Самый разрушительный торпедный залп в истории

60


Лодка покачнулась от близкого взрыва, сбитые с ног люди попадали на ближайшую переборку. Прочный корпус выдержал и на этот раз: медленно, переваливаясь с борта на борт, лодка восстановила баланс, продолжая уходить в объятия океана.



«240 футов, 260 футов», — монотонно отсчитывал глубину вахтенный в центральном посту.

Очередной взрыв сотряс подводный корабль, едва не выплеснув из аккумуляторных ям едкий электролит. Лодка стремительно двигалась вниз. Дифферент на нос теперь достигал 15°, а перемещение по палубе напоминало восхождение на священную гору Фудзи.

Внизу под ними лежал подлинный оперативный простор — глубины в этой части океана достигали 9 километров. К сожалению, прочный корпус субмарины Отцу-Гата B1 был рассчитан на глубину погружения всего 330 футов.

Новое сближение с противником заставило всех подумать, что конец близок.

“Шум винтов, пеленг левый двадцать, интенсивность пять”.

Два эсминца прошли крест-накрест в ходе очередной попытки уничтожить невидимую I-19, но серии взрывов не последовало. Бомбы были сброшены где-то в стороне, очевидно, их сбрасывали просто наудачу.

Тусклый свет аварийного освещения выхватывал из полумрака потные, напряженные лица. Температура в отсеках достигла мучительной отметки, при минимальном содержании кислорода. Электрические вентиляторы без толку гоняли духоту по отсекам, но уставшие подводники словно не замечали жары. Схватка с эсминцами еще не закончилась: один точный удар, и сквозь лопнувшую обшивку откроется путь морской воде.

77-ая, 78-ая, 79-я… Теперь бомбы ложились так далеко, что стало понятно: противник окончательно утратил контакт с субмариной.

“Нам повезло в этот раз, — выдохнул коммандер Кинаси. — Я буду продолжать идти тем же курсом, в надежде, что враг будет продолжать бросать бомбы там, где нас нет”.

В это время его коллега, Нобуо Исикава, командир подлодки I-15, наблюдал за сражением в перископ, наверняка, сопровождая увиденное удивленными восклицаниями.

На горизонте полыхал авианосец “Уосп”. Но, японцы не успели заметить, что вдали разворачивалась новая трагедия.

На расстоянии 10-11 км от боевой группы АВ “Уосп” корчился подбитый эсминец “О’Брайен” с разрушенной носовой оконечностью.

Рядом с ним нелепо оседал носом линкор “Норт Кэролайн”, пораженный торпедой в левый борт (район 45-46 шп.), в шести метрах под ватерлинией.

Получив сообщение о нападении, в Перл-Харборе схватились за голову.

Боевые повреждения

О том, что именно случилось с “Уоспом”, на кораблях охранения догадались не сразу. Возникшее над палубой задымление было поначалу воспринято за несчастный случай (возгорание самолета на палубе — неприятное, но частое явление). Попаданий торпед никто не видел. Здоровенный корабль, длиною почти в четверть километра, заслонил своим корпусом султаны брызг, взметнувшиеся от взрывов по правому борту.

За борт упали несколько самолетов. Стелился дым. Радиосвязь по-прежнему бездействовала, пока сквозь треск помех не прорвалось сообщение: “торпеды… курсом ноль-восемь-ноль”.

“Уосп” оказался обречен сразу: попадания торпед пришлись в район топливных цистерн и хранилищ боезапаса. Взрывная волна с такой силой подбросила стоявшие на палубе самолеты, что у них разрушились шасси. Находившаяся в ангаре авиатехника была сорвана со своих мест и повалена друг на друга; в считанные минуты ангарная и полетная палубы превратились в огненный шторм. Следом сдетонировал боезапас зенитных орудий правого борта, изрешетив осколками носовую часть корабля.

Спустя еще несколько минут крен увеличится до 15 градусов на ПБ. Вытекающий из пробоин авиабензин растекался по волнам горящим ковром. В это время командир “Уоспа” еще делал попытки спасти авианосец, развернув его по ветру, так, чтобы жар и языки пламени стелились вдоль борта, в сторону носовой части. Но тщетно.



Спустя 34 минуты после торпедной атаки был дан приказ оставить горящий корабль. Последним в 16:00 авианосец покинул кэптен Шерман, убедившись, что на борту не осталось выживших.

Жертвами огня стали 193 члена экипажа “Уоспа”, ранения получили свыше 300 моряков.

Из 26 находившихся в воздухе самолетов 25-ти удалось совершить посадку на идущий поблизости “Хорнет”. Однако большая часть авиакрыла “Уоспа” (45 единиц) погибла вместе с авианосцем.

Раненных подобрали корабли. Эскадра уходила курсом на запад.

Получив скорбный приказ, эсминец “Лэффи” нанес “удар милосердия”, впустив по авианосцу пять торпед (из которых две не взорвались). Однако, смерть пришла к “Уоспу” не сразу. Полыхающая коробка продрейфовала до заката, шипя раскаленным металлом и постепенно оседая в воде.

Спустя 4 минуты после торпедирования “Уоспа” свою порцию японского гнева получил эскадренный миноносец “О’Брайен”. Взрыв разрушил носовую оконечность, но, к счастью для янки, все члены экипажа остались невредимы.

Самый разрушительный торпедный залп в истории

момент попадания торпеды в USS O'Brien (DD-415), на заднем плане горит USS Wasp (CV-7)


Эсминец сохранил ход и мог держаться на плаву. На следующий день он прибыл на Вануату, где был произведен экстренный ремонт. 10 октября получивший первую помощь “О’Брайен” выдвинулся на капитальный ремонт в Сан-Франциско. Однако спустя неделю выяснилось, что его рана смертельна.

Взрыв торпеды необратимо повредил силовой набор. На очередном этапе трансокеанского перехода, эсминец развалился на части и затонул, успев пройти с момента атаки почти 3000 морских миль.

Легче всех перенес нападение линкор “Норт Кэролайн”, 45 тысяч тонн стали и огня. 400 кг японской взрывчатки были для него, как слону дробина.

Пять человек погибло, 20 получили ранения, в борту открылась пробоина длиной около 9,8 и высотой в 5,5 метра, четыре переборки системы ПТЗ оказались пробиты. Взрыв также привел к пожару в перегрузочном отделении башни №1, но быстрое затопление носовых погребов позволило избежать катастрофы. Но эти повреждения никак не сказались на способности линкора сохранить свое место в строю и поддерживать эскадренную скорость <25 уз.>. Первоначальный крен в 5,5° усилиями аварийных партий был быстро исправлен в течение 6 минут.


“Норт Кэролайн” сохранил боеспособность, а полученные повреждения и потери оказались действительно невелики на фоне масштабов линкора. Однако, сам факт торпедирования одного из сильнейших кораблей (и единственного быстроходного линкора на Тихом океане) был до крайности неприятен для американцев.



Первоначальный осмотр и исправление повреждений были выполнены на атоле Тонгатабу с помощью плавмастерской “Вестал”. Следующей остановкой был Перл-Харбора, где линкор прошел полноценный ремонт с установкой дополнительного зенитного вооружения, в период с 30 сентября по 17 ноября 1942 г.

Мистика морских сражений

Разрушительная атака I-19 стала одной из неразгаданных тайн океана. У исследователей возникли сомнениями насчет повреждения единственным торпедным залпом трёх кораблей.

Как могли сойтись пути у авианосца, линкора и подлодки?

В тот день, 15 сентября 1942 года, “Уосп” и “Хорнет“ в охранении линкора "Норт Каролина", 7 крейсеров и 13 эсминцев, обеспечивали прикрытие конвоя из шести транспортов, перевозивших подразделения морской пехоты на Гуадалканал. Каждый авианосец был прикрыт собственным ордером сил охранения. Боевые группы шли параллельным курсом, в пределах видимости друг друга. Линкор и эсминец “О’Брайен” входили в состав соединения авианосца “Хорнет”.



В момент атаки подлодка I-19 находилалсь внутри ордера охранения “Уоспа” на дистанции 900 метров от цели. Три из шести выпущенных торпед поразили авианосец, остальные ушли в направлении боевой группы “Хорнета”.

Торпедам предстояло пройти до встречи с линкором и эсминцем не менее 10-11 км.

Неясностей добавляют разночтения в донесениях американских кораблей: имеющиеся несовпадения по времени, различия в указанных курсах торпед свидетельствуют о присутствии двух (и даже трёх) японских подлодок.

Свидетели на мостике “Уоспа” также заметили следы только четырех торпед (что, впрочем, противоречит японской тактике и здравому смыслу — такую важную цель, как авианосец, следовало атаковать полным, шеститорпедным залпом).

Со стороны японцев допрашивать некого: все участники этих событий погибли в ходе боевых действий на Тихом океане. I-15 была потоплена через месяц у Соломоновых островов. I-19 погибла со всем экипажем через год, в ноябре 1943 г. Архивы Императорского флота оказались сильно повреждены пожарами в результате американских бомбардировок.

Несомненно одно: обе подлодки, I-15 и I-19, находились в тот день в районе гибели авианосца “Уосп”. При этом, доклад о выходе в торпедную атаку 15.09.1942 сделала только одна субмарина — I-19. Её напарница лишь засвидетельствовала успех, немедленно сообщив в штаб о гибели американского авианосца.

Разумеется, ни одна, ни другая подлодки не видели, и не могли знать, что жертвами атаки стали сразу три боевых корабля.

Несмотря на столь невероятные совпадения, большинство источников склоняются к традиционной точке зрения: авианосец, линор и эсминец стали жертвой торпедного залпа I-19.


История не сохранила ни одной фотографии крейсерской подводной лодки I-19


С технической точки зрения, на вооружении японского флота имелись торпеды “тип 95 мод. 1”, способные пройти 12 км при скорости 45 уз. Что было достаточно для атаки двух, находящихся на расстоянии, боевых групп.

Разночтения в донесениях американских кораблей могут быть объяснены суматохой в момент торпедной атаки. Следы торпед были замечены в последний момент, когда корабли совершали резкий маневр уклонения — отсюда, сложности в определении точного курса и направления с которого были выпущены торпеды. Расхождения по времени (одна-две минуты на некоторых кораблях) также объясняются естественным напряжением боя.

Попадание оставшихся торпед в эсминец и линкор — редкая случайность, которой способствовал многочисленный состав американской эскадры.

С точки зрения самих подводников, любая случайность неслучайна. Благодаря своим боевым качествам подводные корабли способны совершать подвиги, проникая внутрь защищенных периметров, сквозь ордера охранения и расстреливая цели в упор. Поэтому больше интереса в этой истории вызывает сам выход в атаку I-19, которая осталась незамеченной ни боевыми кораблями, ни находящимися в воздухе десятками самолетов. При этом янки прекрасно знали о наличии подводной угрозы: всего за две недели до описываемых событий, японская подлодка торпедировала в этом районе авианосец “Саратога”.

Зарылся в волну перископ,
Отправлены к цели торпеды.
Противник уходит на дно.
У лодки есть все для победы…
60 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    31 марта 2018 05:43
    Редкая случайность)-а случай интересный.даже странно что не знал про такой.
    1. +6
      31 марта 2018 23:59
      Самый разрушительный торпедный залп в истории


      В названии статьи "Разрушительный" как-то не к месту. А вот "удачный" в самый раз.
  2. +11
    31 марта 2018 06:10
    Для меня язык тяжеловат показался. Художественное описание, потом попытка анализа, потом опять худ литература. Учитывая, что я ничего не знал о этом событии, было трудно поймать суть.
    1. +1
      31 марта 2018 12:33
      Аналогично
    2. +8
      31 марта 2018 14:50
      Из-за характерного стиля Олега я не сразу понял, что это реальное событие, а не гипотетическая ситуация. А так интересный бой, не знал о нем.
  3. +2
    31 марта 2018 06:18
    https://www.history.navy.mil/research/library/onl
    ine-reading-room/title-list-alphabetically/w/war-
    damage-reports/uss-obrien-dd415-war-damage-report
    -no-28.html
    повреждения и агония О,Брайена ( не могу фото вставить ) и др.
    1. +10
      31 марта 2018 14:42
      Иван hi Попробую помочь. Эти фото?

      1. +1
        31 марта 2018 18:34
        так точно ! спасибо
        1. +1
          31 марта 2018 19:25
          Сохранил себе на "рабочий стол", от туда и вставил. Мало ли, на будущее пригодится. recourse
  4. +4
    31 марта 2018 07:20
    Любой успех-итог боевого мастерства. И хоть и есть пословица-везёт дуракам, но она неточна, т.к. без соответствующих навыков невозможно добиться адекватной реакции.
  5. TIT
    +12
    31 марта 2018 07:34
    фотографии крейсерской подводной лодки I-19




    кто то совсем обленился


    i -19 !! К-19 МЕНЯ терзают смутные мыслишки




    наблюдатель
    1. TIT
      +5
      31 марта 2018 07:37
      наблюдатель
    2. +7
      31 марта 2018 07:48
      У вас - I-19, у меня такое же фото один-в-один - I-26

      так какая лодка на снимке?
      1. TIT
        +2
        31 марта 2018 08:08
        Цитата: Santa Fe
        так какая лодка на снимке?

        пока действительно засомневался . будем искать , что то другое
        1. +2
          31 марта 2018 09:20
          Товарищи, судя по вики, обе лодки имеют тип i-15, то есть вы оба правы. Головная лодка серии на испытаниях:
          1. TIT
            0
            31 марта 2018 09:35
            Цитата: Dagen
            судя по вики, обе лодки

            у нас проблема не в лодках , а в волнах и общем фоне снимков , типа мой снимок обрезан и редактирован из фото Олега
        2. +3
          31 марта 2018 09:36
          Мужики, о чём задумались?...
          Японские подводные лодки типа Otsu-Gata B1 классифицировались как крейсерские подлодки. Предназначались для борьбы с судоходством противника и ведения разведки на всей территории Тихого океана. Встречается также другое наименование - подводные лодки типа I-15 (по головному кораблю серии).
          Первые шесть лодок типа (в т.ч. I-19) были заказаны в рамках "Третьей программы замены кораблей" 1936 г.
          Корабль (еще без названия - заказ №39) был заложен 15 марта 1938 г. на верфи Мицубиси в Кобе. 16 сентября 1939 г. корабль под наименованием I-19 спущен на воду. 28 апреля 1941 г. введен в строй флота.
          Обе лодки из одной серии. Фото лодки, действительно, есть, здесь Олег не прав в своём "История не сохранила ни одной фотографии крейсерской подводной лодки I-19". Ещё раз фото.
        3. 0
          27 декабря 2019 14:43
          Ваше фото "I-19" обрезано и более "мутное", по первым признакам редактировалось оно, правда сама цифра второго фото "26" сильно режет как то глаз. Хотя я от фотошопа далек так же как и от японских подводников
      2. +5
        31 марта 2018 11:04
        Цитата: Santa Fe
        У вас - I-19, у меня такое же фото один-в-один - I-26

        так какая лодка на снимке?

        Посмотрите внимательно, это очевидно разные снимки двух разных однотипных подлодок.
        1. 0
          31 марта 2018 12:01
          Возможно, на фото совпал ракурс, но, возможно, что сомнения Олега (Santa Fe) не беспочвенны, и снимок I -19 получился после ретуши снимка с однотипной лодки. В последнем случае, реальное фото I-19 искать и искать, может быть, его уже нигде нет (и Олег Капцов прав), но, кто знает, вдруг, где и найдётся из частных коллекций, редких архивов...
        2. +1
          31 марта 2018 15:29
          Цитата: Капитан Пушкин
          Посмотрите внимательно,

          На обеих снимках одна лодка , я вижу один снимок но разные бортовые номера. Обратите внимание на усы от форштевня - один в один .
          1. 0
            27 декабря 2019 14:45
            + все капелькт брызг один в один, интересно стало приблизил рассматриваю, фото одно и тоже, но номера исправлены.
        3. 0
          8 апреля 2018 20:59
          А почему буруны (и носовой и кормовой) абсолютно идентичны? Это снимки одной и той же ПЛ, но с разной степенью ретуши.
      3. +9
        31 марта 2018 12:18
        Ну, вообще-то, Ваша, товарищ Santa Fe, I-26( смотрите тактический номер на рубке подлодки), а товарищ TIT представил фото I-19 ( тактический номер на рубке)- это однотипные подлодки.
        Когда-то, задолго до эпохи Интернета, перечитал в городских библиотеках все книги о японском подплаве и японоимператорском флоте( после портартуроцусимских книг Степанова, Новикова-Прибоя, Пикуля, очень заинтересовался yes ) и долго помнил название особенно полюбившейся мне мемуарной книги японского офицера-подводника, издания 50-60 годов, как и типы японских подлодок...но теперь, увы мне...
        Статья мне понравилась good , хотя о той атаке читал не раз, но каждый раз узнаю с новых ракурсов yes ! Очень согрели душу общие тёплые слова о подводниках и их "неслучайных случайностях"...но удивили слова о якобы "не сохранившихся" фото знаменитой I-19, которые видел в давешних книжных иллюстрациях достаточно смотрибельными smile .
        hi
        1. TIT
          +1
          31 марта 2018 13:01
          Цитата: пищак
          которые видел в давешних книжных иллюстрациях достаточно смотрибельными

          а как книжки то звались помните ?
          1. +8
            31 марта 2018 14:21
            Товарищ ТIT, в голове, наконец-то, "выкрутилось( из многих, наподобие "стальных гробов", английских и гитлеровских мемуаров)" название-"Потопленные", фамилия командира ПЛ такая японская-японская, Хасимото. Не помню уже, но кажется в ней тоже были фотоиллюстрации. Мне в молодости эта книга нравилась yes .
            Остальные источники-книги, газетные и журнальные публикации, разнонародных авторов и, часто сходных, названий( типа "флот США в тихоокеанских баталиях", "состояние японского императорского флота перед ВМВ", "битва за Окинаву", в книгах и публикациях о Жемчужной бухте много всего об американской и японской эскадре, даже в советском журнале "Сельская молодёжь" публиковались интересные заметки, в том числе и о дальнем перехвате самолёта адмирала Ямамото...или воспоминания советских подводников о трансокеанском переходе, летчиков перегона "Каталин", других океанских патрульных самолётов...раньше нужно было "лопатить" библиотечные каталоги, комментарии в книгах, списки использованной литературы и толстые журналы, а теперь интернетраздолье- нажатие кнопочек и вуаля-искомое, никого не нужно просить и пропадать в читалке...было, заказывал по почте фотоплёнки интересующих книг в "Ленинке", тогда это стоило копейки). Как-то так получается, что мне, прям потоком, отовсюду попадается та информация, которая меня интересует и в определённый момент все разрозненные сведения( а у меня зацепистая память "на деталь" winked ) сливаются в целостную живую картину...сейчас больше "картины" медицины изучаю, хотя интереса к военной технике и истории не теряю smile
            Надеюсь, что чем-то был полезен.
            hi
            1. +4
              31 марта 2018 19:01
              “Sunk: The Story of the Japanese Submarine Fleet, 1941-1945”
              Mochitsura Hashimoto
    3. avt
      +2
      31 марта 2018 14:27
      Цитата: TIT
      кто то совсем обленился
      i -19 !! К-19 МЕНЯ терзают смутные мыслишки

      wassat ТЬфу! Всю мистику, которую Олег накручивал ,взял и обо-о-огадил ! bully
  6. +1
    31 марта 2018 07:51
    Для меня всегда было загадкой, почему "атакой века" наывают не эту, а потопление "Густлова".
    1. +19
      31 марта 2018 08:15
      Потому что тут погибло железо,которого янки впоследствии наклепали прилично("Эссексы"), а на "Гуслове" погибли подготовленные экипажы ПЛ, без которых подлодки являются просто кучами железа
    2. BAI
      +3
      31 марта 2018 10:18
      а потопление "Густлова"

      Мне кажется, потому, что Густлов имел широкий общественный резонанс.
      1. +1
        1 апреля 2018 02:16
        Англичане его раскрутили, чтобы прикрыть собственную ещё более кровавую атаку против кораблей с заключёнными. Ну и немцы каждые пять лет вспоминают, увеличивая число жертв на 500-1000 человек.
  7. +16
    31 марта 2018 08:18
    Плюс fellow Олег,побольше таких красочных авторских описаний отдельных боёв!!! good И жертвам ЕГЭ интересно и познавательно, и нам разнообразие wink hi
  8. +1
    31 марта 2018 08:36
    Этот случай показателен о роли везения в войне... Или не везения... С какой стороны посмотреть...
  9. +2
    31 марта 2018 09:16
    Такой себе пример возможности почти невероятного. С другой стороны - а случаи падения без парашютов из самолетов, насколько помню во время первой и второй мировых были, потом стюардесса югославская с 10 км в 1972, Савицкая с 5 км в 1961, правда в последнем случае упала вместе с частью самолета.
    1. TIT
      0
      31 марта 2018 09:37
      тут больше подходят случаи не "счастливого спасения", а типа прямого попадания в самолёт из танкового орудия
      1. +8
        31 марта 2018 11:26
        Цитата: TIT
        тут больше подходят случаи не "счастливого спасения", а типа прямого попадания в самолёт из танкового орудия

        Было и такое. Александр Михайлович Фадин в годы Великой Отечественной на своем Т-34 отличился. Вот цитата из статьи о нем.
        Цитата: TIT
        Самолет курсировал вдоль этой линии и, зная примерно расстояние между столбами, я рассчитал его скорость. Она была небольшой, порядка 50 — 60 км/ч. Когда самолет сбросил груз и пролетел мимо нас, я решил, что, если он развернется, я попытаюсь его сбить. Даю команду Фетисову отвернуть колпачок и зарядить осколочным. Самолет разворачивается, я беру упреждение — и выстрел. Снаряд угодил ему прямо в мотор, и самолет переломился. Что тут было! Откуда только взялось столько немцев! Со всех сторон поле запестрело от оживших в снегу фигур противника, которые бросились к остаткам самолета. Забыв о том, что у меня мало снарядов, я раз десять выстрелил осколочными в эту бегущую массу фрицев.
        1. 0
          31 марта 2018 12:11
          Цитата: 11черный
          я рассчитал его скорость. Она была небольшой, порядка 50 — 60 км/ч.

          скорость самолёта? what
          1. +4
            31 марта 2018 12:37
            Цитата: verner1967
            скорость самолёта?

            Вас что-то смущает? - судя по описанию это был почтовый либо транспортный Шторх или
            что-нибудь вроде него.
            1. 0
              31 марта 2018 19:24
              Цитата: 11черный
              судя по описанию это был почтовый либо транспортный Шторх или
              что-нибудь вроде него.

              даже если и Шторх,
              Свое прозвище «Шторх» (аист) самолет заслужил благодаря внешнему виду с огромным размахом крыла и длинными, свисающими вниз тонкими стойками шасси. Посадочная скорость не превышала 50 км/ч, а даже при небольшом ветре (3-4 м/с) разбег и пробег составляли менее 15 м.

              Посадочная!! А он садиться не собирался, а тем более, был гружёный
              Цитата: 11черный
              Когда самолет сбросил груз и пролетел мимо нас

              И зачем ему на предельно малой скорости кружить недалеко от расположения советских войск?
              1. +1
                31 марта 2018 21:56
                Цитата: verner1967
                Посадочная!! А он садиться не собирался, а тем более, был гружёный

                Кратковременное снижение скорости до посадочной вполне допустимо.
                Цитата: verner1967
                И зачем ему на предельно малой скорости кружить недалеко от расположения советских войск?

                Я не спрашивал...
                Скорее всего он сбрасывал груз с небольшой высоты, для точности сбросил скорость - тут его и подловили наши танкисты. Он не мог ожидать, что наши из танковой пушки laughing
                1. 0
                  1 апреля 2018 07:07
                  Цитата: 11черный
                  Кратковременное снижение скорости до посадочной вполне допустимо.

                  Цитата: 11черный
                  Самолет курсировал вдоль этой линии и, зная примерно расстояние между столбами, я рассчитал его скорость. Она была небольшой, порядка 50 — 60 км/ч.

                  снижение скорости до посадочной при полёте по прямой, к тому же гружёного самолёта, ведёт к срыву в штопор, но, учитывая, что это Шторх - к снижению. Скорее всего, в тексте опечатка - 150-160 как раз нормальная скорость.
      2. 0
        31 марта 2018 11:40
        А как Вам прямое попадание в ствол танкового орудия?
        1. 0
          31 марта 2018 12:15
          Цитата: andrewkor
          А как Вам прямое попадание в ствол танкового орудия?

          ну, вообще то так и боролись с танками, когда орудие было слабовато для пробития брони, или вы имеете в виду прямо в отверстие ствола? У Лозы "Танкист на иномарке" описан подобный случай, когда при обстреле самолётом танковой колонны через ствол снарядом из пушки был убит член экипажа
      3. Комментарий был удален.
      4. Комментарий был удален.
  10. BAI
    +2
    31 марта 2018 10:13
    История не сохранила ни одной фотографии крейсерской подводной лодки I-19

    Вот эта подойдет?

    I-19 в 1943 году
    1. +1
      31 марта 2018 10:20
      Цитата: BAI
      Вот эта подойдет?

      Пока неизвестно

      Есть такое же фото с такой же подлодкой, все совпадает, кроме номера I-26 (иначе - это может быть фотошоп??). Подробности - в комментариях чуть выше
    2. BAI
      +4
      31 марта 2018 12:47
      Да, кстати, - поскольку все обсуждают в принципе одно фото,то вот еще однотипная I-30
  11. +2
    31 марта 2018 10:37
    Зарылся в волну перископ,
    Отправлены к цели торпеды.
    Противник уходит на дно.
    У лодки есть все для победы
    ..и всё для ухода в бессмертие..
  12. +5
    31 марта 2018 14:46
    Самый разрушительный торпедный залп в истории
    Возможно.
    А по количеству погибших врагов, при гибели транспорта Гойа нет равных:
    "Л-3 выпустила по «Гойе» две торпеды. Обе попали в цель, в левый борт. На судне возникла паника. Некоторые стали прыгать за борт. Корма «Гойи» просела, а затем корпус судна переломился пополам. Спасательные шлюпки не помогли, поскольку судно быстро ушло на дно. После последующего взрыва в трюме «Гойя» затонул всего за семь минут. Спастись смогли менее 200 человек из почти 7 тысяч."
  13. +4
    31 марта 2018 18:09
    олег такой олег. залп "самый разрушительный в истории", но линкору это не страшно! броня! линкоры!!! даже в этой, вроде как исторической зарисовке, умудрился броню всунуть.
    кстати, читается тяжеловато, согласен с мнением указанным выше.
  14. +2
    31 марта 2018 18:46
    Интересный факт. Не знал. Спасибо за статью. Стиль узнал, когда дошел до момента с линкором.
    Тихоокеанский театр для европейского обывателя по прежнему загадка...У нас тут была "своя атмосфера" в те дни.
  15. +2
    31 марта 2018 20:42
    еще раз убедился в устарелости конецепции крупных надводных кораблей и в высокой эфффективности подлодок
    1. +1
      3 апреля 2018 19:38
      Уверен, что если Вы будете оставлять этот комментарий под каждой статьей о флоте, то в конце концов к такому же выводу прийдут все без исключения посетители сайта yes
  16. +1
    31 марта 2018 21:30
    Да уж, такие случайности обеспечиваются годами обучения и тренировок, хладнокровием и мужеством, волей к победе и малой долей удачи.
  17. 0
    1 апреля 2018 02:29
    Спасибо за статью! Кажется это где то упоминалось, но вскользь.... Ещё раз спасибо!
  18. 0
    1 апреля 2018 04:20
    Цитата: рюрикович
    Потому что тут погибло железо,которого янки впоследствии наклепали прилично("Эссексы"), а на "Гуслове" погибли подготовленные экипажы ПЛ, без которых подлодки являются просто кучами железа

    Цитата: Narak-zempo
    Для меня всегда было загадкой, почему "атакой века" наывают не эту, а потопление "Густлова".



    А ещё была атака немецкой лодки U7 емнип
    Когда она за 15 минут утопила 3 английских корабля включая новейший линкор. В 1МВ было и даже на ВО вроде была статья
    1. +1
      1 апреля 2018 05:54
      Тут меньше загадок чем атаки Лунина. Пульнули так пульнули...
  19. +1
    1 апреля 2018 05:45
    Построено 20 единиц, фото может быть каждой из них.
    Оцу-гата Би1. Постройка по программам 1937 и 1939 годов. Часть ПЛ вступила в строй по изменениям - вместо ангара установили орудие 140-мм. Инфа: М-К, Морская коллекция, 7-2004. Ссылки © обязательно.
  20. +1
    2 апреля 2018 10:57
    Целое кино ведь сняли про эту атаку. Подлодки там не было. Но и без неё было видно, как американский флот всосал от одной внезапной атаки.
  21. 0
    6 апреля 2018 00:16
    Японцы народ отчаянный и провести такую операцию:- это успех, в который, кроме профессионализма, вмешалась и удача