Новые подлодки для российского флота: на стапелях и в планах

64
В текущих и будущих государственных программах вооружения особое внимание уделяется развитию подводных сил военно-морского флота. ВМФ нуждается в подводных лодках разных классов, способных решать те или иные боевые задачи тактического или стратегического уровня. Часть актуальных планов в деле строительства новых субмарин уже реализована, а прочие предстоит выполнить в самое ближайшее время. Рассмотрим текущую ситуацию со строительством новейших подводных кораблей и планы военного ведомства на обозримое будущее.

Одна из главных задач судостроительной промышленность на данный момент – строительство ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, несущих межконтинентальные баллистические ракеты. К настоящему времени флот успел получить три новых корабля, построенных по проекту 955 «Борей». Еще одна лодка, являющаяся головной в проекте 955А, достроена и проходит испытания. Прочие заказы пока находятся на разных стадиях строительства.





В 2014, 2015 и 2016 годах на Северном машиностроительном предприятии (г. Северодвинск) были заложены четыре новые подводные лодки типа «Борей-А». Корабли с именами «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский» на данный момент находятся на разных стадиях строительства, и на завершение необходимых работ уйдет немало времени. Тем не менее, запланированные сроки сдачи этих кораблей уже не за горами.

Согласно опубликованным данным, АПЛ «Князь Олег» войдет в строй в конце 2019 года. Примерно через год после этого флот получит «Генералиссимуса Суворова» и «Императора Александра III». Последняя из строящихся на данный момент субмарин начнет службу до конца 2021 года. Сдача крейсера «Князь Пожарский» завершит длительный, сложный и дорогой процесс строительства восьми «Бореев» и «Бореев-А», предусматриваемый текущими Госпрограммами вооружений на 2011-2020 и 2018-2025 годы.

Вторая важнейшая программа в области подводного флота – строительство АПЛ проекта 885 «Ясень». Головной корабль этого типа уже несколько лет служит в составе Северного флота. АПЛ К-560 «Казань», построенная по обновленному проекту 885М, должна в ближайшее время поступить на службу. Планы министерства обороны предусматривают строительство еще пяти субмарин нового проекта «Ясень-М», причем все они уже заложены и сейчас находятся на разных стадиях строительства.

В 2013-2017 годах предприятие «Севмаш» ежегодно закладывало по одному новому «Ясеню». На стапелях последовательно появились АПЛ «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск», «Пермь» и «Ульяновск». Часть работ по всем этим заказам уже была завершена, но судостроители еще не готовы передавать технику военным. Согласно опубликованным данным, в 2018-19 годах должен состояться спуск на воду АПЛ «Новосибирск». Соответственно, в 2019-20 годах лодку введут в боевой состав военно-морского флота. Сдача «Красноярска», «Архангельска» и «Перми» запланирована на 2020 год. Последняя субмарина серии, «Ульяновск», начнет службу позже, в 2022-23 годах.

С 2014 года «Севмаш» реализует один из самых загадочных и потому интересных проектов. В одном из его цехов была заложена новейшая подлодка проекта 09851, разработанного, по известным данным, в ЦКБ МТ «Рубин». О проекте известно крайне мало, но некоторые сведения о нем все же оглашались. В связи с этим предназначение новой лодки с именем «Хабаровск» неизвестно, но есть информация о примерных сроках ее выхода в море. Еще в 2015 году было объявлено, что головная АПЛ проекта 09851, относящаяся к условному пятому поколению, будет построена и испытана к 2020 году. Остается ли эта информация актуальной – неизвестно.



Важной составляющей подводных сил являются субмарины с дизель-электрическими и неатомными энергетическими установками. Такие корабли тоже строятся в настоящее время, и в обозримом будущем поступят на службу. Сейчас реализуются два проекта строительства дизель-электрических подводных лодок, необходимые для перевооружения нескольких флотов.

Буквально пару лет назад Черноморский флот получил шесть новых ДЭПЛ проекта 636.3 «Варшавянка», и вскоре было принято решение о продолжении их строительства. Теперь новые корабли планировалось передавать Тихоокеанскому флоту. Как и в случае с предыдущим заказом, военное ведомство решило построить шесть подлодок. Выполнение нового заказа началось не так давно, но результаты этих работ вряд ли заставят себя долго ждать.

В июле 2017 года судостроительный завод «Адмиралтейские верфи» (г. Санкт-Петербург) заложил первые две субмарины новой серии. Они получили имена «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов». Производство «Варшавянок» уже давно налажено, что позволит выполнить новые заказы в самое ближайшее время. Спуск на воду, испытания и сдача подлодок заказчику состоятся в 2019-20 годах. К этому времени на стапелях будут находиться новые ДЭПЛ проекта 636.3, так же предназначенные для Тихоокеанского флота.

Следует напомнить, что две серии подлодок «Варшавянка» обязаны своим появлением известным неудачам проекта 677 «Лада». Головная ДЭПЛ этого типа, «Санкт-Петербург», имела серьезные недостатки, из-за чего флот инициировал приостановку серийного строительства таких кораблей. После решения имевшихся проблем промышленность получила новые заказы. Было продолжено ранее замороженное строительство первой серийной субмарины, а еще один корабль перезаложили.

С 2005 года «Адмиралтейские верфи» строят лодки «Кронштадт» и «Великие Луки». Сборка конструкций этих кораблей продолжалась до 2009 года, когда была приостановлена из-за проблем «Санкт-Петербурга» и всего проекта в целом. В 2013-м завод продолжил строительство «Кронштадта». Примерно через два года состоялась перезакладка следующей подлодки. Таким образом, на данный момент две новые «Лады» находятся на разных стадиях строительства и пока не готовы к началу службы. Впрочем, по некоторым данным, ДЭПЛ «Кронштадт» будет спущена на воду уже в 2018 году. Не позднее 2020-го она начнут службу в составе Северного флота. Чуть позже заказчику передадут и «Великие Луки».



Следует отметить, что далеко не все подводные лодки, уже ставшие предметом заказа, были заложены к настоящему времени. Строительство нескольких новых кораблей, заказанных военно-морским флотом, начнутся только в обозримом будущем. Учитывая средние сроки строительства такой техники, можно представить, в какой период имеющиеся заказы будут выполнены в полной мере.

Прошлым летом стало известно, что судостроительный завод «Адмиралтейские верфи» не планирует закладывать новые подлодки в 2018 году. Строительство новых кораблей начнется годом позже. В 2019 году завод заложит подлодки «Магадан» и «Уфа». Чуть позже запустят строительство «Можайска» и шестой субмарины, пока не получившей имени. Предполагается, что третья и четвертая «Варшавянки» для Тихоокеанского флота будут спущены на воду в 2020-21 годах и вскоре начнут службу. Пятый и шестой корабли передадут заказчику только в 2022 году.

Так же летом прошлого года флот огласил свои планы в отношении проекта 677 «Лада». Утверждалось, что в течении нескольких следующих лет должен появиться контракт на две новые ДЭПЛ этого типа. Такое соглашение пока не готово, и потому строительство еще не начиналось. С учетом требуемых затрат времени можно считать, что четвертая и пятая «Лады» вступят в строй только в середине двадцатых годов.

Тем временем составляются планы по дальнейшей модернизации существующих проектов с последующим строительством новых подводных лодок. К примеру, уже известно о разработке обновленного проекта «Борей». Согласно последним сообщениям, в новую Госпрограмму вооружений, рассчитанную на 2018-25 годы, включена опытно-конструкторская работа с шифром «Борей-Б». Суть этого проекта заключается в обновлении существующих ракетоносцев типа «Борей» с повышением основных технических и боевых характеристик.

По данным средств массовой информации, в проекте «Борей-Б» будут использоваться корпус и ряд других агрегатов существующих подлодок, которые оснастят новыми устройствами. В частности, для нового снижения заметности предлагается создать улучшенный водометный движитель.



Осенью прошлого года командование ВМФ указывало, что точные сроки строительства лодок «Борей-Б» будут определены только после окончания проектных работ. При этом активные работы по проекту предполагалось начать в 2018 году. Впрочем, уже существуют оценки и примерные сроки. Предполагается, что первый стратегический ракетоносец будет заложен в начале следующего десятилетия и поступит на службу в 2026 году. В 2023 году может начаться строительство первой серийной субмарины. Всего же будет построено четыре или пять кораблей.

Будущее проекта 885 «Ясень» пока связано только с имеющимися заказами. До начала следующего десятилетия флот получит пять новых кораблей, которые пока находятся на стапелях. Возможность продолжения строительства «Ясеней» неоднократно упоминалась в прошлом, но, похоже, такое решение не будет принято. Одной из причин этого может стать появление совершенно нового проекта подлодки схожего назначения.

Следующим шагом в области атомного подводного флота станет проект многоцелевой подлодки пятого поколения, известный под названием «Хаски». Разработка этого проекта ведется в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения «Малахит». На данный момент перспективный проект остается на стадии предварительной проработки, но уже в ближайшее время должно завершиться формирование облика будущей подлодки. Уже было объявлено о намерении использовать принципиально новые подходы, позволяющие получить требуемые характеристики и возможности при значительной экономии.

Как сообщалось, на базе общих агрегатов будет создано сразу два варианта АПЛ «Хаски». Один из них будет представлять собой многоцелевую подлодку с торпедным и ракетным вооружением. Для атаки различных целей предполагается использовать управляемые ракеты существующих типов. Второй проект «Хаски» предусматривает применение перспективных гиперзвуковых противокорабельных ракет «Циркон». Также упоминалось, что на базе наработок по теме «Хаски» и с использованием агрегатов такой лодки может быть создан стратегический подводный ракетоносец.

На протяжении нескольких последних лет обсуждался проект перспективной неатомной подлодки, оснащенной принципиально новой для нашего флота воздухонезависимой энергоустановкой. Такой вариант субмарин разрабатывался в проекте под названием «Калина». Согласно сообщениям официальных лиц, подлодки типа «Калина» должны были заменить в производстве не самые удачные «Лады». При этом ожидалось получение ряда характерных возможностей, прямо связанных с новой аппаратурой.



В прошлом упоминалось, что первая «Калина» может быть заложена уже в 2018 году. С учетом времени, потребного на строительство и испытания, головная неатомная подлодка могла войти в состав флота не ранее 2020 года. Впрочем, указывались и иные сроки завершения тех или иных работ. В частности, пригодная к практическому применению воздухонезависимая энергоустановка могла быть создана только в начале двадцатых годов, что соответствующим образом повлияет на сроки строительства подлодок.

Нетрудно подсчитать, как сейчас выглядит программа строительства новых подводных лодок для военно-морского флота России. На разных стадиях строительства на данный момент находятся 14 субмарин четырех типов. Это четыре ракетных подводных крейсера стратегического назначения и пять многоцелевых АПЛ, одна специальная подлодка неизвестного назначения, а также по две дизель-электрические лодки двух проектов.

В планах строительство, как минимум, 10-11 кораблей. Среди них будет четыре или пять кораблей с баллистическими ракетами, а также шесть дизельных подлодок: четыре одного проекта и две другого. Новые многоцелевые АПЛ пока не планируются к строительству. По всей видимости, подобные планы будут составлены только после завершения текущей стадии проекта «Хаски». Пока остается только гадать, сколько подобных субмарин закажет флот.

Следует напомнить, что отечественная промышленность занимается не только строительством новых подводных лодок. Параллельно со строительством техники современных проектов осуществляется ремонт и модернизация более старых субмарин. Таким образом, в ожидании современных и перспективных подлодок ВМФ получает возможность продолжать эксплуатацию имеющейся техники, в том числе получающей новое оснащение и вооружение. Своевременная модернизация не приводит к быстрому и полному обновлению флота, но дает известные преимущества, обеспечивая сохранение требуемой боеспособности.

В скором будущем российская оборонная промышленность завершит исполнение текущей Государственной программы вооружения, запущенной в 2011 году. При этом прямо сейчас начинается реализация новой аналогичной программы, которая будет действовать до 2025 года. Обе крупнейшие Госпрограммы уделяли большое внимание развитию подводного флота, разработке и строительству новых субмарин, а также модернизации имеющихся. С завидной регулярностью – хотя, по понятным причинам, и не каждый день – поступают новые сообщения о ходе строительства и модернизации подлодок. Первые результаты этих работ уже успели повлиять на обороноспособность страны, и в самом ближайшем будущем нас ждут новые события подобного рода.

По материалам сайтов:
https://function.mil.ru/
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://rg.ru/
http://flot.com/
http://vpk-news.ru/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

64 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    21 марта 2018 06:01
    Главное что бы планы а так же возможности и конечный итог были реальными .
  2. +2
    21 марта 2018 06:09
    такие статьи надо выпускать вместе с циклом, про что на флоте все ужасно и завтра настанет полный ппц (не помню как называется). для сравнения.
    1. +28
      21 марта 2018 07:03
      Как я понял, речь про цикл Военный флот России. Грустный взгляд в будущее Андрея из Челябинска.

      Собственно, ничто Вам не мешает открыть в соседнем окне первые статьи его цикла и сравнить с тем, что написано здесь.

      На мой скромный взгляд разница, прежде всего, в том, что Андрею интересна эта тема, в отличие от г-на Рябова. Соответственно, он более или менее удачно пытается приложить к ней немного мозгов, а не просто дать обзор сообщений ТАСС.
      1. +1
        21 марта 2018 09:23
        В любом случае разработка подлодок продолжается и будет продолжаться т.к это наша стратегическая задача ...
    2. +10
      21 марта 2018 13:12
      Цитата: К0щей
      такие статьи надо выпускать вместе с циклом, про что на флоте все ужасно и завтра настанет полный ппц (не помню как называется). для сравнения.

      А у нас с флотом все радужно и безоблачно? Планы,оно конечно хорошо,но планами обороноспособность страны не поднимешь.
      И тут очень важен один момент именно в подводной составляющей наших флотов-катастрофический перекос количества РПКСН к многоцелевикам. Модернизация ЩУК-Б только началась. Ясени строим медленно. Хаски появится не ранее 22-25 годов. И в этой связи,считаю,что постройка новых и модернизация имеющихся многоцелевых АПЛ куда важнее ,чем даже постройка Бореев.
      1. +4
        21 марта 2018 22:03
        Цитата: НЕКСУС
        И в этой связи,считаю,что постройка новых и модернизация имеющихся многоцелевых АПЛ куда важнее ,чем даже постройка Бореев.

        Андрей, ты неправ! Стратег, он оттого СТРАТЕГ, что может решать стратегические задачи, к примеру, развалить пол-Америки! Поэтому, в первую очередь нужно создавать стратегическое звено нашей национальной триады. Будут кости -- мясо (многоцелевые ПЛА) наростим...
        ( Ну а девушки? А девушки -- потом!)
        1. +5
          22 марта 2018 01:06
          Цитата: Удав КАА
          Андрей, ты неправ!

          Нет,друже,я считаю,что прав. Стратег один становится не только хищником,но и дичью для многоцелевиков противника. Посему ему нужна защита,прикрытие,чтоб он выполнил основную свою задачу,для чего и создавался-нанести ядерный удар всем арсеналом по супостату,в случае ,удара по нам. И при прикрытии стратега многоцелевиком,шансов у него выполнить эту задачу на порядок больше.
          И тут костями и мясом аналогию не проведешь...до точки пуска или до района дежурства стратегу еще дойти надо. Хотя ты можешь возразить-мол РПКСН может и от стенки ударить всем своим арсеналом...да только есть большая разница-бить со ста шагов или приставив супостату пистолет к виску.
          А посему,резюмируя, отвечу,что многоцелевики нам нужны в паритете количественном с РПКСН,а лучше численно вдвое превосходящем.
          1. +4
            22 марта 2018 11:15
            Цитата: НЕКСУС
            Стратег один становится не только хищником,но и дичью для многоцелевиков противника.

            1. Андрей, не нужно читать мне лекции, не в АГШ, однако.
            2. У тебя устаревшие представления о "служебной" деятельности стратегов.
            3. Понятие ЗРБД (не запасной, а "защищенный") исключает проникновение туда "охотников", как ты называешь ударные ПЛА Штатов.
            4. От практики "погремушка на хвосте" мы отказались еще в 80-е, когда амы по этому признаку (мноцелевая в "вероятном" районе патрулирования рпкСН) упорно искали и находили-таки нашего стратега.
            5. Борики уже могут одиночно, скрытно уходить и возвращаться из автономки, не напрягая силы общего назначения.
            В одном ты безусловно прав: мноцелевые ПЛА нам нужны для решения задач воспрещения морских перевозок, охоты (твое любимое выражение!) за НК и ПЛ супостата, ну и нанесения РУ по прибрежным целям...А как же без этого!?
            С уважением, hi
            1. +5
              22 марта 2018 11:31
              Цитата: Удав КАА
              4. От практики "погремушка на хвосте" мы отказались еще в 80-е, когда амы по этому признаку (мноцелевая в "вероятном" районе патрулирования рпкСН) упорно искали и находили-таки нашего стратега.

              Саша,так и Ясень на данный момент нифига не "погремушка" и в малошумности спокойно может пободаться с тем же Борькой.
              По пятому пункту я с тобой согласен.Но ,в случае ядерного конфликта,стратегу нужно выпустить весь свой арсенал ,а в условиях,когда ему придется отбиваться от Охотников супостата,это будет сделать куда тяжелее.
              С уважением. hi
      2. +2
        22 марта 2018 00:54
        Здесь вопрос , очевидно , в производственных мощностях и финансовых возможностях(и наличии подготовленных кадров) . И если выбирать по приоритетности - что иметь в первую очередь , ударные возможности по территории США или многоцелевые силы для решения более локальных задач , то конечно выбор пал на БРПЛ и их носители . На модернизацию Щук-Б пока возможностей не хватило , что очень жаль . Ясень и Казань , как многоцелевые флот не очень устраивают - дороги и не выйдет получить много и быстро . Был разговор о реанимации Лир или их аналогов , и здесь новые технологии да будут в помощь - энергоустановка Статуса-6 тому свидетель .
        Мы в Донецке тоже болеем за успехи в военном судостроении .
        1. +5
          22 марта 2018 01:16
          Цитата: bayard
          И если выбирать по приоритетности - что иметь в первую очередь , ударные возможности по территории США или многоцелевые силы для решения более локальных задач , то конечно выбор пал на БРПЛ и их носители

          Нет уважаемый. Задайтесь вопросом,зачем вообще нужны многоцелевые АПЛ. Их первая и самая важная функция прикрытие РПКСН от Охотников супостата. У стратега одна задача,-в день Ч выполнить одну единственную функцию,а именно ударить всем своим арсеналом по территории противника. При этом,бодаться с другими АПЛ противника стратегу и чревато и бессмысленно,тк не для этих действий он создавался. Стратег безусловно может поучаствовать в дуэли с АПЛ противника,и арсенал у него для этого есть,но надо понимать,что его главная задача-ядерный удар по противнику основным своим калибром.
          А чтоб он выполнил эту основную задачу,при том,что ему придется отбиваться от многоцелевиков противника ,ему придется в одиночку изрядно постараться и не факт,что его не утопят со всем его ядерным арсеналом,который он тупо не успеет отстрелять. Вот для этого и нужны многоцелевики-прикрывать наших стратегов и уничтожать вражеских.Именно под это многоцелевые АПЛ и заточены причем гораздо острее чем стратеги.
          1. +2
            22 марта 2018 11:39
            Цитата: НЕКСУС
            Задайтесь вопросом,зачем вообще нужны многоцелевые АПЛ. Их первая и самая важная функция прикрытие РПКСН от Охотников супостата.
            Андрей, не упорствуй в своих заблуждениях! Это -- одна из задач ПЛА. И по Боевому уставу ВМФ и по ТР ПЛ... Главная -- уничтожение ракетных ПЛ (ПЛАРБ) противника...
            Цитата: НЕКСУС
            У стратега одна задача,-в день Ч выполнить одну единственную функцию,а именно ударить всем своим арсеналом по территории противника.
            Андрей, в пылу дискуссии ты допускаешь определенные неточности. Как то: не день "Ч", а день "Д"... Причем в боевом приказе точно указыается способ нанесения РУ ...и не по "территории" а по назначенным целям. Цели могут быть разными, в том числе и площадные...Но повышение точности (КВО) наших БРПЛ позволяет решать задачи и по точечным целям...
            Это не "критика снизу", а скромное уточнение твоего поста. bully
            1. +4
              22 марта 2018 11:55
              Цитата: Удав КАА
              Это -- одна из задач ПЛА. И по Боевому уставу ВМФ и по ТР ПЛ... Главная -- уничтожение ракетных ПЛ (ПЛАРБ) противника...

              А я разве говорю,что у МНОГОЦЕЛЕВОЙ ПЛ других задач нет? А если еще вспомнить,что Ясень идет на смену Антеям,Щукам,Баракудам,то круг задач у него куда шире,чем у той же Щеки,хоть и оба многоцелевики.
              Цитата: Удав КАА
              Это не "критика снизу", а скромное уточнение твоего поста.

              Да я вчера просто слегка на эмоциях был,отсюда и неточности. Но при этом суть верная.
  3. +15
    21 марта 2018 06:42
    Не, ребятки, если мы хотим тягаться хоть сколь ни будь на равных с американским флотом, то надо делать сколь ни будь сопоставимую с американской экономику... А не пытаться вундерваффе исправить комплекс сырьевого придатка мира.
    1. +6
      21 марта 2018 09:02
      Цитата: tchoni
      на равных с американским флотом,

      У американского флота совершенно иные задачи, а именно,по всему миру проводить "демократизацию", а у российского -оборонять Российскую Федерацию и противостоять американскому флоту.

      Почему-то США не стесняются быть "сырьевым придатком", стремясь перехватить у России газовую торговлю.
      1. +5
        21 марта 2018 12:49
        Я тоже думаю что совершенно не нужно соревноваться с США. Скорее нужно эффективность повышать использования сил ВМФ.
        Задачи у нас разные и мы можем их решать значительно меньшими силами.
        ввязываться в очередную гонку вооружений, это сделать подарок "партнерам".
        Оно нам надо?
        Нужно спокойно выполнять намеченные программы и создавать новое оружие, более эффективное, чем у вероятного противника.
    2. +5
      21 марта 2018 09:05
      во первых не надо тягаться с США , можно пупок надорвать, достаточно иметь развитые СЯС, для удара возмездия в тч АПЛ, во вторых Россия слава Богу не сырьевой придаток....Нефтегазовые доходы это только половина бюджета, значительную долю ВВП дают высокотехнологичные и уникальные техногиии РФ, Атомная промышленность, энергетика, турбины, металлургия, химическая промышленность,самолеты, космос, машиностроение, и ВПК
      1. +5
        21 марта 2018 09:29
        Цитата: владимир1155
        Нефтегазовые доходы это только половина бюджета, значительную долю ВВП дают высокотехнологичные и уникальные техногиии РФ

        Вы не мешайте в одно бюджет и ВВП - это четыре разных человека:))) А так-то да, в структуре ВВП у нас занимают:
        Обрабатывающая промышленность – 15,6 %.
        Аренда, услуги государственного управления и обеспечение военной безопасности – 12,3 %. Добыча полезных ископаемых – 10,1 %.
        Транспортные услуги и связь – 8,7 %.
        Социальное страхование – 6,6 %.
        Строительные услуги – 6,5 %.
        Финансовая деятельность – 5,4 %.
        Здравоохранение и другие социальные услуги – 4,2 %.
        Сельское и лесное хозяйство, охота – 4,0 %.
        Производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 3,4 %.
        Образование – 3 %.
        Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги – 1,8 %. Г
        остиничный и ресторанный бизнес – 1,0 %.
        Рыболовство – 0,2 %.
        И вот где-то в тех самых 15,6% обрабатывающей промышленности сидит немножко высокотехнологичных и уникальных технологий
        1. 0
          21 марта 2018 22:50
          Вы опять пропустили лидирующую отрасль нашей экономики, торговлю. :)
          Там 17% кажется.
          1. 0
            22 марта 2018 11:13
            Цитата: Saxahorse
            Вы опять пропустили лидирующую отрасль нашей экономики, торговлю. :)

            Агась, грешен, копировал впопыхах:)
        2. +3
          22 марта 2018 01:14
          Ну тут уж не айфоном единым . Нефте и газодобыча это тоже высокие технологии , а так же их транспорт и переработка . К тому же российский ВВП , как мне кажется , учтён далеко не весь , а так же сфера услуг в нём учтена совсем не так , как у "партнёров" . А если учесть ту часть экономики которая в тени , но создаёт реальный продукт , обеспечивает рабочие места и стимулирует дополнительное потребление(а значит и производство потребительских товаров , услуг и товаров по производственной кооперации) , то реальный ВВП может оказаться раза в 1,5 выше .
          Через 2 - 3 года вступят в строй и заработают такие гиганты , как Суперверфь на Большом Камне , Ямальский завод СПГ(на полную мощность) , Сила Сибири , Турецкий поток и Северный Поток-2 ... а так же 2000 новых предприятий , строительство которых запланировано на грядущие 5 лет ... Вот тогда ВВП будет слвсем в другом свете .
          1. +1
            22 марта 2018 11:17
            Цитата: bayard
            Нефте и газодобыча это тоже высокие технологии

            А уж какая высокая технология выращивания отечественного картофеля и морквы - другим странам такие высоты и не снились laughing
            Цитата: bayard
            К тому же российский ВВП , как мне кажется , учтён далеко не весь , а так же сфера услуг в нём учтена совсем не так , как у "партнёров"

            Простите, но когда что-то кажется, есть смысл креститься мелким крестиком, говорят, помогает. В качестве альтернативы можно предложить аргументацию, что именно посчитано не так. А ВВП учтен весь, только торговлю. я не скопипастил,
            Цитата: bayard
            Через 2 - 3 года вступят в строй и заработают такие гиганты , как Суперверфь на Большом Камне , Ямальский завод СПГ(на полную мощность) , Сила Сибири , Турецкий поток и Северный Поток-2 ... а так же 2000 новых предприятий , строительство которых запланировано на грядущие 5 лет ...

            У нас планируют много...
    3. 0
      6 апреля 2018 10:31
      Вот именно что кроме строительства обычных кораблей и подводных лодок надо пытаться создавать принципиально новые типы высокоэффективных кораблей и лодок. Например возможно создание подводных лодок с прочным корпусом навитым из стеклопластика или углепластика (с новейшим связующим веществом). И причем легкий корпус тоже из высокопрочного пластика - а ведь легкие корпуса для глубоководных аппаратов за рубежом давным давно делают из стеклопластика. Так вот - такая подводная лодка будет практически не иметь металлических частей - за исключением может быть некоторых деталей двигателей. А все остальное в подводной лодке - должна быть одна сплошная пластмасса! Это сразу дало бы огромное преимущество российскому флоту - ведь пластмассовая ПЛ вообще не создает магнитного поля! А кроме того - за счет применения разных материалов: например стали, бронзы, и цинка в качестве протекторов - у подводной лодки создается собственное хотя и небольшое электрическое поле, по которому могут срабатывать электрические взрыватели противолодочных мин. А подводная лодка целиком из пластика обладает огромным преимуществами: во первых пластмассы абсолютно радиопрозрачны, то есть даже всплыв на поверхность моря их будет невозможно обнаружить радиолокатором надводных кораблей и самолетов. Во вторых плотность стеклопластиков и углепластиков примерно равна плотности воды 1,5 кг/литр, тогда как у стали 7,8 кг/на литр. А из-за этого гидроакустические волны будут больше поглощаться толстой углепластиковой обшивкой корпуса, чем отражаться от нее, в отличие от подводной лодки со стальным корпусом, так как плотность стали 7,8 кг/литр.
      Но кроме этого, за счет применения для ПРОЧНОГО корпуса ПЛ во много раз более легкого и более прочного материала как углепластик - можно будет многократно увеличить глубину погружения - вместо примерно 500 метров у современных стальных ПЛ, у ПЛ с углепластиковым корпусом легко можно будет достичь глубины погружения порядка 2 километров! А чтобы вы знали: у американцев вообще нет глубоководных торпед и глубинных бомб - у них предел глубины 914 метров! То есть глубоководные российские ПЛ могут стать вообще НЕУЯЗВИМЫМИ!
      Мало того: в океане существует так называемый ЗВУКОРАССЕИВАЮЩИЙ слой - это просто скопление разных микроорганизмов типа мельчайших рачков, и одноклеточных. И вот этот слой располагается до глубины 600 метров. И если создать подводную лодку постоянно плавающую на глубине гораздо больше 600 метров - то ее вообще невозможно будет обнаруживать гидролокаторами вражески кораблей.
      А вдобавок к этому если подводная лодка лежит на морском дне, или идет на расстоянии двух-трех метров от дна - то ее невозможно обнаружить гидролокатором. Дело в том, что подводная лодка небольшой глубине порядка ста метров подобна иголке подвешенной под потолком комнаты на расстоянии 3-4 сантиметров от потолка. И если ее облучать гидролокатором - то звуковые волны хорошо отражаются от нее и противник запросто обнаруживает ее. В противоположность этому - если ПЛ лежит на дне или идет над самым дном - то лучи гидролокатора рассеиваются от морского дна, и почти не могут обнаружить ПЛ. Доказательством этому служит гибель аргентинской подводной лодки в прошлом году. Ее до сих пор так и не смогли найти - а потому, что она лежит на дне, и лучи гидролокаторов отражаются от морского дна, рассеиваясь при этом. Мало кто из знатоков знает, что во время второй мировой войны большинство немецких подводных лодок было потоплено когда они находились В НАДВОДНОМ положении, или успели уйти только на малую глубину 10-20 метров, а вот если лодка успевала уйти на глубину свыше 100 метров - то потопить ее было почти невозможно. А если современные российские ПЛ смогли бы погружаться на глубину 1000-2000 метров - то достать их станет вообще невозможно! Дело в том, что глубинные бомбы в отличие от авиационных имеют довольно небольшую скорость погружения -порядка 10 метров в секунду. И если вы поделите 1000 метров глубины на 10 метров в секунду, получится что глубинная бомба достигнет ПЛ аж через 100 секунд! А за это время ПЛ уйдет очень далеко от точки прицеливания в нее.
      Поэтому надо пытаться создавать российские подводные лодки НОВЕЙШЕЙ КОНСТРУКЦИИ!!
  4. +2
    21 марта 2018 08:57
    Цитата: tchoni
    Не, ребятки, если мы хотим тягаться хоть сколь ни будь на равных с американским флотом, то надо делать сколь ни будь сопоставимую с американской экономику... А не пытаться вундерваффе исправить комплекс сырьевого придатка мира.

    ВПК это и есть один из основных элементов высокотехнологичной экономики.
    Работать надо головой и руками а не тягаться.
    Тогда и успех будет.
  5. 0
    21 марта 2018 09:01
    верное решение развивать в первую очередь подводный флот, хорошая статья улучшающая настроение, так держать, надеемся, что планы строительсва ПЛ будут осуществлены и продолжатся и дальше
    1. +14
      21 марта 2018 09:25
      Цитата: владимир1155
      хорошая статья улучшающая настроение, так держать

      Ну, если Вам плевать на многочисленные ляпы (такие например, как ввод в строй пяти Ясеней не считая Северодвинска до 2020 г) как и на то, что что из имеющихся в составе флота 26 нестратегических атомарин (без учета «Северодвинска») к 2025 году останется хорошо если 13 лодок, а к 2030 г останется 11, при том что серия«Северодвинск», ограничена 7 лодками, и до 2025-2030 гг кроме них, никаких новых атомарин не будет - то да.
      Так держать.
      1. +4
        21 марта 2018 10:42
        Андрей, Вы развеяли радужные замки Владимира и ещё некоторых "урякалов"
        1. +1
          22 марта 2018 01:22
          Урякальство - удел молодых и горячих , но в строительстве АПЛ и ДПЛ всё же больше позитива , чем в строительстве надводных кораблей ... даже 2-го ранга .
      2. +1
        21 марта 2018 20:12
        Цитата: Андрей из Челябинска
        и до 2025-2030 гг кроме них, никаких новых атомарин не будет - то да.

        Как то Вы уж далеко заглянули, на целых 12 лет.
        1. +2
          22 марта 2018 11:18
          Цитата: saturn.mmm
          Как то Вы уж далеко заглянули, на целых 12 лет.

          ПОтому что новых Ясеней никто закладывать не собирается, а Хаски даже в проекте нету. Теперь гляньте сроки строительства Ясеней и все Вам станет ясно
      3. 0
        22 марта 2018 08:03
        ваш грустный взгляд должен подвигнуть всех на решение этой проблемы, все таки новые лодки строятся, старые ремонтируются, конечно нужно делать их больше и быстрее, для этого нужно свернуть всю програму НК кроме тральщиков и ВТГ, а все деньги отдавать на ремонт и строительство ПЛ
  6. +2
    21 марта 2018 09:21
    Ну при наших успехах при освоении мирного атома, нужно ожидать появления маленьких подлодок с ядерным реактором, что явно лучше, чем всякие воздух-независимые установки...
    1. +2
      21 марта 2018 10:03
      Особенно эта тема становится интересной на фоне того что с вохдухонезависимыми установками пока успехов на видно,а вот маленький реактор смогли засунуть в крылатую ракету.
      1. +1
        22 марта 2018 01:25
        Уже был аинфа о возобновлении темы "Лира" с жидкометаллическим первым контуром - спасибо Статусу-6 и его энергоустановке .
        1. 0
          22 марта 2018 08:05
          а вы ртутью дышали? какие жидкометаллические контуры, ...не надо нам такого "счастья"
          1. +1
            28 марта 2018 09:33
            А при чем здесь ртуть ?! Она никогда не фигурировала в рабочих схемах жидкометаллический реакоторов.
            1. 0
              28 марта 2018 10:05
              все подвалы ЦКТИ ртутью отравили еще до войны, а какие альтернативы ртути яаляются жидкими металлами по вашему
              1. +2
                28 марта 2018 10:37
                Реактор Лиры был на сплаве свинца с висмутом.
                1. 0
                  28 марта 2018 18:57
                  проблема Лиры, непрерывно горячий реактор, от этой технологии отказались,
                  1. +1
                    28 марта 2018 20:55
                    Прогресс не стоит на месте. Не отказались,а отложили на время и продолжили работу над его совершенствованием. Успешно.
                    1. 0
                      6 апреля 2018 09:54
                      Вот именно, что надо продолжать совершенствовать непрерывно "горячий" реактор. По моему мнению это довольно легко осуществить, помня что атомный реактор - это весьма тяжелый объект и от этого время его остывания довольно большое. Особенно если применить очень хорошую теплоизоляцию. Дело в том, что теплопроводность таких теплоизолирующих материалов например как асбест примерно В ТЫСЯЧУ раз хуже, чем у теплопроводных материалов типа алюминия, или стали. То есть на каждый сантиметр толщины теплоизоляции стенки реактора из металла чтобы уменьшить тепловой поток до равной величины с асбестом или стекловатой должны иметь толщину 10 МЕТРОВ! А это значит, что ядерный реактор очень легко выполнить в виде обычного термоса - с длительным удержанием теплоты например около ста суток. То есть, если в реакторе используется сплав висмута и свинца, с температурой плавления около 60 градусов, и разогреть его в рабочем положении например до 500 градусов а потом отключить, то он будет остывать ОЧЕНЬ ДОЛГО - несколько месяцев до того. как сплав Вуда застынет. Поэтому даже в случае полного отключения такого реактора , он все равно фактически будет оставаться "ГОРЯЧИМ", а уж не говоря о том, что даже в отключенном реакторе все равно продолжается остаточный распад и выделение тепла. Так что нет никакой проблемы создать всегда в разумных пределах ГОРЯЧИЙ реактор.
  7. +6
    21 марта 2018 09:41
    Цитата: bistrov.
    У американского флота совершенно иные задачи, а именно,по всему миру проводить "демократизацию", а у российского -оборонять Российскую Федерацию и противостоять американскому флоту.

    А оборонять то чем будите? Лодками в количестве 4-6 корпусов? Флот, если перед ним ставится задача обороны страны должен быть сильным и сбалансированным. Пока ни то, ни другое не получается. Мы лодки строим по времени столько, что американцы успевают за это время построить 2-3. Может и не надо равняться количественно, но и не говорить, как в одной из статей было сказано в комментах - "Казань" - хорошая атомная заноза. Вот только когда "Казань" вступит в строй у супостата будет уже примерно 16-17 лодок нового проекта, против наших двух.

    Цитата: владимир1155
    во первых не надо тягаться с США , можно пупок надорвать, достаточно иметь развитые СЯС, для удара возмездия в тч АПЛ,

    Вот только районы развертывания этих стратегов нужно прикрывать. Вопрос чем?
    1. 0
      22 марта 2018 08:07
      береговыми средствами и авиацией берегового базирования
      1. 0
        22 марта 2018 11:05
        Цитата: владимир1155
        береговыми средствами

        На берегу пулемет поставите?
        Цитата: владимир1155
        и авиацией берегового базирования

        Вы издеваетесь? Где у нас авиация ПЛО берегового базирования?
        1. 0
          22 марта 2018 15:21
          Вот и напишите статью по проблемы авиации ПЛО, это важная составляющая ВМФ, к сожалению явно недостаточно многочисленная....ее надо развивать и это возможно если не закладывать новые НК, а только ПЛ тральщики и самолеты
  8. +3
    21 марта 2018 10:30
    Почему наши все время стремятся строить такие гигантские лодки? Ведь основной козырь подлодки - скрытность. В случае с 941 я еще понимаю - лодка для действий подо льдом, там другая гидрология и она, при своих огромных размерах там может оставаться скрытной и выполнить свою задачу, но зачем мы опять строим 14 тысячетонных "охотников"? Где наш проект аля французская Барракуда, тот же Лос Анджелес, Астьют, Вирджиния? У нас 971 проект - 13000 тонн, вдвое больше Лос Анджелеса, теперь строим еще одно чудо, еще большее на тысячу тонн. Про 949 "батоны" вообще молчу. Может пора строить лодки поменьше, помалошумнее и побыстрее(в плане сроков постройки), а то что ни лодка - то огромная дура и сидит на стапеле по 10 лет.
    Строим очень большие лодки под неосуществимые задачи против на порядок более сильного противника, зачем? Не пора ли делать 4-5 тысячетонные лодки, мощно вложиться в систему освещения подводной обстановки в своих и примыкающих водах, что бы наши маленькие "охотники" подключались к этой системе и видели всю обстановку, никакая Вирджиния тут не поможет yes Сейчас же, при строительстве апл, занимаемся ерундой, по моему) laughing
    1. +1
      21 марта 2018 10:39
      Цитата: барбитурат
      У нас 971 проект - 13000 тонн, вдвое больше Лос Анджелеса

      Неверное равнение:))) Лодки все же нужно сравнивать по надводному водоизмещению. 971 - 8 140 т, Лось - 6 092 т.
      То есть если обе лодки вытащить из воды, взять безмен и взвесить - именно столько и получится
      Цитата: барбитурат
      но зачем мы опять строим 14 тысячетонных "охотников"?

      Потому что с АУГ тоже кто-то должен бороться, вот и ставим пусковые для ракет
      При том Ясень - 8 600 т, Вирдждиния - 7 080 т.
      Цитата: барбитурат
      Не пора ли делать 4-5 тысячетонные лодки

      Современного охотника в таких габартиах сделать будет очень сложно и дорого
      1. +2
        21 марта 2018 13:00
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Неверное равнение:))) Лодки все же нужно сравнивать по надводному водоизмещению. 971 - 8 140 т, Лось - 6 092 т.
        То есть если обе лодки вытащить из воды, взять безмен и взвесить - именно столько и получится


        Хорошо, согласен, тогда зачем нам такой запас плавучести, такие огромные цистерны? Получается Лосю нужно 800 тонн водички принять, а нашему Гепарду (к примеру) - аж почти 5000!! тонн! Или я что то неверно понимаю? Зачем такой запас плавучести? Неужели наши не могут понять какого то технологического секрета построения лодок? Ведь такими объемами воды нужно оперировать,а это шумящее оборудование, эти объемы нужно возить на себе, а это смачиваемая поверхность, мощность реактора ит.д.

        Цитата: Андрей из Челябинска
        Потому что с АУГ тоже кто-то должен бороться, вот и ставим пусковые для ракет


        Да бросьте laughing Вы же сами понимаете, что при таком соотношении сил на море, никто не даст никакому огромному Северодвинску ни единого шанса, даже если ему кто то и выдаст ЦУ .laughing
        Цитата: Андрей из Челябинска
        При том Ясень - 8 600 т, Вирдждиния - 7 080 т.


        дак и опять, Вирджиния и тысячи тонн водички не возит на себе, а Ясень - 5500)) И воевать они будут не в надводном положении laughing В итоге 8000 тонный охотник, против 14000 тонного охотника))

        Цитата: Андрей из Челябинска
        Современного охотника в таких габартиах сделать будет очень сложно и дорого


        Ну зато это будет охотник, принципы построения этих охотников - смотрим на западные лодки. Сейчас же мы строим также очень дорогие, очень большие лодки, которые уже охотниками посути не являются, а больше на жертв смахивают. laughing
        1. +1
          22 марта 2018 11:12
          Цитата: барбитурат
          Хорошо, согласен, тогда зачем нам такой запас плавучести, такие огромные цистерны?

          Запас плавучести - это, вообще говоря, живучесть лодки
          Цитата: барбитурат
          Вы же сами понимаете, что при таком соотношении сил на море, никто не даст никакому огромному Северодвинску ни единого шанса, даже если ему кто то и выдаст ЦУ

          Как раз наоборот - если ЦУ дадут, я АУГ не завидую, вот только кто бы его дал...
          Цитата: барбитурат
          В итоге 8000 тонный охотник, против 14000 тонного охотника))

          Скорее 8000 кубовый против 14 000 кубового. И что Вас в этом смущает?:))) За воду Вы не платите:))))
          Цитата: барбитурат
          Сейчас же мы строим также очень дорогие, очень большие лодки,

          Ясень по стоимости дешевле Вирджинии, сильнее ее вооружен, "Очень большие"?:))))) Вирджиния - 114 м длины и 10,5 м шрины. Ясень - 120 м длины и 13 ширины. Где апокалипсис? laughing
          Цитата: барбитурат
          очень большие лодки, которые уже охотниками посути не являются, а больше на жертв смахивают

          ПО моему Вы так для себя решили, и подбираете аргументацию под это свое решение
          1. +1
            30 марта 2018 08:28
            Ну ладно, выходит для подлодок подводное водоизмещение ерунда и за воду мы не платим, хотя я считаю ровно наоборот, что лодка платит крайне критически - скрытностью, возможностью совершать маневры и превращается просто в мишень. А вот насчет живучести...почему то думается, что одной торпеды хватит любой лодке и она перестанет существовать как боевая единица, а дальше ковыляние до своей базы(в лучшем случае).
            По моему, критерии охотника давно понятны и определены, 885 проект - попытка и рыбку съесть и на ... сесть
    2. 0
      22 марта 2018 08:09
      водоизмещение корабля получается как сумма установленого на нем обрудования, если бы можно было, то делали бы лодки поменьше например ДЭПЛ маленькие
  9. +1
    21 марта 2018 10:34
    "“первая"калина" может быть заложена уже в2018" заложить то заложат,не велика хитрость,но " возухонезависимая энергоустаровка может быть создана только в начале двадцатых годов"т.е."Калину" , сдадут не ранее 2025г.
    Не хочу быть скептиков, но и глупым петухом, чтоб кукарекать:"уря, новая" калина"мы"семерых одним махом поьиваху"тоже не хочу быть.
    Уважаемый автор,что Вы знаете о перспективах надводных кораблей1 ранга: новых"Горшковых","лидерах" и " Кузином" приемнике?
    1. +1
      22 марта 2018 08:15
      кто вам сказал что ВНЭУ будет создана не ранее 2025 года,...это все пустое, для создания новой техники не нужны годы и даже миллиарды, а нужен талантливый конструктор поддерживаемые материально....если его нет, то и разговоры про 2025- пустое, а если есть, то можно и за год сделать ее. вся проблема воздухонезависмлости в окислителе, она решена десятки лет назад, окислители существуют (банально жидукий кислород, и прочее используемое в ракетах) и их можно возить на лодке вместо воздуха...а унас несут пургу про стирлингов и с умным видом говорят про 2025 год, чтобы получать финасирование до 2025 года
      1. +1
        22 марта 2018 08:21
        дайте мне четырех инженеров и лабораторию со всем оборудованием, , и я вам создам эту ВНЭУ за два года на базе любого гтд
  10. +2
    21 марта 2018 10:38
    Цитата: Старый26
    Цитата: bistrov.
    У американского флота совершенно иные задачи, а именно,по всему миру проводить "демократизацию", а у российского -оборонять Российскую Федерацию и противостоять американскому флоту.

    А оборонять то чем будите? Лодками в количестве 4-6 корпусов? Флот, если перед ним ставится задача обороны страны должен быть сильным и сбалансированным. Пока ни то, ни другое не получается. Мы лодки строим по времени столько, что американцы успевают за это время построить 2-3. Может и не надо равняться количественно, но и не говорить, как в одной из статей было сказано в комментах - "Казань" - хорошая атомная заноза. Вот только когда "Казань" вступит в строй у супостата будет уже примерно 16-17 лодок нового проекта, против наших двух.

    Цитата: владимир1155
    во первых не надо тягаться с США , можно пупок надорвать, достаточно иметь развитые СЯС, для удара возмездия в тч АПЛ,

    Вот только районы развертывания этих стратегов нужно прикрывать. Вопрос чем?

    Благими намерениями и глупыми"уряканьями" некоторых авторов
  11. +1
    21 марта 2018 10:48
    Автор перечислил все строящиеся лодки, однако забыл одну, не менее интересную, чем "Хабаровск". Это АПЛ специального назначения пр. 09852 "Белгород". По планам она должна войти в строй в 2018 году, но до сих пор не спущена на воду.
  12. +1
    21 марта 2018 10:59
    Будем надеяться что хотя бы озвученные планы будут реализованы, но их явно недостаточно. Еще лет десять и оставшееся советское наследие начнет уходить на покой. Равнозначной замены ему с такими темпами не предвидеться.
  13. +3
    21 марта 2018 11:35
    Цитата: барбитурат
    Не пора ли делать 4-5 тысячетонные лодки

    Наверно мы пока технологически не можем вместить в 5т. т дедвейта все наши боевые системы и вооружение. Тут американцы впереди явно.
  14. +2
    21 марта 2018 11:57
    Активность строительства будет прямо пропорциональна напряжённости на м.н. арене. И в СССР так было, когда шла холодная война. И сейчас всё то же самое.
  15. +2
    21 марта 2018 12:55
    Если честно, то рекламный буклет, прочитал..)))
  16. +4
    21 марта 2018 13:26
    Планов громадье!!!План на год,на пять лет,на развитие до любого года,план на перспективу,план на корректировку плана перевооружения,план перепланировки выполнения госпрограммы,план на десятилетие,план на середину века,план на будущее...ВОТ ТОЛЬКО ПОДВОДНЫХ ЛОДОК НЕТ!!!
  17. 0
    21 марта 2018 18:02
    Все, что уже заложено на стапелях, требуется достроить и на этом кранты - надо переходить на массовое строительство исключительно беспилотных подводных аппаратов с ядерным двигателем типа "Статус-6".
  18. +1
    21 марта 2018 23:05
    Можно сколько угодно рассуждать что у нас разные задачи, но мы должны иметь столько сил и средств что бы гарантированно противостоять американскому, да можно сразу сюда прибавлять и английский флот.
  19. +1
    22 марта 2018 01:18
    Ну не знаю, сразу после выборов, как Путин сказал, что оборонные расходы будем сокращать. Мой осторожный оптимизм последних лет реско ушел в минус.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»