Military Review

As the United States did not give the USSR to join NATO

12
In April, the North Atlantic Treaty Organization (NATO, also known as the North Atlantic Alliance) was founded by 1949. For many years, this military-political structure became the main military bloc opposing the USSR, and then post-Soviet Russia. To counter the threats of the aggressive NATO bloc, as the North Atlantic Alliance was called in Soviet times, Soviet and Russian defensive strategies were built. The armies of NATO countries have always been studied among the likely adversary. But the relationship between NATO and the USSR was not so clear. Interesting, but at different periods of their stories The Soviet Union more than once was “in the balance” of joining the North Atlantic alliance.


As the United States did not give the USSR to join NATO


Subsequently, Anders Fogh Rasmussen argued that NATO was created to counter Soviet aggression in Europe. The post-war period was indeed the epoch of real expansion of the Soviet Union and the socialist model in post-Hitler Europe. At the same time, a whole series of countries of Eastern and Central Europe have completely fallen into the orbit of Soviet influence - Poland, Hungary, Czechoslovakia, Romania, Bulgaria, Yugoslavia, and Albania. The second half of 1940's was the civil war in Greece, where the coming to power of the strong communist movement was also quite real. Under these conditions, the West, who was mortally afraid of the Soviet threat, began to form a NATO bloc.

Initially, NATO included 12 countries - the United States, Great Britain, France, Canada, Iceland, Denmark, Norway, Belgium, the Netherlands, Luxembourg, Italy and Portugal. The thirteenth in this list could be ... the Soviet Union. At least, this possibility was discussed by high-ranking representatives of the Soviet leadership. Back in 1949, Soviet Foreign Minister Andrei Yanuarevich Vyshinsky in one of his notes expressed interest in the proposal of the head of the British diplomatic department Ernst Bevin about the establishment of the Western Union Defense Organization (the immediate predecessor of NATO). It was proposed to discuss the possibility of cooperation with this structure of the Soviet Union, and even the participation of the USSR in it. Actually, there was nothing surprising here - even four years before the creation of NATO, the Soviet Union and the Western powers were allies and fought together on the fronts of the Second World War against Hitler Germany and then Japan.

The first time after the end of World War II, both the Western powers and the Soviet Union were afraid of a revival of aggressive moods in Germany. It was for this purpose that Germany remained under the control of the occupying forces, was divided into occupation zones, there was no question of the revival of the German armed forces. In this context, the joint participation of the Soviet Union and Western countries in the military-political bloc, directed against the revival of fascism, would be quite logical. This, by the way, was recognized in 1951 by the then First Deputy Foreign Minister of the USSR Andrei Andreevich Gromyko. However, it soon became clear that the true purpose of creating a NATO bloc was to oppose the Soviet Union, not the revival of Nazism and fascism.

The fact that the Soviet Union had no aggressive intentions towards NATO member countries is evidenced by the fact that the response step - the creation of the Warsaw Pact Organization - was undertaken by the socialist countries only in 1955, six years after the creation of NATO. Until that time, the USSR was counting on the normalization of relations and even considered the likelihood of its entry into the North Atlantic Alliance. But the West did not even want to hear that the USSR would become a member of NATO, since the very fact of this deprived the North Atlantic Alliance of any meaning.

In 1952, the first NATO expansion took place - two strategically very important countries — Turkey and Greece — were taken into the bloc (in the latter, by this time, communist armed resistance was suppressed). In the same year, August 25, Joseph Stalin received the French ambassador, Louis Jox. The diplomat told the Soviet leader about the attitude of General Charles de Gaulle, who was respected by Stalin, towards the North Atlantic Alliance. Jox stressed that in France, NATO is considered solely as a peaceful organization, the creation and activities of which do not contradict the UN Charter and do not run counter to the norms of international law. These words caused the irony of the Soviet leader.

Stalin turned to Andrei Vyshinsky with the question of whether in this case the Soviet Union should not also join the NATO peace bloc. However, in every joke there is some truth, and the words of Stalin were no exception - the Generalissimo could really think about the possibility of the Soviet Union joining NATO. This move would have hampered the aggressive plans of the United States and Great Britain and negated their efforts to consolidate European countries in order to counter the Soviet Union.

In 1953, Joseph Vissarionovich Stalin died, and already in 1954, the Soviet Union returned to the discussion of the possibility of its entry into NATO. In February 1954, at a conference of foreign ministers in Berlin, representatives of the Soviet Union proposed to conclude a pan-European agreement on collective security, for their part, providing guarantees for the unification of West and East Germany under the condition of establishing its neutral status in the country's constitution. Thus, in reality, it was the Soviet Union, and not the West, even 36 years before the collapse of the Berlin Wall, initiated the revival of a unified German statehood. And just the Western countries did not accept the proposal of Moscow, because it went against their direct military and political interests.

The proposal of the USSR Foreign Minister Vyacheslav Mikhailovich Molotov on the creation of a European collective security treaty by his Western counterparts was rejected. Formally, representatives of the Western powers were unhappy with the exception of the United States and China from among the parties to the treaty. In principle, this was quite logical, since one could hardly call the United States of America a European state. Moscow wanted to deal with European security countries with regard to European security. Secondly, the British side accused the Soviet leadership of political intrigues with the aim of destroying the NATO bloc.

Nevertheless, Vyacheslav Molotov did not refuse plans to conclude a collective security treaty - this testifies to the great patience of Soviet diplomats. Moscow has returned to the refinement of the principles of the conclusion of the contract. Already 10 March 1954, Andrei Gromyko, gave Vyacheslav Molotov to get acquainted with the draft new proposals for the conclusion of a collective security treaty in Europe. In this project, and talked about the possibility of entering the Soviet Union in the North Atlantic Alliance on special conditions.

Vyacheslav Molotov, the project began to recycle. In particular, he stressed that the Soviet Union does not object to the US participation in a collective security treaty in Europe, but only if the United States and NATO pursue a peace-loving and neutral policy towards the rest of European countries. 26 March 1954 Nikita Khrushchev and George Malenkov approved the final text of the draft, which spoke about the main condition for the membership of the Soviet Union in NATO - the North Atlantic Alliance’s refusal of any manifestation of aggression against any states of the world.

Thus, the Soviet Union expressed genuine readiness for honest cooperation with the West in the name of peace in post-war Europe. 31 March 1954, the Soviet Union, the Ukrainian SSR and the Byelorussian SSR applied for membership in the North Atlantic Alliance (as in the case of UN membership, the applications of Ukraine and Belarus were a tactical move aimed at securing more votes in NATO ).

Appeal of the Soviet Union with a statement about joining NATO caused a strong reaction in Western Europe. Many political and public figures, parties and movements warmly endorsed this initiative, rightly seeing in it the step of the USSR on the way to ensuring European collective security. If the USSR became a member of NATO, the threat of war in Europe would be reduced to a minimum. But the leadership of the United States, Britain and France took the Soviet idea in hostility.

First of all, this rejection was due to the fact that the United States would sooner or later have to leave the ranks of NATO and, accordingly, not to participate in the pan-European security treaty. The absence of the United States in the treaty would mean the dominance of the Soviet Union, since Great Britain and France could no longer be regarded as a serious counterbalance to the Soviet state. But here, too, Moscow expressed readiness for further concessions - the Soviet Union agreed to include the United States of America in the draft treaty on European security as a full and permanent partner.

However, the leaders of Western countries did not even want to hear that a single organization would be created in Europe as part of the Soviet Union. They saw this as a threat to their dominant positions and believed that this would lead to an increase in pro-Soviet sentiment within European states, to a gradual "Sovietization" of Europe. Therefore, 7 May 1954, the United States, the United Kingdom and France officially responded to the Soviet declaration of joining NATO with a refusal.

The official report emphasized that the proposal of the Soviet Union is unrealistic, and therefore does not even deserve discussion. Naturally, it was necessary to explain why the West refuses to the Soviet Union. Therefore, the requirements for joining NATO were obviously unacceptable for the Soviet side - to withdraw Soviet troops from Austria and Germany, to abandon military bases in the Far East, to sign an agreement on general disarmament.

But Moscow did not lose hope of reaching a consensus. Therefore, the diplomatic departments of the USSR and Western countries continued to correspond and negotiate on this issue until the next conference of foreign ministers, which took place in October-November 1955 in Geneva. In the same year, realizing that the plans to conclude a pan-European treaty remain unrealizable, the leadership of the Soviet Union went on to create its own military-political bloc.



14 May 1955, a meeting of European states on peace and security in Europe was held in Warsaw. It concluded the Treaty of Friendship, Cooperation and Mutual Assistance, signed by the Soviet Union, Poland, Czechoslovakia, Hungary, the German Democratic Republic, Bulgaria, Romania and Albania. The signing of the document marked the beginning of the history of the Warsaw Pact Organization - the military-political union of the listed states. The Political Consultative Council and the Joint Command of the Armed Forces were established to coordinate actions. Marshal of the Soviet Union Ivan Stepanovich Konev was appointed the first commander of the OKVS.

Thus, attempts to conclude a pan-European security treaty, which the Soviet Union was diligently undertaking, were in fact thwarted precisely at the initiative of the Western powers, which pursued their narrow political goals. Contrary to the stamps of Western propaganda, it is the West, not the Soviet Union, who bears full responsibility for the Cold War and all the events connected with it. Interestingly, in the 1983 year, with Yu.V. Andropov, the Soviet Union once again raised the issue of a possible entry into the North Atlantic Alliance, but it disappeared by itself after the notorious incident with the South Korean Boeing.

If in the 1950-1980-s, the West had at least formal grounds for not allowing the Soviet Union to join NATO, appealing to the enormous differences in political and economic systems of the Soviet Union and Western states, then after the collapse of the Soviet Union and the transition of post-Soviet Russia to a completely different political and economic model, borrowed in the West, this reason, it seemed, no longer. Nevertheless, nobody in Russia stubbornly wanted to see anyone. Even in the 1990s, when "democrats" were in power in the country, the West again "turned away" Boris Yeltsin and his entourage, who had plans to integrate Russia into NATO.

Currently, NATO membership for Russia no longer makes any sense. The North Atlantic Alliance itself is bursting at the seams, as evidenced, for example, by the deterioration of relations between Turkey - one of the key participants of NATO, and the United States and the European Union. In addition, dissatisfaction with adventures is also growing in Europe itself, in which, due to American political ambitions, NATO countries are participating.
Author:
12 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Bouncer
    Bouncer 13 March 2018 06: 31
    +16
    Maybe it made sense to lead NATO at the dawn of the creation of the bloc
    Stalin saw the root
    And now...
    7 NATO Extensions Survived
    And the beast gradually got to our borders
    1. Vend
      Vend 13 March 2018 10: 11
      +3
      Quote: Bouncer
      Maybe it made sense to lead NATO at the dawn of the creation of the bloc
      Stalin saw the root
      And now...
      7 NATO Extensions Survived
      And the beast gradually got to our borders

      The US seems to be too. They understood that the USSR in NATO is minus the hegemony of the United States. Although history would then take a different path.
  2. Olgovich
    Olgovich 13 March 2018 06: 52
    +3
    After Churchill’s Fulton speech, there could be no talk of NATO membership.
    by Soviet Union, not the West, 36 years before the collapse of the Berlin Wall, initiated German revival statehood. And just the western countries did not accept the offer of Moscow,

    A blatant mistake - why was the monster revived himself on your head ?! fool Here today is a single powerful Germany-AGAIN against Russia. Wanted the same back in the 1950s? request
  3. parusnik
    parusnik 13 March 2018 07: 31
    +3
    NATO was not created for the USSR ..
    1. Cossack 471
      Cossack 471 13 March 2018 18: 23
      +2
      SAILBOARD Here's an interesting thought. "and for whom?" Anecdote.; The traffic cop demands money from the driver for the violation. 1000 rub the driver is ready to give only 500. long traded. then the driver says, “okay. come on. neither to you. nor to me -700 rubles. Hashnik;“ and to whom? ”
  4. Gardamir
    Gardamir 13 March 2018 08: 30
    +1
    Author, what about the operation unthinkable?
  5. Monarchist
    Monarchist 13 March 2018 08: 52
    0
    Quote: Gardamir
    Author, what about the operation unthinkable?

    What do you mean by the unthinkable?
    1. BAI
      BAI 13 March 2018 09: 44
      +2
      The plan of the US and British attacks on the USSR, developed in the spring and summer of 1945.
  6. Monarchist
    Monarchist 13 March 2018 09: 04
    0
    Thanks to Svetlana to the author for his work. I did not know about the first attempt to join NATO. I had to read about the 1954 project. I didn’t know that the EBN was sidetracked. Although at that time Minister of Non-Russian Affairs Kozyrev even there he said that the USA OFFER, but unfortunately we do not have a stable political situation. Perhaps you remember then the MOST wished dad Zu a victory, and he ....
  7. BAI
    BAI 13 March 2018 09: 37
    0
    the creation of the Warsaw Pact Organization - was undertaken by the socialist countries only in 1955, six years after the creation of NATO.

    And the MGIMO lecturer on television claims that it was NATO that was created in response to the creation of the ATS.
    1. dzvero
      dzvero 13 March 2018 10: 46
      0
      Either the MGIMO’s plan is good, or NATO’s analysts were also seers in combination ...
  8. Curious
    Curious 13 March 2018 14: 07
    0
    Awesome discovery. The topic has been walking the net for five years now. Up to the scans of NATO’s official responses.

Как США не дали СССР вступить в НАТО

В апреле 1949 года была основана Организация Североатлантического договора (НАТО, она же Североатлантический альянс). На долгие годы эта военно-политическая структура стала главным военным блоком, оппонирующим СССР, а затем и постсоветской России. На противодействии угрозам агрессивного блока НАТО, как называли Североатлантический альянс в советское время, построены советская и российская оборонительные стратегии. Армии стран НАТО всегда изучались в числе вероятного противника. Но отношения между НАТО и СССР не были столь однозначными. Интересно, но в разные периоды своей истории Советский Союз не раз находился «на волоске» от вступления в Североатлантический альянс.

Как США не дали СССР вступить в НАТО


Впоследствии Андерс Фог Расмуссен утверждал, что НАТО было создано с целью противодействия советской агрессии в Европе. Послевоенный период действительно был эпохой настоящей экспансии Советского Союза и социалистической модели в постгитлеровской Европе. Сразу целый ряд стран Восточной и Центральной Европы полностью попали в орбиту советского влияния – Польша, Венгрия, Чехословакия, Румыния, Болгария, Югославия, Албания. Вторая половина 1940-х годов – гражданская война в Греции, где также вполне реальным был приход к власти сильного коммунистического движения. В этих условиях Запад, смертельно боявшийся советской угрозы, и приступил к формированию блока НАТО.


Изначально в состав НАТО вошли 12 стран – США, Великобритания, Франция, Канада, Исландия, Дания, Норвегия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия и Португалия. Тринадцатым в этом списке мог стать … Советский Союз. По крайней мере, такая возможность обсуждалась высокопоставленными представителями советского руководства. Еще в 1949 году советский министр иностранных дел Андрей Януарьевич Вышинский в одной из записок выразил заинтересованность предложением главы британского дипломатического ведомства Эрнста Бевина об учреждении Организации Обороны Западного Союза (непосредственный предшественник НАТО). Предлагалось обсудить возможность сотрудничества с этой структурой Советского Союза, а то и участия СССР в ней. На самом деле, ничего удивительного здесь не было – еще за четыре года до создания НАТО Советский Союз и западные державы были союзниками и вместе сражались на фронтах Второй мировой войны против гитлеровской Германии, а затем и Японии.

Первое время после окончания Второй мировой войны и западные державы, и Советский Союз опасались возрождения агрессивных настроений в Германии. Именно с этой целью Германия оставалась под контролем оккупационных войск, была разделена на зоны оккупации, не было речи и о возрождении германских вооруженных сил. В этом контексте совместное участие Советского Союза и стран Запада в военно-политическом блоке, направленном против возрождения фашизма, было бы вполне логичным. Это, кстати, признавал в 1951 г. и тогдашний первый заместитель министра иностранных дел СССР Андрей Андреевич Громыко. Однако, вскоре стали понятны истинные цели создания блока НАТО – противодействие не возможному возрождению нацизма и фашизма, а Советскому Союзу.

О том, что Советский Союз не имел агрессивных намерений в отношении стран – членов НАТО свидетельствует тот факт, что ответный шаг – создание Организации Варшавского договора – был предпринят социалистическими странами только в 1955 году, спустя шесть лет после создания НАТО. До этого времени СССР рассчитывал на нормализацию отношений и даже рассматривал вероятность своего вступления в Североатлантический альянс. Но Запад не хотел даже слышать о том, что СССР станет членом НАТО, поскольку сам факт этого лишал существование Североатлантического альянса всякого смысла.

В 1952 году прошло первое расширение НАТО – в состав блока были приняты две очень важные в стратегическом отношении страны – Турция и Греция (в последней, к этому времени, было подавлено коммунистическое вооруженное сопротивление). В этом же году, 25 августа, Иосиф Сталин принимал французского посла Луи Жокса. Дипломат рассказал советскому лидеру об отношении генерала Шарля де Голля, пользовавшегося уважением Сталина, к Североатлантическому альянсу. Жокс подчеркивал, что во Франции НАТО рассматривают исключительно как мирную организацию, создание и деятельность которой не противоречат Уставу ООН и не идут вразрез с нормами международного права. Эти слова вызвали иронию советского лидера.

Сталин обратился к Андрею Вышинскому с вопросом, не стоит ли в данном случае Советскому Союзу тоже присоединиться к мирному блоку НАТО. Однако, в каждой шутке есть доля правды, и слова Сталина не были исключением – генералиссимус действительно мог обдумывать возможность вступления Советского Союза в НАТО. Этот ход препятствовал бы агрессивным планам США и Великобритании и сводил на нет их усилия по консолидации европейских стран для противодействия Советскому Союзу.

В 1953 году умер Иосиф Виссарионович Сталин, а уже в 1954 году Советский Союз вернулся к обсуждению возможности своего вступления в НАТО. В феврале 1954 года на конференции министров иностранных дел в Берлине представители Советского Союза предложили заключить общеевропейский договор о коллективной безопасности, со своей стороны предоставляя гарантии объединения Западной и Восточной Германии на условиях утверждения ее нейтрального статуса в конституции страны. Таким образом, в действительности именно Советский Союз, а не Запад, еще за 36 лет до крушения Берлинской стены, выступал инициатором возрождения единой немецкой государственности. И как раз западные страны не приняли предложение Москвы, поскольку оно шло вразрез с их прямыми военно-политическими интересами.

Предложение министра иностранных дел СССР Вячеслава Михайловича Молотова о создании европейского договора коллективной безопасности его западными коллегами было отторгнуто. Формально представители западных держав были недовольны исключением США и Китая из числа участников договора. В принципе, это было вполне логично, поскольку вряд ли можно называть Соединенные Штаты Америки европейским государством. Москва хотела иметь дело в отношении европейской безопасности с теми странами, которые действительно находятся в Европе. Во-вторых, британская сторона обвинила советское руководство в политических интригах с целью разрушения блока НАТО.

Тем не менее, Вячеслав Молотов от планов по заключению договора коллективной безопасности не отказался – это свидетельствует о большом терпении советских дипломатов. В Москве вернулись к доработке принципов заключения договора. Уже 10 марта 1954 года Андрей Громыко отдал Вячеславу Молотову на ознакомление проект новых предложений по заключению договора коллективной безопасности в Европе. В этом проекте и говорилось о возможности вхождения Советского Союза в Североатлантический альянс на особых условиях.

Вячеслав Молотов проект стал перерабатывать. В частности, он подчеркнул, что Советский Союз не возражает против участия США в договоре коллективной безопасности в Европе, но лишь в том случае, если США и НАТО будут проводить миролюбивую и нейтральную политику в отношении остальных европейских стран. 26 марта 1954 г. Никита Хрущев и Георгий Маленков утвердили окончательный текст проекта, в котором говорилось о главном условии членства Советского Союза в НАТО – отказе Североатлантического альянса от любых проявлений агрессии в отношении каких-бы то ни было государств мира.

Таким образом, Советский Союз выражал подлинную готовность к честному сотрудничеству с Западом во имя мира в послевоенной Европе. 31 марта 1954 года Советский Союз, Украинская ССР и Белорусская ССР подали заявления на вступление в состав Североатлантического альянса (как и в случае с членством в ООН, заявки Украины и Белоруссии были тактическим ходом, направленным на обеспечение большего числа голосов в составе НАТО в случае принятия).

Обращение Советского Союза с заявлением о вхождении в НАТО вызвало бурную реакцию в Западной Европе. Многие политические и общественные деятели, партии и движения горячо одобрили эту инициативу, справедливо видя в ней шаг СССР на пути к обеспечению европейской коллективной безопасности. Если бы СССР стал членом НАТО, угроза войны в Европе свелась бы к минимуму. Но руководство США, Великобритании и Франции восприняло советскую идею в штыки.

В первую очередь, это неприятие было связано с тем, что США рано или поздно пришлось бы покинуть ряды НАТО и, соответственно, не участвовать в общеевропейском договоре безопасности. Отсутствие США в договоре означало бы доминирование Советского Союза, поскольку Великобритания и Франция уже не могли рассматриваться в качестве серьезного противовеса советскому государству. Но и здесь Москва выразила готовность к дальнейшим уступкам – Советский Союз согласился включить Соединенные Штаты Америки в проект договора европейской безопасности в качестве полноправного и постоянного партнера.

Тем не менее, лидеры западных стран не хотели даже слышать о том, что в Европе будет создана единая организация в составе Советского Союза. Они усматривали в этом угрозу своим доминирующим позициям и считали, что это приведет к росту просоветских настроений внутри европейских государств, к постепенной «советизации» Европы. Поэтому 7 мая 1954 года США, Великобритания и Франция официально ответили на советское заявление о вступлении в НАТО отказом.

В официальном сообщении подчеркивалось, что предложение Советского Союза нереально, а посему даже не заслуживает обсуждения. Естественно, требовалось объяснить, почему Запад отказывает Советскому Союзу. Поэтому были выдвинуты заведомо неприемлемые для советской стороны требования к вхождению в состав НАТО – вывести советские войска из Австрии и Германии, отказаться от военных баз на Дальнем Востоке, подписать договор о всеобщем разоружении.

Но в Москве не теряли надежду на достижение консенсуса. Поэтому дипломатические ведомства СССР и западных стран продолжали переписку и переговоры по данному вопросу до очередной конференции министров иностранных дел, которая состоялась в октябре – ноябре 1955 года в Женеве. В этом же году, понимая, что планы по заключению общеевропейского договора остаются несбыточными, руководство Советского Союза пошло на создание собственного военно-политического блока.



14 мая 1955 года в Варшаве состоялось совещание европейских государств по вопросам обеспечения мира и безопасности в Европе. На нем был заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанный Советским Союзом, Польшей, Чехословакией, Венгрией, Германской демократической республикой, Болгарией, Румынией и Албанией. Подписание документа положило начало истории Организации Варшавского договора – военно-политического союза перечисленных государств. Для координации действий были созданы Политический консультативный совет и Объединенное командование вооруженными силами. Первым главнокомандующим ОКВС был назначен Маршал Советского Союза Иван Степанович Конев.

Таким образом, попытки заключения общеевропейского договора безопасности, которые усердно предпринимал Советский Союз, фактически были сорваны именно по инициативе западных держав, преследовавших свои узкие политические цели. Вопреки штампам западной пропаганды, именно Запад, а не Советский Союз, несет всю полноту ответственности за Холодную войну и все связанные с ней события. Интересно, что в 1983 году, при Ю.В. Андропове, Советский Союз вновь поднимал вопрос о возможном вступлении в Североатлантический альянс, однако он отпал сам собой после печально известного инцидента с южнокорейским «Боингом».

Если в 1950-е – 1980-е годы у Запада были хотя бы формальные основания не допускать Советский Союз в НАТО, апеллируя к колоссальным различиям политических и экономических систем Страны Советов и западных государств, то после распада Советского Союза и перехода постсоветской России к совершенно иной политической и экономической модели, заимствованной на Западе, эта причина, как казалось, отпала. Тем не менее, Россию в НАТО упорно не хотел видеть никто. Даже в 1990-е годы, когда у власти в стране находились «демократы», Запад опять «отшил» Бориса Ельцина и его окружение, вынашивавших планы интегрировать Россию в состав НАТО.

В настоящее время членство в НАТО для России уже не имеет никакого смысла. Сам Североатлантический альянс трещит по швам, о чем свидетельствует, например, ухудшение отношений между Турцией – одним из ключевых участников НАТО, и США и Евросоюзом. Кроме того, в самой Европе также растет недовольство авантюрами, в которых из-за американских политических амбиций участвуют страны, входящие в НАТО.
Автор:
Илья Полонский
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

12 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Вышибала Офлайн
    Вышибала (Вадим) 13 марта 2018 06:31
    +16
    Может и имело смысл возглавить НАТО на заре создания блока
    Сталин зрил в корень
    А теперь...
    7 расширений НАТО пережили
    И зверь поэтапно подобрался к нашим границам
    1. Венд Офлайн
      Венд (Анатолий) 13 марта 2018 10:11
      +3
      Цитата: Вышибала
      Может и имело смысл возглавить НАТО на заре создания блока
      Сталин зрил в корень
      А теперь...
      7 расширений НАТО пережили
      И зверь поэтапно подобрался к нашим границам

      США судя по всему тоже. Понимали, что СССР в НАТО это минус гегемония США. Хотя история тогда пошла бы по другому пути.
  2. Ольгович Офлайн
    Ольгович (Андрей) 13 марта 2018 06:52
    +3
    После фултонской речи Черчилля-ни о каком участии в НАТО не могло быть и речи
    менно Советский Союз, а не Запад, еще за 36 лет до крушения Берлинской стены, выступал инициатором возрождения единой немецкой государственности. И как раз западные страны не приняли предложение Москвы,

    Грубейщая ошибка-зачем было возрождать монстра себе на голову?! fool Вот сегодня единая мощная Германия-ОПЯТЬ против России . Хотели этого же еще в 1950-х? request
  3. parusnik Офлайн
    parusnik (Алексей Богомазов) 13 марта 2018 07:31
    +3
    НАТО не для СССР создавался..
    1. казак 471 Офлайн
      казак 471 (Казак) 13 марта 2018 18:23
      +2
      ПАРУСНИК Вот интересная у вас мысль . " а для кого ?" Анекдот .; Гаишник требует с водителя деньги за нарушение . 1000 руб . водитель готов дать только 500 . долго торгуются . потом водитель говорит " ну ладно . давай . ни тебе . ни мне -700 руб . Га ишник ; " а кому ?"
  4. Гардамир Офлайн
    Гардамир 13 марта 2018 08:30
    +1
    Автор, как насчёт операции немыслимое?
  5. Монархист Офлайн
    Монархист (Лабинский Слава) 13 марта 2018 08:52
    0
    Цитата: Гардамир
    Автор, как насчёт операции немыслимое?

    Что Вы имеете ввиду говоря о немыслимое?
    1. BAI Офлайн
      BAI 13 марта 2018 09:44
      +2
      План нападения США и Англии на СССР, разработанный весной - летом 1945 г.
  6. Монархист Офлайн
    Монархист (Лабинский Слава) 13 марта 2018 09:04
    0
    Спасибо Светлана автору за его работу. О первой попытке вступления в НАТО я не знал. О проекте 1954 мне приходилось читать. Про то,что ЕБН бортонули я не знал. Хотя в тот период министра нерусских дел Козырева и там он говорил,что США ПРЕДЛАГАЮТ, но к сожалению у нас не стабильная политическая обстановка. Возможно, помните тогда БОЛЬШЕНСТВО желали победы папе Зю, а он ....
  7. BAI Офлайн
    BAI 13 марта 2018 09:37
    0
    создание Организации Варшавского договора – был предпринят социалистическими странами только в 1955 году, спустя шесть лет после создания НАТО.

    А преподаватель МГИМО по телевизору утверждает, что это НАТО был создан в ответ на создание ОВД.
    1. dzvero Онлайн
      dzvero (Иво) 13 марта 2018 10:46
      0
      То ли план в МГИМО хороший, то ли у НАТО аналитики были и провидцами по совместительству...
  8. Curious Офлайн
    Curious (Victor) 13 марта 2018 14:07
    0
    Потрясающее открытие. Тема уже лет пять гуляет по сети. Вплоть до скана официальных ответов НАТО.
Картина дня