Отечественная беспилотная авиация (Часть 2)

Отечественная беспилотная авиация (Часть 2)


Как уже говорилось в первой части обзора, для обеспечения процесса испытаний новых видов вооружений и боевой подготовки войск ПВО в первые послевоенные годы активно использовались радиоуправляемые самолёты с поршневыми двигателями. Однако самолёты, построенные в годы Второй мировой, в большинстве своём обладали очень небольшим ресурсом, и основная их часть пришла в негодность уже через несколько лет после окончания войны. Кроме того, в связи со стремительными темпами развития авиации в конце 40-х - начале 50-х годов для испытаний и тренировок требовались мишени, по скорости полёта соответствующие современным боевым самолётам потенциального противника. Во время наиболее ответственных испытаний задействовали вылетавшие свой ресурс радиоуправляемые истребители МиГ-15, Миг-17 и бомбардировщики Ил-28. Но переоборудовать серийные машины было достаточно накладно, кроме того, для массового применения в роли мишеней таких достаточно современных на тот момент самолётов было в наличие очень не много.

В связи с этим в 1950 году главком ВВС маршал К.А. Вершинин предложил создать радиоуправляемую мишень. В июне вышло постановление правительства, согласно которому данная работа была поручена ОКБ-301 под руководством С.А. Лавочкина. Особое внимание уделялось снижению стоимости изделия, рассчитанного на один «боевой вылет». При проектировании радиоуправляемой мишени, получившей предварительное обозначение «Изделие 201», специалисты ОКБ-301 пошли по пути максимального упрощения. Для самолёта-мишени выбрали дешевый прямоточный воздушно-реактивный двигатель РД-900 (диаметр 900 мм), работавший на бензине. При сухом весе двигателя 320 кг расчетная тяга на скорости 240 м/с и высоте 5000 метров составляла 625 кгс. ПВРД РД-900 имел ресурс около 40 минут. Топливного насоса на аппарате не было, горючее из бака подавалось вытеснительной системой, работавшей от воздушного аккумулятора давления. С целью максимального упрощения производства крыло и хвостовое оперение выполнили прямым. Для питания радиокомандной аппаратуры применили генератор постоянного тока с приводом от ветряка в носовой части аппарата. Самыми дорогими частями «Изделия 201» были аппаратура радиоуправления и автопилот АП-60. Внешний вид у беспилотной мишени вышел весьма неказистый, но своему назначению она вполне соответствовала. Для запуска воздушных мишеней предполагалось использовать четырёхмоторный дальний бомбардировщик Ту-4, под каждой плоскостью могло быть размещено по одной мишени.



Ту-4 с подвешенными беспилотными мишенями


Лётные испытания «Изделия 201» начались в мае 1953 года на полигоне под Ахтубинском. Государственные испытания завершились в октябре 1954 года. В ходе испытаний удалось получить максимальную скорость 905 км/ч и практический потолок — 9750 метров. Топливного бака объёмом 460 л беспилотному самолету хватало лишь на 8,5 минуты полета, при этом прямоточный двигатель надежно запускался на высотах 4300—9300 метров. По итогам испытаний, военные рекомендовали увеличить продолжительность работы двигателей до 15 мин, повысить ЭПР путём монтажа уголковых отражателей и установить трассеры на законцовках крыла.

Главным недостатком была названа длительная подготовка аппарата к применению. Особенно трудоёмкой была подвеска на самолёт-носитель. Добиться надежной работы парашютной системы спасения в ходе испытаний так и не удалось.



Для сохранения мишени с целью повторного использования её решили сажать с планирования на выступающий под фюзеляжем двигатель. Летные испытания подтвердили, что это возможно, но после такой посадки из-за деформации мотогондолы требовалась замена ПВРД.


Ла-17 на транспортной тележке


После официального принятия на вооружение «Изделие 201» получило обозначение Ла-17. Серийное производство мишени наладили на заводе № 47 в Оренбурге. Поставки первых серийных машин начались в 1956 году. Для применения Ла-17 на Казанском авиазаводе № 22 доработали шесть бомбардировщиков Ту-4. Серийная постройка Ла-17 продолжалась до 1964 года, производственная программа предусматривала изготовление до 300 беспилотных мишеней в год.


Ла-17 под крылом Ту-4


Мишень вполне удовлетворяла своему назначению, но в конце 50-х стало ясно, что поршневые Ту-4 скоро будут выведены из эксплуатации, а система воздушного запуска требует слишком много времени для подготовки к применению и достаточно затратна. Военные желали расширить возможности мишени и сократить эксплуатационные расходы. В итоге разработчики пришли к мысли о необходимости замены ПВРД турбореактивным двигателем и переходу к старту с наземной пусковой установки.


Ла-17М


В 1958 году началось производство мишени Ла-17М с турбореактивным двигателем РД-9БК тягой 2600 кгс и наземным стартом. ТРД РД-9БК представлял собой модификацию выработавшего свой ресурс двигателя РД-9Б, снятого с истребителя МиГ-19. Запуск происходил с помощью двух твердотопливных ускорителей, а в качестве буксируемой пусковой установки использовался четырёхколёсный лафет 100-мм зенитной пушки КС-19.


Запуск Ла-17М


В 1962 году Ла-17 еще раз модернизировали. Для испытаний и процесса боевой подготовки расчётов ЗРК требовались мишени, способные летать в диапазоне высот: 0,5—18 км, изменять отражающую способность мишени для имитации крылатых ракет, а также тактических и стратегических бомбардировщиков. Для этого на самолёт-мишень установили двигатель РД-9БКР с повышенной высотностью, а в хвостовой части фюзеляжа разместили линзу Люниберга. Благодаря увеличившейся ЭПР дальность сопровождения мишени наземной РЛС 3-6 см диапазона возросла с 150—180 км до 400—450 км, и расширился типаж имитируемых летательных аппаратов.

Для того чтобы модернизированный Ла-17ММ мог использоваться повторно, после запуска доработке подверглась система посадки. В хвостовой части фюзеляжа установили сбрасываемый груз, связанный тросом с чекой, при выдергивании которой автопилот переводил мишень на большой угол атаки на минимальной расчетной высоте, одновременно с этим происходила остановка двигателя. Парашютируя, мишень приземлялась на лыжи с амортизаторами, размещенные под гондолой ТРД.

Так как запасы двигателей РД-9 быстро истощились, вместо них в 70-е годы начали устанавливать ТРД Р-11К-300, переделанные из выработавших ресурс Р-11Ф-300, устанавливавшихся на самолетах МиГ-21, Су-15 и Як-28. Мишень с двигателями типа Р-11К-300 получила обозначение Ла-17К и серийно производилась до конца 1992 года.


Ла-17К на пусковой установке


Несмотря на то, что мишени семейства Ла-17 в данный момент, несомненно, устарели и неспособны имитировать современные средства воздушного нападения, они до недавнего времени использовались на полигонах во время контрольно-учебных стрельб расчётов ПВО.



После принятия на вооружение беспилотной мишени Ла-17 с ПВРД РД-900 встал вопрос о создании на базе этой машины беспилотного самолёта-разведчика. Постановление правительства на эту тему вышло в июне 1956 года. Однако мишень с прямоточным реактивным двигателем обладала небольшой дальностью, и к практической реализации проекта преступили только после появления Ла-17М с ТРД РД-9БК тягой 1900 кгс.

В носовом отсеке самолёта-разведчика на качающейся установке разместили фотокамеры АФА-БАФ/2К и АФА-БАФ-21. Автопилот заменили на АП-63. Для удобства транспортировки разведчика консоли крыла сделали складными. Запуск беспилотного разведчика с транспортно-пусковой установки САТР-1 на шасси автомобиля ЗиЛ-134К осуществлялся с помощью двух твердотопливных стартовых ускорителей ПРД-98, а спасение — на парашюте с посадкой на гондолу двигателя. Уголковые отражатели, размещённые под радиопрозрачными обтекателями законцовок крыла и фюзеляжа, демонтировали.

В ходе государственных испытаний, завершившихся летом 1963 года, было доказано, что машина способна осуществлять фоторазведку на удалении до 60 км от стартовой позиции, летая на высотах до 900 м, и на удалении до 200 км — на высоте 7000 м. Скорость на маршруте - 680—885 км/ч. Стартовая масса – 3600 кг.


Ла-17Р на пусковой установке


В 1963 году Ла-17Р в составе комплекса ТБР-1 (тактический беспилотный разведчик) формально приняли на вооружение, но эксплуатация в войсках началась только во второй половине 60-х. Это было связано с тем, что потребовалась доработка наземных станций управления и слежения за разведывательным беспилотником.

Предусматривалось, что тактический беспилотный комплекс разведчика ТБР-1 сможет быть достаточно мобильным, с приемлемым временем развертывания на стартовой позиции. В состав комплекса вошли: буксируемая автомашиной КРАЗ-255, стартовая установка САТР-1, транспортные тележки ТУТР-1, буксируемые автомобилями ЗиЛ-157 или ЗиЛ-131, спецавтомобиль КАТР-1 для проведения предстартовой проверки оборудования самолёта-разведчика и обеспечения запуска маршевого двигателя, а также радиокомандные и радиолокационные станции МРВ-2М и "Кама" для управления беспилотным разведчиком на маршруте полёта. В составе отдельной эскадрильи беспилотных разведчиков также имелся технико-эксплуатационный взвод, оснащенный спецавтомобилями для работы с фотокамерами, автокранами и другой техникой, а также подразделение, обеспечивающее посадку Ла-17Р в заданном районе и извлечение с борта разведывательных материалов и эвакуацию летательного аппарата.

После модернизации возможности беспилотного разведчика Ла-17РМ, оснащённого двигателем Р-11К-300, расширились. Дальность действия на большой высоте увеличилась с 200 до 360 км. Помимо обновленного фоторазведывательного оборудования в виде фотокамер АФА-40, АФБА-40, АФА-20, БПФ-21, АЩФА-5М и телекамеры "Чибис", в состав бортовой аппаратуры ввели станцию радиационной разведки "Сигма". В советских ВВС Ла-17РМ эксплуатировались до середины 70-х годов, после чего беспилотные мишени «утилизировали» на полигонах как самолёты-мишени.

Некоторое количество Ла-17 различных модификаций было поставлено странам-союзникам СССР. В 50-е годы беспилотные мишени с ПВРД можно было встретить на китайских полигонах. Как и в СССР, их запуск производился с бомбардировщиков Ту-4. В отличие от советских ВВС, в КНР бомбардировщики с поршневыми двигателями летали до начала 90-х годов. На закате своей карьеры китайские Ту-4 использовали как носители разведывательных БПЛА. В 60-е годы китайская авиационная промышленность начала выпуск Ла-17 с турбореактивным двигателем WP-6 (китайская копия РД-9). Данный ТРД использовался в ВВС НОАК на истребителях J-6 (копия МиГ-19) и штурмовике Q-5. Помимо поставок самолётов-мишеней и технической документации для их серийного производства в КНР, партию беспилотных разведчиков Ла-17РМ под обозначением УР-1 передали Сирии. Однако, применялись ли они в боевой обстановке, неизвестно.

Принятие на вооружение советских ВВС сверхзвукового тактического разведчика-бомбардировщика МиГ-25РБ, в состав БРЭО которого помимо различного фотооборудования входили станции радиотехнической разведки, серьёзно расширило возможности по сбору информации в оперативном тылу противника. Как известно, в начале 70-х израильтянам не удалось воспрепятствовать полётом МиГ-25Р и МиГ-25РБ над Синайским полуостровом. Но советские специалисты вполне отдавали себе отчёт, что при действии над ТВД, где будут иметься дальнобойные и высотные ЗРК, большая высота и скорость полёта уже не могут гарантировать неуязвимость самолёта-разведчика. В связи с этим в конце 60-х военные инициировали разработку сверхзвуковых многоразовых беспилотных самолётов-разведчиков тактического звена. Военным требовались аппараты с большей дальностью и скоростью полёта, чем у состоявших на вооружении Ла-17Р/РМ. Кроме того, весьма примитивный разведывательный комплекс аппаратов, созданных на базе беспилотной мишени, не удовлетворял современным требованиям. Заказчик желал получить разведчики, способные действовать в глубине обороны противника на околозвуковой крейсерской скорости. В состав разведоборудования перспективных аппаратов помимо современных средств фиксации визуальной информации, должна была войти аппаратура, предназначенная для радиационной разведки местности и вскрытия позиций ЗРК и РЛС.

В середине 60-х годов в ОКБ Туполева началась разработка комплексов тактической разведки «Стриж» и «Рейс». Результатом этих работ стало создание и принятие на вооружение оперативно-тактического комплекса Ту-141 (ВР-2 «Стриж») и тактического комплекса Ту-143 (ВР-3 "Рейс"). Беспилотный комплекс тактико-оперативной разведки ВР-2 «Стриж» предназначен для проведения разведывательных операций на удалении от пункта запуска в несколько сотен километров, тогда как ВР-3 «Рейс» - 30-40 км.

На первом этапе проектирования предусматривалось, что беспилотные разведчики будут прорывать рубежи ПВО на малой высоте со сверхзвуковой скоростью. Однако для этого нужны были двигатели, оснащённые форсажными камерами, что неизбежно вело к повышенному расходу топлива. Военные также настаивали на том, что беспилотный разведчик нового поколения при возвращении с боевого вылета должен по самолётному совершать посадку на свой аэродром с помощью специальной выпускаемой лыжи. Но расчёты показали, что высокая скорость полёта и самолётная посадка, при некоторой повышении боевой эффективности существенно увеличивается стоимость аппарата, при том, что продолжительность его жизни на войне могла быть очень недолгой. В итоге максимальную скорость полёта ограничили пределом 1100 км/ч, а посадку решили производить с помощью парашютной спасательной системы, что в свою очередь позволило упростить конструкцию, уменьшить взлётную массу и стоимость летательного аппарата.


Беспилотные разведчики Ту-141 и Ту-143 в Музее в Монино


Беспилотные разведчики Ту-141 и Ту-143 имели много общего внешне, но отличались геометрическими размерами, массой, дальностью полёта, составом и возможностями бортовой разведывательной аппаратуры. Оба аппарата были построены по схеме «бесхвостка» с низкорасположенным треугольным крылом со стреловидностью по передней кромке 58 °, с небольшими наплывами в корневых частях. В передней части фюзеляжа имеется неподвижный дестабилизатор трапециевидной формы, обеспечивавший необходимый запас устойчивости. ПГО - переставляемое на земле в пределах от 0 ° до 8 ° в зависимости от центровки самолета, с углом стреловидности по передней кромке 41,3 °. Управление летательным аппаратом осуществлялось с помощью двухсекционных элевонов на крыле и руля направления. Воздухозаборник двигателя расположен над фюзеляжем, ближе к хвостовой части. Такая компоновка позволила не только упростить устройство стартового комплекса, но и снизила радиолокационную заметность беспилотного разведчика. Для уменьшения размаха крыла при транспортировке консоли крыла Ту-141 отклонялась в вертикальное положение.

На первые экземпляры Ту-141 устанавливался малоресурсный ТРД Р-9А-300 (специально доработанная модификация ТРД РД-9Б), однако позже после налаживания серийного производства перешли на выпуск разведчиков с двигателями КР-17А с тягой 2000 кгс. Беспилотный разведчик с взлётной массой 5370 кг, на высоте 2000 м развивал максимальную скорость 1110 км/ч и имел дальность полёта 1000 км. Минимальная высота полёта на маршруте составляла 50 м, потолок – 6000 м.


Старт Ту-141


Запуск Ту-141 производился с помощью твердотопливного стартового ускорителя, монтировавшегося в нижней части фюзеляжа. Приземление беспилотного разведчика после выполнения задания осуществлялась с помощью парашютной системы, расположенной в обтекателе в хвостовой части фюзеляжа над соплом турбореактивного двигателя. После отключения ТРД выпускался тормозной парашют, снижавший скорость полёта до величины, на которой мог быть безопасно выпущен основной парашют. Трехопорное шасси с амортизирующими элементами пяточного типа выпускалось одновременно с тормозным парашютом. Непосредственно перед касанием грунта происходило включение тормозного твердотопливного двигателя и отстрел парашюта.



В состав комплекса наземных средств обслуживания входили машины, предназначенные для заправки и подготовки к запуску, буксируемая стартовая установка, контрольно-проверочные установки и аппаратные для работы с разведывательной техникой. Все элементы комплекса ВР-2 «Стриж» размещались на мобильных шасси и могли передвигаться по дорогам общего пользования.



К сожалению, точных данных о составе и возможностях разведывательного комплекса ВР-2 «Стриж» найти не удалось. В различных источниках говорится, что Ту-141 был оборудован совершенной для своего времени навигационной аппаратурой, аэрофотоаппаратами, инфракрасной разведывательной системой, средствами, позволяющими определять типы и координаты работающих радиолокаторов и производить радиационную разведку местности. На маршруте беспилотный разведчик управлялся автопилотом, манёвры и включение-выключение разведывательного оборудования происходили по заранее заданной программе.

Лётные испытания Ту-141 начались в 1974 году, ввиду высокой сложности разведывательный комплекс потребовал увязки и доработки бортового и наземного оборудования. Серийное производство беспилотника началось в 1979 году на Харьковском авиационном заводе. До распада СССР на Украине было построено 152 экземпляра Ту-141. Отдельные разведывательные эскадрильи, оснащённые беспилотными разведчиками этого типа, разворачивались на западных границах СССР. В настоящий момент работоспособные Ту-141 могут иметься только на Украине.

На момент своего создания разведывательный комплекс ВР-2 «Стриж» вполне соответствовал своему предназначению. Беспилотный разведывательный аппарат обладал достаточно широкими возможностями и имел хорошие шансы на выполнение поставленной задачи, что было неоднократно подтверждено на учениях. Некоторое количество Ту-141 с исчерпанным лётным ресурсом переделали в мишени М-141. Мишенный комплекс получил обозначение ВР-2ВМ.

По компоновочной схеме и техническим решениям беспилотный разведчик Ту-143 являлся как бы уменьшенной копией Ту-141. Первый успешный полёт Ту-143 состоялся в декабре 1970 года. В 1973 году для проведения государственных испытаний на авиазаводе в г. Кумертау была заложена опытная партия БПЛА. Официальное принятие на вооружение Ту-143 произошло в 1976 году.


Ту-143


Беспилотный разведчик со стартовой массой 1230 кг запускался с мобильной пусковой установки СПУ-143 на безе колёсного тягача БАЗ-135МБ. Погрузка Ту-143 в пусковую установку и эвакуация с места посадки осуществлялась с помощью транспортно-заряжающей машины ТЗМ-143. Поставка и хранение БПЛА осуществлялись в герметичных контейнерах. Дальность перебазирования комплекса с подготовленным к пуску разведчиком — до 500 км. При этом технические наземные средства комплекса могли передвигаться по шоссе со скоростью – до 45 км/ч.


Погрузка разведчика Ту-143 на транспортно-пусковую установку СПУ-143 с помощью транспортно-заряжающей машины ТЗМ-143

Техническому обслуживанию БПЛА производилось с использованием контрольно-проверочного комплекса КПК-143, набора мобильных средств заправки автокрана, пожарных и грузовых автомобилей. Предстартовая подготовка, занимавшая около 15 мин, осуществлялась боевым расчетом СПУ-143. Непосредственно перед стартом запускался турбореактивный маршевый двигатель ТРЗ-117 с максимальной тягой 640 кгс, и беспилотный разведчик запускался с помощью твердотопливного ускорителя СПРД-251 под углом 15° к горизонту. Безопасное отделение СПРД-251 обеспечивалось специальным пиропатроном, срабатывавшим по падению давления газов в стартовом ускорителе.


Старт Ту-143


Разведывательный комплекс ВР-3 "Рейс", изначально создававшийся по заказу ВВС, получил широкое распространение в вооруженных силах СССР, и использовался также Сухопутными войсками и ВМФ. В ходе совместных крупных учений соединений различных родов войск комплекс «Рейс» продемонстрировал существенные преимущества в сравнении с пилотируемыми самолётами тактической разведки МиГ-21Р и Як-28Р. Полет Ту-143 выполнялся по запрограммированному маршруту с помощью автоматической системы управления, в состав которой входил автопилот, радиовысотомер и измеритель скорости. Система управления обеспечивала более точный выход беспилотного аппарата на участок разведки, по сравнению с пилотируемыми тактическим самолетами-разведчиками ВВС. Разведывательный БПЛА был способен выполнять полет на малой высоте со скоростью до 950 км/ч, в том числе и в местности со сложным ландшафтом. Относительно малые размеры обеспечивали Ту-143 невысокую визуальную заметность и небольшую ЭПР, что в сочетании с высокими летными данными делало беспилотник весьма трудной целью для систем ПВО.



Разведывательное оборудование размещалось в сменной носовой части и имело два основных варианта: фото и телевизионной фиксации изображения на маршруте. Кроме того, на беспилотнике могла быть размещена аппаратура радиационной разведки и контейнер с листовками. Комплекс ВР-3 «Рейс» с БПЛА «Ту-143» был способен вести тактическую воздушную разведку в светлое время суток на глубину 60-70 км от линии фронта с использованием фото, телевизионной и аппаратуры разведки радиационного фона. При этом обеспечивалось обнаружение площадных и точечных целей, в полосе шириной 10 Н (Н-высота полета) при использовании фотокамер и 2,2 Н при оснащении средствами телевизионной разведки. То есть ширина полосы фотосъемки с высоты 1 км составляла около 10 км, телевизионной съёмки — около 2 км. Интервалы фотографирования для фоторазведки устанавливались в зависимости от высоты полета. Фотоаппаратура, установленная в головной части разведчика, с высоты 500 м и при скорости 950 км/ч позволяла распознавать на земле предметы размером от 20 см. Разведывательный комплекс оказался весьма эффективен в условиях применения в горной местности при стартах и посадках на площадках на высотах до 2000 м над уровнем моря и при облетах горных массивов высотой до 5000 м. Бортовая телевизионная аппаратура передавала телевизионное изображение местности по радиоканалу на станцию управления беспилотником. Прием телевизионного изображения был возможен на удалении 30-40 км от БПЛА. Ширина полосы радиационной разведки достигает 2 Н и полученная информация также может предаваться на землю по радиоканалу. В состав разведывательного оборудования Ту-143 входила панорамная аэрофотокамера ПА-1 с запасом фотопленки 120 м, телевизионная аппаратура И-429Б «Чибис-Б» и аппаратурой радиационной разведки «Сигма-Р». Также рассматривался вариант создания на базе Ту-143 крылатой ракеты, но данных об испытаниях данной модификации и принятии её на вооружение нет.

Перед посадкой в заданном районе Ту-143 одновременно с остановкой двигателя производил горку, после чего осуществлялся выпуск двухкаскадной парашютно-реактивной системы и шасси. В момент касания земли, при срабатывании амортизаторов шасси отстреливался посадочный парашют и тормозной двигатель, этим предотвращалось опрокидывание самолета-разведчика за счет парусности парашюта. Поиск места посадки беспилотного разведчика производился по сигналам бортового радиомаяка. Далее производилось изъятие контейнера с разведывательной информацией и доставка БПЛА на техническую позицию для подготовки к повторному использованию. Ресурс Ту-143 был рассчитан на пять вылетов. Обработка фотоматериалов происходила в мобильном пункте приема и дешифрования разведывательной информации ПОД-3, после чего обеспечивалась оперативная передача полученных данных по каналам связи.

Согласно сведениям, опубликованным в открытых источниках, с учетом прототипов, предназначенных для испытаний, в период с 1973 по 1989 годы было построено более 950 экземпляров Ту-143. Помимо советских вооруженных сил, комплекс ВР-3 «Рейс» состоял на вооружении в Болгарии, Сирии, Ираке, Румынии и Чехословакии.


Ту-143 в экспозиции авиамузея в Чехии


В 2009 году в СМИ появилась информация, что Белоруссия приобрела партию БПЛА на Украине. Беспилотные разведчики использовались в реальных боевых действиях в Афганистане и во время ирано-иракской войны. В 1985 году сирийский Ту-143 был сбит над Ливаном израильским истребителем F-16. В начале 90-х несколько Ту-143 были закуплены КНДР в Сирии. По информации западных источников, северокорейский аналог запущен в серийное производство и уже использовался в ходе разведывательных полётов над южнокорейской акваторией Желтого моря. По мнению западных специалистов, северокорейские копии Ту-143 также могут использоваться для доставки оружия массового поражения.

В конце 90-х годов Ту-143, имевшиеся в России, массово переоборудовались в мишени М-143, предназначенные для имитации крылатых ракет в процессе боевой подготовки войск ПВО.


Подготовка к применению украинского беспилотного разведчика Ту-143


К моменту начала вооруженного противостояния на юго-востоке Украины в ВСУ на хранении имелось некоторое количество БПЛА Ту-141 и Ту-143. До начала конфликта их эксплуатация была возложена на 321-ю отдельную эскадрилью беспилотных самолётов-разведчиков, дислоцированную в посёлке Рауховка Березовского района Одесской области.


Ту-143, совершивший несанкционированную посадку в районе, контролируемом ополченцами ДНР


Снятые с консервации беспилотные аппараты использовались для фоторазведки позиций ополченцев. До объявления перемирия в сентябре 2014 года беспилотники, построенные в СССР, провели разведку территории площадью более 250 000 га. Засняв при этом около 200 объектов, включая 48 блокпостов и более 150 объектов инфраструктуры (мостов, дамб, перекрёстков, участков дорог). Однако приборное оборудование БПЛА советского производства в настоящее время безнадёжно устарело - для фиксации результатов разведки используется фотопленка, аппарат должен вернуться на свою территорию, пленку необходимо изъять, доставить в лабораторию, проявить и дешифровать. Таким образом, разведка в реальном масштабе времени невозможна, временной промежуток от момента съемки до использования данных может быть значительным, что часто обесценивает результат разведки мобильных целей. Кроме того, техническая надёжность техники, созданной около 30 лет назад, оставляет желать лучшего.

В открытых источниках нет статистики боевых вылетов украинских Ту-141 и Ту-143, но в сети было выложено достаточно много фотографий БПЛА на позициях и во время транспортировки, сделанных летом-осенью 2014 года. Однако в настоящее время свежие снимки украинских беспилотников указанного типа не публикуются, а военные ДНР и ЛНР не информируют об их полётах. В связи с этим можно предположить, что запасы Ту-141 и Ту-143 на Украине в основном исчерпаны.

Вскоре после принятия на вооружение разведывательного комплекса ВР-3 «Рейс» вышло Постановление Совета Министров СССР о разработке модернизированного комплекса ВР-ЗД "Рейс-Д". Первый полет прототипа БПЛА Ту-243 состоялся в июле 1987 года. При сохранении планера существенной доработке подвергся разведывательный комплекс. В прошлом военные критиковали ВР-3 «Рейс» за ограниченные возможности передачи разведывательной информации в реальном масштабе времени. В связи с этим на Ту-243 помимо аэрофотокамеры ПА-402 установили усовершенствованную телевизионную аппаратуру «Аист-М». В другом варианте, предназначенном для ведения разведки ночью, используется тепловизионная система «Зима-М». Изображение, полученное с телевизионных и инфракрасных камер, транслируется по радиоканалу, организовываемому с помощью аппаратуры радиолинии «Трасса-М». Параллельно с передачей по радиоканалу, информация в ходе полёта записывается на бортовые магнитные носители. Новое, более совершенное разведоборудование в сочетании с улучшенными характеристиками БПЛА позволили существенно увеличить площадь исследуемой за один вылет территории при одновременном повышении качества получаемой информации. Благодаря использованию на Ту-243 нового навигационно-пилотажного комплекса НПК-243, возможности ВР-ЗД «Рейс-Д» значительно возросли. В ходе модернизации обновили и некоторые элементы наземного комплекса, что позволило повысить оперативность выполнения поставленных задач и эксплуатационные характеристики.


Ту-243 на авиасалоне МАКС-99


Согласно информации, представленной на авиакосмическом салоне МАКС-99, разведывательный беспилотный аппарат Ту-243 имеет взлётный вес 1400 кг, длину- 8,28 м, размах крыла – 2,25 м. Турбореактивный двигатель ТРЗ-117А с тягой 640 кгс, обеспечивает крейсерскую скорость полёта 850-940 км/ч. Максимальная высота полёта на маршруте – 5000 м, минимальная – 50 м. Дальность полёта увеличена до 360 км. Запуск и методика применения Ту-243 аналогичны Ту-143. Данный разведывательный беспилотный аппарат в конце 90-х предлагался для экспортных поставок. Утверждается, что Ту-243 официально принят на вооружение российской армии в 1999 году, а его серийное строительство велось на мощностях Кумертауского авиационного производственного предприятия. Однако, судя по всему, число построенных Ту-243 было очень невелико. По данным представленным The Military Balance 2016, на вооружении российской армии имеется некоторое количество БПЛА Ту-243. Насколько это соответствует действительности неизвестно, но в данный момент разведывательный комплекс ВР-ЗД "Рейс-Д" уже не соответствует современным требованиям.

Продолжение следует…

По материалам:
https://militarizm.livejournal.com/51079.html
http://zonwar.ru/news/news_110_Tu-141_Strish.html
http://www.arms-expo.ru/articles/124/81839/
http://aviation21.ru/3582-2/
http://rusvesna.su/news/1406935390
http://nevskii-bastion.ru/tu-243-maks-1999/
https://defendingrussia.ru/enc/bpla/tu143_krylataja_raketarazvedchik-1531/
http://www.arms-expo.ru/049055055056124052052048048.html
https://militarizm.livejournal.com/51079.html
https://vpk.name/library/reys-d.html
http://www.razlib.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_2004_01/p3.php
http://todaysmilitary.ru/2016/01/21/vnutri-tajnoj-programmy-bpla-severnoj-korei/
Автор:
Линник Сергей
Статьи из этой серии:
Отечественная беспилотная авиация (часть 1)
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

27 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. амурец Офлайн
    амурец (николай) 13 марта 2018 15:37
    +6
    Во время наиболее ответственных испытаний задействовали вылетавшие свой ресурс радиоуправляемые истребители МиГ-15, Миг-17 и бомбардировщики Ил-28. Но переоборудовать серийные машины было достаточно накладно, кроме того, для массового применения в роли мишеней таких достаточно современных на тот момент самолётов было в наличие очень не много.
    Сергей, спасибо.Кстати, при испытаниях и доводке первого ЗРК С-25, в качестве мишеней применялся и Ту-4."Появление ракетного оружия вызвало необходимость создания летающих мишеней. Одной из них стал беспилотный аппарат Ла-17 (изделие «201»), старт которого осуществляли с борта носителя Ту-4, для чего заводом № 22 были доработаны 6 самолетов. Каждый Ту-4 мог нести 2 мишени. Несмотря на облегчение конструкции (было снято вооружение и часть оборудования), Ту-4 с такой подвеской очень медленно набирал высоту — 8000 метров за 2 часа, тратя при этом изрядное количество бензина. В связи с этим была создана модификация Ла-17 с наземным стартом.
    В том же 1952 году было принято решение о переоборудовании вылетавших свой ресурс самолетов, в том числе и Ту-4, в самолеты-мишени. Пилот выводил машину в зону стрельб, покидал машину с парашютом, а мишень продолжала полет по программе или по командам с наземного КП." авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/bombardirovsh
    hiki-2/bombard-1920-e-1940-e-gody/dalnij-strategi
    cheskij-bombardirovshhik-tu-4/
    Обломки мишени Ла-17М были на территории нашего полка в Комсомольске. Новую мишень наш дивизион разнёс в дребезги, на полигоне Телемба. Стреляли по маловысотной цели, в условиях активных и пассивных помех.
    1. zyablik.olga Офлайн
      zyablik.olga (Ольга) 13 марта 2018 16:21
      +8
      Цитата: амурец
      Обломки мишени Ла-17М были на территории нашего полка в Комсомольске. Новую мишень наш дивизион разнёс в дребезги, на полигоне Телемба.

      Николай, здравствуйте!
      Наши с "Танкера" (Бочин) тоже ездили в Казахстан стрелять, в последний раз кажется незадолго до расформирования части. Сейчас от "Танкера" ничего не осталось, одни руины. Были осенью с Серёжей в Картеле, штаб полка туда переводят.
      Мне другое интересно, из изложенного в статье следует, что на базе Ту-141 и Ту-143 можно было сделать крылатые ракеты. Так они были или нет?
      1. амурец Офлайн
        амурец (николай) 14 марта 2018 00:01
        +2
        Мне другое интересно, из изложенного в статье следует, что на базе Ту-141 и Ту-143 можно было сделать крылатые ракеты. Так они были или нет?
        Приветствую, Оля.
        Оля, скорее всего нет, по крайней мере мне об этом нигде не попадалось. Практически, все основные работы по крылатым ракетам были сосредоточены в КБ Челомея. Да и велись они, в основном, по морской тематике. А историю отечественных крылатых ракет можно почитать вот здесь:http://www.tinlib.ru/transport_i_aviacija/a
        viacija_i_kosmonavtika_1995_10_tehnika_i_oruzhie_
        1995_02/p15.php
        Именно историю, так быстрее моно понять, почему сложилась нынешняя ситуация с этим классом оружия.
  2. Микадо Офлайн
    Микадо (Николай) 13 марта 2018 16:58
    +6
    "Браво, многоуважаемый Bongo, браво"! (перефразируя кн.П.Багратиона) good умеете "копать" материал для циклов! hi
    1. Bongo Офлайн
      Bongo (Сергей) 13 марта 2018 17:09
      +9
      Цитата: Микадо
      "Браво, многоуважаемый Bongo, браво"! (перефразируя кн.П.Багратиона) good умеете "копать" материал для циклов!

      Благодарю! drinks
      Планирую заняться своей любимой темой - ПВО. В будущем хочу сделать обзорную публикацию по состоянию ПВО российского Дальнего Востока, поскольку устал читать патриотический бред наших СМИ. В рамках "открытых и общедоступных" сведений конечно, но боюсь, что срач получится знатный. В данный же момент готовлю обзор по ПВО Азербайджана. В статье посвящённой ПВО Армении наши коллеги из двух закавказских республик уж слишком жестко схлестнулись. Надеюсь в этот раз обойдётся... request
      1. Микадо Офлайн
        Микадо (Николай) 13 марта 2018 17:19
        +8
        но боюсь, что срач получится знатный. В данный же момент готовлю обзор по ПВО Азербайджана. В статье посвящённой ПВО Армении наши коллеги из двух закавказских республик уж слишком жестко схлестнулись. Надеюсь в этот раз обойдётся... request

        Вы пишите, а что будет - то будет. yes Информация же, грамотно и в комплексе поданная, никогда не бывает лишней.hi Как будто Вы нашего форума не знаете wink зайдите в раздел "истории" под любую статью про монархию/коммунизм/древних славян (вставить нужное). Вот там точно ломаются пальцы о клавиатуру и трещат задницы от натуги противоборствующих лагерей! fellow laughing а от "оголтелого спорщика".. защиты нет! request
        1. Bongo Офлайн
          Bongo (Сергей) 13 марта 2018 17:33
          +10
          Цитата: Микадо
          а от "оголтелого спорщика".. защиты нет!

          Да ладно бы умное, по делу писали. Я к критике в общем нормально отношусь, но когда технически безграмотные "патриоты" начинают "урякать" - это удручает. Пытаешься, что-то объяснить, начинается переход на личности. Вы обратите внимание, что громче всех кричат "уря" те, кто в обсуждении технических публикаций участия не принимает. А если принимает, то пишет откровенный бред. wassat
          1. Микадо Офлайн
            Микадо (Николай) 13 марта 2018 18:24
            +7
            Я к критике в общем нормально отношусь, но когда технически безграмотные "патриоты" начинают "урякать" - это удручает. Пытаешься, что-то объяснить, начинается переход на личности. Вы обратите внимание, что громче всех кричат "уря" те, кто в обсуждении технических публикаций участия не принимает. А если принимает, то пишет откровенный бред. wassat

            соглашусь по каждому пункту, и не только касаемо техники (благо, большую часть времени провожу в "истории"). И не только мы с Вами это заметили. hi
      2. KKND Офлайн
        KKND 13 марта 2018 17:29
        +7
        По теме честно сказать мне нечего, по причине полного незнания предмета, так что немного "пофилосовствую".
        Цитата: Bongo
        Надеюсь в этот раз обойдётся...

        Сергей, ты ничего не понимаешь в писательстве. Больше споров, больше дешевой популярности(см. Даманцева и Скоморохова и компании), больше рекламы, больше "хайпа".
        Помнишь, как Даманцев хвастался перед тобой, что тебя никто не читает?
        Учись у этих "гуру". wassat
        П.С. Автор один из немногих журналистов на этом ресурсе, не гоняющийся за дешевой популярностью.
        1. Bongo Офлайн
          Bongo (Сергей) 13 марта 2018 17:38
          +7
          Цитата: KKND
          Помнишь, как Даманцев хвастался перед тобой, что тебя никто не читает?

          Привет, Кирилл.
          К счастью, он для меня не авторитет. no
          Цитата: KKND
          Учись у этих "гуру".

          Ну у Даманцева, мне точно нечему учиться. Такой бред, даже за большие деньги, я бы писать не стал. Впрочем, не стоит считать Даманцева дураком. У него и нормальные публикации бывали. Возможно дело в том, что для меня "писательство" развлекуха, а для него это основной заработок. Вот он колеблется вместе с линией партии.
          1. KKND Офлайн
            KKND 13 марта 2018 17:46
            +8
            Цитата: Bongo
            Такой бред, даже за большие деньги, я бы писать не стал.

            Что то мне подсказывает, что Даманцев и компания больших денег на ресурсе не получает, не Баранец, какой-нибудь. Они наверно, на "вырост" работают. Глядишь, Кремль заметит. Главное сейчас "спонсора" найти. "Авторитет"(Даманцев) заработать или "писать красиво" (Скоморохов). У "спонсора" выбор появляется, какую "модель" на содержание взять.
            Вообщем "капитализьм".
            1. Bongo Офлайн
              Bongo (Сергей) 13 марта 2018 17:54
              +7
              Цитата: KKND
              Они наверно, на "вырост" работают. Глядишь, Кремль заметит. Главное сейчас "спонсора" найти. "Авторитет"(Даманцев) заработать или "писать красиво" (Скоморохов). У "спонсора" выбор появляется, какую "модель" на содержание взять.

              Перед Скомороховым такой цели нет, он человек уже не слишком молодой, да и как я понимаю работает в редакции сайта. А Даманцев - классический пример "современного журналиста" negative Вообще я у него как-то интересовался, служил ли он в вооруженных силах и почему у него украинский флаг. Но ответа не получил. request
              1. KKND Офлайн
                KKND 13 марта 2018 18:00
                +6
                Цитата: Bongo
                А Даманцев - классический пример "современного журналиста"

                Сергей слава богу, что ты не "профессиональный" журналист. Есть такое выражение:"журналист-вторая древнейшая профессия".
                Вот пускай Даманцев и идет в эту профессию. Свобода выбора как говорится.
                1. Микадо Офлайн
                  Микадо (Николай) 13 марта 2018 18:26
                  +5
                  Сергей слава богу, что ты не "профессиональный" журналист.

                  я в чем-то поддержу. Когда человек пишет "душой" про то, что интересно - это дорого, и это по праву можно назвать "настоящим творчеством" (во мне умер философ! drinks )
              2. faiver Онлайн
                faiver (Андрей) 13 марта 2018 20:26
                +2
                видел интервью даманцева по ящику - типа как "эксперта", так он в форме был флотской, могу соврать канеш, но по моему кап-два...
                1. Bongo Офлайн
                  Bongo (Сергей) 14 марта 2018 03:14
                  +3
                  Цитата: faiver
                  видел интервью даманцева по ящику - типа как "эксперта", так он в форме был флотской, могу соврать канеш, но по моему кап-два...

                  Вы его путаете с Костей Сивковым - любителем боевых коэффициентов.

                  Евгений Даманцев - это "сценический псевдоним", к тому же по ряду признаков понятно, что это достаточно молодой и несерьёзный человек без жизненного опыта.
                  1. faiver Онлайн
                    faiver (Андрей) 14 марта 2018 03:29
                    +3
                    сорри, точно request
              3. профессор Офлайн
                профессор (Соколов Олег) 14 марта 2018 07:10
                +3
                Цитата: Bongo
                А Даманцев - классический пример "современного журналиста"

                Его статьи я обхожу стороной, а твои перечитываю по несколько раз дабы ничего не упустить. Вот и разница. hi
                1. Bongo Офлайн
                  Bongo (Сергей) 14 марта 2018 07:22
                  +2
                  Цитата: профессор
                  Его статьи я обхожу стороной, а твои перечитываю по несколько раз дабы ничего не упустить. Вот и разница.

                  Привет!
                  Спасибо! У него тоже нормальные публикации бывали. Если бы Даманцев скинул градус "патриотизма" и отвечал за написанное, он бы был вполне читабелен. А так, его "творчество" по большей части рассчитано на "неумных людей". negative
  3. Рафаэль_83 Офлайн
    Рафаэль_83 (Рафаэль Аглиуллин) 13 марта 2018 18:24
    +5
    Ха, по недомыслию не знал, что у нас в Башкирии такие самолеты-роботы клепали. Да и версия 143 довольно "долгоиграющая" оказалась, заинтересовали по ее практическому применению, я вообще как-то больше читал про беспилотники более-менее современной концепции (дистанционно управляемые барражирующие, а не жестко запрограммированные скоростные и высотные автоматы).
    С ув. hi
    P.S.
    "За" ожесточенный срач в качественных технических статьях как всегда! fellow Можно вполне интересные вещи дополнительно узнать из споров и расширенных комментариев, плюс - это шанс на появление в обсуждении грамотных завсегдатаев вроде ув. opus, ССИ и др., дополнения которых к материалу всегда приятно "послушать", коль самому технической грамотности нехватат. winked
    1. Bongo Офлайн
      Bongo (Сергей) 13 марта 2018 18:45
      +7
      Цитата: Рафаэль_83
      За" ожесточенный срач в качественных технических статьях как всегда!

      Именно! yes Но не когда человек на полном серьёзе утверждающий, что РЛС СПРН "Воронеж" в Калининградской области способна контролировать полёты авиации над территорией США, пытается "учить патриотизму"... wassat
      Цитата: Рафаэль_83
      Можно вполне интересные вещи дополнительно узнать из споров и расширенных комментариев, плюс - это шанс на появление в обсуждении грамотных завсегдатаев вроде ув. opus, ССИ и др.

      К сожалению сайт перестал посещать древний, а Антона (opus) забанили. crying
      1. Рафаэль_83 Офлайн
        Рафаэль_83 (Рафаэль Аглиуллин) 13 марта 2018 19:07
        +5
        Цитата: Bongo
        а Антона (opus) забанили.

        Что ж, остается ждать, когда разбанят (верю - так и будет), ну и надеяться на то, что с перевыборами царя политическая/украинская/сирийская (и какая там еще?) общественная истерия чуть прижухнет и тематические для ресурса материалы будут посещать и обсуждать побольше людей.
    2. Лопатов Офлайн
      Лопатов (Лопатов) 13 марта 2018 19:44
      +5
      Цитата: Рафаэль_83
      я вообще как-то больше читал про беспилотники более-менее современной концепции (дистанционно управляемые барражирующие, а не жестко запрограммированные скоростные и высотные автоматы).

      То есть т.н. "израильский вариант" 8)))
      Они практически присвоили себе достижения американцев ( и так бывает, как ни странно 8)))))
      Причём они не просто пытаются замылить тему. К примеру, о полученных от американцев "родоначальниках" Файрби они заявляют, что единственное хорошее в них- "способность немного поплавать в море перед тем, как затонуть".
  4. sivuch Онлайн
    sivuch (Игорь Копеецкий) 13 марта 2018 19:57
    +5
    Сергей , привет . Вот на счет Зимы надо бы проверить . Тепловизионная камера в те лохматые годы - как-то сомнительно . Тем более , что в следующей строке ты пишешь об ИК .
    1. Bongo Офлайн
      Bongo (Сергей) 14 марта 2018 03:18
      +2
      Цитата: sivuch
      Сергей , привет . Вот на счет Зимы надо бы проверить . Тепловизионная камера в те лохматые годы - как-то сомнительно . Тем более , что в следующей строке ты пишешь об ИК .

      Привет, Игорь!
      Трудно сказать, аппаратура могла устанавливаться позже. За что купил, за то и продал. Источники информации в конце я всегда указываю. request
  5. faiver Онлайн
    faiver (Андрей) 13 марта 2018 20:29
    +7
    автору как всегда пять баллов - приятно читать good
  6. prosto_rgb Офлайн
    prosto_rgb 14 марта 2018 23:50
    +2
    Спасибо за отличную статью!!!
    Очень интересно читать!!!
Картина дня