Ядовитая галерея

35
Знаем ли мы о том, что русская армия испытала первый химический удар противника на десяток лет раньше известных нам фактов, связанных с историей Первой мировой войны, – в декабре 1904 г., во время декабрьских штурмов Порт-Артура японской армией?

В системе фортификационных сооружений Порт-Артура форт № 2 имел очень важное значение. Поэтому в начале декабря 1904 г. японская армия предпринимает ряд попыток овладеть этим укреплением, применяя все доступные средства. Наряду с другими видами оружия японцы применяют и боевые отравляющие вещества. С утра 2 (15) декабря 1904 г. в наружном рву форта № 2, занятом японцами, русские наблюдатели заметили подозрительное движение.



Ядовитая галерея

Форт № 2.

В 15 часов дня японцы зажгли в контрэскарповой галерее форта № 2 войлок, пропитанным отравляющим веществом, дающим при сгорании удушливые газы. Газы через бойницы стали проникать в занятую русскими часть галереи.

Русские войска были вынуждены отступить на 40 шагов - за следующий оборонительный траверс. Оставленный ими участок был немедленно занят японцами.

Попытки японцев овладеть траверсом были отбиты ручными гранатами. Тогда японцы вновь начали применять отравляющие вещество (мышьяковистые соединения) удушающего действия - и русские были вынуждены оставить галерею. Русские бойцы, для того чтобы показать японцам, что галерея ими не оставлена, по очереди вбегали в нее и, произведя выстрел в бойницу траверса, вновь убегали, уступая место другим.


Галерея форта.

Об этих фактах был поставлен в известность начальник восточного фронта обороны Порт-Артура генерал-майор В. Н. Горбатовский, который, проверив донесение, а 18 часов 45 минут сообщил в штаб крепости: «В контрэскарповой галерее на форту № 2 японцы подожгли впереди своего траверса войлок и метки, наполненные составом, дающим при сгорании удушливые газы, чем заставили защитников галереи отойти за следующий траверс, т. е. почти на 40 шагов назад, где наши и находятся в настоящее время. Несколько раз японцы пытались подбегать к этому траверсу, но были отгоняемы бомбочками наших стрелков, руководимых фельдфебелем 12-й роты 26-го полка Корниенко. Вслед за сим японцы подожгли какие-то мышьяковистые соединения, в чаду которых оставаться было почти невозможно, приходилось менять людей через 2 - 3 минуты, а поручика 26-го полка Синьковича унесли в госпиталь отравленного и в бессознательном состоянии. В настоящее время газы несколько рассеяны. В случае если бы японцам удалось овладеть всей галереей, считаю за лучшее взорвать занимаемый нами участок».

Сообщение В. Н. Горбатовского было зафиксировано в обзоре военных действий под Порт-Артуром: «Чтобы выгнать нас из контрэскарповой галереи на форту № 2, где мы держались очень упорно, японцы начали накачивать в галерею удушливые газы, почему часовых, стоящих у амбразуры, направленной к стороне японцев, приходилось сменять каждые 2 - 3 минуты».

В 3 часа 3 (16) декабря 1904 г. японские войска еще раз попытались овладеть контрэскарповой галереей форта № 2 с помощью отравляющих веществ, но комендант форта распорядился открыть тыловое отверстие галереи - образовался сквозняк, очистивший галерею от скопившихся газов. Днем японцы еще раз, по неудачно, попытались использовать отравляющие вещества. Об этом факте было сообщено в штаб крепости Порт-Артур: «Днем неприятель обстреливал артиллерийским огнем участок от лит. Б до укрепления № 3. На форту № 2 японцы опять зажигали войлок в контрэскарповой галерее и выкуривали оттуда защитников этой галереи».

В результате применения отравляющих веществ и из-за разрушения укреплении артиллерийским огнем русские по приказу начальника сухопутной обороны Порт-Артура генерал-майора А. В. Фока 5 (18) декабря 1904 г. оставили форт № 2, взорвав уцелевшие укрепления.

Таким образом, можно считать документально установленным, что в течение 2 (15) и 3 (16) декабря 1904 г. японская армия под Порт-Артуром неоднократно применила боевые отравляющие вещества. Но даже они не смогли сломить русского солдата – и укрепления были оставлены в соответствии с приказом командования.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    22 марта 2018 06:53
    Очень интересный факт
    Русский боец держался в любой ситации
    1. +18
      22 марта 2018 08:40
      Очень интересный факт

      Это да
      Русский боец держался в любой ситуации

      На то он и русский
  2. +20
    22 марта 2018 07:02
    Интересный малоизвестный факт
    Беззащитные защитники галереи форта № 2 столкнулись с новым оружием
    И выстояли.
    Грамотно действовало и командование
    Спасибо!
    1. +18
      22 марта 2018 08:39
      Это точно.
      Вы абсолютно правы
    2. +3
      22 марта 2018 09:07
      Цитата: XII легион
      Беззащитные защитники галереи форта № 2 столкнулись с новым оружием

      Но было ли оно именно "боевым отравляющим веществом"?
      Скорее, это были газы, НЕ вызывающие летального исхода, т.к. никто не погиб и :
      Оставленный ими участок был немедленно занят японцами..

      Если "немедленно", то ОВ явно не было смертельным.

      Согласно Гаагских конвенций 1899, 1907 гг БОВ были запрещены и государства придерживались этих положений даже в ПМВ, даже Германия-до апреля 1915 года.

      А вот слезоточивые нелетальные газы применялись и в 1914 г, тк. они не были запрещены
      1. +18
        22 марта 2018 09:13
        Документ ведь говорит о мышьяковистых соединениях
        Люди теряли сознание
        И в ПМВ также ОВ были различного назначения.
        А раз применялись в боевых целях - а не для того чтобы травить заключенных например
        Значит БОЕВЫЕ
        В любом случае отражение химатаки, как ни крути
        1. +17
          22 марта 2018 09:34
          И в ПМВ также ОВ были различного назначения.

          Да, Вы правы.
          Да и некоторые классификации ОВ основывались на том, какой промежуток времени необходим для того чтобы пораженный обезвредился от ОВ.
          Иприт действовал дольше (в течение 2-3 дней даже в теплую погоду, а когда холодно и сыро - до 7-10 и более дней в зависимости от понижения температуры), другие ОВ - меньше. В зависимости от тактической целесообразности.
          Например, русские артиллеристы в 1916 - 1917 г. получила на вооружение химические снаряды, которые снаряжались смесью хлорпикрина и хлористого сульфурила и колонжитом (смесь фосгена и хлорного олова). Наставление рекомендовало занимать обстрелянные этими снарядами участки не ранее 15 - 20 минут после прекращения огня. То есть практически немедленно.
          1. +17
            22 марта 2018 11:43
            XII легион
            Наставление рекомендовало занимать обстрелянные этими снарядами участки не ранее 15 - 20 минут после прекращения огня. То есть практически немедленно.

            Да, в условиях боя 15-20 минут это и есть фактически "немедленно".
            Если вещество позволяло - район занимался. И без средств химзащиты.
        2. +2
          22 марта 2018 09:52
          Цитата: Чебуратор
          Люди теряли сознание

          Но НЕ умирали.
          Цитата: Чебуратор
          А раз применялись в боевых целях - а не для того чтобы травить заключенных Значит БОЕВЫЕ например

          то есть "Циклон Б" Освенцима ,по Вашей логике-не боевое ОВ?
          Как бы то ни было, началом химвойны в ПМВ считается именно применение имприта в апреле 1915г, хотя НЕсмертельные газы применялись и намного раньше -в 1914 г.
          Цитата: Чебуратор
          В любом случае отражение химатаки, как ни крути

          Это да hi
          1. +17
            22 марта 2018 10:13
            Но НЕ умирали.

            Я ж Вам написал - что ОВ применялись разные и в ПМВ. По классификации ОВ РАЗНЫЕ.
            Чтоб быть БОЕВЫМ ОВ - не обязательно умирать.
            Сильно ядовитые ве¬щества (например, синильная кислота, окись углерода) вызывают неме¬дленную смерть – как говорили в те годы «от удушения». Другие (хлор, фосген, дифосген) - вызывают различные степени поражения органов дыхания вплоть до отека легких. Ряд других боевых газов выводил бойца из строя на определенный промежуток времени: слезоточивые газы (йодистый и бромистый бензил и ксилил, хлорпикрин, бромбензилцианид и др.), иприт, арсины (раздражающие слизистую оболочку носа).
            1. +17
              22 марта 2018 10:15
              Ольгович
              началом химвойны в ПМВ считается именно применение имприта в апреле 1915г

              Началом химвойны в ПМВ - да.
              Но случай применения БОЕВЫХ ОВ - не первый как видим.
              1. +2
                22 марта 2018 12:28
                Цитата: Чебуратор
                Но случай применения БОЕВЫХ ОВ - не первый как видим.

                Один из первых известных-это 3 век до н.э.-при осаде г. Дур персы в тоннелях потравили римлян зажженной серой и битумом-20 трупов нашли археологи с соотв. следами отр-я
                1. 0
                  24 марта 2018 17:42
                  спартанцы во время войны с афинянами (431—404 тт. до н. э.)
            2. +2
              22 марта 2018 12:24
              Цитата: Чебуратор
              Я ж Вам написал - что ОВ применялись разные и в ПМВ. По классификации ОВ РАЗНЫЕ

              Согласно Гаагским Конвенциям запрещены были только ОВ, вызывающие смерть человека.
              Поэтому применение нелетальных газов до апреля 1915 (первый иприт) и не считалось химвойной.
              На это различие я и пытался обратить внимание.
              Вы, безусловно, правы в том, что, согласно определению, боевыми являются, в том числе , и ОВ, временно выводящие противника из строя hi
              1. +16
                22 марта 2018 14:32
                Один из первых известных-это 3 век до н.э.-при осаде г. Дур персы в тоннелях потравили римлян зажженной серой и битумом-20 трупов нашли археологи с соотв. следами отр-я

                Так мы говорим о первом опыте русской армии.
                Поэтому применение нелетальных газов до апреля 1915 (первый иприт) и не считалось химвойной.

                Да Вы что уважаемый Ольгович, Господь с Вами.
                В апреле 1915 г. был применен ХЛОР.
                ПЕРВЫЙ ИПРИТ - 1917 год.
                Ведь масса статей выходила - и на ВО в том числе, это широко известные факты.
                Это раз.
                Согласно Гаагским Конвенциям запрещены были только ОВ, вызывающие смерть человека.

                Немцы потому и применили ГАЗОБАЛЛОННЫЙ способ в 1915 г., т.к. было запрещено применение ОВ в БОЕПРИПАСАХ.
                Ну а потом - рукой махнули.
                А к боевым отравляющим веществам относятся и временно выводящие из строя. Такова классификация.
                1. +2
                  22 марта 2018 16:19
                  Цитата: Чебуратор
                  Так мы говорим о первом опыте русской армии.

                  Если первое применение против Русской армии-то это было во время Севастопольской обороны в 1854г. .
                  Цитата: Чебуратор
                  В апреле 1915 г. был применен ХЛОР.

                  Под г. ИПРОМ применен (как и иприт). Отсюда и опечатка, Господь с Вами.
                  Цитата: Чебуратор
                  Немцы потому и применили ГАЗОБАЛЛОННЫЙ способ в 1915 г., т.к. было запрещено применение ОВ в БОЕПРИПАСАХ.

                  Газ -тоже БОЕПРИПАС. Боевые припасы (боеприпас), компонент вооружения и военной техники, непосредственно предназначенный для поражения живой силы и/или вооружения. А чем он доставлен-снарядом или баллоном-какая разница? Никто объяснения немцев не принял.
                  Цитата: Чебуратор
                  А к боевым отравляющим веществам относятся и временно выводящие из строя. Такова классификация.

                  Я же писал уже два часа назад:
                  Ольгович (Андрей) 4 Сегодня, 12:24 ↑
                  согласно определению, боевыми являются, в том числе , и ОВ, временно выводящие противника из строя
                  1. +16
                    22 марта 2018 16:26
                    Ладно Ольгович
                    Не буду с Вами спорить
                    Пусть будет опечатка насчет хлора и иприта. Также наверное опечатка и насчет года - 1915 и 1917. У всех бывает.
                    Под Севастополем ХОТЕЛИ применить ОВ.
                    Газ -тоже БОЕПРИПАС. Боевые припасы (боеприпас), компонент вооружения и военной техники, непосредственно предназначенный для поражения живой силы и/или вооружения. А чем он доставлен-снарядом или баллоном-какая разница? Никто объяснения немцев не принял.

                    Конечно объяснения не принял и затем развернулась газовая война на полную катушку.. Но т.к. газ из баллонов тогда выпускался впервые, то боеприпасом он на тот момент еще не считался. По крайней мере так немцы пытались обойти конвенцию.
                    Спасибо Вам за общение hi
                    1. +3
                      22 марта 2018 16:47
                      Цитата: Чебуратор
                      Пусть будет опечатка насчет хлора и иприта. Также наверное опечатка и насчет года - 1915 и 1917.

                      Год (1915) мною указан правильно- в связи с общепринятым временем начала химической войны в ПМВ в апреле 1915 г-где опечатка? . И эта атака смертоносным газом произошла под г. ИПР, поэтому и написал автоматически "иприт.
                      Цитата: Чебуратор
                      Но т.к. газ из баллонов тогда выпускался впервые, то боеприпасом он на тот момент еще не считался.

                      Только немцами и не считался, а остальными-очень даже считался.
                      Цитата: Чебуратор
                      Спасибо Вам за общение

                      С уважением hi
                      1. +16
                        22 марта 2018 16:52
                        Понятно drinks
                        С уважением hi
  3. +2
    22 марта 2018 07:55
    ни что не вечно под Луной
  4. +2
    22 марта 2018 08:15
    Нда...
    Век живи - век учись...
    Вообще-то повелось считать, что русско-японская война была последней на которой соблюдались (в целом) законы и обычаи войны. Этакие "джентльменские" (прости господи!) неписаные соглашения. Были, кстати, и вполне писаные. Например обращение с пленными.
  5. +4
    22 марта 2018 08:27
    во время осады Бреды (1624)испанцы зажигали серу и перья и с помощью мехов нагнетали в галереи голландцев.Маршал Тюррен при осаде Турне приказал жечь киноварь и вдувать образовавшиеся пары ртути в галлерии англичан
  6. +20
    22 марта 2018 08:38
    Уже в эпоху древности, в средние века и в новое время присутствовали попытки боевого применения различных веществ (сера, смола, селитра, растительные масла, сырое дерево и просто солома). В 1855 г. британское командование рассматривало проект уничтожения гарнизона Севастополя с помощью сернистого газа. Такие вещества, как хлор и фосген, были известны уже в XVIII в.; дифенилхлорарсин был открыт в 1885 г., а знаменитый иприт (горчичный газ) впервые (в нечистом виде) был получен и описан в 1888 г.
    Но испытал русский солдат впервые химудар в Порт-Артуре.
    Интересная информация.
  7. +6
    22 марта 2018 10:42
    Интересная статья. О применении японцами отправляющих веществ ранее ничего не знал. Автору—моя сердечная благодарность за проделанный труд!
  8. +5
    22 марта 2018 10:58
    Цитата: Ольгович
    Цитата: XII легион
    Беззащитные защитники галереи форта № 2 столкнулись с новым оружием

    Но было ли оно именно "боевым отравляющим веществом"?
    Скорее, это были газы, НЕ вызывающие летального исхода, т.к. никто не погиб и :
    Оставленный ими участок был немедленно занят японцами..

    Если "немедленно", то ОВ явно не было смертельным.

    Согласно Гаагских конвенций 1899, 1907 гг БОВ были запрещены и государства придерживались этих положений даже в ПМВ, даже Германия-до апреля 1915 года.

    А вот слезоточивые нелетальные газы применялись и в 1914 г, тк. они не были запрещены

    А вы попробуйте этой гадостью подышать длительное время без средств защиты.То что японцы сразу заняли эти позиции говорит о том,что у них эти средства имелись.
    1. +2
      22 марта 2018 17:20
      Да не черта у японцев не было от слова совсем ,вот солдат они не берегли абсолютно .
      У них во ВМВ в тропиках сеток москитных не было , обмундирования тропического не было , что там про 1905 год говорить.
    2. 0
      24 марта 2018 17:44
      Причины, по которым японцам не удалось добиться существенных результатов при использовании удушающих газов, — малая эффективность отравляющих веществ и отсутствия средств защиты. Применяя газы, они также несли потери от отравлений. Застаивающиеся в бетонных сооружениях фортов и в подземных галереях отравляющие вещества мешали вести боевые действия как японцам, так и русским солдатам.
  9. +17
    22 марта 2018 11:37
    Поразительно.
    Интересный эпизод РЯВ.
    Благодарность, отлично good
  10. +3
    22 марта 2018 12:28
    Автору плюс! Мы им миномёты, а они нам ОВ. По японо-азиатски очень!
  11. +2
    22 марта 2018 14:41
    Спасибо автору за статью, вводящую новые интересные факты.
    Оно так как бы и положено
    hi
  12. +1
    22 марта 2018 17:39
    Вообще-то впервые химоружие против русских было применинино еще раньше: в 1854 во время Крымской войны. Английские выпустили несколько бомб снабженные отраляющим веществом.
    Об этом можно прочесть у Широкорада:" Чудо оружие Русский Империи".
    1. +16
      22 марта 2018 17:54
      Вообще-то уважаемый Монархист
      Есть базовый труд по химоружию
      Вот такой

      И там сказано. С. 14.
      Первая попытка боевого применения химических средств буржуазными армиями в ближайшую к нам эпоху относится к 1855 г. Английский инженер Д'Эндональд, изучивший выплавку серы, предложил англо-французскому командованию взять Севастополь посредством отравления гарнизона сернистым газом. 7 августа 1855 г. проект этот был одобрен английским правительством, но взятие войсками союзников штурмом Малахова кургана и падение Севастополя оставили этот проект без осуществления.

      Так что вот это -
      впервые химоружие против русских было применинино еще раньше: в 1854 во время Крымской войны. Английские выпустили несколько бомб снабженные отраляющим веществом.
      - НЕПРАВДА
      1. +3
        22 марта 2018 18:05
        Да, автору статьи удалось установить первый случай действия русских войск в химусловиях.
        Супер, интересно, спасибо
  13. 0
    24 марта 2018 08:47
    Немцы во время ВМВ тоже собирались использовать ХО. Но наши партизаны сумели выкрасть химический боеприпас. Было заявлено, что тогда и мы применим ХО при бомбардировке немецких городов. Гитлер тут же одумался.
    1. 0
      24 марта 2018 17:48
      Против аджимушкайцев – особый случай во Второй Мировой 1942г.(Крым) – немцы применяли отравляющие газы.