Полет «Бурана» - как это было

19


15 ноября 1988 года состоялся запуск космического корабля многоразового использования «Буран». После того, как стартовала универсальная ракетно-космическая транспортная система «Энергия» с «Бураном», он вышел на орбиту, сделал два витка вокруг Земли и совершил автоматическое приземление на космодроме Байконур. Этот полет стал выдающимся прорывом в советской науке и открыл собой новый этап в развитии советской программы космических исследований.

В первую очередь необходимо отметить, что у истоков советской отечественной космической науки стоит два выдающихся человека – М.Келдыш (президент АН СССР) и С.Королев (главный конструктор). Именно благодаря их усилиям и авторитету Советский Союз занял лидирующие позиции в мировой космонавтике 60-70-х годов. Именно в те годы Академией Наук была принята программа изучения космоса. Программа предусматривала проведение научных работ по двум направлениям: проведение исследований Венеры, Луны и Марса при помощи космических аппаратов, а также освоение пространства вокруг Земли при помощи аппаратов-спутников и космических кораблей. После смерти Келдыша и Королева в программу были внесены существенные изменения, а деятельность самой АН была направлена на службу советскому военно-промышленному комплексу. В итоге получилось так, что никто никакой ответственности не нес за провал или успех того или иного космического проекта. Именно в таких условиях и началось создание космического корабля «Буран».



О том, что в Советском Союзе необходимо создать отечественную многоразовую космическую систему, которая послужила бы противовесом в политике сдерживания потенциальных противников (американцев), рассказали проведенные Институтом прикладной математики Академии Наук СССР и НПО «Энергия» аналитические исследования (1971-1975). Итогом их стало утверждение, что в случае запуска американцами многоразовой системы Space Shuttle они получат преимущество и возможность нанесения ракетно-ядерных ударов. И хотя американская система не представляла непосредственной угрозы на то время, но она могла угрожать безопасности страны в будущем.

Работы по созданию программы «Энергия-Буран» были начаты в 1976 году. В этом процессе приняли участие порядка 2,5 миллионов человек, которые представляли 86 министерств и ведомств, а также около 1300 предприятий на всей территории Советского Союза. Для разработки нового корабля было специально создано НПО «Молния», во главе которого стал Г.Е.Лозино-Лозинский, который уже в 60-х годах работал над многоразовой ракетно-космической системой «Спираль».

Необходимо отметить также, что, несмотря на то, что впервые идеи по созданию космических кораблей-аэропланов были высказаны именно русскими, а именно Фридрихом Цандером еще в 1921 году, воплощать его идеи в жизнь отечественные конструкторы не спешили, поскольку дело это представлялось им крайне хлопотным. Правда, проводились работы по конструированию Планирующего Космического Аппарата, однако в связи с возникшими техническими проблемами все работы были прекращены.

А вот работы по созданию крылатых космических кораблей начали проводиться только в ответ на начало подобных работ американцами.

Так, когда в 60-х годах в США были начаты работы по созданию ракетоплана Dyna-Soar, в СССР развернули работы по созданию ракетопланов Р-1, Р-2, Ту-130 и Ту-136. Но самым большим успехов советских конструкторов стал проект «Спираль», которому и предстояло стать предвестником «Бурана».
Программу по созданию нового космического корабля с самого начала раздирали противоречивые требования: с одной стороны, от конструкторов требовали копирования американского «Шаттла» для того, чтобы снизить возможные технические риски, уменьшить сроки и стоимость разработок, с другой – необходимость придерживаться и программы, выдвинутой В.Глушко о создании унифицированных ракет, предназначенных для высадки экспедиции на поверхности Луны.

В ходе формирования внешнего вида «Бурана» были предложены два варианта. Первый вариант был аналогичен американскому «Шаттлу» и представлял собой схему самолета с горизонтальной посадкой и размещение двигателей в хвосте. Второй вариант представлял собой бескрылую схему с вертикальной посадкой, преимущество ее состояло в том, что можно было сократить сроки проектирования за счет использования данных по космическому кораблю «Союз».

В результате, после проведения испытаний, за основу была принята схема с горизонтальной посадкой, поскольку она наиболее полно отвечала выдвинутым требованиям. Полезный груз располагался сбоку, а маршевые двигатели второй ступени размещались в центральном блоке. Выбор такого расположения был вызван отсутствием уверенности в том, что в короткие сроки удастся создать многоразовый водородный двигатель, а также необходимость сохранения полноценного ракетоносителя, который мог бы самостоятельно выводить на орбиту не только корабль, но и большие объемы полезных грузов. Если заглянуть немного вперед, то отметим, что такое решение было вполне оправдано: «Энергия» сумела обеспечить выведение на орбиту больших по размерам аппаратов (она была в 5 раз мощнее ракетоносителя «Протон» и в 3 раза - «Спейс Шаттла»).

Первый и единственный поет «Бурана», как мы говорили выше, состоялся в 1988 году. Полет был проведен в беспилотном режиме, то есть экипажа на нем не было. Необходим отметить, что, несмотря на внешне сходство с американским «Шаттлом», советский образец обладал рядом преимуществ. В первую очередь, отличало эти корабли то, что отечественный мог выводить в космос, кроме самого корабля, еще и дополнительные грузы, а также при посадке обладал большей маневренностью. «Шаттлы» были сконструированы таким образом, что заходили на посадку с выключенными двигателями, поэтому не могли в случае необходимости повторить попытку. «Буран» же был оснащен турбореактивными двигателями, которые давали такую возможность в случае плохих погодных условий или каких-либо непредвиденных ситуациях. Кроме того, «Буран» был оснащен и системой экстренного спасения экипажа. На небольшой высотке кабина с пилотами могла быть катапультирована, а на больших высотах существовала возможность отсоединения модуля от ракетоносителя и совершения экстренной посадки. Еще одним существенным отличием был автоматический режим полета, чего не было на американских кораблях.



Необходимо отметить и тот факт, что советские конструкторы не питали иллюзий относительно экономичности проекта – согласно расчетам, запуск одного «Бурана» обходился, как запуск сотен одноразовых ракет. Однако изначально советский корабль разрабатывался в качестве военно-космической системы. После окончания Холодной войны данный аспект перестал быть актуальным, чего нельзя сказать о тратах. Поэтому судьба его была решена.

В целом программа по созданию многоцелевого космического корабля «Буран» предусматривала создание пяти кораблей. Из них было сконструировано только три (строительство остальных только было заложено, но после закрытия программы все заделы по ним были уничтожены). Первый из них побывал в космосе, второй – стал аттракционом в Московском парке имени М.Горького, а третий стоит в музее техники в немецком Синсхайме.

Но сначала были созданы технологические макеты (всего 9) в полном размере, которые были предназначены для проведения испытаний на прочность и тренировок экипажа.

Нужно отметить и то, что участие в создании «Бурана» принимали практически предприятия со всего Советского Союза. Так, на Харьковском «Энергоприборе» был создан комплекс автономного управления «Энергией», которая и выводила корабль в космос. На АНТК имени Антонова проводилось проектирование и изготовление деталей для корабля а также создан Ан-225 «Мрия», который использовался для доставки «Бурана».

Для проведения испытания космического корабля «Буран» готовили 27 кандидатов, которых разделили на военных и гражданских летчиков-испытателей. Такое разделение было вызвано тем, что данный корабль планировалось использовать не только для оборонных целей, но и для нужд народного хозяйства. Руководителями группы были назначены полковник Иван Бачурин и опытный гражданский летчик Игорь Волк (это и послужило причиной того, что его группа получила название «волчья стая»).

Несмотря на то что полет «Бурана» был совершен в автоматическом режиме, все-таки семерым испытателям удалось побывать на орбите, правда, на других кораблях: И.Волк, А.Левченко, В.Афанасьев, А.Арцебарский, Г.Манаков, Л.Каденюк, В.Токарев. К большому сожалению, многих из них уже нет среди нас.

Больше испытателей потерял гражданский отряд – испытатели, продолжая подготовку к программе «Буран», одновременно испытываю другие самолеты, летали и гибли друг за другом. Первым погиб О.Кононенко. За ним ушел А.Левченко. Немногим позже ушли из жизни и А.Щукин, Р.Станкявичус, Ю.Приходько, Ю.Шеффер.



Сам командир И.Волк, потеряв стольких близких ему людей, в 2002 году оставил летную службу. А спустя несколько месяцев беда случилась и с самим кораблём «Буран»: он был повреждён обломками крыши одного из монтажно-испытательных корпусов на космодроме Байконур, где корабль находился на хранении.

В некоторых средствах массовой информации можно встретить информацию о том, что на само деле было два полета «Бурана», но один был неудачным, поэтому информация о нем засекречена. Так, в частности, говорится о том, что в 1992 году с космодрома Байконур был совершен запуск еще одного корабля, аналогичного «Бурану» - «Байкала», но на первых секундах полета произошел сбой в работе двигателя. Сработала автоматика, корабль начал возвращаться обратно.

На самом же деле все объясняется крайне просто. В 1992 году были прекращены все работы по «Бурану». Что же касается названия, то первоначально корабль носил название именно «Байкал», однако оно не понравилось высшему советскому руководству, которое и порекомендовало изменить его на более звучное – «Буран». По крайней мере, так утверждает Г.Пономарев, командир инженерно-испытательного отдела космодрома Байконур, который принимал непосредственное участие в программе.

До настоящего времени не стихают споры относительно того, нужен ли вообще был «Буран», и зачем было тратить такое огромное количество средств на проект, который сейчас даже не используется. Но как бы то ни было, для того времени это был настоящий прорыв в космической науке, да и в наши дни превзойти его еще не удалось.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. vadimus
    +8
    24 апреля 2012 08:50
    Эх, какой был полёт мысли!!!
    1. +7
      24 апреля 2012 09:27
      Вот что интересно, буран мало того что сам сел в автоматическом режиме, он сам оценил обстановку перед посадкой , делал все сам. Проще говоря имел искуственый интелект и это тогда. Американцы до сих пор такого и не добились!
    2. +5
      24 апреля 2012 11:01
      А полёт не угас. Колоссальные средства, затраченные на Буран, не пропали даром после закрытия программы. Наработки в области автоматики управления, целеуказания и наведения ( а именно эти параметры позволили Бурану совершить автоматический полёт и посадку) использованы позднее в МБР начиная с Тополя. Янки чешут затылки - не кой нужна ПРО, если русские ракеты проходят её как горячий нож масло. А первая реальная проба пера была как раз на Буране
      1. plohoi
        +1
        24 апреля 2012 11:10
        с чего эти голословные выкрики "нож сквозь масло"??? По первому каналу сообщили??? Или в реальности такое было??? Там что, чурбаны сидят в КБ???
        1. 755962
          +1
          25 апреля 2012 01:30
          Самый масштабный, самый дорогой и продолжительный проект отечественной космонавтики был прекращен после триумфального единственного полета.По количеству затраченных материально-технических и финансовых ресурсов, человеческой энергии и интеллекта программа создания «Бурана» превосходит все предыдущие космические программы СССР, не говоря уже о сегодняшней России.Впору заносить в Книгу Гиннеса .
  2. Tiberium
    0
    24 апреля 2012 10:57
    Сколько над ним работали, сколько денег вложили и всё в пустую.
    1. Эрик
      +1
      25 апреля 2012 02:59
      Не в пустую, чешуйка с буранчика то, используется. Керамика высокотемпературная проще говоря, она очень дорогая, и имеет уникальные свойство.
  3. +6
    24 апреля 2012 12:00
    Да могли создавать грандиозные проекты в СССР. Если сравнивать с нынешним временем те события, то начинает казаться что это и была, та потерянная страна Гиперборея. "Звезда в шоке".
  4. vostok
    +1
    24 апреля 2012 12:22
    Это был прорыв в науке, но честно сказать огромное количество денег потрачено в пустую.
  5. Dust
    +8
    24 апреля 2012 12:41
    А потом пришли новые времена - времена эффективных менеджеров и национальных кадров, которые не выдержал даже корпус, похоронивший под своими обломками одну из вершин человеческой мысли на тот момент и плод труда миллионов граждан великой страны......
  6. Antonio58
    +5
    24 апреля 2012 13:08
    После просмотра подобных фильмов не покидает ощущение, что рассказывают про другую страну. Сможет ли наша промышленность и наука на данный момент создать хоть часть подобного проекта, даже если влить миллиарды? Всё тогда было по-другому: другие ценности, другие люди, другое отношение как к своему, так и к общему делу. Хотя были и свои минусы, как дефицит материальных благ, низкий уровень жизни (хотя сейчас не лучше) и жёсткий социальный контроль, но это уже другая тема.
    1. ozs
      ozs
      +2
      24 апреля 2012 21:17
      Сейчас в моде другие направления инновации, модернизации и т.д. Зачем что то создавать, если можно просто обещать, а народ будет верить и так до логического конца.
  7. +8
    24 апреля 2012 13:32
    Черт возми!.. А я помню этот день... Как мы его пацаны ждали! Наш "Шатл"- нифиго себе!!!... Переживали, что сначала полет был отложен... А потом стартанул!.. Сколько гордости было. За свою страну. За конструкторов, ученых...
    А потом все рухнуло как в одночасье. И было чертовски больно и обидно... А сейчас тоскливо от того, что нашим детям неведомы такие вот моменты, когда наш, русский "Шатл" шарахнул в мир тысячесильными двигателями "Энергии", а потом на автомате сел точно как по нитке на посадочную полосу... Но мы то помним... smile
  8. +7
    24 апреля 2012 13:57
    Сколько денег было потраченно? Знаете дорогие мои каждый рубль вложенный тогда окупился почти сразу, тне развалисс страну пожинали бы плоды, этих разработок и приумножали только, по поводу конкретно сумм, посмотрите сколько сегодня тратиться денег в бюджете на госсапарат, или хотя бы маленькая строчка для закупки автотранспорта для министерств, суммы за послоедние 10 лет аховые, думаю буран перекрыли давно, а вот окупится ли эти траты? А вот тот же СССР пытылся возродить дух творцов победителей, небыло нерешаемых задач, это вам не сегодня на молебен бегать в защиту неизвестно чего и кого.... обмельчали людишки, а прошло-то 20 лет всего...
  9. cubinecz
    +4
    24 апреля 2012 15:45
    Для посадки этого друга специально построили аэродром "Юбилейный" с самой длинной взлёткой во всём СССР. В 89-91гг. служил там срочную.Сидел на РСП между взлёткой и рулёжкой. Сколько времени прошло,а все вспоминается с гордостью.
  10. Tirpitz
    +5
    24 апреля 2012 16:04
    Isk1984,
    Не то щас время. Нужна встраска, омоложение организма (государства). Корни бурана да и всего прогресса СССР были заложены еще в 38-39гг 20ст. Огромная чистка госаппарата. Дали тебе задание, не справился - расстрел, на твое место пришел твой зам ( такой же разжиревший от безделья), не справился - расстрел..... Так было везде от колхоза, который не выполнил план до огромных заводов. И попробуй хоть 10коп. украсть. В таких жестких условиях создавалась атомная бомба и много чего после войны, когда страну восстанавливали. Все конструкторы бурана, ракет, АПЛ, инженеры как правило роджались в 20-40гг и еще детьми учились у своих отцов и дедов выполнять поставленное задание, учились ответственности. Все это дало результат во 60-80гг. а щас чего? Распилили бабло и крайних нет, и никто ни за что не отвечает. request
    Может не так написал но мыль мою понять должны.
  11. Антипин
    -1
    24 апреля 2012 16:15
    Денег и сил потрачено много, а результат нулевой
  12. +1
    24 апреля 2012 16:28
    Фамилия командира отряда И.П.Волк а не Вовк.
    На Буране не было турбореактивных двигателей, он как и Шаттл не имел возможности уйти на второй круг. ВРД стояли на аналоге, который предназначался для испытаний на атмосферном участке спуска.
  13. Nechai
    +2
    24 апреля 2012 16:51
    Цитата: Alex
    не имел возможности уйти на второй круг

    Но Буран таки совершил подобный манёвр, самостоятельно. Заходил против ветра, потом "понял, что поперёк, полосы. И зашёл как положено. отклонение было мизерным, не более 1,5м от оси полосы.
    "первоначально корабль носил название именно «Байкал»"- есть опять же версия, что причиной переименования было то, что возможно копоть закроет первые буквы названия. Вот и перестраховались.
  14. Костян
    +2
    24 апреля 2012 18:40
    Великое достижение великой страны
  15. anton107798
    +4
    24 апреля 2012 19:06
    мда... я работал в одной фирме, а офис распологался в бывшем исследовательском институте...так вот, ходил в офис мимо шкафов стоящих в коредоре. не когда не смотрел что в них... а оказалось чертежи "Бурана" элктропроводки, питание. Вобщем вся электрика корабля! и все это стоит наверно досих пор, вот так, просто в коредоре бывшего НИИ, даже не закрыто...бери неси куда хочешь... crying
  16. vylvyn
    +1
    25 апреля 2012 02:12
    Да, в те годы это был не просто проект, это превратилось в легенду. Мы сделали то, что америкосам и не снилось. Мы реально показали кто в космосе первый. Особое внимание в Буране уделялось абсолютно всему. Так, специально были разработаны термостойкие керамические плитки для обшивки - 10000 штук и каждая разного размера и толщины (двух одинаковых не было), а стыки на посадочной полосе солдаты затирали наждачной бумагой вручную чуть ли не до блеска (боялись как бы при посадке из-за шероховатости и неровности стыков колёса Бурана не повредились и не загорелись).
  17. +1
    25 апреля 2012 03:00
    Известно,что главный конструктор и движитель данного проекта был ярым коммунистом.И после прихода к власти "бнл" данный проект,не смотря на свою уникальность и перспективность, тут же лишился финансирования и был свернут.
  18. Sergeev
    0
    25 апреля 2012 06:12
    Да, было время.......

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»