Владивосток — главная русская крепость на Дальнем Востоке

Владивосток — важный российский город и порт на Дальнем Востоке. Он был основан в 1860 году, как военный пост «Владивосток», в 1880 году получил статус города. На протяжении всего времени своего существования Владивосток называли «крепостью». При этом ни зубчатые стены, ни высокие оборонительные башни, ни многочисленные бастионы никогда не окружали этот русский город. На протяжении всего своего существования — это была крепость нового времени — венец фортификационного искусства прошлого века, комбинация из железа, бетона и мощной береговой артиллерии.

Оборонительные сооружения, которые создавались вокруг Владивостока десятилетиями для защиты города от атак с суши и с моря, так ни разу и не стали участниками серьезных боевых столкновений с противником. Однако их роль в укреплении российского влияния в этом регионе трудно переоценить. Именно мощь владивостокских укреплений одним своим присутствием сдерживала потенциального агрессора, который просто не решался напасть на «крепость» Владивосток.

Официально Владивосток был объявлен крепостью 30 августа 1889 года, о чем ровно в полдень того же дня возвестил выстрел пушки, установленной на сопке Тигровой. При этом Владивостокская крепость является самым большим в мире фортификационным сооружением, из всех морских крепостей страны лишь она была внесена в список уникальных исторических памятников ЮНЕСКО. «Крепость» занимала более 400 квадратных километров площади на земле и под землей. В состав крепости в разное время входило до 16 фортов, порядка 50 береговых артиллерийских батарей, десятки различных капониров, 8 подземных казарм, 130 различных укреплений, до 1,4 тысячи орудий.


Сам Владивосток отличался выгодным географическим расположением. Расположенный на полуострове Муравьёва-Амурского город омывается водами Амурского и Уссурийского заливов, входящих в акваторию залива Петра Великого Японского моря. Помимо этого, в состав города сегодня входят около 50 островов, крупнейшим из которых является остров Русский общей площадью 9764 га. Площадь остальных островов в общей сложности составляет 2915 га. Также особенностью местности в городе и его окрестностях является наличие большого количества сопок. Самой высокой точкой в исторической части города является сопка Орлиное гнездо (199 метров). Самой высокой точкой на территории городского округа в современных границах является безымянная гора высотой 474 метра (в народе называется Синяя сопка).

Владивосток, вид на восточную часть города, 1894 год

На первом этапе своего развития Владивостокская крепость сталкивалась с двумя основными проблемами: удаленностью от остальной империи и как следствие трудностями с доставкой строительных материалов и квалифицированной рабочей силы. Второй проблемой, которая висела над крепостью на протяжении практически всего ее существования, было недофинансирование работ. И если с первой проблемой стало легче после открытия Транссиба и привлечения местной рабочей силы (китайцы, корейцы), то недостаток финансирования, по сути, так и не удалось преодолеть, что не помешало построить укрепленный форпост на Дальнем Востоке. Городу, уже исходя из его географического расположения, была уготована судьба форпоста России на побережье Тихого океана, береговой крепости. Само название города созвучно с выражением Владей востоком, что наиболее полно отражает роль и значение города и крепости для нашей страны.

В первый период своей истории Владивосток не имел надежной защиты и укреплений. Даже спустя 20 лет после основания серьезной защиты города с моря и суши просто не существовало. Совсем юный на тот момент город прикрывали лишь 4 укрепления и около 10 береговых батарей, все они были выполнены из дерева и земли. Из технических новинок, которые появились здесь достаточно быстро, можно было выделить несколько мощных электрических прожекторов, которые разместили на берегах бухты Золотой Рог в 1885 году для ведения огня в ночное время суток. Данные прожектора стали первым примером применения электричества во Владивостоке.

Слабость укреплений города и порта не была следствием недооценки его роли или небрежности. Просто для XIX века слишком далеко от России располагался этот город, отделенный от центральных губерний страны огромной территорией Сибири и непроходимой Амурской тайгой. Для того чтобы попасть во Владивосток в те годы, нужно было 2-3 месяца плыть на пароходе из портов Черного моря или Балтики буквально через половину земного шара. В таких условиях любое строительство в городе, особенно такое трудозатратное и материалоемкое, как возведение мощных укреплений, становилось очень дорогим и сложным. Возведение в городе современных укреплений по оценкам 1883 года стоило 22 миллиона рублей единовременно и до 4 миллионов рублей ежегодно, для сравнения все расходы на образование в Российской империи составляли в тот период чуть более 18 миллионов рублей. Неудивительно, что Владивосток был официально объявлен крепостью только 30 августа 1889 года, тогда же он получил свой крепостной флаг.

Уже в следующем году здесь началось строительство бетонных укреплений. При этом к строительным работам привлекались иностранные наемные рабочие из числа китайцев и корейцев. Любопытно отметить, что первым потенциальным противником новой российской крепости считался нередкий для этих мест туман (в таких условиях батареи на сопках просто не видели, куда стрелять). Помимо тумана в потенциальные враги был зачислен могущественный британский флот, а также многочисленная армия Китая. Японию как серьезного противника России в тот период военные просто не рассматривали.

Береговая батарея № 319 «Безымянная» на 9-дюймовых береговых пушек образца 1867 года

Весной 1893 года во Владивосток на пароходе «Москва» прибыла первая «минная рота» - военная часть, предназначенная для постановки подводных морских мин. Гарнизон крепости к тому моменту составляли всего три пехотных батальона - два в самом городе и один на острове Русском. Основной задачей крепости уже тогда была защита русского флота, укрывшегося в бухте Золотой Рог от атак с моря и суши. Систему обороны крепости составляли три основных элемента. Во-первых, расположенные на островах и во Владивостоке береговые батареи, которые должны были не допустить обстрела бухты со стороны моря. Во-вторых, прикрытые данными батареями подводные минные заграждения. В-третьих, целая цепь сухопутных укреплений, которые пересекали полуостров Муравьева-Амурского и защищали флот от атаки и обстрела со стороны суши.

Отсутствие финансирования длительное время мешало начать постройку наиболее мощных укреплений. Вместо запланированных 4 миллионов рублей в год на строительство выделялось в лучшем случае 2 миллиона рублей. В тот момент царское правительство увлеклось проектом освоения арендованного Порт-Артура, который считался более перспективной базой для русского флота на Тихом океане, чем Владивосток. Поэтому последний финансировался по остаточному принципу. Сказывалась и нехватка русских строителей, что заставляло массово привлекать к работам китайцев. В свою очередь, это очень плохо сказывалось на секретности. Разведки Китая и Японии отлично знали о расположении владивостокских укреплений.

На заре XX века Владивостокская крепость включала в свой состав 3 форта, 9 полевых укреплений (редутов, люнетов и др.), 20 сухопутных и 23 береговых батареи. В то же время к началу Русско-японской войны далеко не все объекты крепости были готовы в полной мере, не хватало орудий. Гарнизон крепости, не считая артиллеристов, состоял из двух пехотных полков - в городе и на острове Русском.

В годы Русско-японской войны состоялся боевой дебют крепости. Уже через месяц после начала войны - 22 февраля 1904 года в 13:30 отряд из пяти броненосных крейсеров японской эскадры приступил к обстрелу города. Японцы хорошо знали расположение русских береговых батарей, поэтому вели огонь с наиболее безопасной для себя позиции со стороны Уссурийского залива. Так как корабли боялись подойти к крепости поближе, они стреляли издалека, причинив минимальный ущерб. В городе от их огня погиб один человек, а также загорелось здание 30-го Восточно-Сибирского полка. Обстрел продолжался 50 минут и не причинил флоту и крепости никакого вреда, правда, и сами японские корабли не встретили отпора.

Форт "Русский"

При всех своих недостатках недостроенная крепость сыграла свою роль, японцы даже не думали о высадке на юге Приморья. При этом в годы войны гарнизон крепости был увеличен сразу в 5 раз, также вокруг Владивостока было возведено большое количество полевых укреплений. После завершения войны, в которой Россия потеряла Порт-Артур, Владивосток стал не только единственной крепостью и военно-морской базой страны на Тихом океане, но и единственным оборудованным портом России, расположенным на Дальнем Востоке, что сразу же увеличило важность города.

После войны первым главнокомандующим крепости стал генерал Владимир Ирман, который в ходе обороны Порт-Артура отличился своим личным героизмом и умелым командованием войсками. Именно он назначил на командные должности во Владивостокской крепости офицеров, имевших богатый опыт обороны Порт-Артура. Именно под их руководством начались работы по созданию наиболее мощных и современных на тот момент времени укреплений, которые строились с учетом опыта, полученного во время обороны Порт-Артура.

В период с 1910 по 1916 год крепость была кардинальным образом усилена по проекту, который был разработан коллективом военных инженеров под руководством инженер-генерала А. П. Вернандера. При этом план модернизации Владивостокской крепости стоил огромных денег - более 230 миллионов рублей или более 10 процентов от ежегодной суммы всех доходов Российской империи. В то же время сразу после войны удалось выделить только 10 миллионов рублей, а за последующие 10 лет еще 98 миллионов рублей золотом.

В ходе работ было построено несколько новых фортов и опорных пунктов. Было вновь построено или реконструировано более 30 береговых батарей, возведено 23 береговых противодесантных капонира, построено 13 тоннельных пороховых погребов, аэродром на Второй речке, казематированный мясохолодильник на Первой речке, более 200 километров шоссированных дорог. Строящиеся в крепости новые укрепления имели большое количество казематов и подземных укрытий, толщина бетонных перекрытий, уложенных по стальным швеллерам на асфальтобетонной прослойке, достигала 2,4-3,6 метра, что обеспечивало надежную защиту даже при обстреле укреплений орудиями калибра 420 мм. При этом конфигурация создаваемых фортов точно соответствовала рельефу местности, форма которого не видоизменялась, а огневые сооружения были специально рассредоточены на большой площади, что серьезно затрудняло пристрелку артиллерии противника.

Батарея № 355 на десять 11-дюймовых мортир образца 1877 года

Перестроенная крепость должна была стать самой сильной в мире. Планировалось, что только с суши ее прикроет 1290 орудий, а со стороны моря - 316, в том числе 212 орудий крупного калибра. Помимо этого, планировалось широко использовать для обороны крепости отлично зарекомендовавшие себя пулеметы - всего 628 пулеметов в специально подготовленных защищенных бункерах.

К началу Первой мировой войны на строительстве Владивостокской крепости трудилось до 12 тысяч наемных рабочих из центральных регионов Российской империи и тысячи китайцев и корейцев. По соображениям секретности военные старались отказаться от привлечения к строительству иностранной рабочей силы, но в Приморье все еще ощущался недостаток русского населения и, как следствие, рабочих рук. Сложность строительных работ требовала от военных инженеров использования самого современного оборудования, которое ранее не применялось в нашей стране: пневматические отбойные молотки, электрические бетономешалки и подъемные лебедки, первые в мире грузовые автомобили марки «Бенц» и многое другое. В наиболее труднопроходимых местах были организованы подвесные канатные дороги (в таком масштабе они использовались впервые в мире) и временные узкоколейные рельсовые пути. При этом специально для доставки тысяч тонн цемента, щебня и песка на форты от ж/д станции Вторая речка специально была построена железнодорожная ветка, которая существует и сегодня.

Все новые укрепления Владивостокской крепости были очень сложными инженерными сооружениями. Для того чтобы лучше понять объем строительных работ, представьте, что форт «Пётр Великий», расположенный на горе Варгина, вместил в себя несколько скрытых в скальной толще этажей, более 3,5 километров подземных коммуникаций с бетонными сводами толщиной до 4,5 метров. Только постройка этого форта обошлась российской казне в сумму более 3 миллионов рублей. К моменту начала Первой мировой войны большой казарменный фонд крепости мог свободно вместить гарнизон до 80 тысяч человек.

Начавшаяся Первая мировая война серьезно затормозила процесс постройки фортов во Владивостоке, а революция 1917 года привела к остановке всех работ. Последовавшие затем несколько лет гражданской войны и иностранной интервенции, а также хаотическая смена власти в регионе превратили мощнейшую российскую крепость в набор заброшенных укреплений и разграбленных складов. Когда в 1922 году японские интервенты окончательно покинули Приморье, они подписали с Дальневосточной республикой соглашение о «демилитаризации» Владивостокской крепости. С ее батарей и фортов было демонтировано все артиллерийское вооружение, казалось, крепость исчезла навсегда.

«
Ворошиловская батарея»

Но в действительности ее начали активно восстанавливать уже в начале 1930-х годов, когда Япония захватила китайскую Манчжурию, а СССР обрел у своих дальневосточных границ очень агрессивного и сильного соседа. Это отлично понимало советское руководство, начался процесс возрождения крепости. Уже в 1932 году старые крепостные позиции на островах и возле бухты Золотой Рог получили первые 7 тяжелых батарей. Одним из людей, кто занимался возрождением крепости был комиссар Семён Руднев, который в будущем прославиться в годы Великой Отечественной войны как герой партизанского движения.

Одновременно на юге Приморья создавалось большое количество бетонированных пулеметных точек на случай возможной войны с Японией. К примеру, чтобы защитить непосредственно Владивосток планировалось возвести 150 бетонных дотов с пулеметным или пушечным вооружением. ДОТы возводились и на островах для прикрытия береговых батарей от возможного десанта.

Так как советский флот практически не имел боевых кораблей на Тихом океане и был не в состоянии противостоять японскому флоту, который к тому моменту уже являлся одним из сильнейших в мире, вооружение Владивостокской крепости начали усиливать мощной береговой артиллерией. Уже в 1932 году здесь начали строить батареи новых 180-мм пушек, способных забрасывать 97-килограммовые снаряды на 37 километров. Это позволяло орудиям, размещенным на островах Русский и Попова, перекрыть огнем Амурский и Уссурийский заливы, прикрыв все подступы к городу с моря.

Вся тяжелые батареи постройки 1930-х годов были установлены на закрытых позициях. Они были оснащены большим количеством подземных и бетонных сооружений и укрытий, обеспечивавших защиту погребов с боеприпасами и силовых станций от обстрела тяжелой артиллерии, бомбардировок с воздуха, использования отравляющих газов. Предусматривалась также система аварийного орошения погребов при угрозе возгорания или взрыва боезапаса. Командные пункты новых батарей были построены на существенном удалении от огневых позиций. Как правило, они были связаны с батареями специальными подземными галереями (потернами). В отличие от дореволюционного периода, на этот раз все военные объекты строили исключительно солдаты. Только к постройке подсобных сооружений и казарм привлекались наемные рабочие корейцы и китайцы, которых в те годы еще достаточно много проживало на территории Приморья.


В 1934 году Владивостокская крепость получила свою самую мощную батарею в истории. В юго-восточной части острова Русский появился настоящий «подземный линкор» - две вращающихся трехорудийных башни с пушками калибра 305-мм. Детали данной батареи были произведены на заводах Ленинграда с использованием пушек и башен от еще царского линкора «Полтава». Наиболее мощная батарея крепости получила № 981 и собственное название «Ворошиловская батарея», в честь наркома обороны СССР. Непотопляемый линкор на острове Русском был не по зубам даже самому мощному флоту, а его снаряды, весившие 470 кг, могли преодолевать 30 километров. Неслучайно данная артиллерийская батарея оставалась на службе более 60 лет, вплоть до конца XX века.

К началу Великой Отечественной войны Владивостокская крепость в официальных документах именовалась БО ГВМБ ТОФ. За этой длинной аббревиатурой скрывалась - Береговая оборона главной военно-морской базы Тихоокеанского флота. При этом еще дореволюционные укрепления и форты использовались как позиции для зенитной артиллерии, склады и командные пункты. Даже самые мощные укрепления Севастополя и Кронштадта не могли тогда сравниться с Владивостоком. В 1941 году возрожденная крепость насчитывала более 150 тяжелых пушек и полусотни береговых батарей, а также большое количество противодесантных батарей и пулеметных точек. Вместе с минными заграждениями и авиацией все это образовывало на морских подступах к городу непреодолимую преграду для японского флота. Мощь «Владивостокской крепости» называют одним из факторов, который не позволил Японии, несмотря на союз с гитлеровской Германией, напасть на Советский Союз.

Весной 1945 года во Владивостокской крепости были установлены первые артиллерийские радиолокационные станции, которые позволяли пушкам вести меткий огонь в тумане и в ночные часы. Хотя Владивосток так никогда и не был атакован войсками и флотом противника, несколько пушек, входивших в систему обороны города, все-таки поучаствовали во Второй мировой войне. В августе 1945 года батарея №250, расположенная на острове Фуругельма, вела огонь на пределе своей дальности по позициям японских войск на территории Кореи, поддерживая наступление советских войск.

Завершение Второй мировой войны, а затем и новая эра ракетного и ядерного оружия, казалось, навсегда оставят артиллерийскую крепость в прошлом. В 1950-60 годы практически всю артиллерию, за исключением наиболее мощных батарей, просто списали в металлолом. Однако о крепостных укреплениях пришлось вспомнить уже в 1969 году, после того как отношения между СССР и Китаем резко ухудшились, а на острове Даманском прошли настоящие бои. Владивосток начали в экстренном порядке готовить к обороне на случай наступления многомиллионной китайской армии. Так в 1970 году был образован ВЛОР - Владивостокский оборонительный район, настоящий преемник владивостокской крепости.


На старых батареях начали устанавливать самые современные пушки, к примеру, 85-мм полуавтоматические орудия, которые беглым огнем должны были уничтожать атакующие массы китайской пехоты. Всего в 1970-е годы в окрестностях города восстановили или построили более 20 стационарных «крепостных» артиллерийских батарей. В качестве укреплений «Владивостокской крепости» были использованы даже старые тяжелые танки ИС-2 периода Великой Отечественной войны, они были врыты в землю и защищены бетоном. Такие импровизированные ДОТы прикрывали, к примеру, шоссе Владивосток-Хабаровск в районе города Артём.

Отдельные пулеметные точки в окрестностях города продолжали строить даже летом 1991 года. Однако распад Советского Союза предопределил судьбу данной крепости. Последние выстрелы ее морских орудий прозвучали в 1992 году. Тогда во время учений знаменитая «Ворошиловская батарея» выпустила 470-кг снаряд, который отклонился от заданной цели всего на 1,5 метра, что является просто отличным показателем даже для современной ракетной техники.

Официальная история Владивостокской крепости окончательно завершилась 30 июля 1997 года, когда расположенный на территории острова Русский «подземный линкор» был окончательно выведен из состава Вооруженных Сил Российской Федерации и переоборудован в музей. Таким образом закончилась история Владивостокской крепости, которая являлась наиболее мощной твердыней в российской истории. Еще один музей был открыт 30 октября 1996 года во Владивостоке на территории крепостной батареи Безымянная, здесь был открыт музей с одноименным названием «Владивостокская крепость», посвященный ее истории.

Сегодня крепость является уникальным памятником, который признают одним из наиболее интересных и посещаемых объектов Владивостока. Ее форты, береговые батареи, капониры и иные сооружения раскинулись на огромной территории вокруг города и непосредственно в его границах. Если вы будете во Владивостоке, обязательно выкройте время на осмотр тех объектов, которые сегодня доступны для посещения туристами, а если вы увлекайтесь военной историей вы обязательно познакомитесь с грандиозными фортификационными сооружениями одной из самых сильных крепостей в мире.

Источники информации:
https://dv.land/history/vladivostokskaya-krepost?utm_source=tass&utm_medium=banner&utm_campaign=banner_240_400
http://fortvl.ru/kratkaya-istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-kompleksa-vladivostokskoy-kreposti.html
http://www.fegi.ru/primorye/geogr/krepos.htm
https://ria.ru/vl/20130830/959580091.html
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 56

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Reptiloid (Дмитрий) 18 марта 2018 07:17
    Замечательный рассказ! Автору-----огромная благодарность.Узнал новое для себя.
    Для меня----короткое возвращение в Дальневосточное детство. Был вместе с родителями ещё в Советской Гавани, Хабаровске, Благовещенске, Вяземском, Биробиджане, Николаевске на Амуре, Охотске и севернее.
    1. igordok (Игорь) 18 марта 2018 07:45
      Был в Владивостоке только проездом. fellow Помогал сестре с переездом на место службы мужа. Ничего рассмотреть не успел. Но даже от того что видел, был в восторге.
      1. Reptiloid (Дмитрий) 18 марта 2018 08:07
        Цитата: igordok
        Был в Владивостоке только проездом. fellow Помогал сестре с переездом на место службы мужа. Ничего рассмотреть не успел. Но даже от того что видел, был в восторге.

        Я примерно также.
    2. Архонт (Алексей) 18 марта 2018 15:30
      интересно, что владивостокскую крепость можно было арендовать.

      Администрация Владивостока несколько раз выставляла на торги объекты Владивостокской крепости. Однако арендаторы ими почти не интересуются. Из всех крепостных сооружений, которые в ноябре и декабре 2017 года выставлялись на аукцион, в аренду были взяты только Назимовская батарея на улице Бархатной и два пустовавших погреба на Юмашева. Не нашлось арендаторов для Новосильцевской батареи и укреплений литеры З; невостребованными оказались временное укрепление № 1 и объекты форта № 3. Не заинтересовал арендаторов и форт им. Поспелова.
      В 2016 году мэрия выставляла на торги Ларионовскую батарею на острове Елены, форт № 11 на мысе Тобизина, форт № 12 в районе мыса Ахлестышева, Назимовскую батарею, сооружения в районе Днепровской, комплекс фортификационных сооружений форта Линевича в районе Тихой, Петропавловскую пушечную береговую батарею, батарею на сопке Тигровой с пушкой полуденного сигнала, пороховыми погребами и командным пунктом.
      В феврале 2018 года глава города Виталий Веркеенко отменил аукцион на право заключения договоров аренды объектов Владивостокской крепости в целях сохранения и развития объекта культурного наследия.

      Статья полностью: https://www.newsvl.ru/vlad/2018/03/06/168211/#ixz
      z5A5fQxrY2
      Новости Владивостока на VL.RU

      Все дело в том, что во Владивостоке по части воровства и затрат просто катастрофа, а какое-нибудь содержание крепостей просто обуза, на которой не наворовать. В некоторых помещениях относящимся к крепостям (пороховые погреба) находятся автомагазин, склады и другие организации, некоторые до сих используются военными, например, часть форта №3, несколько фортов отреставрированы, точнее один форт реставрирован любителями на свои деньги своими руками, один не страдал разрушением и одна батарея реставрирована во время подготовки к саммиту 2012, потому что она рядом с русским мостом, а то совсем стремно было бы. все остальные форты в очень заброшенном состоянии и почти все металлическое в них уже спилено.
  2. амурец (николай) 18 марта 2018 07:25
    Сегодня крепость является уникальным памятником, который признают одним из наиболее интересных и посещаемых объектов Владивостока. Ее форты, береговые батареи, капониры и иные сооружения раскинулись на огромной территории вокруг города и непосредственно в его границах. Если вы будите во Владивостоке, обязательно выкройте время на осмотр тех объектов, которые сегодня доступны для посещения туристами, а если вы увлекайтесь военной историей вы обязательно познакомитесь с грандиозными фортификационными сооружениями одной из самых сильных крепостей в мире.

    Автор, хорошо, но мало. Больше похоже на исторический путеводитель по Владивостоку. Надо цикл статей по истории города.
    Железная дорога была единственным возможным путем перевозки субмарин от Балтики к Тихому океану. Благодаря созданию Байкальской паромной железнодорожной переправы, Транссиб удалось ввести в эксплуатацию в чрезвычайно короткий срок и, самое главное, до начала Русско-японской войны. Это помогло не только осуществить переброску войск в Маньчжурию, но и доставить на Дальний Восток подводные лодки. И первое соединение подводных лодок появилось во Владивостоке в годы Русско-японской войны. Это тоже внесло свой вклад в то что японцы не рисковали приближаться к Владивостоку в ту пору.

    Во всяком случае, польза присутствия лодок во Владивостоке неоспорима уже и потому, что японцы, как говорят некоторые осведомленные люди, только потому не блокировали тесно Владивосток, что боялись подводных лодок. Нет никаких оснований не верить этим утверждениям, тем паче что у японцев в то же время было шесть подводных лодок того же типа Голланда, и они, конечно, знали, что подводные лодки оружие настолько сильное, что вступать в блокаду крепости, особенно тесную, по меньшей мере неразумно.
    Таким образом, подводные лодки, даже запоздалые и с полуобученным составом, так как, повторяю, только на этих двух плавающих, а может быть, еще на двух-трех был до известной степени обученный состав, сыграли свою роль в обороне крепости.
    1. Reptiloid (Дмитрий) 18 марта 2018 08:10
      Ждал Вашего коммента, Николай! Надеялся, что поделитесь с нами своими знаниями. Спасибо.
  3. andrewkor 18 марта 2018 07:33
    На географических картах хорошо видна уникальность Владивостока ,как города и как крепости.Сайты по фортификации нам в помощь.
    Упомянутый в статье Порт-Артур также страдал от недофинансирования ,нехватки рабочей силы и времени для полноценного оборудования обороны,которая уже в проекте была слабой для такого объекта.Сказалась и грубая недооценка Японии как противника на всех фронтах :на суше , на море и в дипломатии.Япония победила в той войне на пределе своих сил которых уже не было для нападения на Владивосток.
    1. lesnik1978 18 марта 2018 08:56
      Хватало там рабочей силы. И с финансами проблем не было. Был тихий саботаж.
      1. andrewkor 18 марта 2018 18:38
        Про саботаж при строительстве укреплений Порт-Артура ,если можно,поподробней.Разве что в самом тамошнем правительстве.
        Окончательный проект крепости был утвержден в 1900г.Стоимость укреплений 7,5 млн.руб.+ столько же на артиллерию.До 1904г.было отпущено всего 4,25 млн.руб. т.е. менее трети необходимого.Автор статьи привел цифру 2 млн.руб. в год на укрепления Владивостока в то же самое время ,выводы делайте сами.Особенно плохо был готов к обороне именно сухопутный фронт откуда и велась основная атака.Овладев горой Высокой японцы от туда просто расстреляли русскую эскадру. И в конце концов крепость пала.Вот к чему привела пресловутая "экономия".Мой вывод : не стоит экономить на безопасности государства!
  4. Brylevsky 18 марта 2018 07:51
    Спасибо автору за замечательную статью! Фортификационные сооружения крепости поражают своей продуманностью и добротностью. Ещё подростком слышал "городские легенды" о существовании системы засекреченных подземных ходов; о том, что спустившись в одно подземное сооружение на окраине города, можно было выйти на другом конце города, или в самом городе; о хитрых "ловушках", которые встречались под землёй; о существовании подземных галерей для бронетехники; наконец о, якобы, имевшем место быть туннеле из города на остров Русский, в котором проложена одноколейная железная дорога...Уже став взрослым, с группой энтузиастов облазил многие из фортов (из тех, что были в свободном доступе), и вот что поражало: помещение глубоко под землёй, а воздух свежий и под ногами сухо...умели раньше строить.
    1. Монархист (Лабинский Слава) 18 марта 2018 13:07
      А это действительно интересно. Вы мне напомнили мою молодость: мне несколько раз пришлось через подвал лазить в дом к.... В подвале было сделано подобие окошка, чтобы проветривать подвал и все равно там было душно.
      1. Brylevsky 18 марта 2018 13:44
        Одного окошка в подвале недостаточно, - не будет тяги воздуха. Минимум два, определённого размера и в определённых местах стены. Те, кто строил подземную крепость Владивостока, о вентиляции знали всё. И об отводе грунтовых вод тоже...
  5. bionik (владислав) 18 марта 2018 07:53
    В качестве укреплений «Владивостокской крепости» были использованы даже старые тяжелые танки ИС-2 периода Великой Отечественной войны, они были врыты в землю и защищены бетоном. Такие импровизированные ДОТы прикрывали, к примеру, шоссе Владивосток-Хабаровск в районе города Артём.
    1. амурец (николай) 18 марта 2018 08:03
      Цитата: bionik
      В качестве укреплений «Владивостокской крепости» были использованы даже старые тяжелые танки ИС-2 периода Великой Отечественной войны, они были врыты в землю и защищены бетоном. Такие импровизированные ДОТы прикрывали, к примеру, шоссе Владивосток-Хабаровск в районе города Артём.

      Такие или подобные сооружения были по всей линии Советско-китайской границы. В Амурской области в качестве огневых точек стояли танки, без транссмиссий, забитые снарядами
      1. bionik (владислав) 18 марта 2018 08:55
        Цитата: амурец

        Такие или подобные сооружения были по всей линии Советско-китайской границы.

        Еще были на островах Курильской гряды.
        1. амурец (николай) 18 марта 2018 10:20
          Цитата: bionik
          Еще были на островах Курильской гряды.

          Увы, на Курилах я не был, но брат говорил что подобное он видел на Кунашире. Брата давно нет, поэтому подтвердить его слова не кому
      2. Монархист (Лабинский Слава) 18 марта 2018 14:00
        Подобные огневые точки хорошо себя зарекомендовали в ВМВ
        1. bionik (владислав) 18 марта 2018 14:45
          Цитата: Монархист
          огневые точки

          Применялись в УР-х, в ход шли старые танки Т-18 или башни от Т-26 .
          Цитата: Монархист
          хорошо себя зарекомендовали в ВМВ

          .В начальный период войны, ввиду незавершенности строительства укрепленных районов на новой границе, а также в силу ряда других причин они не выполнили своего предназначения по прикрытию государственной границы: противнику на большинстве направлений удалось с ходу преодолеть полосу прикрытия. Только отдельные укрепрайоны сумели частично задержать его наступление. «Нет никакого сомнения, — писал Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян, — что если бы нам до полного ввода в строй новых укрепленных районов удалось сохранить боевую готовность старых укрепленных районов, то это неизмеримо повысило бы оборонительные возможности войск».
          Наглядным подтверждением могут служить упорные бои в Осовецком, Владимиро- Волынском, Минском и Киевском УРах. Здесь наравне с орудийными ДОТами использовались огневые точки с башнями и танками Т-18 и Т-26. Киевский УР, в котором были установлены ТОТ из снятых с вооружения 135 танков, сыграл особую роль в отражении вражеского наступления. Наиболее известен факт боя экипажа в составе сержанта Гвоздева и рядового Лупова2Зиюня 1941 г., которые из огневой точки с 45-мм орудием, установленной для охраны моста на реке Друть (близ населенного пункта Белыничи), подбили три немецких танка, один бронетранспортер, несколько автомобилей и рассеяли до роты пехоты. Наступление противника на этом участке задержали почти на сутки. Экипаж был представлен к орденам Боевого Красного Знамени.
  6. Ольгович (Андрей) 18 марта 2018 08:08
    Детали данной батареи были произведены на заводах Ленинграда с использованием пушек и башен от еще царского линкора «Полтава». Наиболее мощная батарея крепости получила № 981 и собственное название «Ворошиловская батарея»

    Тогда надо было назвать "Романовская батарея" , раз пришлось использовать достижения "лапотной" России.. yes
    Город Владивосток-уникальнейший-всего за 40 лет на пустом месте, как в сказке, вырос красивейший город-крепость мира -с флотом, заводами, театрами и даже музеем.
    Величайшее достижение России, сумевшей за никакой промежуток времени встать несокрушимо на Тихом океане. good
  7. Стрелецкос (Петр) 18 марта 2018 08:21
    Рекомендую всем интересующимся по теме

    Инфа вплоть до батареи и отдельного орудия
    1. амурец (николай) 18 марта 2018 08:57
      Цитата: Стрелецкос
      Инфа вплоть до батареи и отдельного орудия

      таки сборника четыре и все интересные
      1. Стрелецкос (Петр) 18 марта 2018 10:46
        Так точно.
        Но это - к теме
        1. амурец (николай) 18 марта 2018 12:33
          Цитата: Стрелецкос
          Но это - к теме

          Да, правильно. Все четыре сборника рассказывают о береговых батареях и укреплениях Приморья, в основном Владивостока.
          1. Стрелецкос (Петр) 18 марта 2018 14:11
            Но не только Приморья.
            В этом, который прислал - еще и украинская тема
            1. амурец (николай) 18 марта 2018 14:35
              Цитата: Стрелецкос
              Но не только Приморья.

              Да, я знаю. Просто в этих сборниках, как дополнение,есть материалы об УРах в западных регионах СССР.
  8. kvs207 (Валерий) 18 марта 2018 08:22
    Цитата: Ольгович
    Тогда надо было назвать "Романовская батарея"

    Если следовать традициям, тогда уж - Николаевская smile
    1. амурец (николай) 18 марта 2018 09:31
      Цитата: kvs207
      Если следовать традициям, тогда уж - Николаевская

      Причём Николаевская? Форт Николаевский (Ино).
      "Незадолго до начала Первой мировой войны
      во Владивостоке уже начинали строить две бе-
      реговые 305-мм четырехорудийные башенные
      батареи № 30 (VII) на 55-й высоте севернее б. VII) на 55-й высоте севернее б. ) на 55-й высоте севернее б.
      Тихой и № 367 (I) на юго-восточном побережье I) на юго-восточном побережье ) на юго-восточном побережье
      Русского острова севернее м. Вятлина. На батарее
      № 30 выполнили почти все бетонные работы, а
      на батарее № 367 только земляные, скальные и
      тоннельные. Изготовленные для владивостокс-
      ких батарей на Санкт-Петербургском металли-
      ческом заводе 305-мм башенные двухорудийные
      установки пришлось в ходе войны переадресовать
      сперва в Батум, а затем на Балтику в Морскую
      крепость Императора Петра Великого на батареи
      островов Нарген и Вульф, поэтому достроить
      башенные батареи во Владивостоке тогда не
      удалось [30]." Фортификационный сборник "Крепость Россия"№3
  9. kvs207 (Валерий) 18 марта 2018 08:27
    "Только к постройке подсобных сооружений и казарм привлекались наемные рабочие корейцы и китайцы, которых в те годы еще достаточно много проживало на территории Приморья"

    А потом, корейцев обвинили в пособничестве врагу и шпионаже в пользу Японии и выслали в Среднюю Азию, так образом, корейцы оказались первым народом, который был массово переселен из мест постоянного проживания.
    1. Авиатор_ (Сергей) 18 марта 2018 16:10
      Значит были на то причины. Много общался с нашими корейцами, никто из них не ныл, как чечены с крымскими татарами, что их безвинно репрессировали.
  10. bubalik (Сергей) 18 марта 2018 08:29
    Когда в 1922 году японские интервенты окончательно покинули Приморье, они подписали с Дальневосточной республикой соглашение о «демилитаризации» Владивостокской крепости. С ее батарей и фортов было демонтировано все артиллерийское вооружение, казалось, крепость исчезла навсегда.
    ,,,и не только японцы там были,,,2 и 3 августа правительства Японии, США, Великобритании Франции и Италии опубликовали декларации о решении высадить войска во Владивостоке. Цели они формулировали по разному, но главными были "помощь чехословакам" и "спасение России от германской кабалы". Американцы указали также поддержку демократических сил и экономическую помощь, дабы "сделать Россию сильной и свободной". 3 августа высадились англичане, 4-го - китайцы, 9-го - французы, 11-го - японцы, 15-16 и 21 августа - американцы. Самой многочисленной группой были американцы - 3011 чел., затем шли японцы - 2000 чел., китайцы - 1600, англичане - 829, французы - 813. Общий парад союзнических войск состоялся 19 августа 1918 года.
    миротворцы.
    1. bubalik (Сергей) 18 марта 2018 08:33
      Американские военные на Светланской
      1. bubalik (Сергей) 18 марта 2018 08:36
        Итальянцев то как занесло в такую даль
    2. амурец (николай) 18 марта 2018 10:33
      Цитата: bubalik
      "спасение России от германской кабалы".

      А вот средство германского "закабаления" магазин Кунст и Альберс в Благовещенске. До сих "закабаляет", чего только в этом здании не было. Сейчас областной музей им Новикова-Даурского.
      1. амурец (николай) 18 марта 2018 10:39
        Цитата: амурец
        А вот средство германского "закабаления" магазин Кунст и Альберс в Благовещенске.
        А это во Владивостоке. Ку́нст и А́льберс — товарищество, открытое немцами из Гамбурга Густавом Кунстом (1836—1905) и Густавом Альберсом (1838—1911) на Дальнем Востоке Российской империи и просуществовавшее вплоть до 1930-х.[1]
        1. Reptiloid (Дмитрий) 18 марта 2018 11:49
          А мне вспомнилась неожиданно книга, лет 7 назад читал. Там есть статья неизвестной мне В.Королёвой о Владивостоке начала прошлого века.Оказывается была большая китайская диаспора!! Улицы такие были----Китайская, Пекинская, Корейская, Алеутская, потом их переименовали.Там находилось много заведений криминальных китайских----игорные, магические, опиумные, весёлые "дворцы", меняльные, ну конечно кафе, рестораны, театры.....Их ликвидировали из-за криминала в 1937 году. Читал, что театры и магия не были безобидны, были монархическими или религиозными.Вообще были китайские предприятия----типография, мастерские...., даже обьединение их трудящихся. Также корейская диаспора и их заведения. Известно------ Во Владивостоке жили В.К. Арсеньев, А.Фадеев, С.Лазо, даже М.М. Исаев.
          1. амурец (николай) 18 марта 2018 12:46
            Цитата: Reptiloid
            Там есть статья неизвестной мне В.Королёвой о Владивостоке начала прошлого века.Оказывается была большая китайская диаспора!! Улицы такие были----Китайская, Пекинская, Корейская, Алеутская, потом их переименовали.

            Дима всё это было. Не только во Владивостоке. О нравах, царивших в Благовещенске есть книга, правда очень редкая "Амурские волки" коллективный труд амурских журналистов начала ХХ-го века.
            Цитата: Reptiloid
            А мне вспомнилась неожиданно книга, лет 7 назад читал. Там есть статья неизвестной мне В.Королёвой о Владивостоке начала прошлого века.Оказывается была большая китайская диаспора!! Улицы такие были----Китайская, Пекинская, Корейская, Алеутская, потом их переименовали. Известно------ Во Владивостоке жили В.К. Арсеньев, А.Фадеев, С.Лазо, даже М.М. Исаев.
            И это правда.

            И паровоз, в топке которого сожли С.Лазо стоит в Уссурийске.
            1. Монархист (Лабинский Слава) 18 марта 2018 14:15
              По поводу паравоза, кого-то в журнале читл об этом,но там ставили подсознание подлинность паравоза: свидетель мог в темноте не рассмотреть номер или перепутать номер
              1. амурец (николай) 18 марта 2018 14:48
                Цитата: Монархист
                По поводу паравоза, кого-то в журнале читл об этом,но там ставили подсознание подлинность паравоза: свидетель мог в темноте не рассмотреть номер или перепутать номер

                Утверждать или опровергать не буду, тот это паровоз или не тот. Просто эти американские паровозы серии "Е" разных буквенных индексов, широко применялись на наших железных дорогах. Заказывали эти паровозы как царское, так и советское правительства. " Е (прозвища — Русский Декапод[1], Ефим, Елена) — серия грузовых паровозов типа 1-5-0, поставлявшихся на железные дороги Российской империи и Советского Союза во время Первой и Второй мировых войн для быстрого пополнения паровозного парка. Строились на североамериканских заводах по чертежам, разработанным русскими инженерами. С 1917 года паровозы поставлялись как военная помощь, а с 1943 года — по ленд-лизу[2][3]. Помимо этого, по различным мотивам, в том числе и политическим, данные паровозы эксплуатировались в США («Russian Decapod»), Финляндии (Tr2 «Truman») и Китайской Республике (ST-1). Наиболее известная разновидность — ЕА, на долю которой пришлось около трети всех паровозов серии. Паровозы Е известны также тем, что в 1920 году в топке одного из них (Ел−629) белогвардейцами были сожжены три революционера-большевика: Лазо, Луцкий и Сибирцев[4]"
                1. bubalik (Сергей) 18 марта 2018 16:56
                  ,,,паровоз 2-3-0 серии Г, или, как его величали тогдашние железнодорожники, "железный маньчжур". Паровоз - харьковской постройки 1902-1903 гг., строили такой только для двух дорог - Владикавказской и Китайско-Восточной. У него был недостаток - он был слишком тяжёл нагрузкой на ось, и поэтому мог ходить только по магистральным линиям с мощной балластной основой и тяжёлыми рельсами. Зато развивал для того времени огромную скорость: модификация для КВЖД - до 115 км/ч.И поэтому водил в основном скоростные поезда, в частности курьерский "номер первый" (Иркутск - Харбин - Владивосток).
        2. Владивосток1969 (Сергей) 21 марта 2018 09:30
          Сейчас это ГУМ
    3. Монархист (Лабинский Слава) 18 марта 2018 14:04
      Черти их сюда звали
  11. Yarik (Ярослав) 18 марта 2018 09:48
    Крепость...да, великолепно.Но лучше бы флот.И Того перевербовать,ибо наши флотоводцы ....
  12. sib.ataman 18 марта 2018 10:39
    Статья хоть и скромная, но для меня как в отпуске дома побывал. Родился и прожил во Владике, всё таки, 18 лет. Уже давно не был там, больше10 лет, но родня и сейчас там проживает, созваниваемся регулярно. Но звонить это одно, а побывать совсем другое! Без всяких преувеличений город жемчужина! Ода русскому народу! Народу-созидателю! То, что он в кратчайшие сроки родился и вырос, это можно сказать про многие города Сибири и Д.Востока. Но Владик особенный, как по географии, так и по ландшафту, и по климату. Строился и перестраивался несколько раз за свою историю. И сейчас продолжает обстраиваться в современном стиле. С какой бы точки не смотрел на город, он вызывает восторг и восхищение! Особый шарм могут вносить рассветы-закаты, когда игра света, тени и красок просто неописуема, причём происходит она достаточно быстро и эффектно. Но это лучше увидеть. Конечно, есть несколько видовых площадок, теперь известных всему миру-с них сделаны великолепные панорамные фото, которые вошли во многие издания о Д.Востоке. С этих площадок когда смотришь на город, возникает ощущение, что паришь в небе как птица, а открывающиеся виды просто завараживают! Приходилось видеть какими глазами на город смотрят интуристы-тень зависти и восхищения они скрыть не могут!
    К сожалению, крепость в городе представлена оч-ч-ч-чень скромно! Хотя со всех сопок на город взирают белые бетонные стены. Дорого было её построить, ещё дороже приспособить для туризма. Хотя разговоры об этом идут десятки лет. Кроме сухопутного линкора на о. Русском (обратите внимание какое символическое название!), прямо в самом центре города есть позиции дальнобойных морских, предположительно 305-мм морских орудий, устанавливавшихся на ж.д. платформах, вырубленые в скалах сопки Орлиная, куда они доставлялись по туннелям через весь город с ст.Океанская, где базировались. Позиции и подземные галлереи до сих пор закрыты для широкого доступа, предположительно, в интересах ГО. Но само сооружение просто уникально! Это подземный город с развитой инфраструктурой: есть масса коммуникационных сооружений, склады, подстанция, место отстоя подвижного состава и т.д. . Если бы запустили только этот проект, то на доходы от туристов город бы смог жить безбедно не один десяток лет! Много можно писать о Владике с восклицательными знаками и восторгами, где живая история тесно переплетается с современностью и встречается на каждом шагу! Тут, действительно, нужен цикл статей, и не один. Отдельной строкой стоит Приморский край-место такое же уникальное и сакральное, не зря его облюбовали старообрядцы из-за бугорья в соседстве с тиграми, барсами и ещё целым списком редчайших животных, птиц и флоры!
    1. Монархист (Лабинский Слава) 18 марта 2018 13:52
      Sib.ataman, Вы любите свою малую Родину
      1. ava09 22 марта 2018 17:18
        Не знаю таких, кто вырос во Владивостоке и не любил бы его.) Многие, побывав там один раз, мечтают вернуться...
  13. Главный Врач (Владимир Михайлович) 18 марта 2018 10:39
    Не то что главная
    Фактически - единственная
  14. Borik (Борис) 18 марта 2018 12:18
    Отличное фото ворошиловской батареи. Какой вид с верху!
    1. Владивосток1969 (Сергей) 21 марта 2018 09:39
      В ней сейчас работает музей
  15. Brylevsky 18 марта 2018 12:58
    Цитата: Reptiloid
    Там находилось много заведений криминальных китайских----игорные, магические, опиумные, весёлые "дворцы", меняльные, ну конечно кафе, рестораны, театры.....Их ликвидировали из-за криминала в 1937 году.

    Это кварталы "Миллионки". Дома, которые в себя это вмещали, стоят до сих пор...живой пласт истории.
  16. Монархист (Лабинский Слава) 18 марта 2018 13:46
    Автор, спасибо Вам за рассказ,для меня практически все в новинку. По поводу:""царское правительство увлеклись проектом освоения арендованного Порт Артура" это всегда так:увлекался чем-то и сбываются о другом. Примеров куча: увлеклись Целиной,а в Смоленской облаколхозницы на себе пахали!! Об этом есть уБрежнева в "Целине". Или увлеклись БАМом,а на местной ЖД мужики вынуждены были из металлолома восстанавливать тепловоз, когда-то в " Комсомолке" было. Компанейщина всегда ведёт к" чудачествам"
  17. Монархист (Лабинский Слава) 18 марта 2018 13:54
    Цитата: Borik
    Отличное фото ворошиловской батареи. Какой вид с верху!

    А какова была артиллерийская позиция!
  18. Vladycat (Константин) 18 марта 2018 16:25
    Проходил службу в БРАВ ТОФ. Правда Ворошиловскую уже закрыли на тот момент. Но относительно недавно посещая это музей разговорился с директором (который непосредственно служил на батарее) он сказал что по факту батарея исправна. Вот снаряды все от нее утопили :(. А крепость - это нечто. Цемент 500 марки с Новороссийска привозили. Стоят сооружения и даже не особо заметно что тяжёлый климат на них отрицательно действует.
  19. bbss (Владимир) 18 марта 2018 23:07
    Был во Владивостоке. Музей небольшой но интересный. Экспозиция ограничена небольшой площадью помещений батареи. Удалось полазить по некоторым сооружениям. Укрепления не столько оплыли, а как-бы тонут в земле. Говорят, что многое ещё используется флотскими службами. Подземный мясохолодильник, например...
    1. ava09 22 марта 2018 17:24
      Цитата: bbss
      Укрепления не столько оплыли, а как-бы тонут в земле.

      Это не земля - скальный грунт. А "тонут" потому, что вырублены в нём. Когда крепость действовала, укреплений не было видно не только с моря, но и находясь рядом, их трудно было заметить постороннему.
  20. glk63 (Алексей) 18 марта 2018 23:57
    Сам Владивосток отличался выгодным географическим расположением.

    А сейчас что-то изменилось? belay
  21. Александр Белов_2 (Александр Белов) 24 марта 2018 07:31
    Историю крепости изучаем и чтим
Картина дня