Кинозал. Фильм «Радуга»: народ, который не победить

17
В Кинозале мы обычно рассматриваем современные картины с критической точки зрения. Увы, в них недостатка нет, что в отечественных, что в зарубежных – слава глобализму. Но «обычное» набивает оскомину не хуже регулярного употребления мандаринов. Так что сегодня мы перенесемся, казалось бы для кого-то, в далёкое прошлое, но для нашего народа это словно вчера. То ли оттого что связь с родителями у нас не принято прерывать надолго, сдавая стариков в дом престарелых или посещая «родовое гнездо» в лучшем случае раз в месяц. То ли оттого, что наш народ привык мыслить веками, масштабами гор, южных степей или северной тундры, чем, кажется, до мурашек пугаем близких и дальних соседей по планете.

Картина со светлым и тёплым названием «Радуга» вышла на отечественные экраны в самом начале 1944 года, до конца войны оставалось чуть менее полутора лет. Сюжет при этом, вопреки мнению многих «историков» о гипертрофированной «рэд пропаганда», весьма далёк от воспевания бесконечных побед Красной армии. Фильм лишён какой-либо эпичности, это простая история об одном из многих оккупированных гитлеровцами на Украине сёл Нова Лебедивка. Естественно, в картине есть главная героиня – Олёна Костюк (Наталья Ужвий), вставшая в ряды партизан, но, вернувшаяся в родное село родить ребёнка, где она попадает в лапы оккупантов, кстати, по доносу соотечественницы.



Кинозал. Фильм «Радуга»: народ, который не победить


Однако, несмотря на яркую главную героиню, в этом фильме главным героем кажутся все несломленные люди. Сама их страшная жизнь и убогость разорённого и истерзанного села подчёркивают космический масштаб силы и нравственности каждого вроде бы эпизодического персонажа, сохранившего собственное достоинство. При этом герои ленты выведены столь полнокровно и даже жёстко, что, на фоне пластилиновых и бесформенных киношных героев современности, кажутся махинами, сколь бы хронометража им не отвёл автор.

Ждать счастливого конца, естественно, не стоит. Но ни о какой безнадёжности и речи нет. Наоборот, в этом мире, мире войны, в мире даже без намёка на покой, только люди, пока могут дышать, способны стать опорой, константой, в короткие годы жизни превратиться в нечто вечное на глазах у других.

Картина настолько натуралистична, что её режиссёра Марка Донского даже корили в этом. Что правда, то правда. Несмотря на то, что публика, привыкшая к современной компьютерной кровавой бане и клиповой манере съёмки (когда кадр не длится и 10 секунд), может найти видеоряд несколько архаичным (как и игру актёров), картина по-настоящему фундаментальна. Она не заигрывает со зрителем.



Режиссёру удалось в кадре создать привнесённый оккупантами ад. Не карикатурный голливудский ад, наполненный такими же голливудскими Фредди Крюгерами, мифической нечистью и огнём, а вполне осязаемый «человеческий». Этот ад – замёрзшая пустыня, в которую превратили нацисты любимую землю. И нацисты здесь не выхоленные дьяволы в идеально сидящей униформе с сатанинскими отблеском в глазах, а заледенелые бесы, сами создавшие своей идеологией преисподнюю, привнёсшие её в мир и неспособные жить иначе. Они обёрнуты различным тряпьём, озлоблены чисто человеческой ненавистью ко всему живому, а потому, как говорил Станиславский, верю.

Вообще, «Радуга» это не просто художественный фильм, а фильм вобравший бескомпромиссную документальность. Верно единственная на планете картина, снятая не просто о войне во время войны, а снятая людьми эту войну видевшими собственными глазами. Эта лента уникальное социально-историческое явление, которое не имеет прецедентов, и может рассматриваться как документ времени. Ведь ни у одной страны в мире просто напросто нет такого исторического опыта ведения столь масштабных, порой кажущихся безнадёжными, оборонительных войн, заканчивавшихся полным разгромом врага на его земле, благодаря стойкости собственного народа.

И сколько бы зарубежные киноделы не пыжились, снять нечто подобное им не удастся. Во-первых, большинству янки, замороченных кредитами, увольнениями и шантажистской женой, глубоко плевать в каком захолустье отдаст концы другой янки, в униформе он или без. Конечно, если СМИ дадут команду «фас», тогда сочувствиям и толпам с транспарантами не будет счёта. Во-вторых, зарубежная, а год от года и наша, киношная богема настолько далека от чаяний и трагедий народа, что фактически существует в иной реальности.

«Радуга» замечательный, трагический и единственный в своём роде пример тотального единения творцов кинематографа и народа. Снимали фильм в условиях эвакуации. И какой промёрзлой бы не казалась действительность в кадре, в реальности съёмки проходили в Туркменистане! На солнцепёке и жаре в 45 градусов! Украинская деревня была построена на территории стадиона в Ашхабаде. Снег заменили пуховыми и байковыми одеялами, солью, сульфатом и нафталином, а местные мастера стеклодувы создали сотни «ледяных сосулек». Не стоит и говорить, что закутанные в тулупы и меховые платки, актёры валились с ног от тепловых ударов, но не это было самым сложным во время съёмок. Это лишь технические детали и описание тяжких условий, которые сейчас так любят перечислять в телешоу и журнальных статейках, чтобы выдуть из пустоватых кинозвёзд нечто большее, нежели мажорно-облизанное «гламурьё».



В случае с «Радугой» это не требуется. Актриса Елена Тяпкина, исполняющая роль Федосьи, в кадре видит труп убитого оккупантами сына. Но играть ей вовсе не требуется, так как сама Елена незадолго до съёмок получила «похоронку» на своего сына Глеба, ушедшего на фронт добровольцем. Друзья отговаривали её от этой роли, вполне разумно полагая, что Елена психически не выдержит эту муку. Но она согласилась только с одним условием – никаких репетиций и вторых дублей – просто не сможет. В самые ужасные моменты, когда актриса была готова всё бросить, Марк Донской повторял волшебное слово той эпохи (ныне основательно забытое) – «надо». И это «надо» было не творческому росту, о чём так часто говорят люди от этого творчества как раз весьма далёкие, не карьере, а народу, труженикам тыла и воинам на фронте. Чтобы каждый мог ощутить, что есть где-то совсем неизвестная и чужая ему деревушка, в которой живёт такая же незнакомая Федосья, но она ждёт воина-освободителя, думает о нём, а это сближает людей.

Исполнитель роли деда Охапки Антон Дунайский по сценарию должен был выступать во время суда над нацистским старостой. Каких сил это стоило Дунайскому сложно представить, ведь вся актёрская группа знала, что семью Антона угнали в Германию. И этот несчастный человек накануне своего 50-летия был тотально одинок. Немцы лишили его всех родных ему людей.



Сам Марк Семёнович сумел добиться своего рода командировки по только что освобождённым селеньям Подмосковья ещё до начала съёмок. Донской беседовал с жителями, знакомился с теми чудовищными оккупационными условиями, в которых вынуждены были жить граждане, не успевшие эвакуироваться или же просто не имевшие такой возможности. Это были не просто «впечатления». Позже в своих воспоминаниях режиссёр признался, что авторами некоторых монологов в картине была не Ванда Василевская, на основе одноимённой повести которой и снимали «Радугу», и даже не сам Донской. Марк просто перенёс на экран слова тех крестьян, которых он встретил в разграбленных и сожжённых деревнях Подмосковья.

Одним из первых рецензентов «Радуги» был верховный главнокомандующий Иосиф Сталин. После просмотра он лично позвонил Донскому. Самой высшей похвалой стали даже не поздравления стального вождя народов, а его убеждённость, что картина «поможет в борьбе советского народа против немецко-фашистских захватчиков» (фраза из воспоминаний Марка Донского).

Этот отзыв стал такой мощной путёвкой в жизнь для «Радуги», что её показывали на передовой, и на заводах, в далёких сёлах и в колхозах. По сути, везде, где можно было разместить кинопроектор. Вскоре картина перемахнула даже через океан к нашим, тогда ещё, союзникам. После киносеанса в Белом доме Франклин Рузвельт отправил в Москву телеграмму с заверениями, что этот фильм будет обязательно показан американскому народу «во всём величии картины». Это само по себе уникальное явление, так как зарубежные фильмы в США не принято переводить – их пускают в прокат с субтитрами. А американский обыватель, по большей части воспитанный «комиксовым» мышлением, весьма ленив и смотрит фильмы с субтитрами с большой неохотой. Т.е. Рузвельт должен был лично содействовать прокату «Радуги».



Картина имела большой успех, но спустя годы после войны забылась. Это вдвойне обидно, потому что снять фильм такой же силы, способный передать чем жили наши соотечественники той эпохи, практически невозможно. Не смогут это сделать криворукие режиссёры всевозможных «Матильд» и «Сталинградов», что и творчески убоги и исторически безграмотны. Да и кто играть будет? Актриса и красавица Елизавета Боярская, которая актриса, потому что Боярская, а красавица, потому что Елизавета, а не Степан? Даниил Козловский, от которого с экрана веет рекламным французским парфюмом даже в роли древнерусского князя? И посему пока существует тенденция, в которой творчески сильное патриотическое кино не только не модно, но и подвергается травле (что память о премьере «28 панфиловцев»), перемен не предвидится. Смотрите хорошее кино.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    27 марта 2018 06:37
    Современных российских сценаристов, режиссеров и актеров надо бы окунуть в ту жизнь года на два. Может, после этого будут способны что-то родить...
    1. +4
      27 марта 2018 08:31
      Цитата: avia12005
      Современных российских сценаристов, режиссеров и актеров надо бы окунуть в ту жизнь года на два. Может, после этого будут способны что-то родить...

      Их нужно для этого заставить голодать. "Настоящий художник должен быть голодным".
      "Сытый голодного не разумеет".
    2. +2
      27 марта 2018 09:03
      Я даже не слышал об этом фильме. Его не показывают в День Победы или 22 июня. Куда он пропал? Надо найти в архиве и посмотреть.
      1. +1
        27 марта 2018 13:58
        https://www.youtube.com/watch?v=BZGBk1bWjqY
        1. 0
          27 марта 2018 14:09
          Цитата: ДэнСабака
          https://www.youtube.com/watch?v=BZGBk1bWjqY

          Спасибо
          1. 0
            27 марта 2018 14:10
            не на здоровье.....
    3. +1
      29 марта 2018 04:04
      Не поможет. Они воспитаны в другой морали: для них важно не искусство, не правда в искусстве, а то, как они выглядят в этом искусстве, как они там себя преподносят, и, самое главное, сколько бабла они могут из искусства выкачать, срубить. Все эти режиссеришки и актеришки - не служители искусства, а служители золотого тельца, того бабла, которое может обеспечить их и их родственникам безбедное существование, лучше всего в лазурной Франции или на Багамах... Искусство для них - способ зарабатывания денег. Отсюда такое ничтожество на экране телевизора, в театре, кино.
      В течение всего правления СССР эти люди боролись с цензурой в искусстве. Цензура исчезла, сейчас ее нет. А что в итоге? Вместо высоко-художественных произведений, которые хочется смотреть и пересматривать нас кормят отбросами, экскриментами человеческого бытия, выдавая это за новое слово в искусстве - инсталяцию. В случае, если народ отвергает, отворачивается от дерьма, эти художники, без тени смущения, заявляют, что народ не готов к восприятию высокого искусства, он убогий, не воспитанный и не понимает, как его хотят осчастливить...Наши праведники, озабоченные судьбой народа, хотят его осчастливить, а народ не поддается и не хочет понять, что примитивное убогое искусство - это богатство, которое народ должен черпать полной ложкой и хлебать, хлебать, хлебать, залезая рылом в миску, пока не подавиться или не захлебнется. Но, самое главное, народ должен любить подобных актеришек, ремесленников от искусства и исправно нести и кидать свою денежку в заботливо подставленную копилочку, ручейки от которой как раз и обеспечивают безбедное, и даже очень безбедное, существование бездарностей от искусства.
      Сколько бы ни ругали и не клеймили подобные деятели СССР, но достаточно кинуть взор, оглянуться на те шедевры, которые были созданы в первые годы существования союза, в условиях абсолютнейшей разрухи, всеобщего упадка и разложения, и сравнить с тем, что создано за 25 лет после распада СССР. Назовите хоть одно сегодняшее произведение искусства, равное тем шедеврам, которые были созданы на заре советской власти и в течение 75 лет ее существования. Таких нет, не существует. 25 лет существования России - это художественная пустота, заполненная отбросами человеческого бытия, дешевыми подделками под искусство. Возникает вопрос: если в условиях цензуры художники могли творить, создавать шедевры, остающиеся в веках, может нам вернуться к цензуре и, таким образом, поставить заслон пошлости и безвкусице, зарабатыванию бабла на искусстве, может тогда станет понятна истинная ценность всем бездарным деточкам даже великих российских актеров таких, как О. Ефремов. Подумайте об этом...

      "Народ-государство-Отечество" - вот лозунг каждого патриота России: сильное государство, сплоченный народ, процветающее Отечество, которое не сломить внутренним и внешним врагам.
  2. +5
    27 марта 2018 08:27
    В советское время, в 13.00 воскресенье, шла передача где рассказывалось о российском и советском кинематографе, о его истории, истории создании фильмов.Показывались старые киноленты.Вот тогда первый и последний раз я увидел фильм "Радуга". Слезы сами катились из глаз. Но с тех пор я его по ТВ и не видел...
  3. 0
    27 марта 2018 09:32
    Не знал,надо посмотреть.Радуга-это символ возрождения,спасения,надежды и веры.
  4. +2
    27 марта 2018 11:53
    Ветер тебе плюсище! К своему стыду я его в сознательной жизни не видел. Может быть в детстве? Но тогда соображалка была детская-если про войну, но без войны-не неитересно, и не смотрел. Нужно будет исправить пробел.
  5. +1
    27 марта 2018 15:49
    Жирные рожи- жертвы макдонольда , на полу ламинат, пластиковые окна...
    Я бы запретил снимать о войне фильмы. Особенно по заказу государства. Не может быть фильм снят по заказу, должно идти от души. "В бой идут одни старики" лучший фильм о войне снят вопреки государству, которое пыталось задавить фильм, не вышло!
  6. +2
    27 марта 2018 19:30
    Фильмы моего детства : Брестская крепость,Звезда,Подвиг разведчика,фильмы юности: Баллада о солдате,Летят журавли,Отец солдата,Балтийское небо,Живые и мертвые,Они сражались за Родину!
    1. +2
      27 марта 2018 20:44
      Добавьте ещё: "Мир входящему", "На войне, как на войне", "Хроника пикирующего бомбардировщика", "Горячий снег", "На дорогах войны", "Торпедоносцы" и многие, многие другие фильмы.
      1. 0
        28 марта 2018 06:30
        Да,Вы правы всего,берущего за душу не перечислить!А что сейчас берет за душу? Яйца судьбы?...Охота,....Рыбалка- чисто поржать!
  7. +4
    27 марта 2018 22:10
    Величие народа проявляется во время тяжких испытаний.
    Что ругать нынешних режиссеров за мелкотравчатость?
    Слава Богу, что на нашей земле более 70 лет нет войны.
    Хотя и люди гибнут, как во время чумы.
    Но верю.
    Наступит время и о нашем лихолетье снимут фильм. И не один.
    История все расставит на свои места.
    Наивный? Хотя уже далеко не мальчик.
  8. +1
    28 марта 2018 20:57
    Цитата: naGua
    Добавьте ещё: "Мир входящему", "На войне, как на войне", "Хроника пикирующего бомбардировщика", "Горячий снег", "На дорогах войны", "Торпедоносцы" и многие, многие другие фильмы.

    ...Долгие версты войны'', ,,Нормандия-Неман'', ,,Жажда"', Освобождение''....
  9. 0
    31 марта 2018 15:06
    Премьера фильма «321-я Сибирская» состоится в День Победы
    Стала известна дата выхода военной драмы на большой экран, которую снимает бурятский режиссер
    Досуг 28 сентября 2017, 18:38 4466 4 Наташа Саган
    Премьера фильма «321-я Сибирская» состоится в День Победы
    Фото: Ольга Сморжевская

    Фильм «321-я Сибирская» снимают уже третий год. Режиссёр Солбон Лыгденов долго изучал биографии сибиряков, которые ковали победу. Их судьбы послужили основой для сценария. Впервые ленту о Великой Отечественной войне создают вдали от тех мест, где шли сражения - в Бурятии и в Иркутской области. Унгинская долина в Нукутском районе напоминает волгоградские меловые степи, поэтому крупные баталии снимают тут, сообщает Вести-Иркутск.


    1 августа 2017
    «Мы – братские народы»: В фильме «321-я Сибирская» снялись монголы и калмыки

    В самой массовой сцене в Унгинской долине участвуют почти 200 человек. Это жители Иркутской области и Бурятии. С помощью экскаватора вырыли окоп протяжённостью 200 метров и посыпали землю известью, чтобы передать этот белый оттенок, характерный для донской степи.

    Творческий коллектив называет фильм народным. Весь бюджет - это добровольные пожертвования. Причём помогают кто чем может. Люди несут продукты, реквизит.

    - Я ездил в донскую степь, в клетские степи, где наша 321-я дивизия воевала. И нашим группам, сформированным в Чите, в Улан-Удэ, выезжать в такие экспедиции очень дорого. И решили мы здесь, в Иркутской области, отыскать такие места, - рассказывает режиссёр фильма «321-я Сибирская» Солбон Лыгденов.

    Актёры работают за идею. Некоторые неделями живут на съёмочной площадке, чтобы таким образом отдать долг памяти своим дедам, погибшим на фронте. Известный российский актер Георгий Дронов на несколько дней приехал из Москвы сыграть небольшую роль.

    - Для того чтобы принять участие в военном фильме, меня не надо уговаривать. Это моя мечта была. Спасибо Солбону за то, что он пригласил меня сюда, - говорит Георгий Дронов.



    Фото: facebook.com / личная страница С. Лыгденова

    После Унгинской долины съёмочная группа отправится в Свирск. Там на заброшенном аккумуляторном заводе будут снимать уличные бои в Сталинграде. А потом начнут монтаж фильма. Премьера состоится 9 мая 2018 года.


    5 мая 2017
    Солбон Лыгденов о «321-й Сибирской»: «Я верю в наш проект и не позволю всему этому разрушиться»

    Напомним, режиссер фильма «321-я Сибирская» Солбон Лыгденов начал съемки в 2014 году. Первоначальная сумма бюджета картины – 100 млн рублей. Однако финансовые проблемы сопровождают фильм почти все время. Поддержку в финансировании обещали руководители всех основных сибирских регионов, бизнес-сообщества, министерства культуры. Но, как объясняет режиссер, не от всех съемочная группа дождалась реальной помощи. Тем не менее, в начале сентября было отснято уже 50 процентов материала.

    «Товарищи мои дорогие! Земляки! Всем тем, кому кажется, что у нас водятся огромные средства и возможность раскидываться ими во все стороны и при этом не отдавать долг, то вы глубоко ошибаетесь! Нету денег! Не поступали обещанные деньги! Ни копейки!!! Снимаем лишь потому что некоторые хорошие люди кормят нас, предоставляют жильё, какие-то люди заливают бензин и дают нам автотранспорт любого калибра! Массовка снимается бесплатно, местные актеры не требуют гонораров! Многие профессионалы помогают нам в долг! Нам верят и за это огромное спасибо! Воистину народное кино!!!», - говорит Солбон Лыгденов.
    Информация с сайта https://www.infpol.ru/news/leisure/133759-premera
    -filma-321-ya-sibirskaya-sostoitsya-v-den-pobedy/

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»