Налёты на Берлин в 1941 году

Мало кому известно, что налётов на Берлин было не один, и не два

(По данным Военно-исторического отчёта о боевых действиях ВВС БФ, 1946 .г.)

Одной из самых трудных и замечательных, по организации и выполнению, операций первого периода войны явилась операция по нанесению бомбардировочных ударов по столице фашистской Германии – г. Берлин.


В ответ на начавшиеся налёты авиации противника на Москву и на заявления немецкой пропаганды о том, что «советская авиация полностью уничтожена», Верховным Главнокомандованием перед ВВС КБФ была поставлена задача: «Нанести ряд бомбовых ударов по политическому центру фашистской Германии – г. Берлин».

Эта операция преследовала крупные политические цели.

Вследствие продвижения немецкой армии, линия фронта к концу июля месяца отстояла от Москвы на 450 километров, а от Берлина более чем на 1000 километров.

22 июля 1941 года немцы начали массовые налёты на Москву и объявили на весь мир об уничтожении советской авиации и о том, что ни одна русская бомба не упадёт на города Германии.

Требовалось доказать всему миру и населению Берлина лживость фашистской пропаганды. Оперативная обстановка, сложившаяся на фронте, исключала возможность нанесения ударов с аэродромов как Западного, так и Северо - Западного фронтов, из – за нехватки радиуса действия имевшихся на вооружении дальних бомбардировщиков ДБ – 3.

Налёты на Берлин в 1941 году


Обстановка на Балтийском театре была несколько иная. В это время наши войска продолжали удерживать северную часть Эстонии и острова Даго и Эзель.
Наикратчайшее расстояние до Берлина, позволявшее использование самолётов ДБ – 3, было с аэродромов о. Эзель.

1.08.1941 года из наиболее подготовленных экипажей 1-го минно – торпедного авиационного полка ВВС КБФ была создана особая группа и перебазирована на аэродром Кагул ( о. Эзель ).

Первоначально группа имела 10 самолётов ДБ – 3, затем была дополнена из состава ВВС Красной Армии до 33 самолётов. Организацией подготовки и выполнением операции операции руководил Начальник ВВС ВМФ, генерал – лейтенант Жаворонков С. Ф.

Группа состояла из лётного состава, имевшего большой опыт лётной работы и летавшего в любых условиях днём и ночью. Командиром группы был назначен командир 1-го МТАП полковник Преображенский Е.Н.

В целях детального уточнения условий полётов, в ночь с 4 на 5 августа был организован пробный, разведывательный полёт на Берлин группой из пяти самолётов ДБ- 3.

Налёты на Берлин в 1941 году
Советский дальний бомбардировщик ДБ-3Б «борт 2-красный» в полете. Перед кабиной пилота установлен радиополукомпас РПК-2 (рамочная антенна в обтекателе) (фото http://waralbum.ru)


Технический анализ полёта дал гарантийную возможность производить вылеты с бомбовой нагрузкой 750 – 1000 кг. и заправкой горючего – 3000кг., при этом оставалось 20 % запаса топлива. Сложными и трудными вопросами оказались техника слепого полёта и ориентировка.

Разведывательный полёт в ночь с 4 на 5 августа дал основные представления об обстановке в районе цели и условиях полёта, необходимых для организации дальнейшей работы.

Первый налёт на Берлин был произведён в ночь с 7 на 8 августа. В первом налёте участвовало 15 самолётов в трёх группах, во главе с т.т. Преображенским, Гречишниковым и Ефремовым.

Полёт проходил в исключительно трудных условиях. Три четверти пути проходили над водной поверхностью Балтийского моря, вне видимости берега, часть маршрута пришлось лететь в облаках и за облаками. Слабое пилотажно – навигационное оборудование самолётов, в сочетании с трудными условиями полёта, при общей продолжительности 7 – 8 часов, требовали от экипажей исключительно высокого физического и морального напряжения сил, безукоризненной техники пилотирования и самолётовождения. На всём протяжении маршрута от береговой черты и до цели самолёты подвергались обстрелу зенитной артиллерией (ЗА) и освещению прожекторами.

Налёты на Берлин в 1941 году
Эскадрилья советских бомбардировщиков ДБ-3А готовится к вылету (фото http://waralbum.ru)


Удар был нанесён с высоты 5500 метров. В результате удара было отмечено несколько очагов пожара в районах стадиона, нового индустриального квартала, вокзала и телеграфа.

Выполнив задание, все самолёты возвратились на свой аэродром.

В последующем, до 4 сентября 1941 года, группа совершила ещё несколько налётов на Берлин.

Всего в течение месяца было произведено 86 самолёто – вылетов ДБ – 3, из них только 33 дошли до Берлина, 37 самолётов по различным причинам, главным образом метеорологическим, бомбардировали запасные цели : Штеттин, Кольберг, Данциг, Мемель, Либава и др. 18 самолётов, из – за отказов материальной части и по метеоусловиям, возвратились на аэродром с боезапасом.

Всего за время операции группа потеряла 18 самолётов, при чём следует отметить, что, несмотря на интенсивный огонь ЗА и противодействие ночных истребителей, над целью группа потеряла только один самолёт (предположительно, сбит ЗА). Остальные потери связаны с трудностями полётов с ограниченного аэродрома, при плохих осенних метеоусловиях и при совершенном отсутствии запасных аэродромов. При выполнении взлёта разбились 2 самолёта, при выполнении посадок – 5 машин, 2 ДБ – 3 были потеряны из – за отказов материальной части на маршруте, ещё один – по неизвестной причине.

28 августа немцы заняли Таллин и Палдиски, в результате чего группа на о. Эзель была оторвана от баз более чем на 400 километров. Доставка боезапаса, горючего и запчастей представляла исключительную трудность. Ко всему этому, противник 6.09.1941г. произвёл штурмовку аэродрома, которая продолжалась более 30 минут. Несмотря на отличную маскировку, из 9 ДБ – 3, стоявших на аэродроме, 7 было уничтожено. Решением Командования, операция, вследствие вышеуказанных причин, была прекращена и личный состав группы был эвакуирован с острова.

Все члены экипажей группы были награждены орденами и медалями, а ведущие групп: Е.Н. Преображенский, В.А. Гречишников, А.Я Ефремов, М.Н. Плоткин и штурман полка П.И. Хохлов удостоены звания Героя Советского Союза.

Более подробно об ударах по Берлину можно узнать из воспоминаний П.И. Хохлова, изложенных в четвёртой главе книги « Морская авиация Балтийского флота», подготовку и издание которой мне удалось осуществить в конце 2003 года, после трёх лет работы над ней.
Автор: Сокерин Виктор Николаевич, Заслуженный военный лётчик РФ, генерал-лейтенант запаса, Командующий ВВС и ПВО БФ в 2000-2004 годах


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 35
  1. Jackyun 26 апреля 2012 09:26
    В свете вышеизложенного, нынешним натовским ястребам следует помнить, что русская авиация шагнула далеко вперёд и Вашингтон не так уж и далеко от Москвы, не говоря уже о Европе.
    1. FreZZZeR 26 апреля 2012 11:14
      Налеты имели небольшое прикладное , но ОГРОМНОЕ моральное значение не только для немцев, а даже бОльшее для советских граждан.
      FreZZZeR
    2. farhad 27 апреля 2012 09:14
      а мизер которым распологает ввс россии это как?хватит ложит людей,хватит.41год,афган,грозный в новый год.выкосили весь генофонд 1/6 планеты,второй раз пишу,банят.
      farhad
  2. Kars 26 апреля 2012 10:26
    довольно интересно данные события описывает Марк Галлай известный летчик испытатель в своих воспоминаниях.
  3. Landwarrior 26 апреля 2012 10:58
    Если бы немцы 22-го июня химию применили- Берлину бы каюк пришел однозначно, не пощадили бы, думаю

    В 41-м еще, ЕМНИП, французы по Берлину "отбомбились" незадолго до капитуляции...
    А больше никто до конца войны.
    1. Братец Сарыч 26 апреля 2012 11:35
      А поподробнее?
      Какие французы в 1941? ВВС правительства Виши?
      К концу войны Берлин чуть не на половину в щебне лежал...
      Утомляют такие знатоки истории ЕГЭшные...
      Братец Сарыч
    2. ikrut 26 апреля 2012 11:50
      Как никто? Что за бред.
      Когда я был студентом (в конце 70-х), у нас на кафедре работал дед-доцент - Герой Советского Союза. Героя получил за участие в одной из первых бомбежек Берлина. Он нам тогда не мало рассказывал на политинформациях о этих рейдах. Подробно с датами, фактами. фамилиями. Умер давно этот Герой. А фамилию я сейчас и не вспомню. Но на кафедре нашей бывшей точно можно узнать.
      Бомбили Берлин наши. И не один раз. Уже в 41 году.
      1. Landwarrior 26 апреля 2012 18:01
        М-да...Говорила мне мама "Нефиг после литра вискаря в инет лезть-лулзов наплодишь.." wassat
        не послущался- и вот результат, совсем не то что хотел написать написал....
        Так что минуса заслужены yes
        Французы бомбили Берлин 1 раз, одним самолетом, бобовоз "Жюль верн", 7 июля 1940 года...НУ, ето так, к слову.....
        Ну, и после 41-го его с землей ровняли все кто не поподя-тут вы праы

        Цитата: Братец Сарыч
        Утомляют такие знатоки истории ЕГЭшные...

        За такие слова в приличном обществе бьют канделябром.... wassat
    3. Dan099 27 апреля 2012 15:27
      Может с датами ты напутал товарищ, но было бы интересно почитать о французских бомбардировках Берлина.
      Дайте ссылку, я впервые слышу о бомбардировках ВВС Франции Берлина. Очень любопытно
      Dan099
      1. NIVOVOD 27 апреля 2012 15:28
        Не прикалывайся!!! Этот чувак напутал - Никогда не бомбили французы Берлин!
        NIVOVOD
      2. Landwarrior 28 апреля 2012 08:40
        http://www.airwar.ru/enc/bww2/nc2233.html
        Там есть отсылочка на етот эпизод:
        Наконец, в начале июня был выработан план налета на Берлин, что являлось скорее акцией морального устрашения. К полету решили подготовить "Жюль Верн" - в ночь с 7 на 8 июня, взяв с собой около полутоны бомб (в разных источниках масса бомбовой нагрузки различается) бомбардировщик взял курс на столицу Германии. Маршрут его полета пролегал по длинному обходному пути через Северное и Балтийское моря, хотя ПВО Берлина вплоть до 1943 года находилось далеко не на высоте и можно было лететь прямым путем. Французы, впрочем, об этом могли лишь догадываться.

        "Демонстрация силы" прошла тогда успешно,, город был освещён, ПВО отсутствовала, самолёт сделал вид, что заходит на посадку около Tempelhof'а. На небольшой высоте долетает до северного пригорода и достигает цели - заводов Siemens.
        На 100 метровой высоте, при скорости 350 км/час, он сбросил свои 8 бомб по 220 кг и 80 зажигательных по 10 кг. Благополучно вернулся на Родину. Повторил, отбомбив три дня спустя заводы Heinkel в Ростоке, но тут 10 июля Италия объявила войну.

        По сравнению с нашими- пшик, но было же? wink
    4. gmajor 15 мая 2012 11:31
      Вроде Франция в 1940-м капитулировала.
    5. Алекс 4 апреля 2014 01:03
      Цитата: Landwarrior
      В 41-м еще, ЕМНИП, французы по Берлину "отбомбились" незадолго до капитуляции...
      А больше никто до конца войны.

      1. Французы Берлина не бомбили. Никогда.
      2. Англичане бомбили Берлин, начиная с 1940-го и до конца войны.
  4. ФРЕГАТЕНКАПИТАН 26 апреля 2012 11:05
    ....Еще один раз доказываем тем кто по-"новому" смотрит на историю,что Красная амия не была полностью разгромлена и деморализована в первые месяцы войны.......
    1. farhad 27 апреля 2012 09:02
      полностью согласен,потому что был рядовой пехотный Ваня,Зуфар,Ахмед,Гоги и 27 млн ЛЮДЕЙ.СЛАВА !
      farhad
  5. SectoR 26 апреля 2012 11:21
    После первого налета...
    Утром 8 августа берлинское радио передало сообщение: «Прошлой ночью крупные силы английской авиации в количестве 150 самолетов пытались бомбить нашу столицу. Из прорвавшихся к городу 15 самолетов 9 сбито».

    Буквально через час последовал ответ недоумевающей Би-Би-Си: «Германское сообщение о бомбежке Берлина интересно и загадочно, так как ни 7, ни 8 августа английская авиация над Берлином не летала».

    До полудня Москва выдерживала паузу. И ровно в 12 часов Совинформбюро передало сообщение Советского правительства, что по столице фашистской Германии успешно отбомбилась наша авиация, в результате бомбежки в городе наблюдались взрывы и возникли пожары, а все самолеты вернулись на свои базы. В тот же день текст этого сообщения опубликовали «Известия».

    Говорят, что фюрер был в бешенстве. Досталось и рейхсмаршалу Герингу, уверявшему, что «ни одна бомба не упадет на столицу рейха», и министру пропаганды доктору Геббельсу, поспешившему в своих заявлениях похоронить советскую авиацию. А бывший военно-авиационный атташе Германии, который за несколько предвоенных лет работы в Союзе не смог добыть достоверной информации о наличии у «Советов» бомбардировщиков подобного класса, был расстрелян.

    Из статьи Игоря Софронова "Особое задание" хорошо расписана, меня тогда статья задела за живое, и главное мало кто об этом знает...
    Слава Нашим Героям!!!
    SectoR
  6. Гамдлислям 26 апреля 2012 11:31
    Выполнив задание, все самолёты возвратились на свой аэродром.

    А утром Гебелевская пропаганда объявила, что ночью английские самолёты совершили налёт на Берлин. Налёт был успешно отбит, и англичане потеряли больше десятка машин. Правда, уже в обед, англичане заявили, что в связи с нелётной погодой над островами, английские самолёты в эту ночь не летали.
    Да, эти налёты больше носили политический и психологический смысл, и уж потом военный. С острова Эзель летали потому, что ночи были короткие. Самолёты не успевали вернуться до рассвета. Это показал и второй налёт на Берлин уже из Подмосковья.
    Можно только восхищаться мужеством решительностью лётчиков, их беззаветной любовью к Родине.
    1. полковник 26 апреля 2012 11:39
      Цитата: Гамдлислям
      А утром Гебелевская пропаганда объявила

      Вы хотели сказать "Геббельсовская"?
      1. Гамдлислям 26 апреля 2012 12:50
        Вы правы, допустил ошибку, но как исправить не знаю.
  7. Братец Сарыч 26 апреля 2012 11:38
    Не такая уж это неизвестная история - много материалов было опубликовано, и интересующиеся историей имели возможность узнать подробности!
    Налеты были чисто психологические, в этой точки зрения достигнут был большой успех, с военной - итоги в высшей степени спорные, но время было такое, хотя бы психологического успеха достичь было крайне важно...
    Братец Сарыч
    1. ikrut 26 апреля 2012 11:53
      Так психологический успех - один из важнейших составляющих военного успеха. Что тут спорного? Думаю - очень важное дело было . И не только в части психологического давления на Германию, но не меньше - в поддержании нашего собственного боевого духа и веры в Победу.
  8. Vlaleks48 26 апреля 2012 11:41
    Этот эпизод ВОВ лишний раз подтверждает , то что, части и корабли Балтийского флота встретили войну 22 июня в полной боевой готовности.Не было потеряно ни одного корабля в первые дни войны.
    Память на века нашим ВОИНАМ -ПОБЕДИТЕЛЯМ!
  9. Andy 26 апреля 2012 13:01
    остров Эзель- Сааремаа.самый крупный остров Эстонии...

    http://victory.mil.ru/lib/books/memo/vinogradov_ua/index.html

    почитайте тут подробней о налетах на Берлин,о тех людях которые били врага в самые тяжелые моменты. МЫ ПОМНИМ!
  10. Prometey 26 апреля 2012 13:48
    Вспоминается американский фильм "Перл-Харбор" - сколько пафоса было заложено в тот момент, когда американцы поднимаясь с борта авианосца впервые летят бомбить Токио.
    Может и нас у найдутся режиссеры, которые снимут фильм о наших летчиках, бомбивших Берлин в 1941 году..
    1. Гамдлислям 26 апреля 2012 14:21
      Судя по картинам последних лет, это скорее белорусы снимут достойный фильм о лётчика, летавших бомбить Берлин.
  11. Позывной полстапять 26 апреля 2012 16:45
    к сожалению не помню, кому принадлежит фраза - "Мое место - Берлин",командиру одной авиагрупп,впервые отбомбившихся по Берлину в 1941.
    Позывной полстапять
  12. Chicot 1 26 апреля 2012 17:57
    Беспримерная акция по своей сути. В буквальном смысле как гром среди ясного неба для врага...
    Спасибо за материал... В детстве зачитывался воспоминаниями Аккуратова и Молодчего. И почему-то в отличии от своих сверсников хотел быть не истребителем, а летчиком дальнебомбардировочной авиации...
  13. Позывной полстапять 26 апреля 2012 20:05
    знаменитая фраза - "Мое место Берлин"
    Позывной полстапять
  14. mind1954 27 апреля 2012 06:20
    Не настаиваю, но где-то читал, что, чуть ли, ни каждую ночь
    с подмосковных аэродромов "носились" на Берлин два полка
    Бартиниевских Ер-2 !!!? Может быть, они выполняли ещё
    какие-нибудь задания ?!
    mind1954
    1. TRex 27 апреля 2012 06:56
      Про ЕР-2 - это вряд ли, радиус действия не позволит, а вот Герой Советского Союза Водопьянов в своих воспоминаниях тоже рассказывал о рейдах на Берлин на самолетах Пе-8.
      Перед войной активно шло внедрение дизелей Чаромского в авиацию из-за топливной экономичности. На Пе-8, в первоначальном варианте, стояли четыре основных мотора (по-моему Микулинские) и пятый в фюзеляже для наддува.
      Водопьянов вспоминает, что в этом варианте самолет был - песня: высотный, скоростной. А с дизелями многие падали еще на взлете или в ходе полета - отказы, отказы... На обратном пути досталось от своих зенитчиков и истребителей (они таких больших машин никогда не видели, а у страха глаза велики).
      Так что. как бы то ни было - бомбили Берлин и не хило бомбили.
      Героям слава и вечная память!
      1. vlad_pr 27 апреля 2012 08:53
        В начале 50-х мой отец начинал службу в авиаполку (штурман, летали на Ту-4). Командир полка был Герой Советского Союза. Получил Героя за вылеты на Берлин в августе 41г. Летал на Ер-2. К сожалению фамилию этого человека не помню. Честь и слава Героям.
        С уважением.
  15. colonel 27 апреля 2012 19:37
    Мужики, кому интересно, настоятельно рекомендую прочесть мемуары Адмирала Флота Советского Союза, Героя Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова "Курсом к победе". В главе "Бомбим Берлин" всё расписано в цветах и красках, и не поверить невозможно.
  16. vezunchik 27 апреля 2012 22:27
    Не зря же Бисмак предупреждал - не трогайте русских, вам хуже будет! Мы и Берлин не раз брали, и если надо будет - еще раз возмем, А амеров океан не спасет - на статуе свободы наш флаг висеть будет, допрыгаются!
  17. Одесит 28 апреля 2012 03:16
    Вот так вот, не стоит недооценивать Россию - Матушку, а то можно и по морде получить и не только по ней! Давненько здесь не был на сайте! Приятно, что остались старые и появились новые настоящие мужики!
    Одесит
  18. KIBL 29 апреля 2012 19:34
    у нас а Латвии стоит русскому военному самолёту появиться в небе вблизи границы или нейтралки,вся руководящая шушера сразу полные штаны lol
  19. Алей 29 апреля 2012 23:47
    А вот еще про бомбежку Берлина http://www.airwiki.org/history/av2ww/soviet/tb7/tb7.html, хотя и не столь радужно. На ТБ-7 Молотов В.М. летал в Лондон, англичане завидовали такой машине тогда уже доработанной пятым движком для наддува. Высокая скорость и потолок позволяли машине совершать полеты над вражеской (оккупированной) территорией.
    Алей
  20. gmajor 15 мая 2012 11:37
    После прочтения статьи и комментариев остается только поражаться мастерству наших летчиков, как они вообще нашли Берлин, без радиомаяков, РСБН и GPS.
  21. seafarer 3 декабря 2012 06:58
    Вот только для доставки авиабомб на Эзель для этих налетов использовались тральщики, которых на БФ было совершенно недостаточно. Не один тралец был при этом потоплен германской авиацией. Почему бы не использовать для этого хотя бы МО с их более мощным зенитным вооружением? Совершенно непонятное решение ком.флотом Трибуца.
    А как этих тральщиков потом не хватало во время Таллинского перехода...
    seafarer
  22. Алекс 4 апреля 2014 01:12
    Когда прочитал, в каких условиях нашим на Берлин лететь пришлось, вспомнил тот скепсис, с каким Гитлер Герингу сказал по поводу проведения ночных бомбардировок Лондона: "Где уж вашим летчикам ночью найти Лондон, если они и днем его найти не могут". Вот уж точно - русские могут сделать то, что для других кажется невозможным. Причем с использованием того, что есть, а не того, что хочется.

    Жаль, автор о Молодчем ничего не сказал...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня