Британский флот находится в лучшем состоянии за полвека

94


На прошлой неделе на “ВО” появился материал о состоянии вооруженных сил Туманного Альбиона. Эксперт, не стесняясь в выражениях, красочно описал упадок некогда мощнейших ВВС и ВМС (армия у бриттов традиционно не являлась приоритетом).



Военные расходы Британии составляют всего лишь 1,9% от ВВП, что не лучшим образом сказывается на обороноспособности страны. Однако автор чрезмерно увлёкся, затронув области, о которых он не имеет четких представлений. Недостаток информации был восполнен догадками, которые, по представлению автора, должны соответствовать общей линии его рассказа.

На "далекую линию овеянных бурями кораблей" "правящей морями" Британии рассчитывать не приходится, с ней дела еще хуже, чем с авиацией.

"Облезлый британский лев: "Ступай прочь, старая палёная кошка!", автор Я. Вяткин.

Взвешивая чужие промахи, мало кто из нас не положит руку на чашу весов (Л. Питер). Объективность — понятие субъективное. Для точных оценок необходимо владеть полным объёмом информации, что маловероятно на практике. Максимум, что может журналист, — быть беспристрастным, анализируя доступные ему данные.

Более близкое знакомство с Королевскими ВМС приводит к неожиданному выводу: их флот находится в лучшем состоянии за последние 50 лет. А ограниченного бюджета хватает для содержания одних из лучших ВМС в мире. Для того, чтобы убедиться в этом, перемотаем историю на несколько десятилетий назад.

1982 год, Фолклендский конфликт: лучшее, что было у Британии, — эсминцы “тип 42” (4200 тонн) с ограниченными боевыми возможностями. Восемь единиц в строю.

Авианосцы и “СиХарриеры” провалили оборону против аргентинских ВВС, оснащенных авиатехникой 1950-х гг. Вот такими были те авианосцы.

Пара десятков эсминцев и фрегатов (2000 тонн) постройки 1950-60х гг. О возможностях этих “посудин” говорит простой факт: из восьми десятков выпущенных ракет ЗРК “СиКэт” было зафиксировано… 0 попаданий.

Неудивительно, что 30 кораблей и судов (треть эскадры!) были повреждены средствами воздушного нападения. Своей победой британские адмиралы обязаны еще более удручающему состоянию вооруженных сил Аргентины, у тех отказали 80% сброшенных бомб.

Британский флот находится в лучшем состоянии за полвека

Словно кинохроника Второй мировой. Средства ПВО британских кораблей позволяли расстреливать их в упор.


Прошло три десятилетия. Как изменился британский флот?

Боевое ядро современных КВМС — шесть эсминцев типа “Дэринг” (Тип 45), принятые в строй в 2009-2013 гг.

"Дэринги", в общем, тоже не шедевр кораблестроения, имеют достаточно проблемный ЗРК

Из той же статьи.

Особенно странным было упоминание о проблемном ЗРК, учитывая, что “Дэринги” — лучшие в мире из специализированных кораблей ПВО/ПРО. Там, где не справятся британские эсминцы, уже не справится никто.

Насколько оправданно подобное заявление? Чтобы убедиться в том, что они лучшие в своём классе, достаточно взглянуть на корабли.



Эсминец выделяется всем. От грамотной компоновки с выдающейся высотой размещения антенных постов, до качественных характеристик самих антенн (2 радара с АФАР) и зенитного комплекса PAAMS(S), установившего серию рекордов по перехвату целей в сложных условиях.

“Дэринг” вдвое крупнее эсминцев предыдущего типа (Type 42). Его полное водоизмещение — около 8000 тонн. Отсутствие ударного вооружения и КР большой дальности объясняется мирным временем: в носовой части “Дэринга” зарезервировано место под 12-16 дополнительных ракетных шахт.

Даже спустя десятилетие после закладки уровень ПВО британских эсминцев остается недостижимым для ВМС большинства стран мира.



Помимо “Дэрингов”, в составе надводной компоненты имеются 13 фрегатов типа “Дюк” (“Герцог”), пополнивших ряды ВМС в период с 1990 по 2002 гг. По своим характеристикам и составу вооружения они примерно соответствуют отечественным БПК пр. 1155. При этом “герцоги” моложе отечественных БПК и эсминцев в среднем на 10 лет.

В 2017 году на верфи в Глазго был заложен фрегат следующего поколения Global Combat Ship (Тип 26), полным водоизмещением свыше 8000 тонн. Ожидается, что до конца следующего десятилетия ВМС получат восемь таких фрегатов-переростков.

Таким на деле выглядит “облезлый британский лев”.

Параллельно ведется разработка проекта “Тип 31e”, также известного, как “фрегат общего назначения”. Более скромная версия корабля океанской зоны, планируемая к постройке серией из 5 единиц.

Авианосцы

В 2017 году к прохождению ходовых испытаний приступил авианосец “Куин Элизабет”. При полном водоизмещении свыше 70 тыс. тонн он стал крупнейшим из боевых кораблей, когда-либо построенных в Великобритании. А также первым полноценным авианосцем Королевских ВМС за последние 38 лет, с момента разделки на металл устаревшего “Арк Ройал” в 1980 году.



Как изменится потенциал ВМС с появлением “Куин Элизабет” и его близнеца, строящегося авианосца “Принс оф Уэлс”, чья передача флоту запланирована на 2020 год?

Несмотря на выдающиеся размеры, “Куин Элизабет” не имеет катапульт и предназначен для эксплуатации самолетов с вертикальным (укороченным) взлетом и посадкой. Реальная численность авиагруппы по плану составит всего 24 истребителя F-35B и несколько единиц винтокрылой техники. В десантной конфигурации возможно размещение транспортно-боевых вертолетов (в .т.ч. тяжелых CH-47 “Чинук”), конвертопланов и эскадрильи ударных АН-64 “Апач”.

Известно, что даже американские “Нимицы” — не в пример более мощные и совершенные корабли с большей численностью авиакрыла не способны повлиять на ситуацию в локальных войнах. Тогда чего ожидают англичане? Очевидно, что никакой значимой силы "Куины" представлять не будут.



Несомненно одно — даже такой корабль лучше, чем пустой причал.

70 тысяч тонн не могли быть потрачены впустую. Британцы получили универсальную платформу — мобильный аэродром с парой десятков истребителей, противолодочный вертолетоносец, десантный корабль и морскую радарную базу — благодаря своей мощной РЛС, “Куин” способен контролировать воздушное пространство в радиусе 400 км.

Теперь его станут пригонять везде, где появится возможность использовать такой корабль. Вопрос о необходимости выносится за рамки дискуссий. Статус “морской державы” обязывает иметь авианосец.

С появлением авианосцев возник вопрос о дальнейшей судьбе десантных кораблей “Альбион” и “Булвэрк” (“Оплот”), вступивших в строй в 2003-2004 гг. Британские УДК не отличаются выдающимися возможностями, уступая по совокупности характеристик французскому “Мистралю”. С учетом того, что проведение десантных операций может быть обеспечено при участии авианосцев “Куин Элизабет”, запланированные сроки службы УДК типа “Альбион” (до 2033-34 гг.) могут быть скорректированы в меньшую сторону.

Возможность досрочного списания УДК имеет и другую причину: в структуре ВМС Великобритании имеется “теневой” элемент. Вспомогательный флот (RFA) — морские суда специального назначения, укомплектованные гражданскими экипажами, при этом выполняющие чисто военные задачи. Быстроходные танкеры, корабли комплексного снабжения, универсальные десантные корабли и вертолетоносцы, замаскированные под гражданские суда.


Мирный пароход “Маунтс Бэй” демонстрирует створы дока для десантных катеров


Вспомогательный флот активно пополняется новой техникой. Так, в 2017 году, был введен в строй быстроходный танкер (КСС) нового типа “Тайдспринг” водоизмещением 39 000 тонн. Данное подразделение — становой хребет ВМС Великобритании, обеспечивающий проведение операций по всему земному шару.


Танкер RFA Tiderace на стоянке в американской военно-морской базе Йокосука (Япония)


Подводная компонента

В строю — 10 атомных субмарин:

4 “Вэнгарда” стратегического назначения и 6 многоцелевых ПЛА: три “Трафальгара” (1989-1991 гг.) и три “Астьюта” нового поколения.

На различных этапах постройки находятся еще две субмарины серии “Астьют”, третья построенная, но не успевшая вступить в строй (“Одейшес”), приступила к прохождению испытаний в январе 2018 года.

С учетом технического состояния кораблей, их молодого возраста и оснащения (к примеру, все шесть ПЛА — носители крылатых ракет большой дальности), ВМС Великобритании могут претендовать на второе место в мире (после США) по числу боеспособных подлодок.



Дабы не пересказывать избитых истин, хочу поделиться парой фактов о Submarine Service.

Общеизвестно, что на вооружении британских ПЛАРБ находятся американские баллистические ракеты “Трайдент-2”. Менее известно, что британцы используют более совершенные ядерные боезаряды собственной конструкции, имеющие регулируемую мощность взрыва (от 0,5 до 100 кт).

Все шесть многоцелевых атомных подлодок вооружены КР большой дальности “Томагавк”. Великобритания — единственный из союзников США, которому было предоставлено право на приобретение данного оружия, сочетающего стратегическую дальность полета с конвенционной боевой частью.

Темпы закупок крылатых ракет невелики: каждое десятилетии британцы приобретают примерно 65 “Томагавков” для компенсации расхода имеющихся ракет. Первое боевое применение состоялось в ходе бомбардировок Сербии в 1999 г., британскими подлодками было выпущено 20 ракет. В дальнейшем пуски КР производились из Индийского океана в ходе поддержки операции в Афганистане, вторжения США в Ирак и бомбардировок Ливии в 2011 г.

Достойнейший из достойных противников

Единственный в мире флот, имеющий опыт ведения морской войны в условиях, приближенных к современным. Способный на практике обеспечить логистическую поддержку крупной морской операции на удалении 13 тысяч километров от своих берегов.

Оценка состояния и возможностей Королевских ВМС невозможна без учета геополитических реалий нашего времени. Британский флот — составной элемент американских ВМС, имеющих мультинациональный формат. Противовоздушные качества “Дэрингов” используются для обеспечения обороны авианосных группировок США. Танкеры вспомогательного флота сопровождают американские эскадры. Атомные “Трафальгары” запускают крылатые ракеты для поддержки американских операций на Ближнем Востоке.

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

94 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    27 марта 2018 05:53
    На предпоследнем фото, за рубкой, - паровой котёл?! request
    1. +6
      27 марта 2018 06:15
      Там небольшая субмарина для спец операций... Наверное... А по поводу статьи... Реального применения у новых кораблей и вооружений не было, а вооружение единственного британского авианосца F-35, похоже не совсем продуманный шаг...
      1. +12
        27 марта 2018 06:25
        Цитата: Vard
        Реального применения у новых кораблей и вооружений не было

        А у кого было?
        Цитата: Vard
        вооружение единственного британского авианосца F-35, похоже не совсем продуманный шаг...

        1. Выбирать не из чего. Единственный готовый проект истребителя с вертикальным взлетом
        2. Англичане (BAE Systems) разрабатывают начинку, Роллс-Ройс - поворотное сопло.
        F-35B - наполовину британский проект
        3. единственный авианосец - не единственный. Куин Элизабет - серия из двух кораблей
        1. 0
          27 марта 2018 06:36
          Второй ещё в строй не ввели... и по поводу зенитных ракет... в Саудовской Аравии что было...
          1. +5
            27 марта 2018 06:40
            Цитата: Vard
            в Саудовской Аравии что было...

            Морские бои в пустыне с участием кораблей 1 ранга
        2. 0
          27 марта 2018 12:54
          Цитата: Santa Fe
          1. Выбирать не из чего. Единственный готовый проект истребителя с вертикальным взлето

          Отговорки есть у каждого.

          Вместо одной "королевы" за те же деньги можно было купить целых два полноценных авианосца и на них поставить нормальные самолеты - хоть "Хорнет", хоть "Рафаль", хоть "Пингвин-Ц".
      2. +4
        27 марта 2018 10:26
        Автор прав. Недооценивать противника всегда выходит боком. Однажды британцев тоже недооценили- в Крымской войне. Именно их собирались шапками закидывать. И что вышло?
        1. 0
          29 марта 2018 18:48
          а что вышло? да и британцы там были не главными действующими лицами, французы потеряли почти в 5 раз больше. Да и кто и где собирался их шапками закидывать? Путаете войны?
        2. 0
          30 марта 2018 07:11
          Нам после статьи Капцова теперь надо начать бояться ? И даже при всём при этом этот "суперфлот" не впечатляет ,у "Деринга" проблемы не с ПВО а с системами ГЭУ ,постоянно в ремонте, ограничен район плавания!
    2. Комментарий был удален.
      1. 0
        27 марта 2018 06:37
        Какие котики?!
        Вот котики:

        А бочка - то ли паровой котёл, то ли бутылка виски!
        1. +7
          27 марта 2018 06:42
          Цитата: Симаргл
          то ли бутылка виски

          Тем наверное и объясняется смысл ваших постов
          1. 0
            31 мая 2018 18:19
            Цитата: Santa Fe
            Тем наверное и объясняется смысл ваших постов
            Чем? Если что - я не пью алкоголь. Совсем. Не первый год.
    3. +4
      27 марта 2018 09:02
      Док камера для приёма выпуска водолазов.
  2. +13
    27 марта 2018 07:15
    Не вовремя тезка опубликовал статью. Нынче не многие смогут объективно обсуждать флот Великобритании.
    1. +2
      27 марта 2018 09:34
      А что сложного говорить объективно? Ну ведь можно же сказать честно, что фрегаты Type 23 хоть и построены в 90ых, однако проходят крутую модернизацию, причем на технику которая будет стоять на Type 26 в будущем. Т.е. заменили РЛС (на Artisian 3D), заменили буксируемую ГАС (на Sonar 2087), заменили комплекс ПВО (Tiger на Sea Captor). Чем подобным могут похвастать наши БПК?
    2. +11
      27 марта 2018 12:14
      Цитата: профессор
      Не вовремя тезка опубликовал статью. Нынче не многие смогут объективно обсуждать флот Великобритании.

      В 2013г. Капцов на ВО писал то же самое и срок такой же 50 лет, что тогда что и сейчас laughing
      Эпилог
      В настоящее время британский флот силен как никогда за все последние 50 лет. Королевские ВМС представляют собой грамотно сбалансированный и хорошо обученный инструмент для решения любых насущных задач – от международных операций в рамках НАТО до ведения боевых действий собственными силами.

      Статья Британский флот: деградация или расцвет? от 8 августа 2013г.



      почти весь британский флот сейчас на ремонте. По информации The Mirror, все шесть британских эсминцев типа 45 находятся в доках Портсмута из-за поломок и недобора экипажа. А из всех имеющихся фрегатов в строю лишь один. В то время как еще 12 таких кораблей простаивают в Девонпорте.данные на конец 2017 начало 2018г.Действительно лучшее состояние за 50 лет или 55 по шкале Капцова

      Но самое неприятное для британских военных — происходящее с широко разрекламированным авианосцем Queen Elizabeth, введенным в строй 7 декабря. Спустя всего две недели корабль дал течь из-за некачественно изготовленного уплотнения гребного вала. В результате, на борт авианосца каждый час поступало около 200 литров воды. Пришлось отправить его в док на ремонт.

      Как видим, судьба посрамила министра обороны Великобритании Майла Фэллона. Всего полгода назад он громогласно заявлял, что выход Queen Elizabeth в море вызовет зависть у российских моряков с «ветхого» авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». С тех пор наш крейсер с честью выполнил боевые задачи в Сирии, а вот сам Фэллон был отправлен в отставку.
      1. +6
        27 марта 2018 12:19
        Цитата: Аскет
        В результате, на борт авианосца каждый час поступало около 200 литров воды

        действительно , просто сумасшедшая течь .
        200 литров в час.
        Да же не понятно как с такой течью справится , чайными ложками вычерпывать или столовыми ?
        1. +2
          27 марта 2018 17:45
          Цитата: karish
          Да же не понятно как с такой течью справится , чайными ложками вычерпывать или столовыми ?

          Ну так кто бы спорил, ремонтируют же....
          Нехватка запасных частей для боевых кораблей и подводных лодок Королевского военно-морского флота Великобритании вынудила британских военных моряков прибегать к широкой "каннибализации" части корабельного состава, сообщает ресурс «Forces Network», а также дополняет статья Richard Scott "NAO report highlights increase in ‘store rob’ for RN fleet", опубликованная в журнале "Jane's Navy International".
          В течение последнего года (2016-2017 года) на британских кораблях было зарегистрировано 795 случаев каннибализации оборудования, что дает 66 случаев в месяц, по сравнению с 30 случаями в месяц в 2005 году.

          В целом за последние пять лет количество случаев "каннибализации" оборудования на британских кораблях и подводных лодках увеличилось на 49%, и за период 2012-2017 годов таких случаев зафиксировано в общей сложности 3230, с демонтажом 6378 частей оборудования.

          Ну как у нас в 90-.е. Если это лучшее состояние за 55(50 по календарю Капцова)лет ,что же было тогда в прошлом? request
      2. +4
        27 марта 2018 12:30
        А как тогда назвать аварию на Горшкове при ходовых испытаниях в 2012 году?.... такие вещи-вполне распространены... Да и поход к берегам Сирии не был таким уж блестящим... Вывод-меньше кричи, больше работай...
    3. avt
      +4
      27 марта 2018 12:28
      Цитата: профессор
      Нынче не многие смогут объективно обсуждать флот Великобритании.

      Это да. Азохенвей!Я вот точно стока не выпью. bully
      Особенно странным было упоминание о проблемном ЗРК, учитывая, что “Дэринги” — лучшие в мире из специализированных кораблей ПВО/ПРО. Там, где не справятся британские эсминцы, уже не справится никто.
      Олег! Аз грешный слышал как USы с ,,Берковичей" пуляли ,,Иджисом " кажись в мишень изображающую полёт боеголовки . А когда бритые на распрекрасном ПРО отметились с ,,Дэрингом"?
      70 тысяч тонн не могли быть потрачены впустую. Британцы получили универсальную платформу — мобильный аэродром с парой десятков истребителей, противолодочный вертолетоносец, десантный корабль и морскую радарную базу — благодаря своей мощной РЛС, “Куин” способен контролировать воздушное пространство в радиусе 400 км.
      Ой вей ! Таки Олег что то съел ? А как же броня ??? ,,Зумволт" который таки лучше всех спроектирован вредителями ?? wassat
      С появлением авианосцев возник вопрос о дальнейшей судьбе десантных кораблей “Альбион” и “Булвэрк” (“Оплот”), вступивших в строй в 2003-2004 гг. Британские УДК не отличаются выдающимися возможностями, уступая по совокупности характеристик французскому “Мистралю”. С учетом того, что проведение десантных операций может быть обеспечено при участии авианосцев “Куин Элизабет”, запланированные сроки службы УДК типа “Альбион” (до 2033-34 гг.) могут быть скорректированы в меньшую сторону.
      bully ,,Фруза! Не мой детей! Иди сюда -новых , чистых сделаем." bully Ну действительно - зачем иметь УДК, если построили авианосцы ? bully Которые вроде как тоже ....не авианосцы , а
      Британцы получили универсальную платформу — мобильный аэродром с парой десятков истребителей, противолодочный вертолетоносец, десантный корабль и морскую радарную базу
      wassat А-а-а-а-а! Понял ! Док камера мешала и прочая плавающая посуда для высадки десанта , ну у специализированных для транспортировки и высадки УДК. bully
      Вспомогательный флот (RFA) — морские суда специального назначения, укомплектованные гражданскими экипажами, при этом выполняющие чисто военные задачи. Быстроходные танкеры, корабли комплексного снабжения, универсальные десантные корабли и вертолетоносцы, замаскированные под гражданские суда.
      bully good Шедеврально !Но согласись Олег ! В свете тобой изложенного , ну при наличии той же ,,Лизы" эти
      универсальные десантные корабли и вертолетоносцы, замаскированные под гражданские суда.
      вслед за ,,Окияном" сплавить надыть куда то.
      Британский флот — составной элемент американских ВМС, имеющих мультинациональный формат.
      : good Вот с этого надо было начинать и ...собственно заканчивать bully Ведь собственно об этом то и речь была в предыдущем цикле
      "Облезлый британский лев: "Ступай прочь, старая палёная кошка!", автор Я. Вяткин.
      Просто как то не заметил того простого факта , данного в ощущение аккурат во Вторую мировую , что Брития уже не способна самостоятельно решать стратегические задачи в Океане , не будучи этой самой составной частью US NAVY .Поскольку медленно , но верно с потерей колонний Брития скатилась к тому состоянию - ,,Хочешь разорить маленькую страну? Подари ей броненосный крейсер" , в её случае не то что флот - полновесную эскадру разнородных сил.То есть Брития ныне способна быть подсистемой Системы Даже .
      Цитата: baudolino
      "Единственный в мире флот, имеющий опыт ведения морской войны в условиях, приближенных к современным" - это сорок лет назад на Мальдивах?)
      Не смог провести операцию без разведывательной и технической помощи US-ов, к тому же подпёртой вполне себе столь ненавистным авианосным соединением.
    4. +3
      27 марта 2018 18:39
      Цитата: профессор
      Не вовремя тезка опубликовал статью. Нынче не многие смогут объективно обсуждать флот Великобритании.

      Олег упустил одну очень важную деталь,что флот Короны-это одна из частей флота НАТО. И этот ВСЕМУ флоту и придется нашему флоту,уступающему по многим параметрам и приходится противостоять.
      1. +1
        27 марта 2018 23:10
        Цитата: НЕКСУС
        Олег упустил одну очень важную деталь,что флот Короны-это одна из частей флота НАТО.





        Вы точно статью читали?...или абы чтто ляпнуть
  3. +1
    27 марта 2018 07:39
    Про памперсы и хибины уже было? А про Кинжалы?
  4. +1
    27 марта 2018 07:49
    "Единственный в мире флот, имеющий опыт ведения морской войны в условиях, приближенных к современным" - это сорок лет назад на Мальдивах?)
    1. +10
      27 марта 2018 08:01
      Цитата: baudolino
      это сорок лет назад на Мальдивах?

      В истории нет другого случая, когда эскадра оборонялась в открытом море от реактивной авиации и ПКР

      Единственный случай массированного применения ЗРК и средств РЭБ
      Единственный случай, когда атомная подлодка топила корабль
      Единственный случай строительства эрзац-аэродрома в современных условиях, под огнем противника
      Единственный случай крупного морского десанта на расстоянии 13 тыс. км
      Согласно статистике, норма потребного тоннажа на одного десантника в годы Второй мировой составляла 7 брутто-регистровых тонн; во время Фолклендского конфликта (1982 год) норма тоннажа на одного британского десантника достигла 50 брутто-регистровых тонн - примерно соответствует современным реалиям
      ...
      1. avt
        +5
        27 марта 2018 13:14
        Цитата: Santa Fe
        В истории нет другого случая, когда эскадра оборонялась в открытом море от реактивной авиации и ПКР

        От массового применения целых пяти штук ПКР bully
        Цитата: Santa Fe
        Единственный случай, когда атомная подлодка топила корабль

        Артиллерийский проекта 1930 года проектирования ,постройки ДО Второй мировой и ...практически брошенного эскортом wassat ДА! Забыли что бритый флот ещё и отбивался от целой ОДНОЙ подлодки и ...собственно практически одной атаки .
        Цитата: Santa Fe
        Единственный случай крупного морского десанта на расстоянии 13 тыс. км

        Без всяких этих УДК , а прям героически на любимых Олегом ТДК и если бы не американские взрыватели на аргентинских бомбах , то и высаживать то некого было бы . Героические ,без ёрничества, аргентинские пилоты могли бы с таким же успехом чугунные ядра сбрасывать. request Ну и не забудьте последнее применение бритых стратегов -,Вулканов" , частично осевших в Бразилии bully На этом собственно стратегическая авиация Бритии приказала долго жить.
        1. 0
          10 мая 2018 19:12
          Тем более, что пуляли аргентинцы ракетами поштучно. Посмотрел бы я, как они смогли бы отбить "звездный" налет? Если бы не "лягушатники".
  5. +16
    27 марта 2018 08:01
    Боевое ядро современных КВМС — шесть эсминцев

    А 100 лет назад 6 эсминцев - лишь жалкая погрешность к морскому сражению, типа Ютландского.
    Теперь - великий флот.
    Как говорится - до мышей уж д-сь )
    1. +7
      27 марта 2018 08:17
      Цитата: Чебуратор
      А 100 лет назад 6 эсминцев

      На эскадренных миноносцах уже не осталось ни мин, ни торпед
      Облик флота изменился, классификация не меняется - морякам привычнее использовать традиционные обозначения.

      Эскадренные миноносцы периода Первой мировой войны имели водоизмещение 1000 — 1500 тонн, скорость 30 — 37 узлов, паровые турбины, котлы с нефтяными форсунками, до 4 трёхтрубных 450- или 533 мм торпедных аппаратов, до 5 орудий калибра 88 мм или 102 мм.

      Современный "Дэринг" - 8000 тонн, по размерам - больше крейсера "Аврора", по боевому потенциалу - несоизмерим даже с дредноутами. Корабль 1 ранга с управляемым ракетным оружием
      1. +15
        27 марта 2018 08:30
        Да это понятно.
        Я о тенденции
        1. +2
          27 марта 2018 08:37
          Цитата: Чебуратор
          Я о тенденции

          А в чем тенденция по-вашему?
          1. +16
            27 марта 2018 08:40
            Не буду брать вопросы вооружения и структуры
            Одна из тенденций - снижение масштабности.
            Фрегат (эсминец) - основа флота, бригада (и даже батальон или батальонная группа) - в армии
            1. +3
              27 марта 2018 08:45
              снижение масштабности происходит только на словах, боевые возможности увеличиваются

              В целом, ваш пункт понятен. Ракетное оружие и электроника занимают гораздо меньше места - поэтому перестали строить надводные корабли размером с дредноуты
      2. 0
        27 марта 2018 12:21
        Цитата: Santa Fe
        Современный "Дэринг" - 8000 тонн, по размерам - больше крейсера "Аврора", по боевому потенциалу - несоизмерим даже с дредноутами

        Разумеется. Ведь у него ПВО уровня фрегата, куцая пушечка, и нет никакого прочего вооружения: ни ударного, ни противокорабельного, ни противолодочного. (Планируют ПКР уровня маленького корвета добавить; планируют поставить ракеты на вертолет).
        Можно сколько угодно повторять мантру, какой он "суперсовременный", только всё познается в сравнении - с фрегатами, корветами и даже патрульными катерами.

        Зато он успешно обогнал дредноуты по ценнику!

        HMS Dreadnought обошелся в $330 миллионов (в нынешних ценах).

        Каждое убогое корыто типа "Дэринг" стоит $1.7 миллиарда - как ПЯТЬ дредноутов. Ну или как 70% от авианосца.
  6. +2
    27 марта 2018 08:55
    в 2017 году, был введен в строй быстроходный танкер (КСС) нового типа “Тайдспринг” водоизмещением 39 000 тонн.


    RFA Tidespring & HMS Queen Elizabeth всретились для пополнения запасов. Линии были поданы, но испытание было прекращено из-за плохой погоды...Не судьба request

    RFA Tidespring проводит свое первое пополнение запасов фрегата в HMS Sutherland море.
    14 апреля 2017 года в проливе Ла-Манш HMS «Sutherland» (F81) сопровождал корветы «Сообразительный» и «Бойкий», которые следовали из Северного моря в Северную Атлантику.
    1. +2
      27 марта 2018 11:34
      Решение наградить контрактом в 1.07 мрд. долл. на четыре единицы, южнокорейскую Daewoo Shipbuilding Marine Engineering, оказалось очень разумным.
  7. +1
    27 марта 2018 08:58
    Мало с чем можно поспорить. А все результат работающей экономики, имеющихся денег на НИОКР и того, что часть этой экономики производит самую современную военную технику. Как бы все просто - меньше надо воровать, то есть распиливать. А главное - быть верной собачкой при великой державе. Или псом.
    1. +2
      27 марта 2018 13:16
      Цитата: sevtrash
      Как бы все просто - меньше надо воровать, то есть распиливать.

      И покупать неработающие и недовооруженные "эсминцы" по цене 70% от авианосца, и вертолетоносцы по цене вдвое дороже полноценного авианосца.

      Ну что вы, на Благословенном Западе не бывает коррупции!
  8. +3
    27 марта 2018 09:03
    Никто и не насмехается над британским флотом. Все познается в сравнении,и если сравнить ВМФ РФ с королевскими,картинка конечно не радужная. Но есть момент. Военная доктрина Великобритании-это именно флот,и это конечно же правильно. Если ты на острове-надо помешать врагу добраться до него и высадиться. А вот если мы сравним сухопутные силы- то выяснится,что лев ,таки облезлый.
  9. +2
    27 марта 2018 09:15
    На верфи британского города Барроу-ин-Фернесс совершила первое погружение атомная подводная лодка Audacious, сообщили в концерне BAE Systems.

    Audacious - четвертая в серии субмарин типа Astute, вооруженных крылатыми ракетами. Полное водоизмещение корабля 7800 тонн, длина 97 метров, экипаж 98 человек. Атомоход развивает под водой скорость 29 узлов и способен опускаться на 300-метровую глубину. Энергией его снабжает реактор Rolls-Royce, в движение приводит водомет. Подлодка вооружена торпедами и крылатыми ракетами Tomahawk.
    Испытания признали успешными, передача Audacious Королевским ВМС запланирована на 2018 год.

    16 янв. 2018 г
    1. 0
      28 марта 2018 10:25
      А чего подлодка дымит-то ???
      1. 0
        28 марта 2018 10:38
        hi ...Должно быть это пар, для опрессовки системы.
  10. +1
    27 марта 2018 10:09
    Цитата: Santa Fe
    Цитата: Чебуратор
    А 100 лет назад 6 эсминцев

    На эскадренных миноносцах уже не осталось ни мин, ни торпед
    Облик флота изменился, классификация не меняется - морякам привычнее использовать традиционные обозначения.

    Эскадренные миноносцы периода Первой мировой войны имели водоизмещение 1000 — 1500 тонн, скорость 30 — 37 узлов, паровые турбины, котлы с нефтяными форсунками, до 4 трёхтрубных 450- или 533 мм торпедных аппаратов, до 5 орудий калибра 88 мм или 102 мм.

    Современный "Дэринг" - 8000 тонн, по размерам - больше крейсера "Аврора", по боевому потенциалу - несоизмерим даже с дредноутами. Корабль 1 ранга с управляемым ракетным оружием


    Это с какого перепугу нет торпед на эсминцах?Взять тот же Берк,у него 2 строенных торпедных аппарата с противолодочными торпедами.Такое же вооружение у японских эсминцев.На французских Горизонтах 2 сдвоенных ТА.Торпедные аппараты есть на китайских,индийских и многих других кораблях.
  11. +1
    27 марта 2018 10:20
    "Несмотря на выдающиеся размеры, “Куин Элизабет” не имеет катапульт "////

    Но имеет хорошо заметный трамплин. Для Ф-35Б он ме нужен, они "Б" отлично взлетают
    и с короткого участка плоской палубы. Трамплин построили для Ф-35С.
    Когда те получат полную сертификацию в США, то ими постепенно начнут
    оснащать все авианосцы США, а потом и британские.
    Что менее заметно - участок плоской палубы около трамплина.
    Это заготовлено место для электрокатапульты. На не 1) не нашли финансирования
    2) ждут, когда ее обкатают на американских "Фордах".
    Так же, 2 британских авианосца - платформы авиации с широкой перспективой
    развития.
    1. +4
      27 марта 2018 12:04
      Цитата: voyaka uh
      Но имеет хорошо заметный трамплин. Для Ф-35Б он ме нужен, они "Б" отлично взлетают и с короткого участка плоской палубы. Трамплин построили для Ф-35С.

      Безграмотная чушь.
      Трамплин нужен как раз для F-35B (как до того для "Харриеров") - чтобы взлетать не с пустыми баками, с коротким разбегом.

      Цитата: voyaka uh
      Трамплин построили для Ф-35С.
      Когда те получат полную сертификацию в США, то ими постепенно начнут
      оснащать все авианосцы США, а потом и британские.

      Халва, халва.

      Ссылочку на существование подобных планов в принципе.

      При том что и B, и C - одинаковые убожества.
      1. 0
        27 марта 2018 12:39
        "Трамплин нужен как раз для F-35B "////

        F-35B размещен на американских десантных кораблях морской пехоты.
        У них нет трамплинов. (посмотрите в Ю-Тьюб видео взлетов для интереса)
        И будет размещен на аналогичных японских вертолетоносцах. У которых тоже нет трамплинов.
        С почти пустыми баками и половинной бомбонагрузкой F-35B может
        взлетать вообще БЕЗ разбега. Строго вертикально. Тоже - есть немало видеоматериала.
        Всегда рад заполнить пробелы Вашего кругозора. smile
        1. +3
          27 марта 2018 12:55
          /фейспалм

          Оно вообще ничего не понимает и понимать не хочет. Обложилось рекламыми буклетиками и испытывает блаженство.

          "Харриер" тоже умеет взлетать вертикально. Но применять его предпочитают с трамплином.

          Физика процесса одна и та же всегда. Взлет без разбега и трамплина = минус 5 тонн нагрузки в случае "Харриера".
          1. 0
            27 марта 2018 13:26
            Срочно объясните это не знающим физику японцам belay .
            А то они собрались 4 своих вертолетовосца превратить
            в легкие авианосцы без всяких трамплинов с помощью Ф-35Б
            1. 0
              27 марта 2018 16:15
              Надо же, и где же здесь противоречие тому, что я сказал? Очередной слив защитан.

              Хотят японцы маяться дурью и эксплуатировать ущербные недосамолёты в особо ущёрбном режиме - пожелаю им попутных пенделей.
              1. +1
                27 марта 2018 22:33
                Я тоже желаю японцам успеха в создании легких авианосцев.
                1. 0
                  28 марта 2018 09:42
                  Бесполезных пингвиноносцев, а не авианосцев.

                  У нас таких 4 штуки, в разы лучших, списали по причине ненужности и концептуальной убогости.
                  1. +3
                    28 марта 2018 09:49
                    Это понятно. У России нет вертикалок.
                    Ф-35Б - единственный на рынке в мире. И оказался надежным.
                    Ни одной аварии. Поэтому "Б" все более завоевывают рынки.
                    На любой вспомогательный корабль ВМФ он может приземляться
                    и с него взлетать. Переделка нужна минимальная - добавить стальной
                    лист в пятачке посадок.
                    1. 0
                      28 марта 2018 11:11
                      Цитата: voyaka uh
                      Ф-35Б - единственный на рынке в мире. И оказался надежным.

                      "Халва, халва!"

                      Через пару лет напишите мне, когда F-35 наконец хотя бы к госиспытаниям допустят.

                      Цитата: voyaka uh
                      На любой вспомогательный корабль ВМФ он может приземляться и с него взлетать.

                      И быть бесполезным в полете.
                      1. +1
                        28 марта 2018 11:33
                        "когда F-35 наконец хотя бы к госиспытаниям допустят."///

                        Он уже у нас успешно воюет. smile
                    2. +1
                      30 марта 2018 01:45
                      Цитата: voyaka uh
                      Он уже у нас успешно воюет.

                      Да-да, с птичками, при помощи тарана.
              2. 0
                28 марта 2018 09:43
                Так на ТАВКР проекта 1143 тоже трамплина не было. А Як-38 в укороченный взлет могли
      2. +1
        27 марта 2018 12:52
        Взлет Ф-35Б с короткого разбега с плоской палубы десантного корабля USS Wasp
        1. +3
          27 марта 2018 16:20
          Цифры нагрузок и топлива после взлета - в студию.

          Я и сам могу, но хочется над тобой поржать.
          1. 0
            28 марта 2018 11:13
            И тишина...
            1. 0
              1 апреля 2018 20:23
              Ви таки сомневаетесь? Вам же чётко показали картинку. Там же видно и топливо и нагрузка. Что же вы? Не верите ам и евреям? Самым честным людям планеты?
              1. 0
                11 мая 2018 18:09
                А это не фотошоп?
  12. 0
    27 марта 2018 10:32
    "в носовой части “Дэринга” зарезервировано место под 12-16 дополнительных ракетных шахт."////

    С Sylver A50 англичане погорячились, по-моему. Надо уж было
    ставить новые американские Mk 57 на более мощные КР и ПКР.
    1. +1
      27 марта 2018 14:09
      Цитата: voyaka uh
      новые американские Mk 57 на более мощные КР и ПКР.

      Зачем? Если прошла новость, что УВП зумвольта переделываются под мк41? Новых не Мк41 ракет амерканцы явно пока делать не будут.
      1. +1
        27 марта 2018 16:51
        Да. Под LRASM и Мк-41 подходит... Но в английскую ячейку
        не влезает Томагавк по длине.
  13. 0
    27 марта 2018 10:48
    мне железно дорожный тупик понравилось , а всё остальное , ну прикольные вещи есть
  14. exo
    0
    27 марта 2018 11:39
    В отличие от первой половины 20-го века,Англия-всего лишь частица общего НАТОвского механизма.Но,при этом очень эффективная. И сражаться РФ,придётся именно с цельным механизмом.
    Недооценка противника-глупость. Хотя,она происходит только на уровне обывателя.Понятно,что в Генштабе,находятся реалисты.
  15. +1
    27 марта 2018 11:49
    Твердо знаю про что будет тема следующей статьи Капцова. Это будет любая из новых статей по флотской тематике но с полным ее опровержением. Надо статью о пользе брони в современных катерах тиснуть. Глядишь Олег и ее ниспровергать бросится...
  16. +1
    27 марта 2018 11:59
    Цитата: Олег Капцов
    Более близкое знакомство с Королевскими ВМС приводит к неожиданному выводу: их флот находится в лучшем состоянии за последние 50 лет.

    Во-первых, "лучший" - не значит хороший. "Лучший" - значит до того было ещё хуже.

    Во-вторых, сейчас это один из самых неэффективных флотов в истории по соотношению стоимость/эффективность.
    .
    Цитата: Олег Капцов
    Эсминец выделяется всем.

    Ещё бы. "Эсминцы", вооруженные хуже современного фрегата (ПВО и артиллерия как у фрегата, остальное попросту отсутствует) - каждый по $1.7 миллиарда (70% от стоимости целого авианосца!). К тому же в теплой воде глохнут.
    .
    Цитата: Олег Капцов
    авианосец “Куин Элизабет”...он стал первым полноценным авианосцем Королевских ВМС за последние 38 лет,

    Каким местом они "полноценные"?

    Вертолетоносцы-пингвиноносцы размером больше "Кузнецова" - неядерные, безоружные - каждый по $5 миллиардов (более чем вдвое дороже настоящего авианосца!).
    1. 0
      28 марта 2018 09:47
      И кто же продает авианосцы по 2.5 миллиарда?
      1. 0
        28 марта 2018 09:57
        Цитата: Мимопроходил
        И кто же продает авианосцы по 2.5 миллиарда?

        Вероятно имелся в виду "Шарль де Голль" - его стоимость при условии серийной постройки оценивали в 2 миллиарда (без авиагруппы и береговой инфраструктуры).
      2. 0
        31 марта 2018 13:19
        "Викрамадитью" индусы вместе с авиакрылом купили дешевле.
  17. +1
    27 марта 2018 12:31
    В статье дано количество боевых единиц, но ни слова о боеготовности оных. Если окажется, что значительная часть флота томится в ожидании ремонта, картинка кардинально меняется.
  18. 0
    27 марта 2018 13:06
    Даже читать не стал...
    Олег опять поет дифирамбы англо-саксам...
    Факт остается фактом, что бюджета англичанам не хватает, и его постоянно рубят...
  19. +2
    27 марта 2018 14:14
    Цитата: baudolino
    "Единственный в мире флот, имеющий опыт ведения морской войны в условиях, приближенных к современным" - это сорок лет назад на Мальдивах?)

    Может Мальвины, а не Мальдивы?
    1. +1
      27 марта 2018 19:22
      Цитата: Околоточный
      Может Мальвины, а не Мальдивы?

      - Одно слово— румын.
      -Так он же болгарин.
      - Да? Какая разница!
      ©
  20. +2
    27 марта 2018 14:40
    В 2017 году к прохождению ходовых испытаний приступил авианосец “Куин Элизабет”. При полном водоизмещении свыше 70 тыс. тонн он стал крупнейшим из боевых кораблей, когда-либо построенных в Великобритании. А также первым полноценным авианосцем Королевских ВМС за последние 38 лет, с момента разделки на металл устаревшего “Арк Ройал” в 1980 году.

    Вы это серьёзно? Авианосец с водоизмещением больше, чем у "Мидуэя", и чуть меньше, чем у "Форрестола", но при этом не имеющий катапульт, самолётов ДРЛО, несущий всего 24 ударника (причём ещё и КВВП) и имеющий скорость 25 узлов (при трамплинном взлёте !) - это "полноценный авианосец"? belay
    Да ближайший сосед Британии уложил такую же авиагруппу из классических машин. плюс реактор и две катапульты всего в в 42 килотонны.
    Ах да, согласно отчёту Комитета по Обороне Парламента ВБр (Parliamentary Defence committee), возможность конверсии "Королевы" в АВ с катапультой является сугубо теоретической, в контракте она не учтена и проработки по ней не велись с 2002 года.
    Because the decision to go STOVL [that is the initial decision for jumpjets] was taken in, from memory, 2002, no serious work had been done. It had been noodled in 2005, but no serious work had been done on it. It was not a contract-quality offer; it was a simple assertion that that could be done, but nobody said, “It can be done at this price”, and certainly nobody put that in a contract.
    1. 0
      27 марта 2018 15:24
      Тем не менее, с двумя такими авианосцами в сопровождение эсминцев
      ПВО/ПРО "класса 45" и ударными ПЛ, и, конечно, лихими спецназавцами am
      можно смело плыть в любую часть шарика отвоевывать Фолкленды ...или
      там Индонезию какую-нибудь. wink
      1. 0
        27 марта 2018 16:18
        "Халва, халва!", "На взгляд-то он хорош, да зелен!" и прочие еврейские народные песни.
      2. +1
        27 марта 2018 17:12
        Цитата: voyaka uh
        Тем не менее, с двумя такими авианосцами в сопровождение эсминцев
        ПВО/ПРО "класса 45" и ударными ПЛ, и, конечно, лихими спецназавцами am
        можно смело плыть в любую часть шарика отвоевывать Фолкленды ...или
        там Индонезию какую-нибудь. wink

        Фолкленды - возможно. Благо что авиация у аргов тихо померла - остались только "Супер Этандары".
        А вот в Индонезии у "пингвинов" есть шанс встретиться с F-16 и Су-30. Да и вообще в те края лучше не соваться - только хуже будет. Потому как такой визит слона в посудную лавку имеет все шансы толкнуть Индонезию в объятья Китая (тяжкий выбор из двух зол), которому как раз нужно испытать свою первую АУГ. smile
        1. 0
          28 марта 2018 10:01
          Да я больше в шутку про Индонезию написал. Вы правы про те края.
          Я хотел сказать, что у Англии после ввода в строй второго авианосца
          и комплектации их Ф-35Б появится настоящая сбалансированная океанская эскадра из
          двух небольших АУГ, которая сможет работать в любом месте шарика.
          1. +1
            28 марта 2018 11:14
            Цитата: voyaka uh
            которая сможет работать в любом месте шарика.

            Бродячим цирком-шапито?
  21. 0
    27 марта 2018 14:44
    чтобы гадить, причем повсеместно англичанке этого достаточно вполне...
  22. +1
    27 марта 2018 20:48
    Читал и плакаль. такие замечательные "деринги", только почему - то все в ремонте. такие классные "дюки", но почему российский корабль идущий через Ла - Манш сопровождает патрульный корабль, который вообще - то почти и не военный, а так для охраны экономической зоны. с авианосцем тоже проблем хватает. о проститктках и наркоманах на британских АПЛ уже говорилось. Я ничего не забыл?
    1. +2
      27 марта 2018 22:10
      Цитата: ТермиНахТер
      Я ничего не забыл?


      На 2018 год планируется продажа Бразилии (по другой версии Чили) обоих УДК Альбион и Булварк из-за нехватки средств на их содержание.
      1. +1
        10 мая 2018 19:15
        уже продали. даже сумму назвали в фунтах
  23. +1
    28 марта 2018 08:17
    ВМС Великобритании могут претендовать на второе место в мире (после США) по числу боеспособных подлодок.

    Автор - объясните плиз вашу математику. Смотрим Military Balance 2018
    Великобритания - 4 ПЛАРБ /условно/ + 6 ПЛА
    РФ - 13 ПЛАРБ + 26 ПЛА + 23 ПЛ
    КНР - 4 ПЛАРБ + 9 ПЛА + 48 ПЛ
    1. 0
      28 марта 2018 10:37
      Не, ну ты вопросы задаёшь логические fool !!!! А что он должен был написать про светлых эльфов Наглии ??? Там ни математика, ни логика не катит, хайлилайкли, и всё тут, поэтому ответа не будет ,ни от автора, ни от наших заграничных партнёров wassat
  24. 0
    28 марта 2018 18:50
    Сергей, я говорил о кораблях, а не про какие - то невразумительные "корыта", построенные по стандартам гражданского судостроения и вооруженных несколькими чисто символическими пушечками, которые все - равно ни от чего не защищают. Ну можно конечно еще экипажу рогатки раздать - эффект будет приблизительно тот - же.
  25. +3
    28 марта 2018 18:57
    И еще одна мысль, по поводу Фолклендской войны. Лично мое мнение, которое я никому не навязываю, что войну выиграл Форин - офис, а не Королевский флот, совместно с ВВС. Если бы, британский МИД не "надавил" на Францию, то аргентосы получили бы все, за что заплатили. Т. е. 12 "суперэтандаров" и 60 "экзосетов" к ним. И тогда Ройял Нейви было бы очень грустно. Далее, англичане договорились с США по поводу поставки "сайдуиндеров" новейшей модификации, в обход многих, кто гораздо раньше стоял в очереди. Ну и наконец, под давлением Англии, страны Общего рынка, так раньше назывался Евросоюз, обьявили бойкот Аргентине, что резко уменьшило валютные поступления. А вот уже потом "подключились" флот и ВВС
  26. +1
    28 марта 2018 19:00
    И еще один вопрос к автору статьи. Какие - такие далеко идущие выводы сделал британский флот, после Фолклендской войны? Какие новые типы кораблей, самолетов, ракет были приняты на вооружение? И еще одна мысль по поводу британских десантных вертолетоносцев - такое же барахло, как и "мистрали". Искренне рад за российский флот, что они проплыли мимо.
  27. 0
    29 марта 2018 21:57
    Цитата: Conserp
    ущербные недосамолёты в особо ущёрбном режиме

    Посмотрите характеристики и сравните с "Харриером" и "Ф-16", эмоции отбрасываем.
    1. 0
      30 марта 2018 01:42
      Не переживайте, я это неоднократно на протяжении последнего десятка лет делал.
  28. 0
    9 апреля 2018 20:12
    Чего автор так кинулся защищать престиж британского флота? fellow -может англицкий шпион? laughing
    Аргументация, конечно потрясающая: "ВМС Великобритании могут претендовать на второе место в мире (после США) по числу боеспособных подлодок" wink -Россия стало быть на 3м?, "Способный на практике обеспечить логистическую поддержку крупной морской операции на удалении 13 тысяч километров от своих берегов" wink -и какую операцию?-попугать Гондурас? laughing , "“Дэринги” — лучшие в мире из специализированных кораблей ПВО/ПРО" и аргумент-"а вы взгляните на картинку" laughing ...
    1. 0
      11 мая 2018 09:15
      Боюсь, что с тем что сейсач имеет флот Ее Величества даже Гондурас пугать уже выйдет. Силенки не те

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»