there will be time, we need to look into the museum, I think that there are not a few such "highlights"!
  2. emwave
    emwave 11 March 2018 12: 59
    +3
    Thing! The size was impressive - in the Ministry of Emergencies it is necessary, soon the ice will begin to melt.
    1. san4es
      san4es 11 March 2018 15: 35
      +1
      Quote: emwave
      Thing! The size was impressive - in the Ministry of Emergencies it is necessary, soon the ice will begin to melt.
      soldier
  3. faiver
    faiver 11 March 2018 13: 11
    +1
    everything is not bad, but the arguments regarding non-transportability are somehow not very good - it should fit in the an-22, it also fits in the mi-12 / in-12, but it could also drag it on the MI-10 suspension ...
  4. san4es
    san4es 11 March 2018 15: 32
    +1
    Subsequently, new projects of special equipment were created.

    Tests of the all-terrain vehicle PEU-1R with a jet engine belay manufactured in SKB of ZIL plant
    1. Cat
      Cat 11 March 2018 21: 23
      0
      PEU-1P appeared earlier than the described sample! A good article on jet zile was about a week ago.

Опытная поисково-эвакуационная установка ПЭУ-2

В середине шестидесятых годов Специальное конструкторское бюро Завода им. И.А. Лихачева получило заказ на создание перспективного вездехода, способного искать и эвакуировать приземлившихся космонавтов. Первым результатом такого заказа стала поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1, вскоре принятая на снабжение и поставленная в мелкосерийное производство. Имея ряд характерных преимуществ, такая машина не была лишена недостатков. Анализ ее реальных возможностей привел к старту нового разработки новых специальных вездеходов. Один из них разрабатывался под названием ПЭУ-2.

В соответствии с пожеланиями заказчика, вездеход ПЭУ-1 представлял собой колесную платформу сверхвысокой проходимости, оснащенную крановой установкой и ложементом для спускаемого аппарата. Найденных космонавтов предлагалось перевозить в кабине машины, а их космический корабль – на особой грузовой платформе. До определенного времени такие возможности были достаточными, но развитие космонавтики продолжалось, и существующая техника уже не в полной мере отвечала требованиям.


Вездеход ПЭУ-2 в музее. Фото Государственного военно-технического музея / gvtm.ru



Появление трехместных космических кораблей, а также увеличение сроков работы космонавтов на орбите сократили реальные возможности ПЭУ-1. Для оказания помощи вернувшемуся на Землю экипажу теперь требовалась команда из спасателей и врачей. Существующая четырехместная кабина вездехода по определению не могла вместить всех спасателей и космонавтов. Поисково-спасательным частям в самое ближайшее время могла понадобиться совершенно новая специальная машина с повышенными параметрами грузоподъемности и увеличенной кабиной.

Не позднее 1969 года Специальное конструкторское бюро ЗИЛ под руководством В.А. Грачева приступило к созданию новой поисково-эвакуационной установки с требуемыми возможностями. Главная идея второго проекта в этой области заключалась в расширении списка задач специальной машины. Вездеход должен был сохранить возможность перевозки спускаемого аппарата, но при этом его предлагалось оснастить полноценной пассажирской кабиной для космонавтов и спасателей.

Проект получил два обозначения. Первое указывало на предназначение машины и ее порядковый номер в линейке – ПЭУ-2. Также существовало название ЗИЛ-5901, соответствовавшее недавно принятой системе классификации автомобилей. Оно показывало, что вездеход разработан Заводом им. Лихачева, относится к категории специального транспорта и имеет полную массу более 14 т. Последние две цифры показывали, что это был первый проект такого рода после введения новых обозначений.


Вид на корму. Фото Государственного военно-технического музея / gvtm.ru


Перед проектом ПЭУ-2 ставились необычные задачи, которые, однако, не требовали особых решений. Большая часть систем и агрегатов уже была отработана в рамках тех или иных экспериментальных проектов. Поэтому можно было обойтись заимствованием необходимых изделий и использованием готовых решений. При этом вездеход должен был заметно отличаться от ряда существующих машин. Необходимость организации пассажирской кабины и средств перевозки спускаемого аппарата должны были привести к значительному росту габаритов машины. Вследствие этого ПЭУ-2 не могла бы перевозиться авиацией.

Проект ЗИЛ-5901 предлагал строительство сравнительно крупного трехосного колесного вездехода с полным набором оборудования для одновременной эвакуации людей и космической техники. Для упрощения строительства и эксплуатации предлагалось широко использовать готовые агрегаты. Кроме того, планировалось применить ряд уже проверенных наработок. В частности, силовая установка и трансмиссия в очередной раз организовывались по т.н. бортовой схеме.

Был разработан новый корпус, использовавший некоторые существующие разработки. В его основе лежала крупная сварная алюминиевая рама, на которой следовало крепить все узлы и агрегаты. В центральной части, под грузовой площадкой, рама была усилена в соответствии с расчетными нагрузками. Поверх рамы предлагалось устанавливать детали стеклопластикового внешнего корпуса. Последний должен был обеспечивать плавучесть, а также создавать необходимые закрытые объемы для людей и агрегатов.


ПЭУ-2 в сравнении с легковой "Волгой". Фото Kolesa.ru


В соответствии с наработками по предыдущим экспериментальным проектам, было предложено использовать корпус с наклонным лобовым листом, усиленным несколькими продольными выступами разных размеров. Такая деталь плавно сопрягалась с вертикальными бортами, в которых имелись крупные колесные арки. Корма была выполнена в виде наклонной детали, через скругленный участок соединявшейся с днищем.

Верхняя часть корпуса была выполнена в виде двух отдельных элементов. Более крупный передний с наклонными лбом и бортами представлял собой колпак кабины экипажа и объема для пассажиров. Задний кожух схожей формы, но меньших размеров прикрывал моторный отсек. Между кабинами и моторным отсеком предусматривалась площадка для полезной нагрузки, закрывавшаяся тентом.

По причине больших размеров и массы новый вездеход нуждался в мощной силовой установки. Из предыдущего экспериментального проекта ЗИЛ-Э167 была заимствована система на основе пары бензиновых двигателей ЗИЛ-375 мощностью по 180 л.с. Двигатели помещались в кормовом отсеке и соединялись с собственными гидротрансформаторами, каждый из которых был связан со своей автоматической коробкой передач. В проекте ЗИЛ-5901 / ПЭУ-2 вновь предлагалось использовать бортовую схему распределения мощности, и потому каждый из двигателей был связан только с колесами своего борта.


Вездеход преодолевает препятствие. Фото Autohis.ru


В связи с повышенными нагрузками были использованы новые коробки передач, заимствованные у опытного автобуса ЛАЗ-695Ж. Коробка передач через карданный вал соединялась с раздаточной коробкой борта. От последней отходили валы, передававшие мощность на бортовые передачи конического типа. Также в трансмиссии предусматривались приводы для кормового водометного движителя, электрогенератора и насосов гидравлической системы. В составе трансмиссии и ходовой части имелось несколько тормозов дискового типа.

Конструкция ходовой части для ПЭУ-2, в целом, основывалась на существующих наработках. Использовалось трехосное шасси с независимой подвеской передних и задних колес. Колеса устанавливались на поперечных рычагах, соединенных с продольными торсионами. Первая и третья оси также получили средства управления. Колеса средней оси имели жесткую подвеску и устанавливались на раме при помощи сравнительно простых устройств. Из предыдущего проекта также заимствовали колеса диаметром более 1,5 м. Как было подтверждено на практике, они позволяли получить высочайшую проходимость на глубоком снегу.

В кормовой части корпуса находился водометный движитель, заметным образом повышавший общие показатели подвижности. Заборное окно водомета находилось в днище. Ниша кормовой детали имела круглое сопло, в котором помещался гребной винт. Управление потоком осуществлялось при помощи пары вертикальных рулей.


Движение по пересеченной местности. Фото Autohis.ru


Чуть больше трети всей длины машины занимал крупный обитаемый отсек, вмещавший кабину экипажа и пассажирский салон. Отсек получил развитое остекление и набор люков. Основным средством посадки была прямоугольная дверь в задней части правого борта. Также предусматривались несколько люков в крыше. В передней части обитаемого отсека помещались рабочие места водителя и других членов экипажа. В распоряжении водителя имелся полный набор органов управления. Для поиска космонавтов по сигналам радиомаяка предлагалось использовать соответствующее оборудование. Прочие объемы отдавались под размещение пассажиров и разнообразного оборудования.

Поисково-эвакуационная установка новой модели должна была работать в самых разных климатических условиях, и потому комплектовалась разнообразным оборудованием. Машина получила кондиционер от лимузина ЗИЛ-114, а также шесть отопителей от другой серийной техники. На случай долгого пребывания в удаленной местности вездеход укомплектовали дровяной печью и газовой плитой. Все это позволяло не только спасать космонавтов, но и ожидать помощи со стороны в случае известных затруднений.

В различных ящиках и грузовых отсеках перевозилось множество изделий для решения тех или иных задач при спасении и эвакуации космонавтов. В распоряжении экипажа имелись несколько радиостанций, бензоэлектрический агрегат, бензопила и другой шанцевый инструмент, надувные лодка и пояс для спускаемого аппарата, водолазный костюм, зимняя одежда, медицинское оборудование и т.д.


ПЭУ-2 с полезной нагрузкой на платформе поднимается на берег. Фото Kolesa.ru


По задумке конструкторов, вездеход ПЭУ-2 должен был перевозить не только людей, но и спускаемый аппарат. Для этого позади пассажирской кабины предусмотрели грузовую площадку достаточных размеров. Непосредственно на площадке планировалось устанавливать ложементы для размещения аппаратов разных типов. Как и ранее, спускаемый аппарат предлагалось закреплять на месте при помощи кольца и набора строп.

На левом борту грузовой площадки находились две опоры П-образной стрелы для работы со спускаемыми аппаратами. В походном положении стрела укладывалась на площадку поворотом вправо, а для работы поднималась и поворачивалась за счет гидравлических цилиндров. Конструкция такого крана позволяла машина подъехать к аппарату сбоку, подцепить его и поднять на борт. Мог ли вездеход использовать кран на воде – неизвестно. Вероятно, при посадке космонавтов на воду спускаемый аппарат сначала следовало отбуксировать к берегу, и только после этого поднимать на грузовую площадку.

Предложение о совмещении грузовой и пассажирских функций привело к получению выдающихся габаритов. Длина машины ПЭУ-2 достигала 11,67 м при ширине 3,275 м и высоте чуть более 3 м. Колесная база равнялась 6,3 м; промежутки между осями были равными – по 3,15 м. Колея достигла 2,5 м, дорожный просвет – 720 мм. Снаряженная масса автомобиля достигла 16,14 т. Грузоподъемность составляла 3 т, причем на борт можно было взять как космический аппарат, так и его экипаж вместе с командой спасателей. Крупная кабина позволяла перевозить до 10 человек.


Погрузка массогабаритного макета космического корабля. Фото Kolesa.ru


Из-за больших габаритов и выросшей массы вездеход ЗИЛ-5901 / ПЭУ-2 не мог перевозиться существующими военно-транспортными самолетами и вертолетами. Перемещение по дорогам тоже было связано с определенными трудностями. Из-за выдающихся во всех смыслах габаритов такая машина, выходя на дороги общего пользования, нуждалась в специальном разрешении ГАИ и сопровождении. Получив необходимые документы, вездеход мог показать на шоссе весьма высокие характеристики. Максимальная его скорость достигала 73 км/ч – не хуже, чем у других образцов этого класса. На воде планировалось получить скорость до 8-9 км/ч.

Строительство опытного образца ПЭУ-2 завершилось в апреле 1970 года. Работы удалось завершить к столетию со дня рождения В.И. Ленина. Вскоре готовый прототип вышел на испытания, в ходе которых планировалось проверить его возможности на всех возможных трассах и в различных условиях, имитирующих особенности будущей работы в поисково-спасательных структурах.

ЗИЛ-5901 ожидаемо показал высокие характеристики на хороших дорогах. Несмотря на трудности организационного характера, вездеход без проблем ездил по шоссе, в том числе неся полезную нагрузку. По очевидным причинам, куда больший интерес представляли испытания техники на пересеченной местности. Как и предыдущие вездеходы, опытную ПЭУ-2 отправляли на самые сложные местности. Проверки осуществлялись на сухом и раскисшем бездорожье, на болотистой местности, на снежной целине и т.д. Также были выполнены испытания на воде, предусматривавшие как непосредственно плавание, так и спуск в водоем и подъем обратно на берег. Впрочем, не обошлось без проблем. После испытаний на водоеме возле Лыткарино понадобился ремонт трансмиссии водомета.

Опытная поисково-эвакуационная установка ПЭУ-2
"Спускаемый аппарат" на борту. Фото Autohis.ru


Новая машина хорошо показала себя и по своим характеристикам была, как минимум, не хуже другой техники своего класса. Без каких-либо проблем вездеход-амфибия мог добраться до заданной точки по самым сложным ландшафтам, забрать космонавтов и их спускаемый аппарат, а затем вернуться в исходную точку. Спуск на воду и подъем на берег, вне зависимости от наличия или отсутствия космического аппарата, происходили без проблем. Кабины обеспечивали достаточный комфорт работы экипажа и спасателей.

В целом, поисково-эвакуационная установка ПЭУ-2 по всем своим характеристикам не уступала существующей системе ПЭУ-1. Более того, она имела заметные преимущества в контексте реального применения. В отличие от предшественника, новый образец мог взять на борт команду спасателей. Прием космонавтов никак не ухудшал бытовые условия в кабинах. При этом за один рейс вывозились и люди, и космическая техника. По всем этим пунктам существующий вездеход ПЭУ-1 проигрывал более новому ЗИЛ-5901.

СКБ ЗИЛ представило готовый образец и сопутствующую документацию командованию военно-воздушных сил, отвечавших за проведение поисковых операций, а также представителям космической отрасли. Технические аспекты проекта получили одобрение, но некоторые его особенности подверглись критике и самым негативным образом сказались на судьбе машины. Потенциальный заказчик посчитал, что главный плюс новой техники приводит к появлению серьезного минуса, из-за которого ПЭУ-2 нецелесообразно принимать на снабжение.


Вездеход, его создатели и испытатели. В кабине - Б.И. Григорьев; стоят (слева направо): Е.Ф. Бурмистров, Н.А. Большаков, И.И. Сальников, В.Б. Лаврентьев, В.А. Грачев, О.А. Леонов, Н.И. Герасимов, В.О. Хабаров, А.В. Лаврентьев, А.В. Борисов, П.М. Прокопенко, В. Малюшкин. Фото Autohis.ru


Главным преимуществом нового проекта было одновременное наличие крупного пассажирского салона и грузовой площадки с краном. Однако вместе с таким оснащением перспективная машина получила большие габариты и массу, исключавшие ее перевозку по воздуху с использованием существующей или перспективной техники военно-транспортной авиации. В этом отношении не самая совершенная установка ПЭУ-1 имела несомненные преимущества. Невозможность переброски по воздуху могла самым серьезным образом затруднить эксплуатацию ПЭУ-2, а также ухудшить ее потенциал в рамках поисково-спасательных операций.

Несмотря на ряд важных преимуществ, чрезмерно крупный и тяжелый образец специальной техники не стали принимать на снабжение. Впрочем, отказ от машины ПЭУ-2 не ударил по дальнейшему развитию специальной техники для космоса и даже поспособствовал появлению новых проектов. С учетом данных по ЗИЛ-5901 специалисты скорректировали существующую концепцию поисково-эвакуационного комплекса. Теперь космонавтам должны были помогать сразу две специальные машины. Первую из них предлагалось оснащать подъемным краном и ложементом для спускаемого аппарата, а вторая должна была оснащаться просторным салоном для спасателей и космонавтов.

Уже в 1972 году такое предложение было реализовано на практике. На основе существующей амфибии ПЭУ-1 с краном и ложементом построили пассажирскую ПЭУ-1М. В течение нескольких следующих лет два образца с прозвищами «Кран» и «Салон» обеспечивали возвращение космонавтов домой. Впоследствии были созданы новые проекты специальной техники, и на этот раз вновь речь шла о нескольких машинах с разным оснащением и отличающимися ролями. Универсальные спасательные вездеходы более не создавались.


В таком виде ПЭУ-2 ждала реставрации. Фото Denisovets.ru


После завершения испытаний единственный построенный опытный образец вездехода ПЭУ-2 вернулся на Завод им. Лихачева. В течение длительного времени уникальная машина стояла на одной из площадок предприятия, не имея никаких перспектив. Хранение под открытым небом не самым лучшим образом сказалось на состоянии техники. Этот вездеход всего несколько лет назад, как и многие другие образцы специальных автомобилей, разработанные в СКБ ЗИЛ, представлял собой печальное зрелище.

Тем не менее, в недавнем прошлом поисково-эвакуационная машина ЗИЛ-5901 прошла ремонт и реставрацию. Теперь она хранится в Государственном военно-техническом музее (с. Ивановское, Московская область). Любопытнейший образец наземной техники для космической программы экспонируется вместе с множеством других опытных и серийных вездеходов марки ЗИЛ.

Нередко случается так, что интереснейший образец техники показывает самые высокие характеристики и обладает широкими возможностями, но какая-либо из характерных черт закрывает ему путь к эксплуатации. Именно это произошло с поисково-спасательным вездеходом ПЭУ-2 / ЗИЛ-5901. При всех своих преимуществах, эта машина имела недостаточную «стратегическую мобильность» и потому не представляла особого интереса для заказчика. Однако неудача этого проекта не помешала космической программе Советского Союза. С его помощью была сформирована концепция дальнейшего развития поисково-эвакуационных комплексов.


По материалам сайтов:
http://denisovets.ru/
http://kolesa.ru/
http://gvtm.ru/
http://autohis.ru/
Кочнев Е.Д. Секретные автомобили Советской Армии. – М.: Яуза, Эксмо, 2011.
Автор: Рябов Кирилл


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 6

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Котище (Владислав Котище) 11 марта 2018 07:08
    Спасибо за статью!
    Особенно порадовало, что опытный экземпляр не распилили, не сломали и не сдали в утиль. А сохранили. Дай бог будет время, надо заглянуть в музей, думаю, что там не мало подобных "изюминок"!
  2. emwave (Александр) 11 марта 2018 12:59
    Вещь! Размер впечатлил - в МЧС такую надо, скоро лёд таять начнёт.
    1. san4es 11 марта 2018 15:35
      Цитата: emwave
      Вещь! Размер впечатлил - в МЧС такую надо, скоро лёд таять начнёт.
      soldier
  3. faiver (Андрей) 11 марта 2018 13:11
    все неплохо, но доводы по части не транспортабельности как то не очень - в ан-22 вполне должен поместится, в ми-12/в-12 тоже помещается, с натягом но и на подвеске ми-10 его мог таскать...
  4. san4es 11 марта 2018 15:32
    Впоследствии были созданы новые проекты специальной техники

    Испытания вездехода ПЭУ-1Р с реактивным двигателем belay , изготовленном в СКБ завода ЗИЛ
    1. Котище (Владислав Котище) 11 марта 2018 21:23
      ПЭУ-1Р появился раньше чем описаный образец! Хорошая статья о реактивном зиле была примерно неделю назад.
Картина дня