Военное обозрение

Сербский сын полка

37
Война врывается в жизнь людей неожиданно. От нее страдают и взрослые, и дети. Последние, как правило, становятся жертвами или беженцами, но немногим из ребят доводится стать героями и воевать бок о бок со взрослыми. Иногда, чтобы защищать то, что дорого юной душе, нужно выдержать немало испытаний и доказать свою полезность.


Одним из таких юных воинов стал Споменко Гостич, который воевал на стороне боснийских сербов. Он не дожил и до 15-летия — погиб 25 лет тому назад, 20 марта 1993 года. Но в эту короткую жизнь вместилось достаточно много и горя, и опасностей.

Споменко Гостич родился в селе Добой (на севере Боснии и Герцеговины) 14 августа 1978 года. Это село известно тем, что в годы Второй мировой войны в нем активно действовало партизанское движение. Может быть, место рождения было не случайным, и сама история его малой родины предопределила характер мальчика. В школу он ходил в город Маглай. Рано потерял отца.



Тогда существовала единая Югославия, и никто и подумать не мог, что случится развал социалистического лагеря, после чего мировым хищникам потребуется разорвать балканскую страну на куски. О том, как и почему вспыхнула война в Боснии и Герцеговине, можно рассуждать долго. Но здесь — не об этом, а о конкретном юном герое.

В 1992 году жизнь всех югославов, включая и семью Споменко, резко изменилась. Мальчик был вынужден уйти из школы. Вместе с матерью он переселился в село Йовичи недалеко от города Озрен. Там жила его бабушка.

Не выдержав тягот войны, мать ушла из жизни вскоре после начала боевых действий. Это случилось в апреле 1992 года. В условиях осады для нее не смогли найти нужного лекарства. В сентябре того же года боснийские мусульмане обстреляли село из минометов. В результате этого преступления погибла бабушка Споменко. Подросток остался совсем один.

Он примкнул к армии боснийских сербов. И было у него желание — сражаться и отомстить за своих родных. Сначала бойцы не хотели его принимать. С одной стороны, они понимали, что у мальчишки никого не осталось. С другой стороны, взрослые бойцы обычно говорят таким отчаянным ребятам: «Ты еще слишком мал».

Но Споменко настоял на своем: если ему не позволяют воевать, то он желает помогать солдатам. Мальчик любил лошадей. Умение обращаться с ними оказалось весьма полезным. Раздобыв телегу, он возил бойцам на передовую пищу и воду. При этом нередко приходилось преодолевать опасности, попадать под обстрелы. Однажды во время одного такого выезда мальчик вместе с телегой и лошадьми попал на заминированную территорию. Одна из лошадей напоролась на мину. Прогремел взрыв. Споменко был ранен. (Причем, это было уже его второе ранение).

Сербский фотограф Томислав Петернек в тот день приехал на позиции. Увидев там юного солдата, решил сфотографировать его. «Ты теперь войдешь в историю», - подшутили над мальчиком бойцы. Он ответил: На кой черт мне история? Главное, я сегодня остался жив».

Несколько раз подростку пытались предложить варианты эвакуации. Он говорил одно: «Я не дезертир». Как-то раз Споменко стал героем репортажа, показанного по телевидению. Этот сюжет увидел серб Предраг Симикич-Пеган, который жил во Франции. Он загорелся идеей: усыновить мальчика.

Специально из Парижа этот человек приехал под Озрен с гуманитарной миссией. Там он нашел Споменко и предложил поехать вместе с ним во Францию. Мальчик был очень растроган такой добротой. И сказал, что он, в принципе, согласен, но — только после войны. «Я не уеду из села и не оставлю соратников», - добавил он.

В марте 1993 года, во время битвы за город Озрен, Споменко остался защищать свое село Йовичи. Однажды мусульмане подвергли этот населенный пункт обстрелу. Погибло пять солдат армии боснийских сербов, а Споменко был смертельно ранен. 20 марта его короткая жизнь прервалась. Он был награжден медалью «За заслуги перед народом». Посмертно. «Наш Бошко Буха погиб», - так с горечью говорили о нем солдаты, вспоминая еще одного юного героя, который сражался в годы Второй Мировой войны.

Споменко похоронен на кладбище в Йовичах. После окончания войны Босния, как известно, оказалась разделенной на две части — мусульмано-хорватскую и сербскую. Село Йовичи оказалось под контролем боснийских мусульман. Более того, там — настоящее гнездо ваххабитов.

В 2011 году лидер Воинской организации Республики Сербской Пантелия Чургуз вознамерился вызволить останки Споменко и перезахоронить на территории, подвластной сербам. Но этого сделать так и не удалось.

Сербский сын полка


В 2014 году, на 21-ю годовщину гибели мальчика, в его родном Добое (который находится в Республике Сербской) открыли памятник. А в 2016 году его именем была названа одна из улиц в сербском городе Вышеграде. Кроме того, в Воронеже общественная организация «Русско-сербский диалог» предложила назвать в честь Споменко Гостича одну из улиц.

О юном бойце на его родине сложена песня. Недавно сербский режиссер Миле Савич при поддержке властей Республики Сербской снял о нем документальный фильм "Споменко на вечной страже", который показывали, в том числе, и в России.

Споменко на вечной страже
Автор:
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Vard
    Vard 23 марта 2018 05:17
    +9
    Не спрашивай по ком звонит колокол.. Он звонит по тебе...
  2. Huumi
    Huumi 23 марта 2018 08:27
    +5
    Сербы братушки...Только они оружия в первую мировую не бросили и не отступили потеряв даже половину своего состава....
  3. XII легион
    XII легион 23 марта 2018 08:36
    +20
    Интересная статья
    Товарищ примерно в тех краях воевал
  4. Монархист
    Монархист 23 марта 2018 09:41
    +7
    Спасибо Елене за ее рассказ о маленьком герое Сербии. Мы очень мало знаем и той войне и героях. Думаю на страницах нашего обозрения было бы уместно рассказывать и о других патриотам своей Родины. Например о сандинистах или о героях времен Симона Боливара. Верность своей идее и мужество всегда достойны уважения
    1. voyaka uh
      voyaka uh 23 марта 2018 12:01
      +1
      Знаете сколько в Хорватии историй о таких подвигах? Над городом Дубровник форт-музей.
      И у мусульман в боснийских городах (боснийцы - 100% этнические славяне).
      О этих кровавых стычкак надо забыть как можно быстрее, чтобы славяне тех мест могли помириться и прекратить абсурдные средневековые религиозные войны.
      1. уже москвич
        уже москвич 23 марта 2018 17:58
        +1
        Мусульмане не помирятся с неверными никогда... Это противоречит их религии.
    2. Rastas
      Rastas 23 марта 2018 18:44
      +1
      В югославской бойне не было правых,люди были просто марионетками. Такие же погибшие мальчишки были и у боснийцев-мусульман, и у хорватов, которые тоже считали, что сражаются за Родину в их понимании. Люди были заражены националистической заразой, поэтому не стоит героизировать ту войну, тем более на Балканах сегодня цветет пышным цветом такое понятие, как "югоностальгия".
      1. ALEA IACTA EST
        ALEA IACTA EST 23 марта 2018 20:26
        +4
        Сербы воевали за свою родину, которую рвали на части почитатели Усамы и Адольфа.
        1. Reptiloid
          Reptiloid 23 марта 2018 23:04
          +3
          Спасибо за статъю, Елена. Мало известно о той войне. Штаты выбрали момент очень хитро.
  5. komrad buh
    komrad buh 23 марта 2018 11:28
    +4
    Вечная память ГЕРОЮ. Земля пухом
  6. ангел-истребитель
    ангел-истребитель 23 марта 2018 11:39
    +5
    Спасибо Елена.
    Правильная и нужная статья.
    Будь проклята америка, развязавшая бойню славян в Югославии.
    1. voyaka uh
      voyaka uh 23 марта 2018 11:55
      +1
      Эта бойня началась задолго до того как США образовались. Сербы, боснийцы и хорваты - это один славянский народ, который разделился на три религии в Средние века. И с тех пор непрерывно и жестоко воюют друг другом. И во времена Османской империи, и в Мировых войнах, и почти до сих пор.
      1. ангел-истребитель
        ангел-истребитель 23 марта 2018 12:24
        +4
        Нет, друже, "матрасно-полосатый" дьявол создавал, взращивал, и усиленно подпитывал этот конфликт. Продавал оружие и натравливал соседей друг на друга. А потом, в апогее, начал вести варварские бомбардировки, причем всех без разбора. Не надо на черное говорить-"белое"! Руки в крови у америки! Если это Вам не понятно до сих пор, то... медицина здесь бессильна! В том числе и израильская...
        1. Reptiloid
          Reptiloid 24 марта 2018 15:03
          0
          Цитата: ангел-истребитель
          Нет, друже, "матрасно-полосатый" дьявол создавал, взращивал, и усиленно подпитывал этот конфликт. Продавал оружие и натравливал соседей друг на друга. А потом, в апогее, начал вести варварские бомбардировки, причем всех без разбора. Не надо на черное говорить-"белое"! Руки в крови у америки! Если это Вам не понятно до сих пор, то... медицина здесь бессильна! В том числе и израильская...

          Стоит вспомнить, что ещё начальник австро-венгерского генштаба генерал Бек, в меморандуме декабря 1915 г так написал:
          ""Стратегический ключ к Балканам находится скорее в Косово и Македонии, чем в Константинополе. Кто будет владеть этими областями, обеспечит себе военно-политическое превосходство в Юго-Восточной Европе.""
          Также он напоминал, что турки овладели Балканами после битвы на Косовом поле (1389 г), он считал что Косово и Македония должны принадлежать австро-венгрии.
          Сербия всегда имела византийские и пророссийские ориентиры. Поэтому она была неугодна никому из тех, кто хотел властвовать. Есть выражение ""СЕРБСКАЯ СИЛА"". Гитлер хотел иметь пакт о нейтралитете с Белградом перед нападением на СССР. Он был подписан в марте 1941 г. Жители столицы, выйдя на улицы, настояли на том, чтобы пакт был аннулирован. В апреле 1941 г была страшная бомбардировка Белграда.
      2. уже москвич
        уже москвич 23 марта 2018 18:11
        +2
        Хорваты это отдельный этнос , а заводилами в конфликте были албанцы.Они же босняков радикализировали...
        1. Reptiloid
          Reptiloid 23 марта 2018 23:10
          +1
          в прошлом году или чуть раньше на тему этой войны и её предпосылок написал на ВО Илья Полонский.
          Политика Броз Тито привела к результату противоположному чем он задумал.
        2. единокровец
          единокровец 24 марта 2018 01:44
          0
          Цитата: уже москвич
          Хорваты это отдельный этнос

          Это с какой радости? Изначально это один народ с сербами и только когда они приняли разные религии и начались формироваться как разные этносы. У них язык между собой ближе чем русский и мова.
          1. уже москвич
            уже москвич 24 марта 2018 09:51
            0
            Цитата: единокровец
            Это с какой радости?

            Да с такой. Это родственные славянские народы. Но разные. Сербы мигрировали раньше , чем хорваты и из разных мест.Хорваты просто раньше лишились государственности , чем сербы.
            1. единокровец
              единокровец 24 марта 2018 12:04
              0
              Цитата: уже москвич
              Да с такой. Это родственные славянские народы. Но разные. Сербы мигрировали раньше , чем хорваты и из разных мест.Хорваты просто раньше лишились государственности , чем сербы.

              При чём здесь миграция? Язык один и тот же по сути, менталитет тоже , отмени завтра религию и они ничем отличаться между собой не будут . Вы ещё скажите , что сербы и черногорцы это разные народы.
              1. уже москвич
                уже москвич 24 марта 2018 20:19
                0
                сербы и черногорцы -да, один народ . Но не хорваты и сербы. Они себя сотни веков различают.Пусть язык почти стал единым , но и серб , и хорват найдет различия. Просто и утех и у этих была своя государственность.
                1. единокровец
                  единокровец 25 марта 2018 14:51
                  +1
                  Цитата: уже москвич
                  Но не хорваты и сербы. Они себя сотни веков различают.

                  Так потому что сотни лет назад приняли разные религии и жили под разным влиянием . Например в Боснии сербы и хорваты которые жили вперемешку в 19 веке не шибко себя отличали друг от друга.
                  Цитата: уже москвич
                  Пусть язык почти стал единым , но и серб , и хорват найдет различия.

                  Не может стать язык единый если он изначально не един .
          2. voyaka uh
            voyaka uh 24 марта 2018 12:56
            0
            Небольшая часть хорватов на побережье - это итальянцы из Венецианской республики. Но они, как-раз, самые миролюбивые и культурные.
            1. stalkerwalker
              stalkerwalker 24 марта 2018 13:08
              0
              Цитата: voyaka uh
              Небольшая часть хорватов на побережье - это итальянцы из Венецианской республики. Но они, как-раз, самые миролюбивые и культурные.

              Лёша, без обид.... Хватит смешить....
              laughing
              Назови их лангобардами... И тоже не ошибёшься....
              drinks
            2. единокровец
              единокровец 24 марта 2018 16:04
              +1
              Цитата: voyaka uh
              Небольшая часть хорватов на побережье - это итальянцы из Венецианской республики. Но они, как-раз, самые миролюбивые и культурные.

              Вроде как в Хорватии где живут итальянцы даже указатели дублируются на итальянском.
      3. Комментарий был удален.
      4. Reptiloid
        Reptiloid 23 марта 2018 23:00
        0
        Цитата: voyaka uh
        Эта бойня началась задолго до того как США образовались. Сербы, боснийцы и хорваты - это один славянский народ, который разделился на три религии в Средние века. И с тех пор непрерывно и жестоко воюют друг другом. И во времена Османской империи, и в Мировых войнах, и почти до сих пор.

        На Ближнем Востоке есть еще рвазделённый народ.
        1. voyaka uh
          voyaka uh 24 марта 2018 12:54
          +2
          На Ближнем востоке тоже неважнецки, Вы правы. Но тоже надо постепенно мириться, а не раздувать "шахидские" подвиги с двух сторон. У нас поминают всех 23000 погибших в войнах военнослужащих, но никогда не начинают вспоминать какие враги это сделали, как и когда, и какие подвиги совершили солдаты.
          1. Reptiloid
            Reptiloid 24 марта 2018 15:08
            +1
            Однако вы, всегда сохраняете свою идентичность и не будете интегрироваться ни с кем другим!
            Славяне на Балканах очень давно разделились на протохорватов и протосербов. Одни ориентировались на Запад и Католичество, другие---на Восток и Православие.
            1. voyaka uh
              voyaka uh 24 марта 2018 20:39
              +1
              Я не против идентичности. Я против раздувания ненависти и восхвалением военных подвигов, как метода сохранения такой идентичности.
              1. Reptiloid
                Reptiloid 25 марта 2018 10:08
                +1
                Да, я понял, Вояка, чей-то брат,что рассказы о подвигах сербов для Вас неприемлемы.А как Вам такие слова Франьо Туджмана в1990г?"" Независимое хорватское государство не было только квислинговским образованием и фашистским злодеянием, но выражением исторических чаяний хорватского народа""
                Писатель Вук Драшкович приводит такие слова из песни:
                Мы, усташи, не пьём вина,
                Кровью сербов чаша полна.
                1. voyaka uh
                  voyaka uh 25 марта 2018 10:24
                  +2
                  Я в курсе особых жесткостей хорватов. Мои симпатии (эмоционально) на стороне сербов. Хотя и сербы - не винни-пухи, конечно.
                  Абсурд в том, что это - яркий пример
                  недавнего религиозного разделения ОДНОГО народа. Из-за чего творились сотни лет немыслимые зверства. Теперь они наконец разделились на независимые государства
                  (хотя есть спорные территории). Но пора "остывать". Ведь и англичане с французами долбились мечами сотни лет (Жанну Дарк вон сожгли) . Но - баста! - помирились.
                2. voyaka uh
                  voyaka uh 25 марта 2018 10:34
                  +2
                  Вы были в Дубровнике? я люблю это красивейшее место. Все побережье от
                  Венеции до Монте-Негро великолепно. Иллирия - древнейшие и культурнейшие места. И обидно, что чуть в глубинку от моря и... хорваты, сербы, боснийцы: все они - славянские крестьяне с одним славянским языком стреляют, убивают, пытают друг друга... sad
                3. elenagromova
                  25 марта 2018 16:25
                  +1
                  Откровенно говоря, Вук Драшкович - тот еще "деятель". Но про злодейства усташей - правда.
              2. elenagromova
                25 марта 2018 16:24
                +1
                Раздувать ненависть не стоит, но помнить о военных подвигах - стоит. Тут, понятное дело, каждая сторона будет помнить о своих.
                1. Reptiloid
                  Reptiloid 25 марта 2018 18:21
                  +1
                  Цитата: elenagromova
                  Раздувать ненависть не стоит, но помнить о военных подвигах - стоит. Тут, понятное дело, каждая сторона будет помнить о своих.
                  Говоря о трагедии в Югославии нельзя не подумать о том, что её не произошло бы сохрани СССР свой прежний строй. Момент был выбран штатами.
          2. Монархист
            Монархист 25 марта 2018 12:37
            +1
            Вояка, тут я с Вами 1000 раз согласен:"не раздувать "шахидские"подвиги с двух сторон".
            ЛИЧНО МОЕ МНЕНИЕ: "шахидство" в бою это одно, а если на вокзале, в самолете или в другом людном месте это уже нечто отрицательное, но увы далеко не все так думают
  7. Монархист
    Монархист 25 марта 2018 12:18
    0
    Цитата: Reptiloid
    Однако вы, всегда сохраняете свою идентичность и не будете интегрироваться ни с кем другим!
    Славяне на Балканах очень давно разделились на протохорватов и протосербов. Одни ориентировались на Запад и Католичество, другие---на Восток и Православие.

    Маленькое дополнение:Македонцы тоже православные,но давно ориентированы на запад.
    Где-то в СМИ я находил: Сталину не понравилось,что Тито ввел федеративрое деление. Он предвидел к чему это приведет, возможно, он хотел и у нас поменять административное деление?
    1. Reptiloid
      Reptiloid 25 марта 2018 14:09
      +1
      Слава! Насчёт того, что македонцы...... Я ведь о других народах говорил.
      А насчёт албанцев и политики Броз Тито в отношении них----есть общее с нашей сегодняшней историей."" К пуговице пришили пальто ""К сожалению.