Военное обозрение

Куда шагает женский «БатальонЪ»: что осталось за кадром

28
Как нередко бывает, информационный повод повлек за собой цепочку разных общественно-региональных инициатив. Своего рода катализатором в данном случае стал кинофильм «БатальонЪ», вышедший на экраны страны в феврале 2015 года.




Кинолента режиссера Дмитрия Месхиева уносит зрителя к далеким событиям столетней давности. В центре сюжета – «женский батальон смерти» во главе с Марией Бочкарёвой. С момента выхода фильма прошло уже достаточно времени, чтобы попытаться проанализировать увиденное на экране и сопоставить с реальными историческими событиями. Улеглись эмоции, поутихли споры, устоялись впечатления от просмотра кинокартины у зрителей.

Кто захотел, уже посмотрел его. Кому-то фильм понравился, кому-то нет. Здесь уж дело вкуса и интереса к историческому прошлому страны. Некоторым он вообще показался малоинтересным и они просто пропустили его. Но в любом случае все это демонстрирует зрительские позиции по отношению к фильму и исторической достоверности экранизации тех далеких событий. И даже отказ от просмотра кинокартины – это тоже отношение нашего современника к бурным революционным событиям 1917 года.

Те, кому фильм понравился, в наших комментариях не нуждаются. У них сложилось свое впечатление от просмотра фильма. И оно их вполне устраивает. Иначе эта часть зрителей искала бы ответы на возникшие при просмотре кинокартины вопросы.

Для какой-то части зрителей фильм «БатальонЪ» стал просто одним из просмотренных за последнее время и не вызвал ни особых эмоций, ни конкретных вопросов. Воспринят как рядовое событие.

Но есть и другие зрители, которые проявляют истинный интерес к изучению отечественной истории и имеют определенный запас знаний и фактов о событиях 1917 года. Среди них немало таких, кто дотошно пытается докопаться до истины и отделить реальные исторические события от укоренившихся социальных мифов, искаженных людьми и временем фактов. Задача видится непростой, поскольку многие исторически деформированные или полностью искаженные факты десятки лет кочуют из книги в книгу, из газетных и журнальных публикаций на страницы интернет-порталов. Они с настойчивостью, достойной лучшего применения, тиражируются в телепередачах, в документальных и художественных кинолентах, посвященных судьбе Марии Бочкарёвой и других женщин-доброволиц в эпоху революционных потрясений. И в результате женский «БатальонЪ» продолжает маршировать в стороне от дороги реальной ИСТОРИИ.

Соединяя факты с вымыслом

Конечно, фильм «БатальонЪ» является художественным произведением. Авторы сценария, режиссер и продюсеры в полной мере реализовали свое право на художественный вымысел и собственную трактовку исторических событий, связанных с личностью доброволицы-командира и сформированной ею «Первой женской военной команды смерти Марии Бочкарёвой». При этом название "Женский батальон смерти" использовалось в 1917 году лишь в пропагандистских целях, поскольку не соответствовало ни батальонной структуре, ни численности. По этим показателям женская команда смерти Бочкарёвой не вполне подходила даже для ротного звена. И хотя представители авторско-съемочной киногруппы не один раз заявляли о максимальной приближенности сюжета к реальным судьбам людей и историческим событиям, это им удалось не в полной мере. Отсюда и те нарекания по исторической канве показанных событий, и откровенные «киноляпы», которых, видимо, не избежать при любых съемках фильмов на исторические темы. Перекочевали на экран неточности в изложении, а, порой, и значительные искажения исторических событий и фактов со страниц книги, считающейся воспоминаниями Марии Бочкарёвой в чужом изложении. Речь идет о книге «Яшка. Моя жизнь крестьянки, офицера и изгнанницы» (далее – «Яшка»). Эта тема, по нашему мнению, требует отдельного обсуждения. А пока же ограничимся лишь тем, что отнесем книгу воспоминаний М. Бочкарёвой к источникам, нуждающимся в уточнениях и дополнительной проверке изложенных в ней фактов и описаний конкретных исторических событий.

Возвращаясь к ленте «БатальонЪ», отметим, что фильм действительно держит зрителя в эмоциональном напряжении. Стремительно развивающиеся события, связанные с судьбами молодых женщин и девушек, вставших с оружием в руках в строй защитников Родины, захватывают зрителя. Заставляют переживать вместе с ними, волноваться за них, гордиться их поступками. Для большинства зрителей, особенно молодых, главное – это напряженный сюжет, спираль событий и впечатляющие спецэффекты на экране. На этом фоне как-то уходит в сторону понимание того, что барышни-доброволицы одеты в шинели, а реальные события происходили летом 1917 года. И размещены они в фильме в Петрограде в Инженерном замке, где женское формирование Бочкарёвой никогда не было. Там располагался Первый Петроградский женский батальон под командованием штабс-капитана лейб-гвардии Кексгольмского полка Лоскова. А это было совершенно другое женское добровольческое формирование, созданное в полном соответствии с требованиями положения «О формировании воинских частей из женщин-добровольцев». Документ был утвержден Военным советом 29 июня 1917 года. Созданные после этой даты женские добровольческие формирования на законных основаниях входили в состав российской армии и проходили более длительное обучение по учебным программам пехоты с учетом военной практики тех лет. В октябре 1917 года рота именно этого женского батальона обманным путем была привлечена к защите Зимнего дворца. Но это совершенно иная история, никак не связанная с судьбой женской команды смерти Марии Бочкарёвой.

Значительная часть показанных в фильме событий оказалась вдали от реальной истории. Приведем еще несколько примеров неточностей только одного дня. На показанном в кинокартине вручении знамени женской команде смерти, реально происходившем 21 июня 1917 года (опять же летом – без шинелей), военного министра А. Керенского не было. Он с 14 июня и до конца месяца вообще отсутствовал в Петрограде. Главнокомандующий войсками Петроградского военного округа генерал П. Половцов (иногда ошибочно называемый как Половцев), одетый в фильме в генеральскую шинель, предпочитал носить военную форму кавказского образца, в которой он и был на самом деле в тот день при вручении знамен женской команде смерти и отряду инвалидов-добровольцев. А вот зрителей на этом мероприятии было значительно больше, если судить по опубликованным фотографиям того времени. Создатели фильма многократно сэкономили на массовке. И таких отклонений от исторических реалий в киноленте немало. Однако общая патриотическая концепция и героический сюжет фильма в значительной мере сглаживают все эти исторические неточности и несоответствующие действительности детали.

В числе первых зрителей фильм посмотрел В. Путин. По словам пресс-секретаря Д. Пескова, картина президенту понравилась. Позже на встрече со съемочной группой президент подтвердил свое положительное впечатление от просмотра киноленты. Сам фильм, актеры, режиссер, продюсеры и другие участники съемочной группы заслуженно получили различные награды во многих номинациях. Надо отметить, что ранее уже были сняты несколько кинолент о женщинах-доброволицах того времени, однако такого успеха у зрителей они не имели. Поэтому фильм «БатальонЪ» вполне можно отнести к памятникам культуры и искусства в форме киноленты, в котором увековечен женский патриотический порыв и готовность пожертвовать жизнью ради защиты Отечества.

Памятники и памятные доски

Череда круглых дат, посвященных сначала 100-летию Первой мировой войны, а затем вековой дате октябрьской революции, в рамки памятных мероприятий которых вписался и кинофильм «БатальонЪ», активизировала работу историко-краеведческих и других общественных организаций. Ряд сибирских организаций инициировали обсуждение своих предложений об увековечении памяти Марии Бочкарёвой как героини той далекой войны и активной участницы судьбоносных для нашей страны событий. В плане конкретики и вариантов реализации эти предложения предусматривают широкий спектр действий – от установления памятников до монтажа памятных досок на зданиях и переименования улиц.
Однако, совместная работа краеведов-поисковиков и историков, как нам думается, еще только предстоит. Восстанавливая хронологию и описание реальных исторических событий с участием женщин-доброволиц в сражениях Первой мировой и гражданской войн отдельные страницы было бы правильно посвятить наиболее интересным или мало изученным персонам, например, М. Бочкарёвой, М. Скрыдловой, А. Пальшиной, Л. Мокиевской-Зубок и другим. При этом не разделяя их по существовавшим десятилетиями стереотипам и идеологическим штампам на красных, белых и иных «цветных» в палитре политико-идеологических оттенков. Все они стали жертвами и заложницами тех стремительных событий и идеологических разногласий. Все они сражались за Россию, за ее будущее могущество и процветание. Только пути и способы достижения своих целей они видели по-разному. Да и сами цели эти тоже были различными, а, порой, просто противоположными.

Прочнее правды нет опоры

При всех своих неточностях и погрешностях фильм «БатальонЪ» всколыхнул массовое сознание и подогрел интерес наших современников к тем далеким событиям. С той поры минуло целое столетие. Сменилось несколько поколений и многое изменилось в нашей жизни. Серьезные перемены произошли в оценках и восприятии тех далеких и, порой, кровавых событий. Сейчас, на наш взгляд, сложилась благоприятная ситуация для постепенного сглаживания историко-идеологического противостояния между красными и белыми. И делать это надо совместными усилиями, продвигаясь по пути гармонизации общественного сознания.

В целях исторического примирения между представителями различных идей и взглядов, укрепления межпоколенческих связей внутри российского социума настала пора подумать о том, чтобы наши историко-культурные памятники и мемориалы посвятить не только конкретным, пусть и заслуженным персонам, а всем женщинам-военнослужащим, отличившимся в период армейской службы в разные периоды отечественной истории. А на мемориальных досках и памятных знаках указать их имена, вне зависимости от их политических взглядов и идейных позиций. При этом необходимо последовательно восстанавливать историческую точность описываемых событий, достоверность приводимых фактов и биографических сведений.

И поскольку в нашем случае речь идет о непростой судьбе Марии Леонтьевны Бочкарёвой, то сразу отметим, что до сих пор не существует полной и достоверной биографии этой мужественной женщины – офицера. Многие пробелы могут помочь заполнить, в первую очередь, местные историки и краеведы тех регионов, которые каким-то образом были связаны с ее жизнью и судьбой. Речь идет не только о петроградском, томском и красноярском периодах ее жизни. Недостаточно, по нашему мнению, изучено ее годичное пребывание в Северной области. Более того, до сих пор документально не установлена даже дата рождения Марии Леонтьевны. Известны с ее слов только месяц и год.

Многое из того, что публикуется сегодня в различных изданиях, чаще всего, далеко от истины и лишь тиражирует те или иные фрагменты из книги ее воспоминаний «Яшка» и протоколов допросов в ВЧК. Достоверно до сих пор неизвестно, где, когда и как завершился непростой жизненный путь Марии Леонтьевны Бочкарёвой. Такая неопределенность порождает различные конспирологические версии и предположения, не подкрепленные документами и фактами.
Автор:
Использованы фотографии:
http://batalion-film.ru/about/characters/4392.html
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. лысова
    лысова 28 марта 2018 05:51
    +7
    Фильм впечатляет и держит в напряжении, несмотря на некоторые неточности в постановке. Да и гордость берёт за Российских женщин.
    1. К.А.С
      К.А.С 28 марта 2018 08:30
      +8
      Ну на кого как влияет! У меня кроме смеха и недоумения не вызвал ничего! Начиная от подбора актрис (например какая актриса маша пепец?)и заканчивая героиством на передовой, приехали такие патриоточки, захотевшие острых ощущений, мужиков солдат жизни учить.
      А меня гордость когда смотрю "в небе ночные ведьмы" или "а зори тихие", а из данного периода сложно что то выбрать для восхищения ибо сложный период который долго подвергался пропаганде!
      В статье много воды!
      1. Ольгович
        Ольгович 28 марта 2018 09:41
        +9
        Цитата: К.А.С
        заканчивая героиством на передовой, приехали такие патриоточки,

        Да, именно патриотки. Жертвовавшие своей жизнью во имя Отечества.
        Как и кавалерист-девица в 1812 г и женщины в ВОВ.
        Честь им и слава, как и Марии Бочкаревой, награжденной Георгиевским крестом и тремя Георгиевскими медалями, несколько раз раненная в боях.
        Героине установлен памятник.
        1. Монархист
          Монархист 28 марта 2018 11:50
          +3
          А Георгиевский крест в Русской Армии ради" красивых глазок " не давали. Вообще в РИ и Советском Союзе вначале награды давали скупо и за конкретные заслуги,а уж Н. С. Хрущев начал " моду" награждать к дню рождения или какой-то дате,а " дорогой Л. И" довел до абсурда
        2. zoolu350
          zoolu350 28 марта 2018 12:01
          +6
          Да этот "шедевр" фуфло полное. Приехали дамочки на войну, месяц побегав и постреляв по мишеням и в первом же бою раскатали (в РУКОПАШНОЙ) ВЕТЕРАНОВ воюющих уже несколько лет! Там эпизод был, когда одного матерого немчину конвоировали в тыл две женщины и одна ногу себе подвернула и не смогла продолжить движение, в результате немец убил оставшуюся. Моя женщина очень горевала по этому поводу, когда фильм смотрели, на что я ей сказал, что первой девушке очень повезло, иначе было бы ДВА трупа.
      2. Венд
        Венд 28 марта 2018 10:11
        +2
        Цитата: К.А.С
        Ну на кого как влияет! У меня кроме смеха и недоумения не вызвал ничего! Начиная от подбора актрис (например какая актриса маша пепец?)и заканчивая героиством на передовой, приехали такие патриоточки, захотевшие острых ощущений, мужиков солдат жизни учить.
        А меня гордость когда смотрю "в небе ночные ведьмы" или "а зори тихие", а из данного периода сложно что то выбрать для восхищения ибо сложный период который долго подвергался пропаганде!
        В статье много воды!

        Это верно. У меня некоторые моменты вызывали гордость, а некоторые омерзение.
      3. Serg65
        Serg65 28 марта 2018 10:31
        +6
        Цитата: К.А.С
        В статье много воды

        what Охх, а в голове еще больше!
      4. Гопник
        Гопник 28 марта 2018 11:44
        +2
        Можно подумать в "в небе ночные ведьмы" или "а зори тихие" пропаганды и недостоверности нет. Вы бы еще "Небесный тихоход" вспомнили. На то и кино.
      5. Монархист
        Монархист 28 марта 2018 12:02
        +3
        К. А. С, в чём с Вами соглашусь так это в том,что:"сложный период который подвергался пропаганде". Пусть поздно,но мы начинаем узнавать славные страницы нашей истории и Героев той поры. Как я уже ниже писал:" в РА армии Георгиевский крест ради "красивых глазок" не давали. А мужество и подвиг всегда достойны уважения
      6. Weyland
        Weyland 29 марта 2018 22:29
        0
        Цитата: К.А.С
        А меня гордость когда смотрю "в небе ночные ведьмы" или "а зори тихие",

        И в чем принципиальная разница между Тиргатао, Жанной д 'Арк, Ласкариной Бубулиной, Марией Агостиной, Надеждой Дуровой, Марией Бочкаревой и "ночными ведьмами"? Все они с оружием в руках защищали Родину и все они в высшей мере достойны уважения!
    2. Гардамир
      Гардамир 28 марта 2018 09:40
      +6
      Да и гордость берёт за Российских женщин.
      Рад за вас. Но сколько русских женщин воевало в Великую Отечественную!
    3. rkkasa 81
      rkkasa 81 28 марта 2018 10:44
      +9
      Главное для чего снимался "Бабальонъ" - показать, что те кто за империалистическую войну в интересах буржуев - хорошие; а те кто против этой войны - хамы и .
      Плюс, главная героиня - Бочкарева, очень импонирует нынешней антисоветской власти. Колчак в юбке, правда калибром поменьше. Но главное тоже была на стороне интервентов.
      1. Гопник
        Гопник 28 марта 2018 11:46
        +2
        "Когда вы говорите, Иван Васильевич, впечатление такое, что вы бредите" (с).
        1. rkkasa 81
          rkkasa 81 28 марта 2018 15:23
          +7
          О, монархиздкое брехло в своем репертуаре.
          Аргументов как обычно, можно не ждать ?
          1. Гопник
            Гопник 28 марта 2018 16:00
            0
            аргументов чего, что вы бредите?
            Главное для чего снимался "Бабальонъ" - показать, что те кто за защиту своей Родины, на которую напали враги - хорошие; а те кто против защиты своей Родины - хамы и изменники.
            Плюс, главная героиня - Бочкарева, очень импонирует любому русскому патриоту. Такой же патриот как Колчак, только в юбке, калибром поменьше, т.к. любовь к Родине естественное чувство для любого настоящего гражданина своей страны, вне зависимости от чинов и званий.
          2. Weyland
            Weyland 29 марта 2018 22:32
            -1
            Цитата: rkkasa 81
            О, монархиздкое брехло в своем репертуаре.

            О, краснопузое "типа небыдло" в своем репертуаре. Вот тебе аргумент:Романовы создали великую державу - а коммуняки ее погубили! Или Мишка Меченый am и ЕБНушка am am am не были всю свою сознательную жизнь большевицкими бонзами?,
  2. XII легион
    XII легион 28 марта 2018 07:13
    +20
    Фильм хороший
    Кстати говоря
    барышни-доброволицы одеты в шинели, а реальные события происходили летом 1917 года.

    ничего страшного. Например в Прибалтике и Белоруссии и летом иногда носили шинели - в зависимости от погодных условий. Да и Половцов, несмотря на то что на известном на фото одет в кавказскую казачью форму, мог носить и общегенеральскую. Вполне. Кто скажет что нет?
    Между прочим - батальон участвовал в наступлении 10-й армии Запфронта в июле 1917 г., действуя у Сморгони и Крево. Новоспасский лес стал местом боевого крещения. Действовал героически и понес тяжелые потери.
    Кстати хоть его всегда и называют в единственном числе, но Батальон смерти был не один.
    Кроме Женского батальона смерти был Женский батальон Женского военного Союза и ряд других частей.
    Шероховатости и недочеты (не без этого) не портят впечатления о фильме.
    1. солдатъ
      солдатъ 28 марта 2018 07:52
      +19
      Например в Прибалтике и Белоруссии и летом иногда носили шинели - в зависимости от погодных условий.

      Более того, даже вперемешку.
      Фото ниже - пехотный полк летом 1916 г. Часть в гимнастерках (при скатках), а часть в шинелях.

      Да и Половцов, несмотря на то что на известном на фото одет в кавказскую казачью форму, мог носить и общегенеральскую.
      Вот например Брусилов в кавказской форме, а потом в общегенеральской.

    2. Монархист
      Монархист 28 марта 2018 10:48
      +4
      100%согласен "Шероховатости и недочеты" они всегда и везде присутствует,а иначе в художественном фильме не обойдется
  3. АнГиНа
    АнГиНа 28 марта 2018 09:49
    +4
    "Полярная ночь". Это не искусство. Что удалось? Как говорили классики "срубить деньжат по-легкому".
    Найми любого дембеля в качестве военного консультанта, проку больше будет.

    Особое "брависсимо!" столь любимому "Ъ". Стоит написать в названии - совсем другое дело! Это ж история! Был давным-давно, в времена почти очаковские, совсем иной знак. И задумывался для благих дел, и сразу проводил "границы своего круга". Этакий джентльмен, хоть нынче это английское слово совсем не в почете. Hi-Fi, для тех кто не сообразил. На излете своей яркой жизни куда его только не лепили. Нет!, лучше не звучало, но зато как смотрелось...

    Высший пилотаж художника-оформителя - книга, режиссера - кино историческое. Домыслы, как в жанре искусства, допустимы. Но в границах жанра. Не всякий мог замахнуться на такое. В конце-концов у нас прекрасная режиссерская школа, где можно научиться показывать женщину на войне. Это и "В небе ночные ведьмы", и великий советский фильм по повести Васильева "А зори здесь тихие..." Заметно, что цели ставились, к сожалению, иные. Не столь масштабные. А ведь через пару десятков лет по естественным причинам и это кино может перейти в "классику", по которой будут учиться. У нас в стране любят эту безразмерную категорию. Если раньше классикой могли быть Чайковский и с оговорками некоторые современные композиторы, то нынче это уже и Овсиенко, и "Руки вверх".

    Немножко за "гордость за российских женщин". Я вот нынче уже затрудняюсь определиться где этой гордости больше или где она более гордая: в "Батальоне" или в "Бронепоезде 14-69", а может в "41-м"? Нет, скорее всего в "Собачьем сердце". Помните, была там особа неопределенного пола в фуражке. Нет, не Швондер.

    Была такая оценка во времена моей молодости. "Развесистая клюква". Такой оценкой не гнушался пользоваться даже ранний Троицкий. Развесистая клюква. Хотя за клюквой либо на рынок, либо на болото. Здесь, кому что ближе. Но не кинотеатр.
    1. Монархист
      Монархист 28 марта 2018 11:39
      +1
      АнГиНе, 1)тердый знак в русском алфавите присутствовал задолго до времен Очакова и взятия Измаила.2) ять и твердый составная часть то эпохи и поэтому вполне уместно вставить его в заголовок фильма.3)по поводу фильмов:" в небе ночные ведьмы" или" А зори здесь тихие" согласен это качественные фильмы,мне нравится первая экранизация повести Васильева, а потом уже нето. Но сравнивать эти фильмы не совсем правильно:"В небе ночные ведьмы"имеет хоть историческу основу: женский бомбардировочные полки,"Зори здесь тихие"как бы собирательный образ советских девушек в ВОВ, а этот фильм "Батальон Ь"посвящен конкретной личности Марии Бочкаревой и первым женским подразделениям в РА.
      1. АнГиНа
        АнГиНа 28 марта 2018 13:00
        +1
        1,2 Вопрос не в уместностности старой орфографии в заголовке, а в модном нынче приеме: подставил знак - историческая достоверность соблюдена.
        3 Данный фильм прежде всего художественный, поэтому с точки зрения жанра никакой разницы между перечисленными фильмами нет. Для решения иных задач снимают кино либо фильм-реконструкцию, либо что лучше документальное. Никто же не изучает историю по "Князю Игорю", "Борису Бодунову" или "Хованщине". Ибо это кино, фильмы-оперы, т.е. искусство, а не наука - история.

        Поступки героев же в художественном фильме я бы поостерегся оценивать: исторический факт либо режиссерский замысел, кто знает... Хоть я из технарей и переучился на гуманитария, но не на историка.
  4. DimanC
    DimanC 28 марта 2018 10:55
    +5
    Мне в этом фильме не понравилось то, что многие вещи были показаны как вторичная переработка "Цельнометаллической оболочки" и прочих лент, зато совершенно непонятно, почему это мужики вдруг перестали воевать, почему стали брататься с немцами и тому подобное. Как будто мужики внезапно стали капризными детьми, "Ну не хочу я воевать". А ведь на это были конкретные причины...
    1. Гопник
      Гопник 28 марта 2018 11:50
      0
      Ну, во-первых, далеко не все мужики перестали воевать

      Цитата: DimanC
      А ведь на это были конкретные причины...


      Это разумеется. И мы даже знаем какая - пораженческая пропаганда леваков.
  5. Ратник-80
    Ратник-80 28 марта 2018 11:43
    +5
    Фильм не понравился , в фильме русский солдат показан как трус и хам, а офицеры патриоты , хотя читая книги Гашека и Пикуля знаю что в армии тех времен среди офицерского состава процветали воровство и издевательства над солдатами, да и что случилось с русскими солдатами когда их всегда называли самыми стоикими и терпеливыми ,бестрашными к смерти
  6. Робин - Бобин
    Робин - Бобин 28 марта 2018 12:47
    +1
    Фильм сам по себе посредственный , да и война не наша . На нас никто не нападал . А сколько народу положили ради долбаных союзников .
    1. Гопник
      Гопник 28 марта 2018 12:54
      +1
      а "вы" это кто? А то на нас, Россию и русских, напали, нам пришлось воевать (((
      1. Ольгович
        Ольгович 28 марта 2018 15:22
        +1
        Цитата: Гопник
        а "вы" это кто? А то на нас, Россию и русских, напали, нам пришлось воевать (((

        Т. Робин, отчасти, прав: на лысых туристов ( а он, видимо их потомок), просидевших войну в швейцариях-НИКТО не нападал.
        Наоборот, ОНИ нападали на.... СВОЮ страну, призывая к превращению войны... в гражданскую. fool