В США воюют с мёртвыми. Операция «Зебра» и борьба с памятником

14
Отношения Москвы с Западом (особенно с Британией и США) резко обострены. Сирия, Украина, «вмешательство в американские выборы», «Дело Скрипаля» и т. д. - предлоги для разжигания русофобии сыплются, как из ящика Пандоры. То Британия высылает российских дипломатов и уговаривает другие страны ЕС сделать аналогичный шаг, то в США выражают готовность последовать дурному примеру. Складывается ощущение, будто бы и не было между нашими странами периода сотрудничества.

А ведь он был, когда в годы Второй мировой войны существовала антигитлеровская коалиция. Сейчас в США и в некоторых других странах принято отрицать решающую роль Советского Союза в деле разгрома фашистской Германии. Ну, и ответная реакция многих граждан России понятна: мы часто утрируем, говоря, что нам от союзников шли только «банки тушенки». Конечно, это преуменьшение имеет свое оправдание: неприятно, когда принижают ту огромную цену, которую пришлось заплатить нашему народу за эту Победу.



Но, справедливости ради, реальная помощь союзников все-таки была. В частности, из США поступала качественная и современная на тот момент военная техника. Например, гидросамолеты «Каталина» (и их усовершенствованная версия «Номад»). Советские летчики обучались управлению этими машинами в американском городе Элизабет-Сити. После чего перегоняли гидросамолеты (которые называли «летающими лодками») в СССР. Это была засекреченная до недавнего времени операция под названием «Зебра». Ее рассекретили в США лишь в начале 90-х годов, а в России — в 2007 году. Конечно, США не за «красивые глаза» поставляли гидросамолеты и другое оружие, а рассчитывали на помощь СССР в войне с Японией.

Операция «Зебра» началась летом 1944 года. В ее рамках американцы передали Советскому Союзу более 160 самолетов-амфибий. Перегонять самолеты из США в СССР было делом небезопасным — сложные метеоусловия, вероятность попадания под огонь противника… Приходилось следовать непростыми длинными маршрутами, осуществляя посадки на авиабазах стран-союзниц. Поэтому в составе экипажей были штурманы и бортрадисты, в основном, британцы. Они летели вместе с советскими летчиками до Рейкьявика, а потом возвращались в США.

За время, пока длилась операция «Зебра», произошло два крушения, в результате которых погибли 11 летчиков. Один из экипажей, который следовал в Мурманск, разбился в районе северного побережья Норвегии. Известны фамилии погибших: Н.П.Романов, В.Н.Васильев, И.Ф.Мосцепан, А.М.Скворцов, К.Чичкан и Н.Е.Кузнецов. Тела двух последних не были найдены. Остальных приняли за американских пилотов и похоронили в Бельгии. До недавнего времени они считались пропавшими без вести.

Еще одна трагедия произошла 11 января 1945 года. «Каталина», взлетевшая с гидроаэродрома в Элизабет-Сити, рухнула в находящуюся неподалеку реку Пасквотанк. Погибли четверо советских летчиков: Н.М.Чиков, В.М.Левин, Д.М.Медведев, А.И.Бородин, а также офицер Военно-воздушных сил Британии, гражданин Канады Натарос Питер.

Но вернемся в наши дни. После того, как президентом США был избран Дональд Трамп, теплилась слабая надежда на хотя бы относительную нормализацию отношений между Москвой и Вашингтоном. И в мае 2017 года появилась благая идея: установить в городе Элизабет-Сити (штата Северная Каролина) памятник летчикам, погибшим при перегоне гидросамолетов.

Изготовить памятник должна была Россия. А местные власти Элизабет-Сити обязались выполнить благоустройство Парка береговой охраны. Именно там планировалось установить 25-тонный бронзовый монумент — три фигуры летчиков государств-союзников.



Ко Дню памяти и скорби 22 июня в прошлом году был приурочен визит в США российской делегации во главе с заместителем начальника управления Минобороны по увековечению памяти погибших при защите Отечества Андреем Тарановым. Тогда стороны, казалось бы, окончательно согласовали вопрос об установке памятника летчикам. Представители России представили проект мемориала.

«Представители мэрии и офицеры базы Береговой охраны США единодушно поддерживают действия российской стороны и обещали помощь и административную поддержку в проведении работ по установке памятного знака и памятника в месте гибели советских летчиков, погибших при выполнении служебного задания по перегону авиационной техники»,

— сообщил тогда Таранов, добавив, что этот мемориал станет важной достопримечательностью Элизабет-Сити.

Не прошло и года, как стало ясно: никакого улучшения российско-американских отношений ожидать не приходится. Изменилась конъюнктура — изменилась и позиция американской стороны по поводу установки памятника.

Агентство Associated Press на днях опубликовало материал на эту тему, в котором сказано, что в Элизабет-Сити было проведено новое голосование. Пять членов городского совета высказались против установки памятника летчикам (о котором, казалось бы, уже договорились). Теперь эту инициативу поддерживают только трое.

Те, кто высказывался против, даже и не скрывают, что все дело — в испортившихся отношениях. Член горсовета Анита Хаммер так и сказала, что понимает: речь идет о памяти героев, погибших во время Второй мировой войны. Осознает она и то, что есть солдаты-американцы, которые похоронены на российской территории. «Но теперь другое время», — добавила она.

Что же конкретно не устраивает тех, кто проголосовал против мемориала? Оказывается, помешал страх перед мифическими вездесущими «русскими хакерами». Еще один член горсовета, Джонни Уолтон, назвал Россию «государством хакеров». А памятник сравнил с троянским конем. Дескать, эти коварные русские нашпигуют его специальной техникой, которая поможет проводить кибератаки.

Есть, однако, и те, кто выступает за появление скульптуры в Элизабет-Сити. Один из них — капитан береговой охраны в отставке Тони Стимац. Ранее он был членом горсовета.

«Я знаю, что сейчас мы не в лучших отношениях с Россией, но она была нашим союзником. Речь идет о том, чтобы почтить память событий, которые произошли 70 лет назад»,

— подчеркнул он. К тому же, по его мнению, это привлекло бы в город туристов из России.

Местные активисты собирают подписи за то, чтобы памятник был установлен. Как отметило агентство Associated Press, эта ситуация спровоцировала «миниатюрную холодную войну в маленьком американском городке».

Обидно, что в США, стремясь плюнуть в нынешнюю Россию и выискивая для этого различные поводы, одновременно борются и с мертвыми. С теми, кто погиб более семидесяти лет назад за Великую Победу. Они-то точно не совершали хакерских атак, не травили шпиона Скрипаля, а выполняли свой воинский долг, сражаясь и умирая за общее дело.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    26 марта 2018 15:32
    Какая антигитлеровская коалиция!?Там во главу угла поставлена задача загнобить Россию.Маразм и шпиономания во всей ее красе..
    1. +4
      26 марта 2018 15:41
      Камер микрофонов и другой радиоэлектроники напичкали. Да "новичка" закачали.
      1. +1
        26 марта 2018 16:26
        Не напичкали..У нас больше нет пионерской организации...Это они "негодники" в Доме Пионеров жучок из амерзского герба делали..
        Цитата: Borik
        Камер микрофонов и другой радиоэлектроники напичкали. Да "новичка" закачали.
  2. +7
    26 марта 2018 15:35
    Глупое решение не устанавливать этот памятник но не хотят не нужно. Поскольку кому то стукнет в башку его затем снести. Установить его в Мурманске, благоустроить место. И пусть американцам станет стыдно.
    1. +1
      26 марта 2018 15:59
      Жаль, что коньюктурные соображения американских властей сорвали установку памятника.Плюнули в своих героев. Жаль.
      1. Комментарий был удален.
    2. +1
      26 марта 2018 16:29
      Я соглашусь с Вами.Только жаль что у нас быстрее установят памятник маннергеймам,ельциным,немцовым..
      Цитата: seti
      Глупое решение не устанавливать этот памятник но не хотят не нужно. Поскольку кому то стукнет в башку его затем снести. Установить его в Мурманске, благоустроить место. И пусть американцам станет стыдно.
    3. Комментарий был удален.
    4. 0
      26 марта 2018 22:27
      Цитата: seti
      Глупое решение не устанавливать этот памятник но не хотят не нужно. Поскольку кому то стукнет в башку его затем снести. Установить его в Мурманске, благоустроить место. И пусть американцам станет стыдно.

      Кому станет стыдно? Сударь, побойтесь бога; американцы просто уничтожали не нужных им конкурентов: Германию и Россию( именно Россию, им без разницы, как аборигены себя называют). Война с фашизмом, а когда они были против объединения ГДР и ФРГ -это тоже борьба с фашизмом?США решали и решают свои экономические и финансовые вопросы, им не нужны конкуренты ни в какой области. Россия и Китай для США и Англии сейчас враги и они их будут стремиться уничтожать.
  3. Комментарий был удален.
  4. +1
    27 марта 2018 11:31
    Красивая композиция, можно установить и у себя. Благо мест таких много. Как памятник вообще летчикам-перегонщикам авиатехники. Даже в той же Сибири можно.
  5. Комментарий был удален.
  6. 0
    27 марта 2018 20:02
    [/quote]Ее рассекретили в США лишь в начале 90-х годов, а в России — в 2007 году.[quote]

    Елена, в 60-х годах в журналах "Искатель" и "Вокруг Света" печатались рассказы и очерки Валентина Аккуратова, заслуженного штурмана СССР. Ряд публикаций был посвящён перегонам "Каталин" из США в СССР. Мне запомнился эпизод, когда автору из-за неисправности пришлось садиться на какое-то тропическое озеро в Африке (был и такой маршрут, оказывается). После устранения поломки машина не могла некоторое время взлететь из-за крокодилов, которые всюду выползли из-под коряг. Попытка перестрелять их оказалась неудачной. Тогда бортмеханик вылил ведро бензина в озеро, и крокодилы разбежались. С большими предосторожностями самолёт взлетел, полёт был успешно завершён. А у Вас операция по перегону ленд-лизовских машин почему-то секретная аж до 2007 года.
    1. +1
      28 марта 2018 01:46
      По этому поводу информация противоречива - одни источники говорят, что операцию рассекретили в 2007 году, другие - что в 2013-м. А воспоминания - это не рассекречивание всей операции.
      1. +1
        28 марта 2018 08:50
        Есть такая вещь - рассекречивание документа. На Западе большинство документов рассекречивается спустя конкретное время: 20, 30, 50 лет и т. д. При этом рассекречивание не всегда автоматическое - так документы о перелёте Рудольфа Гесса в Англию в 1941 году должны были рассекретить через 50 лет, но после наступления срока рассекречивания их снова засекретили. На сколько - не знаю, может, снова на 50. У нас никаких предельных сроков вообще нет: нужно писать служебную записку о рассекречивании, после рассмотрения комиссией материал может быть и рассекретят. Я уже писал, что недавно при написания исторической справки мне пришлось писать бумагу о рассекречивании структуры научного подразделения, созданного в 1962 году, без этого опубликовать материал было нельзя. Думаю, что по отдельным документам ленд-лизовской помощи могли остаться подобные косяки, выдаваемые ныне за "секретность поставок". И ещё. Воспоминания - это рассекречивание, если Вы в своём тексте упомяните материал из документа с соответствующим грифом - самым мягким наказанием будет увольнение.
        1. +1
          28 марта 2018 17:51
          А может ли быть такое, что, скажем, сам факт перегона самолетов секретом не был, а под грифом были документы, свидетельствующие об отдельных деталях? И рассекречивали их постепенно...
          1. +1
            28 марта 2018 20:47
            Я примерно об этом и написал. Ленд-лизовские поставки секретом не были. Секретными были, наверное, конкретные маршруты перелётов, естественно, в то время. А по поводу рассекречиваний в 2007 или 2013 годах - возможно, это обычная ошибка, которых полно в интернете.
  7. +1
    30 марта 2018 13:49
    Обычно шавки учатся у хозяев, тут наоборот - хозяева переняли привычки своих барбосов по войне с памятниками