Военное обозрение

Одинокий «Беркут»: почему Су-47 оказался не у дел

23
Август 1999 года, город Жуковский, Московская область. Четвертый международный аэрокосмический салон МАКС. Среди российской авиатехники, которая уже в том же составе выставлялась годом ранее на МАКС-97, неожиданно появился уникальный гость – экспериментальный самолет с крылом обратной стреловидности.


В начале 80-х годов ведущие державы США и СССР начали исследования по возможности применения в авиатехнике крыла с обратной стреловидностью. Первые в этом деле оказалась американцы. В 1981 году авиастроительная компания Grumman получила от Пентагона заказ на постройку двух экспериментальных самолетов, которые получили обозначение Х-29. Спустя три года состоялся первый полет. Однако американцы довольно быстро пришли к выводу о бесперспективности такой конструкции крыла и все работы были свернуты к началу 90-х годов.

Примерно в то же самое время в СССР была дан старт аналогичному проекту. Это была личная инициатива руководства ОКБ Сухого. Но в связи с развалом Союза, работы по необычному самолету существенно замедлились. Тем не менее, в 1997 году Су-47, прозванный "Беркутом", впервые поднимается в небо.

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. svp67
    svp67 31 марта 2018 18:55
    +9
    Первые в этом деле оказалась американцы. В 1981 году авиастроительная компания Grumman получила от Пентагона заказ на постройку двух экспериментальных самолетов, которые получили обозначение Х-29.
    В Америке так же летал Ф-16 с обратной стреловидностью...
    А вообще первопроходцами были немцы, создавшие еще в годы ВМВ Junkers Ju-287
    1. donnick74
      donnick74 1 апреля 2018 14:14
      0
      Ну про немцев когда-то слышал,НО про F-16 впервые!!!
      Хотя и похоже на монтаж,но всё равно СПАСИБО!!!
      1. svp67
        svp67 1 апреля 2018 14:27
        0
        Цитата: donnick74
        Хотя и похоже на монтаж,

        Еще школьником, в начале 80-х, в "Зарубежном Военном Обозрении" читать о нем приходилось. Если интересно, то у него на киле нанесен шифр проекта "SFW/F-16", наберите его в нэте, да почитайте...
    2. Инжeнeр
      Инжeнeр 2 апреля 2018 09:07
      +1
      ну, до немцев был наш планер и бомбардировщик Беляева, но конечно же первопроходцами были немцы, куда там нам...
      1. svp67
        svp67 2 апреля 2018 09:17
        0
        Цитата: Инжeнeр
        ну, до немцев был наш планер и бомбардировщик Беляева, но конечно же первопроходцами были немцы, куда там нам...

        Вообще то интерес к "обратной стрелке" был проявлен еще до ПМВ, но до ладно. Видимо еще стоит не забывать и нашего "трудягу" Ил-14, у него то же "обратная стрелка"
    3. RelictEmpire
      RelictEmpire 5 апреля 2018 12:22
      0
      Ил-14 (по кодификации НАТО: Crate — «Ящик» или «Контейнер») — советский ближнемагистральный самолёт. Разработан в конце 1940-х годов для замены устаревшего самолёта Ли-2. Угол стреловидности -3 градуса по линии 1/4 хорд.
  2. polpot
    polpot 31 марта 2018 18:59
    +7
    Обратная стреловидность крыла известна с 30-40 годов прошлого века,самолеты безхвостки тоже новинка из 30 годов , массовое пременение подбных систем не дает особых преимуществ перед обычными схемами ,если бы были приимущества уровня реактивного над поршневым все бы давно летали на подобных самолетах.
  3. FalconD
    FalconD 31 марта 2018 19:08
    +6
    Ну почему же не у дел!?? Самолёт же экспериментальный, и свою функцию выполнил достойно! Название статьи не соответствует содержанию...!
  4. Симон
    Симон 31 марта 2018 20:27
    +2
    Я думаю, что наша промышленность разработает для этого самолета прочные пластические материалы и подобные самолеты пойдут у нас в серию. Наша наука не стоит на месте! yes
    1. Borik
      Borik 31 марта 2018 21:30
      +3
      Да нет он в серию не пойдет. У него немало нерешенных проблем. Возможно лет так через ....надцать и вернутся к подобной схеме. Но это будет совсем другой самолет.
  5. mvg
    mvg 1 апреля 2018 00:00
    +2
    На этом самолете Сухой впервые в России испытывал большое применение углепластика при строительстве. До этого практически его в Союзе не было. То, что схема бесперспективна, к этому пришли быстро. Эксперимент.
    1. Arakius
      Arakius 1 апреля 2018 03:17
      +3
      Я читал, что крыло обратной стреловидности испытывает уж слишком большие перегрузки на сверхзвуке, потому крылья Су-47 были сделаны из прочного композита. Но недостаток таких крыльев в том, что в случае боевых повреждений пробоины в них не заваришь, как в дюралюминиевом крыле, придется менять целиком все крыло, а это недопустимые расходы, это было одной из причин, почему проект был признан бесперспективным
      1. donnick74
        donnick74 1 апреля 2018 14:25
        +3
        Уважаемый сейчас не 40_е годы!Заварил и в бой-не выйдет,поверьте,хоть я и не специалист по авиации,а спец по ремонту и хранению бронетехники,но,танк или БМП получив пробитие ВСЕГДА дешевле и проще пустить на металлолом!!!А композит заменить,да как 2 пальца..!
        1. Arakius
          Arakius 2 апреля 2018 06:48
          +2
          Ладно бы танк с композитной броней, но БМП то заварить дырку в бронелисте в чем проблема?
  6. kan123
    kan123 1 апреля 2018 06:05
    +3
    В том то все и дело : "американцы создают что то" - генконструктор Сухого, считая их наверно , за божества ( мы все тогда преклонялись, перед мощью мысли , ов, насмотревшись голливуда), начинает "копировать передовую науку". Сначала американцы клепали "стелсы", которые сегодня все на помойке - этот умник из Сухого, отрезал перед от су - 27, вроде, и прикрутил туда эту кабину - там была лесенка "а ля как пенды в стелз залазят" - типо наш ответ чемберлену. Потом наши американские гении занялись стреловидностью - генкотруктор Сухого , решил снова не отставать - его даже в "стелс цвет " покрасили, этого сухого - 57, краски ушло ,наверно не одна бочка. И теперь они создали "пятое поколение" - "Авиацию в воздух " - "Всю?" - "Обеи два!" Между прочим Миг - как летал на 30 км, - а его пилили, развивая показуху. Не хочу ничего сказать, но 90е - это был период бардака и , к сожалению предательства.
    1. Ниточкин
      Ниточкин 1 апреля 2018 09:21
      +8
      Каких грибов объелся?
  7. ver_
    ver_ 1 апреля 2018 15:12
    0
    Цитата: Arakius
    Я читал, что крыло обратной стреловидности испытывает уж слишком большие перегрузки на сверхзвуке, потому крылья Су-47 были сделаны из прочного композита. Но недостаток таких крыльев в том, что в случае боевых повреждений пробоины в них не заваришь, как в дюралюминиевом крыле, придется менять целиком все крыло, а это недопустимые расходы, это было одной из причин, почему проект был признан бесперспективным

    ...нахрена обратная стреловидность, когда прекрасно себя зарекомендовали двигунки с изменяемым вектором тяги..?
  8. Августин Гладышев
    Августин Гладышев 1 апреля 2018 18:33
    +1
    [b][/b]Обратная СТРЕЛОВИДНОСТЬ крыла , ПОВЫШАЕТ МАНЕВРЕННОСТЬ летательного аппарата , НО и ПРОИЗВОДИТ массу проблем при ЕГО ПИЛОТАЖЕ ( также КАК у аппаратов с ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЁТОМ . НЕСОМНЕННО , такая конструкция КРЕПЛЕНИЯ КРЫЛА потребует НОВУЮ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛНОПОВОРОТНОГО Крыла ( смены Стреловидности прямо в ПОЛЁТЕ ) !
    1. Vol4ara
      Vol4ara 1 апреля 2018 21:35
      0
      Летают уголовный отражатель, нет у него будущего
  9. myobius59
    myobius59 1 апреля 2018 23:21
    +1
    Вроде проходила информация о закупке подобного аппарата для обучения курсантов, СР-10 , производства какой то частной компании. Он должен был заменить "чеха" . Но что то затихло последнее время .
  10. Vdi73
    Vdi73 6 апреля 2018 13:37
    0
    Красивая машина,жаль что в жизнь воплотить не удалось.
  11. Dzafdet
    Dzafdet 6 апреля 2018 17:56
    0
    Крылья у него отваливаются от перегрузок...
  12. Larum
    Larum 9 апреля 2018 15:59
    +1
    А орали - суперсамолет, суперсамолет. Модели везде продаются. А на деле - 1 модель для экспериментов