Военное обозрение

Как уходили «Акулы»

41
Почетный титул самых крупных в мире подлодок до сих пор сохраняют за собой советские / российские ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула». Корабли с полным водоизмещением 48 тыс. т несли по 16 межконтинентальных баллистических ракет и могли оставаться в море полгода. Тем не менее, к настоящему времени в составе российского флота остается только одна подлодка-рекордсмен, способная выполнять некоторые задачи. Еще две субмарины ждут начала утилизации, и в скором будущем прекратят свое существование.


Проект «Акула» является одной из самых больных тем в контексте отечественного флота. Несмотря на достаточно смелые планы, удалось построить лишь несколько подлодок с уникально высокими характеристиками. В дальнейшем специфическое сочетание технических и эксплуатационных показателей, а также политические и экономические факторы привели к постепенному списанию нескольких подлодок. Вспомним, как вышло, что из семи строившихся подводных крейсеров в строю остался только один.


РПКСН ТК-208 "Дмитрий Донской" в море. Фото Минобороны РФ


Головной корабль нового проекта 941 был заложен на заводе «Севмаш» (г. Северодвинск) в июне 1976 года. Через четыре года лодку с номером ТК-208 («Тяжелый крейсер») спустили на воду, а в конце 1981-го она вошла в боевой состав флота. Первая серийная «Акула» с обозначением ТК-202 была заложена в апреле 1978 года и строилась до сентября 1982-го. Ее передали заказчику в 1983 году, что называется, под елочку. Через два года после ТК-202 заложили ТК-12. Ее спустили на воду в декабре 1983-го, и передали заказчику примерно через год. ТК-13 строилась с зимы 1982-го по весну 1985-го. К началу 1986 года этот крейсер поступил на службу. К этому времени на испытания вышла лодка ТК-17, заложенная в феврале 1985 года. В ноябре 1987-го ее передали ВМФ. Последний из построенных кораблей, ТК-20, заложили в самом начале 1987 года, спустили на воду в июле 1988-го и сдали в сентябре 1989-го.

Изначально все РПКСН проекта 941 носили только тактические номера, указывавшие на их принадлежность к классу тяжелых крейсеров. Позже некоторые подлодки получили и имена. Так, головной корабль ТК-208 после ремонта в начале двухтысячных стал «Дмитрием Донским», ТК-12 стали называть «Симбирск», а ТК-17 – «Архангельском». В рамках договора о шефстве подлодка ТК-20 была названа в честь предприятия «Северсталь». Прочие субмарины остались безымянными.

Следует отметить, что первые «потери» перспективный проект 941 понес еще во время строительства. Во второй половине восьмидесятых годов планировалось заложить седьмую лодку серии с номером ТК-210. Предприятие «Севмаш» начало подготовку некоторых конструкций, и вскоре должна была пройти церемония закладки. Тем не менее, ее отменили. Исполняя условия существующих международных договоров, СССР решил ограничить количество «Акул» шестью единицами. Уже собранные элементы конструкции ТК-210 некоторое время простаивали без дела, и в 1990 году их разобрали.


Одна из "Акул" в море, восьмидесятые годы. Фото US Navy


Строительство крупных и сложных кораблей заняло немало времени, и потому полная группировка из шести АПЛ была достроена только к началу девяностых годов. В этот период у нашей страны уже имелись определенные экономические и политические проблемы, которые могли серьезно ударить по вооруженным силам и военно-морскому флоту.

Первой проблемой «Акул» – равно как и любых других подлодок или кораблей независимой России – стал недостаток финансирования. По некоторым данным, в первые годы после распада СССР эксплуатация корабля проекта 941 стоила порядка 300 млн рублей в год, тогда как РПКСН проекта 667БДРМ обходились лишь в 180 миллионов. Кроме того, возникли проблемы с производством и поставкой баллистических ракет Р-39 – основного вооружения лодок. Наконец, не способствовал продолжению службы и политический курс, взятый руководством страны.

Несмотря на все трудности, флот продолжал эксплуатацию шести стратегических крейсеров; время от времени проводились учебно-боевые запуски ракет Р-39. К примеру, в августе 1991 года лодка ТК-17 выполнила залповый пуск двух ракет. В октябре 1992-го корабль ТК-20 одновременно запустил три ракеты. Позже такие стрельбы проводились несколько раз, и в марте 1997 года был поставлен самый настоящий рекорд. РПКСН ТК-13 атаковал условную целью полным боекомплектом из 20 ракет. В декабре аналогичный залп выполнила лодка ТК-20. Любопытно, что обе стрельбы выполнил всего один экипаж, служивший на ТК-20.

Как уходили «Акулы»
"Акулы" на базе, девяностые годы. Фото Militaryrussia.ru


Впрочем, следствием любых учебных стрельб являлось сокращение запаса имеющихся МБР Р-39, производство которых уже было прекращено. Последние запуски ракет этого типа состоялись в октябре и декабре 2003 года, их выполнили корабли ТК-17 «Архангельск» и ТК-208 «Дмитрий Донской». На этом запас имевшихся ракет был исчерпан, что оказало самое серьезное влияние на дальнейшую судьбу их носителей.

Нужно отметить, что недостаток ракет и ограниченное финансирование флота начало сказываться на группировке «Акул» за несколько лет до последних стрельб. Уже весной 1995 года первая серийная лодка ТК-202 была выведена из боевого состава флота и отправлена в отстой. Через несколько месяцев в резерв вывели крейсер ТК-12. Вскоре после первой стрельбы полным боекомплектом в резерв отправилась лодка ТК-13. Прочие РПКСН пока оставались в составе военно-морского флота и продолжали службу, хотя и с ограниченными боевыми возможностями.

Дальнейшая эксплуатация всей серии подлодок проекта 941 в исходной конфигурации не представлялась возможной. Запас баллистических ракет подходил к концу, а перевооружение могло быть чрезмерно дорогим и фактически невозможным по объективным причинам. В связи с этим появлялись различные предложения о перестройке ракетных крейсеров в технику иного назначения. Из «Акул» предлагалось делать танкеры, транспортные суда и т.д. Тем не менее, ни одно их таких предложений не вышло из стадии обсуждений и, соответственно, не было реализовано.


Крейсер ТК-202 незадолго до отправки на разделку, 1999 г. Фото Wikimedia Commons


Тем временем дальнейшая судьба всех шести построенных подлодок оставалась неопределенной. Однако уже в конце девяностых годов было принято решение об утилизации части субмарин, оставшихся без боезапаса и реальных перспектив. В 1999 году на предприятие «Звездочка» (г. Северодвинск) доставили РПКСН ТК-202. В обозримом будущем завод должен был начать его разделку. Ирония судьбы состоит в том, что и на этот раз возникли проблемы с финансированием. Утилизация подлодки началась только в 2002 году, при прямой финансовой поддержке США. Работы продолжались до 2005-го.

Следующим на разделку отправился крейсер ТК-12. В середине 2005 года его отбуксировали в Северодвинск. В следующем году начался процесс разборки конструкций, продолжавшийся до 2007 года. Вскоре появился новый контракт на разборку подлодки, теперь речь шла о ТК-13. Через несколько месяцев стартовали выгрузка ядерного топлива и разделка конструкций. К осени 2009 года от подлодки остался только блок реакторного отсека, предназначенный для длительного хранения. Как и в случае с ТК-202, две следующие подлодки утилизировались при финансировании зарубежных партнеров.

И все же начало двухтысячных годов не было для «Акул» исключительно мрачным. Некоторые принятые решения позволили осуществить ремонт и модернизацию одного из ракетных крейсеров. Благодаря этому он смог продолжить службу, и до сих пор остается в составе военно-морского флота. Речь идет о головном корабле проекта 941 – ТК-208.


Якорь одной из списанных подлодок стал памятником в Северодвинске. Фото Wikimedia Commons


Несмотря на известные трудности, российское министерство обороны в девяностых годах продолжало поиск путей развития морской компоненты стратегических ядерных сил. На немногочисленные ракеты Р-39 полагаться не приходилось, и потому было решено разработать новую МБР для подводных лодок. Впоследствии это решение привело к появлению современной ракеты Р-30 «Булава». Для выполнения некоторых работ в интересах перспективного проекта требовалось опытовое судно, способное стать испытательным стендом.

В 1989 году головной ракетный крейсер типа «Акула» был поставлен на капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941У. В 1991 году работы были заморожены на неопределенный срок. В 1996-м их удалось восстановить, причем теперь лодку следовало перестраивать по проекту 941УМ. Летом 2002 года ТК-208 вернули в состав ВМФ с целью проведения испытаний перспективной ракеты. Через несколько месяцев после этого корабль получил имя «Дмитрий Донской».

Примерно тогда же появилось предложение отремонтировать и модернизировать по новому проекту лодки ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь», которые к этому времени остались без боекомплекта и фактически без будущего. Тем не менее, это предложение не стали сразу принимать к реализации. Споры продолжались несколько лет, но в середине двухтысячных годов ТК-17 и ТК-20 ушли из боевого состава в резерв. В обозримом будущем командование планировало решить их дальнейшую судьбу. Возможность модернизации или превращения одной из лодок в музей не исключалась полностью, но и не подтверждалась.


"Дмитрий Донской" был модернизирован и продолжает службу. Фото Минобороны РФ


На протяжении нескольких последних лет неоднократно появлялись сообщения о будущем двух подлодок, пребывающих в резерве. На этот раз новости не давали ни малейшего повода для оптимизма. Так, официальные лица впервые рассказали о своих реальных планах в 2015 году. Тогда говорилось, что два корабля придется утилизировать. Весной 2016 года с двух подлодок начали демонтировать крышки пусковых установок.

Последние на данный момент новости о дальнейшей судьбе ракетных крейсеров и сроках выполнения работ появились в середине января. РИА Новости со ссылкой на неназванный источник писало, что в скором будущем «Архангельск» и «Северсталь» тоже отправятся на утилизацию. Корабли уже выведены из боевого состава, и в обозримом будущем будут разделаны. Утилизацию будет выполняться судостроительной промышленностью при участии госкорпорации «Росатом». Работы начнутся не ранее 2020 года.

Имеющиеся сведения о будущем «Дмитрия Донского», в отличие от новостей про ТК-17 и ТК-20, могут быть поводом для оптимизма. Начиная с 2016 года, в средствах массовой информации несколько раз утверждалось, что ТК-208 продолжит службу и после 2020 года. В начале прошлого десятилетия эта лодка стала опытовым судном для испытаний ракеты «Булава», и в обозримом будущем она может вновь вернуться к такой работе. Министерство обороны планирует создать улучшенный вариант ракеты Р-30, и к испытаниям опытных изделий этого типа могут привлечь имеющийся корабль. Таким образом, через несколько лет «Дмитрий Донской» получит новую возможность выйти в море с опытными ракетами на борту и поспособствовать укреплению ядерного щита.


ТК-208 у уникального крана для загрузки ракет. Фото Минобороны РФ


С момента принятия ТК-208 в состав ВМФ СССР прошло более 36 лет. При этом более 12 лет подлодка пребывала на ремонте и модернизации. Однако и в этом случае «Дмитрий Донской» является своеобразным рекордсменом среди «Акул». Он оставался на службе дольше всех и, вероятно, в будущем только улучшит подобные показатели. Планы по использованию этого РПКСН в будущей программе испытаний модернизированной «Булавы» позволяют предполагать, что его возраст в итоге перевалит через 40 лет или даже приблизится к 50.

Прочие подлодки проекта 941 уже не смогут похвастать такими сроками службы. Два корабля были выведены в резерв в середине девяностых годов, еще два – в середине двухтысячных. Большая их часть оставалась в боевом составе флота не более 12-15 лет. Единственное заметное исключение – лодка ТК-17, переданная флоту в 1987 году и выведенная в резерв в 2006-м. Однако и в этом случае подлодка служила гораздо меньше, чем могла бы в благоприятной ситуации.

Согласно планам отдаленного прошлого, перспективные ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» должны были пополнить и усилить морскую компоненту стратегических ядерных сил, заметным образом повысив ее ударные возможности. Нельзя не признать, что советское военное кораблестроение справилось с поставленной задачей и обеспечило флот требуемым количеством нужной техники. Предприятия ракетной отрасли, в свою очередь, создали солидный запас требуемых вооружений.


ТК-208 "Дмитрий Донской" останется в строю, как минимум, до начала двадцатых годов. Фото Минобороны РФ


При сохранении желаемых возможностей и должного финансирования стратегические «Акулы» могли бы в течение нескольких десятилетий вносить самый заметный вклад в обеспечение безопасности страны. Однако известные события конца восьмидесятых годов и кризис девяностых привели к иным результатам. Нашей стране пришлось отказаться от строительства седьмого корабля серии, а затем списать и утилизировать четыре уже построенных. Две подлодки остаются в резерве, но их судьба не так давно была определена. Только одна уникальная во всех отношениях субмарина пока продолжает службу, пусть даже и в новом качестве.

Очевидно, что эпоха лодок типа «Акула» подходит к своему завершению, и им уже не суждено стать основой морской составляющей ядерного щита. Тем не менее, и в такой ситуации командование смогло найти возможность сохранить в строю хотя бы один корабль. Однако и это вряд ли может быть достаточным поводом для оптимизма. Приближается новое десятилетие, а после 2020 года начнется разделка двух подлодок из трех оставшихся. В самом лучшем случае, военному ведомству и заинтересованной общественности удастся превратить одну из лодок в музей, но и на это, похоже, пока рассчитывать не стоит. Эпоха «Акул» заканчивается. Но, к счастью, начинается новая – эпоха «Бореев».

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://flot.com/
http://flotprom.ru/
http://deepstorm.ru/
https://defence.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-671.html
Автор:
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. лесовозник
    лесовозник 27 марта 2018 05:15
    +12
    М-да.... жаль... . И я просто счастлив что увидел живьём эту красавицу в Кронштадте
    1. Болгарский Перец
      Болгарский Перец 28 марта 2018 00:11
      +2

      Красава! надеюсь что сдеаете новие болшие подлодки с двойном херм. корпусе!
  2. voyaka uh
    voyaka uh 27 марта 2018 15:07
    +9
    Жаль, если все попилят, и ни одна не попадет в музей. Уникальная конструкция.
    В Штатах есть шизнутые мильтимиллионеры-коллекционеры, которые могут купить.
    Только реактор надо вынуть и лодку дезактивизировать.
    1. avt
      avt 27 марта 2018 16:10
      +4
      Цитата: voyaka uh
      Жаль, если все попилят, и ни одна не попадет в музей. Уникальная конструкция.

      Конструкция реально уникальная - спору нет , но под них ракет нет , а перелицовывать ..... лучше 955 на эти деньги строить. ,,Донской" как опытовый корабль ещё походит , тем более что ЗИПа от разбираемых для наго хватит. Ну и металл , машины и механизмы от утилизированных пойдёт через фонд имущества на новые . Держать ,,водовозы" накладно . Это получится ТРИ типа стратегов на вооружении. Достаточно пока 667-х, и 955-х им на смену.Касаемо музея из ,,Донского" когда нибудь потом....ну сперва надо первую К-3 627 проекта как то до музея полноценного довести.
      1. владимир1155
        владимир1155 27 марта 2018 23:28
        +2
        ракеты для них можно было бы найти, хоть булава, хоть калибр, да может и синева-лайнер поместился бы
  3. exo
    exo 27 марта 2018 16:14
    +22
    Поражают темпы:5 лет,на лодку.Сейчас,даже не знаю как назвать-фрегат,строят 10 лет!!! И это,ещё не окончательный срок. Колоссальная деградация в судостроении.
    Помню,старший брат,приехав с практики с Севера (заканчивал Подплав им.Лен.комсомола),упоминал о секретной двухкорпусной субмарине.Конечно,без деталей.
    А до Камчатки,эти корабли,так и не добрались.Вживую,не лицезрел.
    1. агатовец
      агатовец 27 марта 2018 18:14
      +11
      Для строительства таких лодок в Северодвинске на СМП был построен специальный цех 55-й . Просто гиганский. Я как то в выходной день буквально заблудился в нём, нужно было взять с нашего склада некоторое вещество - шило ,чего теперь скрывать. Вроде был пару раз , но с сопровождающим коллегой, а тут послали как самого молодого и ещё трезвого . такой облом, люди ждут ,а я час не мог найти . Чуть не растерзали. Ходил на ней . Гражданским специалистом . БИУС . Спали на ракетной палубе у шахт Других туда не пускали но это тоже мы делали , только в другом отделе поэтому допуск был.
    2. НЕКСУС
      НЕКСУС 27 марта 2018 19:21
      +7
      Цитата: exo
      Поражают темпы:5 лет,на лодку.Сейчас,даже не знаю как назвать-фрегат,строят 10 лет!!!

      ТАРК Нахимов(Калинин) -Заложен 17 мая 1983 года,30 декабря 1988 года вступил в строй. 5 лет с нуля построен.А сколько уже идет модернизация его?

      Цитата: saturn.mmm
      Позже такие стрельбы проводились несколько раз, и в марте 1997 года был поставлен самый настоящий рекорд. РПКСН ТК-13 атаковал условную целью полным боекомплектом из 20 ракет
      Кирилл может имеет смысл исправить неточность в статье?

      В декабре 1997 года под командованием А. С. Богачёва произвёл ракетную стрельбу полным боекомплектом. В том же году ранее экипаж ТК-20 под командованием А. С. Богачёва произвёл ракетную стрельбу полным боекомплектом на однотипном ТК-13. Эти стрельбы являлись способом утилизации баллистических ракет, отслуживших свой срок, методом подрыва в воздухе.
  4. saturn.mmm
    saturn.mmm 27 марта 2018 17:21
    0
    Корабли с полным водоизмещением 48 тыс. т несли по 16 межконтинентальных баллистических ракет и могли оставаться в море полгода.

    Позже такие стрельбы проводились несколько раз, и в марте 1997 года был поставлен самый настоящий рекорд. РПКСН ТК-13 атаковал условную целью полным боекомплектом из 20 ракет

    Кирилл может имеет смысл исправить неточность в статье?
    1. агатовец
      агатовец 27 марта 2018 18:21
      +6
      Двадцать , двадцать, сам считал когда на неё поднимался ,Трап ставили ближе к носу а вход сбоку в рубке , причём чтобы добраться до верхнего рубочного люка надо сперва по трапам внутри рубки подняться на высоту примерно 3 -го этажа .
  5. igorspb
    igorspb 27 марта 2018 18:02
    +4
    Акулы из стали....
  6. garri-lin
    garri-lin 27 марта 2018 19:54
    +5
    Трагичная судьба у этих красавцев. Богатыри не получившие возможность самореализоватся. Этакая " звезда смерти" по советский, сила в чистом виде.
  7. инженер74
    инженер74 27 марта 2018 20:05
    +3

    Понимаю, что "победа технологий над разумом", но всё равно жалко - корабли Империи.
  8. Olegi1
    Olegi1 27 марта 2018 20:14
    +2
    Эх, хоть одну - но в музей надо. Таких лодок вряд-ли когда построят. Уникальная вещь.
    1. tima_ga
      tima_ga 2 апреля 2018 18:03
      0
      Вот бы одну поставить в парк в Кубинке. Доставка, конечно, не проста, но при желании...
  9. polkovnik manuch
    polkovnik manuch 27 марта 2018 20:28
    +6
    Просто промолчу , жаль,что за развал страны ,Армии и Флота так никто из мерзавцев дерьмократов до сих пор не ответил по Закону . Законы у нас не под тех заточены . Сейчас время нового Сталина пришло , надеюсь ВВП таким и станет. Еще будут при встрече с нашими кораблями в море ,за полмили , супостаты , свои флаги приспускать !
  10. Сергей985
    Сергей985 27 марта 2018 20:52
    +3
    Вот зачем писать про полгода, таких автономок просто не было. Больше ста суток просто по медицинским показаниям нельзя, необратимые изменения в организме наступают. Этого и придерживались всегда. Что касается 941 проекта, автор правильно указал: чрезмерно дорого. Вместо них лучше бы БДР и БДРМ побольше сделали. Там и ракеты намного удачнее получились. Выглядит Акула, конечно величественно, но содержать её... . Можете, конечно не согласиться со мной, но данном случае надо мыслить рационально. Лишних денег у нас нет. Хотя я помню, как америкосы сияли от счастья, с какой радостью денег давали, чтобы их на иголки распиливать начали. Один из делегации(которые в Северодвинске в начале 90-х, чередой шли) признался, что это его мечта и она осуществилась.
    1. jjj
      jjj 27 марта 2018 21:05
      0
      БДРМы и стали строить после 941-го
      1. Сергей985
        Сергей985 27 марта 2018 21:10
        +3
        Вышли то они из БДР. Первую чуть не завалили на испытаниях. Срочно шпигаты дорезать пришлось.
    2. NikWik
      NikWik 27 марта 2018 21:30
      +12
      Ну почему же, была у нас одна боевая служба 121 сутки. А так вы правы- стандарт - 90 суток.
    3. tima_ga
      tima_ga 2 апреля 2018 18:07
      0
      А как они ликовали, когда Оку резали...
  11. Горный стрелок
    Горный стрелок 27 марта 2018 21:07
    +5
    Колоссальный корабль. Но уж очень большой. Невозможно сделать такую громадину малозаметной. Ракеты устарели ещё в процессе разработки. Отставал СССР по твёрдым ракетным топливам. Потому и ракеты такие громадные получились. И лодку под неё пришлось делать. Увы, инженерный тупик...
  12. Тестов
    Тестов 27 марта 2018 21:53
    +12
    Уважаемый Горный стрелок, все кто на "Акулах" служили и всплывали во льдах не считали свои корабли через чур шумными и заметными. Даже в маленьком Белом море зимою бегала "Акула" подо льдами от Северодвинска в Кандалакшский залив, затем к Соловкам, затем к Северодвинску и вновь в Кандалуху. Супостат её не видел подо льдом и не слышал, горло Белого моря тогда силы ПЛО могли перекрыть... Так что вполне надёжный и комфортный для команды пароход "Севмаш" сделал...Танкер из них предлагали делать, но уж больно дорогая получилась бы транспортировка. А как носитель дронов или для установки станций гидроакустики вполне бы и "Северсталь", и "Архангельск" могли бы России послужить.
    1. tima_ga
      tima_ga 2 апреля 2018 18:11
      0
      Много разных мыслей было по переоборудованию. Представьте, четыре десятка Ониксов, да одним залпом, да по АУГ...
  13. владимир1155
    владимир1155 27 марта 2018 23:25
    +2
    очень жаль, неужели нельзя было их отремонтировать.......
  14. флотский33
    флотский33 27 марта 2018 23:30
    +3
    Всех приветствую! Колоссальный Корабль! Служил в 90е в Западной Лице,они в губе Малая Лопатка базировались.Наш РТМ по сравнению с Акулой как шлюпка.Говорили,что на верхней палубе Камаз разворачивается.
    1. domnich
      domnich 29 марта 2018 20:31
      +4
      Цитата: флотский33
      они в губе Малая Лопатка базировались


      Ну, в Малой Лопатке "Акула" бы не поместилась. В губе Нерпичья они стояли. В Западную Лицу мы частенько заходили для обслуживания буев и береговых знаков.
      1. флотский33
        флотский33 29 марта 2018 22:50
        +2
        Приветствую Уважаемый! Вы абсолютно правы,спасибо за поправку.Подзабыл уже.
      2. агатовец
        агатовец 3 апреля 2018 14:46
        0
        Да в Большую Лопатку им было бы трудно протиснутся. . А в Гаджиево или Гремихе запросто.
  15. Болгарский Перец
    Болгарский Перец 28 марта 2018 00:09
    +2
    Красивие подлодки! Надо модернизировать их, а не резать за скрап/старое железо.
    Огромное место для вооружение, можно ставить контейнери с крилятие ракети/ПКР/Булава/Синева.
  16. andy 110
    andy 110 28 марта 2018 02:07
    +1
    "Самая крупная в мире" это конечно здорово, но боекомплект "Огайо" в полтора раза больше.
    1. 11черный
      11черный 28 марта 2018 04:46
      +5
      Цитата: andy 110
      "Самая крупная в мире" это конечно здорово, но боекомплект "Огайо" в полтора раза больше.

      Во первых не в полтора. Во вторых у нашей ракеты гораздо мощнее боевые блоки.
      1. mvg
        mvg 28 марта 2018 14:16
        0
        Вы пошутили про боевые блоки? 10х100 у рс-39 или 14х100 у буржуазной, при стартовой массе в полтора раза меньшк, и забрасываемая масса у Трайдента больше, и КВО меньше. А у англицких вариантов и боеголовки интереснее. И статистика пусков сумасшедшая.
        Булава до Трайдента не дотягивает, от слова совсем, ну не считая того, что так и не летает.
    2. vvvjak
      vvvjak 28 марта 2018 08:22
      +6
      Цитата: andy 110
      "Самая крупная в мире" это конечно здорово, но боекомплект "Огайо" в полтора раза больше.

      И толку с этого большого боекомплекта если она за поход может выпустить одну ракету (макс. залп ПЛ США 4 ракеты). А "Акула" все 20.
      1. mvg
        mvg 28 марта 2018 14:19
        0
        Только итиоты за один поход выпускают в белый свет целое состояние. Представляете стоимость рс-39? А теперь Кузя выходит на учение, чтоб ракетами ПВО пострелять. И состав авиагруппы смешной.
        1. vvvjak
          vvvjak 28 марта 2018 14:51
          +5
          Цитата: mvg
          Только итиоты за один поход выпускают в белый свет целое состояние. Представляете стоимость рс-39? А теперь Кузя выходит на учение, чтоб ракетами ПВО пострелять. И состав авиагруппы смешной.

          Р-39 стоимости не имеет т.к. снята с вооружения (последняя еще в 2004 г. по памяти). А вот их утилизировать стоит много денег. Вот командование ВМФ ( в данном случае совсем не ) и совместили приятное с полезным. Рекомендую ознакомиться с произведением Э.Овечкина "Акула из стали" найдете там еще много чего интересного. А у ПЛ США возникают трещины в корпусе и потому они залпами не стреляют и деньги здесь не причем.
  17. 11черный
    11черный 28 марта 2018 04:31
    +1
    Корабли с полным водоизмещением 48 тыс. т несли по 16 межконтинентальных баллистических ракет

    По 20 ракет. Автор, наверное, спутал с Дельфинами или Бореем - там 16.
  18. geniy
    geniy 28 марта 2018 18:21
    0
    Подводные авианосцы 2018 03 28

    А вот есть мысль перестроить все три имеющиеся "Акулы" в подводные авианосцы. Конечно у всех сразу возникает

    идиосинкразия при словосочетании "подводный авианосец" потому, что каждый видел тысячи фотографий обычных авианосцев

    с десятками самолетов открыто стоящих на их верхних палубах. А поскольку у подводного авианосца в принципе не может

    быть такого, чтобы самолеты долго стояли на палубе, то все люди думают, будто подводный авианосец в принципе нельзя

    построить. Но на самом деле у обычных авианосцев подпалубные ангары рассчитаны таким образом, чтобы вместить

    абсолютно все самолеты внутри корабля, а не сверху. То есть напалубная стоянка самолетов используется просто для

    удобства и от лени постоянно их опускать и поднимать из ангаров на палубу и обратно. Но в случае урагана или шторма

    все равно все самолеты с верхней палубы опускаются в ангар.
    А у подводных крейсеров имеется такое уникальное свойство: что это корабли- КАТАМАРАНЫ! То есть у каждой из

    них ДВА параллельных корпуса, и от этого довольно большая ширина. Так вот - очень легко у этих кораблей сделать и

    еще большую ширину полетной палубы (За счет развала бортов при перестройке), и достичь ширины палубы порядка 40

    метров - то есть почти как и у обычного надводного авианосца.
    А также у всех знатоков есть понимание привычного авианосца с диагональной палубой, что для подводного

    авианосца тоже неприемлимо. Но диагональная палуба - это пережиток прошлого, как бипланы в авиации. Диагональная

    палубы была придумана англичанами чтобы обеспечить одновременность сразу двух операций: и взлет и посадку самолетов.

    То есть с переднего участка палубы осуществляется только взлет, а на диагональную палубу - только посадка. Но на

    самом деле это очень плохо. Можно придумать совсем другую архитектуру - чтобы взлет и посадка всех самолетов

    осуществлялись бы только на параллельные взлетно-посадочные полосы, без всяких диагональных.
    Дело в том, что самолет при взлете может стоять практически вплотную к борту, даже свешивая одно крыло за борт, но

    чтобы самолеты при этом не сваливались бы в море, то конечно надо иметь небольшой фальшборт (высотой примерно

    полметра). И вот тогда взлетающие самолеты могут быть расположены по две штуки вплотную к обрезу борта, а между ними

    останется свободное пространство для посадочной палубы шириной примерно 20 метров - вплоне достаточно для посадки

    самолетов строго по продольной плоскости корабля.
    Кроме того, а обычных надводных авианосцев самолетные ангары имеют огромный объем и циклопическую высоту -

    порядка 8-11 метров. А в любой подводной лодки необходимо строго жестко ограничивать объем. И это легко можно

    сделать, если применить принцип складывания частей самолета по высоте. Во -первых - у любого современного самолета

    убирающееся шасси (то есть складывающееся внутрь планера самолета). И одно это очень сильно уменьшает высоту

    самолета. И вот если применить специальные тележки, которые позволяли бы самолеты складывать шасси и при этом

    тележки перевозили бы сложенный самолет в любое нужное место - к лифту в ангар и обратно, то одно это очень сильно

    уменьшило бы и потребную высоту и объем ангаров. А кроме того все современные авианосные самолеты имеют

    складывающиеся крылья. Но нет никакой инженерной трудности кроме складывающихся крыльев сделать и складывающиеся

    кили всех самолетов. И тогда с учетом убранного шасси высота любого реактивного самолета-истребителя станет не

    больше 2,5-3 метров, и значит междупалубная высота в ангаре будет достаточна всего 3,5 метра. А это значит, что

    подводный авианосец типа "Акула" в дух корпусах мог бы вместить порядка 200 (ДВУХСОТЕН) самолетов истребителей

    например типа МиГ- 29 или новейших МиГ-41. Хотя конечно можно представить комбинацию авиакрыла из 100 МиГ-41 и + 50

    Су-33.
    Таким образом российский подводный авианосец типа "Акула" мог бы нести порядка 150-200 современных

    реактивных истребителей. А ведь это намного больше, чем у любого американского надводного атомного авианосца, у

    каждого из которых авиакрыло не больше 90 самолетов. И ясное дело что такой российский авианосец в дуэли одни на

    один запросто потопить любой американский. А то, что американские несут не больше 90 самолетов - так это они

    обнаглели от избытка денег - они и не думают что можно устанавливать самолеты в ангаре со сложенными шасси и килями.
    Если у вас возникает идиосинкразия к строительству подводному авианосцу, то поймите, что у России просто нет

    другого выхода. Если для русского флота будут строиться обычные надводные атомные авианосцы, то это растянется на

    десятки лет, и причем у американцев сейчас кажись 13 авианосцев (это не считая десятков десантных вертолетоносцев) -

    против одного российского. А вот для подводных авианосцев это соотношение уже не играет такой роли. Дело в том, что

    все надводные корабли легко видны из космоса с космических аппаратов-разведчиков. И если России строить надводные

    авианосцы, то в случае войны они будут легко отслеживаться американскими силами и запросто будут уничтожены. А вот

    подводные авианосцы тайно смогут прийти в любую точку мирового океана - да хоть к берегам США - и нанести

    смертельный удар, а потом сразу погрузиться и уплыть в неизвестном направлении.
    Кроме того: всем знатокам надо понимать что самолеты с точки зрения физики - это всего лишь обыкновенный

    груз. И как обыкновенный груз все самолеты в порту можно снять и на их место поставить любой другой груз: например

    тяжелые танки, бронетранспортеры, артиллерийские орудия, ящики со снарядами и патронами, контейнеры с

    продовольствием и топливом,а по углам всех отсеков разместить тысячи солдат или моряков для десанта. И тогда этот

    подводный авианосец сразу превращается в подводный танко-десантный корабль, Причем можно оставить в одном-двух

    отсеках десятка два реактивных истребителей для защиты высадившегося десанта от налетов вражеской авиации. И

    подводный десантный корабль обладает огромным преимуществом: во первых он сможет взять на борт около 200 тяжелых

    танков и бронетранспортеоров, а во вторых - скрытно и незаметно для врага перевезти к побережью любой приморской

    страны.
    И еще одно свойство: самолеты легко снять и на их место принять любой другой груз. И и тогда "Акула"

    превратиться в подводный транспорт. Мало кто из знатоков знает, что подводные транспорты - это очень нужные для

    любого флота суда. Например в Германии во время первой мировой войны построили пару-тройку больших подводных лодок

    для транспортных целей - и они перевозили каучук, цинк и олово из америки в начальном периоде войны. А во время

    второй мировой войны когда Севастополь был окружен, и многие подводные лодки Черноморского флота вместо боевых

    выполняли чисто транспортные рейсы - привозя в Севастополь снаряды, а увозили раненный солдат. Так же и на Балтике

    одна из лодок типа "Правда" вышла в транспортный поход для того, чтобы эвакуировать солдат с полуострова Ханко. Так

    что подводные транспортные суда очень нужны. Например для того, чтобы тайно перевезти тысячи тонн грузов

    дружественной Кубе, или Вьетнаму, или Индии, Аргентине, Венесуэле, Филлипинам, Индонезия, Никарагуа, Ангола, или

    даже для снабжения боеприпасами и пищей высадившийся на отдаленных островах российский десант. И лучше всего это

    могли бы сделать перестроенные подводные крейсеры типа "Акула".
  19. Doliva63
    Doliva63 28 марта 2018 21:16
    +6
    Давно как-то , под "телевизор" - коньяк с пивом, человек с такой лодки очень хвалил её. За лодку! drinks
  20. Старый26
    Старый26 29 марта 2018 20:01
    0
    Вроде как не пятница, чтобы принять лишку на грудь. И не воскресенье (День Смеха). Может фантастики перечитались или сайт "Альтернативная история" внимательно проштудировали????

    Цитата: geniy
    Во -первых - у любого современного самолета убирающееся шасси (то есть складывающееся внутрь планера самолета). И одно это очень сильно уменьшает высоту самолета. И вот если применить специальные тележки, которые позволяли бы самолеты складывать шасси и при этом тележки перевозили бы сложенный самолет в любое нужное место - к лифту в ангар и обратно, то одно это очень сильно уменьшило бы и потребную высоту и объем ангаров. А кроме того все современные авианосные самолеты имеют складывающиеся крылья.

    Ну поставите вы на тележку самолет. А что дальше? Вам придется иметь настолько мощную и сложную тележку, чтобы она смогла поднять самолет на высоту, где можно выпустить шасси. И понять нужно будет тонн 20 как минимум (Для МИГ-29). И ничего сложного сделать и складывающий в трех или четырех местах фюзеляж. Вообще компакт будет....

    Цитата: geniy
    А это значит, что подводный авианосец типа "Акула" в дух корпусах мог бы вместить порядка 200 (ДВУХСОТЕН) самолетов истребителей

    А чего так мало? да не стесняйтесь, берите уж сразу 4 сотни. Понятие линейного размера самолета для вас пустой звук. Попробуйте в схеме "Акулы" разместить на схеме самолеты (в одинаковом масштабе)...

    Цитата: geniy
    например типа МиГ- 29 или новейших МиГ-41. Хотя конечно можно представить комбинацию авиакрыла из 100 МиГ-41 и + 50 Су-33.

    О уже 100 МИГ-41-х. Забористая видно у ваш штука, которую вы потребляете...

    Цитата: geniy
    Таким образом российский подводный авианосец типа "Акула" мог бы нести порядка 150-200 современных реактивных истребителей. А ведь это намного больше, чем у любого американского надводного атомного авианосца, у каждого из которых авиакрыло не больше 90 самолетов.

    Намного больше. Вот только они эти 90 ЛА несут, а в вашем "прожекте" они от фонаря".
    Нескромный вопрос. А где вы собираетесь размещать тысячи или даже десятки тысяч литров горючего и боеприпасы??? А персонал???? Я уже не говорю о том, что куда вы собираетесь прицепить катапульту...

    Цитата: geniy
    Причем можно оставить в одном-двух отсеках десятка два реактивных истребителей для защиты высадившегося десанта от налетов вражеской авиации. И подводный десантный корабль обладает огромным преимуществом: во первых он сможет взять на борт около 200 тяжелых танков и бронетранспортеоров, а во вторых - скрытно и незаметно для врага перевезти к побережью любой приморской страны.

    Комментировать дальше я не буду. Понятие плавучести надо понимать для вас лишнее. Могу только сказать, что был у нас в свое время проект такой подлодки-транспорта. Водоизмещение 18000 тонн и длиной в 190 метров с ядерной силовой установкой. так вот, максимум, что этот транспорт мог перевезти - 10 плавающих танков ПТ-76 и 10 бронетранспортеров. А не 200. да еще десятка два истребителей.
  21. Kair501
    Kair501 30 марта 2018 16:52
    0
    Как всегда! Лучше на иголки пустить, чем подумать как использовать. В России две беды дураки и дороги, блин.....