Коварный «боец» для войн с Россией и Китаем. «Оспрей» передаёт эстафетную палочку

84


После обнародования информации о первом успешном лётном испытании перспективного американского конвертоплана Bell V-280 «Valor», состоявшемся в Амарилло (штат Техас) 18 декабря 2017 года, в российском и зарубежном Интернете можно было встреть массу критики в сторону класса «конвертоплан» как такового. Из основных технологических недостатков, присущих данному типу винтокрылых машин, указываются: низкая надёжность и ремонтоспособность механизма поворота мотогондол в целом (в случае с MV-22B «Osprey»), либо механизма поворота винтового модуля с шарнирной трансмиссией, приводимой в движение от неподвижных спирального конического и углового редукторов (в случае с V-280 «Valor»); огромная сложность управления и непредсказуемость поведения машин в режимах перехода в горизонтальный или вертикальный полёт в сложных метеорологических условиях; а также присутствие явления «вихревого кольца», где в результате закручивания воздушного потока по тороидальному принципу (вдоль окружности, описываемой законцовками лопастей) происходит критическое снижение подъёмной силы, что в итоге приводит к неуправляемости и падению машины. Среди экономических проблем указывается значительная стоимость лётного часа машин, которая, к примеру, для «Осперя» составляет 80000$.



Давайте начнём по порядку. Вне всяких сомнений, при сравнении «Osprey» и «Valor» можно обратить внимание, что цельноповоротные мотогондолы с турбовинтовыми двигателями Allison T406-AD-400 обладают некоторой надёжностью благодаря видимому отсутствию подвижных узлов трансмиссии, передающих вращение от вала ТВД к винту. Это действительно так. Тем не менее, новая конструкция неподвижных силовых установок конвертоплана V-280 «Valor» имеет несравнимо большие преимущества перед эллисоновскими. Мотогондолы c ТВД T64-GE-419 (серийно производятся «General Electric») пребывают в горизонтальном положении вместе со спиральным коническим и угловым редукторами; поворачивается лишь винтовая группа и шарнирная трансмиссия. О чём это говорит?

Во-первых, при работающем на подъём винтовом модуле наибольшему воздействию негативных факторов внешней среды (пыль, песок и т.д.) подвергается в основном неприхотливый и высокопрочный карданный вал шарнирной трансмиссии, в то время как редуктора накрыты фильтром и утоплены внутрь двухмодульных мотогондол. Это позволяет избежать быстрого выхода из строя трансмиссии в целом (данную особенность отлично видно в фотоматериале издания «The Aviationist» за 30 августа 2017 года, где машина с регистрационным номером N280BH проходила наземное вибрационное испытание на базе Центра сборки компании «Bell» в Амарилло: на фото с поднятыми винтовыми блоками видно отсутствие основных элементов привода в открытом доступе). Более того, такая архитектура мотогондол менее уязвима во время финальной фазы поисково спасательной операции, либо низковысотной высадки морских пехотинцев, когда машина оказывается под огнём стрелкового оружия противника, способного повредить вынесенные узлы передачи.

Во-вторых, горизонтальное расположение мотогондол V-280 «Valor» отличается ещё двумя неоспоримыми плюсами перед цельноповоротными двигателями «Оспрея». В первую очередь, это полноценная зона обзора боковых полусфер вокруг конвертоплана в момент нахождения на поверхности, а также возможность полноценного огневого противодействия в этих направлениях со стороны стрелка, прикрываю высадку десанта. Но самое главное достоинство заключается в многократном уменьшении воздействия эффекта «вихревого кольца», которое активно возникало на окружности законцовок лопастей конвертопланов MV-22A/B/C «Osprey» в момент, когда машины заходили на вертикальную посадку со скоростью снижения около 7 — 8 м/с. Известно, что создаваемая на ометаемой винтами площади область повышенного давления под конвертопланом усиливалась ещё и благодаря дополнительной реактивной тяге из сопел ТВД Allison T406-AD-400, что приводило к ещё большему проявлению «вихревого кольца». Происходило это в связи с тем, что вектор тяги из сопла ТВД отклонялся со всей гондолой в том же направлении. В итоге, сформированная «подушка» повышенного давления выталкивала свежий поток воздуха к окружности винта, после чего он закручивался в тороидальный вихрь и в разы снижал подъёмную силу обоих винтов. В связи с этим произошла далеко не одна авиакатастрофа конвертопланов семейства «Оспрей».


Одним из наиболее существенных преимуществ передового конвертоплана 3-го поколения V-280 «Valor» перед MV-22B «Osprey» является его энерговооружённость в 697,5 л.с./тонну при максимальной взлётной массе в 13620 кг, в то время как энерговооружённость MV-22B при нормальной взлётной массе достигает лишь 428 л.с./тонну. Следовательно, новая винтокрылая машина получит гораздо более высокую скороподъёмность (около 20 м/с)


У V-280 «Valor» даже в момент вертикального положения винтовых модулей в режиме «парения» сопла ТВД T64-GE-419 продолжают создавать горизонтальную тягу, благодаря чему подушка высокого давления под винтом становится неравномерной и образования «вихревого кольца» не происходит; либо происходит, но в десятки раз реже. Это решение можно считать фундаментальным в становлении концепции конвертопланов. И именно оно позволит выйти данному типу летательных аппаратов но совершенно иную ступень, где они смогут раскрыть весь свой технический потенциал.

Что касается комментариев обозревателей о проблемах с управляемостью конвертопланов на различных режимах полёта, включая взлёт и посадку в сложных метеорологических условиях, то здесь также имеет место недостаточный уровень осведомлённости. Даже далеко не самые новые «Оспреи», выпущенные «Bell Helicopter» и «Boeing Rotocraft Systems» в начале 2000-х годов, оснащены малоразмерной цифровой инерциально-навигационной системой (ИНС) LWINS («Lightweighter Internal Navigation System»), которая, совместно с компьютеризированным навигационным приёмником VHF-диапазона AN/ARN-147 (подключаемым к ИНС с помощью мультиплексной шины данных MIL-STD-1553B) и иными вспомогательными системами, позволяла держать управление машиной под контролем даже в невероятно сложных условиях. Более того, для быстрой обработки боевого задания применяются сразу 2 ЭВМ AN/AYK-14.

Следовательно, перспективный конвертоплан V-280 «Valor» («Доблесть»), оснащённый ещё более совершенной инерциально-навигационной системой с более высокопроизводительной БЦВМ, лучше справится с задачами пилотирования в самых сложных метеорологических условиях и в любое время суток, с учётом различных типов рельефа местности. Более того, машину оснастят электродистанционной системой управления с тройным резервированием каналов. По аналогии с MV-22B «Osprey», в составе пилотажного БРЭО «Вэйлора» можно будет встретить радиолокационный комплекс для низковысотного полёта в режиме следования рельефу местности, что придаст машине массу преимуществ при преодолении однокомпонентной наземной ПВО противника.

Также от некоторых наших комментаторов можно услышать утверждение, согласно которому выход из строя одного из турбовинтовых двигателей T64-GE-419 «вызовет полную разбалансировку машины в воздухе с потерей управляемости со всеми вытекающими последствиями». Тем не менее, и здесь имеет место серьёзная ошибка. В соответствии с конструкцией трансмиссии MV-22B, V-280 «Valor» может похвастаться наличием синхронизационного карданного вала между обеими мотогондолами, который проходит через отверстия облегчения в нервюрах крыла. Об этом свидетельствуют фотографии собираемого планера опытного борта NB280BH в сборочном цеху «Bell Helicopter», сделанные со стороны правой мотогондолы. В разрезе крыла вы можете увидеть два отверстия, одно из которых может служить для запирания приведенного в горизонтальное (самолётное) положение винтового модуля, а второе как раз и предназначено для установки синхронизационного вала. В случае, когда один из двигателей выходит из строя, второй начинает работать с повышенной мощностью, через синхронизационный вал передавая на угловой редуктор мотогондолы с неработающим двигателем равную долю крутящего момента. Следовательно, без дополнительной нагрузки конвертоплан может благополучно приземлиться и на одном двигателе (главное, чтобы редуктор и кардан оставались в целости).


Участок поверхности соприкосновения профиля крыла с мотогондолой (видны отверстия для фиксации мотогондолы с винтовым модулем, а также для вала синхронизации)


Перейдём к обзору тактико-технических возможностей новой машины третьего поколения, а также рассмотрению V-280 «Valor» в качестве многофункциональной винтокрылой платформы, учитывая опыт, полученный за годы эксплуатации модификаций «Оспрея» CV-22B (для ССО США) и MV-22B (для КМП США), а также вертолётов семейства UH/MH-60 «Blackhawk». Для начала стоит отметить, что конструкция фюзеляжа «Вэйлора» максимально унифицирована с фюзеляжем семейства вертолётов «Black Hawk» (полумонокок с трёхопорным шасси, но убирающегося типа). Тем не менее, в отличие от основных версий «Блэкхоков» c цельнометаллической конструкцией фюзеляжа, а также частичным применением стекловолоконных кевларовых габаритов на дверях кабины, капоте силовой установки и фонаре, V-280 «Valor» получил цельнокомпозитный фюзеляж с применением углеродного волокна. Такое исполнение решает две проблемы: значительно снижает эффективную поверхность рассеяния (ЭПР), а также снижает массу вертолёта, увеличивая энерговооружённость и дальность полёта винтокрылой машины. Как вы уже поняли, схожесть с кабиной «Блэкхоков», включая вместительность в 14-16 морских пехотинцев/спецназовцев, позволит КМП и ССО США в предельно сжатые сроки адаптировать машину под имеющийся у личного состава опыт.

Снижению радиолокационной сигнатуры данного конвертоплана также способствует композиционное хвостовое двухкилевое V-образное оперение с углом развала более 85°, которое поглощает большую часть электромагнитных волн, а часть переотражает в пространство. Лопасти винтов для серийных образцов «Вэйлоров» также должны изготавливаться на основе углеродного волокна, благодаря чему ожидаемая расчётная ЭПР может доходить лишь до 0,7 — 1 кв. м, что очень даже достойно для такого типа летательных аппаратов. Благодаря данным параметрам дальность обнаружения перспективных конвертопланов V-280 посредством радиолокационных комплексов надводного, наземного и воздушного базирования примерно в 2,5, а то и в 3 раза меньше, чем у MV-22B «Osprey». Это качество открывает перед пилотами и перебрасываемыми подразделениями КМП значительно большие горизонты в плане полётов и десантирования на тех участках театров военных действий, где противовоздушная компонента противника либо частично подавлена (и в противоракетном «щите» имеются внушительные «бреши» в виде необозреваемых участков воздушного пространства), либо операторы зенитно-ракетных дивизионов и полков с головой погружены в задачи отражения массированного ракетного удара сотнями «Томагавков» и JASSM-ER, запущенных с бортов ударных модификаций подлодок класса «Огайо», эсминцев «Arleigh Burke», а также сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков B-1B «Lancer».

Ещё более ценными качествами конвертоплана V-280 «Valor», в сравнении с MV-22B, являются возможность облёта районов с наиболее плотной ПВО, а также высадки МП в глубоком тылу противника. Для реализации таких способностей в технологическом арсенале «Доблести» имеются весьма экономичные и тяговитые двигатели T64-GE-419 мощностью 4750 л.с. с удельным расходом 0,292 кг/кВт*ч. Несмотря на то, что их мощность лишь на 35% меньше, чем у T406 (AE 1107C-Liberty), боевой радиус действия в 2 — 2,2 раза больше, чем у «Оспрея» (725 км против 1480 — 1550 км). К примеру, если поднявшиеся с территории Румынии CV-22B «Osprey» едва способны по прямой приблизится к черноморскому побережью Краснодарского края, где будут быстро обнаружены и идентифицированы российскими самолётами ДРЛО А-50У на дальности более 450 км благодаря их громадной радиолокационной сигнатуре, а затем благополучно уничтожены расчётами ЗРК С-300В4 даже на загоризонтной дальности благодаря использованию новых ЗУР 9М82МВ с активными радиолокационными ГСН, то при использовании V-280 «Valor» можно пронаблюдать совершенно картину.

Рассматривая гипотетический региональный конфликт на Причерноморском и Кавказском ТВД, необходимо учесть, что используя солидный боевой радиус действия в 1500 км и малую радиолокационную заметность, взлетевшие с территории Румынии «Вэйлоры» способны легко достичь необходимой точки высадки ССО в труднодоступных для обзора радиолокационными средствами районах Северного Кавказа. Для сокрытия момента прибытия в зону высадки ССО, пилоты V-280 «Valor» могут воспользоваться низковысотным режимом полёта через горные хребты на территории Грузии, в то время как основной отрезок пути будет проходить в нейтральном воздушном пространстве над южной частью Чёрного моря. И что самое главное, в отличие от «Оспреев», «Вэйлорам» на данном участке траектории абсолютно не потребуется дозаправка посредством воздушных танкеров типа KC-135, KC-10A «Extender» или M330 MRTT, которые за счёт своей огромной ЭПР мгновенно засветят факт присутствия угрозы для наших А-50У, несущих боевое дежурство над Республикой Крым и Кубанью. Именно в этом и заключается главное тактико-техническое преимущество большого радиуса действия ковертопланов V-280 перед имеющимися сегодня на вооружении винтокрылыми машинами. Скорость данного конвертоплана должна ограничиваться отметкой в 560 км/ч, что ничем не хуже, чем у «Osprey».

Исходя из характеристик данного конвертоплана, можно утверждать, что машина разрабатывается не столько для транспортировки подразделений Корпуса морской пехоты США к ТВД, сколько для дальних рейдов «зелёных беретов» вглубь территории противника, в окрестности тех или иных стратегически важных объектов для осуществления диверсионно-разведывательных операций, о чём также заявляют некоторые западные источники. Предусмотрена ли в силовой архитектуре «Вэйлора» вспомогательная силовая установка (присутствует у CV/MV-22B в области центроплана), пока неизвестно; именно от её наличия зависит уточнённый уровень живучести машины в критических ситуациях.

Стоит обратить внимание, что разработчик V-280, консорциум «Team Valor», спонсируемый оборонным ведомством США, включает в себя не только подразделения таких американских компаний, как «Bell Helicopter», «Lockheed Martin» и «General Electric», но и подразделение израильского концерна «Israel Aerospace Industry». Очевидно, что Хель Хаавир всё ещё испытывают интерес к высокоскоростным и многофункциональным винтокрылым платформам, способным перебрасывать многочисленные спецподразделения АОИ в различные горячие точки Переднеазиатского региона. Заинтересованность АОИ конвертопланах «Osprey» возникла ещё в 2009 году, но на протяжении почти десятилетия она неоднократно сталкивалась с весомой критикой со стороны высокопоставленных израильских военных чиновников, отдавших предпочтение военно-транспортным вертолётам CH-53K «King Stallion». Вероятно, что это было связано именно с критически опасной и неразрешённой проблемой образования «вихревого кольца». Вероятность наличия этого явления у V-280 «Valor» на порядок ниже благодаря новой конфигурации ТВД с горизонтальной тягой сопла при вертикальном расположении винта, а поэтому вероятность заказов новой машины со стороны ЦАХАЛа остаётся весьма большой.

Небезынтересной деталью в проектировании и доводке конструкции мотогондол является уменьшение инфракрасной заметности, к которой стремятся разработчики. Это и неудивительно, ведь большая часть воздушных операций конвертоплана V-280 «Valor» будет проходить в условиях вероятного вхождения в зону поражения ПЗРК противника. В данный момент что-либо констатировать по этому поводу трудно, поскольку на мотогондоле отсутствует плоское сопло. Тем не менее, можно обратить внимание на наличие 2-сопловой системы отвода газов от ТВД T64-GE-419. Здесь существует 2 варианта: либо разработчики использовали внутреннее второе сопло (на отсеке редукторов) для более эффективной циркуляции воздушного потока через трансмиссию с целью её охлаждения, либо попытались добиться уменьшения инфракрасного излучения от струи отходящих из ТВД газов методом смешивания с холодным воздухом из соседнего сопла; но и этот момент выглядит крайне неясно, поскольку для уменьшения ИК-излучения обычно используется смешивание выхлопных газов с атмосферным воздухом в специальном дополнительном контуре мотогондолы, что можно пронаблюдать в конструкции малозаметной стратегической крылатой ракеты AGM-129A ACM. В то же время вышеуказанные моменты описывают далеко не весь спектр возможностей и проблем эксплуатации перспективных конвертопланов «Osprey» как многофункциональных платформ.


Макет ударного варианта конвертоплана V-280 «Valor»: на выдвижных пусковых платформах видны пусковые установки типа М299 с противотанковыми/многоцелевыми тактическими ракетами типа «Hellfire-II / JAGM»


Так, начиная с 2014 года, штаб-квартира «Bell Helicopter» заявляет о продвижении проектирования не только транспортно-десантных машин в версии V-280, но и ударного варианта AV-280. В этом плане «Вэйлоры» имеют целую массу преимуществ. Солидный объём кабины позволяет разместить внутри достойное количество ракетно-бомбового вооружения, которое никак не повлияет на эффективную отражающую поверхность. Отталкиваясь от массы полезной нагрузки в 4540 кг, можно рассчитать, что на специализированных узлах подвески могут быть размещены 4 тактические крылатые ракеты сверхбольшой дальности AGM-158 JASSM-ER, до 30 GBU-53/B SDB-II («Small Diametr Bomb II»), либо до двух десятков перспективных тактических ракет JAGM с помехозащищённой трёхдиапазонной головкой самонаведения, представленной ИК-каналом, активным радиолокационным каналом миллиметрового Ka-диапазона, а также стандартным полуактивным лазерным каналом наведения.

В случае с JASSM-ER получаем продвинутый винтокрылый ударный комплекс, способный неожиданно взмыть в воздух с любого участка ТВД и нанести удар на глубину около 2500 км. В случае же с JAGM, «Вэйлор» превращается в машину для непосредственной поддержки войск, которая сможет на протяжении 3—4 часов барражировать над полем боя, нанося высокоточные удары по бронетехнике противника с запредельно малых высот и на дальности 16—20 км. Но необходимо отметить, что такое возможно лишь при наличии со стороны противника устаревших средств войсковой ПВО, к примеру, ЗРАК «Тунгусска-М1», либо ЗРСК «Тор-М1» и «Оса-АКМ». И даже в этом случае 100%-й успех от использование ударного AV-280 не гарантирован, поскольку ракеты JAGM (как и всё семейство «Хелфаеров») обладают невысокой скоростью полёта в 1400 — 1500 км/ч, не маневрируют на траектории и отличаются увеличенным временем работы двухрежимного РДТТ. С такими особенностями перехватить JAGM не представляет особых трудностей, особенно с использованием телевизионно-оптических средств наведения, входящих в состав вышеуказанных комплексов. Что же касается запуска JAGM с борта AV-280 «Valor», то здесь мы наблюдаем стандартные выдвижные 1x4 модули ПУ M299, установленные на «Апачах».

Отличный потенциал просматривается и в противолодочной версии V-280, которой может быть присвоен индекс SV-280. Если аналогичный «Оспрей» в модификации SV-22B (возможность производства которой рассматривали «Bell Helicopter» и «Boeing Rotorcraft Systems») смог бы обеспечивать АУГ ВМС США информацией о подводной обстановке лишь на удалении до 800—900 км, с учётом радиуса действия конвертоплана и дальности обнаружения подводных лодок посредством активных и пассивных радиогидроакустических буёв, то аналогичные цифры для SV-280 могут достигать 1600 км. При этом, обслуживание и стоимость лётного часа для винтокрылой машины 3-го поколения будут примерно на 30—50% менее накладны, а обнаружить её будет куда сложнее; почувствуйте разницу.

Возможность оснащения конвертоплана штангой дозаправки в воздухе по принципу «шланг-конус», а также способность взлёта и посадки на неподготовленные участки земной поверхности определяет следующее стратегическое преимущество «Вэйлора» — возможность развёртывания эскадрилий конвертопланов на тех участках ТВД, где полотна взлётно-посадочных полос военных аэродромов повреждены огнём ствольной и реактивной артиллерии, а также ударами стратегических крылатых ракет. Из это следует, что в дальней перспективе (после 2025 года) на базе V-280 могут быть разработаны винтокрылые авиационные комплексы радиотехнической и оптико-электронной разведки, тактические воздушные командные пункты, ретрансляторы и т.д.

На штатовском ресурсе www.militaryfactory.com можно встретить достаточно интересный обзор, в котором, помимо уже известных ТТХ V-280, указываются его способности по переброске спецподразделений в тыловые зоны вероятного противника: выражены они в охвате территорий государств радиусом действия машины. Так, радиус действия передового конвертоплана охватывает 100% территории КНДР и 90% территории Афганистана. Но для переброски спецназа к отдалённым анклавам талибов а Афганистане и диверсионно-разведывательной деятельности против Пхеньяна вполне хватило бы имеющихся «Оспреев» с их меньшей дальностью, но почти в 2 раза большим количеством перебрасываемого личного состава. А это значит, что Афганистан и Корея — лишь отвлекающий манёвр, в то время как реальное видение ВС США относительно использования V-280 «Valor» охватывает куда более серьёзные и обширные театры военных действий, где присутствуют Россия и КНР.

Источники информации:
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=19794
https://vpk.name/news/33573_izrail_otkazalsya_ot_konvertoplana_v22.html
https://vpk.name/news/195109_izrail_otkazalsya_ot_osprey.html
http://www.airwar.ru/enc/craft/v22.html
http://bastion-karpenko.ru/bell_v-280_valor/
84 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    12 марта 2018 06:42
    Коварный «боец» для войн с Россией и Китаем
    в чём коварство? и чем этот "конверт" может России навредить? request обычное "такси"...
    1. +2
      12 марта 2018 12:21
      Цитата: андрей юрьевич
      в чём коварство?

      Как я понял, в аэродинамике. Это - аэродинамическое безобразие.
  2. +2
    12 марта 2018 06:46
    Вертолёто- самолёт., посредственный самолёт и ещё более посредственный вертолёт. Побольше нашим "партнёрам" таких проектов- денег сосёт ого- го, а выхлоп ничего..
  3. +5
    12 марта 2018 07:22
    "Оспреи" не оказались несокрушимой вундервафлей, поражающей противника самим фактом своего существования. И этот новичок - не станет. И ещё. Радиозаметность на уровне ЭПР 1 кв.м. Для современных средств обнаружения - ни проблема никакая... Ну и поражения! От современных средств поражения. laughing
    1. +11
      12 марта 2018 11:33
      Конечно не проблема. Раз цель не вижу значит и проблемы нет laughing почти все комменты по статьёй от людей либо ее не читавших либо видящих в тексте комбинацию из 3 пальцев.
      В общем кричали девушки ура и в воздух чепчики бросали... где-то уже прометание шапок было?
      1. +3
        12 марта 2018 21:48
        Что-то не верится в ЭПР 1 кв метр. Даже со всякими углепластиками - эта хрень крутится и рассеивает отлично... кажется мне, что они подвирают. Большая дальность это здорово, но только при выигранной войне - в статье чётко написано - все силы брошены в атаку томогавки, постановщики помех, ударная авиация... и тут эти вундервафли высаживают КМП диверсантов через Грузию???... Ню-ню. Летят тихие винтокрылые машины, никто не ждал.
      2. +1
        13 марта 2018 00:02
        Отличный комментарий. Вы уловили самую суть большинства комментариев сайта. Респект.
  4. +13
    12 марта 2018 07:35
    Как часто это бывает, гибриды сочетают не столько достоинства, сколько недостатки
  5. +2
    12 марта 2018 08:33
    Если уж весь крутяший момент передаётся через массу карданов и шестерён, то зачем ставить двигатели на концах крыла? Плюс мотогондола и само крыло нехило экранируют при вертикальном положении двигателей.
    1. +3
      12 марта 2018 09:33
      косность мышления. если уж даже вал синхронизирующий фугует через все крыло, тупо не сделать было двигатели поближе к корню, что и для аэродинамики неплохо бы
      1. +1
        12 марта 2018 09:40
        Цитата: роман66
        косность мышления

        А может быть неуверенность в надёжности таких решений?
        1. 0
          12 марта 2018 13:28
          только одно : не уверен - не обгоняй! lol
          1. +4
            12 марта 2018 19:37
            Согласен с вами. замечания по статье: Переход с подвижных мотогондол на механизмы поворота винтового модуля прежде обусловлено в первую очередь, тем что сами механизмы имели низкую надежность и ресурс. На это влияли отрицательные факторы влияния винтов на переходных режимах и висении. Во вторую очередь переход на поворотные винтовые модули обусловлен установкой более мощных двигателей, что в свою очередь увеличивает весовую нагрузку на конструкцию. Еще один момент который повлиял на переход на поворотную винтовой модуль - это на режимах висения винты засасываю выхлоп из двигателя, что приводило к помпажу. Поэтому на Оспреях не рекомендовалось висеть и вертикальная посадка в штиль. При отсутствии ветра рекомендовалась с небольшой поступательной скоростью. Вихревое кольцо наступает только при снижении на большой вертикальной скоростью (7-14м/с) при вертикальном снижении или по крутой глиссаде на небольшой поступательной скоростью. Еще одно замечание автору. Воздушная подушка формируется только у земли на высотах от 0 до 10 метров. Взлет с высоты 10 метров уже считается взлетом вне зоны влияния земли. Турбовальные двигатели не создают реактивную тягу потому что основная цель их раскручивать винты.
            1. 0
              12 марта 2018 20:18
              коллега, только один вопрос - почему погоны не по форме?
              1. +1
                12 марта 2018 20:50
                Как у трофима друзья начальники, а мне не повезло ;))
      2. 0
        12 марта 2018 21:19
        косность мышления. если уж даже вал синхронизирующий фугует через все крыло, тупо не сделать было двигатели поближе к корню


        А зачем ? Крыло наоборот разгрузили, распределив вес. А передача момента через синхровал всё-таки режим аварийный, а не основной. И как там с колебаниями в такой длинной передаче ещё вопрос. Затенение -да, но для него висение - мизерная часть полёта. На Ми-6 крыло на висении тоже "лишнее" и затеняет, а вот пошли на это ради разгрузки в горизонтальном полёте.По комменту о подушке - зона влияния принимается как два диаметра- тогда ещё ощутим прирост подьёмной силы ( а не 10 метров конкретно)
  6. +1
    12 марта 2018 09:27
    Ещё больше очевидных проблем с трансмиссией, управлением возникает сомнение в противопульной стойкости композитного фюзеляжа!
  7. +6
    12 марта 2018 09:35
    Автор обошёл вниманием очень важную тему, тему безопасности.
    При отказе двигательной установки самолёт может попытаться спланировать, вертолёт приземлиться на авторотации.
    Конвертоплан может только упасть. Что он подтверждал неоднократно.

    Посему очень странно это упорное "увлечение" американцев. Особенно на фоне имеющихся и реально летающих гибридов вертолёта и автожира. Намного более безопасных и при этом ещё более, чем конвертопланы, перспективных в плане увеличения максимальной скорости полёта.
    1. +3
      12 марта 2018 13:31
      патамушто! неимеющийфаналоговвмире!
    2. +6
      12 марта 2018 16:20
      В СССР пытались сделать конвертоплан - не получилось.
      И в России пытаются - пока не выходит.
      Конвертоплан дает по сравнению с вертолетом той же грузопоъемности
      выигрыш в 2 раз в скорости и в 5 раз в дальности полета.
      Все разговоры про безопасность - ерунда. В СССР/России никогда не
      останавливались перед самыми опасными для экипажей/десанта проектами,
      если они сулили военное преимущество перед противником.
      1. +3
        12 марта 2018 17:30
        Цитата: voyaka uh
        И в России пытаются - пока не выходит.

        ?
        Не слышал такого. Да и при СССР ограничились проектом Ми-30 и радиоуправляемой моделью. Отказались.

        Цитата: voyaka uh
        Все разговоры про безопасность - ерунда.

        Бабы ещё американских морпехов и десантников нарожают... Категорически согласен с Вами.

        Цитата: voyaka uh
        В СССР/России никогда не
        останавливались перед самыми опасными для экипажей/десанта проектами,
        если они сулили военное преимущество перед противником.

        Именно.
        А тут минимальное преимущество при увеличении опасности для экипажа и десанта на порядки.
        1. +2
          12 марта 2018 17:33
          2-х кратная скорость и 5-ти кратный радиус действия - это
          не минимальные преимущества, а очень существенные - не лукавьте. smile
          1. 0
            12 марта 2018 17:49
            Цитата: voyaka uh
            2-х кратная скорость

            Окститесь. Скорость выше, чем у "Рейдера" всего на четверть.565 против 444 И при этом никаких перспектив, та же проблема, что и у вертолётов- ограничение скорости из-за сверхзвукового вращения законцовок лопастей.
            А у "рейдерообразных" такой проблемы нет.
          2. 0
            13 марта 2018 06:45
            Таки на кой черт им скорость недо самолетная и такая дальность? И не говорите "больше скорость чем у вертолета, меньше шансов быть сбитым" , это все чушь. Если будут как Югославии летать одим и тем же маршрутом то повторят судьбу "невидимого" Фу-117 - собьют его к чертям. И как правильно спросили выше - а то противник? Если мы, то - звиняйте тут ни скорость и дальность их не спаст, спросите протоукров, они вам популярно объяснят почему над Донбассом шумерские люфтвафе не летает.
      2. 0
        12 марта 2018 18:53
        Не соглашусь с вами. СССР как раз останавливались.
  8. +2
    12 марта 2018 10:06
    ///происходит критическое снижение подъёмной силы, что в итоге приводит к неуправляемости и падению машины.

    1. +1
      12 марта 2018 13:30
      привет hi эх, подвела электроника!
      1. 0
        12 марта 2018 14:18
        Цитата: роман66
        привет hi эх, подвела электроника!

        hi Здорова..
        ...А здесь экипаж. (не увидел деревья и людей на неделе флота в парке Нью-Йорка)
  9. +4
    12 марта 2018 10:07
    Главный вопрос: Зачем? Для чего эта штука и что она может? Шляпа какая то...
    1. +3
      12 марта 2018 10:14
      Цитата: raw174
      Главный вопрос: Зачем?

      Скорость.
      При всех достоинствах вертолёта у него есть большой недостаток- ограничение максимальной скорости. Из-за того, что при приближении к ней законцовки лопастей несущего винта выходят на сверхзвук. Со всеми вытекающими проблемами в сфере прочности.

      Просто американцы выбрали не самый удачный вариант решения проблемы
      1. 0
        12 марта 2018 11:28
        Можно сделать гораздо лучше. Легче. Дешевле. И надёжнее. Нужно просто проявить смекалку.
        1. +5
          12 марта 2018 12:13
          Сделали? Или просто язык длинный?
          1. 0
            12 марта 2018 12:32
            Во первых я сказал можно.
            Во вторых я Вам не хамил.
            В третьих - с какой целью интересуетесь? Язык почесать или как?
          2. +3
            12 марта 2018 13:17
            Цитата: JD1979
            Сделали? Или просто язык длинный?

            Сделали. Причём довольно давно.
            Первый шаг- специальные законцовки лопастей. Как на рекордном "линксе". Ну или на нашем Ми-24ЛЛ
            Второй шаг- гибрид вертолёта и автожира. С толкающим винтом.
            1. 0
              12 марта 2018 15:31
              Можно ещё лучше. И проще. Даже автомат перекоса не понадобится.
              1. +1
                12 марта 2018 17:32
                Цитата: mac789
                Даже автомат перекоса не понадобится.

                Гибриды вроде "Рейдера" или перспективного Ка-92 в режиме автожира автомат перекоса не используют. Только взлёт-посадка
                1. 0
                  12 марта 2018 18:59
                  Согласен, но это все равно, по сути, этажерки. Можно ещё лучше сделать.
  10. +2
    12 марта 2018 10:30
    Страшненький он... Пускай и тысячу раз технологичный - но страшненький. И падать будет так же как Оспри. Это я вам бездоказательно, как диванный эксперт заявляю. Время покажет.
    1. 0
      12 марта 2018 13:32
      будет! и неоднократно!
  11. 0
    12 марта 2018 11:11
    Какая угроза от этой братской могилы с поворачивающимися винтами laughing
  12. +1
    12 марта 2018 11:17
    Что может на данном уровне развития авиации являтся самым важным. Нет!Не само устройство, а метод по которому может быть создано новое устройство с кардинально более эффективным процессом преобразования энергии воздушной среды.
  13. 0
    12 марта 2018 11:20
    Цитата: raw174
    Главный вопрос: Зачем? Для чего эта штука и что она может? Шляпа какая то...


    В принципе, в качестве противолодочного... мммммм....., средства, о чём здесь писалось, вполне сгодился бы, наверное.
    1 600 км с дозаправкой, с максималкой 560 км/ч., если автор не преувеличивает, весьма "нарядно" для патрулирования на значительном удалении от береговой зоны.
    1. 0
      13 марта 2018 06:49
      Вы бредите, срочно примите лекарства!! fool На кой черт нужен этот мутант если есть вполне себе сносный "пасейдон"?
  14. 0
    12 марта 2018 11:21
    "Что касается комментариев обозревателей о проблемах с управляемостью конвертопланов на различных режимах полёта, включая взлёт и посадку в сложных метеорологических условиях, то здесь также имеет место недостаточный уровень осведомлённости. Даже далеко не самые новые «Оспреи», выпущенные «Bell Helicopter» и «Boeing Rotocraft Systems» в начале 2000-х годов, оснащены малоразмерной цифровой инерциально-навигационной системой (ИНС) LWINS («Lightweighter Internal Navigation System»), которая, совместно с компьютеризированным навигационным приёмником VHF-диапазона AN/ARN-147 (подключаемым к ИНС с помощью мультиплексной шины данных MIL-STD-1553B) и иными вспомогательными системами, позволяла держать управление машиной под контролем даже в невероятно сложных условиях."
    А если навигация работать не будет? А в условиях глобальных военных действий (не борьба с папуасами) она работать не будет.
    1. 0
      12 марта 2018 19:01
      А инерциалка на что тогда нужна????она ваще ни коим боком не зависит от жпс.в нее по любому входит радиовысотомер и гирокомпасы.по жпс обычно сверяют курс и корректируют.я думаю без этой опции они как нибудь переживут.по пачке ти беломора если что полетят.
    2. 0
      12 марта 2018 21:59
      У меня ощущение, что американские ВВС да и пехота без электроники воевать не сможет. Они недавно узнали, что русские ЖПС и спутники со связью могут выключить. Даже учения с пехотой без компьютеров по бумажным картам провели. Вот ведь... трудно ребятам было по мху север искать.
      1. 0
        13 марта 2018 06:50
        Боюсь спросить - какие были потери в живой силе и технику и матарсов в "безэлктронной войне"? И это с учетом что "мы на войну не явились". lol
  15. +8
    12 марта 2018 11:28
    Отменная статья, спасибо, Евгений! Не могу не высказать свое удовольствие и благодарность от чтения Ваших материалов!
    Прекрасный рассказ о превосходной машине. Жаль, что подобной нет в нашем авиапарке.
  16. +3
    12 марта 2018 12:16
    Не вижу существенных преимуществ конвертоплана перед вертолётом. Это не тот сегмент, где обязательно надо соревноваться.
    1. +2
      12 марта 2018 13:07
      Преимущество в скорости полета.
      Учитывая, что наши говорящие головы из МО уже озвучили начало работ по созданию нового скоростного вертолета, соревнование уже идет. Правда, с нашим отставанием.
    2. 0
      12 марта 2018 16:00
      Плюс дальность полета и грузоподъемность, грубо говоря минимум 2 раза лучше вертолетов.
  17. +8
    12 марта 2018 13:05
    Автор продолжает бредить "большой войной" но , без "кузькиной мамы" и всеобщего самовыпила.. Ну, это его право...
    Если же отбросить в сторону всю эту патетичную лирику и трагичное давление на психику читателя, то можно увидеть, что у американской армии в ближайшее время появится машина, сочетающая в себе возможности легкого военнотранспортного самолета и вертолета. Что, в этом автор абсолютно прав, позволит значительно более гибко использовать силы специальных операций. И, значительно повысит их мобильность
    1. 0
      12 марта 2018 17:18
      Повысится мобильность-сие спорно.На неподготовленную площадку эту дуру не посадить.Безоружен.В момент взлёта/посадки беспомощен,в отличии от вертушек.Значит требует дополнительное прикрытие.В скорости преимущество,но и только.
  18. +3
    12 марта 2018 13:18
    Как не крути, но подобным ЛА место только в колониальных войнах. И то больше как психологическое оружие.
    Дорогостоящий и небезопасный. Предельно малые высоты как для вертолёта ему недоступны.
    Единственное преимущество, скорость, но она сама по себе ничего не решает.
    Тот же десант в тыл, всё же сподручней транспортной авиацией забросить. Там всё же грузоподъёмность поболее, да и скорость. С тактическим десантом и вертолёты справятся, куда лучше и безопасней.
    1. 0
      12 марта 2018 13:34
      даже уже и в музее - дикари пошли хорошо вооруженные, собьют нахрен
    2. 0
      13 марта 2018 06:55
      Советую посмотреть на Донбасс, наличие подготовленных и с прямыми руками людей и ПЗРК - выпиливает всю аваиацию, кроме стратегической (выше 6000 метров). Это как то не очень тянет на применимость конвертопланов. И это без учете даже малейшего противодействия с земли. Как бы быстр он не был - враз можно напороться на элементарную ЗУшку или "шахид-мобиль". Окажись по курсу или не дай бог в точку посадки КПВТ, можно массовы выписывать похоронки. negative Опять же, а сесть в этого мутанта с включенными движками можно?
  19. +4
    12 марта 2018 16:37
    Мёртворожденное творение.Один боец с гранатомётом,или крупнокалиберный пулемёт.Один.И всё.Его же прикрывать надо при высадке.Верталёты не угонятся,для авиации медленный и неповоротливый.Для ЗРК просто мишень.Против России и Китая применять,говорите?Чё курили,какие колёса глотали?
  20. 0
    12 марта 2018 17:14
    поглядим-увидим
  21. 0
    12 марта 2018 18:13
    ЭПР может доходить лишь до 0,7 — 1 кв. м

    Там каждый движок даёт минимум 1 кв. м площади ЭПР, итого 2, плюс остальное (шасси, рамки стёкол и другое). Так что на лицо опять рекламные хотелки, мало общего имеющего с действительностью. negative
    1. +1
      12 марта 2018 18:33
      Цитата: К-50
      ЭПР может доходить лишь до 0,7 — 1 кв. м

      Там каждый движок даёт минимум 1 кв. м площади ЭПР, итого 2, плюс остальное (шасси, рамки стёкол и другое). Так что на лицо опять рекламные хотелки, мало общего имеющего с действительностью. negative


      Да туфта всё это. На таком ЛА можно снизить ЭПР в сантиметровом диапазоне, отчасти в дециметровом.
      Но в метровом диапазоне он аки ёлка новогодняя светиться будет. Одни валы синхронизации чего стоят. И никакое покрытие здесь не поможет.
    2. +1
      12 марта 2018 19:09
      Какие шасси?в статье вроде написано что они убирающиеся belay и откуда вы взяли по 1кв.м на движок,если он расположен в горизонтальной плоскости? вертикально только редуктор и тот после взлета в горизонтальное положение переводится.в боковой проекции может эпр и больше будет,но ведь написано о применении материалов композитных для снижения заметности вплоть до винтов request наверное всему конструкторских отделу фирмы Белл пора на покой,а вас на их место yes
      1. 0
        12 марта 2018 19:35
        Цитата: Korax71
        Какие шасси?в статье вроде написано что они убирающиеся belay и откуда вы взяли по 1кв.м на движок,если он расположен в горизонтальной плоскости? вертикально только редуктор и тот после взлета в горизонтальное положение переводится.в боковой проекции может эпр и больше будет,но ведь написано о применении материалов композитных для снижения заметности вплоть до винтов request наверное всему конструкторских отделу фирмы Белл пора на покой,а вас на их место yes


        Простите, но если вы этих вопросах ноль, так лучше спрашивайте, чем умничайте. bully
  22. 0
    12 марта 2018 19:19
    Если винты соединены синхронизирующим винтом, то почему двигатели не в фюзеляже?
    Сплошные плюсы: Валы можно сделать и тоньше и легче, за винтами нет тени от двигателя, все массы собраны в один комок, да и лобовое сопротивление поменьше.
    1. 0
      12 марта 2018 19:39
      Цитата: demiurg
      Если винты соединены синхронизирующим винтом, то почему двигатели не в фюзеляже?
      Сплошные плюсы: Валы можно сделать и тоньше и легче, за винтами нет тени от двигателя, все массы собраны в один комок, да и лобовое сопротивление поменьше.


      Были и такие проекты. Но в током случае вместо: 2 двигателя + 2 редуктора + 1 вал синхронизации (передачи мощности) получаем как минимум, 2 двигателя + 1 главный редуктор + 2 концевых редуктора + 2 вала передачи мощности (которые будут короче, но тяжелее).
    2. +1
      12 марта 2018 22:42
      Валы можно сделать и тоньше и легче, за винтами нет тени от двигателя, все массы собраны в один комок


      И в итоге эпюра напряжений в районе фюзеляжа растёт горбом, крыло приходится упрочнять, длинный вал передачи мощности начинает проявлять норов и вибрировать, а экономия от "затенения" мизерная по сравнению с горизонтальным крылом.
      Правильно сделали, что разнесли массы по крылу. У них опыт эксплуатации Оспрея, а у нас только "умозрительные " заключения пока , к сожалению. Правда , уж больно хвалебная статья. Боевая ценность в настоящей бойне (для меня по крайней мере) ещё под вопросом.
  23. 0
    12 марта 2018 20:21
    Цитата: JD1979
    В общем кричали девушки ура и в воздух чепчики бросали... где-то уже прометание шапок было?

    Лифчики, лифчики! :)
  24. 0
    12 марта 2018 20:58
    Цитата: синоби
    Мёртворожденное творение.Один боец с гранатомётом,или крупнокалиберный пулемёт.Один.И всё.Его же прикрывать надо при высадке.Верталёты не угонятся,для авиации медленный и неповоротливый.Для ЗРК просто мишень.Против России и Китая применять,говорите?Чё курили,какие колёса глотали?

    Да, классно бы было такой завалить, разницы нет из чего, наверное красиво падать будет.
  25. 0
    12 марта 2018 21:07
    Цитата: синоби
    Мёртворожденное творение.Один боец с гранатомётом,или крупнокалиберный пулемёт.Один.И всё.Его же прикрывать надо при высадке.Верталёты не угонятся,для авиации медленный и неповоротливый.Для ЗРК просто мишень.Против России и Китая применять,говорите?Чё курили,какие колёса глотали?

    Надо чтобы было примерно так: после подавления нашего ПВО, американские морпехи, высаживаясь, уже знали, что на месте их домов в штатах, садится радиоактивный пепел и обратно можно не спешить.
    1. +1
      13 марта 2018 07:01
      Ну вообще то мы и тут еще те "поганцы", bully В свое время гитлера до самоубийства довели. Вообще матрасам перед нападением на Россию - пообщется поплотнее и со шнапсом в выжывшими с Восточного фронта, письма почитать, донесения am
      Они думают мы геев (ну вы поняли) только из-за своей дикости и нецивилизованность не любим. Ага ЩАЗ, мы их "не любим" потому что мы - Мужики и вместо "сдадимся в плен, авось нас потом выкупят" - вызываем огонь на себя что бы хоть ещ парочку выродков с собой унести. soldier
      Так что на месте "высаживаюшися морпехов" позавидовал тем кто уже в матасии отмучался. am good
  26. +1
    12 марта 2018 21:17
    Надеюсь, будут разбиваться не хуже прежних
  27. 0
    12 марта 2018 21:18
    наверное, всё-таки - да - вертолёт с толкающим винтом предпочтительнее конвертоплана
    1. +1
      12 марта 2018 23:31
      Вертушки семейства Ми-8, которые в России падают как груши, через день- конечно, образец надежности. И ЭПР у них- хрен заметишь, а заметишь- хрен возьмешь, от них все отскакивает или прилипает.
      А если серьезно- американцы создали великолепную машину, которая, в разных вариантах, способна лучше вертушек решать очень много задач- высадка разведгрупп, спасательная операция, разведка с борта корабля и даже огневая поддержка - на высоких скоростях и недостижимой для вертушек дальностях... Разве не пригодилась бы такая машинка на борту Кузи?
      1. 0
        13 марта 2018 00:22
        Цитата: shahor
        Вертушки семейства Ми-8, которые в России падают как груши, через день- конечно, образец надежности. И ЭПР у них- хрен заметишь, а заметишь- хрен возьмешь, от них все отскакивает или прилипает.
        А если серьезно- американцы создали великолепную машину, которая, в разных вариантах, способна лучше вертушек решать очень много задач- высадка разведгрупп, спасательная операция, разведка с борта корабля и даже огневая поддержка - на высоких скоростях и недостижимой для вертушек дальностях... Разве не пригодилась бы такая машинка на борту Кузи?


        Как уже надоели подобные эксперДы-чайники вроде вас. Ни черта не знаете, а туда же со своими суждениями.
        Во-первых, аварийность Ми-8, как и прочих вертолётов мира, не в надёжности конструкции, с этим здесь как раз Ми-8 впереди планеты всей, а в условиях эксплуатации.
        Во-вторых, никакой вертолёт эта штуковина заменить не может. По той простой причине, что посадка вне аэродрома ей просто противопоказана. Да и статический потолок там, слёзы. И что там недостижимого по дальности для вертушек, серийный Ми-8Т ещё в шестидесятые годы показал 2465 км. У современных модификаций больше. Или вы по наивности полагаете что заявленная дальность V-22 Osprey это с полезной нагрузкой?
      2. 0
        13 марта 2018 07:09
        Цитата: shahor

        А если серьезно- американцы создали великолепную машину, которая, в разных вариантах, способна лучше вертушек решать очень много задач- высадка разведгрупп, спасательная операция, разведка с борта корабля и даже огневая поддержка - на высоких скоростях и недостижимой для вертушек дальностях... Разве не пригодилась бы такая машинка на борту Кузи?

        я хотел сказать, что вертолёт с толкающим винтом кажется перспективнее конвертоплана
  28. 0
    12 марта 2018 22:01
    Автору респект за проделанный труд, хотя сам аппарат очень сомнителен. Спасибо!
  29. +2
    12 марта 2018 22:09
    угорнул с комментов,"опять ы какую то фигню сделали,нам даже ПВО для него не нужно,Вагнеровцы шапками закидают")))) я представляю,если бы Сухой такую штуку замутил,хвалебные комменты от "патриотов" обеспечены)) я так понял здесь зарубежная техника не приветствуется,вундервафли только отечественный производитель порождать может? ну типа как в послании президента,все свято поверили!
    1. 0
      12 марта 2018 22:25
      Цитата: glenffidik
      я представляю,если бы Сухой такую штуку замутил

      Бросьте.
      Достаточно залезть в архив сайта и посмотреть, сколько собак навешали на российский конвертоплан- БПЛА. Который на несколько порядков дешевле.

      Цитата: glenffidik
      я так понял здесь зарубежная техника не приветствуется,вундервафли только отечественный производитель порождать может?

      А вот эт Вы явно лукавите.
      По сути американский квадрокоптер сравнивают с американскими же машинами. Ну и частично британскими.
      В России только начали идти по этому пути. Вертолётом Ми-24ЛЛ, повторяющим древний рекордный "Линкс"
  30. 0
    13 марта 2018 00:26
    Возможно израильский концерн действительно видит будущее этих машин в ВВС Израиля, добавив свою авионику и вооружение. Сейчас отделение Lahav IAI поставляет гондолы, а подразделение Golan Industries, сидения. "IAI легко интегрировалась в цифровую инженерную и производственную среду Team Valor и предоставила узкоспециализированные детали по графику и с необходимой точностью», - сказала Лиза Атертон, исполнительный вице-президент Bell Warcraft. IAI предоставил более 700 деталей и сборок жизненно важных элементов"
  31. 0
    13 марта 2018 01:40
    Из этих много букв - имхо, 1 преимущество: углепластиковый фюзеляж.
    1. 0
      13 марта 2018 19:34
      Цитата: reibert
      Из этих много букв - имхо, 1 преимущество: углепластиковый фюзеляж.


      Для боевой машины? laughing
  32. +1
    13 марта 2018 06:36
    "Раздадим побольше ПЗРК в глубь территории и пусть эти пид=орги попробуют оплетать у нас в тылу.Вон пусть у древних шУмеров поинтересуются почему они не только вертолеты, но и даже самолеты перестали в "войне" использовать.! good И это не говоря об наличии у нас аваиции и всего остального.
  33. 0
    13 марта 2018 21:36
    Цитата: garri-lin
    Если уж весь крутяший момент передаётся через массу карданов и шестерён, то зачем ставить двигатели на концах крыла? Плюс мотогондола и само крыло нехило экранируют при вертикальном положении двигателей.

    Связывающие двигательные установки карданные валы - задействуются лишь при выходе из строя одного из двигателей. В остальное время их привод отключён.
  34. 0
    13 марта 2018 23:54
    Как ударные точно нет, хороши как транспортники, разведка, Высадка разведгрупп. А поворотные винты еще наверно меньше вибрации, чем гондолы а след. конструкция крыла жестче. Это "легкость полета мысли" конструкторов. Зато нет у нас Хариэров и вертикально садящихся первых ступеней ракет. smile wink
    1. 0
      14 марта 2018 14:18
      Цитата: leon1204id
      хороши как транспортники,


      Разве что с палубы, на подготовленный аэродром.

      разведка,


      Никаких преимуществ.

      Высадка разведгрупп.


      Противопоказано.